Русская беседа
 
28 Марта 2024, 17:29:25  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Православие в Иране (Персии)  (Прочитано 1123 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Июля 2019, 03:07:03 »

Благословенна земля Персидская (фильм)



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://v-s.mobi/благословенна-земля-персидская-51:34

http://pravfilms.ru/load/filmy/monastyri_i_khramy/film_quot_blagoslovenna_zemlja_persidskaja_quot_smotret/4-1-0-377
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 10 Июля 2019, 03:29:02 »

Православие в Иране



На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ. Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000[4] до 250 000 последователей.

Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
Численность православных грузин в Иране составляет около 50 тысячи человек.
Общее число христиан всех конфессий в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берёт начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие_в_Иране
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 10 Июля 2019, 03:37:46 »

История русского Православия в Иране



Игумен Александр (Заркешев), настоятель Свято-Николаевского собора в г. Тегеран, Исламской Республики Иран, настоятель русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах в интервью порталу "Православная книга России" рассказывает об истории Русского Православия в этих странах.
 
Отношения между Ираном и Русским государством, как дипломатические, так и торговые, начали развиваться со второй половины XVI века. До этого времени контакты между странами носили эпизодический характер. К событиям того периода относятся: знаменитое «хождение» тверского купца Афанасия Никитина в Иран и Индию в 1466-1474 годах, а также поездка в 1475 году Марка Росса – посла Великого князя Иоанна III (1462-1505) к Узун-Хасану – туркменскому правителю (1457-1477) государства Ак-Коюнлу (территория современного Ирана). До середины XVI века слабое развитие взаимоотношений между Россией и Ираном объяснялось, главным образом, значительной удаленностью государств друг от друга, а также наличием областей, населенные народами и племенами зависевшими от турецкого султана – врага Русского и Иранского государств.


С середины XVI века ситуация изменилась. В результате победоносных войн царя Иоанна Грозного к Русскому государству были присоединены Казанское ( 1552 г .) и Астраханское ( 1556 г .) ханства. Таким образом, русская держава получила кратчайший путь для торговли с Востоком по реке Волге, через Каспийское море. Граница Руси приблизилась вплотную к Ирану (хотя до первой четверти XVII века сухопутной границы между нашими странами еще не было).

Между Ираном и Россией установился более или менее регулярный обмен посольствами, завязалась дипломатическая переписка. Первое официальное русское посольство во главе с князем Григорием Борисовичем Васильчиковым было направлено в Иран в 1588 году.
 
 А уже в третьем 1597 года русском посольстве, которое возглавил князь Василий Васильевич Тюфякин, состоял православный священник – иеромонах Никифор. Судьба данного посольства трагична: из 75 человек  живыми на Русь вернулось лишь 30. Свирепствовавшее в Лахиджане моровое поветрие унесло жизни большей части посольства. И после гибели обоих послов дипломатическую миссию был вынужден возглавить иеромонах Никифор. Шах Аббас Великий предпочел вести переговоры именно с ним, причем шах усадил православного священника выше других послов на почетное место. Был православный священник и в посольстве князя Михайла Барятинского и дворянина Ивана Чичерина (предка советского министра иностранных дел), направленного в Иран в 1618 году.

Идея об учреждении в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Императору Всероссийскому Петру Великому (1682-1725). Впервые она была высказана в Его послании к персидскому шаху Султану Хоссейну (1694-1722). Обращение Петра Великого доставил в Иран подполковник Артемий Волынский, который возглавил Российское посольство в 1715-1718 годах. В состав Российской дипломатической миссии был включен и посольский священник – иеромонах Иларион (Рогулевский), известное духовное лицо, будущий архиепископ Казанский, а затем Черниговский.

Главной заслугой Волынского является то, что именно он, впервые в истории русско-персидских отношений, создал русскую консульскую службу в Иране и добился принятия при шахском дворе русского резидента (представителя). При консульствах были учреждены должности консульских священников для духовного окормления русских консулов, сотрудников и торговых людей.

С 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.

Во второй половине XIX века произошло численное увеличение русской колонии в Тегеране. К этому привело укрепление взаимовыгодных торговых связей между Ираном и Россией. В разных городах Ирана открывались русские лавки и магазины, русские товары все в большем количестве  появлялись на иранском рынке.

