Русская беседа
 
23 Апреля 2024, 16:07:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: "Путин не проводник путинизма": почему либералы не поняли статью Суркова  (Прочитано 983 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Февраля 2019, 03:49:10 »


"Путин не проводник путинизма": почему либералы не поняли статью Суркова



Фото: globallookpress.com

Российские либералы не поняли статью Владислава Суркова о "России Путина", как ранее западные аналитики не поняли мюнхенскую речь самого российского президента, отмечают эксперты. "Путин не проводник путинизма", - утверждает автор публикации и объясняет свою позицию пункт за пунктом. Но почему-то его не все слышат.

Владислав Сурков опубликовал статью, в которой обосновал, почему современная Россия является государством нового типа, а путинизм можно считать идеологией будущего.

Напомним, Сурков попал в топ-100 Foreign Policy в номинации "Защита и безопасность". Американские эксперты отдали ему должное в продвижении государственной идеологии, признав заодно, что некоторые из применяемых им приёмов переняли пропагандисты со всего мира.

В статье с названием "Долгое государство Путина" Владислав Сурков пишет об иллюзии выбора в западной демократии и особом варианте демократического развития в России. "Невозможный, противоестественный и контристорический распад России был, пусть и запоздало, но твердо остановлен. Обрушившись с уровня СССР до уровня РФ, Россия рушиться прекратила, начала восстанавливаться и вернулась к своему естественному и единственно возможному состоянию великой, увеличивающейся и собирающей земли общности народов", - говорится в публикации.

Именно роль, отведённая России мировой историей, не позволяет Москве сойти со сцены и предопределяет непростые задачи и характер нынешней государственности. Стресс-тесты последних десятилетий показали, что именно нынешняя модель политического устройства явится "эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век".

По мнению помощника президента РФ, в российской истории можно выделить четыре модели государственного устройства, которые можно назвать именами их создателей - царство Ивана Третьего, империя Петра Великого, государство Ленина и Россия Путина.

"Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина", - пишет Сурков, приводя в пример осознание современной Францией себя как Пятой республики де Голля, Турции - государством, построенным на идеологии Ататюрка, и США - наследием полулегендарных "отцов-основателей".

Россия вмешивается в мозг

"Чужеземные политики приписывают России вмешательство в выборы и референдумы по всей планете. В действительности, дело еще серьезнее - Россия вмешивается в их мозг, и они не знают, что делать с собственным измененным сознанием", - утверждает Сурков, обращая внимание на тот факт, что европейские эксперты все чаще ошибаются в своих прогнозах и удивляются нетипичному предпочтению электората.

Сейчас, пишет он, мир возвращается к тем ценностям, о которых Россия внятно и настойчиво говорила долгие годы. И в этом смысле и сторонники английского Брексита, и Дональд Трамп со своим лозунгом о великой Америке являются носителями именно этих, русских идей деглобализации, ресуверенизации и национализма.

Говоря о декоративной, выставленной напоказ западной демократии, Владислав Сурков поднимает вопрос о существовании deep state - "глубинного государства", жесткой и недемократичной системе реальной власти, которая действует с помощью манипуляций, подкупов и насилия. Американцы, обнаружившие у себя deep state, не особо удивились, однако реакция на его всплытие из глубины не может не отражаться на общественно-политическом ландшафте. Учитывая, что когда западный житель начинает искать иные образцы для существования, он видит Россию.

"Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее. И хотя далеко не для всех слово "честнее" является синонимом слова "лучше", оно не лишено притягательности", - пишет Владислав Сурков.

В отличие от государства, размышляет помощник президента, российский народ живет "в собственной глубине", отстраненно от официальных мероприятий и официальной же риторики. "Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать", - признает политик, долгие годы определявший идеологию внутренней политики Кремля.

Словно отвечая за прозвучавшие после недавнего громкого ареста мнения о бесполезности Совфеда, Сурков говорит, что многоуровневые политические конструкции, перенесённые в Россию с Запада, считаются у нас в некотором смысле ритуальными, в то время как в действительности общество доверяет только первому лицу.

