Русская беседа
 
27 Апреля 2024, 04:55:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Забытый новомученик  (Прочитано 863 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Ноября 2018, 21:01:54 »

Забытый новомученик



  Преступная Февральская революция уже через восемь месяцев переформатировалась в кровавый Октябрь. Как пишет историк игумен Дамаскин (Орловский), гонения на Церковь и верующих начались сразу после перехвата власти от голубых тамплиеров и лично Керенского и уже в 1918 г. приняли массовый и ожесточенный характер. Сразу после установления советской власти целые уезды таких епархий, как Пермская, Ставропольская, Казанская, оказались лишены священнослужителей. Мученическую кончину в 1918 г. претерпели: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский), епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и другие.

   В 1918 г. были закрыты практически все духовные учебные заведения, прекращены духовное образование и любые издания христианской литературы. Это позже советские пропагандисты наименовали период Русского холокоста 1918–1922 гг. военным коммунизмом, а тогда Троцкий и Ленин сразу решили строить коммунизм (учет всего населения, запрещение частной собственности и «излишков» хлеба, трудовая повинность, в перспективе отмена денег и т.д.). А для полного счастья требовалось ликвидировать всех архиереев, священников, а также инакомыслящих вообще.
 
   19 марта 1922 г. Ленин требует от Политбюро «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Были расстреляны: в Петрограде – священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин) и миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров; в Москве – протои­ерей Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров.
 
   В канун 1928 г. Политбюро начало подготовку гонений православного крестьянства в связи с коллективизацией. Документ «О мерах по усилению антирелигиозной работы» писали Каганович и Ярославский в сотрудничестве с Крупской и Смидовичем. Документ положил начало очередному взлету репрессий 1929–1933 годов. Было арестовано до 40 тысяч церковносвященнослужителей и сосланы в лагеря, где приняли мученическую кончину. В обстановке жесточайшего террора в 1937 г. была проведена перепись. ВКП(б) желала знать, кто еще открыто признает себя православным христианином. Православными себя назвали 41,6 млн человек, или 42,3% взрослого населения страны. И это в условиях, когда богоборческий режим называл верующих контрреволюционерами и врагами народа. Историк Д.В. Поспеловский считает, что за первые 45 лет советского режима, включая и новую волну репрессий при Хрущеве, погибло не менее 50 тыс. священнослужителей. Примерно столько же священников и дьяконов служили в 1914 г. в 48 тыс. приходских храмов. К 1941 году действующих церквей оставалось около 100 и 300 обновленческих (как бы полуправославных). По подсчетам исследователя Краснова-Левитина, между концом 20-х и серединой 50-х годов погибло около 670 епископов (280 патриарших и 390 обновленческих). «Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества по­движников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения», – считает игумен Дамаскин (Орловский).
 
   Среди огромного числа новомучеников и исповедников Российских ХХ века в эти дни мы вспоминаем архиепископа Брянского Антония (Михайловского) (1889–1976). 5 сентября 2018 г. минуло 129 лет со дня его рождения. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, ныне покойный Владимир (Сабодан) благословил нас помнить и чтить этого выдающегося Святителя Русской Православной Церкви: «Богословские труды и мученическая жизнь Старца-Святителя всегда будут востребованы и актуальны, так как раскрывают тайну нашего спасения через молитвенный труд и христианский подвиг, а молитва Иисусова является наиболее верным и совершенным руководством в деле нашего религиозно-нравственного совершенствования». (Предисловие к книге: о. Владимир Панковец. Забытый Святитель. Ростов н/Дону, 2010. С. 7). Священник Владимир Панковец пишет: «Истинный христианский философ, автор выдающегося труда в отечественном богословии, премного возлюбленный Господом, оклеветанный сатаной как ни один святитель во все века… раскрывший тайну спасения, написавший совершенное руководство в делании молитвы Иисусовой… архиепископ Антоний Михайловский дан самим Духом Святым как Вселенский Святитель и Учитель Церкви» (Архиепископ Антоний Михайловский. О личном спасении. Ростов н/Дону, 2009).
 
 
   
   Архиепископ Антоний (в миру Иоанн Ильич Михайловский) родом из благочестивой семьи псаломщика Орловской губернии, родился 5 сентября (23 августа) в Святом Граде Иерусалиме, куда его мать совершила паломничество. Крестился он, как и Господь наш Иисус Христос, в водах Иорданских, а имя принял в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И было сказано прозорливым старцем матери на крещении, что ее младенец будет великим подвижником и защитником Православия.
 
   Восьми лет от роду чудным образом он пришел в Козельскую Введенскую Оптину пустынь. По благословению старца-наставника Иосифа (Литовкина, 1837–1911), оптинский отрок Иоанн целый год жил в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни, в «хибарке» преподобного Амвросия (Гренкова, 1812–1891), а затем как послушник скита был направлен на учебу в Киев. В Киеве подвизался в Златоверхо-Михайловском монастыре. Учился в Духовной семинарии. Его родители жили бедно, поэтому в каникулы отрок был домашним учителем у знакомых. В 1901 г. совершил паломничество на Святую Землю. Своих родителей, братьев и сестер не видел с 12 лет до глубокой старости.
 
