О духовном вреде книг и выступлений Сергея МасленниковаСвященник Александр Кузьмин, Елена СапаеваВо второй половине ноября в Саратове побывал псевдоправославный писатель Сергей Михайлович Масленников. Его книги и лекции не рекомендованы к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. Тем не менее он гастролирует по городам России и пытается проводить «встречи с читателями», которые на деле являются собраниями очень сомнительного духовного толка. О том, что это за автор и почему его взгляды никак нельзя назвать православными, рассказывает эксперт в области нетрадиционных культов и сект, кандидат философских наук, настоятель Борисоглебского храма Саратова священник Александр Кузьмин.- В Саратове, к счастью, имя Сергея Масленникова широкой известности не имеет. Но в целях предосторожности не лишним, наверное, будет узнать, что это за человек и почему его взгляды на официальном уровне признаются в Церкви ложными...- На самом деле, во многих храмах Саратова всё же присутствуют заядлые любители книг Сергея Масленникова, равно как и последователи находящегося ныне под запретом протоиерея Владимира Головина, запрещенного в священнослужении схиархимандрита Иоакима (Парра), горе-проповедника Игнатия Лапкина и иже с ними. Эти люди либо проповедуют духовность очень сомнительного свойства, либо явно противопоставляют себя Церкви, как тот же Масленников, на сайте которого можно все чаще видеть критику священноначалия. При этом все они позиционируют себя как православные миссионеры.
Эти смутьяны свою деятельность внутри Церкви начинали, что называется, «за здравие», а окончили, с точки зрения соответствия Православию, к сожалению, «за упокой». Так, Масленников в своих лекциях и книгах преследовал среди прочих одну хорошую цель - привести людей к покаянию. Его беседы и издания так и назывались - «Школа покаяния». В своих лекциях он во многом основывался на трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), который, как мы знаем, достаточно подробно описывает опасное для христианина состояние духовной прелести. Духовная жизнь, если она замешана на страстности и лишена контроля со стороны опытного духовника, часто подвержена самым экзотичным поворотам. Именно это и произошло в случае с Масленниковым. Зациклившись на теме духовной прелести, он каким-то дивным образом стал, под видом борьбы с ней, формировать вокруг своей личности и своих книг круг почитателей, который все больше стал напоминать внутрицерковную секту. И сейчас это приобретает черты самой настоящей псевдоправославной секты с элементами гуруизма ее основателя, который, не имея духовного сана, оставляет за собой право лишать людей Причастия, осуждать епископат или, как это произошло в ситуации с визитом в Саратов, игнорируя церковную власть епископа, приезжать и устраивать какие-то лекции, анонсируя их такими партизанскими способами, как рассылка с анонимных телефонов смс-сообщений. И такие сообщения, надо сказать, получили многие прихожане.
- Было ли, на Ваш взгляд, создание секты осознанным или это просто человек, пребывающий в неких своих заблуждениях?- Порой очень трудно сказать, является лидер той или иной секты психически больным человеком, искренно верующим в то, что он говорит, или это расчетливый бизнесмен, который осознанно исполняет роль гуру для банального выколачивания денег из незадачливых почитателей. Часто эти явления переплетаются: человек, начиная как бизнесмен, заканчивает психическим повреждением и начинает верить в свою избранность и в тот бред, который нес все эти годы по сугубо материальным причинам.
В случае с Масленниковым, на мой взгляд, мы имеем дело с духовным повреждением, которое последовало от неправильного толкования законов аскетики. По злой иронии, его лекции под названием «Аскетика для мирян» привносят ошибки как раз в представления читателей об аскетических основах, его учение о прелести замешано на прелести и так далее. С чем боролись, как говорится...
- Какой опасности подвергаются люди, посещающие подобные «встречи с читателями»?- Мне неизвестны случаи каких-либо махинаций и преступлений в среде последователей Масленникова, которые касались бы административного или уголовного права. Точнее, я их не искал и ко мне лично пострадавшие таким образом не обращались. Но если посмотреть на выводы комиссии, которая была создана при Издательском Совете Русской Православной Церкви (см.ниже), когда лишали книги этого автора грифа, позволяющего предлагать их людям в церковных магазинах и храмах, можно сказать, что опасность для верующего человека однозначно есть. Это риск духовного повреждения, который не осознается многими так явно, как, скажем, риск лишиться какой-то суммы денег, но который может вести к тяжелейшим последствиям для всей жизни человека, его профессиональной деятельности, его семьи. Существование этого риска в данном случае подтвердили духовники авторитетнейших монастырей нашей Церкви.
- Существует ли возможность противодействовать «гастролям» таких лжепроповедников на юридическом, в том числе законодательном уровне?- Вся сложность ситуации с подобного рода раскольниками или просто находящимися в заблуждении «миссионерами» заключается в том, что для людей, внешних по отношению к Церкви и при этом решающих что-то в юридической плоскости, их опасность совсем не видна. Беда нашего времени в том, что подавляющее число наших современников абсолютно религиозно безграмотны. Такая безграмотность в народе была всегда, но в наше время к ней присовокупилось еще и то, что сейчас каждый считает себя специалистом во всем, что касается его личной духовной жизни. Такое понятие, как послушание Церкви, подвергается остракизму, хотя это одно из ключевых понятий для христианина. Внимать голосу Церкви в лице ее Патриарха, епископов, священников - дело первоочередной важности, поскольку все расколы начинаются с того, что появляется некто говорящий, что именно он - и есть тот самый голос Церкви...
- Что делать прихожанам, если в храме или в приходской жизни они слышат, что кто-то частным образом распространяет подобные идеи? Нужно ли что-то предпринимать?- Если о подобного рода деятельности, скрываемой обычно от духовенства, становится кому-то известно, в первую очередь нужно сообщить об этом настоятелю храма. Каждый священник перед Богом отвечает за духовное здравие своих пасомых. Волки в овечьей шкуре обычно тем и опасны, что говорят вроде бы правильные вещи, подчеркивают свою «православность». Изгнать внедряемые ими заблуждения из церковной среды - наша общая задача, но не стоит пытаться противодействовать этому в одиночку - нужно обязательно, не смущаясь, рассказать о том, с чем вы столкнулись, священнику.
24.12.2018Православие и современность***
Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.
— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.
— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.
— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.
Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.
Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.
— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.
— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.
— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.
— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.
Беседовала Т. Медведеваhttp://www.patriarchia.ru/db/text/4080490