Русская беседа
 
15 Августа 2018, 07:20:25  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Премудрость Святой Горы Афон  (Прочитано 91 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7866


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Июля 2018, 23:59:59 »


Премудрость Святой Горы Афон

Иеромонах Филипп Святогорец


«Премудрость Святой Горы Афон» – так называется небольшая книжка современного афонского подвижника и писателя иеромонаха Филиппа, продолжающая традицию древних патериков и апофтегм. Краткими историями из жизни разных подвижников отец Филипп словно иллюстрирует глубокую духовную премудрость, выраженную в Священном Писании, в трудах святых отцов, а также древнегреческих мудрецов.

Представляем вниманию русскоязычных читателей избранные рассказы и изречения из книги иеромонаха Филиппа.


***


Иеромонах Филипп Святогорец

Однажды старец Фома, находясь в исихастирии, оказал гостеприимство двум беднякам-албанцам, которые проходили мимо и были голодны. Отец Фома позаботился, чтобы их накормили, дали все необходимое и окружили вниманием.

Один почтенный старец, находившийся там в тот момент, сказал:

– Чада мои, величие не в том, когда ты прислуживаешь и угощаешь богатых, у которых славное имя. Величие – это когда служишь и прислуживаешь бедным, немощным и животным.

Животным, потому что у них мы вместо Бога, как говорил отец Киприан. А говорил он так с целью показать, что мы должны любить животных, быть к ним внимательными и ухаживать за ними. Чтобы исполнилось то, о чем сказано в Священном Писании, в Ветхом Завете: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12: 10). В православной и иудейский традициях праведник – это тот, кто в высшей степени благ, кто является очень добрым человеком. Именно такой человек считается праведником.

***

Приснопамятный старец Фома, выслушивая какой-либо помысл от нас, монахов, или же от какого-либо мирянина-паломника, вслед за утешающими советами заключал: «Поставим дела в очередь!» То есть старец придавал значение и настаивал на том, что мы будем делать начиная с этого момента, ибо, как говорили древние греки, «то, что произошло, не исправить». Затем в христианский период апостол Павел наставлял: «Забывая оставшееся позади и простираясь вперед» (Фил. 3: 13). Точно так, как водим машину: учитель, преподающий нам вождение, говорит, что мы не должны смотреть лишь перед собой как близорукие, но и дальше – на путь, а иногда поглядывая и в зеркало. Но нельзя все время глядеть в зеркало, следя за тем, что происходит позади нас, потому что это опасно.

Этот совет относится ко всем людям: надо смотреть вперед, надо смотреть немножко и назад, чтобы нам вспомнить наши ошибки и не повторить их.

Но и всеблагой Бог нас увещевает смотреть вперед!

***

Однажды старца Ефрема посетила группа из трех студентов, которые собирались стать клириками. Ответ старца был прост, но в нем было заключено подлинное предание Святой Церкви:

– Добрые чада мои, послушайте! Женатые священники – в миру, а неженатые монахи – в монастыре. Нет – неженатым в миру, и «привет Марьям» с поцелуйчиками и обнимашками!

***

Старец Дамаскин из скита Данилеев говорил: «В последние времена Бог отберет благословение исповедничества от многих лицемерных зилотов и отдаст его людям с благим изволением и добрым расположением».

***

    Отец Модест часто повторял: молясь за человека, делаешь ему переливание духовной крови

Один почтенный старец говорил: «В сей жизни не пытайся собрать побольше денег, а пытайся собрать хороших друзей». И говорил лаконично: «Имей хороших друзей, а не деньги». Действительно, в трудные минуты деньги нам не могут помочь, а наши хорошие друзья, наши родные люди могут.

Отец Модест также часто повторял, что, молясь за человека, делаешь ему переливание духовной крови. Так рассматривал молитву чтимый старец. Еще он говорил, что пчелка улетает и удаляется от ветра, но прилетает на мед. То есть криками и бранью мы не разрешаем никаких проблем, а вот «медом» можем. Мы должны помнить старую греческую поговорку: «Язык кости не имеет, но кости ломает».

***

Старец Феоклит Дионисиат находился в Афинах для проведения духовной беседы. По этому случаю старец посетил рабочий кабинет одного молодого богослова, который в то время написал замечательную книгу «Обоженное животное». Войдя в кабинет, старец увидел богослова с сигаретой во рту.

– Дорогой мой Панайотис, – сказал отец Феоклит, – я знал, что человек – это обоженное животное, а не животное курящее!

