(Продолжение)К 1905 году на территории Китая у Миссии было 17 храмов.
В 1913 году подворье Миссии было открыто в Москве, рядом проживало много китайцев. Жертвователем на открытие подворья был бывший начальник Миссии — Киевский митрополит Флавиан (Городецкий).
Подворье Миссии было тем местом, где стажировались китайские семинаристы.
Для распространения Православия в Китае в Москве было основано миссионерское общество «Китайское братство», а его небесным покровителем выбран патриарх Ермоген, святитель Московский.
Кроме этого, к 1909 году в ведении Миссии состояли: храм в Порт-Артуре и Даляне, 2 часовни, 5 кладбищ, 14 миссионерских станов и 15 школ. В 1909 году были открыты еще 3 миссионерских стана, а на конец года было крещено больше тысячи китайцев. Богослужения велись на китайском языке.
Указом Синода в 1903 году Православная Духовная Миссия была учреждена в Маньчжурии, которая имела собственные храмы на северо-востоке Китая. Самая первая русская православная церковь в Старом Харбине была обустроена в бараке из циновок в феврале 1898 года. Чуть позже ее перенесли в специально оборудованное помещение и освятили в марте 1899 года в честь святителя Николая Чудотворца. Ее первым настоятелем стал отец Александр Журавский.
В 1909 году на китайский язык были переведены Послания святых апостолов, Псалтирь, напечатаны и переведены важнейшие места Пятикнижия, готов большой китайско-русский словарь, катехизис, ежегодно выходил православный календарь на трех языках: русском, китайском и английском. Напечатаны сотни литографий к Библии, вторая часть Октоиха, Псалтирь и молитвослов с толкованиями.
На попечении Миссии состоял приют для престарелых и увечных, где находилось 24 человека.
В школах Миссии по всему Китаю насчитывалась 3000 человек. Особое место уделялось изучению Закона Божия, который преподавали на китайском языке. Сюда входили знакомство с молитвословом, катехизисом, Священной Историей, а также изучение Нового Завета. Кроме этого, ученики изучали русский, китайский и церковнославянский языки и географию.
К 1915 году сгоревшая библиотека Миссии была частично восстановлена.
К следующему году численность китайцев, принявших Православие, достигала 5587 человек. А Миссия уже управляла 19 храмами, 5 подворьями (Петербург, Москва, Харбин, Маньчжурия, Далянь), 20 школами. Полностью был завершен перевод богослужебных книг на китайский язык.
Русско-японская война
1904–1905 годы. Убиты десятки тысяч русских воинов. Все они были похоронены на восемнадцати русских военных кладбищах на северо-востоке Китая. В феврале 1904 года в Харбине по предложению начальника Миссии был рассмотрен вопрос о положении раненых и их семей, оставленных без материальной поддержки. Для помощи им были организованы «Братство Православной Церкви в Китае» и комитет, который опекал раненых, больных и нуждающихся воинов, их семьи. Возглавил братство преосвященный Иннокентий.
Русская эмиграция
Период с 1900 по 1918 годы был отмечен всплеском храмостроительства, а главной заботой Миссии в эти годы было просвещение китайцев.
Изгнанничество русской эмиграции 1917 года в Китай расцвело плодами святости: святители Иона Ханькоуский и Иоанн Шанхайский, а также другие благочестивые архипастыри, монахи Харбинских монастырей, множество тайных подвижников благочестия. В Китае свое последнее пристанище обрели родственники последнего убиенного русского императора страстотерпца Николая II, а также князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, граф Владимир Павлович Палей и барон Феодор Ремез. До переезда в Иерусалим в Пекине почивали мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой).
Трагические события в России этих годов, а с ними и огромная волна эмиграции русских остановили миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви на китайских землях. Духовенство Пекинской миссии в те годы сосредоточило свои труды на пастырском окормлении русских беженцев и почти не вело проповедничество православной веры среди коренного населения.
С 1918 года связь с Родиной у Русской духовной миссии была оборвана, позже она подчинилась Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей.
