Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 17:12:31  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?  (Прочитано 985 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Апреля 2019, 11:00:37 »

Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?

О воинском служении в свете Православия



Совет улемов (богословов) Исламского центра Таджикистана в связи с началом весеннего призыва в армию выступил с обращением к молодежи, напомнив, что любовь к Родине является одним из показателей веры мусульманина, сообщает «Интерфакс-Религия».

«Каждому, кто любит свою Родину, нужно быть преданным Родине, нации и культуре, так как любовь к Родине, защита Отечества, стабильности и безопасности, поклонение своей культуре и национальным ценностям является долгом каждого мусульманина, и, как велит одно из учений религии, любовь к Родине является обязательным для каждого мусульманина, то есть любовь к Родине является одним из показателей имана (веры)», - говорится в обращении Совета улемов, опубликованном на его сайте.

При этом приводится один из хадисов (изречений) пророка Мухаммеда: «Ангелы возносят в небеса три звука: звук писателя, пишущего на бумаге, звук работы женщин на ткацком станке и звук шагов защитников границы».

«Сейчас в стране начался весенний призыв в ряды Вооруженных сил. Часть патриотической молодежи идет на службу с поднятой головой, чтобы исполнить свой гражданский долг, но есть и молодые люди, которые уклоняются от исполнения священного долга, а некоторые родители способствуют им от уклонения от службы в рядах армии. В этой связи пророк Всевышнего велит: "Остерегайтесь (...) уклонения от службы в армии"», - подчеркивается в обращении.

«То есть уклонение от исполнения священного долга - защиты Родины - является тяжким грехом, а те, кто способствуют его совершению, присоединяются к нему (греху)», - подчеркнули богословы.

1 апреля в Таджикистане стартовал весенний призыв в ряды Вооруженных сил страны, который продлится до 31 мая. Согласно указу президента, в апреле-мае будут призваны в армию граждане мужского пола в возрасте 18-27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу.

Ежегодно в ряды Вооруженных сил республики, состоящих из мобильных, сухопутных, противовоздушных и военно-воздушных войск, призывается 15-16 тыс. человек.

О воинском служении в свете Православия рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:


К сожалению, в православном сообществе существует некоторое недоразумение: представление, что воинов отлучали от Причастия. Правило святителя Василия Великого является пастырским советом: нужно им только советовать, как имеющим нечистые руки воздерживаться от Причащения в течение трех лет. Однако сам святитель в начале данного правила ясно, четко и недвусмысленно говорит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». И здесь он ссылался на святителя Афанасия Александрийского, который ясно и четко заявил: Убийство на войне убийством не считается.

Во-первых, воин убивает потенциального убийцу и насильника.

Во-вторых, он убивает не для себя, а для общества.

В-третьих, сражается он по послушанию.

В данном случае путем согрешения меньшим грехом, убийством насильника, пресекается больший грех – насилие и убийство, которые враг производит в твоей родной стране.

Правило святителя Василия Великого никогда не исполнялось, оставаясь только на бумаге, о чем недвусмысленно говорили Иоанн Зонара (канонист, византийский историк XII века) и Вальсамон Феодор (знаменитый канонист), отмечая, что оно невыполнимо.

Более того, согласно византийским источникам, воины пред битвой должны были молиться и причащаться. В частности, об этом говорится в тактиконе святого Императора и воина, аскета на престоле Никифора II.

В речах Императора Константина говорится о значении воинского подвига как защиты Отечества и служению Богу и Церкви. На воинов призывалось благословение Божие вплоть до того, что перед боем воинов окропляли святой водой из величайших святынь Византийского мира – Животворящего креста и мощей великих святых.

Воинский подвиг в Византийской Империи осмысливался как церковное служение и как подвиг равный мученичеству. В частности, сие видно в службе 42 мученикам Аморийским.

Явились отчизны

и рода всякого основания,

жизнь же дольнюю

презрев как временную,

очистили души

крови потоками,

и ударам мечей,

и узам они приобщились,

и к вышнему миру

преставились, радуясь...


Они именуются защитой и утверждением Рима.

Эти мученики в 837 году были взяты в плен арабами при защите Амория, а в 842 году были казнены, потому что они не отреклись от Христовой веры.

Несмотря на канонические прещения в войнах принимали участие священнослужители и монахи. Как говорил Вальсомон, они не только подвергались наказанию, но и получали награды.

Участие священнослужителей в битвах засвидетельствовано и в Древней Руси. На воинский подвиг получали благословение Церкви святой благоверный князь Александр Невский и его воины, а также святой благоверный князь Димитрий Донской.

Если обратиться к Балканскому примеру, то перед Косовской битвой в 1389 году епископ причащал князя Лазаря и его дружину.

Относительно воинского служения достаточно четко и ясно пишет святитель Филарет (Дроздов), обращаясь к воинам, шедшим против Наполеона и его войска: Если тебя и убьют, то помни – ты погибнешь за Отечество и войдешь в Царствие Небесное.

Тот же самый святитель Филарет говорил, что плохой гражданин царствия земного не благополучен и для Царствия Небесного. Во время Великой Отечественной войны Церковь благословила небесным благословением всенародный подвиг, прежде всего, воинский подвиг.

Поэтому разговоры о том, что воинское служение является чем-то нечистым и неправославным и неправильным, являются ложными и вредными. Воинский долг является исполнением заповеди Господа Нашего Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Об этом прекрасно говорил святой равноапостольный Константин в беседе с арабами в Арабском халифате. Его спрашивали: Вы говорите, что надо подставлять правую щеку, а сами воюете с нами и убиваете нас. В ответ он спрашивает: А какую заповедь нужно соблюсти: малую или большую? Арабы ответили: Конечно, большую.

Так вот, отвечал Константин, у нас есть заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Поэтому мы и отставляем заповедь о щеке – если личные обиды мы благополучно переносим, то мы не можем с вами не воевать, поскольку сражаемся за ближних, за Отечество и благочестие, за наших дочерей и матерей, за наши святыни и храмы.

Именно воинская служба и связана с исполнением заповеди Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Никто не отрицал права государства на ношение меча и его использование, начиная со святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам пишет:

«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч».

Более того, апостол Павел приравнивает Римских чиновников к диаконам – служителям Божиим: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».

Столько высокое представление апостол Павел имел даже о языческих чиновниках и воинах.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/16/mozhno_li_prichawatsya_voinam_ubivayuwih_vragov/
« Последнее редактирование: 17 Апреля 2019, 02:49:25 от Дмитрий Н » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!