В 1864 году по ходатайству 3-го Азиатского Департамента МИДа Император Александр II (1855-1881 гг.) своим указом повелел назначить в Тегеран постоянного посольского священника в Российскую императорскую миссию.  Первый типовой православный храм в Тегеране был построен  в 1886 году при посланнике А.А. Мельникове в загородной резиденции российского посольства в Зарганде и был посвящен Святому благоверному князю Александру Невскому.

В 1895 году при российском посланнике Е.К. Бюцове уже на территории самой Российской Императорской миссии (ныне – Торгпредство Российской Федерации) был освящен храм в честь Святителя Николая.

Какая участь постигла русские храмы в Иране после революции?

К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.
 
6 февраля 1941 года на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь 21 августа 1944 года состоялась торжественная закладка храма, которую произвели архимандрит Виталий (Сергиев) и иеромонах Владимир (Малышев) при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. После  Исламской революции 1979 года священноначалие Русской Зарубежной Церкви не направляло в Иран священников.
 
Как же удалось сохранить храм и возродить духовную жизнь прихода сегодня?
 
К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить меня в Иран на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.

В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид – купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» – нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.

В августе–сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна – икона Святителя Николая – написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для  посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при  обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.

В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране ( 1945 г .). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.
 
В декабре 2008 года епископ Бакинский и Прикаспийский Александр освятил после строительства нового здания молитвенного дома в г. Энзелии. Об этом событии сообщали очень многие СМИ. Хотелось бы более подробно узнать об истории и этой православной святыни в мусульманской стране?      

После победоносного завершения русско-персидской войны 1826-1828 года, согласно Туркманчайскому мирному договору, Персия не имела право иметь свой флот на Каспийском море.
 
В 70-х годах  ХIХ века в персидском прибрежном городе Энзели русской стороной был оборудован порт со всеми необходимыми службами и установлено регулярное пароходное сообщение Баку-Энзели. Русскими инженерами и техниками прокладывается первая в Персии шоссейная дорога Энзели-Решт-Казвин-Тегеран. Все товары из России в Персию и обратно идут по этому маршруту. Позднее русские предприниматели братья Лианозовы  открывают в Энзели рыбные промыслы, где девять месяцев в году работали полторы тысячи русских рабочих.
 
В 1913 году на промыслах была устроена православная Свято-Николаевская церковь. Иконостас, церковная утварь и все необходимое было доставлено из России. Богослужение в новом храме совершает настоятель Свято-Николаевской церкви в г. Астара, Ленкоранского уезда, Бакинской губернии, священник Павел Стеклов, приезжающий в Энзели наездами.
 
Свято-Николаевская церковь в Энзели просуществовала до 1921 года, когда рыбные промыслы были национализированы, а храм закрыт. Русская община в Энзели арендует дом и обустраивает в нем церковь. Пастырское попечение в Свято-Николаевском молитвенном доме берет на себя переехавший в Энзели священник Павел Стеклов. Приход подчиняется Архиерейскому синоду Зарубежной Русской Православной Церкви через настоятеля Свято-Николаевского храма в Тегеране. Домовый храм несколько раз менял адрес.
 
В 1929 году умирает протоиерей Павел Стеклов. Богослужение в храме совершают настоятели Свято-Николаевского храма в Тегеране, регулярно приезжающие в Энзели.
 
В 1949 году, с помощью русской православной общины в Тегеране, был приобретен земельный участок с домом, внутри которого была оборудована домовая русская церковь. Богослужения продолжают совершать приезжающие из Тегерана священники. После отъезда из Ирана последнего священника Зарубежной Церкви в 1978 году богослужения прекращаются. С моим приездом в 1995 году возобновляются регулярные богослужения в Свято-Николаевском молитвенном доме в Энзели. Время, отсутствие богослужений и надлежащего ухода привели здание в аварийное состояние. Приход принял решение снести старый дом и возвести новое здание Свято-Николаевского молитвенного дома.  
 