В 1928 году по благословению владыки Иннокентия было решено перезахоронить останки Алапаевских мучеников в связи с тем, что их гробы стали крошиться. Бывший врач Императорской дипломатической миссии в Пекине Петр Судаков, учувствовавший в перезахоронении останков, писал (выдержки из частного письма): «Со дня смерти прошло 8 лет, и я не знал, в каком состоянии будут тела, поэтому обратился за помощью к моему другу, профессору патологии. Когда мы приехали на место захоронения, то три гроба уже были перенесены из подвала в Церковь. Когда с самого большого гроба сняли железо и вскрыли деревянную доску гроба, то увидели массивное тело, распахнули саван и увидели лицо серого цвета с бородой. Признаков тления не наблюдалось, что удивило меня. Присмотревшись, я понял, что тело было забальзамировано. Лицо хорошо сохранилось, и я узнал в нем Великого князя Сергея Михайловича»…
Чаще всего русская эмиграция, раздираемая внутренними распрями, не выражала благодарности Миссии и отвечала враждебностью к ней. Так, в Пекине монастырское имущество было расхищено. Всё это постепенно привело Миссию к оскудению, а молодое советское государство силилось считать имущество Миссии своим собственным. Со стороны советского посольства в Пекине были предприняты попытки дискредитировать Российскую духовную миссию, приютившую беженцев из России, в глазах китайских властей.
22 февраля 1923 года в Шанхае по инициативе врача-эмигранта Казакова открылось «Русское Православное Братство», которое занималось благотворительностью, пыталось укреплять нравственные устои среди эмигрантов, сохранять русскую культуру и проповедовать Православие. Братство часто выступало с многочисленными общественными собраниями и лекциями. В Шанхае братство построило русскую школу и госпиталь для бедных, а также коммерческое училище и убежище для одиноких и престарелых женщин.
Только Миссия в это время пришла в совершенный упадок: безденежье, долги и козни неприятелей владыки Иннокентия, которые не любили его за обличительные проповеди и непоколебимую позицию, что Церковь должна быть выше всякой политической партии.
Религиозная жизнь постепенно стала приходить в упадок. Начальник 18‑й Миссии писал: «Много православных увлечены теософским учением. Кто-то по неведению, а кто-то — для достижения скрытых недобрых целей. Основательница этого учения писала: “Наша цель — уничтожить на земле христианство”. Для теософов Иисус Христос — не Бог. Таковым Церковь анафематствует».
В пределах Харбинской епархии дела обстояли иначе. В этих местах селились эмигранты, открывались храмы, строились школы и семинария, издавались православные книги, существовала благотворительная деятельность.
На территории Маньчжурии иерархи проявляли свои труды в делах милосердия и заботе о страждущих. По инициативе епископа Димитрия Хайларского были созданы «Серафимовский приют» для мальчиков-сирот, а также «Серафимовская столовая», которая давала обеды за символическую плату малоимущим, часть людей кормили здесь бесплатно.
В Харбине открыли «Дом-убежище митрополита Мефодия» для сирот, вдов и престарелых. Средства для него собирали с помощью концертов, лотерей и пожертвований.
В Модягоу архиепископом Камчатский Нестором был построен Скорбященский храм Камчатского подворья, более известный как Дом милосердия. Здесь были приют для девочек-сирот и престарелых женщин, а также иконописная мастерская. У входа была часовня-памятник в честь усопших русского императора Николая II и сербского короля Александра.
В 1929 году советские войска вторглись в пределы Китая, преследуя беженцев из Сибири и белогвардейцев. Красные отряды уничтожали целые поселки русских, убивали мужчин, а женщин и детей насиловали, пытали и убивали. Волна русских беженцев из Трехречья хлынула в Харбин. Здесь их укрыли в «Доме-убежище». Женская Богородице-Владимирская обитель также приняла участие в помощи беженцам, основав приют для девочек во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.
В 1930 году начинается строительство огромного Софийского храма в Харбине. На протяжении 1918–1931 годов в Харбине были построены: Свято-Николаевский тюремный храм, Свято-Петропавловский храм, Свято-Преображенский храм, Камчатское подворье, Богородицко-Владимирская женская обитель с пещерным храмом в честь великомученика Димитрия Солунского, Казанско-Богородицкий мужской монастырь, Борисоглебская церковь, Свято-Николаевская церковь, Иоанно-Богословская церковь, Иоанно-Предтеченская казарменная церковь, Пророко-Ильинская церковь, Покровская кладбищенская церковь. Железнодорожные церкви — Свято-Троицкая, Свято-Николаевская, Свято-Георгиевская, Свято-Владимирская, Спасо-Преображенская.
