С Праздником Вознесения Господня!

<< < (8/10) > >>

Дмитрий Н:

В чем смысл праздника Вознесения Господня

Священник Георгий Максимов
 




В чем смысл праздника Вознесения Господня? Некоторые спрашивают: «Почему мы празднуем Вознесение, ведь Господь улетел от нас на небо, это ведь расставание, разлука, то есть, что-то печальное». Но евангелист пишет, что после Вознесения апостолы возвращались с горы Елеон «с великою радостью» (Лк. 24:52). Не было горечи разлуки и они не чувствовали себя покинутыми, потому что Учитель сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), и они ощущали это незримое присутствие Господа Иисуса Христа.

Вознесение Господне стало завершением Его великого дела по спасению человечества. Как мы отмечаем начало этого спасительного дела Христова в празднике Рождества, и даже еще ранее, в празднике Благовещения, так мы отмечаем и славное завершение этого дела, которое произошло в день Вознесения Господня. Триумфом Его было Воскресение из мёртвых, которое Господь совершил ради нас, и показал, что как Он воскресил Свое человеческое тело, так воскресит и наши тела. А в Своем Вознесении Иисус не просто поднимает Свое тело, но через него возносит всю нашу человеческую природу на ту высоту, которая предназначена была ей при сотворении мира.
Через грехопадение Адам и Ева и последующие поколения людей низвергли творческую природу с высоты в греховную грязь, Господь же возводит ее на более высокое место, чем даже находился Адам. В Писании сказано, что телесно Господь «пребывает одесную Бога» (1 Пт. 3, 22). Это наивысшая степень приближения человеческой природы к Богу и тот путь, который Господь открыл нам через Свое Вознесение.

Как говорят святые отцы, вознесшись на небо, Христос тем самым показывает, что наша настоящая жизнь не здесь, наши интересы не на земле. Здесь мы, по слову апостола, только «странники и пришельцы» (1 Пет. 2:11), а подлинное «наше жительство - на небесах» (Фил. 3:20). И христиан ожидает не только воскресение по плоти, но и вознесение тоже, как апостол говорил, что мы будем подняты на облаке на воздух, чтобы встретить Господа (1 Фес. 4:17), когда Он вернётся телесно. Это было обещано через ангелов апостолам в день Вознесения, «когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11). То есть, так Он вернется в конце мира в Своем Втором пришествии, уничтожит антихриста, и закончится эта история зла, страданий и смерти в человеческом роде.

Вот это и мы празднуем сегодня – окончательное торжество завершения спасительного дела Господня, и то, что Он проложил нам путь на небо, как Он Сам сказал: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я» (Ин. 14:4).

Но еще Господь Иисус Христос сказал, что пока Он не вознесется, Дух Святой не сойдет на верующих. Почему именно такая последовательность должна быть, мы не знаем, как говорил святитель Феофан Затворник, это тайна Божия. Но раз Господь сказал, значит, так оно и есть, и в действительности мы, не потеряв присутствия Господа Иисуса Христа, получили также и другого великого Ходатая, Утешителя, Духа Святого, Который очищает нас и освящает на пути, ведущем в Царствие Божие. Так что эта великая радость, которую ощущали тогда апостолы, пусть ощущается и в наших сердцах в этот день. Радость не только за Господа, но и за нас самих и за всех, кто любит Христа.


25.05.2023

Источник

Дмитрий Н:

Вертикальная координата

Протоиерей Андрей Ткачев




Человек – существо с прямым позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела. На четвереньках человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными.

Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем – стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза.

Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем греха. «Если делаешь доброе, – говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).

Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в делах земных, которой отличалось затем потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом успешной в делах земных цивилизации.

Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).

И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью.

Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою. Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны слез.

Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53).

Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно.

Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит.

Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз.

Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).

Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).


http://www.pravoslavie.ru/put/46814.htm

Дмитрий Н:

Праздник Вознесения приоткрывает нам окно в пока неведомое для нас будущее

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл



   

У святого апостола Павла в Первом послании к Коринфянам находим такие слова: «Говорю вам великую тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут нетленными, и мы изменимся» (см. 1 Кор. 15:51-52).

У апостола Павла были основания для таких слов, ибо святые апостолы ожидали скорого пришествия Спасителя и потому хранили память о том, что на Елеонской горе Господь с телом вознесся пред ними на небо. А до того была встреча Спасителя Воскресшего со Своими учениками, и в этом повествовании (Лк. 24:36-53) много деталей, на которые мы обычно не обращаем внимания, но даже мелкие детали в Священном Писании исполнены огромного смысла. 