Кремль: это личное мнение

"Это личный подход, личное мировоззрение", - подчеркнул, комментируя статью, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Он напомнил, что Сурков имеет опыт, который трудно переоценить, и имеет право на собственные суждения.

По словам пресс-секретаря президента, у Суркова "однозначно есть" сторонники в его подходе к оценкам сложившейся в России системы государственного управления. Вместе с тем, добавил Песков, есть и поводы для споров и дискуссии.

Стоит отметить, публикация вызвала резкую реакцию либеральной общественности. Так, например, Суркова обвинили в том, что он пытается обосновать "пожизненное правление Путина" - несмотря на то что в статье нет никаких намеков на новый президентский срок Владимира Путина и вообще речь идет не о личностях, а о моделях госуправления.

Также не всем комментаторам удалось в должной мере понять смысл введённого Сурковым термина "глубинный народ" - несмотря на краткий лингвистический экскурс, имеющийся в публикации.


А вот сенатор Алексей Пушков в Твиттере не стал скрывать восхищения статьей Суркова, в которой продолжается разговор о формировании идеологии современного российского государства. "По полемическому потенциалу и объёму тезисов это, конечно, не статья дня, а пока статья года. Вряд ли в ближайшее время у неё появятся конкуренты", - пишет политик.

Сходные формулировки использует и телеведущий Владимир Соловьев, который также констатирует, что публикация непременно "вызовет очень бурную дискуссию".


"Вера в доброго царя" на новый лад

А политолог и публицист Армен Гаспарян в разговоре с Царьградом предложил рассматривать публикацию в контексте мюнхенской речи Владимира Путина, в которой он ещё в 2007 году сформулировал тезисы о бесперспективности сложившейся однополярной модели мировой политики и обозначил место и роль России с учетом нынешних реалий и глобальных вызовов.

На Западе, напоминает Гаспарян, не очень поняли эту речь Путина, а теперь Сурков "им пункт за пунктом последовательно объясняет", например, про четыре модели государства и про то, что так волновавший Запад процесс распада России обращён вспять.

Хотелось бы верить, что изложенные в статье мысли послужат поводом для широкого обсуждения новых исторических реалий, подчеркнул собеседник Царьграда, добавив, что уже существующий набор парадигм вроде "народа-богоносца" и "веры в доброго царя" нуждается в новом наполнении.

"И особенно, мне кажется, ключевой момент по поводу путинизм как идеологии, что сам Путин не является проводником этого самого путинизма. Здесь очень точный пример по поводу Маркса и марксизма. Потому что многие до сих пор не могут никак выветрить у себя из головы постулаты советского агитпрома. И на таких простых примерах и на таком максимально простом объяснении сегодня и нужно делать акцент", - настаивает Армен Гаспарян.


11 Февраля 2019

https://tsargrad.tv/news/surkov_183684
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Февраля 2019, 02:33:20 »


Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит

Владислав  Сурков


Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для соцопросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия.


Фото РИА Новости   

«Это только кажется, что выбор у нас есть». Поразительные по глубине и дерзости слова. Сказанные полтора десятилетия назад, сегодня они забыты и не цитируются. Но по законам психологии то, что нами забыто, влияет на нас гораздо сильнее того, что мы помним. И слова эти, выйдя далеко за пределы контекста, в котором прозвучали, стали в итоге первой аксиомой новой российской государственности, на которой выстроены все теории и практики актуальной политики. 

Иллюзия выбора является важнейшей из иллюзий, коронным трюком западного образа жизни вообще и западной демократии в частности, давно уже приверженной идеям скорее Барнума, чем Клисфена. Отказ от этой иллюзии в пользу реализма предопределенности привел наше общество вначале к размышлениям о своем, особом, суверенном варианте демократического развития, а затем и к полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия и должна ли она в принципе быть.