Русская эмиграция в основном жила ностальгируя по Родине и не стремилась найти духовную дорогу к сердцам гостеприимных китайцев. Полмиллиона русских людей, три десятилетия живших в Китае, так и не смогли рассказать и показать Китаю красоту и истину Православия. Лишь благотворительность открывала свой миссионерский потенциал — никому из приходящих не отказывали в помощи. Также уважение китайцев заслужили строительство храмов и почитание кладбищ.
28 июня 1931 года преставился митрополит Иннокентий. С его кончиной завершилась целая эпоха жизни Миссии в Китае. На место владыки Иннокентия был назначен архиепископ Симон.
Часть вторая
Прибыв в Пекин, архиепископ Симон усердно взялся за миссионерское служение и решил восстановить разрушенную ихэтуанями Миссию. Он проявлял заботу о русских эмигрантах, был добросердечен к другим и строг к себе, а также имел дар слова и прозорливости.
Тем временем сын священномученика Митрофана Цзи, протоиерей Сергий Чан, обратился к Китайскому правительству с прошением о назначении его, как старейшего китайского священнослужителя, начальником Миссии. Будучи коренным китайцем, он был убежден в том, что основная задача Миссии — проповедовать Православие среди китайского народа, а Миссия все усилия направляла на заботу о русской эмиграции. Правительство Китая удовлетворило просьбу священника, и он стал хозяином всего имущества Миссии, однако фактически ею управлял архиепископ Симон, проявив твердость в некоторых вопросах, решения которых требовали сторонники протоиерея Сергия Чана.
Гражданская война 1927 года
Кафедральный собор Богоявления в Шанхае оказался в самой гуще военных действий. Духовенство собора со всем русскоязычным населением Шанхая было эвакуировано на территорию французской концессии, а собор был разграблен солдатами.
На территории концессии было начато строительство нового храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
28 января 1932 года в ходе военных действий в колокольню Богоявленского собора попал японский снаряд, что стало причиной пожара, в результате которого храм был уничтожен.
В феврале 1933 года, освящая места для строительства будущего кафедрального собора в Шанхае, архиепископ Симон сильно простудился, что стало причиной его кончины. Его тело погребли в Пекине, в склепе храма Всех Святых Мучеников, рядом с митрополитом Иннокентием.
Начальником 20‑й Миссии был назначен епископ Виктор (в миру — Леонид Святин). До монашеского пострига он был начальником в Оренбургской Белой армии. Впоследствии заболел тифом и был вывезен в Китай. Его, как и многих других, приютили в стенах Русской духовной миссии, здесь же будущий епископ обрел своего духовного наставника — архимандрита Симона. При пострижении в монашество Леонид попросил дать ему имя отца — Виктор, который также был священнослужителем. В 1922 году иеромонах Виктор оказался в Тяньцзине, где стал настоятелем храма. Он помогал очень многим: одевал, кормил, устраивал на ночлег или службу. Его квартира стала домом милосердия. Эмигранты называли ее «Отель Виктор». В 1929 году состоялось освящение Покровского храма в Тяньцзине, и иеромонах Виктор стал архимандритом. А в ноябре 1932 года он стал уже Шанхайским епископом.
В июле 1934 года владыка Виктор возглавил Русскую духовную миссию. Во время своей деятельности на посту начальника Миссии владыка подразделил совет Миссии на отделы: просветительный и учебно-воспитательный, миссионерский, церковно-приходских и благотворительных организаций, бракоразводный, церковно-административный и судебный. При нем также велся строгий учет церквей, духовенства, были заведены приходно-расходные книги, отчетные ведомости; открывались катехизаторские курсы для китайского населения; продолжил издаваться журнал «Китайский благовестник». Все действия, предпринятые владыкой, благотворно повлияли на улучшение финансового положения Миссии.
За время управления Миссией владыкой Виктором были открыты более десятка храмов и молитвенных домов по всему Китаю, завершены ранее начатые строительства.