   Непрестанно творил всегда и везде молитву Иисусову. С великим усердием изучал Священное Писание и святоотеческую литературу. Подвизаясь в постничестве, он не вкушал до 7 дней. В 1906 г., после окончания семинарии, Иоанн Михайловский подал просьбу получить вид на женитьбу. Но богатые родители его невесты Татьяны отказали бессребренику Иоанну. Юноша пишет свое первое богомудрое сочинение «Половая похоть». Избрав путь полного целомудрия, в конце 1906 г. принимает иночество. В день пострижения его невеста Татьяна была на балу. От пламени свечи загорелось платье, и она сгорела. В 1908 г. инок Антоний поступает вольно­слушателем в Императорскую Киевскую Духовную академию. Инок Антоний в течение шести лет изучает на основе Священного Писания и творений Святых Отцов православное учение о личном спасении.
 
   В 1914 г. он добровольно ушел защищать Родину. За боевые заслуги был произведен в офицеры и получил чин поручика. Был награжден золотым орденом Святого Равноапостольного князя Владимира с мечами и бантом, который давал потомственное дворянство. Был тяжело ранен и по состоянию здоровья ушел в отставку. Затем служил миссионером в Китае, Турции, Румынии. Миссионерствовал по всей России. Обращал многих из сектантства и безбожия в Православие.
 
   В 1919 г. в Брянском соборе был рукоположен в диакона и священника. Рукополагали епископ Орловский и Севский Серафим (Остроумов, упок. в 1937-м), будущий священномученик, и епископ Елецкий, викарий Орловской епархии Амвросий (Смирнов, упок. В 1937-м). Имел дары от Господа: изгонял бесов, знал прошлое людей, предсказывал будущее. Он был благословлен Патриархом Тихоном возглавить подполье Русской Православной Церкви, и этот крест нес всю свою жизнь. Окормлял тех, кто не шел в храмы, остерегаясь обновленчества. Его часто арестовывали. В тюрьме его лишали сна, еды и питья. В конце 1930-х годов архимандрит Антоний отбывал 5-летний срок. В Северном крае, в Ухтпечлаге, встретил своего преподавателя по учебе в киевских духовных школах священномученика митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1888–1938). В лагере в Княж-Погосте в 1937 г. на праздник Сретения Господня состоялась его хиротония в архиерейский сан. Ее совершили вместе со святым митрополитом Анатолием священномученик архиепископ Тамбовский и Шацкий Вассиан (Пятницкий, 1879–1940) и архиепископ Брянский Ювеналий (Машковский, 1883–1943). В тюрьме архиепископ Антоний утешал страждущих заключенных, крестил, исповедовал, причащал, разъяснял все как промысел Божий.
 
   В декабре 1939 г. архиепископ Антоний вернулся из ссылки и приехал в Москву. Тогда ряд архипастырей, включая и его, признали, что присвоение митрополитом Сергием (Страгородским), заместителем Патриаршего Местоблюстителя, всех прав Первоиерарха священномученика митрополита Петра (Полянского) лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, митрополиту Сергию. Митрополиту Сергию и образованному им Синоду об этом Владыка Антоний откровенно и в письменной форме заявил, отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия. Владыку Антония арестовали и отправили в тюрьму. (Излагаю по жизнеописанию в книге «О личном спасении». Ростов н/Дону, 2009. С. 122).
 
   В 1945 г. Владыка Антоний и бывшие с ним архиереи узнали об избрании Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими патриархами. И они решили теперь поминать Алексия как законного Патриарха. Архиепископ Антоний убеждал всех духовных чад идти в храмы. Если что-то смущает ревностного верующего, то это останется на совести Патриарха. Но лишать себя благодати Святых Таинств – страшно. Очередной арест Владыки случился 10 февраля 1950 г. Он был осужден по п. 10 ст. 58 УК РСФСР на 25 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Мордовии, в Потьминских лагерях. 20 июня 1956 г. был освобожден по амнистии. В это время был дружен с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем, упок. 1961 г.) Где-то с 1966 года кончилась его скитальческая жизнь. Родители его келейницы матушки Антонии купили дом в поселке Буча, рядом с городом Ирпенем. Там Владыка обосновался и жил почти безвыездно. Архимандрит Кирилл (Павлов) знал Владыку и высоко ценил его: «Владыка благодатный».

   Отметим некоторые богомудрые мысли архиепископа Брянского Антония: «Современная культура – превращение человеческого общества в усовершенствованного зверя, попирающего всякий закон – Божий и человеческий. Головокружительные успехи науки, техники и головокружительное быстрое падение человека и человечества», «…мировая катастрофа становится глубже и шире: гибнет временное – близится космический переворот. Предродовые и родовые муки уже при дверех»; О Церкви: «Вне Церкви нет спасения». «Вне Церкви нет даров Святаго Духа». «Церковь и вера православная пребудут до скончания века». «Дух Божий через Вселенские Соборы постановил, что без Епископа Церковь не бывает».

   Как считает отец Владимир Панковец, для включения в Собор новомучеников и исповедников Российских архиепископа Брянского Антония Михайловского (1889–1976. Владыка Антоний почил 13 апреля 1976 г.) есть все: праведная жизнь, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворение. Аминь.
   
   
Владимир ОСИПОВ

http://rv.ru/content.php3?id=12722
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!