С Праздником Вознесения Господня!
Дмитрий Н:
А теперь мы должны восходить к Нему…
Священник Василий Куценко
Взросление учеников
Праздник Вознесения Господня всегда празднуется на сороковой день после праздника Пасхи. Почему? Ответ на этот вопрос можно прочитать в Новом Завете, в книге Деяний апостолов (учеников Господа Иисуса Христа), где сказано, что Иисус Христос после воскресения из мертвых в течение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царстве Божием (см. Деян. 1, 3). А после этого Он собрал учеников и дал им повеление: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым <…>, вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1, 4-5, 8-9).
Вознесение Христа стало символом «взросления» первой христианской общины – ближайших учеников Христа. Господь научил их всему, теперь же они сами должны были нести свет христианской проповеди о Царстве Божием в мир. Теперь апостолы не только ученики, но и учителя. Все это относится к современным христианам. Продолжая оставаться учениками Христа, слыша Его слово через Евангелие, через богослужение, приобщаясь Господу в Таинстве Причащения Его Тела и Крови, мы должны делиться нашей верой и радостью с другими.
В отрывке из книги Деяний есть очень важное и интересное слово – «свидетель». Мы призваны быть свидетелями славы Христа, такими же, какими были Его ученики-апостолы. Но если апостолы были очевидцами всех этих событий, и их проповедь – проповедь из первых уст, то как же мы может следовать им? Мы не просто можем, но и должны. Иначе христианская проповедь должна была бы прекратиться со смертью двенадцати апостолов. Но этого не произошло. Ведь Господь говорит ученикам о том, что их проповедь будет совершаться силою Духа Святого. То есть Сам Бог будет направлять человека. Поэтому один и тот же Дух Святой действовал и через апостола Петра – ближайшего ученика и, можно сказать, лидера всех остальных апостолов, и через апостола Павла, который не был последователем Христа при Его земной жизни, но потрудился в деле проповеди даже больше других. Тот же Дух Божий действует и в нас, давая нам силы быть свидетелями Иисуса Христа. Ведь проповедь – это не только слова, это все доброе, совершенное во имя Бога: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
День славы Христа
Но все равно может показаться, что Вознесение – грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) – днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника – тропаре – мы услышим: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира» (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»).
Вознесение Спасителя – это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий – будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком – самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви – среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться.
Путь на небо
Великий христианский святой, подвижник и писатель – преподобный Максим Исповедник сказал, что Христос уже сошел к нам, теперь мы должны восходить к Нему. Праздник Вознесения Господня напоминает всем нам об открытой дороге на небеса. Небо всегда было символом божественного величия и славы. Христос соединил небо и землю, земное и небесное, снова открыв нам путь к Богу. Нам нужно только подняться по духовным ступеням лестницы, которой является Сам Господь Иисус Христос.
Есть одно не совсем правильное понимание христианства как некоей древней традиции. Христианство живет не прошлым, оно всегда устремлено вперед. Когда отца Александра Меня спросили, что для него значит христианство? Он ответил: «Я воспринимаю христианство не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее». Точнее просто не скажешь. Христианство – это не прошлое, это настоящее и будущее. Потому что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8 ).А мы все - как апостолы, которые стояли и смотрели вверх, на возносящегося Христа, пока облако не покрыло Его. Но апостолы не остались там стоять с поднятыми вверх головами. Мы уже знаем, что они с радостью возвратились в Иерусалим, а после дня Пятидесятницы, когда им дарована была благодать Духа Святого – вышли на проповедь. Христианство – это побуждение к действию. Живя здесь и сейчас, мы устремлены в будущее.
Но вот еще очень важный и яркий момент христианской веры. Мы ожидаем наступления Царства Божия, когда все зло исчезнет из мира и творение обновится. Но это будущее Царство, по слову Христа, наступает в сердце каждого уверовавшего – здесь и сейчас. Царствие Божие внутрь вас есть, - говорит Христос (Лк. 17, 21). Во время литургии – главного церковного богослужения – священник произносит слова молитвы, где говорится, что Бог не оставил нас, пока не исполнил всего – «на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее». Будущее Царство, но данное уже здесь, в эту самую минуту. И путь в это Царство – царство небесной славы – открывается не где-то, а в человеческом сердце.