Мы знаем, что недавно президент России В.В. Путин выступил с заявлением, что необходимо сохранять память о наших соотечественниках, похороненных за рубежом, тем более о воинских захоронениях. Расскажите о русских захоронениях в Иране?
 

Русское православное кладбище в Тегеране

Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения  почивших ее членов. При настоятеле русской посольской церкви архимандрите Харлампии в 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ. Необходимые для покупки средства в количестве трех тысяч туманов были изысканы путем сбора частных пожертвований служащими Российского Учетно-Ссудного банка в Персии.

Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года Святейший Синод рассмотрел отношение МИД о постройке и освящении храма на кладбище в Тегеране. Синод определил «предоставить преосвященному Экзарху Грузии разрешить построение храма во имя Святой Троицы на кладбище в Тегеране». Таким образом, Свято-Троицкая кладбищенская церковь становится третьим православным храмом в персидской столице.

3 июля 1909 года во время одного из мятежей Свято-Троицкий храм был ограблен шайкой некоего шейха Махмуда Варамини, о чем настоятель посольской церкви архимандрит Николай (Дробязгин) (1906-1912 гг.) рапортом доложил поверенному в делах Российской Императорской миссии в Персии Е.В. Саблину. Были похищены дорогие парчовые и бархатные священнические облачения, а также церковная серебряная утварь. Особенно обидным был тот факт, что шейх Варамини находился в это время под русским покровительством и до начала мятежа около двух лет просидел в бесте (убежище) при Российской Императорской Миссии.
 
В связи с разграблением Троицкой церкви русское посольство подало персидскому шаху протест с требованием возместить причиненный ущерб и наказать виновных. К протесту прилагался список украденных вещей с указанием их стоимости. Общий ущерб составил 2780 рублей. Но персидская сторона не спешила с выполнением российских требований, и в конце концов этот печальный инцидент был предан забвению.

Свято-Троицкая кладбищенская церковь – это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, совершается Божественная Литургия в этом старом, небольшом, но очень уютном доме Божием.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 10 Июля 2019, 03:41:16 »

(Окончание)

В 1924 году территория кладбища была расширена стараниями состоятельного православного грузина Акакия Хоштария, который прикупил новый земельный участок для кладбища, а затем воздвиг на могиле своей жены Минодоры Игнатьевны  (1882-1924) удивительную по красоте часовню из белого оникса. Позднее в конце 40-х и 70-х годах к русскому  кладбищу были присоединены близлежащие участки с западной стороны. На кладбище покоятся представители нескольких поколений русской общины в Тегеране; есть ассирийские, греческие, грузинские, болгарские, армянские и сербские могилы.
 
Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал Александр Иванович Выгорницкий – востоковед, военный переводчик, разведчик. Он был первым русским офицером, который выучил язык хинди. Напротив церкви – могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин – первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; Николай Львович Марков – архитектор, построивший в Тегеране множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; архимандрит Виталий (Сергиев) – последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других  людей – известных и не известных.

В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты  умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев.
 
В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолет, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней. Хоронили советских солдат, в основном, на русских православных кладбищах в Тегеране, Казвине и на армянском кладбище в Тебризе.
 
В 1953 году разрозненные солдатские захоронения были объединены в братские могилы.  На месте братских могил были установлены трехметровые обелиски из белого камня, увенчанные латунной пятиконечной звездой. Позднее, в 1998 году, стараниями моими и военного атташе полковника Н.Н. Бобкина, в обелиск советским воинам на русском кладбище в Тегеране был вмурован православный восьмиконечный крест из черного мрамора. Помимо братского захоронения советских воинов есть и могилы граждан СССР, умерших во время работы в Иране. Русское кладбище примирило всех – и русскую эмиграцию, и советских граждан. Всего похоронено на кладбище приблизительно 1400 человек.
 