Открылись пути свободного государственного строительства, направляемого не импортированными химерами, а логикой исторических процессов, тем самым «искусством возможного». Невозможный, противоестественный и контристорический распад России был, пусть и запоздало, но твердо остановлен. Обрушившись с уровня СССР до уровня РФ, Россия рушиться прекратила, начала восстанавливаться и вернулась к своему естественному и единственно возможному состоянию великой, увеличивающейся и собирающей земли общности народов. Нескромная роль, отведенная нашей стране в мировой истории, не позволяет уйти со сцены или отмолчаться в массовке, не сулит покоя и предопределяет непростой характер здешней государственности.

И вот - государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого у нас еще не было. Оформившееся в целом к середине нулевых, оно пока мало изучено, но его своеобразие и жизнеспособность очевидны. Стресс-тесты, которые оно прошло и проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век.

Русской истории известны, таким образом, четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV-XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII-XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век). Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу, век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх.

Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (при том, что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей».

Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего. Именно будущего, поскольку настоящий Путин едва ли является путинистом, так же, как, например, Маркс не марксист и не факт, что согласился бы им быть, если бы узнал, что это такое. Но это нужно сделать для всех, кто не Путин, а хотел бы быть, как он. Для возможности трансляции его методов и подходов в предстоящие времена.

Описание должно быть исполнено не в стиле двух пропаганд, нашей и не нашей, а на языке, который и российский официоз, и антироссийский официоз воспринимали бы как умеренно еретический. Такой язык может стать приемлемым для достаточно широкой аудитории, что и требуется, поскольку сделанная в России политическая система пригодна не только для домашнего будущего, она явно имеет значительный экспортный потенциал, спрос на нее или на отдельные ее компоненты уже существует, ее опыт изучают и частично перенимают, ей подражают как правящие, так и оппозиционные группы во многих странах.

Чужеземные политики приписывают России вмешательство в выборы и референдумы по всей планете. В действительности, дело еще серьезнее - Россия вмешивается в их мозг, и они не знают, что делать с собственным измененным сознанием. С тех пор как после провальных 90-х наша страна отказалась от идеологических займов, начала сама производить смыслы и перешла в информационное контрнаступление на Запад, европейские и американские эксперты стали все чаще ошибаться в прогнозах. Их удивляют и бесят паранормальные предпочтения электората. Растерявшись, они объявили о нашествии популизма. Можно сказать и так, если нет слов.

Между тем интерес иностранцев к русскому политическому алгоритму понятен - нет пророка в их отечествах, а все сегодня с ними происходящее Россия давно уже напророчила.

Когда все еще были без ума от глобализации и шумели о плоском мире без границ, Москва внятно напомнила о том, что суверенитет и национальные интересы имеют значение. Тогда многие уличали нас в «наивной» привязанности к этим старым вещам, якобы давно вышедшим из моды. Учили нас, что нечего держаться за ценности ХIХ века, а надо смело шагнуть в век ХХI, где будто бы не будет никаких суверенных наций и национальных государств. В ХХI веке вышло, однако, по-нашему. Английский брекзит, американский «#грейтэгейн», антииммиграционное огораживание Европы - лишь первые пункты пространного списка повсеместных проявлений деглобализации, ресуверенизации и национализма.

Когда на каждом углу восхваляли интернет как неприкосновенное пространство ничем не ограниченной свободы, где всем якобы можно все и где все якобы равны, именно из России прозвучал отрезвляющий вопрос к одураченному человечеству: «А кто мы в мировой паутине - пауки или мухи?» И сегодня все ринулись распутывать Сеть, в том числе и самые свободолюбивые бюрократии, и уличать фейсбук в потворстве иностранным вмешательствам. Некогда вольное виртуальное пространство, разрекламированное как прообраз грядущего рая, захвачено и разграничено киберполицией и киберпреступностью, кибервойсками и кибершпионами, кибертеррористами и киберморалистами. 

