Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 06:08:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Премудрость Святой Горы Афон  (Прочитано 1355 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 25 Июля 2018, 23:59:59 »


Премудрость Святой Горы Афон

Иеромонах Филипп Святогорец


«Премудрость Святой Горы Афон» – так называется небольшая книжка современного афонского подвижника и писателя иеромонаха Филиппа, продолжающая традицию древних патериков и апофтегм. Краткими историями из жизни разных подвижников отец Филипп словно иллюстрирует глубокую духовную премудрость, выраженную в Священном Писании, в трудах святых отцов, а также древнегреческих мудрецов.

Представляем вниманию русскоязычных читателей избранные рассказы и изречения из книги иеромонаха Филиппа.


***


Иеромонах Филипп Святогорец

Однажды старец Фома, находясь в исихастирии, оказал гостеприимство двум беднякам-албанцам, которые проходили мимо и были голодны. Отец Фома позаботился, чтобы их накормили, дали все необходимое и окружили вниманием.

Один почтенный старец, находившийся там в тот момент, сказал:

– Чада мои, величие не в том, когда ты прислуживаешь и угощаешь богатых, у которых славное имя. Величие – это когда служишь и прислуживаешь бедным, немощным и животным.

Животным, потому что у них мы вместо Бога, как говорил отец Киприан. А говорил он так с целью показать, что мы должны любить животных, быть к ним внимательными и ухаживать за ними. Чтобы исполнилось то, о чем сказано в Священном Писании, в Ветхом Завете: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12: 10). В православной и иудейский традициях праведник – это тот, кто в высшей степени благ, кто является очень добрым человеком. Именно такой человек считается праведником.

***

Приснопамятный старец Фома, выслушивая какой-либо помысл от нас, монахов, или же от какого-либо мирянина-паломника, вслед за утешающими советами заключал: «Поставим дела в очередь!» То есть старец придавал значение и настаивал на том, что мы будем делать начиная с этого момента, ибо, как говорили древние греки, «то, что произошло, не исправить». Затем в христианский период апостол Павел наставлял: «Забывая оставшееся позади и простираясь вперед» (Фил. 3: 13). Точно так, как водим машину: учитель, преподающий нам вождение, говорит, что мы не должны смотреть лишь перед собой как близорукие, но и дальше – на путь, а иногда поглядывая и в зеркало. Но нельзя все время глядеть в зеркало, следя за тем, что происходит позади нас, потому что это опасно.

Этот совет относится ко всем людям: надо смотреть вперед, надо смотреть немножко и назад, чтобы нам вспомнить наши ошибки и не повторить их.

Но и всеблагой Бог нас увещевает смотреть вперед!

***

Однажды старца Ефрема посетила группа из трех студентов, которые собирались стать клириками. Ответ старца был прост, но в нем было заключено подлинное предание Святой Церкви:

– Добрые чада мои, послушайте! Женатые священники – в миру, а неженатые монахи – в монастыре. Нет – неженатым в миру, и «привет Марьям» с поцелуйчиками и обнимашками!

***

Старец Дамаскин из скита Данилеев говорил: «В последние времена Бог отберет благословение исповедничества от многих лицемерных зилотов и отдаст его людям с благим изволением и добрым расположением».

***

    Отец Модест часто повторял: молясь за человека, делаешь ему переливание духовной крови

Один почтенный старец говорил: «В сей жизни не пытайся собрать побольше денег, а пытайся собрать хороших друзей». И говорил лаконично: «Имей хороших друзей, а не деньги». Действительно, в трудные минуты деньги нам не могут помочь, а наши хорошие друзья, наши родные люди могут.

Отец Модест также часто повторял, что, молясь за человека, делаешь ему переливание духовной крови. Так рассматривал молитву чтимый старец. Еще он говорил, что пчелка улетает и удаляется от ветра, но прилетает на мед. То есть криками и бранью мы не разрешаем никаких проблем, а вот «медом» можем. Мы должны помнить старую греческую поговорку: «Язык кости не имеет, но кости ломает».

***

Старец Феоклит Дионисиат находился в Афинах для проведения духовной беседы. По этому случаю старец посетил рабочий кабинет одного молодого богослова, который в то время написал замечательную книгу «Обоженное животное». Войдя в кабинет, старец увидел богослова с сигаретой во рту.

– Дорогой мой Панайотис, – сказал отец Феоклит, – я знал, что человек – это обоженное животное, а не животное курящее!

Монахи строго относятся к курению, ибо оно разлагает тело – храм Святого Духа.

***


Монастырь Симонопетра, Афон

    Старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом»

Игумен обители Симонопетра старец Елисей говорит: «Нехорошо, когда, не соглашаясь с человеком, мы уже считаем его нашим врагом».