Возносясь на небо, Христос зовет нас за Собой. Но не через какое-то время, а прямо сейчас. Он говорит нам: стань выше всего, что отдаляет тебя от любви Божией, преодолей грех внутри себя, победи свои недостатки, умножь дарования, яви любовь и милосердие. Ведь в этом и состоит Царство Божие. Ведь оно держится не на силе оружия или материальном благосостоянии. Нет. Это Царство Христа, отдавшего Свою жизнь для спасения человека.
Наши грехи вознесли Христа на крест, но Бог вознес Христа на вершины Своей славы. И Господь желает, чтобы и мы разделили эту славу с Ним. Поэтому праздник Вознесения Господня становится напоминанием о нашем личном вознесении – вхождении в Царство Божие. Мы прославляем вознесшегося Христа, надеясь увидеть Его славу уже здесь – в наших собственных душах и сердцах.
http://www.pravoslavie.ru/103802.html
Дмитрий Н:
«Я с вами»
Священник Димитрий Выдумкин
Событие Вознесения Господня описывает подробно только евангелист Лука. Апостолы Матфей и Иоанн Богослов не упоминают о нем вовсе, а Марк описывает его в шести словах. Лука рассказывает подробно, ибо лишь ему рассудилось «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать твердое основание того учения, в котором был наставлен» его ученик – достопочтенный Феофил. Причем его рассказ о Вознесении Господа мы находим не только в конце его Евангелия, но и в начале книги Деяний святых апостолов, чем, бесспорно, подчеркивается неразрывная связь проповеди Христа с дальнейшими апостольскими трудами Его учеников. Семя Евангельской Истины, просеянное в пласт новозаветной истории, проклевывается молодым ростком истории новозаветной Церкви.
В евангельском повествовании о Вознесении мы читаем о том, как ученики, поклонившись возносившемуся Христу, «возвратились в Иерусалим с великою радостью». Чему они радуются? Их радость может показаться странной. Их покидал Учитель, всего месяц как Воскресший и воскресивший их надежды на то, что «в сие время Он восстановит царство Израилю». Лишь чуть больше месяца назад они перестали прятаться по домам «страха ради иудейского». Христос воскрес, и их постоянное общение с воскресшим Учителем внушало им смелость и уверенность в безопасности быть рядом с Ним. Вдохновенные беседы Христа о Царстве Божием – о том, что они не способны были вместить раньше, – не допускали задумываться над тем, что будет дальше, когда Учитель уйдет. А знали ли они вообще, что Он уйдет? Несомненно, знали. Здесь и укрывается ответ на вопрос, почему они радовались при Его Вознесении. Апостол Лука не случайно совместил рассказ о Христовом Вознесении с прощальной беседой Христа с апостолами, когда Он «отверз им ум к уразумению Писаний». Вместе с рассказами о том, что раньше было для них невместимо, Господь подготовил их и к Своему уходу, повторив: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16: 7). Обетованием Святого Духа Господь творит ученикам радость, вместо скорби вдыхает в них радость от грядущей разлуки. Да и разлуки-то по сути нет, ибо «Я с вами во все дни до скончания века». Об этом читаем у Матфея, умолчавшего о Вознесении.
А мог ли Христос вообще не уходить? Не уходить, а привлечь, используя все возможности Своего воскресшего тела, в Свои «сети» огромный «улов» и пройти победоносно вместе с апостолами по всему миру? Наверное, мог. Но это был бы уже возврат к искушениям в пустыне и попытка христианизировать мир «хлебом и зрелищами», попытка насадить Царство Небесное на земле. От всего этого Богочеловек отказался еще во время Своей земной многоскорбной жизни, ибо «Царство Мое не от мира сего». Да и не место Воскресшему, Бессмертному и Неизменяемому среди тления и смерти.
Кто есть Христос – Авторитет или Истина?
Господь Свой уход связал с необходимостью прихода Утешителя, Духа Истины. Почему Дух Истины не мог прийти в телесном и видимом присутствии Христа? На этот счет есть интересная мысль у одного из наших славянофилов. Рассуждая о Вознесении Христовом, он задается вопросом: кто есть Христос – Авторитет или Истина? Истина, как и Сам Он сказал. Но пока Он находился с учениками, то был для них Авторитетом. Не потому, что Христос так хотел, а просто в силу общей, присущей всякому человеку немощи таким ореолом «обрастает» Человек, Воскрешающий мертвецов и несколькими хлебами Насыщающий тысячи. Этот авторитет Христа в глазах учеников еще вырос после Христова Воскресения. Это создавало опасность, что и они, и будущие ученики последуют за Христом не потому, что примут сердцами истину учения Христова, а потому, что так делает и учит Авторитет – Христос. Поэтому для принятия Истины – Святого Духа – Христу необходимо скрыть Свое присутствие, изменить образ Своего единения с учениками. И отныне со Христом соединяет Святой Дух, Дух Истины, посланный Им же от Отца.