Когда гегемония «гегемона» никем не оспаривалась и великая американская мечта о мировом господстве уже почти сбылась и многим померещился конец истории с финальной ремаркой «народы безмолвствуют», в наступившей было тишине вдруг резко прозвучала Мюнхенская речь. Тогда она показалась диссидентской, сегодня же все в ней высказанное представляется само собой разумеющимся - Америкой недовольны все, в том числе и сами американцы.

Не так давно малоизвестный термин derin devlet из турецкого политического словаря был растиражирован американскими медиа, в переводе на английский прозвучав как deep state, и уже оттуда разошелся по нашим СМИ. По-русски получилось «глубокое», или «глубинное государство». Термин означает скрытую за внешними, выставленными напоказ демократическими институтами жесткую, абсолютно недемократическую сетевую организацию реальной власти силовых структур. Механизм, на практике действующий посредством насилия, подкупа и манипуляции и спрятанный глубоко под поверхностью гражданского общества, на словах (лицемерно или простодушно) манипуляцию, подкуп и насилие осуждающего.

Обнаружив у себя внутри малоприятное «глубинное государство», американцы, впрочем, не особенно удивились, поскольку давно о его наличии догадывались. Если существует deep net и dark net, почему бы не быть deep state или даже dark state? Из глубин и темнот этой непубличной и неафишируемой власти всплывают изготовленные там для широких масс светлые миражи демократии - иллюзия выбора, ощущение свободы, чувство превосходства и пр.

Недоверие и зависть, используемые демократией в качестве приоритетных источников социальной энергии, необходимым образом приводят к абсолютизации критики и повышению уровня тревожности. Хейтеры, тролли и примкнувшие к ним злые боты образовали визгливое большинство, вытеснив с доминирующих позиций некогда задававший совсем другой тон достопочтенный средний класс. 

В добрые намерения публичных политиков теперь никто не верит, им завидуют и потому считают людьми порочными, лукавыми, а то и прямо мерзавцами. Знаменитые политографические сериалы от «Босса» до «Карточного домика» соответственно рисуют натуралистические картины мутных будней истеблишмента.

Мерзавцу нельзя дать зайти слишком далеко по той простой причине, что он мерзавец. А когда кругом (предположительно) одни мерзавцы, для сдерживания мерзавцев приходится использовать мерзавцев же. Клин клином, подлеца подлецом вышибают... Имеется широкий выбор подлецов и запутанные правила, призванные свести их борьбу между собой к более-менее ничейному результату. Так возникает благодетельная система сдержек и противовесов - динамическое равновесие низости, баланс жадности, гармония плутовства. Если же кто-то все-таки заигрывается и ведет себя дисгармонично, бдительное глубинное государство спешит на помощь и невидимой рукой утаскивает отступника на дно.

Ничего страшного в предложенном изображении западной демократии на самом деле нет, достаточно немного изменить угол зрения, и станет опять нестрашно. Но осадок остается, и западный житель начинает крутить головой в поисках иных образцов и способов существования. И видит Россию.

Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее. И хотя далеко не для всех слово «честнее» является синонимом слова «лучше», оно не лишено притягательности.

Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу. Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами. Бюрократия, даже когда хитрит, делает это не слишком тщательно, как бы исходя из того, что «все равно все всё понимают».

Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими. Их традиционно не прячут, а наоборот, демонстрируют, поскольку Россией никогда не правили купцы (почти никогда, исключения - несколько месяцев в 1917 году и несколько лет в 1990-х), считающие военное дело ниже торгового, и сопутствующие купцам либералы, учение которых строится на отрицании всего хоть сколько-нибудь «полицейского». Некому было драпировать правду иллюзиями, стыдливо задвигая на второй план и пряча поглубже имманентное свойство любого государства - быть орудием защиты и нападения.

Глубинного государства в России нет, оно все на виду, зато есть глубинный народ.

На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное) вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия - партийные cобрания, войны, выборы, экономические эксперименты. Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно, на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью. Две национальные жизни, поверхностная и глубокая, иногда проживаются в противоположных направлениях, иногда в совпадающих, но никогда не сливаются в одну.

Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать.