***

В недавнем прошлом канонизированный в Сербии святой Иустин (Попович), серьезный и чтимый старец, когда слышал, что кто-то из монахов или же мирян говорит, что он – первый грешник и самый большой, негодовал. Старец считал эти фразы эгоистичными и полагал, что этим «смиреннословием» лицемеры и эгоисты могут подчеркивать свое «я» и впасть в гордыню. Хватит и того, чтобы говорить: «Я – грешник, у меня есть страсти и ошибки». Нет нужды гордиться «смиреннословием».

***

В священной и аскетической Карулии проживал старец Филарет, босой подвижник. Мы его спросили:

– Как спастись?

Старец смиренно и скромно положил ладонь на свою голову и сказал:

– Всех людей мы должны считать превыше нас.

То есть мы не должны пренебрегать никем и не должны считать себя выше других людей.

Еще говорил старец:

– Друзья твои и люди, с которыми общаешься, да будут лучше тебя, чтобы ты слышал что-то хорошее, духовное, полезное. Это именно то, о чем говорил апостол Павел: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33).

***

Одна женщина была бездетна. Два-три раза она написала письмо старцу Герасиму Гимнографу. Однажды она написала: «Геронда, я разочарована, у меня никогда не будет детей». Старец немедленно ответил ей: «Вот сейчас, когда ты разочаровалась в человеческих силах, именно сейчас придет благословение Божие, ибо “сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9)». Прежде чем письмо старца было доставлено, он получил новое письмо от той женщины, что она уже беременна!

***

Некий премудрый старец сказал: «Старайся, чтобы люди тебя не жалели, а тебе завидовали!» То есть будь трудолюбивым, осторожным, чтобы люди смотрели на тебя как на пример. Чтобы ты был объектом соперничества в хорошем смысле, а не достойным жалости.

***

Добродетелей и хороших людей всегда мало, как и закваска бывает малой. Закваски бывает мало, но она квасит все тесто! Малой закваской, если ее смешать с мукой, можно испечь много хлебов. Вот так и хороший человек, просветленный христианин – это закваска общества!

***

Однажды множество монахов собралось в Новом Скиту, и мимо них прошел один архимандрит, не поприветствовав монахов, не сказав ни «благословите», ни «добрый день», ни «здравствуйте». Тогда один монах сказал старцу Трифону:

– Геронда Трифоне, этот архимандрит – хороший и нравственный человек!

Старец Трифон на это ответил:

– Наши мулы на Святой Горе также нравственны.

Тем самым старец указал, что недостаточно иметь телесную добродетель, плотское воздержание, а следует еще иметь и милость, кротость и доброту. Ведь в притче о десяти девах, рассказанной Христом, именно это подчеркивается. Десять дев имели телесное девство, занимались аскезой, но пять из них были премудры, а пять глупы, ибо не имели елея, то есть милости, понимания, не «здоровались» с людьми.

***

Некий старец одного из монастырей не умел петь, но хотел, чтобы видно было, что и он поет, как другие. В своем беспокойстве и попытке, как бы «спеть» следующее песнопение из певческой книги, старец долго вытирал свои очки. Вытирал, вытирал, пока типикарь – ответственный за богослужение – не сказал ему:

– Геронда, не вытирай очки так долго: слепота – внутри.

Тем самым типикарь указал монаху, что проблема в другом – в незнании.

***


    Святой Иустин (Попович): «Любишь монашество? Ты – православный. Не любишь монашество? Значит, протестантствуешь!»

Группа мирян и клириков посетила знаменитого афонского подвижника старца Паисия и спросила его:

– Отче, зачем столько монахов проживают в монастырях, в скитах и исихастириях? Не надо ли было, чтобы и они находились в миру, чтобы служили людям?

Просветленный Богом старец Паисий сказал:


Преподобный Паисий Святогорец

– Как в миру необходимы светофоры с зеленым и красным светом, чтобы люди не сталкивались, так и на островах необходимы маяки, чтобы корабли видели свет и не утонули.

В том же духе и другой современный святой – Иустин (Попович) – говорил: «От отношения к монашеству зависит то, настолько человек православен. Любишь монашество? Значит, ты – православный христианин. Не любишь монашество? Значит, протестантствуешь!»

***

Старцу Фоме однажды сказали:

– Отче, вы столько лет уже проживаете на Святой Горе! Это великое благословение и великая добродетель!

Старец вдумчиво и премудро ответил:

– Чадо мое, Бог не считает годы, а взвешивает их.

Еще старец говорил: «На Святой Горе умирают и мулы. Значит, не многого стоить умереть на Афоне». То есть важно то, как уходит из сей жизни человек.

***

Как-то раз некий мирянин посетил одного епископа и сказал:

– Ваше преосвященство, такой-то священник в пятницу на городской улице ел мясо!

