Русская беседа
 
25 Апреля 2024, 09:43:59  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Памяти Николая Лисового  (Прочитано 997 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103695

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Января 2019, 16:25:15 »

Памяти Николая Лисового



Приказом председателя Императорского Православного Палестинского Общества С.В.Степашина образована Комиссия под руководством С.Л.Байдакова по организации и проведению похорон заместителя Председателя ИППО Н.Н.Лисового, почившего в самый канун Рождества Христова 6 января 2019 года. Отпевание Николая Николаевича Лисового совершается сегодня 10 Января в храме Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего Ставропигиального монастыря. Похоронен русский православный ученый будет на Даниловском кладбище Москвы.

С профессором Николаем Николаевичем Лисовым никогда не был в друзьях или приятелях, просто - старый знакомый, но сам я всегда тем памятным знакомством дорожил.

А обстоятельства первоначального «контакта» были таковы. Осенью 1994 года К.Ю.Душенов организовывал большую паломническую группу при Владыке Иоанне (Снычеве), Митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском. В ту группу входили питерские батюшки, много знаменитостей из православно-патриотического и просто патриотического движения вроде Наталии Нарочницкой, певицы Татианы Петровой, того же Николая Лисового, Виктора Селиванова, Михаила Астафьева и целого ряда других. В общей же сложности нас было не многим более тридцати человек… Размер группы, видимо, определялся приблизительным количеством посадочных мест в типовом туристическом автобусе.

Каким-то чудом в ту группу угодили и мы с моей супругой Ниной. Поначалу моё паломничество, как сотрудника персональной пресс-службы Митрополита Иоанна, в Палестину планировалось на совершенно неопределенное будущее. Но в конце Октября 1994 года вдруг выяснилось, что двое из «особых персон» в Декабре лететь не смогут, и Константин сказал, что поедем мы с Ниной. При нашей тогдашней нищете мы даже и мечтать не могли о таком совместном путешествии. У нас с Ниной не было загранпаспортов, но менее чем за месяц по каким-то «левым» каналам Костя организовал нам паспорта и оформление виз. Кроме фотографирования и заполнения анкет от нас тогда ничего не потребовалось…

Н.Н.Лисового как православного писателя до того знал заочно несколько лет. Он был известным в нашей среде автором, публиковался в только что учрежденном «Московском Церковном Вестнике», в патриотической газете московских строителей «Домострой», вроде бы в «Москве», «Русском Вестнике» и «Московском журнале»… В перечне конкретных изданий могу ошибиться, но публикации Н.Н.Лисового воспринимал как нечто отдельное и сразу стал собирать их вырезки в своем архиве. Неповторимый стиль Н.Н.Лисового отличался предельной занимательностью без малейших претензий на популяризаторство и заигрывание с читателем. В каждой его даже краткой заметке обязательно содержались сведения уникального характера, - то, о чем прежде мне не доводилось читать или слышать. В совокупности же его публикации выстраивали какую-то принципиально новую идеологическую стратегему в современной православной литературе, стратегему, которую условно можно определить как Православный Империализм. Предполагаю, что инициатива возвращения в 1992 году в наименование «советского» Палестинского Общества определений «Православное» и тем более «Императорское» в первую очередь принадлежала именно Н.Н.Лисовому.

С одной стороны, обладая глубочайшими знаниями в истории Русского и Вселенского Православия, он свободно черпал из сокровищниц Царской России отборные жемчужины, а с другой стороны, совершенно самобытно, «эвристически» и злободневно рассматривал их не как музейное наследие, а принципиально новую - многолетнюю перспективу развития традиционной Русской Духовности. В общем, как опытный миссионер он своим свежим словом крепко бил по нашим неофитским мозгам, до того упражнявшимся больше в школярском начетничестве.

В моем представлении складывался образ могучего высокого лесного старца-отшельника с седой дремучей бородой. В ту пору ещё не были широко распространены видеолекции Н.Н.Лисового. И когда в аэропорту «Бен Гурион» стоявший в соседнем пункте пропуска небольшого роста плотный человек передал паспорт пограничнице, а она с типичной еврейской интонацией, как бы переспрашивая, сказала: «Николай Николаевич Лисовой? Цель визита?» - я был просто изумлен, что почитаемый мной маститый церковный писатель ненамного старше нас, да к тому же тогда - в 48 лет - он выглядел значительно моложе своего возраста.

В поездках по Святой Земле в наш автобус в качестве экскурсовода отрядили послушницу из Горненского монастыря, которая неплохо ориентировалась в археологии Иерусалима и его окрестностей, Назарета, Вифлеема, Иерихона, Мертвого моря, Хайфы, по её словам, она даже участвовала в каких-то раскопках. Рассказы её были довольно интересны. Однако в условиях автобусной жары сил для непрерывного говорения ей хватало едва на час-полтора. И очень скоро кто-то из паломников попросил Николая Николаевича во время таких пауз дополнять экскурсии своими рассказами по истории Палестины и Православия. И хотя Н.Н.Лисовой без препирательств откликнулся на общую просьбу, поначалу он очень деликатно старался не «задавливать» своей эрудицией слушателей и тем самым не принижать достоинство официального экскурсовода. Но поскольку в нашей группе было немало людей достаточно любознательных, то вскоре именно уточняющие вопросы понудили Николая Николаевича пускаться в церковно-исторические экскурсы, которые демонстрировали его энциклопедическую широту. Впрочем, и тут он проявлял тактичность, его рассказы редко превышали по времени академический час, и он, ссылаясь на усталость, передавал микрофон Горненской послушнице.

Без малейшего высокомерия и дистанции он охотно отвечал на частные вопросы отдельных паломников на отдыхе, но как только он начинал что-то рассказывать, вокруг сразу начинали «кучковаться» и другие благодарные слушатели.

После памятной поездки в Палестину с Н.Н.Лисовым мне доводилось пересекаться на каких-то научных и общественных мероприятиях от силы два-три раза, на одной из таких встреч в 1995 году вручил ему изданный нами сборник «Государственная Легитимность» с материалами первой научно-практической конференции по так называемым екатеринбургским останкам, в других случаях мы просто раскланивались, здоровались.

Но все эти годы с неизменным интересом относился к научным трудам Н.Н.Лисового, с удовольствием несколько лет назад прочитал и потом многократно просматривал его «Откровение Святой Земли». Память о выдающемся русском ученом, церковном и общественном деятеле Николае Николаевиче Лисовом навсегда вписана в скрижали Российской Истории. Царствие Небесное рабу Божию Николаю!

Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»







http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/10/pamyati_nikolaya_lisovogo/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!