Редкие обществоведы возьмутся точно определить, равен ли глубинный народ населению или он его часть, и если часть, то какая именно? В разные времена за него принимали то крестьян, то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него «ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен и в реальности не существует, начинали какие-нибудь галопирующие реформы без оглядки на него, но быстро расшибали об него лоб, приходя к выводу, что «что-то все-таки есть». Он не раз отступал под напором своих или чужих захватчиков, но всегда возвращался.

Своей гигантской супермассой глубокий народ создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время от времени пытающуюся космополитически воспарить.

Народность, что бы это ни значило, предшествует государственности, предопределяет ее форму, ограничивает фантазии теоретиков, принуждает практиков к определенным поступкам. Она мощный аттрактор, к которому неизбежно приводят все без исключения политические траектории. Начать в России можно с чего угодно - с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть.

Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно - уникальное и главное достоинство государства Путина. Оно адекватно народу, попутно ему, а значит, не подвержено разрушительным перегрузкам от встречных течений истории. Следовательно, оно эффективно и долговечно. 

В новой системе все институты подчинены основной задаче - доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой обеспечивают с ним связь. Кроме них, в обход формальных структур и элитных групп работают неформальные способы коммуникации. А когда глупость, отсталость или коррупция создают помехи в линиях связи с людьми, принимаются энергичные меры для восстановления слышимости.

Перенятые у Запада многоуровневые политические учреждения у нас иногда считаются отчасти ритуальными, заведенными больше для того, чтобы было, «как у всех», чтобы отличия нашей политической культуры не так сильно бросались соседям в глаза, не раздражали и не пугали их. Они как выходная одежда, в которой идут к чужим, а у себя мы по-домашнему, каждый про себя знает, в чем.

По существу же общество доверяет только первому лицу. В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый. Ново то, что государство данный факт не игнорирует, учитывает и из него исходит в начинаниях.

Было бы упрощением сводить тему к пресловутой «вере в доброго царя». Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о Боге: «Изощрён, но не злонамерен».

Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится. В этом ее коренное отличие от модели западной, культивирующей недоверие и критику. И в этом ее сила.

У нашего нового государства в новом веке будет долгая и славная история. Оно не сломается. Будет поступать по-своему, получать и удерживать призовые места в высшей лиге геополитической борьбы. С этим рано или поздно придется смириться всем тем, кто требует, чтобы Россия «изменила поведение». Ведь это только кажется, что выбор у них есть.

 
11.02.2019

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 16 Февраля 2019, 02:24:20 »


Интернет взорвался. Что нового?


Путинская власть должна стать властью народа – нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов» …



Интернет взорвался от недавней статьи В. Суркова. Однако Сурков, по сути, не сказал там ничего нового – он только выразил на современном постмодернистском языке давнюю истину о том, что Россией правят Бог и царь через посредство её коренного (глубинного) народа. Так было всегда, и так будет, пока существует Россия. Другое дело, что об этом  заявил один из высших госчиновников «по особым поручениям»: поэтому и произошел взрыв. Когда об этом пишут более скромные люди, их голоса часто забиваются противоположными мнениями, и вообще «информационным шумом» теле-, радио- и прочих голосов. Мне лично, например, неоднократно приходилось писать (в том числе на РНЛ), что Россия – страна не «экономикоцентрическая», не банкоратия, а идеократия, здесь правят не деньги или  законы («глубинное государство», как выражается Сурков) а вера, идеи, мифы. Русский народ живет не по правилам или интересам,  а по «понятиям» и ценностям, в силу их личного или общенационального (чаще всего подсознательного) принятия. В этом и сила и слабость нашей страны.

Конечно, президент такой страны, как Россия-империя, не может быть националистом в узком смысле слова, но он может и должен быть патриотом православно-русской цивилизации, собранной в кулак вокруг русского народа. И тогда ему не страшны никакие интриги «болотной» и даже «кремлевской» оппозиции, никакое «преемники-2» и «преемники-3». Народ всегда сумеет выдвинуть для своего президента преданную ему национально-имперскую элиту – вместо той продажно-компрадорской, которая правила (и во много ещё продолжает править) великой Россией с горбачевско-ельцинских времен. У Путина хватит на это политической и личной харизмы, или, говоря по-русски, божьего  благословения. Надеюсь, что и после его ухода найдутся люди, которые продолжат народную политику, быть может, даже более решительно, особенно в области экономики.

