Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 08:43:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Любовь христианская  (Прочитано 1283 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 28 Марта 2019, 02:35:00 »


Любовь христианская всегда – вопреки

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)



Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)


От нас требуется заставить себя полюбить всех людей

Любовь... Это самое важное, что требуется от человека. Когда же я могу любовь проявить? «Тот, кто говорит, что любит Бога, а брата, который рядом с ним, не любит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20), – говорит апостол. Только «пребывающий в любви в Боге пребывает» (1 Ин. 4, 16).

Знаем ли мы, что такое любовь?

    Любовь – это вышеестественный дар

Древние язычники говорили друг другу, показывая на христиан:

– Вы посмотрите, как они любят друг друга!

Сейчас о христианах могут так сказать люди, живущие рядом с нами? Когда мы приходим в церковь, мы любим друг друга? Исполненные благодатью Духа Святаго, Который есть Любовь, мы продолжаем любить, несмотря ни на что, мы несем этот свет в мир, где злоба?

От нас требуется заставить себя полюбить всех людей. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), – вот он, критерий христианской любви. Но это же неестественно? Конечно, неестественно. Любовь – это вышеестественный дар. Сказано: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29). Мы сможем это сделать? Если не сможем – мы не христиане. Это нам сказано. А мы этого делать не умеем.


Мы согрешили, а Господь на Кресте – разве это справедливо?

Где же здесь правда человеческая? Когда возникает такой вопрос, каждому из нас надо напоминать себе следующее: мы согрешили, а Господь на Кресте – разве это справедливо?

Надо довериться Христу, каждому Его слову, явленному нам в Евангелии. Это необходимо делать вопреки нашему желанию. Не просто верить в Бога, а довериться Богу – это то, что никак у нас не получается.

Каждый из нас будет истязан на Страшном суде не за то, что мало ходил в храм или плохо постился, но за то, почему не любил.


Христианин не может не любить

Любовь даруется Богом, и сохраняется любовь только жизнью в Боге. Тот, кто не знает Бога, не знает, что такое любовь. Он никогда не научится любить, потому что любовь – это постоянная жертва. Не так что: я должен это сделать, – а всегда: я хочу это сделать. Вот что такое любовь.

Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом.

    Христианин не может не любить. Это состояние его сердца, преисполненного благодатью и Самим Богом

Если мы говорим, что человек призван по благодати становиться тем, Кем Бог является по природе, то для чего нам Церковь? Для обожения. Каким образом идти к обожению? Через исполнение заповедей. Они предполагают только мое благо.

Надо довериться Богу – Небесному Отцу, а когда у нас не хватает сил, исповедоваться, причащаться – и соединяться со Христом.

Благодать нас сделает совершенно другими.

Испытав утрату благодати, я тогда со страхом поспешу в храм, чтобы восполнить этот дар любви.


Смирение – это мужественное следование за Христом

В храме Бог особо зрит на сердце каждого: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Отворит только смирение. «Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Мы знаем, что такое смирение?

Это не склоненная головка и руки, скрещенные на груди: да-да, я грешный... Смирение – это мужественное следование за Христом. Взяв крест на плечи, доверяя совершенно Своему Небесному Отцу, идти по любви ко Христу на голгофу, принимая уничижения, страдания и даже смерть.


Будущий владыка Алексий в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии

Любим ли мы так Бога? – зададим себе этот вопрос. Любим ли мы так людей, хотя бы самых близких: мужа, жену, родителей, детей – готовы мы пострадать за них до смерти, лишь бы только им было хорошо? Пускай мне будет плохо! Вот это и есть настоящая любовь, которая не думает о себе, а только о другом:

– Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34).

Это нечеловеческая любовь. Невозможно человеку на голгофе проявить свою любовь. На кресте рождается Божественная любовь. Сверхъестественная. Она даруется Богом Отцом человеку по его любви ко Христу, за уподобление в страданиях и смерти своему Спасителю, распятому ранее за нас.

Только тогда и торжествует Дух Святый в сердце человеческом, когда человек полностью предает себя Богу Отцу и следует за Христом.


Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте

Господь «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), а я все думаю о сохранении своего человеческого достоинства...

Человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте, в страдании вместе со Христом.

Если я со Христом страдаю, умираю, то есть надежда: я и воскресну со Христом. Без смерти на кресте ветхого человека не надейся, человек, воскреснуть вместе со Христом.

По любви к нам Христос Спаситель взошел на Крест, а мы по любви ко Христу что-нибудь делаем? Мы от ветхого человека своего по любви к Распятому за нас отказались? Мы заставили себя когда-то смириться, потерпеть, полюбить?

Лишь в момент испытаний, только на голгофе рождается настоящая Любовь, ибо без голгофы невозможно по-настоящему полюбить Христа.


Осудить себя и оправдать Бога

В любых обстоятельствах нам необходимо попытаться оправдать Бога. Осудить себя и оправдать Бога. Так, оправдывая Бога, мы сможем оправдать и других людей. Самое нехорошее чувство, которое во мне возникает, – самооправдание!

Представьте себе, если бы над нами издевались, не доверяя нашей христианской добродетели, люди, которые далеки от Церкви, – они просто так решили бы испытать нашу веру. А теперь я задаю христианам вопрос: мы смогли бы снести это глумление? Сумели бы мы понудить себя следовать за Христом до конца, невзирая, подобно Ему, взошедшему на Крест, на поношения и клевету?

Возможно ли мне полюбить этих людей, оправдать тех, кто гонит меня, злословит или даже убивает? А если нет, то не возникнет ли у меня ропота и на Бога, если я привык чувствовать, что я во всем прав?

Бог ли виновен в том, что Он – Любовь, Которую мы никак не хотим принять? Ближний ли виновен в отсутствии любви в моем сердце? Как важно воспитывать любовь в своем сердце. Только когда мы начнем любить и уважать ближнего, мы почувствуем: «Господь близ» (Фил. 4, 5).

Только тогда посещает Божественная Любовь, когда я оправдываю Бога Отца и ближнего, который причиняет мне боль. Вот тогда торжествуют в христианине сила Божия, благодать Божия, когда он открывает сердце, доверяя себя полностью Небесному Отцу.


Настоящая любовь рождается только на Кресте

Страшные и вместе с тем очень ответственные слова некогда произнес митрополит Московский Филарет (Дроздов): «На Кресте мы видим Любовь Отца – распинающую, Любовь Сына – распинаемую, Любовь Духа Святаго – торжествующую силою крестною».

Это то, о чем мы так часто говорим и в чем так нуждаемся все мы, наше Отечество. В любви. Настоящая любовь рождается только на Кресте.

На Кресте мы видим Любовь Отца распинающую. В таком случае Христа на Кресте распинают не люди, а воля Божия такова, чтобы через Крест был спасен род человеческий.

На Кресте мы видим Любовь распинаемую – по Любви к Отцу Небесному и роду человеческому Бог Сын воплощается и восходит на Крест. Ради Своих распинателей терпит муки и смерть, проявляя Свое послушание Богу Отцу.


Отец Небесный – Сама Любовь – тебя распинает

Я должен, оказывается, пройти тот же самый путь, которым прошел Христос. Мы себя бережем от Божественной отеческой Любви. Но слышим: «Возьми крест, следуй за Мной!» (ср. Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Следуй! За Мной! И на Голгофу. И будет Фавор. И будет предательство Иуды, но ты не задавайся вопросом: «А на каком это основании?» Ибо Отец Небесный – Сама Любовь – тебя распинает.

Все, что ты встретишь на своем пути, – это для тебя благо. Даже волос с головы твоей не упадет без воли Отца Небесного (ср. Лк. 21, 18). «Я уже прожил твой жизненный путь, чадо, еще до твоего рождения. От тебя уже не требуется никаких вопросов. От тебя требуется одно: доверься! Нравственно проживай жизнь. Учись у Христа. А все, что Я уготовал на твоем пути, – это то, что тебя спасет».

Лобызаем ли мы с любовью свой жизненный крест? Не ропщем ли? Не малодушествуем? Не желаем ли сойти со креста? С креста не сходят, с креста снимают. Если, конечно, человек хочет быть спасен.