Когда Господь является Своим ученикам, Он понимает: первая мысль, которая возникнет у учеников, что это дух умершего к ним пришел. И Господь говорит: нет, Я не дух; и в доказательство Своих слов спрашивает: а есть ли у вас что-то съестное? Они дают Ему сотовый мед и несколько рыбок, и Господь вкушает перед ними. И ведь совершенно не случайно именно это повествование включено в заключительную главу Святого Евангелия от Луки, потому что в этом вкушении пищи открывается для нас великая тайна — тайна пребывания в вечности Сына Божиего, Сына Человеческого, с человеческим телом. А это означает, что и наше тело не будет уничтожено. «Вдруг, при последней трубе, ибо вострубит; и мертвые восстанут, и мы изменимся». Что это означает? А это означает, что те, кто умер, воскреснут со своими телами, а у тех, кто будет жить до последнего момента человеческой истории, изменятся телеса. И это будут уже другие тела — тела реальные, но подобные тому, которым обладал Спаситель после Своего Воскресения. Он вкушал пищу, но вместе с тем мог проходить сквозь стены и мгновенно оказываться в одной или другой точке географического пространства. Преображенное тело уже не подчиняется физическим законам, но это человеческое тело, — вот такая действительно великая тайна, по слову апостола Павла, открывается нам в сегодняшнем воспоминании о Вознесении Господа и Спасителя.

Еще одна очень важная деталь: а почему надо было возноситься на небо? Ведь Господь мог просто исчезнуть из вида, и все бы поняли, что Он ушел в некий иной мир. Но Господь и явил Своим телесным Вознесением с горы Елеонской, что с телом предстанет человек пред Судом Божиим и с телом он будет пребывать в Небесном Царстве.

Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день. Праздник Вознесения приоткрывает нам окно в пока неведомое для нас будущее, в ту загробную перспективу, которая от каждого из нас еще сокрыта, но которая явится, как только перестанет биться наше сердце. Однако уже здесь, на земле, нам даются знаки и, что самое главное, нам дается Божественное свидетельство о реальности иной жизни, в которой мы будем пребывать и душой, и преображенным телом.

Но для того чтобы быть с Господом, мы должны здесь так пройти свой жизненный путь, чтобы и душа, и тело были способны к встрече с Самим Богом и к пребыванию в Его вечном Небесном Божественном Царстве. Вот для того и даются нам эти короткие годы жизни, ведь правильно говорится в Писании: «семьдесят, аще кто в силах, восемьдесят лет» (см. Пс. 89:10). Это лишь мгновение не только перед лицом истории, но даже перед лицом доступного нашему взору промежутка времени, и что такое этот миг перед лицом тысячелетия или даже столетия?

Наученные этой Божественной мудрости, особенно являемой нам через размышления о событии Вознесения, через чтение Писания, посвященного этому событию, мы должны действительно взором своим устремляться за пределы нашей человеческой жизни — в том смысле, что наша ценностная ориентация, наше целеполагание не должны ограничиваться нашей земной жизнью. Мы должны иметь в виду вечную перспективу, а кто ограничивается только земными целями, проигрывает безвозвратно.

Именно такую эсхатологическую точку зрения, которая приобщает христианина к вечности, и помогает нам обрести сегодняшнее воспоминание о Вознесении Господа и Спасителя. А тем самым нам открываются глубокие смыслы, дарованные Самим Спасителем через Его жизнь, Его служение, через Его страдания, смерть, Воскресение и Божественное Вознесение. Аминь.


https://pravoslavie.ru/139842.html

Дмитрий Н:

Другого пути нет

Слово на Вознесение Господне

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Порой мы не замечаем, как много в Евангелии рассказывается о примерах не только веры, но и неверия. И кого – апостолов! Не исключение и сегодняшнее Евангелие от Марка на всенощной под Вознесение. Зачем это нужно было евангелистам? Для правды и для нашего назидания.

Воскресший Спаситель является Марии Магдалине, изгоняя из нее семь бесов. Она, потрясенная и радостная, бежит к ученикам с вестью о Воскресении. Но ей попросту не верят. Потом Воскресший является двум ученикам – Луке и Клеопе –  по пути в селение Эммаус. Они узнают Христа в преломлении хлеба и тоже, потрясённые, мчатся к апостолам. В Евангелии сухо констатируется: «И ни тема веры яша». То есть – и им не поверили. Затем уже к одиннадцати ученикам Спаситель является «иным образом» – теперь уже чудесно, через затворённые двери, чтобы явить маловерам особую Свою силу. Конечно, ученики обрадовались и возликовали! Но Евангелист Марк добавляет, что Господь «поносил неверствие их и жестосердие, яко видевшим Его воставша не яша веры».