В 1934 году на праздник Введения Божией Матери во храм в Китай Шанхайским епископом прибыл будущий святитель Иоанн (Максимович). Владыка Иоанн смог восстановить церковное единство в шанхайской пастве, заручиться дружбой с православными греками и сербами в Шанхае и взяться за завершение строительства собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Особое внимание владыка уделял монашеству. Он считал, что монастыри — хранители Православия. И уже в 1936 году в Шанхае открылось подворье Пекинского женского Свято-Покровского монастыря. Впоследствии здесь подвизались пятнадцать сестер.
Владыку Иоанна очень любили за добрые дела, он лично участвовал в постройке госпиталя, приюта, домов для престарелых, общественной столовой, гимназии. В Харбин митрополиту Мелетию от паствы владыки пришло такое письмо: «…из ничего появился приют кормящий, обувающий и учащий двести детей; больных во всех госпиталях Шанхая посещают священники и всегда причащают… наш святитель всегда посещает больницы, тюрьмы, светские учреждения, школы и церкви, с собой неся ободрение и веру».
Владыка Иоанн считал, что Господь не случайно привел в Китай из России такую огромную волну людей и что важнейшая задача эмиграции — проповедь Православия в Китае.
Летом 1935 года в Шанхае появилось Китайское Православное Братство, целью которого было объединить вокруг Православной Церкви как русских, так и китайцев. Его задачами были переводы православной литературы на китайский язык и проповедь. Владыка Иоанн был убежден, что Слово Божие должно быть проповедано в каждом народе.
При братстве существовала китайско-русская школа, действовали курсы русского языка и вечерняя школа. В большей мере братство ставило акцент на обучение китайскому языку русских людей.
В 30‑е годы немало трудов по просвещению Китая взял на себя протоиерей Николай Ли Сюнь И. После первого курса семинарии девятнадцатилетним юношей он от всей души стремился проповедовать Евангелие среди своих земляков. Его назначили чтецом, катехизатором и учителем в православной школе, а в 1936 году рукоположили во пресвитеры.
Японо-Китайская война
28 июля 1937 года был взят Пекин, 29 июля Китай лишился Тяньцзиня. Началась японская оккупация. Русские подвергались строгому контролю и притеснениям со стороны японских военных. Кроме того, японцы действовали против Церкви: был разрушен храм-памятник в Тяньцзине, убиты иеромонах Павел и священник Федор Боголюбов, замучен до смерти настоятель храма в Калгане — о. Александр Жуч. Японцы отобрали принадлежащие Церкви дом милосердия, библиотеку, школу и больницу.
Но Русская духовная миссия в Китае в годы этой войны не прекращала своей деятельности, хотя это и было весьма трудно. В Пекине Миссия была убежищем для нуждающихся, давала приют абсолютно всем. Здесь же в школе бесплатно обучались более сотни детей из бедных семей. Православным китайцам выдавались жалованья, а также пособия на лечение, бракосочетание и погребение.
В Тяньцзине находились школа, ясли, библиотека, больница, дом милосердия и кладбище. Церковная школа и больница были в Циндао.
В независимой от Миссии Харбинской епархии на полном попечении находились четыре приюта, где проживало около 500 человек.
В существующих неспокойных условиях русская эмиграция встала перед выбором: вернуться на Родину — в неизвестный им СССР, или продолжить скитаться в других землях. Перед выбором была и Церковь — признать юрисдикцию Московского Патриарха или остаться в подчинении Зарубежному Архиерейскому Синоду. Многие из русских эмигрантов вернулись в Россию, признав главой своей Церкви новоизбранного патриарха. Еще часть русских подалась в Соединенные Штаты Америки и Австралию.
27 декабря 1945 года с просьбой о воссоединении с Матерью Церковью выступили митрополит Харбинский Мелетий и начальник Миссии архиепископ Пекинский Виктор с их викариями.
Автономия
Определением Синода от 27 декабря 1945 года № 31 было решено считать воссоединенными с Русской Православной Церковью архипастырей: митрополита Харбинского Мелетия, архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Цицикарского Ювеналия и начальника Корейской Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был создан единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский.
(Продолжение следукет)