По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть

Крест Христов разделил человечество на две половины: одни благоразумные, другие неблагоразумные, но все мы – разбойники. Не нужно удивляться: почему? Я грешный человек, значит, то, что мне послано, – это все не просто так, есть за что. Но есть еще и другой вопрос: для чего? Вот это уже сфера личных отношений человека с Богом.

Я с радостью иду на крест. Я с любовью к Тебе, Отче, иду на крест. Да, я уродлив, да, я весь искажен грехом, но Ты меня исправь. Создание доверяется своему Творцу. По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть.

    Я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить

Только на Кресте, когда Бог Сын Распятый исполнился Любви Духа Святаго за Свое Смирение, Он восклицает:

– Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят.

Любовь христианская ни за что любит. Любовь христианская – и мы должны этого добиваться – всегда в о п р е к и. Она попирает человеческую логику.

Я не могу не любить, я раб Бога, Который ради меня – по любви ко мне – распялся, взошел на Крест и претерпел страшные муки. Он есть Любовь Распятая. Значит, я раб Бога Распятого, Который есть Любовь, и я права не имею не любить. Я раб любви. Я обязан любить. Если я не люблю, виновен я.

На нас с вами, христиане, лежит величайшая ответственность – показать каждому то, как Бог любит человека. Даже тому, кто с нашей человеческой точки зрения недостоин любви, мы обязаны показать не свою любовь, а то, как Бог любит каждого человека.


Доверяться Христу во всем и всегда

Как часто мы лукавим: как бы нам хотелось пожить в этой жизни безболезненно, счастливо, а еще и туда пробраться, в Царствие Божие, – как хотелось бы! Путь к Воскресению один – через голгофу, через смерть, через распятие, – и крестную смерть необходимо претерпеть со Христом в сердце.

Всякое мученичество – торжество для Церкви, но только та смерть торжествует, которая соумирает Распятому на Кресте Христу. Ибо Христос – жизнь наша. Ибо Христос – Любовь Божия.

Крест – это единственный дарованный нам путь, чтобы мы очищали свое сердце, чтобы мы преображались.

Как замечательно сказал апостол Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Вот такая любовь была у апостола к Господу. Эту любовь он стяжал, доверяясь Христу во всем и всегда. Сколь кратно он был побиваем палками, провел день и ночь на дне морском, боролся со зверями, его выбрасывали как мертвого (ср. 2 Кор. 11, 23–27), и все это он почитал тщетою ради Распятого за него Христа (Фил. 3, 7).


Бог мне предлагает ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя

    Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя

Христос пришел спасти не Россию, не страну, ибо стран православных нет, есть православные люди, если они впускают в свое сердце Христа. Чем больше таких людей-христиан, тем больше преображается Отечество.

Любовь божественная действует в о п р е к и. Как такая любовь приобретается? Только на кресте. Вольным восхождением на крест и терпением всех испытаний по любви ко Христу.

Нам всем необходимо научиться жить в тех условиях, в которые Господь нас поставил. Святые это умели.

Все происходящее с человеком происходит по воле Божией. Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя. Это всегда предлагаемые Богом ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя.


Христиане призваны к вольному мученичеству

«Вслед Меня идите!» – как часто мы забываем эти непреложные слова Господа! Мы боимся боли, которая могла бы нас изменить. Но в благополучии святости не стяжать.

Вспомним великомученика Феодора Стратилата, который подвергался ужасным пыткам, и когда Господь его восстановил, многие были восхищены, приняли Крещение и, желая защитить мученика, восстали уже на императора-гонителя. Но что же при этом говорит святой?

– Братия мои! Мне ли не идти путем, которым прошел Бог мой? Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому.

Благодать подается стремящемуся к единению со Христом, приобщиться Которому мы можем только через отказ от себя, душу свою погубив ради Господа и Евангелия (ср. Мк. 8, 35). Христиане призваны к вольному мученичеству. «Волею бо благоволил еси плотию взыти на крест» (слова тропаря в неделю Торжества Православия) Подвигоначальник Иисус Христос, так и каждый из нас призывается Богом восходить на Крест.


Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Подготовила Ольга Орлова

27 марта 2019 г.


https://pravoslavie.ru/120172.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 18 Августа 2021, 00:19:56 »


Любовь и мужество

Протоиерей Валериан Кречетов



    

Альфа и омега всего бытия – это любовь. Но в конце существования человечества будут особенно важны две добродетели – любовь и мужество. Естественно – вера. «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?»(Лк. 18:8 ).

Любовь, как добродетель, требует подвига. А для подвига необходимо мужество.

Это понятие у нас не совсем правильно объясняют, предполагая, что мужеством обладают герои битв, люди, совершающие геройские поступки. Но вопрос мужества – очень непростой. И еще Сократ спрашивал своих учеников – что такое истинное мужество? Когда ему привели примеры всевозможных отважных поступков, он сказал, что мужественный – человек, сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями.

В Ветхом Завете есть классический пример – ассирийский военачальник Олоферн, который с многотысячным войском намеревался взять Ветилую, как «спящую птицу в гнезде», но накануне явилась иноплеменница Иудифь, и Олоферн потерял голову сначала в переносном смысле, а потом в физическом – она ему отрубила эту голову. Военачальник окончил свою жизнь не на поле брани, а на похотливом ложе. И вот об этой-то истине и говорит Церковь устами своих святых: истинное мужество заключается в борьбе со своими грехами, с греховными навыками. Собственно, это, можно сказать, и является закваской настоящей правильной жизни. Потому что когда нет труда, стремления, тогда человек, даже совершающий какие-то большие дела, может на малом пострадать. Как бесславно окончил свою жизнь Олоферн.


Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области    

И наоборот, истинная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой.

Мне всегда вспоминается, как однажды перед Праздником Пасхи нам оказали благодеяние и заасфальтировали небольшую площадку у церковного дома. И уже после Пасхи, когда солнышко пригрело, я вышел и увидел удивительное зрелище: черная площадка быстро прогрелась и вспучилась бугорками. Асфальт был поднят, взломан одуванчиками. Хрупкий цветочек, трубочка такая нежная, взломала асфальт. Мне как-то представилось, что это и есть символ любви, которая кажется совсем незаметной, хрупкой, слабой, но обладает невероятной внутренней силой.

И вообще цветы, как замечательно сказал один архиерей, – это символ рая, оставленный на земле Богом. Они появляются иногда всего на несколько дней – и исчезают, увядают. А какая красота, какая в них сила! Одним из самых полезных с точки зрения физиологии является мед, есть даже медолечение. Господь – и после Воскресения – вкушал рыбу и мед. А ведь нектар собирается с цветов… Это действительно некий символ чистоты и целомудрия. Архангел Гавриил, явившийся к Матери Божией на Благовещение, изображается с цветком. Есть такой образ – Неувядаемый Цвет. Потому что в раю-то он – неувядаемый. А здесь напоминает нам о временности земной жизни и о вечности будущей.

Основа всей жизни – это, конечно, все-таки любовь, в высшем, чистом смысле. У нас понятие «любовь», к несчастью, употребляется в разных контекстах. Греки очень серьезно относились к этому, они разделяли несколько понятий. Та любовь, о которой идет речь в Евангелии, – духовная, Божественная. Очень хорошо сказал сербский архимандрит Иустин (Попович; он умер в 1978 г. на Благовещение): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».

К глубокой истинной любви и нужно стремиться. Она, собственно, и есть жизнь, все остальное – временное. Но чувство душевное, а не духовное, если оно не имеет первообразом любовь Божию, по словам Иустина (Поповича), – это самолюбие. Поэтому человек, если предмет его чувства не отвечает взаимностью, часто начинает озлобляться, ибо страдает его самолюбие. Мир, видимо, заметил это и сказал: от любви до ненависти один шаг. В сущности, это оборотная сторона такого чувства, которое легко превращается в ненависть. Но это не есть истинная любовь. Хотя внешне человек вроде бы и не может без этого жить. Но насколько не может и сколько может – это проверит время…

Настоящая любовь – та, которая есть в Царстве Небесном. Там-то она постоянная, там всегда.


17 августа 2021 г.

https://pravoslavie.ru/141183.html
« Последнее редактирование: 18 Августа 2021, 00:24:48 от Дмитрий Н » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!