Епископ, действуя необдуманно (необдуманность, наряду с нерассудительностью и надменностью, присущи власти), немедленно вызвал к себе священника и сказал ему:

– Отец, я наложу на тебя епитимью, так как ты вкушал мясо в пятницу.

Смышленый священник ответил:

– Владыко, я ел зелень и редиску.

– Как?! Мне сказали, что ты вкушал мясо!

– Владыко, мы благословляем хлеб и вино – и они становятся Плотью и Кровью Христа. Подобно и я благословил мясо, и оно стало редиской и зеленью.

Епископ говорит:

– Ты сведешь нас с ума! Совсем обезумел? Что за чепуху ты несешь?

А священник ему:

– Владыко, безумие верить словам мирянина, что я могу есть мясо в пятницу, да еще на улице!

***

Старец Фома, когда мы были в трапезной и ели нашу аскетическую скромную пищу, не позволял, чтобы кто-либо вставал из-за стола до того, как прочтем благодарственные молитвы и помолимся. Он настаивал, чтобы мы были очень внимательны во время еды, потому что, – говорил старец, – за трапезой стоят ангелы, точно так, как сказал Христос: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Когда люди собираются во имя Христово, Христос находится там.

Еще старец настаивал, что непозволительно игнорировать людей. Это евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10). Нельзя презирать никого, ибо каждый человек – христианин он или нет – имеет своего ангела. И когда мы игнорируем, презираем человека, его ангел с негодованием, с печалью смотрит на лице Небесного Отца. Поэтому любой человек, наипаче же христианин, в каждом человеке должен видеть икону Бога. Каждый человек – это образ Божий. Посему большая ошибка презирать людей по причине цвета их кожи или национальности и высказываться о них необдуманно, безрассудно.

***


Равноапостольный Косма Этолийский

    Равноапостольный Косма Этолийский: «Великий грех – разрушить семью!»

Один святогорец прежних времен, проживавший некогда в монастыре Филофей, учившийся в школе Афониада и затем ставший известным как великий просветитель и равноапостольный Косма Этолийский, говорил: «Лучше разрушить храм, чем семью»! Он считал, что материальный храм после разрушения можно вновь выстроить, но великий грех – если разрушается семья. И мы должны с великим почтением, рассудительностью и любовью окружать самую священную клеточку нашего общества – семью.

***

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Великое падение – незнание». Незнание нашего богословского учения, неведение человеческой философии походит на падение в бездну. Если человек несколько невнимателен, это может привести его к бедам и погибели. А про нас, знающих все наполовину и все путающих, еще древние греки говорили: «Полузнание хуже незнания». Полузнание хуже незнания, так как при нем человек знает наполовину.

***

Как-то один мирянин попросил в долг денег. Святые отцы запрещают долги и проценты. Человек пообещал вернуть долг через месяц. Прошел месяц, два, прошло полгода. Одолживший просил вернуть долг. Через год должник нагло сказал одолжившему:

– Оставь меня, жалкий человек! Нужда вынудила меня просить у тебя денег. А что вынудило тебя одолжить их мне?

Поэтому святитель Василий Великий и другие святые запрещают проценты, долги, лихоимство, которые становятся причиной тысячи зол. А один мудрец сказал: «Если хочешь более не видеть кого-либо в жизни твоей, одолжи ему денег: должник, уже издалека завидев тебя, убежит прочь»!


Иеромонах Филипп Святогорец
Перевел с новогреческого Геворг Казарян

24 июля 2018 г.



https://pravoslavie.ru/114312.html
« Последнее редактирование: 26 Июля 2018, 00:54:10 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Августа 2018, 00:36:49 »


В чем больше всего нуждается человек: на примере афонских старцев

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)




Из воспоминаний митрополита Антония (Паканича) во время паломничества на Святую Гору Афон.

– Наблюдая за жизнью афонских монахов, нельзя не заметить одну объединяющую их всех черту. Простоту. Простота в быту и разговоре, неспешность в размышлениях и размеренность в действиях. Все это волей- неволей вселяет мир и покой.

Глядя ни них, понимаешь, что самое лучшее в людях, конечно, простота.

На Афоне все пронизано простотой и незамысловатостью. Это так контрастирует с нашей обычной жизнью.

Мы исполнены обилия предрассудков, различных кривизн, сложностей, высокомерия. Мы перестаем замечать простые превосходные вещи, находящиеся под ногами и наполняющие жизнь истинным смыслом и радостью.

Мы не говорим о таких прекрасных вещах, как, скажем, дождь или собирание грибов и ягод, считая это темами третьесортными. К достойным же относим только заумные разговоры о политике или геополитике, всякого рода аналитику и прочие новости, которые зачастую вносят в нашу жизнь лишь беспокойство.