Слегка перефразирую Николая Клюева: есть в Путине керженский дух, игуменский окрик в декрете. Всё в этом мире, в том числе и в политике, носит, в конечном счете, религиозный характер. Информация, деньги, оружие, государственность и уже, конечно, слова-смыслы суть религиозные энергии-знамения. Как формулировал это ещё в середине Х1Х века русский мыслитель К.Д.Кавелин (правда, со ссылкой на славянофила Ю.Ф.Самарина), Россия призвана осуществить ещё невиданный в истории идеал «самодержавной республики», где царь и народ находились бы в союзе – вопреки всевозможным бюрократам, либералам, жуликам и ворам, а также «гуманистам» из-за рубежа. И похоже, что в лице Путина страна получила такого потенциального «народного царя». А чтобы ему легче было собрать народ в «национальный кулак» (народный фронт, если угодно), неплохо было бы отправить на пенсию примерно треть правящей элиты  и столько же из числа интеллигенции, которая искренне не любит, не понимает и презирает Россию. И громко кричит об этом в радио и телеэфире. Им действительно под пальмами лучше будет. Особенно если у них тройное гражданство.   

Приведу ещё одну цитату, значительно опередившую и по времени и по мысли статью Суркова: «В России действует тайный союз грозного царя и народа против сильных и наглых». Это слова принадлежат одному из крупнейших отечественных мыслителей последних десятилетий А.С.Панарину. Поскольку он не был «действительным тайным советником», его услышали сравнительно немногие профессионалы. Между тем он имел в виду, по существу, все главные события нашей истории, от опричнины Иоанна IV и «потешных» полков Петра Первого до ХХ века включительно.

От себя уже скажу, что и Февральский, и Октябрьский перевороты, и сталинская «антитроцкистская» революция, и медленный, но верный путинский патриотический «новый курс» - все они имели своей сверхзадачей отрешение от власти той бюрократическо-экономической элиты, которая не могла справиться или переставала справляться с несением драгоценного кристалла русской цивилизации – её христианского духовного ядра. Более подробно см. об этом мои статьи на РНЛ «Как России масоны помогли?» и «Февраль и Октябрь». Задача русской истории – это путешествие по вертикали, а не по горизонтали, как на пострелигиозном Западе. Именно по этой причине концентрические оболочки нашей цивилизации (культурные, государственные, хозяйственные) вырастают вокруг метафизического центра (вера-народ-государь), а не подменяют его своими мертвыми процедурами.
 
Как бы то ни было, от статьи Суркова есть одна несомненная польза. Он громко и для всех крикнул то, что прежде говорилось тихо и для немногих. Тем самым он, так или иначе, подвинул власть к действию –  надеюсь, в лучшую сторону. Сегодня существующее в России правление – это  авторитаризм, замаскированный под западную формальную демократию. Но так не может продолжаться долго. Путинская власть должна стать властью народа – нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов» и их чиновных менеджеров и культурных апологетов в пределах Садового кольца. Если такой переход состоится, то в дальнейшем можно будет подумать и о народной монархии. Конечно, если это будет угодно Богу.


Александр Казин, доктор философских наук, профессор, директор Российского института истории искусств Министерства культуры РФ

14.02.2019



http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/14/internet_vzorvalsya_chto_novogo/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 20 Февраля 2019, 01:50:57 »


«Что скажет о путинизме сам Путин (если скажет)?»


