ЛАРИСА ФЕДОТОВАПодворье Русской Церкви в Дамаске – знак духовного возрождения среди хаосаИстория христианства в Сирии наших дней – это путь беспримерного мученичества18 ноября в Дамаске состоялись торжества в честь 60-летия основания подворья Русской православной церкви в столице Сирии. Об этом мало пишут, но Сирия – колыбель христианства. На пути в Дамаск гонитель первых христиан ветхозаветный иудей Савл превратился в апостола Павла. В сирийском городе Антиохия родился один из величайших учителей Церкви святитель Иоанн Златоуст, здесь он написал свои главные богословские произведения. В сирийской Антиохии последователи Христа впервые стали называть себя христианами. Здесь жили и проповедовали святые Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, Исаак Сирин…
В 1882 году в России было учреждено Императорское православное палестинское общество, трудами которого на территории современных Сирии и Ливана были открыты школы, больницы, дома призрения, восстановлены храмы и монастыри. После 1917 года контакты между Антиохийской и Русской церквами были прекращены, но по окончании Второй мировой войны началось их возрождение: в мае 1946 года был открыт приход Московского патриархата в Бейруте, в марте 1958 года было учреждено представительство Московского патриархата в Дамаске.
Здание, где сейчас находится русское подворье в Дамаске, было построено в 1972 году. Год спустя при нём был освящён храм в честь священномученика Игнатия Богоносца, первого епископа Антиохийского. Вот и современная история христианства в Сирии – это путь беспримерного мученичества и исповедничества.
Приход в Дамаске долгое время существовал как патриаршее представительство. В числе прихожан были работники дипломатического корпуса, работавшие в Сирии специалисты из России (СССР). Молились здесь и православные арабы. А с середины 90-х количество русских прихожан стало расти. Это были в основном женщины, вышедшие замуж за сирийцев. Благодаря четырём выпускникам Московской консерватории, которые преподавали в Сирии, при храме образовался певческий хор. Многие жители Дамаска стали приходить сюда, чтобы послушать русское церковное хоровое пение, для Сирии это большая редкость. Так подворье работало до начала в 2011 году антиправительственных выступлений, которые переросли в войну.
В 2012 году российское присутствие в Сирии стало сворачиваться; закрылась средняя общеобразовательная школа при российском посольстве, уехали женщины и дети из семей российских граждан, находившихся в Сирии по служебным делам, из городов в зоне боевых действий были эвакуированы жены с детьми из смешанных браков.
В пригородах Дамаска происходили частые перестрелки. Похожая обстановка сложилась в Алеппо, Латакии, Тартусе; в Хомсе, Хаме, Идлибе, Даре царил полный хаос. Здание подворья в Дамаске не охранялось, совершать богослужения стало небезопасно. Покинул место служения представитель РПЦ, более 10 лет окормлявший русские православные приходы Сирии и Ливана. Однако само подворье уцелело, и в 2013 году представителем Московского патриарха на территории Сирии и Ливана был назначен игумен Арсений (Соколов). Во время активных военных действий он находился в Ливане, но приезжал к остававшимся в Дамаске прихожанам. В конце 2017 года игумен Арсений переехал в Сирию, а в 2018 году была возобновлена работа представительства РПЦ. В настоящее время в храме священномученика Игнатия Богоносца проходят регулярные богослужения, на которые собираются православные из разных городов Сирии.
18 ноября, в день 60-летнего юбилея подворья Русской православной церкви в Дамаске, в храме подворья состоялась Божественная литургия с участием многих церковных иерархов из Сирии и России. Возглавил богослужение Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х в сослужении митрополита Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС РПЦ. В слове по окончании литургии владыка Иларион сказал: «В течение всего времени, пока продолжались военные действия, пока на сирийской земле бесчинствовали террористы, Русская Православная Церковь возносила горячие молитвы о том, чтобы в Сирии восстановились мир и согласие… Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой о том, чтобы защита гонимых христиан Сирии и других стран Ближнего Востока стала одним из главных векторов внешней политики России».
Сегодня христианство в Сирии, оказавшееся на грани полного исчезновения, медленно возрождается. По данным международной правозащитной христианской организации Open Doors, до начала сирийской войны, в 2011 году, в стране проживало примерно 2 млн. христиан (около 10-15% общей численности населения). К 2012 г. их доля сократилась до 8%. В 2012-2014 годах страну покинули ещё один миллион христиан. Из Хомса бежало практически всё христианское население – около 140 тыс. человек. Христиане, оставшиеся в захваченных исламистами городах, были почти полностью уничтожены. Способами публичных казней сирийских христиан стали распятие на кресте и сожжения заживо в металлических клетках.
В декабре 2013 г. террористами были похищены 12 православных монахинь и четыре послушницы во главе с игуменьей Пелагеей (Сайяф) из древнего монастыря святой Феклы в города Маалюля. Там до сих пор говорят на арамейском языке, на котором проповедовал Христос. Монахинь удалось освободить (их обменяли на жён боевиков), а похищенным в апреле 2013 г. митрополиту Алеппскому Павлу и митрополиту Сирийской ортодоксальной церкви Григорию Иоанну Ибрагиму повезло меньше: их судьба не известна до сих пор.
С марта по июнь 2014 года исламистами был захвачен христианский город Кесаб с христианским населением. Тысячи семей бежали, а те, кто не успели, были казнены с нечеловеческой жестокостью. Среди сожжённых заживо были дети… Всего за время войны в Сирии было разрушено около 400 христианских храмов.
Таким был монастырь святой Феклы до захвата исламистамиИ если в Сирии террор исламистов с помощью России удалось остановить, то в Ираке и Ливии уничтожение христиан продолжается. А в Йемене, где вдали от объективов телекамер мировых СМИ продолжается бойня, быть христианином – это смертный приговор…
https://www.fondsk.ru/news/2018/11/22/podvore-russkoj-cerkvi-v-damaske-znak-duhovnogo-vozrozhdenia-sredi-haosa-47168.html