Отсутствие простых и незатейливых вещей лишает нас всего настоящего, а значит жизнеутверждающего, созидательного: мы бежим от природы, от простой еды, от простых людей и простых отношений, упорно усложняя свою жизнь и жизнь своих близких.

Мы сознательно вытесняем из себя простоту, хотя именно в ней заложена крупинка нашей самобытности, истинности.

Мы ищем Бога в чем-то великом и грандиозном, ждем знаков от Него и знамений в виде грома и молний, усматриваем Его волю в рокоте стихий, в величайших событиях.

А Он однажды незаметно и тихо явится нам в доверчивой улыбке ребенка или в извиняющемся взгляде беспомощного старика, в легком дуновении ветра или в пронизывающем звуке тишины, заполнившем на миг пространство. Он явится нам во всей Своей простоте.

Подсознательно мы все находимся в поиске простоты, потому что она созвучна совести, являясь олицетворением истины. Она не приукрашена и неприкрыта, непритворна и нелицемерна, она такая, какая есть. И в этом ее сила. Мы стремимся к ней и сопротивляемся ей одновременно. Наши страхи сковывают нас, внушают, что став проще, мы потеряем уважение и статус, вызовем насмешки у окружающих. Но это не так. Простота очищает сердце от шелухи и беззаконий, делает его чистым, способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8 ).

Верующий человек непременно прибегает к поискам простоты, осознав, что это именно те узкие врата, о которых говорил Господь. Такой человек не склонен самоутверждаться среди других людей, так как все его достижения разбиваются о совершенство Всесовершеннейшего Бога и становятся ничем – дымом и пылью. Он тянется к Нему, но понимает, что никогда не сможет дотянуться. И это отрезвляет, смиряет и все упрощает. Достижения отданы Богу, все заслуги – Его.

Не пришедшие еще к Богу люди не ведают о столь высоком ориентире и предпочитают сравнивать свою жизнь с жизнями и поступками других, сознательно выискивая в них минусы и ошибки, таким образом, самоутверждаясь, усложняя этим мир и отношения.

На Афоне все предельно просто. И любой даже мимолетный разговор с афонским монахом наполняет душу легкостью и радостью. Ты как будто сбрасываешь с себя стопудовые гири.

Ощущение легкости не покидает на протяжении всего пребывания на Святой Горе. И еще некоторое время, по прибытии домой, мысленно возвращаешься к увиденному и услышанному там: простому укладу жизни афонских насельников, незамысловатым, но глубоким словам, раскрывающим перед тобой то, о чем стоило давно догадаться самому, спокойствию и гармонии, царящей повсюду, отсутствию какой-либо сложности и напыщенности.

Простота – это как глоток свежего воздуха.

Нам всем есть к чему стремиться, куда расти. Главное, чтобы все наши стремления и поступки стали живым свидетельством присутствия Христа в нашей жизни, нашим личным Евангелием.

И Божия простота помогает в этом, помогает увидеть зло в первую очередь в себе и убить его ради ближних своих, чтобы не стать его распространителем и хранителем.

Простота спасает от душевного хаоса, приводя все в порядок, четко разграничивая добро и зло в наших сердцах. К этому нужно постоянно стремиться, беспрерывно работать в этом направлении без какой-либо оглядки на сложное время, в которое мы якобы живем, и тяжелую ситуацию.

«Плохие времена, тяжелые времена – вот что люди не устают повторять. Но давaйте сами начнем жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена», – мудро утверждал Блаженный Августин.

У истины всегда простые речи.


Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова

Источник: Портал «Православная жизнь»

4 августа 2018 г.



http://pravoslavie.ru/114887.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Июля 2021, 01:58:42 »


Афон – это не география, Афон – это состояние сердца


О Святой Горе, ее духе, принципах и распорядке жизни афонитов рассказывают взращенные в этой монашеской республике греческие архипастыри и святогорец, предпочитающий вообще не покидать Афон, как не хотели оттуда уезжать и спикеры-митрополиты, но все они убеждают, что, где бы кто ни находился, каждый может в духе оказаться в этом уделе Пресвятой.



Святая гора Афон


Дело не в Афоне, а во Христе. И в нашем послушании

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау), Кипрская Православная Церковь:

– Афон открывался для меня через общение с людьми. В 18 лет я поступил на богословский факультет университета Фессалоник, и тогда же, милостью Божией, на Афоне познакомился со старцем Паисием Святогорцем, ныне прославленным. Когда я впервые увидел старца Паисия, вид его оказался настолько простым и смиренным, что в этой простоте и в этом смирении было сокрыто великое сокровище Святаго Духа. Старец тогда и говорит:

– Вы ребята молодые – кладите поклоны, много земных поклонов…

Я был в сильном недоумении:

– Сколько, отче, – спрашиваю, – надо класть поклонов в день?

– Вы молодые, – говорит, – кладите много поклонов…


Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)

С этими самыми словами каким-то чудесным образом заблагоухало все вокруг: скалы, камни, деревья, ветер, – вся привычная афонская природа вдруг преобразилась. Мы с моим сокурсником почувствовали эту перемену. И тогда старец спешно закрыл за нами дверь и быстро вернулся к себе в келлию. В то же самое время в наших сердцах воцарилось чувство глубокой радости. Мы быстрым шагом отправились в Карею, не имея желания останавливаться на отдых, от того восторга, что переполнял нас. Благоухание нас сопровождало. Мы шли нога в ногу и задавались одним и тем же вопросом: «Что же все это значит?!»

Некоторое время я имел возможность наблюдать жизнь старца Паисия, видел чудеса. У меня появилась с тех пор уверенность в реальности Евангелия, в том, что все, что говорит Христос, можно действительно воплотить в жизнь.

    У меня появилась уверенность в реальности Евангелия, в том, что все, что говорит Христос, можно воплотить в жизнь

Потом, в 1976-м году старец Паисий, который не принимал к себе послушников, на мое раздумье:

– Кому бы тогда отдать себя в послушание? – отправил меня к старцу Иосифу Ватопедскому.

– А старец Иосиф знает, как творить умную молитву? – уточнил я, уже буквально подталкиваемый им в спину.

– Если другие отцы – учителя этой молитвы, то старец Иосиф – доктор наук, – рассмеялся старец Паисий на мою нерешительность. И он благословил меня стать послушником старца Иосифа.

Таким образом, я тоже вошел в число духовных чад старца Иосифа Исихаста. Я примкнул к ним, мечтая научиться молитве. Старец Иосиф был подлинным исихастом. Он не следовал общему распорядку дня братства, у него был свой режим, свой устав исихаста, который радикально отличался от нашего устава, приспособленного для немощных братьев. Но это потом вокруг него сложилось братство, а когда я пришел к нему, то я был его единственным учеником.

Я надеялся, что моя монашеская жизнь станет исключительно школой молитвы: старец меня тут же посадит в келлию, даст мне огромные-преогромные четки и будет следить, чтобы я непрестанно молился. А он мне дал ведро и швабру и отправил мыть пол. И не возразишь: «Я пришел сюда молиться, а не поломойством заниматься!» – иначе бы я быстро вылетел за дверь, старец Иосиф был очень строг. По поводу молитвы старец Иосиф сказал мне всего несколько простых слов: «Возьми четки, непрестанно твори молитву со смирением и заключай ум в слова молитвы».

Вскоре я пришел к старцу Паисию с вопросом:

– Вот, я уже 2–3 года на Афоне, очень стараюсь молиться, но не вижу никакого результата…

– Какого ты хочешь «результата?» – поинтересовался он.

– Такого, о котором мы читаем в книгах.

– У меня кошка сдохла. Пойди-ка, воскреси ее! – предложил он мне и, видя мое замешательство, добавил: – Что ты хочешь – чудеса творить?

Но я же помнил то разлившееся по всей природе благоухание...

Но дело не в Афоне, а во Христе.

Потом мне рассказал один великосхимник-афонит, как однажды в его братстве в армию призвали молоденького послушника, который, окажись в казарме с ее молодцеватым духом и скабрезностями, пропал бы для монашеской жизни. Его старец очень переживал. И тогда этот великосхимник пошел к старцу и предложил себя отправить в армию вместо этого брата.

– А ты выдержишь? – спросил его старец.

– Да, я готов, хоть сейчас.

    «Господь не оставит того, кто принес себя в жертву», – говорил нам старец Паисий

Он тут же снял с себя рясу, сбрил бороду и волосы, отправился вместе с подоспевшей полицией в армию и выдал себя за того юнца. Он и те, кто его сопровождал, ночевали в Иериссосе в гостинице, по соседству раздавались песни и гам веселья, но тогда, без рясы, без волос, без схимы, он всю ночь, как рассказывал потом мне этот монах, который старше меня, находился в раю. Он никогда больше – ни до, ни после – не чувствовал такой обильной благодати, как в ту ночь. «Господь не оставит того, кто принес себя в жертву», – говорил нам старец Паисий. На следующий день прислали телеграмму из воинской части, что в армию идти не надо, и его вернули на Афон. Тот монах потом даже жалел и говорил мне: «Я лишился такой благодати! Потому что, вернувшись, снова стал исполнять свою волю».


Кто это тут приехал хоронить Афон?

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь:

– Помню свое восприятие Афона, когда я был простым паломником. Или, даже можно сказать, приезжал на Афон как турист. Чего-то я, конечно, искал, но мой внутренний поиск не имел конкретной цели. А как говорят афониты: человеку не много надо – ложка, миска, минимальная одежда, – но главное, что в жизни необходимо – это цель! А у меня тогда в жизни было многое, а с целью было как-то непонятно. Но мне очень понравились сама природа и повседневный уклад жизни на Святой Горе. Приглянулись и люди – они были иными.


Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)

До 1968 года жизнь на Афоне оскудевала, здания разрушались, монахи преклонных лет доживали свой век. Казалось, что слава Святой Горы уже в прошлом. Когда в 1963-м году праздновали 1000-летие Афона, кто-то из высокопоставленных лиц выразился прямо: «Наверное, мы приехали сюда похоронить Афон».

Но вскоре произошло чудо, и через 5 лет Афон было не узнать. Молодых монахов здесь уже было гораздо больше, чем старых. Новую высоту обрела подвижническая жизнь. Безусловно, во многом это была заслуга таких старцев, как Иосиф Исихаст, взрастивший множество учеников.

Когда в 1981-м году Греция вступила в Евросоюз, были выделены средства на реконструкцию Афона. Это спасло большинство старинных построек от превращения их в груду камней. Но сильно повредило духу Святой Горы! Всюду проложили дороги, так как машинам надо было возить строительные материалы. Шум и пыль стали нарушать уединенность и молитвенный настрой. По предписанию Евросоюза на Афоне были построены здания определенного уровня комфортности, что привнесло дотоле невероятный на Афоне элемент роскоши и респектабельного комфорта. Для монахов это обстоятельство спровоцировало новые соблазны, потому что бедная монашеская жизнь всегда расценивалась как благословение Божие. В общежительных монастырях пользы от этой реконструкции, возможно, было больше, чем вреда, а вот отшельническая жизнь от этих нововведений сильно пострадала.

    Афон – это место беспрерывной, никогда не прекращающейся молитвы

Но все равно Афон – это место беспрерывной, никогда не прекращающейся молитвы. Здесь непрестанно проявляется благодать Божия в святости отдельных монахов и в тайных знамениях.

Известно, что на вершинах гор происходят все главные библейские события: на горе Синай человечеством получены 10 заповедей, на Фаворе явлено Преображение, на горе Елеон – Вознесение. Святая Гора – высшая точка земли.

Есть четыре главных принципа афонского жизнеустроения.

Во-первых, отшельничество, потому что монашеская жизнь на Афоне – это, прежде всего, отшельничество и исихазм, здесь даже уставы общежительных монастырей намного более жесткие, чем в других местах планеты.

Во-вторых, самоуправление, так как Святым Афоном не управляют епископы, они здесь могли бы только помешать – Афоном управляет Сама Пресвятая Богородица.

В-третьих, вселенский характер, так как Афон – это Вселенское явление на земле, он ни русский, ни греческий, ни какой-либо еще в отдельности, но всех объединяет: здесь есть и русский монастырь – Свято-Пантелеимонов, и сербский – Хиландр, и болгарский – Зограф, из 12-ти скитов – два румынских.

И, наконец, в-четвертых, на Афоне действует закон авато – неприступности: на Святую Гору попадает все только самое необходимое, а так как женщины не столь необходимы в монашеской жизни, их на Афон не пускают (так обычно и приходится отвечать на ропот женщин). Также Афон, я считаю, должен быть закрыт для телевидения и для таких любопытных, каким я сам в свое время был.


Отдавайте себя на все 100, чтобы столько же и больше получить от Бога

Иеромонах Анастасий (Топоузис), насельник Святогорского монастыря Кутлумуш:

– Афон – Удел Богородицы – является очень важной частью земли, на которой каждый день, по благодати Божией, под Покровом Богородицы совершается молитва. И там продолжает существовать и развиваться направление, которое мы называем исихазмом.


Иеромонах Анастасий (Топоузис)

    Каждый из нас получает ровно столько, сколько сам готов отдать

Но эта таинственная жизнь Духа открыта не только тем, кто населяет Святую Гору Афон. В физике есть сообщающиеся сосуды. Если мы нальем воду в один сосуд, то во всех сосудах уровень жидкости будет одинаков. Именно это происходит и в Церкви.

Христос не мерою дает Духа. Дело только за нами. Каждый из нас получает ровно столько, сколько сам готов отдать. Сколько вы уделяете своей жизни Христу? 70% – себе, и только 30% – Христу? Значит, 30% вы и получите в ответ, а 70% вы потеряли! Это процентное соотношение и показует, условно говоря, степень пребывания каждого из нас на Афоне. Потому что Афон – это не география, Афон – это состояние сердца. Нужно отдавать все 100% себя, чтобы получить 100% благодати Духа Святаго.