Святые отцы Церкви, рассуждая о Вознесении Господнем, видят и в этом событии заботу Промысла Божия о человечестве. Святитель Димитрий Ростовский приводит яркую иллюстрацию того, каким образом отдаление Господа приближает к нам Его помощь. «Как какой-либо царь, собрав множество воинов своих на рать и желая видеть все полки свои, восходит на высокое место, на гору или какое-либо здание, чтобы с высоты всё увидеть и устроить, так и Господь наш, Царь царей, собирает воинствующую на земле Церковь, в которой сколько чинов, столько и полков, и вознесся в горние небеса, чтобы с высоты видеть подвиги каждого. Хорошо подвизающимся Он сплетает венцы, изнемогающим простирает руку Своей помощи, падающих поднимает и соделывает их более сильными для борьбы с супостатом, а гонящим нас творит препятствия. Подвизается, например, в страдальческом подвиге святый первомученик Стефан, побиваемый камнями иудеями, а Господь наш с высоты славы Своей, отверзши небо, смотрит на него, так что страдалец взывает: “Вижду небеса отверста, Иисуса стояща одесную силы”»[1].
Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину
Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину, ибо «до Вознесения Господня на небо никто из людей не имел пути к небу: “Никтоже взыде на небо, – говорит апостол, – токмо сшедый с небесе”, “Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес” (Ин. 3: 13; Еф. 4: 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков; им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники; им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым; для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им»[2].
Возносится Господь и для того, чтобы, как Сам Он сказал, приготовить место истинному христианину, дабы вечно жил и соцарствовал со Христом. «“В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14: 2–3). Добра и полна радости сия причина. Господь вознесся от нас на небо, чтобы каждому приготовить на небесах место: людям, любящим Бога, место между серафимами; богомудрым – между херувимами; богоносным – меж богоносными престолами; добрым господам – среди господствий; храбрым воинам, подвизающимся за отечество, – между силами; разным властям – между властями; всяким начальникам, управляющим своею областью по-Божески, – им место среди начал; тем, которые друзей и нищих утешают и помогают им в бедствиях и напастях, – им место среди архангелов; наконец, живущим во плоти на земле по-ангельски – место на небесах вместе с ангелами»[3].
«Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32): Господь возносится, но продолжает совершать дело насаждения Своей Церкви на земле. Он посылает апостолов во вселенную, всюду сопутствуя и содействуя им, ибо помимо еврейского рода есть у Него и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Ему привести (см.: Ин. 10: 16).
Наконец возносится Господь от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. «Вот что говорит Богослов: “Аще кто согрешит, ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших” (1 Ин. 2: 1–2). Апостол же Павел говорит в послании к Евреям: “Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас” (Евр. 9: 24), а в послании к Римлянам так: “Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас” (Рим. 8: 34)»[4].
В самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Человеческая природа покоится в недрах Господних
Основание для получения этих даров – то участие человеческой природы в жизни Божественной, которого удостоила ее Премудрость Божия. Бог в Лице Богочеловека соединился с человечеством и вознес его одесную Бога Отца, так что теперь мы с ужасом и удивлением, по словам святителя Иоанна Златоуста, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Человеческая природа, носителями которой имеет счастье быть каждый из нас, покоится в недрах Господних. «Так возлюбил Бог мир».
«Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 10–11). Вознесение Господне не обозначает завершения земной истории Богочеловека. Вестники Божественной Истины возвещают о конце земной истории, вместе с которым наступит и конец вынужденной разлуки Учителя с учениками, Отца с детьми. Обетование быть с поколениями учеников во все дни до скончания века утверждает уверенность непрестанного невидимого соприсутствия Христа на период разлуки. Но всякой разлуке наступит конец. Христос непременно вернется к Своим ученикам, подарив им новые сердца и тела и преобразив весь мир. И Царствию Его уже не будет конца. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
[1] Димитрий Ростовский, святитель. Поучение на Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
http://www.pravoslavie.ru/put/79425.htm
Дмитрий Н:
«Что вы стоите и смотрите на небо?»
«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4, 8 ).
Вознесение Господне прежде всего возвещает об отшествии Христа. Оно открывает Его отсутствие. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9).