В своей нашумевшей статье Сурков сказал и о глубинном народе, и о главе государства, а о элите забыл …



Бурная общественная реакция на статью В.Суркова показала широкий разброс мнений в оценке состояния нашего государства и его перспектив. Даже исключив вечный спор между сторонниками западного и самобытного пути развития России, а также комментарии, где акцент делается не на содержании, а на авторе публикаций, все равно разногласия довольно серьезные. В значительной мере, это результат отсутствия у нас действенной государственной идеологии, о необходимости которой буквально кричат многие политологи, ученые, деятели искусства, журналисты и т.д. Кроме того, в воздухе явно висит вопрос: «Что скажет о путинизме сам Путин (если скажет)?».

В целом же надо признать, что В.Сурков сделал большое дело, дав толчок дискуссии по жизненно важным вопросам развития нашего общества, некоторые из которых даже выходят за рамки его статьи.

Например, данная публикация позволяет перейти к разговору о Высшем предназначении России, хотя сам Сурков о воли Господа не упоминает. Вообще-то у нас наблюдается довольно странная ситуация, когда главным событием в России последних десятилетий считается её возвращение на путь к Богу, а в мировоззрении большинства наших интеллектуалов в этой связи ничего не меняется. Они никак не хотят согласиться с тем, что человек не всесилен и не всё в истории зависит только от людей.

Стоит уточнить, что выражение «Высшее предназначение» не означает какое-либо особое положение или избранность. Оно дается каждому народу как его обязанность на Земле, которая одновременно является и серьёзным испытанием, которое выдерживали далеко не все. История знает немало примеров, когда государства и нации уходили в небытие.

Как определяется предназначение для разных народов, и каково их точное содержание, нам не дано знать. Однако сравнительный анализ исторического развития разных государств показывает, что русскому народу выпала не самая легкая доля. Можно предположить, что ему в обязанность вменяется поддержание равновесия в международном сообществе и сдерживание сил, претендующих на мировое господство.

Вот уже более тысячи лет с первых дней своего существования, когда Русь встала заслоном на пути орд кочевников в Европу, до нынешних событий в Сирии Россия в основном остается верна такому святому делу. Это потребовало от нашего народа колоссальных жертв, но в то же время он был вознагражден самой большой и богатой территорией. Другое дело, что это богатство распределялось, как правило, не по-божески, но это уже наша внутренняя проблема.

Перечень всех свершений России на этом пути в политической, военной, дипломатической и других сферах довольно велик, но в то же время были и серьезные отклонения, которые влекли за собой негативные последствия. В этом отношении, показателен пример Советского Союза. Далеко не все в этом государстве соответствовало божеским законам, а само его существование не раз висело на волоске, тем не менее, Господь помогал ему сохраниться, поскольку СССР оставался верен Высшему предназначению России. Только тогда, когда эта держава руками своих руководителей стала разрушать созданную ею же уникальную систему международной безопасности и запросилась в компанию агрессоров, которых должна была сдерживать, Всевышний от неё отвернулся. В этом плане нынешняя Россия - это, прежде всего, исправление собственных ошибок, возвращение на свой исторический путь. Говорить о ней как государстве нового типа, которому предрешена долгая жизнь, пожалуй, рановато.

Кстати, советская постсталинская властная элита твердо верила в историческую неизбежность победы социализма и не напрягала свои мозги мыслями о перспективах страны. Вся ее деятельность была направлена на сохранение существующего положения и собственной власти. И тот факт, что нынешний правящий класс России действует примерно в том же ключе, не внушает особого оптимизма. К сожалению, вопрос элиты Сурков не затрагивает, хотя эта одна из ключевых проблем функционирования государства. Он только вскользь упоминает, что глубинный народ возвращает на родную землю элиту, «пытающуюся космополитически взлететь». В действительности, народ может только снести элиту (революционным путем), а приземлить, т.е. заставить работать, прежде всего, на национальные интересы способен только человек, стоящий над ней, - глава государства, да и то далеко не каждый. Наиболее эффективными в этом отношении были Петр I и И.Сталин, однако их методы, как известно, получили всеобщее осуждение. Так что пока мы живем в режиме ожидания изобретения более гуманных приемов принуждения правящей элиты к полной самоотдаче в интересах государства.

Широкое внимание вызвал пассаж статьи о «глубинном народе». В комментариях предлагается множество вариантов толкования этого термина. Естественно, возникло желание хотя бы для себя лично уяснить, что скрывается за этим выражением. Однако под впечатлением от радиопередачи популярного телерадиоведущего пришлось отказаться от этого намерения. Журналист, анализируя публикацию Суркова, довольно долго рассуждал о «глубинном народе» в том духе, что именно этот народ спасал Россию в тяжелые времена, и как важно, чтобы правители могли его слушать. По ходу передачи ведущий, отвечая на телефонные звонки, столкнулся с возражением одного из слушателей и в привычной для него манере дал «достойную» отповедь. Суть ее сводилось к тому, что не слесарю (имея в виду профессию слушателя) судить о нашем государстве, и не с его образованием оценивать деятельность руководства. Этот эпизод натолкнул на мысль, что у нас есть два народа. Один - реальный, который о себе что-то мнит, порой забывает свое место, словом доставляет хлопоты. Другой - плод мечтаний, в тяжелую годину идет защищать отечество, а в мирные времена сидит тихо в глубине и раскрывает рот, когда ему разрешают.

Эти мечты не родились на пустом месте, поскольку в результате тяжелого исторического пути России здесь появился народ с особым менталитетом. Его характерными чертами являются готовность к самопожертвованию за общее дело, доверие к государству и его руководителю, обостренное чувство справедливости, стремление к коллективизму, умение выживать в любых обстоятельствах, фантастическое терпение. Все эти качества были необходимы для великих свершений (в период войн, освоений новых территорий, чрезвычайных ситуаций и т.д.). Однако благородные сословия нередко эксплуатировали эти достоинства в своих мелких интересах, при этом отводя народу роль второстепенного материала в государственном здании. Правда, и сверхчеловеческому терпению иногда приходил конец, в результате чего возникал русский бунт, бессмысленный и беспощадный. В Советском Союзе, где народ впервые почувствовал себя хозяином, раскрылся его творческий и созидательный потенциал, что позволило одержать Великую Победу и построить мощную державу. Но советская элита так и не смогла понять свою страну и по существу вела дело к восстановлению старых отношений по типу: бояре и холопы. Однако народ был уже другой, и критическая масса накапливалась гораздо быстрее. К сожалению, создается впечатление, что уроки прошлого наши правящие круги не осознали. Они почему-то уверены, что народу нас не меняется, что он рад подачкам с барского стола. Тот факт, что людей хотят осчастливить без их участия, что их богатый потенциал остается не востребованным, сказывается на качестве нашего народа, особенно молодого поколения, не в лучшую сторону. Кто-то уезжает из страны, кто-то заражается от элиты вирусом потребления, кто-то закрывается от общественной жизни. Сегодня наш народ напоминает сибирскую тайгу. С самолета она представляется безбрежным зеленым морем, а на земле несколько другая картина. Зачастую это не тайга, а скорее джунгли, состоящие из переплетения каких-то кривых деревьев и кустарников, среди которых кедр или другое полезное дерево - большая редкость. Эта результат многовековой бездумной вырубки, когда руководствовались только сегодняшними интересами и не заботились о восстановлении ценных пород.

Справедливости ради надо заметить, что в сибирской тайге сохранились заповедные места, куда еще не добрались наши и китайские лесорубы. Точно также и в русском народе, о чем свидетельствует движение «Бессмертный полк», еще живет чувство духовного единства с предыдущими поколениями, основанное на исполнении Высшего предназначения России. И только государство, которое сможет сохранить и усилить это духовное единство, может рассчитывать на долговечность.


Александр Афанасьевич Шинкарёв, советник МИД России первого класса, кандидат исторических наук

18.02.2019


http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/18/chto_skazhet_o_putinizme_sam_putin_esli_skazhet/
« Последнее редактирование: 20 Февраля 2019, 08:18:19 от Дмитрий Н » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!