Русская беседа
 
23 Августа 2019, 17:01:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: 22 мая - перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари  (Прочитано 458 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Мая 2018, 17:37:00 »


Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари


22 мая Святая Церковь отмечает перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. В народе этот праздник с любовью называют Никола Вешний (весенний).



Святитель Николай Чудотворец

После своей богоугодной и подвижнической жизни святитель Николай отошел ко Господу. Его святые мощи были положены в главном городе Ликийской страны – Мирах (ныне – территория Турции, провинция Анталья). Там они пребывали более 700 лет.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.


Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".


http://days.pravoslavie.ru/Life/life1023.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 22 Мая 2018, 16:40:59 »


Знакомство с Бари, или Под сенью святителя Николая

Ольга Рожнёва


Древний город Бари

Бари – город древний. Когда-то он являлся перекрестком морских путей Средиземноморья. Люди селились здесь, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры: греки, римляне, сарацины, византийцы, норманны. Впервые римское поселение Бариум упоминается в 181-м году до нашей эры.


Апулия на карте

Бари – главный город сельскохозяйственного региона Апулия, что вытянулся узкой полосой вдоль побережья Адриатического моря. Иногда Апулию называют «пяткой итальянского сапога», и действительно, если глянуть на карту, этот регион похож на «каблучок сапога».

По количеству жителей (более 300000 человек) Бари занимает третье место в Южной Италии, после Неаполя и Палермо (столицы Сицилии), но гораздо безопаснее и того, и другого. Иммигрантов здесь всего 1%-2% – албанцев, 0,5% – греков, остальные жители Бари – коренные итальянцы.


Старый Город

По сравнению с населением севера и центра Италии, южане проще и общительнее. Атмосфера здесь более спокойная и расслабленная, в основном никто никуда не спешит, кроме, пожалуй, паломников, желающих все увидеть и везде успеть. И меня, в том числе.


Старый и Новый Бари


Старый Город

Старая часть города отделена от нового Corso Vittorio Emanuele II – проспектом Виктора Эммануила II (первого короля единой Италии нового времени с 1861 года). Это довольно широкий и просторный проспект с тенистыми деревьями, красивыми особняками, множеством магазинов и кафе. Здесь находится старейший театр города, построенный в 1854-м году и названный в честь композитора Никколо Пиччини, уроженца Бари.

Но для паломников особый интерес представляет Старый Бари (Bari Vecchia).

Старый Бари – прекрасный и таинственный, и его улицы хранят многовековые тайны. Эти брусчатые улочки – настолько узкие и извилистые, что по ним не ездят автомобили.

Вокруг очень чисто. Каждое утро маленькие машинки поливают и чистят белые камни древнего города. Старинные дома лишены подъездов и порогов, а двери квартир выходят просто на улицу.


Улочки Бари

Английский писатель, журналист и путешественник Генри В. Мортон написал книгу «От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии» (1969 год издания), которую сами итальянцы рекомендуют иностранцам в качестве путеводителя по Италии. В книге Мортон писал о соседстве Старого Бари с Новым так: «Как и большинство старинных портов Адриатики, старый город соседствует с новым. Последний часто превосходит старый город размерами и совершенно на него не похож. Старый Бари живописно расположился вокруг собора и церкви Святого Николая и старинной гавани, служившей местом отправления рыцарей в крестовые походы.

Мюрат, во время короткого пребывания королем Неаполя, интегрировал в старый город новый Бари. С тех пор здесь появились широкие проспекты, обсаженные пальмами, выросли внушительные здания, отличные магазины, появилось одностороннее движение, тем не менее возникли обычные транспортные проблемы. Я был поражен размером и оживленностью Бари».


Орекьетте


Только легкая занавеска отделяет жителей квартиры от улицы

Почти круглый год (за исключением редких для южной Италии холодных дней) двери квартир Старого Бари открыты настежь, и только тонкие белые занавески скрывают жизнь их обитателей от прохожих.

Впрочем, особенно барийцы не скрываются: легкие занавески колышутся – и в проемах дверей мелькают усердные пожилые синьоры, что лепят за кухонными столами знаменитую пасту Апулии в форме маленьких ушек – орекьетте, для чего используют муку из твердых сортов пшеницы и воду, не добавляя яиц. В особенно теплые дни хозяйки выносят столы на улицу и лепят орекьетте всех цветов и размеров прямо на глазах у покупателей и восхищенных паломников.


Все кошки сидят дома


Святой уголок на улице Старого Города

В Старом Бари, в отличие от Нового Города, кругом камень, и не растут ни деревья, ни кустарники – их заменяет множество кадок и горшков с живыми цветами. Их разноцветье очень украшает каменный город. Ещё улочки Bari Vecchia отличаются полным отсутствием кошек – все кошки сидят дома.

А вот собачек много, но все они на поводках. Нет ни одной бездомной собаки, по крайней мере мне не довелось с ними встретиться. Уже в конце путешествия я наконец увидела одинокую собачку, гуляющую по предрассветной пустынной улице. Пес приветливо вильнул мне хвостом и остановился. Он явно кого-то ждал, и скоро стало ясно, кого: из-за угла дома торопливо выбежал замешкавшийся хозяин с поводком в руках.


Достаточно упомянуть: «San Nicola»

    «Доброе утро, спасибо, пожалуйста, до свидания» – этих слов достаточно для общения

Многие паломники беспокоятся, что не знают итальянского, а итальянцы плохо владеют английским. То же беспокойство владело и мной, и я постаралась выучить несколько основных фраз, необходимых путешественнику. После университетских французского и латыни итальянский шел легко, и я между делом выучила солидный запас слов – но он мне совсем не пригодился.


Почти у каждого дома в Старом Городе - святой уголок

Завтракала я рядом с домом, в маленьком кафе, где чудесно пахло свежезаваренным кофе, и каждое утро мы с хозяином заведения приветствовали друг друга традиционным: «Буон джорно!» Затем я просила: «Ун каффэ э корнетто, пер фаворе!» (кофе и круассан – типичный итальянский завтрак. С утра итальянцы едят совсем мало, зато вечером отрываются по полной программе). – «Прэго!» (Пожалуйста!)

А круассан был ещё горячим, хрустящим и таял во рту, а капучино (итальянцы традиционно пьют его только утром) –выше всяких похвал. «Перфетто! Грацие милле!» – благодарила я любезного хозяина, и мы, очень довольные друг другом, прощались: «Ариведерчи!» «Доброе утро, спасибо, пожалуйста, до свидания» – этих слов вполне достаточно для короткого путешествия и краткого общения.

Мне не понадобились также никакие наречия места и времени, достаточно было упомянуть: «San Nicola» – и прохожие начинали энергично махать руками, показывая направление к базилике святителя Николая, а некоторые даже вызывались проводить.


Под покровом великого угодника Божия

    В этом городе сразу становится понятно – ты под покровом великого угодника Божия, Николая Чудотворца

Комната, найденная мной на сайте Airbnb, стоила относительно недорого и располагалась в каменном доме, в Старом Городе, в двух минутах ходьбы от базилики святителя Николая. Примечательно, что арка, ведущая к двери дома, носила название Arco Spirito Santo – Святого Духа. Многие улицы здесь носят благочестивые названия.

А в нишах стен почти каждого дома, у каждого подъезда, в каждом закоулке Bari Vecchia, взор притягивают иконы с белоснежными покровцами, фигурки святых, Пресвятой Богородицы, святителя Николая, зажженные лампады. В этом городе сразу становится понятно – ты под сенью, под покровом великого угодника Божия, Николая Чудотворца.


Знакомство с Джузеппе


Уличные фигурки святых

Дом, где я снимала комнату, многоквартирный, но квартиры в нем располагаются не по горизонтали, а по вертикали. Так, квартира моего хозяина Джузеппе представляет из себя три комнатки (каждая с отдельным санузлом) на первом, втором и третьем этажах, связанные между собой очень узкой винтовой лестницей. Джузеппе, или Беппе, сдает комнаты на втором и третьем этаже, а сам живет на первом.

Он прекрасно владеет английским, опровергая представления об итальянцах, и даже знает несколько слов по-русски, поскольку работал некоторое время в России.

Беппе с удовольствием вспоминает русские блюда: салат, винегрет, борщ. Упоминает даже селедку и скумбрию – помнит, с каким удовольствием смаковал их под картошечку в гостях у русских.

Но родная кухня – это родная кухня.

– Мы, жители Южной Италии, очень хорошо готовим: мы рождаемся и растем буквально на кухне. Знаем, как приготовить правильно и полезно, а пища должна быть вкусна и полезна. Ольга, ты наверняка заметила: идешь по Старому Городу, и за каждой дверью, за занавеской, что колышется на ветру, – кухня, и это центр всей семьи. Попробуй вяленые на солнце помидоры! Попробуй буррату и тьеллу – и ты согласишься со мной: апулийская кухня – самая полезная и вкусная в мире!

И я обещаю попробовать.

Ещё Беппе гордится древностью Бари:

– Представляешь, Ольга, здесь просто невозможно копнуть землю: в каждом месте находят какие-то бесценные предметы древности! Начинают рыть, чтобы проложить трубы или кабель, а там сплошные артефакты: орудия труда, украшения, посуда – все что угодно для археологов!


Это очень безопасный город!

Беппе очень переживает: понравится ли мне его родной город.

– Бари – безопасен! Это очень безопасный город! Ничего не бойся – смотри, во всех квартирах двери открыты на улицу!

На следующий день беспокоится:

– Ну, как впечатления? Выходила вечером?

– Да, ходила к святителю Николаю Чудотворцу, читала у него в крипте вечернее правило, Псалтирь.

– Безопасно было возвращаться домой, правда?

– Да, слава Богу!

– Я же говорил, что Бари – очень безопасный город!

– Правда, меня немного напрягало, когда мимо проносились мотоциклы...

– Ну, они по Старому Городу быстро не могут ездить – слишком извилистые улочки... К тому же шум мотоцикла слышен издалека – и всегда можно отойти в сторону...

Я и в самом деле почти вжималась в стену при звуке мотоцикла и даже крепко прижимала к себе сумку. Самые распространенные преступления в Южной Италии – кражи и срывание мотоциклистами сумок с плеч прохожих. В Бари, правда, в отличие от Неаполя, такого практически не случается, но береженого, как говорится, Бог бережет...

Ничего не могу сказать о новой части города, но в Старом Бари действительно вечером безопасно.


Итальянцы и русские очень похожи

По мнению Беппе, итальянцы и русские очень похожи – дружелюбием, радушием, гостеприимством. Когда русские приглашают в гости – это значит, что они встретят тебя как родного человека.

Жаль вот только, что русские слишком много пьют. Итальянцы тоже пьют много, но не напиваются. Пить вино – это хорошо, общепринято, полезно для желудка. Напиваться – плохо, очень плохо.

Беппе считает, что виной всему общественное мнение. В России, если человек перепил, – к нему относятся снисходительно, с юмором: «С кем не бывает!» Но если в Бари итальянец напьется – общественное мнение его резко осудит. Земляки скажут ему: «Какой стыд! Ты потерял лицо! Иди домой – и никогда больше не показывайся в обществе в таком виде!»


Говорят, мы ленивые

Беппе рассуждает о пресловутой лени итальянцев так:

– Говорят, мы ленивые... Но это неправда! Как-то я трудился в Германии. Работаем мы себе, работаем, и вдруг объявление: пятнадцатиминутный перерыв! Что такое, в чем дело?! Оказывается, жара: температура поднялась выше 30 градусов по Цельсию, и всем работникам полагаются прохладительные напитки за счет компании и дополнительный перерыв.

Я смеялся! Если бы у нас, в Бари, где температура летом часто поднимается выше сорока, были такие порядки – мы бы вообще не работали, а только пили прохладительные напитки за счет компании!


И хорошие, и плохие – одновременно

– Беппе, а как вы могли бы охарактеризовать своих соотечественников?

– О! Если вы остановите их на улице и спросите дорогу – они будут готовы пройти с вами большое расстояние, только чтобы помочь! Добрые, очень дружелюбные люди!

Но вот, скажем, если я еду по дороге – и какой-то конфликт, мы можем громко ругаться друг на друга, даже кричать! Можем быть такими сердитыми! Я не знаю, как мне ответить на вопрос правильно: барийцы могут быть и такими хорошими, и такими плохими... И это все одновременно!

– Как и все люди, Беппе, как и все мы...


Итальянский темперамент

Что касается темперамента итальянцев. Мне пришлось лететь в Бари из другого итальянского города на маленьком самолетике авиакомпании «Volotea». Очередь на рейс состояла из итальянцев. И вот, когда нас уже посадили в автобус, который должен был отвезти пассажиров к самолету, дело застопорилось – и мы просидели в холодном салоне целый час, после чего нам предложили вернуться в здание аэропорта. Вернулись, простояли в продуваемом всеми сквозняками «рукаве» полчаса, после чего нас снова погрузили в автобус и отвезли к самолету, где мы ещё полтора часа ждали взлета.

Получалось, что рейс задерживался уже на три часа, причем провели мы их не в теплом, комфортабельном здании аэропорта, а в довольно неуютных условиях. Ни одного ворчливого слова, ни единого недовольного лица – полное спокойствие и оптимизм, – вот чем поразили меня все мои спутники. Наконец стюардесса объявила причину задержки:

– Сначала у нас случилась техническая неисправность, а сейчас мы ждем опаздывающих на рейс.

И опаздывающие наконец появились. Я ожидала чего угодно: негодования, возмущения, но люди вокруг начали добродушно смеяться и аплодировать входящим в салон пассажирам. Для меня, честно говоря, это было удивительным.


Кто в море не ходил – тот Богу не молился



За крепостными стенами Старого Города шумит Адриатическое море, что соперничает своей лазурью с ярко-голубым небом Апулии и считается одним из самых чистых и прозрачных морей в мире.



Генри В. Мортон писал: «Я не знаю более романтического побережья, чем в Апулии. За многие сотни лет солнце выбелило местный песчаник так, что он стал похож на мел. На пятьдесят миль в любую сторону от Бари протянулась череда маленьких морских портов и рыбачьих деревень, причем в каждом таком селении имеется свой норманнский массивный замок и лабиринт узких улиц... Но больше всего мне запомнился ослепительный свет и, разумеется, изумрудное Адриатическое море, переходящее в оттенок, который Гомер назвал ‟винно-темным”».

Несмотря на то, что Бари – портовый город, море здесь чистое. Правда, большие, обросшие мхом валуны на берегу не особенно способствуют купанию. Но ведь паломники едут сюда точно не из-за моря...

В Бари есть старый рыбацкий порт и рыбный рынок, а жители приморских городов всегда помнят: «Кто в море не ходил – тот Богу не молился». Неудивительно, что изображение святителя Николая Чудотворца на лодочке есть почти в каждом семейном кафе или таверне – траттории, остерии, пиццерии.


Кухня Бари

Она традиционно проста, и основу её составляют твердая пшеница (паста и хлеб) и овощи в сочетании с рыбой и морепродуктами. К супам здесь не привыкли, вместо них – паста. Отличительная черта кухни – домашние макароны-ушки (орекьетте), о которых мы уже упоминали. Если покупать орекьетте прямо на улице, у хозяек, которые сделают их в вашем присутствии, нужно помнить, что ушки должны быть хорошо просушены, иначе быстро покроются плесенью.

Говорят, что крестьянские корни кухни Апулии видны в меню любого заведения. Вот и орекьетте здесь подают с салатной репой, точнее, с её ботвой. Любят барийцы и прочие огородные дары: кабачки, баклажаны, бобовые.

Особое место в рационе барийцев занимают оливки и оливковое масло, которое часто принимают ложками натощак для здоровья. Апулия может гордиться своими древними оливковыми рощами и первым местом в стране по производству масла.


Как кучерявят осьминога

Среди морских даров – осьминоги, мидии и, конечно, рыба. Жители Бари часто едят морепродукты сырыми: начиная с креветок и заканчивая осьминогами и морскими ежами. Практически все, что выловлено в море, бариец может съесть сырым.

Только что выловленные осьминоги имеют желеобразную консистенцию, их невозможно разделать, и рыбаки занимаются тем, что здесь называют «кучерявить или кудрявить осьминога» – со всего размаха отбивают моллюска в мешке о камни, прямо на берегу, или, наоборот, колотят по нему камнем, в результате чего его щупальца становятся «кудрявыми».

Если осьминог куплен неотбитым – его замораживают на несколько часов в морозилке, а затем режут тонкими пластинами и едят сырым, чуть сбрызнув оливковым маслом. Иногда варят и подают с оливковым маслом и лимоном или тушат, добавляя помидоры, перец, лук, белое вино и опять же (куда без него?) оливковое масло.


Тьелла для Рождественского поста

Распространенное и очень древнее крестьянское блюдо – тьелла: запеканка из слоев картофеля, риса и овощей, которые выросли в этот момент на огороде (кабачки, помидоры и так далее), а также лук, чеснок, перец – в любых пропорциях, на ваш вкус. Современные барийцы запекают тьеллу целыми противнями и, как жители приморского города, добавляют мидии.

Для русских не совсем привычно сочетание риса и картошки, но для Рождественского поста это блюдо очень подходящее и без всяких мидий. Главное, чтобы слои пропитались соком, не перемешиваясь, и попалось качественное оливковое масло.


Сыры – гордость Бари

Сыр здесь удивительно вкусный (конечно, чтобы попробовать его, нужно приезжать в Бари до или после поста).

Свежий сыр буррата представляет собой мешочек из моцареллы с сердцевиной из кремообразных сливок. Хранится недолго и в прямом смысле является сыром дня: сделали – в тот же день съели.

Другие типичные апулийские сыры: удивительно нежный и мягкий страчателла (ниточки сыра в густых сливках) и выдержанный, твердый качокавалло (в старину его подвешивали в амбаре по две головки на перекладину «a cavallo» – «верхом»).

Есть ещё рикотта, скаморца, канестрато, качорикотта, пекорино, ваккино и прочее, прочее, прочее, но их мне попробовать не удалось: не все коту Масленица.


Пиццерия

Знающие люди советуют ходить в те кафе, где обедают местные жители. Так я и сделала: нашла самую что ни на есть аутентичную пиццерию в самом укромном месте Старого Города. Вокруг обедали, судя по разговорам, только местные, и ели они все одинаковую пиццу. Я заказала такую же. И это была классическая итальянская пицца.

    Барийцы остаются традиционно верующими и регулярно ходят в храмы

Попробовала. Она представляла из себя просто тонкую лепешку с сыром и томатной пастой – много, очень много томатной пасты. Пицца действительно была вкусной благодаря тонкому, хрустящему и в то же время воздушному тесту с золотистой корочкой и мягкой, нежной сердцевиной: вкусный сыр, вкусные и спелые помидоры. К тому же пицца оказалась такой большой, что я смогла осилить только половину, а остальное доедала в течение дня.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 22 Мая 2018, 16:42:06 »

(Окончание)


Покровители Бари зорко присматривают за своей паствой


Старый Город Бари

Старый Бари – Bari Vecchia – удивительно чист и красив: стены из белого и желтого камня, белые соборы, белые рясы с капюшонами у монахов-доминиканцев, опекающих базилику святителя Николая Чудотворца. По вечерам, когда зажигают желтые фонари, все вокруг становится золотистым: мощеные улицы, каменные дома, арки.

Обаяние Bari Vecchia поразительно: по этому древнему городу можно ходить часами, просто разглядывая старинные дома, иконы и фигурки святых в нишах. Можно заглянуть под крохотную арку и оказаться на площади, у двери величественного собора, у крепостной стены или в тупике, специально предусмотренным, чтобы в случае нападения врагов затруднить их передвижение по городу и поймать в ловушку.


В храме

Bari Vecchia разместился на площади около одного квадратного километра, но здесь находится более 30 храмов и часовен, и все они действующие. И в каждом храме – множество общехристианских святынь, икон, мощей святых первых веков христианства: мучеников и святителей.

Сюда почти не доносятся ни морские ветры, дующие с самой длинной ( 30 километров) набережной в Италии, ни ветры современного антиклерикализма. Барийцы остаются традиционно верующими и регулярно ходят в храмы, а покровители города – святители Николай Чудотворец и Савин Канозский – зорко присматривают за своей паствой.


Святой Сабин, епископ Канозский


Кафедральный собор святого Сабина, епископа Канозского

Почти в центре Старого Бари возвышается огромный и прекрасный Cattedrale di San Sabino – возведенный в XII-XIII веках кафедральный собор святого Сабина (Савина), епископа Канозского (461–566).

Владыка славился мудростью и обладал пророческим даром. В течение 52 лет он нес архиерейское служение и окормлял свою паству со всей ревностью и пламенной молитвой.

Предание гласит, что в 546-м году король остготов Тотила, объезжая южную Италию, был приглашен к столу святителем, которому на тот момент исполнилось уже 85 лет. Тотила знал, что от старости епископ почти ослеп, и решил проверить его прозорливость. Под видом слуги он принес святому Сабину бокал с ядом, но святитель кротко поблагодарил короля: «Спасибо тебе, Тотила».


В соборе святителя Сабина

Согласно ещё одному преданию, один амбициозный архидиакон решил воспользоваться слепотой святителя и подослал к нему слугу с бокалом, полным яда. Святой Сабин сказал: «Я выпью этот яд, но тот, кто его приготовил, не будет епископом на моем месте». И действительно, яд не причинил вреда святому, по слову Господа: И если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк. 16, 18). Святитель остался невредим, а архидиакон скончался в тот же миг.

Умер святой епископ Сабин на 105-м году жизни, девятого февраля 566 года. В XI веке епархиальная кафедра была перенесена из Канозы в Бари, а вместе с ней и мощи святого, которые покоятся сейчас в крипте.

Великая святыня собора – византийская икона Одигитрия, авторство которой приписывают евангелисту Луке. Икону привезли в Бари в VII веке из Византии.

И сам собор расположен на пьяцца (площади) Одигитрия.


Святая Коломба Санская


Святая Коломба

Ещё в крипте, в прозрачном саркофаге, в манекене из папье-маше, находятся мощи святой Коломбы, или Святой Голубки, как называют её барийцы.


Спасение святой Коломбы Санской медведем_Джованни Баронцио

По преданию, святая родилась в 257-м году в Андорре, в богатой языческой семье. В шестнадцать лет приняла христианство и бежала от преследований во Францию, в город Санс. Когда святую нашли и бросили в тюрьму, стражники решили воспользоваться её беззащитностью, но сбежавший из цирка (или амфитеатра) медведь спас девушку. Когда святую решили сжечь на костре – неожиданно прилетевший голубь и начавшийся дождь потушили огонь. По преданию, Коломба была казнена через усечение мечом, а один слепой горожанин, почитавший её как святую, прозрел после её казни. День памяти святой – 31 декабря.

Несколько картин из жития святой Коломбы, предположительно, написал итальянский художник Джованни Баронцио (1326-1362).


Мученичество святой Коломбы


Другие достопримечательности Бари


Замок Бари

Недалеко от собора находится древний Castello Normanno-Svevo di Bari – Норманно-Швабский замок Бари, построенный в XI-м веке на развалинах более раннего византийского укрепления. Замок служил и крепостью, и тюрьмой, и казармой, а сейчас превратился в музей. Он находится на самом краю Старого Города и является одним из крупнейших оборонительных сооружений во всей Апулии. Часы работы: с 8.30 до 19.30 ежедневно (выходной – среда).

В Бари можно также посмотреть археологический музей и Пинакотеку – художественный музей провинции Бари. Здесь можно увидеть полотна Веронезе, Тинторетто, Беллини, Джордано, картины Коррадо Джаквинто, имя которого носит музей, и картины современных художников. Часы работы: вт-сб – с 09.00 до 19.00; вс – с 09.00 до 13.00. Билет: € 2,58


Главное в Бари


Литургия в крипте у мощей святителя Николая

Настоящую известность Бари обрел после 1087 года, когда солнечным майским утром три корабля барийских торговцев вернулись в родной город из Мир Ликийских с мощами великого святого – Николая Чудотворца. И, конечно, главное в Бари – это Basillica di San Nicola, базилика святителя Николая Чудотворца.


Литургия в крипте

Николай Чудотоворец был самым почитаемым святым того времени. Генри В. Мортон писал: «Если бы устроили рейтинг, святитель Николай оказался бы среди святых на одной из первых строчек. В одной только Англии ему посвящено более 400 церквей, а что уж говорить о старинных фамилиях, образованных от его имени – Николе, Николсон, Никсон и менее очевидные – Коул, Колли, Коллис, Колет и Коллинз. Во Франции популярны женские имена – Николетт и Колет».


Перенесение мощей великого святого в Бари

В XI веке турки опустошали греческие земли в Малой Азии, разоряли города и сёла, разоряли святые храмы, оскверняли святые мощи и иконы. Они также покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Святитель Димитрий Ростовский рассказывал об истории обретения мощей так: «В 1087-м году некоему христолюбивому и праведному пресвитеру, живущему в Бари, явился во сне святой Николай и сказал: ‟Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа”. Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение... Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь».

В перенесении мощей участвовали 70 моряков, из них 62 были жителями Бари. Спустя год, в 1088-м году, это событие было описано двумя хронистами – Никифором и Иоанном Архидиаконом.


«Запах святости»

Частично пересказывая историю Иоанна Архидиакона, Генри В. Мортон писал: «Самым большим торжеством для венецианцев стало перенесение останков святого Марка из Александрии. Это событие произошло в 828-м году. Египет тогда стал мусульманской страной, а святой... во сне выразил желание быть ‟спасенным” и перевезенным на христианскую землю.

Похожая ситуация была в Мире, ныне разрушенном городе на южном побережье Турции. В 1087-м году он был захвачен неверными... Прибыв в Миру, моряки Бари тут же пошли помолиться к святилищу святого Николая, и греческие монахи дали им маленькую чашу со святой жидкостью – «манной», излившейся из мощей святого. Это первое упоминание об этой жидкости... Как и венецианцы, ...моряки ощутили чудное благовоние, «запах святости».

Иоанн Архидьякон говорит, что ‟на присутствующих повеяло тонким ароматом”. Тем временем молодой человек по имени Матвей... засунул руку в саркофаг и обнаружил, что он до половины залит священной жидкостью. ‟Тогда он сунул в него правую руку и, нащупав бесценное сокровище... начал бесстрашно его извлекать... Когда вышел наружу, с тела его стекала священная жидкость... Реликвию завернули в новую белую ткань и положили в деревянный сосуд,
наподобие бочонка для вина”».


Базилика святителя Николая

Уже через два месяца после перенесения мощей в Бари, в первых числах июля 1087 года, жители города, под руководством аббата монашеского ордена бенедиктинцев Илии, приступили к строительству замечательной базилики, до наших времен оставшейся одним из лучших образцов романского стиля в Европе.

Базилика состоит из двух частей: верхней и нижней – крипты (подземной церкви), где покоятся мощи великого угодника Божия, поклониться которому приезжают тысячи паломников.

В 1156-м году король Сицилии Вильгельм I Злой полностью разрушил город за непослушание его граждан, но даже он не посмел тронуть возводимую базилику великого святого. Первой была построена и освящена крипта, строительство же верхней части продолжалось целое столетие и завершилось только в 1197-м году освящением храма.


Святитель Николай

При входе в базилику сразу видишь за стеклом статую святителя Николая в натуральную величину, созданную в 1794-м году. Именно эту статую 8 мая вывозят на корабле в море (примерно 150 м от берега), где её приветствуют на лодках многочисленные паломники, а потом торжественно проносят по улицам города. Шествия и народные гуляния сопровождают праздник. Вечером 9 мая, в присутствии большого числа верующих, служители базилики (монахи-доминиканцы, которым вверено это служение с 1951 года) открывают раку с мощами святителя Николая для сбора чудотворного мира.

В настоящее время в гробнице накапливается за год всего два-три стакана Святого мира или Святой Манны, которая добавляется в освященную воду. Маленькие бутылочки с миром можно приобрести в церковной лавке рядом с базиликой.

В 1359-м году впервые упоминается о чудотворной колонне, которая сейчас находится в правом углу крипты. По преданию, сам святитель Николай при помощи двух ангелов поместил эту колонну туда вечером накануне освящения крипты.


Церковная лавка, музей, Анжуйская арка


Сосуды для мира

С правой стороны от базилики находится скульптурное изображение святителя Николая – работа скульптора Зураба Церетели, переданная в дар Бари президентом Владимиром Путиным.

С левой стороны от базилики находится церковная лавка, где можно приобрести миро, иконы, книги, свечи и путеводители по Бари и Апулии.


Монахи-доминиканцы

Также с правой стороны базилики, только позади неё, расположен городской музей святителя Николая, открытый в 2010-м году (билет € 3, есть русский аудиогид).

Здесь можно увидеть прекрасные старинные сосуды для святого мира с изображенными на них сценами из жития святителя, древние манускрипты, гербы, чаши из драгоценных металлов, облачения, картины, редкие архивные документы, лампады, русские и греческие иконы, потиры, дары по обету, реликварии и другие святыни.


Колоны в крипте

Arco Angioino – великолепная арка анжуйского периода – отделяет площадь с базиликой от Старого Города. Предание гласит, что каждый, кто пройдет под сводом арки, венчаемой горельефом святителя Николая, получит покровительство великого святого (горельеф – высокий рельеф, когда фигура выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема).


Исповедь в крипте


Расписание служб

Православные богослужения в крипте совершаются следующим образом:

Понедельник, вторник, среда и пятница в 10.30 – молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу;

Каждый четверг в 10-30 – литургия на русском языке (с 1 июня по 15 октября по вторникам и четвергам);

По субботам в 10.30 – молебен и панихида;

По воскресеньям – литургия на Русском Подворье святителя Николая.


Садик на Русском подворье


Трапезная подворья


Протоиерей Андрей Бойцов в своем кабинете на подворье


Русское подворье

    На Русском подворье расположен единственный православный собор в Бари

На Русском подворье святителя Николая, построенном в начале XX века специально для русских паломников, расположен единственный православный собор в Бари. Официальный сайт подворья: http://bargrad.com/ На Подворье можно остановиться паломникам. Информация о стоимости проживания здесь: http://bargrad.com/bari-dom-palomnika/

О беседе с настоятелем подворья, протоиереем Андреем Бойцовым, мы расскажем вам во второй части статьи.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!


Книги Рожнёвой Ольги в интернет-магазине "Сретение"

http://pravoslavie.ru/109261.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 22 Мая 2018, 17:09:24 »


Протоиерей Андрей Бойцов: «Я чувствую помощь Николая Чудотворца»

Ольга Рожнёва


Патриаршее Подворье святителя Николая в итальянском городе Бари представляет собой паломнический комплекс зданий в стиле псковско-новгородского зодчества XV века. Подворье включает в себя одноглавый храм с верхним приделом в честь святителя Николая Чудотворца и нижним приделом в честь святителя Спиридона Тримифунтского, а также Дом паломника, хозяйственные помещения, домик для священника, небольшую часовню с маковичной главкой в честь святого Царя-страстотерпца Николая II и чудесный внутренний сад.

Настоятель Патриаршего Подворья, протоиерей Андрей Бойцов, любезно согласился на интервью для Портала «Православие.ру».



Ольга Рожнёва и протоиерей Андрей Бойцов в храме на подворье


– Отец Андрей, в жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни?

– Если мы говорим, что даже малые события в нашей жизни обусловлены Промыслом Божиим, то тем более этим же Промыслом предопределены такие большие события, как хиротония, когда человек призывается к служению Богу и Церкви в священническом сане.

Когда я был ребенком и юношей, казалось, ничто не указывало на то, что я стану священником. Родился я в 1973-м году – в 1970-е государство к Церкви относилось негативно, а молодежь воспитывали пионерами и комсомольцами. Я сам был комсоргом. Бабушки мои, как и почти все бабушки моих сверстников, ещё хранили веру, водили меня маленьким в храм, на Пасху пекли куличи и красили яйца, а родители мои уже воспитывались в советское время и были советскими служащими, далекими от Церкви. Папа строил АЭС, поэтому мы жили в городке Удомля рядом с КАЭС – Калининской атомной электростанцией.

В годы моей юности началась перестройка. На экзаменах по обществоведению мне достался билет «Перспективы развития социалистической системы». И со всей горячностью и искренностью юности я ответил то, что думал: никаких перспектив у социалистической системы вообще нет, и в скором будущем, лет этак через пять, социалистическое содружество развалится, а большинство бывших социалистических стран встанут на капиталистический путь развития.


Бари

Случись такой ответ несколькими годами раньше – не видать бы мне хорошего аттестата, но в год моего экзамена уже подули ветры свободы, и мне ничего за мои предсказания не было – никаких наказаний или гонений. Я давал социалистическим странам пять лет, но развал случился ещё быстрее – через год.

Школьником я мечтал о будущей профессии: то собирался стать адвокатом, то военным, то конструктором двигателей для космических кораблей. Что происходило в 1990-е – нет нужды пересказывать, все это знают, скажу только, что под влиянием происходящих лихих событий я наметил себе следующий жизненный план: становлюсь взрослым, уезжаю в Америку и превращаюсь в бизнесмена с Уолл-стрит. Вот такой план.

Но Господь лучше меня знал, что мне нужно. У моих родителей имелось собрание сочинений Достоевского. Очень благодарен школьной программе за знакомство с великим писателем. Познакомившись с ним в школе, я не остановился, пока не прочитал все 12 томов. Больше всего мне понравился роман «Братья Карамазовы». Прочитав его, я стал искать Евангелие. А в те годы духовной литературы не было. Отцу моего друга, отличному врачу, подарили Библию – редкий по тем временам подарок.

    Карьера бизнесмена и Уолл-стрит больше меня не волновали

Я прочитал Библию – и все. Карьера бизнесмена и Уолл-стрит больше меня не волновали. Я запоем начал читать религиозных философов: Константина Леонтьева, Николая Бердяева, Семена Франка, Сергия Булгакова. У нас Ленин считался классиком, мы на обществоведении конспектировали его статьи, а Бердяев развенчивает Ленина в «Истоках и смысле русского коммунизма».

Так Господь открыл мне глаза и повел – Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин.15,16). Я совершенно изменился, стал ходить в храм, покрестился и обрел духовного отца. Им стал ныне приснопамятный протоиерей Леонтий Мельник.

Как-то я высказал духовному отцу свое желание стать иконописцем. Но он мне ответил так: «Андрюша, батюшкой тебе нужно становиться». И благословил поступать в семинарию. Развал Советского Союза я встретил уже в Московской духовной семинарии, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.


Литургия в крипте у мощей святителя Николая

– Отец Андрей, вы служите у мощей великого святителя Николая Чудотворца. Такое тоже случайно не происходит. Как Господь и святитель Николай привели вас в Бари?

– Вы знаете, еще когда я учился в семинарии, у меня вдруг появился такой посыл: выучить итальянский язык. Я мог бы сейчас найти разумное объяснение своему порыву: сказать, что я его решил учить, чтобы читать в оригинале книги по Патрологии, но на самом деле это было просто мистическое, ничем не объяснимое желание. Я просто почувствовал – мне нужно учить итальянский. И в этом уже был Промысл Божий. А я к тому времени неплохо знал английский и французский, ещё у нас имелось множество кружков и факультативов, и я уже учил латынь и греческий. Поэтому после латыни и французского итальянский давался мне легко.

Затем я получил послушание проводить по лавре экскурсии для иностранных туристов на итальянском и французском языке. А сразу после семинарии меня взяли в Отдел Внешних Церковных связей, в сектор, где требовалось знание итальянского, и я поработал там несколько лет младшим научным сотрудником.

Опять же Промыслом Божиим принимал участие в качестве переводчика в приеме делегации из Бари Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и тогда ещё митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Так я познакомился с мэром города Бари и с приором базилики святителя Николая Чудотворца задолго до того, как оказался в этом городе.


Литургия в крипте

В 1995-м году я венчался с выпускницей Иконописной школы при Московской духовной академии, Натальей Николаевной Платоновой. В 1999-м году экстерном окончил Московскую духовную академию, в этом же году меня рукоположили в диакона, а затем в иерея. Служил на приходе Пророка Илии в Тверской области.

Мы с матушкой растим четверых детей, двое из них родились в России, а двое – уже в Италии, поскольку в 2002-м году меня отправили в командировку в Неаполь для организации православного прихода. Здесь с нуля был создан Свято-Андреевский приход. В Амальфи находятся мощи святого Андрея Первозванного. Рядом находится город Бари, и мы с прихожанами часто ездили в этот соседний приход.

А в марте 2011 года меня перевели в Бари и назначили настоятелем Патриаршего Подворья.

– Расскажите, пожалуйста, немного о судьбе Патриаршего Подворья в Бари.

    Патриаршее Подворье в Бари начали возводить при личном участии Царя-страстотерпца Николая II

– Патриаршее Подворье в Бари начали возводить при личном участии святого Царя-страстотерпца Николая II. Он сделал первое пожертвование: 10 тысяч рублей. Средства на строительство собирала вся Россия: дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, устраивали в русских храмах тарелочный сбор. В 1911-м году на эти деньги купили участок земли в Бари, вскоре заложили первый камень. Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна приезжала на Подворье с инспекцией.

Был возведен прекрасный храм – он был необходим, поскольку в начале XX века католики не допускали православных богослужений у мощей святителя Николая в базилике. Подворье успело принять несколько сотен русских паломников, которые ехали в Бари даже во время Первой мировой войны.


Базилика святителя Николая

А затем в России заполыхала революция и Гражданская война. Поток русских паломников прекратился, и русское Подворье перешло в собственность муниципалитета Бари. И лишь в 2008-м году была достигнута договоренность о возвращении Подворья Русской Православной Церкви.

Только через четыре года после договоренности итальянцы наконец съехали, и мы начали делать ремонт. В 2014-м году осуществилась мечта святого Царя-страстотерпца Николая II о том, чтобы на русском Подворье в Бари могли останавливаться русские паломники.

Вот теперь, оглядываясь назад, на свою жизнь, я вижу, как Господь вел меня сюда, в Бари: и желание поступить в семинарию, и желание учить итальянский, и командировка в Неаполь – все это было в русле Промысла Божия и предшествовало моему служению у мощей великого святителя Николая Чудотворца.

– Какие трудности в вашем служении и как вы их преодолеваете?

– Огромное количество обязанностей, совершенно разноплановых. Отселение муниципальных органов, реставрация здания, превращение офисов в паломническую гостиницу – все это потребовало неимоверного напряжения сил. Вникал в архитектурные премудрости, строительные вопросы, тонкости итальянского законодательства, ведь речь идет об охраняемом памятнике культуры.

В отличие от общины в Неаполе, в Бари меньше русских эмигрантов, меньше русская община, и вся масса дел (строительство, юридические вопросы, вопросы налогообложения, подбор персонала, поиск средств, ремонт и благоукрашение храма) решается совершенно чудесным образом – с помощью святителя Николая. Я чувствую его святую помощь.


В верхней части базилики

Однажды под Рождество нам пришел счет – налог за вывоз мусора с 2008 по 2012 год, то есть за тот период, когда здесь фактически работал муниципалитет Бари. Счет был огромен: 850 тысяч евро. Я молился святителю Николаю, чтобы святой помог нам в этом затруднительном положении. Конечно, предпринимал какие-то житейские меры: искал адвоката, консультировался у юриста. Но чувствовал, что человеческая помощь здесь бессильна, если не поможет наш святой покровитель. И святитель Николай помог: сумму долга снизили в десятки раз. И это была не человеческая помощь, а помощь святого.

Могу свидетельствовать также о помощи святителя Николая в окормлении паломников. Летом – жара, огромное количество паломников, причем некоторые из них никогда в жизни не исповедались, а тут, у мощей великого святого, ощутили такую благодать, что решили сделать это в первый раз. И священник должен за несколько минут постараться объяснить таким паломникам какие-то основные понятия духовной жизни.

Приезжают тысячи людей, бывают 300–400 исповедников на службе. Конечно, помогают священники из России, часто они сопровождают большие группы паломников, но все равно и мне приходится много исповедать. Как-то я исповедал человек 70 подряд – и сделать это человеческими силами невозможно, только с помощью благодати Божией и святителя Николая Чудотворца. И после службы не чувствуешь себя опустошенным – наоборот, ощущаешь прилив сил.


На подворье

– О чем чаще всего просят люди святителя Николая Чудотворца?

– Одна из главных проблем, которая является следствием Вавилонского плена Советского периода, – это нежелание или невозможность многих людей иметь детей. Русский народ вымирает. Появилось множество бесплодных семейных пар. Люди живут в браке 10 и более лет – и не могут иметь детей. Они идут к врачам, и врачи говорят: «Даже не надейтесь родить ребенка – вы бесплодны!» Другим говорят противоположное: «Вы здоровы, и мы не понимаем, почему вы не можете родить ребенка!»

Но почти все, кто приезжает к нам в Бари и молится у мощей великого святителя о даровании им чада, получают просимое. Многие возвращаются через год, чтобы совершить Святое Крещение над родившимся по молитвам к святителю Николаю младенцем или просто поблагодарить за исполнение прошения.


Площадь перед базиликой святителя Николая с Анжуйской аркой и скульптурой святителя

Расскажу вам одну чудесную историю. Приехали супруги лет под 50, у них были взрослые сыновья. И вот они, как мне позднее сами рассказали, молились у мощей примерно так:

– Дорогой святитель Николай, мы счастливы в браке, и у нас два замечательных взрослых сына. Все у нас хорошо, и ничего особенного мы у тебя не просим, приехали просто потому, что очень почитаем и любим тебя. Если бы, конечно, нам посчастливилось приехать к тебе, дорогой наш святитель Николай Чудотворец, лет 10–15 назад – мы бы попросили тебя о рождении третьего ребенка, поскольку всю жизнь мечтали родить ещё дочку. Но сейчас уже мы никого родить не можем по причине наших немолодых лет.

    Неплодная в силу возраста жена понесла и родила чудесную здоровую девочку

Когда супруги вернулись домой – благодать, полученная у мощей, оказалась так велика и сильна, что неплодная в силу возраста жена понесла и родила чудесную здоровую девочку. Сейчас счастливые супруги с радостью воспитывают дочку.

Другая семья 15 лет ждала ребенка, столько времени они надеялись и верили, хотя случались минуты уныния и отчаяния. После молитвы у мощей супруга понесла и родила здоровенького младенца. И таких случаев огромное количество.

Вот 35-летняя паломница, отчаявшаяся найти спутника жизни, молилась у мощей, просила о даровании ей супруга. Через месяц после возвращения из паломничества она нашла своего человека – свою «вторую половинку», ещё через месяц они обвенчались, а сейчас ждут ребенка.

И таких случаев так много!


Протоиерей Андрей Бойцов в своем кабинете на подворье

– Благодарим вас за беседу, дорогой отец Андрей! Помоги вам Господи в вашем служении!

– А я в свою очередь желаю всем читателям Портала «Православие.ру» хоть раз в жизни приехать в замечательный город Бари – самый русский город Италии. У кого такой возможности нет, по причине недостатка материальных средств, болезни и других обстояний, – нужно помнить, что благодать Божия и помощь великого святителя Николая Чудотворца действует вне зависимости от места, и молитвенную помощь мы можем получить даже при домашней молитве перед иконой, и даже бумажной иконочкой святителя Николая. Николай Чудотворец видит жизненные обстоятельства каждого из тех, кто обращается к нему за молитвенной помощью. И он никогда своих не оставляет.

Желаю читателям Портала также жажды жизни в Боге, жажды стяжания благодати Христовой и желания следовать тернистым путем святости – Будьте святы, ибо Я свят (Лев.11, 44).

Особой помощи Божией в архипастырском служении – духовному руководителю Портала владыке Тихону! Всегда храню в сердце память о наших встречах в Неаполе и Бари!


С протоиереем Андреем Бойцовым
беседовала Ольга Рожнёва

22 мая 2018 г.


http://www.pravoslavie.ru/113086.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 22 Мая 2018, 17:23:01 »


Тропарь Николаю

Протоиерей Андрей Ткачев


Есть прекрасный повод сказать несколько слов о святом Николае, а в связи с ним – о Священном Писании.



Тропари главных праздников и любимых святых нужно учить наизусть. Николай не исключение. В первой строчке главного (зимнего) тропаря этот святой назван «правилом веры, образом кротости и воздержания учителем». Внимание всей Церкви, таким образом, в день памяти Николая обращается на веру (она должна быть правильной!); на кротость (ибо кроткие, и только они, а не спесивые вовсе наследуют землю (См. Мф. 5:5); и на воздержание. Это последнее есть практический аскетизм, дающий душе свободу и освобождающий место действия для Святого Духа.

Все это есть в Николае. На любую из упомянутых добродетелей можно наводить монокль для более тщательного рассмотрения.

Вот, к примеру, кротость. Всякому народному вождю (епископу тоже) подобает брать пример с Моисея, а тот был кроток. Сказано: Моисей же был кротчайший из всех людей на земле (Чис. 12:3). В это трудно поверить, читая описание событий, в которых Моисей принимал живое участие, однако это правда. Через заносчивого, самолюбивого, ищущего славы себе человека отнюдь бы не действовал с таким могуществом Дух Святой. И пусть разделение морских вод, питание манной и питье воды из треснувшей скалы остались в истории. Эти дела не повторятся. Но есть иные возможные дела. Их не счесть. Богу угодно их совершить во дни наши, как и во дни древние. И это вечно новое Божие чудотворство нельзя связать ничем, кроме как гордыней и заносчивостью Божиих служителей, через которых Бог отказывается являть Свою силу и славу.

В Николае не было ничего сопротивляющегося силе Божией, никаких потуг приписать что-то себе лично, а не Богу. Отсюда и чудеса, не желающие прекращаться.

Живой союз истинной веры, кротости и воздержания вообще стоит поставить перед собой для пристального изучения. Правой вере противостоят ереси и заблуждения. Кротости – целый букет страстей, состоящий из заносчивости, раздражительности, злопамятства, самохвальства. Всего того, что никак с кротостью вместе ужиться не сможет. Воздержанию же противостоит разврат. Мягче – распущенность. И вы наверняка встречали людей, богатых заблуждениями, высокомерных и распущенных. Зато с теми, в ком соединились вера, кротость и воздержание, вряд ли виделись с глазу на глаз. Слишком уж великая это редкость. Так вот вам – святой Николай! Празднуйте, молитесь, получайте помощь.

   Живой союз истинной веры, кротости и воздержания стоит поставить перед собой для пристального изучения

Обратим внимание еще и вот на что. Вера, кротость и воздержание поименованы и поставлены вместе не случайно. Это прямое цитирование из послания апостола Павла к Галатам. Глава 5, стихи 22 и 23. Начиная со слов плод же Духа… и далее, где перечисляются девять даров Духа. Три последние – это вера, кротость и воздержание.

Это, среди прочего, говорит нам и о том, что церковные молитвы и песнопения вдохновлены Священным Писанием. Держаться церковной веры и пренебрегать книгами Нового и Ветхого заветов означает впадать в странное состояние, когда любят вершки и топчут корешки. Церковь для того так и постаралась составить общенародные молитвы, чтобы через них пытливый ум входил в круг библейских понятий, находил первоисточник и веселился радостью, которую никто отнять не в силах.

Прислушайтесь к заупокойной молитве: «Боже духов и всякия плоти…» Без труда, при желании, найдете связь с молитвой Моисея из книги Чисел (16:22), где пророк несколько иначе обращается к Богу: Боже, Боже духов всякой плоти…

Прислушайтесь к заамвонной молитве иерея на Литургии. Услышите ссылку на слова апостола Якова: Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов (Иак. 1:17).

Послушайте молитву Василия Великого перед Причастием. Там расслышите слова согреших бо, Господи; согреших на Небо и пред Тобою. Это слова из притчи о блудном сыне (Лук. 15:21). Именно в такие слова вкладывает свое покаянное чувство младший ребенок, загулявший, опозорившийся и нашедший смелость вернуться.

Это далеко не исчерпывающий перечень примеров, в которых пересекается молитва Церкви с текстом Библии. Таких примеров очень много. Тропарь святому Николаю тоже из этого списка. (Мы говорим о главном тропаре, поскольку у летнего праздника есть свой текст и его можно смело наизусть не учить).

Так что не оставим праздник без практических выводов. Будем вникать в церковный чин молитвы и в Писание обоих Заветов. Будем делать это, пока есть время. А иначе зачем, думаете, у Святителя на иконных изображениях в руках Евангелие?


22 мая 2018 г.

http://www.pravoslavie.ru/113108.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9469


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 22 Мая 2019, 04:34:37 »


Послушание паче молитвы

Как меня исцелил святитель Николай Чудотворец

Александр Ужанков



Мраморный престол над мощами свт. Николая в крипте базилики свт. Николая в Бари. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru   

Маленькое светлое родимое пятнышко у меня на левой щеке в детстве было практически не заметно. В юности оно потемнело, придавая особый шарм лицу (так говорит моя жена, ей тут виднее), ну а на старости лет оно стало расти, расти (на старом пне, как известно, и грибы растут) и превратилось в большую неприятную блямбу величиной миллиметров восемь и толщиной в два миллиметра.

Мало того, что лицо она уже не украшала и шарма ему точно не придавала, так она продолжала расти, что вызывало серьезную обеспокоенность у моих домочадцев. Они стали наседать на меня, заставляя обратиться к врачам: мало ли какое может произойти перерождение! Но мне все было недосуг. Да и не хотелось идти к врачам, и я все отмахивался:

– Да никуда я не пойду!

Тогда на домашнем консилиуме жена и дочери без меня решили, что растущую родинку нужно удалять и чем скорее, тем лучше. Заручились поддержкой и моей сестры.

Сообща взяли они меня в оборот. Сопротивление было бесполезным! Пришлось подчиниться и идти к врачам. К пущей радости домочадцев, врачи тоже посоветовали не тянуть с операцией и поскорее удалить родинку. И я созрел, хотя, честно сказать, появляться в пластырях на лице перед студентами на лекциях мне не очень-то хотелось. Решил дождаться долгих праздников или каникул и тогда удалить неприятное пятно, чтобы никто и не обратил внимания на перемены на моем лице. Нужно было только испросить благословение у батюшки на операцию.

А тут как раз позвонил мой хороший знакомый протоиерей Павел Фазан – настоятель Свято-Николаевского Всецарицы храма из города Щорса, моей малой родины. Мы с ним подружились, когда он стал строить Свято-Николаевский храм.

Это тоже целая история. Когда он попросил землю под строительство храма в парке, в центре города, его с иронией в администрации спросили:

– А сколько же у вас есть денег на строительство церкви?

– 36 гривен, – спокойно ответил он.

Тогда это было не более 200 рублей.

Председатель горсовета засмеялся: дескать, с такой суммой не построишь.

– Так не я же буду храм строить, а Господь! – заметил отец Павел.

И стоит сейчас в центре города его украшение – двухуровневый 38-метровый Свято-Николаевский Всецарицы красавец-храм!

«По вере вашей да будет вам»!..

Так вот, звонит мне отец Павел по пути в Печоры, а я и прошу у него благословение на операцию – удаление блямбы.

А он мне как-то так по-обыденному, спокойно:

– Не нужно тебе никакой операции! Святое маслице есть? Вот и мажь. Само пройдет.

«Как оно может пройти? – думал я. – Оно же не рассосется…»

Веры, что пройдет, у меня не было, но была надежда. Русский человек ведь без надежды на «авось» жить не может. К тому же – послушание паче молитвы! И решил я проявить послушание.

У меня оставалось совсем немножко маслица, привезенного из Бари от мощей святителя Николая Чудотворца. Совсем чуть-чуть, миллиметра четыре в стеклянной бутылочке с изображением святителя Николая. Этим маслицем я и решил по утрам мазать свое уже ставшее бугристым и твердым отвратительное пятно. Для этого из длинной спички сделал плоскую палочку.

    И стал я маслицем от святителя Николая Чудотворца мазать это бугристое пятно

Буквально через неделю я начал замечать, что края пятна стали засыхать и отделяться от кожи. Их можно было даже чуток подломить и удалить. За неделю пятно уменьшалось миллиметра на полтора-два. А, главное, никто этого не замечал!

Происходило зримо невидимое чудо!

Месяца через полтора-два от пятна остался малюсенький двухмиллиметровый кусочек, еще крепко цеплявшийся за кожу. Но настала та радостная минута, когда перед зеркалом я сковырнул и его.

На щеке не осталось ни малейшего следа, будто бы там никогда ничего и не было!

Мои домочадцы весь этот процесс наблюдали без комментариев и с удивлением. Чудо происходило на их глазах.

Когда и последний кусочек отпал, я, торжествуя, заметил:

– Вот видите! Я же говорил, что не нужно ходить к врачам!

А про себя подумал: «Есть Божий угодник и целитель – святитель Николай. Если будет на то Божия воля, любого уврачует и исцелит!»


22 мая 2019 г.

https://pravoslavie.ru/121288.html
Записан
Cергей
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 730


Просмотр профиля
Православного вероисповедания.
« Ответ #6 : 22 Мая 2019, 10:46:37 »

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских …



Если бы я не знал, что держу в руках силу любви Божией — Крест Христов, а значит и Его Воскресение, силу Его слова, как мог бы я говорить о том, что возвещает сегодня Евангелие? Как могли бы мы принести достойную похвалу святителю и чудотворцу Николаю?

Это тайна Церкви, тайна Царства, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущии и жаждущии правды, блаженны плачущии». Есть ли у нас мужество принять Христово Царство? Эти потрясающие слова говорят нам, что есть тайна христиан, идущих вслед Христу. «Блаженны нищие». Принимаем ли мы их как раскрытие тайны Христова Креста? Нет другого пути, нет другой возможности соединиться со Христом. «Христос — путь, истина и жизнь».

Заповеди блаженства — изображение того, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы любовь Божия во Христе Иисусе излилась Духом Святым в наших нищих человеческих сердцах. Эти заповеди бьют источником воды живой среди мира печали, несчастья и страданий. Уходя из этого мира, Господь не оставляет нас, и это наполняет нас радостью, потому что Он оставляет нам Свой мир, Свою радость: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Он дает нам его в час, когда Он восходит ко Кресту и Воскресению, и когда говорит: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». Здесь мера того, чем должна быть вера наша. Христос дает нам жизнь, Он дает нам Свою жизнь — готовы ли мы в свою очередь отдать Ему свою, потому что Он так любит нас?

В Церкви звучат непостижимые, неслыханные слова, когда Христос говорит. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого ради». Есть в них что-то все на свете превосходящее, вышеестественное, они — суть Евангелия, истина христианства. Мне приходилось встречать людей, которые, находясь еще на пороге веры, говорили: «Но это то, что я всегда чувствовал, то, чего всегда искал, то, чего жаждал услышать». Смысл нашей жизни — не мешать Господу раскрыть в нас Свою любовь, Свой мир, Свою радость, радость даже среди гонений. Это то, что, в конце концов, является главным признаком христианина. «Мир оставляю вам, радость Мою даю вам» — узнать это, значит по-настоящему обрести веру в Воскресение Христово. Слово Божие предупреждает нас: «Если Христос не воскрес, ваша вера ничего не значит, вы по-прежнему в грехах ваших». Но в праздник нашего пасхального святого — святителя Николая, так же как в праздник святого Царя-мученика Николая, который восходил к святости под его покровом, в праздник всех наших святых, мы возвещаем заповеди блаженства, потому что Христос воскрес. Эти заповеди есть следствие победы Божией, они исходят из Воскресения Христова.

Христос — нищий, нищий прежде всего. Он от всего обнищал, Он, обнаженный от Своей Божественной славы, был пригвожден ко Кресту, оставлен и предан всеми. Но среди этого предательства, этой смерти, этой нищеты, Он предает Себя в руки Отца. И это то, чему научился у Господа Своего святитель Николай, святой Царь-мученик, все святые. Это то, чему мы должны учиться во всей нашей жизни — предавать себя воле Отчей, которая есть вечное блаженство. Господь хочет, чтобы мы были бесконечно счастливы. И Он хочет, чтобы мы были счастливы уже в этом мире. Посреди этого мира всегда — воскресший Христос. Он избавляет нас от грехов, Он предлагает нам надежду, Он отверзает нам небеса, Он дает нам жизнь. Христос воскресе из мертвых — и мы можем возрадоваться и возвеселиться.

Святитель Николай — образ истинного христианина, призванного в Господе и Господом, избранного Им и не посрамившего своего призвания. Ему открылась в глубинах жизни радость, которая пронизывает светом своим все беды, печали, несчастья, болезни и даже смерть. И потому он спешит всегда к скорбящим, призывающим его на помощь людям, неся им этот свет. «Вы нищие, отверженные, гонимые, — говорит он, — вы можете быть счастливы. Вам дается это счастье. Ибо истинное счастье — не там, где богатство, успех, наслаждение». Как бы ни был ты несчастлив, Христос может сделать тебя счастливым. Христиане — это самые счастливые люди. Если кто из нас не может сказать так о себе, надо спросить — почему? Вы скажете, о каком счастье идет речь — о том, что в этой жизни или в будущей? Оно сейчас уже — не в будущем только веке, когда все откроется в полноте, — принадлежит нам. Блаженство, которое обещают заповеди Христовы, это Царство Божие, эта любовь Его уже сейчас присутствуют среди самых наших великих скорбей. В этом тайна бесконечно милосердного служения святителя Николая. Ради того, чтобы мы приобщились этой тайне, так чудесно помогает он нам.

И мы можем через все пройти, при условии, что будет у нас живая вера в Воскресение Христово, вера в то, что Христос — первенец из мертвых, и что Его святым принадлежит эта слава, и что всем нам обещано воскресение. Наша радость — радость тех, кто уже воскрес со Христом. Если бы жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но мы веруем и знаем, что Христос все победил. И не для того, наверное, святитель Николай проявляет такую необыкновенную заботу о наших телесных и материальных нуждах, чтобы мы все больше прилеплялись к земле. А чтобы помнили, что воскресение наших тел должно занимать центральное место в нашей духовной жизни.

Будем молиться святителю Николаю о всех наших нуждах, но прежде всего будем испрашивать у него главное утешение — чтобы дарована была нам его предстательством истинная вера и радость о Христе воскресшем. Много слов хочет сказать нам сегодня наш любимый святой, а говорит одно только слово — о любви ко Господу и к ближним нашим, в несомненной надежде, что все остальное приложится нам с избытком. А если вслушаться, то можно услышать, как это слово звучит в пасхальном приветствии, с которым он обращается к нам: Христос воскресе!

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!