Ученики, которые не всегда хорошо понимали Своего Господа, даже после Воскресения («Не в сие ли время Ты устрояешь Царство?») стоят, опустив руки, и смотрят на небо. Им невыносима разлука с Человеком, Который сейчас торжественно уходит от них. «Не прикасайся ко Мне!» — сказал по Воскресении Своем Христос Марии Магдалине. Ученикам надо лишиться этого присутствия Христова, чтобы узнать другое Его присутствие, которое будет дано всему миру, во всей Его силе и безграничной благодатной полноте. Но для этого необходима Пятидесятница.
Они стоят и ждут. Ждут чего? Вне сомнения, исполнения обетования Отца Небесного. Но они еще не знают по-настоящему, что это значит. Вне сомнения, они ждут возвращения Христа на землю со славою. А пока время как бы остановилось. Им ничего не остается, как только ждать. Один Господь может все изменить, Он один может установить Царство. Разве не такое же впечатление производит порой духовная жизнь многих верующих? Они стоят и ждут. Разумеется, с молитвой и церковными песнопениями. Но время как бы остановилось, все сосредоточено на грядущем Дне Господнем, на конце времен. Их взоры обращены «к небу». Но пока не облекутся они «силою свыше», все, что совершил Христос ради них на земле, будет как бы отнято от них. И молитва их — самое драгоценное делание христианина — еще не все. Не потому, что время еще не пришло, а потому, что они почти сознательно закрывают глаза на страдания людей, на то, что происходит в мире. В то время как созерцание неба, устремленность ко Второму Пришествию Господа во славе могут и должны более всего вдохновлять на Христов труд на земле. И Христос призывает Своих быть «в мире, но не от мира» (Ин. 17, 14—18).
И мы слышим ангелов, которые хотят возвратить нас на землю: «Мужи и братия, что вы стоите и смотрите на небо?» Здесь и сейчас это происходит. Здесь Господь встречается с вами, не там. Здесь вы должны свидетельствовать о Нем, здесь и до пределов земли, чтобы уготовить Ему встречу, чтобы Он был познан всеми и узнан. Здесь — значит в ваших домах, в ваших городах, в вашей стране, в вашей скорби и радости. Не существует «другого мира», не существует такого неба, где Христос находился бы в священном убежище, скрываясь от нас. Дело Божие, слава Божия — здесь, в этом мире, который — Его творение и который должен стать «другим», то есть соответствующим любви, предлагаемой Богом. Будем внимательными к тому, что Церковь говорит о небе и земле, об этом мире и том мире, о времени и вечности. Потому что Господь Вознесением Своим зовет нас к непрестанным усилиям в духовном восхождении, к нашему участию на земле в служении Царству Божию.
Вознесение Господне — это начало времени Церкви, призванной являть Христово присутствие, реальность и конкретность Его спасительного действия во всех местах и во все времена до скончания века. В Своей Первосвященнической молитве Христос открывает нам тайну этого единения Его Церкви с Ним и с Отцом Небесным. Единого служения — Его и Церкви. «Я уже не в мире, но они в мире... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 11; 20—21).
Таинство Евхаристии, которое совершается в Церкви каждый день, — разве не достаточное свидетельство этого постоянного присутствия Христа Спасителя с нами? Но для того приобщаемся мы Христу, как говорит святой Иоанн Златоуст, чтобы обрести способность видеть в каждом человеке «другого Христа». Как это откроется при Втором Пришествии Господа, о котором возвещает нам праздник Вознесения. Да будет дано нам узнать, что мы принадлежим Церкви Его, что «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). И Вознесения.
Но все совершается Господом по порядку. Вначале — «подобием смерти Его» и только потом — «подобием воскресения». И Вознесения. Суть нашей веры заключается в том, чтобы мы даром Пятидесятницы достигали «возраста Христова» и становились учениками, способными понести без всякой самонадеянности, но и без страха, страшное служение Самого Христа в этом мире.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/24/chto_vy_stoite_i_smotrite_na_nebo/
Александр Васильевич:
Вознесение Господне
Историческое содержание
Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.
Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.
НОВЫЙ ЗАВЕТ О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДНЕМ
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).
Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).
В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).
В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36,3:15-16,4:10,5:30-32,10:40-43,13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ КАК ПРОСЛАВЛЕНИЕ СЫНА БОЖИЯ
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3,5,2:9,5:5,12:2; Откр.3:21,12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20,2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс.109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37,14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14,6:20,7:26,8:1,9:11-12,24,10:12).
Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27,24:30,26:64; Мк.8:38,13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13,13:1-3,16:5,28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17,31,6:38,8:23,13:3,16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8 ).
БОГОСЛОВИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ
Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3,9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12,24-26).
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).
Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом на раннем этапе (до конца II века) Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В начале III в. наименование «Пятидесятница» уже прилагается к церковному празднику (судя по отдельным высказываниям Тертуллиана и Оригена). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.
На Востоке
Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.
Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.
На Западе
Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.
Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).
(Окончание следует)
Александр Васильевич:
(Окончание)
В богослужении Константинополя
В Типиконе Великой церкви указаны нынешние паремии, тропарь праздника и библейские чтения литургии. В студийских Типиконах служба праздника уже приобретает почти современный вид, здесь же указаны и многие нынешние песнопения. Интересно, что уже в ранней версии Студийского Устава — Типиконе Патриарха Алексия Студита — отмечены две характерные особенности — пение «Воскресение Христово видевше…» на утрене после Евангелия и 8-дневное попразднство. Вот некоторые отличия службы в студийских Уставах от современного:
— пение «Блажен муж…» указано в Студийско-Алексиевском и Георгия Мтацминдели Типиконах; в Евергетидском Типиконе о кафисме на вечерне не сказано (потому непонятно, отменяет ли данный Типикон это песнопение по аналогии со службой Воздвижения, или «по умолчанию» сохраняет его). Однозначно можно говорить, что отмена пения «Блажен муж…» на всенощном бдении закрепляется в Иерусалимском Уставе.
— Пение катавасии: Студийско-Алексиевский Типикон указывает катавасию «Воскресения день…», Евергетидский Типикон — катавасию самого праздника «Спасителю Богу…», Типикон Георгия Мтацминдели — катавасию Пятидесятницы «Божественным покровен…». Последняя практика перешла в Иерусалимский Устав. Интересно, как последовательно менялась катавасия праздника: сначала — пасхальная (предыдущего праздника), потом — самого праздника, и, наконец — грядущего праздника Пятидесятницы.
— Антифоны на литургии. В Типиконе Великой церкви указано петь полностью псалмы 41-й, 45-й и 46-й. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах используются избранные стихи псалмов 44-го, 45-го и 46-го; как логическое следствие, стих псалма3-го антифона — Пс.46:6 — используется в качестве входного стиха. Однако позже, уже в Иерусалимском Уставе, псалмы антифонов изменились и сейчас мы поем стихи псалмов 46-го, 47-го и 48-го, однако входный стих все равно остался прежним, то есть из 46-го псалма! Получается уникальный случай в нашем Уставе: Вознесение — единственный двунадесятый Господский праздник, у которого входный стих на литургии не является стихом того псалма, который поется на третьем антифоне!
С появлением и распространением в XIII веке Иерусалимского Устава служба праздника приобретает окончательный вид.
Песнопения праздника Вознесения Господня были составлены в VI–X веках. К сожалению, все стихиры праздника анонимны, их авторы в Триоди не указаны. Нам известна атрибуция только трех праздничных песнопений: кондака и двух канонов. Самым древним из используемых сегодня песнопений является кондак, который был написан в VI веке преподобным Романом Сладкопевцем и в своем полном виде имел два проимия и 18 икосов; начальные буквы икосов составляли акростих ΤΟΥ ΤΑΠΕΙΝΟΎ ΡΩΜΑΝΟΥ («смиренного Романа»).
Из стихир праздника самой древней следует признать самогласен стиховны «Родился еси, яко Сам восхотел еси…»; удивительно, но впервые это песнопение упоминается в Иерусалимском Лекционарии VII века, причем не в службе Вознесения, а как тропарь на литургии в день Пятидесятницы. Долгое время после этого данная стихира использовалась в службе Пятидесятницы. Последним памятником, который указывает петь ее на Пятидесятницу, является Евергетидский Устав. Однако вместе с тем в отдельных памятниках уже в XI веке (Студийско-Алексиевский Типикон) она встречается в службе Вознесения. Кстати, причина подобного переноса непонятна, ибо в службе Пятидесятницы присутствие данной стихиры выглядит более логичным: здесь перечисление важнейших событий истории искупления как раз завершается сошествием Святого Духа.
В VIII–IX веках были составлены каноны праздника. Более ранним является 1-й канон 5-го гласа; его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. 2-й канон составлен святым Иосифом Песнописцем.
По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.
* * *
Битбунов Г.С. Вознесение Господне. Событие праздника и его эортологическая динамика
Тропарь Вознесению Господню, глас 4
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак Вознесению Господню, глас 6
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.
Молитва Вознесению Господню
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Вознесению Господню
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.
Богословское содержание
– В этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца;
– это действие стало завершающим актом в деле искупления человека, примирения человека и Бога;
– Господь «посадил» человеческую природу «одесную» Бога Отца; этим Он не только удостоил естество человека высочайшей чести, но и открыл всем людям путь на небо;
– вознесшись на Небо, Господь показал всему миру, что ожидает Его верных последователей: Царство Небесное, Царство Славы.
Иконография
Православная иконография Вознесения Господня подчиняется следующим иконографическим традициям.
В нижней части иконы бывают представлены: Божья Матерь, апостолы, ангелы Божьи. В верхней части — возносящийся Господь Иисус Христос.
Божья Матерь, как правило, пишется в центре, между апостолами. Этим подчеркивается Её особая роль в осуществлении замыслов Божьих, связанных с Домостроительством Спасения, Её роль в нынешней жизни Церкви. Нередко Она бывает представлена в образе Оранты, с поднятыми вверх, несколько разведенными в стороны руками, что в данном случае символизирует Её молитвенное предстояние за людей.
Достойно замечания, что Богородица изображается с нимбом, тогда как апостолы, часто, без нимбов. Сим знаменуется, что в момент Вознесения Господа Иисуса Христа они ещё только ожидали сошествия на них Святого Духа, как на членов Церкви (состоявшегося, напомним, в День Пятидесятницы; этот День считается Днём Рождения Церкви). Богородица же изображается с нимбом в знак Её высочайшей святости, в знак того, что Она была очищена и освящена особым образом, Святым Духом, в День Благовещения, когда изъявила согласие стать Матерью Бога по человеческому естеству (Лк.1:35).
Ангелы Божьи, как небожители, тоже пишутся с нимбами. Нередко они изображаются указывающими на Небо (на некоторых иконах на Небо указывает рукой один из двух ангелов, расположенных в группе с апостолами и Пресвятой Богородицей), что соответствует свидетельству Писания: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10-11).
Возносящийся Господь изображается в облаке Славы, благословляющим. Жест благословения может восприниматься и как благословение Пресвятой Богородицы и апостолов (то есть лиц, представленных на иконе), и как благословение верующих (богомольцев, молящихся перед иконой) на добрые дела.
Возле облака славы тоже пишутся ангелы, сопровождающие возносящегося Спасителя, как Его служители.
Примечательно, что на иконах этого типа Спаситель достаточно часто бывает представлен в меньшем масштабе, чем Его Матерь и апостолы. Такой способ изображения соответствует правилам прямой перспективы, хотя в иконографии часто используется принцип не прямой, а обратной перспективы. Благодаря использованию этого приёма свидетельствуется, что Вознесение Господне было подлинным, а не иносказательным, что Господь Иисус Христос подлинно вознесся превыше Небес.
Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Вознесение Господне
Богослужебные (литургические) особенности
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
Все богослужения на практике отправляются в ризах белого цвета. Совершается бденная служба по чину Господского двунадесятого праздника (по Цветной Триоди, службы шестой седмицы по Пасхе, четверг).
— все службы, имеющие обычное начало, начинаются с Трисвятого («Царю Небесный…» опускается). Впервые эта особенность проявляется на 9-м часе перед всенощным бдением праздника Вознесения Господня (т.е. хотя 9-й час — последняя служба Отдания Пасхи, «Христос воскресе…» уже не поется), последний раз — на 9-м часе перед бдением на праздник Пятидесятницы.
— «Блажен муж…» не поется (это частный случай общего правила о пении кафисмы на вечерне в Господские праздники: т.к. праздник всегда в четверг, то кафисмы не бывает).
— На утрене после Евангелия поется «Воскресение Христово видевше…».
— Канон. Праздник имеет два канона. Впервые поется катавасия Пятидесятницы «Божественным покровен…».
— Перед литургией вместо «Царю Небесный…» священник на практике, воздевая руки, читает тропарь праздника «Вознеслся еси во славе…».
Совершается Литургия Иоанна Златоуста. На Литургии поются антифоны праздника. Вместо «Ви́дехом Свет И́стинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш…».
https://azbyka.ru/days/prazdnik-voznesenie-gospodne
Навигация