Я хотел бы пожелать, чтобы все мы, с помощью молитвы нашей Пресвятой Богородицы и святых, которые жили в исихастской традиции, достигли того состояния, при котором могли бы отдавать себя Христу на все 100% и получать соответственно. Христос Анести!


Перевела с греческого Ксения Климова
Записала Ольга Орлова

5 июля 2021 г.



https://pravoslavie.ru/140281.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 20 Октября 2021, 02:00:35 »


Афонское старчество: плоды послушания

Митрополит Калужский и Боровский Климент



   

Почему на Святую гору тянутся люди? Любой верующей душе, которой небезразлична духовная жизнь, необходим образец для подражания. Святая гора — маяк духовной жизни для всего православного мира. Там живут не святые, а те, кто хочет стать святым. Жизнь каждого монаха здесь является вдохновляющей историей восхождения человека к Богу.

Афонское монашество — высокая мера подвига, мера не для всех. Однако главные уроки обретения добродетелей мы перенимаем из этого опыта, чтобы развить свои духовные таланты (см. Мф. 25:14–30).

Из каждой страны, откуда приходят на Афон люди, они привносят свою традицию. Многочисленным, ставшим прибежищем многих подвижников на протяжении сотен лет был русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В нем жили монахи, каждый из которых нес служение и отличался особенными добродетелями.

Русских святогорцев схиигумена Парфения (Заблоцкого) и монаха Денасия (Юшкова) — насельников русского Свято-Пантелеимонова монастыря — объединяет схожий подвиг. В начале монашеского пути они получили послушание от духовника и, вопреки трудностям, исполняли его практически всю жизнь.

Петр Заблоцкий, будущий схиигумен Парфений, родился в семье священника, вступать в брак не пожелал, а стремился посвятить жизнь Богу. На Афон он приехал в 1860 году и поселился в монастыре святого целителя Пантелеимона. Так случилось, что там он вскоре серьезно заболел. Старцы постригли его с именем Парфений в великую схиму — высший монашеский чин, который подразумевает особый подвиг: монах полностью отрекается от всего мирского ради служения Богу. По Промыслу Господа смертельная болезнь от отца Парфения отступила, и теперь ему предстояло вести особый аскетический образ жизни.

В древности подвижники-схимники уходили в пустыню или в затвор — умирали для мира, а он, отец Парфений, жил в общежительном монастыре. Каким способом ему можно было отречься от всего земного и служить Господу?

Служение схимник заключил в полном отсечении своей воли через послушание духовнику монастыря игумену Макарию. Отец Парфений во всем стремился добросовестно исполнять любое порученное ему дело и развить в себе добродетель послушания. Он неотступно исполнял благословение духовного руководителя. Когда тот поручил ему петь на клиросе и быть писарем, отец Парфений с усердием принялся за дело. Посылали ли его жить в уединенную метоху Крумица или же, напротив, в посольскую церковь, где постоянно нужно было контактировать с людьми, любое благословение он принимал как волю Самого Бога.

Однажды на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда схимник Парфений пел на клиросе, он вдруг почувствовал тихую благодатную радость, которая наполнила его сердце. Он поднял голову и увидел стоящую над людьми Матерь Божию. Так Царицу Небесную изображают на иконах праздника. Усталость ушла, стало как-то свободно, бодро: это чувство невозможно было передать словами.

После такого удивительного видения духовник поручил отцу Парфению записывать чудеса, произошедшие на Святой горе. Послушание стало для схимника делом всей его жизни. Он узнавал интересные сведения из жизни монахов, случаи благодатной помощи Божией и впоследствии даже составил жизнеописания многих афонских подвижников.

Отцу Парфению предстояло перенести и особое испытание доверия воле Божией: духовник благословил его покинуть Святую гору. На Кавказе в Новоафонском монастыре в честь святого Симона-Канонита очень нужен был законоучитель школы. Разлучение с духовным наставником и монастырем, погружение в суету особенно трудно было принять.

Несмотря на душевные переживания, схимник Парфений исполнил благословение. В это время началась война с Турцией, и ему вместо Кавказа пришлось отправиться на свою родину в Полтавскую епархию. Там он был рукоположен в диакона, затем в иеромонаха, а после назначен игуменом Макарьевского монастыря в городе Переяславле. Это было в конце 1870-х годов. Схиигумен Парфений проявил себя как активный человек, ведший просветительскую деятельность. Он настолько понравился архиерею самоотверженным исполнением порученного дела, что был назначен ответственным за все монастыри, находившиеся в Полтавской епархии.