Монахи строго относятся к курению, ибо оно разлагает тело – храм Святого Духа.

***


Монастырь Симонопетра, Афон

    Старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом»

Игумен обители Симонопетра старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом».

***

В недавнем прошлом канонизированный в Сербии святой Иустин (Попович), серьезный и чтимый старец, когда слышал, что кто-то из монахов или же мирян говорит, что он – первый грешник и самый большой, негодовал. Старец считал эти фразы эгоистичными и полагал, что этим «смиреннословием» лицемеры и эгоисты могут подчеркивать свое «я» и впасть в гордыню. Хватит и того, чтобы говорить: «Я – грешник, у меня есть страсти и ошибки». Нет нужды гордиться «смиреннословием».

***

В священной и аскетической Карулии проживал старец Филарет, босой подвижник. Мы его спросили:

– Как спастись?

Старец смиренно и скромно положил ладонь на свою голову и сказал:

– Всех людей мы должны считать превыше нас.

То есть мы не должны пренебрегать никем и не должны считать себя выше других людей.

Еще говорил старец:

– Друзья твои и люди, с которыми общаешься, да будут лучше тебя, чтобы ты слышал что-то хорошее, духовное, полезное. Это именно то, о чем говорил апостол Павел: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33).

***

Одна женщина была бездетна. Два-три раза она написала письмо старцу Герасиму Гимнографу. Однажды она написала: «Геронда, я разочарована, у меня никогда не будет детей». Старец немедленно ответил ей: «Вот сейчас, когда ты разочаровалась в человеческих силах, именно сейчас придет благословение Божие, ибо “сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9)». Прежде чем письмо старца было доставлено, он получил новое письмо от той женщины, что она уже беременна!

***

Некий премудрый старец сказал: «Старайся, чтобы люди тебя не жалели, а тебе завидовали!» То есть будь трудолюбивым, осторожным, чтобы люди смотрели на тебя как на пример. Чтобы ты был объектом соперничества в хорошем смысле, а не достойным жалости.

***

Добродетелей и хороших людей всегда мало, как и закваска бывает малой. Закваски бывает мало, но она квасит все тесто! Малой закваской, если ее смешать с мукой, можно испечь много хлебов. Вот так и хороший человек, просветленный христианин – это закваска общества!

***

Однажды множество монахов собралось в Новом Скиту, и мимо них прошел один архимандрит, не поприветствовав монахов, не сказав ни «благословите», ни «добрый день», ни «здравствуйте». Тогда один монах сказал старцу Трифону:

– Геронда Трифоне, этот архимандрит – хороший и нравственный человек!

Старец Трифон на это ответил:

– Наши мулы на Святой Горе также нравственны.

Тем самым старец указал, что недостаточно иметь телесную добродетель, плотское воздержание, а следует еще иметь и милость, кротость и доброту. Ведь в притче о десяти девах, рассказанной Христом, именно это подчеркивается. Десять дев имели телесное девство, занимались аскезой, но пять из них были премудры, а пять глупы, ибо не имели елея, то есть милости, понимания, не «здоровались» с людьми.

***

Некий старец одного из монастырей не умел петь, но хотел, чтобы видно было, что и он поет, как другие. В своем беспокойстве и попытке, как бы «спеть» следующее песнопение из певческой книги, старец долго вытирал свои очки. Вытирал, вытирал, пока типикарь – ответственный за богослужение – не сказал ему:

– Геронда, не вытирай очки так долго: слепота – внутри.

Тем самым типикарь указал монаху, что проблема в другом – в незнании.

***


    Святой Иустин (Попович): «Любишь монашество? Ты – православный. Не любишь монашество? Значит, протестантствуешь!»

Группа мирян и клириков посетила знаменитого афонского подвижника старца Паисия и спросила его:

– Отче, зачем столько монахов проживают в монастырях, в скитах и исихастириях? Не надо ли было, чтобы и они находились в миру, чтобы служили людям?

Просветленный Богом старец Паисий сказал:


Преподобный Паисий Святогорец

– Как в миру необходимы светофоры с зеленым и красным светом, чтобы люди не сталкивались, так и на островах необходимы маяки, чтобы корабли видели свет и не утонули.

В том же духе и другой современный святой – Иустин (Попович) – говорил: «От отношения к монашеству зависит то, настолько человек православен. Любишь монашество? Значит, ты – православный христианин. Не любишь монашество? Значит, протестантствуешь!»

***

Старцу Фоме однажды сказали:

– Отче, вы столько лет уже проживаете на Святой Горе! Это великое благословение и великая добродетель!

Старец вдумчиво и премудро ответил:

– Чадо мое, Бог не считает годы, а взвешивает их.

Еще старец говорил: «На Святой Горе умирают и мулы. Значит, не многого стоить умереть на Афоне». То есть важно то, как уходит из сей жизни человек.

***

Как-то раз некий мирянин посетил одного епископа и сказал:

– Ваше преосвященство, такой-то священник в пятницу на городской улице ел мясо!

Епископ, действуя необдуманно (необдуманность, наряду с нерассудительностью и надменностью, присущи власти), немедленно вызвал к себе священника и сказал ему:

– Отец, я наложу на тебя епитимью, так как ты вкушал мясо в пятницу.

Смышленый священник ответил:

– Владыко, я ел зелень и редиску.

– Как?! Мне сказали, что ты вкушал мясо!

– Владыко, мы благословляем хлеб и вино – и они становятся Плотью и Кровью Христа. Подобно и я благословил мясо, и оно стало редиской и зеленью.

Епископ говорит:

– Ты сведешь нас с ума! Совсем обезумел? Что за чепуху ты несешь?

А священник ему:

– Владыко, безумие верить словам мирянина, что я могу есть мясо в пятницу, да еще на улице!

***

Старец Фома, когда мы были в трапезной и ели нашу аскетическую скромную пищу, не позволял, чтобы кто-либо вставал из-за стола до того, как прочтем благодарственные молитвы и помолимся. Он настаивал, чтобы мы были очень внимательны во время еды, потому что, – говорил старец, – за трапезой стоят ангелы, точно так, как сказал Христос: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Когда люди собираются во имя Христово, Христос находится там.

Еще старец настаивал, что непозволительно игнорировать людей. Это евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10). Нельзя презирать никого, ибо каждый человек – христианин он или нет – имеет своего ангела. И когда мы игнорируем, презираем человека, его ангел с негодованием, с печалью смотрит на лице Небесного Отца. Поэтому любой человек, наипаче же христианин, в каждом человеке должен видеть икону Бога. Каждый человек – это образ Божий. Посему большая ошибка презирать людей по причине цвета их кожи или национальности и высказываться о них необдуманно, безрассудно.

***


Равноапостольный Косма Этолийский

    Равноапостольный Косма Этолийский: «Великий грех – разрушить семью!»

Один святогорец прежних времен, проживавший некогда в монастыре Филофей, учившийся в школе Афониада и затем ставший известным как великий просветитель и равноапостольный Косма Этолийский, говорил: «Лучше разрушить храм, чем семью»! Он считал, что материальный храм после разрушения можно вновь выстроить, но великий грех – если разрушается семья. И мы должны с великим почтением, рассудительностью и любовью окружать самую священную клеточку нашего общества – семью.

***

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Великое падение – незнание». Незнание нашего богословского учения, неведение человеческой философии походит на падение в бездну. Если человек несколько невнимателен, это может привести его к бедам и погибели. А про нас, знающих все наполовину и все путающих, еще древние греки говорили: «Полузнание хуже незнания». Полузнание хуже незнания, так как при нем человек знает наполовину.

***

Как-то один мирянин попросил в долг денег. Святые отцы запрещают долги и проценты. Человек пообещал вернуть долг через месяц. Прошел месяц, два, прошло полгода. Одолживший просил вернуть долг. Через год должник нагло сказал одолжившему:

– Оставь меня, жалкий человек! Нужда вынудила меня просить у тебя денег. А что вынудило тебя одолжить их мне?

Поэтому святитель Василий Великий и другие святые запрещают проценты, долги, лихоимство, которые становятся причиной тысячи зол. А один мудрец сказал: «Если хочешь более не видеть кого-либо в жизни твоей, одолжи ему денег: должник, уже издалека завидев тебя, убежит прочь»!


Иеромонах Филипп Святогорец
Перевел с новогреческого Геворг Казарян

24 июля 2018 г.



https://pravoslavie.ru/114312.html
« Последнее редактирование: 26 Июля 2018, 00:54:10 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7866


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Августа 2018, 00:36:49 »


В чем больше всего нуждается человек: на примере афонских старцев

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)




Из воспоминаний митрополита Антония (Паканича) во время паломничества на Святую Гору Афон.

– Наблюдая за жизнью афонских монахов, нельзя не заметить одну объединяющую их всех черту. Простоту. Простота в быту и разговоре, неспешность в размышлениях и размеренность в действиях. Все это волей- неволей вселяет мир и покой.

Глядя ни них, понимаешь, что самое лучшее в людях, конечно, простота.

На Афоне все пронизано простотой и незамысловатостью. Это так контрастирует с нашей обычной жизнью.

Мы исполнены обилия предрассудков, различных кривизн, сложностей, высокомерия. Мы перестаем замечать простые превосходные вещи, находящиеся под ногами и наполняющие жизнь истинным смыслом и радостью.

Мы не говорим о таких прекрасных вещах, как, скажем, дождь или собирание грибов и ягод, считая это темами третьесортными. К достойным же относим только заумные разговоры о политике или геополитике, всякого рода аналитику и прочие новости, которые зачастую вносят в нашу жизнь лишь беспокойство.

Отсутствие простых и незатейливых вещей лишает нас всего настоящего, а значит жизнеутверждающего, созидательного: мы бежим от природы, от простой еды, от простых людей и простых отношений, упорно усложняя свою жизнь и жизнь своих близких.

Мы сознательно вытесняем из себя простоту, хотя именно в ней заложена крупинка нашей самобытности, истинности.

Мы ищем Бога в чем-то великом и грандиозном, ждем знаков от Него и знамений в виде грома и молний, усматриваем Его волю в рокоте стихий, в величайших событиях.

А Он однажды незаметно и тихо явится нам в доверчивой улыбке ребенка или в извиняющемся взгляде беспомощного старика, в легком дуновении ветра или в пронизывающем звуке тишины, заполнившем на миг пространство. Он явится нам во всей Своей простоте.

Подсознательно мы все находимся в поиске простоты, потому что она созвучна совести, являясь олицетворением истины. Она не приукрашена и неприкрыта, непритворна и нелицемерна, она такая, какая есть. И в этом ее сила. Мы стремимся к ней и сопротивляемся ей одновременно. Наши страхи сковывают нас, внушают, что став проще, мы потеряем уважение и статус, вызовем насмешки у окружающих. Но это не так. Простота очищает сердце от шелухи и беззаконий, делает его чистым, способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8 ).

Верующий человек непременно прибегает к поискам простоты, осознав, что это именно те узкие врата, о которых говорил Господь. Такой человек не склонен самоутверждаться среди других людей, так как все его достижения разбиваются о совершенство Всесовершеннейшего Бога и становятся ничем – дымом и пылью. Он тянется к Нему, но понимает, что никогда не сможет дотянуться. И это отрезвляет, смиряет и все упрощает. Достижения отданы Богу, все заслуги – Его.

Не пришедшие еще к Богу люди не ведают о столь высоком ориентире и предпочитают сравнивать свою жизнь с жизнями и поступками других, сознательно выискивая в них минусы и ошибки, таким образом, самоутверждаясь, усложняя этим мир и отношения.

На Афоне все предельно просто. И любой даже мимолетный разговор с афонским монахом наполняет душу легкостью и радостью. Ты как будто сбрасываешь с себя стопудовые гири.

Ощущение легкости не покидает на протяжении всего пребывания на Святой Горе. И еще некоторое время, по прибытии домой, мысленно возвращаешься к увиденному и услышанному там: простому укладу жизни афонских насельников, незамысловатым, но глубоким словам, раскрывающим перед тобой то, о чем стоило давно догадаться самому, спокойствию и гармонии, царящей повсюду, отсутствию какой-либо сложности и напыщенности.

Простота – это как глоток свежего воздуха.

Нам всем есть к чему стремиться, куда расти. Главное, чтобы все наши стремления и поступки стали живым свидетельством присутствия Христа в нашей жизни, нашим личным Евангелием.

И Божия простота помогает в этом, помогает увидеть зло в первую очередь в себе и убить его ради ближних своих, чтобы не стать его распространителем и хранителем.

Простота спасает от душевного хаоса, приводя все в порядок, четко разграничивая добро и зло в наших сердцах. К этому нужно постоянно стремиться, беспрерывно работать в этом направлении без какой-либо оглядки на сложное время, в которое мы якобы живем, и тяжелую ситуацию.

«Плохие времена, тяжелые времена – вот что люди не устают повторять. Но давaйте сами начнем жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена», – мудро утверждал Блаженный Августин.

У истины всегда простые речи.


Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова

Источник: Портал «Православная жизнь»

4 августа 2018 г.



http://pravoslavie.ru/114887.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!