Фома, не бывший с ними, отказывается верить в столько раз предсказанное его Учителем Воскресение, пока осязанием руки не убеждается в нем.

Воскресший Господь условливается встретиться с апостолами на горе в Галилее. И что же? В Евангелии от Матфея мы читаем: «Они поклонились ему, а иные усомнились». Несмотря на все это, Спаситель преподает ученикам великое поручение – крещение всех народов: «Шедше научите вся языки, крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Лишь после того, как Дух Святый сошёл на апостолов, они были исцелены от болезни неверия. Но она, эта болезнь, продолжается в христианском роде, свирепствуя среди православных людей и по сей день, в земной воинствующей Церкви Христовой.

Кажется, я рассказывал уже, что как-то спросил отца Иоанна (Крестьянкина), какая сейчас самая тяжёлая болезнь среди современных нам православных христиан. И старец сразу ответил: «Неверие!». Потом этот же вопрос я задал отцу Николаю Гурьянову. И этот старец сразу, как нечто давно им осмысленное, произнес: «Неверие».

«Во дни оны» множество людей не веровали Христу, даже видя Его лицом к лицу, созерцая Его чудеса. Современники и свидетели Боговоплощения подвергали сомнению Самого воплотившегося Бога. И сегодня немало христиан подвергают сомнению то, что возглашает Святая Христова Церковь. Это люди, прельщеные дьяволом, живущие не церковным, а своим или чужим разумением, безблагодатные.

Но свято место пусто не бывает. Если христианская душа смиренна, вычищена от самости, то в ней пребывает Дух Святый. И признак этого пребывания – мир и послушание Церкви. Если же в душе самоуверенность и гордыня – святое место будет занято духом-сопротивником, дьяволом, являющимся прельщенному как ангел света, о чём предупреждает нас святой апостол Павел. И главный признак такого несчастного – мрачное упрямство и противление Церкви.

Помните: «…а неции же усомнишеся». Спаситель не стал переубеждать «усомнившихся». Он вознёсся в иной мир. Но верующим Ему оставил Себя обетованием: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». А неверующих предоставил самим себе.

Ничего не изменилось с тех пор. Одни веруют в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Другие веруют в ту «церковь», которую для себя выдумывают. Всей нашей жизнью мы призваны познавать Святую Церковь Христову и пребывать в Ней в смирении и радостном послушании. Другого пути спасения нет. Никакого другого пути быть с воскресшим и вознесшимся Господом у нас нет.

С праздником, братья и сёстры!


https://pravoslavie.ru/146522.html

Дмитрий Н:

«Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Вознесения Господня

Лариса Маршева, Иоанн Щербенко





Вознесение Господа Иисуса Христа на небо является одним из самых главных и значимых событий священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Господа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Спаситель не оставляет мир, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.

Краткое описание события Вознесения Господня встречается в Евангелии от Марка (см.: Мк. 16: 19), а уже более подробным образом описывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 24: 50–51) и в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1: 9–11).

После светлого Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос неоднократно является Своим ученикам «в продолжении сорока дней» (Деян. 1: 3), чтобы укрепить их веру в истинность Своего телесного воскресения и подготовить к принятию обещанного Святого Духа. Господь вывел учеников из города в Вифанию на гору Елеон, где, подняв Свои руки, благословил их, после чего стал отдаляться и возноситься на небо.

Праздник Вознесения Господня относится к двунадесятым. Показательно то, что до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось, сама же Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года. Уже к концу IV века Пятидесятница окончательно принимает статус не только особого периода после Пасхи, но формируется в виде самостоятельного праздника. После чего, вслед за Пятидесятницей, в особое празднование выделяется Вознесение Господне[1].

Воспевание и прославление сущности праздника особым образом происходит в центральных песнопениях службы – в тропаре и дополняющем его по содержанию кондаке[2]. Этот принцип не обходит стороной тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, которые звучат следующим образом.

Церковнославянский текст песнопений таков:

Тропарь:

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира»[3].

Кондак:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы»[4].


Не раз богослужебные тексты песнопений переводили на русский язык. Ниже дан перевод иеромонаха Феофана (Адаменко).

Тропарь:

«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»[7].

Кондак:

«Совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небо, Христе Боже наш, не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: “Я с вами, и никто не одолеет вас”»[8].