Все это время связь с духовником не прекращалась. Будучи игуменом монастыря в России, он все так же оставался безропотным послушником своего старца Макария — писал ему письма, спрашивал наставления. Вовлеченность в мирскую жизнь отца Парфения, схимника, нестерпимо тяготила. Он всей душой стремился на Святую гору, но по благословению выполнял доверенное ему дело.

Наконец, когда Священный Синод дал разрешение вернуться на Афон, схиигумен Парфений тут же отправился в путь. Когда он прибыл в Пантелеимонов монастырь, старцы благословили его поселиться в Трехсвятительской келье обители. В затворе он продолжил послушание — записывал чудеса и случаи из жизни подвижников, и, прожив там в подвиге двенадцать лет, мирно отошел ко Господу в 1894 году. В жизни Господь даровал ему быть свидетелем многих чудесных видений.

Почему, будучи начальником монастыря, схиигумен Парфений во всем следовал совету духовника? На этот вопрос лучше всего отвечает «Афонский отечник»:

Один старец больше пятидесяти лет молился, чтобы Господь сподобил его умереть послушником: в будущей жизни те удостаиваются особой славы, ведь в подвиге они подражают Самому Господу, который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (см. Флп. 2:8 ).

Схожее благословение получил от старца Макария монах Денасий (Юшков). Родился он в Вятской губернии. Известно, что в двадцатитрехлетнем возрасте Димитрий, так звали монаха Денасия до пострига, уже прибыл на Афон и стал подвизаться в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Перед смертью старец Макарий дал ему послушание ходить по монастырям и описывать быт Афона, составлять летопись. Поскольку в скором времени игумен скончался, молодой подвижник не знал, как правильно поступить: брать ли на себя это служение. На Святую гору он ехал для затвора, а здесь ему поручили дело, которое требовало постоянно общаться с людьми.

Чтобы рассеять сомнения, он задал этот вопрос епископу Феофану (Говорову), известному сегодня как святитель Феофан Затворник. В ответном письме говорилось: «По указанию отцев-настоятелей Вы взялись составлять описание своего путешествия по Афону со всеми достопримечательностями. Это очень хороший предмет. Трудитесь, не ленитесь. Помоги Вам Господи! Что Вы приравнили это дело к вражеским запутаниям — это грех. Извольте каяться. …Знайте келью да церковь и свое послушание. От сего другого закрывайте глаза».

Когда монах Денасий получил подтверждение, что это необходимое послушание, то практически всю свою жизнь исполнял его неукоснительно.

Помимо ведения летописи, ему было поручено писать заметки об афонской жизни в издание «Душеполезный собеседник», отсылать статьи в газету «Церковные ведомости». Благодаря трудам монаха, до наших дней дошли записи об исторических событиях, происходивших на Святой горе с 1918 по 1927 год, и описание жизни русского монашества того времени. Перед смертью монах Денасий был пострижен в схиму.

Пример подвижников афонской горы показывает, что «при самоотвержении, при преданности воле Божией самая смерть не страшна; верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа...» — так говорил святитель Игнатий Брянчанинов.

Изучая жизнеописание подвижников Святой горы, можно для себя составить образ афонского старчества. Не все люди могут полностью отречься от мира и нести монашеский подвиг, как схиигумен Парфений (Заблоцкий) и монах Денасий (Юшков), ведь всем нам уготованы разные пути (ср. 1Кор. 7:7). Однако любой христианин призван бороться со страстями и развивать добродетели, с покорностью воле Божией до конца нести спасительный крест.

В момент испытаний человек нередко жалуется, что жизненный путь ему не подходит. Семейный человек задумывается о монастыре, неизвестная жизнь представляется ему лучшей. Кому-то супруг или супруга вдруг начинают казаться «неподходящим человеком». Родители, которые узнают о том, что у них скоро будет ребенок, думают: «Как это не вовремя» — и пытаются от него избавиться. Другая семья, где нет детей, не просит, а требует от Бога младенца. Главное дело врага нашего спасения — заставить человека отказаться от возложенного Богом подвига, возроптать на жизнь, сойти с дороги, ведущей к вечной жизни.

Важно, какой выбор сделает человек: забудет ли о том, что все обстоятельства жизни посланы Творцом, Который знает все наши слабости и сильные стороны, или же попросит у Бога помощи, отвергнет искушение и продолжит идти спасительным путем.

Схиигумен Парфений и монах Денасий на себе испытали, что силы для выполнения подвига Господь Сам дает человеку. Нам лишь нужно в любых обстоятельствах поступать по-христиански. Об этом говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Тебе не нужно для своего спасения предпринимать дальний путь, переплывать море и переходить горы… Средство ко спасению у тебя на устах и в сердце».


16 октября 2021 г.

https://pravoslavie.ru/142402.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!