Русские могилы и захоронения в Тебризе:
 
1. На католическом кладбище

К 1909 году в Северной Персии, и особенно в Персидском Азербайджане, сложилась непростая ситуация. Отголоски русской революции 1905 года докатились и до этих мест. Персидский Азербайджан был охвачен революционным брожением. Во главе восставших  стоял Саттар-хан. Примечательно, что артиллерией у Саттар-хана командовал русский, матрос с броненосца «Потемкин». Шахские войска блокировали главный город провинции – Тавриз. Грабежи и насилия совершались как восставшими, так и правительственными войсками. Жители города голодали, так как не было подвоза продовольствия. То немногое, что доставлялось, отбиралось так называемыми «повстанцами».
 
Отчаявшиеся жители Тавриза решили разгромить находящиеся в городе российское и английское консульства, чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению. Для предотвращения этой акции и оказания помощи голодающему населению Российская империя направила из Кавказского военного округа в Тавриз сводный военный отряд под командованием генерала Снарского. Русские войска, в сопровождении обозов с продовольствием, вошли в город и навели должный порядок. Тавризский сводный отряд находился в Персидском Азербайджане два года – с 1909 по 1910 год. Погибшие и умершие в этот период солдаты были похоронены на католическом кладбище Тавриза. В 1910 году на месте их захоронения усилиями отряда была воздвигнута пятикупольная православная надгробная часовня, которую освятил полковой священник Датадзе. На мраморных досках, вмурованных в наружные стены часовни, выбиты имена павших воинов и перечень всех воинских частей, входивших в состав Тавризского военного отряда.
 
К сожалению, почти столетний период забвения наложил свой отпечаток на здание часовни: были утрачены малые купола, центральный купол проржавел и начал разваливаться, стены осыпались, мраморные доски подверглись эрозии, вокруг все заросло бурьяном и репейником.

В 2000 году, к 90-й годовщине освящения Надгробной часовни, были проведены работы по восстановлению здания. Несмотря на трудности, вызванные нехваткой средств и при отсутствии русских жителей в Тебризе, реставрационные работы были благополучно завершены, и 22 декабря 2000 года состоялось торжественное освящение восстановленной Надгробной воинской часовни, которое совершил игумен Александр. На освящении присутствовали и молились Временный Поверенный в делах Российской Федерации в Исламской Республике Иран г-н Пашков М.М. с супругой. В память об этом событии на двери часовни была установлена бронзовая доска с именами особо потрудившихся в деле воссоздания Православной часовни. Наиболее ревностных участников восстановления часовни в Тебризе – Временного Поверенного г-на Пашкова М.М. и смотрителя Российской территории в Тебризе г-на Блинова В.М. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил своими благословенными грамотами.    

Отдельно от часовни находится могила младшего унтер-офицера 1-го Кавказского саперного батальона Василия Ефименко, хотя его имя упоминается на плите надгробной часовни. На могиле выбито: «погибшему при исполнении долга службы 10.07.1910 года» и подпись «стрелки гомборцы».            

Древняя персидская земля стала местом упокоения многих русских воинов, павших на поле брани в I мировую войну. Одна братская могила была обнаружена игуменом  Александром на католическом кладбище в г. Тебризе. В Исфагане им был заказан большой восьмиконечный православный крест из дерева, который в разобранном виде о. Александр отвез в Тебриз и установил на могиле российских воинов. 21 декабря 1999 года, в присутствии военного атташе полковника Н.Н. Бобкина, игумен Александр совершил освящение надгробного креста и отслужил заупокойную панихиду по павшим воинам России. На кресте была установлена бронзовая доска с надписью:
 
ВОЖДЯМ И ВОИНАМ РОССИЙСКИМ,

В I МИРОВУЮ ВОЙНУ ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО

НА ПОЛЕ БРАНИ ПАВШИМ, НА СЕМ МЕСТЕ

И ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ПЕРСИДСКОЙ ПОГРЕБЕННЫМ,

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
 
Помимо военных захоронений на католическом (французском) кладбище есть и гражданские могилы.
 
2. Русские могилы на армянском кладбище

Русские казаки из состава консульской стражи Генерального консульства России в Тавризе, умершие в 1910 году, – 3 человека.

Братская могила Советских воинов, павших во время Великой Отечественной войны (1941-1945).