Обещание Святого Духа

Тропарь праздника Вознесения Господня начинается с радостного восклицания и исторически важного утверждения о великом событии, которое стало исполнением радости и обетованием, обещанием[9] ученикам, а в их лице и всему миру, что Спаситель не оставляет мир после Своего Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца.

    Спаситель не оставляет мир после Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца

Господь сотворяет радость Своим ученикам-апостолам. Греческое «χαροποιέω» – «делать радостным»[10]. Здесь вспоминаются слова апостола Павла:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).

Далее следует «извещение» – свидетельство, удостоверение[11] – или уверение учеников: через благословение они вполне убедились, что Христос – Сын Божий и Спаситель мира.

«Бывшее благословение» напоминает об описании события Вознесения в книге Деяний святых апостолов: Иисус Христос «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 9). Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «в античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного»[12]. Но в случае Господа Иисуса Христа Его Вознесение обозначает Его возвращение к Божественной славе, Которую Он имел изначально.


Земное соединяется с небесным

Кондак праздника Вознесения написан преподобным Романом Сладкопевцем и начинается со слов: «Еже о нас исполнив смотрение». Так, уже с самого начала нам открывается духовный смысл события: Господь Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, исполняет весь замысел о спасении людей.

Церковнославянское «смотрение» по-гречески звучит как «οἰκονομία» – «управление домашним хозяйством или семьей, домостроительство». Но в богословии это слово известно как «икономия» – Божий Помысл о мире и его спасении; промыслительная миссия Бога Сына: воплощение и спасение человечества посредством искупительной Смерти на Кресте и последующего Воскресения.

Но и церковнославянское «смотрение» имеет несколько значений: осмотр, заинтересованное наблюдение и контролирование[13]. В данном случае все они дополняют друг друга и создают целостное, полное понимание использования данного слова в богословском контексте.

Господь осматривает все происходящее в истории человечества. И не просто осматривает, а в большей степени заинтересованно наблюдает и контролирует посредством исполнения обетования, обещания, которое было дано еще ветхозаветным патриархам.

Спаситель приходит в мир, умалившись в вочеловечении, и покидает его после того, как полноценно исполняет весь замысел о спасении человечества. Каждый человек призван к обожению, а Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа.

    Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа

Святитель Григорий Палама отмечает: Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его второго Пришествия, однако вознесены, восхищены на облаках будут только те, кто «распяли грехи через покаяние и жительство по Евангелию»[14].

Вознесение – символ обожения и прославления человеческого естества и знак его возвращения в рай после грехопадения.


Пребывает неотступно

Продолжение кондака указывает: Господь никак, никаким образом не отступает от человеческого рода.

Церковнославянское «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный» содержит привычное для некоторых языков одиночное отрицание, которое отсутствует в русском. Поэтому при переводе важно данный факт учитывать, что и делает, например, отец Феофан (Адаменко):

«не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая…»

Кульминация и вообще все богословие кондака отразились и в рефрене – ключевой идее, которая неоднократно повторяется в гимнографическом отрывке. В тропаре рефрен: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» – скомпилирован из двух отрывков: Мф. 28: 20 и Рим. 8: 31. В нем не только видно утешительное обещание Иисуса Христа пребывать всегда с верными учениками и охранять их, но и прослеживается яркое выражение догмата о том, что в едином Лице Иисуса Христа неслитно соединены человеческая и Божественная природы.

***

Тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, обращенные к Богочеловеку, Искупителю, Воскресшему и Вознесшемуся Спасителю, напоминают о том, что мы по Вознесении Господнем были не оставлены, а объединены Им через стяжание Святого Духа, Которого Христос послал от Отца.

При этом стоит помнить: вознесенный к Божественной жизни Иисус Христос вернется на небесных облаках как Сын Человеческий (см.: Лк. 21: 27), владычество Которого – «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 14).



10 июня 2021 г.


[1] Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 197–203.

[2] Киприан (Керн), архимандрит. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 276.

[3] Кустовский Е. Праздничные службы Цветной Триоди. М., 2008. С. 124.

[4] Там же. С 130.

[7] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 153.

[8] Там же. С. 156.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 40.

[10] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1980.

[11] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 120.

[12] Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. Вознесение Господне. Путь Восхождения // http://old.aquaviva.tmweb.ru/archive/2008/6/509.html.

[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 208.

[14] Григорий Палама, святитель. Гомилия XXI // https://predanie.ru/book/69154-omilii/#/toc21.


https://pravoslavie.ru/139823.html

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница