Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 19:39:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Умякнуша словеса их паче елеа  (Прочитано 1047 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Марта 2019, 01:59:48 »


Умякнуша словеса их паче елеа

Протоиерей Олег Врона


Протоиерей Олег Врона, настоятель Никольского прихода в Таллине, вспоминает с грустью некоторые особенности появления в Эстонии структур Константинопольского Патриархата, то, чем эти особенности опасны для Православной Церкви, и как Бог помогает преодолеть их.


Митрополиты Корнилий и Стефанос

В 1990-х годах, когда эстонское государство обрело независимость, часть приходов нашей Церкви, по соображениям политическим и экономическим, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и, при поддержке высоких государственных чиновников, приобрела статус единственного владельца имущества всех православных приходов, которым они владели в довоенное время.

    Приходы Московского Патриархата в Эстонии лишились права владения своим имуществом

В итоге приходы Московского Патриархата в Эстонии лишились права владения своим имуществом, получив от государства храмы лишь на условиях срочного арендного договора. Такое ущемление имущественных прав наших приходов не могло способствовать установлению добрых и по-настоящему братских отношений между двумя Церквями, и хотя прерванное на краткое время каноническое общение между ними в 1996 году было восстановлено, общения евхаристического в последующие годы между двумя Церквями в Эстонии не было.

Итак: имуществом владел Константинопольский Патриархат, в Эстонии его представлял Митрополит Стефанос, а подавляющее большинство православного народа, ради которого и существуют сами патриархаты (или должны существовать), убежденно и твердо оставалось под омофором Митрополита Корнилия, Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

По-видимому, Митрополит Стефанос очень скоро понял (даром, что для Эстонии был человеком чужим и эстонской действительности не знал): русское православное население Эстонии совсем бы не помешало возглавляемой им Церкви, хотя бы в качестве платежеспособных прихожан, способных решить некоторые вопросы, связанные с материальным обеспечением новой структуры.

    К сожалению, за красивыми словами могут скрываться не совсем красивые планы

Похоже, придя к такому умозаключению, владыка Стефанос при всяком удобном случае стал обхаживать Митрополита Корнилия, дабы склонить его к совершению совместных богослужений, объясняя это тем, что нехорошо сторониться друг друга двум православным Церквам, живущим бок о бок, подавая соблазн всему христианскому миру. Прекрасное рассуждение. Но, к сожалению, за красивыми словами могут скрываться не совсем красивые планы. И владыка Корнилий, будучи «тертым калачом», прекрасно понимал, что подлинной целью совместного служения для Митрополита Стефаноса было привлечение наших прихожан в его храмы, и в ответ выставлял Митрополиту Стефаносу справедливое требование: обеим Церквям – равные имущественные права, что означало согласие Митрополита Стефаноса на передачу в собственность тех наших храмов, которые мы арендуем у государства. Надо пояснить, что, согласно трехстороннему договору 1996 года между двумя Церквями и эстонским государством и дальнейшей регистрации наших приходов в 2002 году, их имущество оставалось в собственности государства без права передачи третьим лицам.


Георгиевская церковь в Палдиски

Переговоры стали затягиваться, переписку сменяли личные встречи двух Митрополитов, но тяжелый воз не сдвигался с места. Со временем для обеих сторон появился, наконец, конкретный повод сдвинуть этот воз с мертвой точки. И всего-то сторонам нужно было договориться о передаче Георгиевской церкви в Палдиски в собственность нашего прихода, входящего в юрисдикцию Московского Патриархата. Митрополиту Корнилию дело передачи храма казалось простым и обоюдно выгодным: у Митрополита Стефаноса в Палдиски в собственности большой старинный храм, построенный еще при Петре Первом, в ремонт которого нужно вкладывать много средств, но прихожан там нет. А у Эстонской Церкви Московского Патриархата – все прихожане этого городка, но они ютятся в небольшом здании, с большим трудом приспособленном для совершения богослужений. Будь Митрополит Стефанос посговорчивее, то, по-братски уступив Георгиевскую церковь, он избавился бы от обязанности поддерживать и ремонтировать пустующее церковное здание и добился бы главного, именно того, к чему он всеми силами, казалось, и стремился – совместного служения с Митрополитом Корнилием. Представим, что могло бы быть, если бы Митрополит Стефанос согласился: хотя бы однажды совершив совместное богослужение с Митрополитом Корнилием, константинопольская сторона могла бы заявить во всеуслышание, что конфликт, слава Богу, исчерпан, стороны окончательно примирились, и теперь прихожане обеих Церквей могут со спокойной совестью посещать все православные храмы обеих юрисдикций в Эстонии.

    Если не удалось рассудить людям, то пусть Бог рассудит. И Бог не замедлил

Однако Митрополит Стефанос заупрямился и, выставив несколько неубедительных для Митрополита Корнилия причин отказа передачи храма, остался на прежних позициях, не допускавших никаких «но». Рационально это упрямство не поддается объяснению. Но, может быть, Сам Бог «ожесточил сердце» Митрополита Стефаноса? Из последующих событий мы поймем, насколько же это «ожесточение сердца» Митрополита Стефаноса было на руку Митрополиту Корнилию и его пасомым в ближайшем будущем. Итак, переговоры, о которых выше шла речь, зашли в тупик, Георгиевская церковь осталась стоять в запущенном состоянии и необитаемой, а жизнеспособный приход Московской Патриархии продолжил ютиться в небольшом нетиповом здании церкви, молчаливо согласившись на то, что если не удалось рассудить людям, то пусть Бог рассудит.


Крестный ход вокруг храма прп. Сергия Радонежского в Палдиски, Эстония

И Бог не замедлил. К настоятелю нашего прихода в Палдиски отцу Николаю Каменеву пришла женщина с неожиданным предложением от своего мужа, крупного эстонского предпринимателя – построить в Палдиски новую церковь. Вскоре к Митрополиту Корнилию пожаловал на прием настоятель прихода в Палдиски с самим предпринимателем, который подтвердил свое горячее желание построить церковь в Палдиски. И ведь построил! Да какую церковь: красивую, уютную и на самом лучшем месте в городе. Уже несколько лет прихожане с любовью обживают новый храм в Палдиски в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором есть и баптистерий, и вместительный трапезный храм, и помещения для воскресной школы. А Георгиевская церковь как стояла, так и стоит неухоженная, сиротливо опустевшая – как немой укор человеческому противлению воли Божией. Смотря на нее, невольно вспоминаешь слова молитвы: «Раздирания Церквей утиши»…

P.S.

Ктитор храма в Палдиски Сергей Борисович Чаплыгин несколько лет назад попал в автомобильную аварию и повредил позвоночник. Он нуждается в нашей общей молитве.


Протоиерей Олег Врона
Подготовил Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

4 марта 2019 г.



https://pravoslavie.ru/119603.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!