В годы Великой Отечественной Войны в иранском Азербайджане от болезней и несчастных случаев умирали и погибали солдаты Красной Армии. Большинство из них были похоронены на армянском кладбище Тебриза. В 1953 году эти могилы под наблюдением помощника военного атташе подполковника Сергея Крахмалова были объединены в одну братскую могилу. Общая численность погребенных – 267 человек. Над могилой был поставлен памятник в виде каменной стелы, увенчанной железной звездой, сама могила обнесена бордюрным камнем с железной оградкой, точная копия братской могилы на русском православном кладбище в Тегеране. Еще в 1998 году я безуспешно искал это захоронение на армянском кладбище. Мне сказали, что могила была разрушена, но где находится, указать не смогли. В середине февраля 2003 года одна пожилая армянская пара показала место захоронения советских воинов. Находясь 3 и 4 марта 2003 года в г. Тебризе о. Александр посетил армянское кладбище и побывал на месте братской могилы. В настоящее время от захоронения осталось лишь бетонное основание. Памятник и ограда снесены, причем тяжелой техникой, обломки отвезены на 100 метров и вывалены у стены кладбища. Армяне говорят, что памятник снесен в 1992 или 1993 году.

Анна Лисичкина

http://ricolor.org/rz/iran/mp/2/
« Последнее редактирование: 10 Июля 2019, 03:45:53 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 10 Июля 2019, 05:37:54 »

Есть ли православие в Иране?

Первый русский священник появился в этой стране четыреста лет назад. Здесь работали и жили многие наши соотечественники, после революции нашли приют русские эмигранты. Вдали от Родины они особенно нуждались в духовном окормлении.


Иран – страна исламская, все женщины, включая православных, обязаны носить
платок и плащ, несмотря на сильную жару


Первые

Со второй половины XVI века, когда вследствие победоносных войн царя Иоанна Грозного граница Руси приблизилась к Ирану, между двумя странами стали активно развиваться торговые, а затем и дипломатические отношения. Первое официальное русское посольство было направлено в Тегеран в 1588 году, а через десять лет при третьем посольстве, которое возглавлял князь Василий Тюфякин, уже состоял постоянный священник – иеромонах Никифор.

Трагически сложилась судьба этого посольства: моровое поветрие унесло жизни большей части сотрудников и самого посла. Тогда дипломатическую миссию возглавил отец Никифор. Примечательно, что шах Ирана проявил к нему такое уважение, что во время переговоров усадил православного священника выше других послов, на самое почетное место.


Урмийская миссия. В 1898 году в Иране была создана Миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия. Произошло это после присоединения Ассирийской Церкви Востока к Русской Православной Церкви. Для содействия Урмийской Миссии в 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство. Тогда же был рукоположен в епископа архимандрит Илия (Абрагамов). Через год Миссия имела двух епископов и более 60 священников и диаконов, располагала 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. При Миссии даже действовал пансион на пятьдесят человек.

С началом Первой мировой войны часть Миссии была эвакуирована в Российское Закавказье. После революции Русская Церковь не могла уже поддерживать Урмийскую Миссию. Ее последним начальником был епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Его память совершается 3/16 сентября.
В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Годом позже Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской Духовной Миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году

Идею об учреждении в Тегеране русского православного храма впервые высказал Петр Первый. Но церкви открылись уже после смерти императора: с 1735 года вплоть до начала Русско-иранской войны 1804–1813 годов в русских консульствах в Исфахане и Реште действовали православные домовые храмы.

Во второй половине ХIX века значительное расширение торговых связей между Ираном и Россией привело к увеличению русской колонии в Тегеране. По личному указу Александра II в Российскую Императорскую Миссию был назначен постоянный священник.

Никольский храм в Тегеране

В 1895 году в Тегеране, на территории Российской Императорской Миссии, был освящен храм во имя Святителя Николая Мирликийского. Но просуществовал он недолго – в 1921 году в результате переговоров советского правительства с персидским послом Мошевероль-Мемелеком был подписан договор, по которому в Персии были закрыты все религиозные миссии, а земли, постройки и все церковное имущество безвозмездно передавалось в вечное владение персидскому народу.


Настоятель Никольского храма в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев)

Первый советский посланник в Тегеране Ф.А. Ротштейн начал свою деятельность с разорения Никольского посольского храма. Все святыни были выброшены на улицу. Это вызвало возмущение церковной общественности, верующие устроили митинг на площади Бахаристан перед меджлисом. Они простояли там трое суток и добились своего – власти разрешили открыть в Тегеране русский православный храм. Его устроили на первом этаже арендованного частного дома на улице Аромане. Архимандрит Виталий (Сергиев) стал его настоятелем. Отсутствие связи с Родиной привело к тому, что в 1920-х годах Никольский приход оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.


Мемориальная табличка


Никольский храм

 
От войны до наших дней

Небольшой домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться. В феврале 1941 года на северной окраине Тегерана был приобретен участок под строительство нового храма. Средства собирали всем миром. Проект выполнил русский архитектор Н.Л. Марков. Но тут началась Великая Отечественная война, постройку пришлось отложить.

Торжественная закладка нового церковного здания состоялась лишь в августе 1944-го. А в марте следующего года уже были водружены кресты на купола, в следующем месяце храм освятили. Летом 1961 года при храме открылась церковно-приходская школа, в ней обучались более семидесяти детей. Вскоре на храмовой территории было построено новое здание школы и библиотеки. В те же 1960-е благодаря трудам настоятеля архимандрита Викторина (Любях) при храме был создан русский дом престарелых в Тегеране. Старики содержались за счет Церкви и на пожертвования благотворителей. В 1970-х храм Святителя Николая получил от Архиерейского Синода РПЦЗ статус собора.


В Никольский храм в Тегеране приезжают помолиться паломники из России

После исламской революции 1979 года многие иностранцы, в том числе и русские граждане, покинули Иран. Священников сюда больше не направляли, и постепенно Никольский собор пришел в запустение. До 1995 года приход формально находился под юрисдикцией Зарубежной Церкви, но около 20 лет не имел пастырского окормления. В феврале 1995-го храм был принят в юрисдикцию Московского Патриархата и получил, наконец, настоятеля – архимандрита Александра (Заркешева).

Сейчас Никольский приход в Тегеране состоит из потомков русских эмигрантов, которые постоянно проживают в стране и имеют иранское гражданство, а также сотрудников Посольства РФ, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране, и членов их семей – всего около 250 человек. Посещают храм и православные из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины. Иногда сюда приходят даже мусульманки, чтобы попросить у Пресвятой Девы Марии (Хазрате-Мариам) чего-то очень важного.

В 1998 году храм приобрел законченный вид, купола были покрыты материалом «под золото», как первоначально задумывал архитектор. Московские художники провели реставрационные работы по восстановлению иконостаса. Пять старых икон было отреставрировано, а икона Святителя Николая написана заново. В следующем году художники Александр и Екатерина Ивановы расписали внутренние своды храма в лучших традициях древнерусской живописи.

Отстояли христианские кладбища

В конце 1996 года власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города, по которому христианские кладбища в районе Дулаб должны были снести, разбив на их месте парк. По инициативе настоятеля Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции направили в МИД Ирана дипломатические ноты с разъяснением недопустимости сноса кладбищ. В результате территория христианских кладбищ в районе Дулаб была внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.


Троицкий храм на кладбище в Тегеране


Русское кладбище в Тегеране

Где еще православному помолиться в Иране?

На побережье Каспийского моря в портовом городе Энзели в 2008 году был освящен Свято-Николаевский храм. В настоящее время его приход состоит из пятнадцати человек – потомков русских эмигрантов начала прошлого века.

Российские специалисты, строящие АЭС на южном побережье Персидского залива, в своем поселке в городе Бушере обустроили в специальном помещении православную часовню Казанской иконы Божией Матери.

Пока в Иране есть православные храмы, будет возноситься молитва о тех, кто волею судеб закончил свой путь в этой стране


Пока в Иране есть православные храмы, будет возноситься молитва о тех, кто волею судеб закончил свой путь в этой стране

В блокнот паломнику:

Приход Свт. Николая Чудотворца

Shahid Mofateh 129, Teheran, Iran

Тел.: +982 18 830 1067

Факс: +982 18 830 1057

Сайт: http://www.rus-church.ae/parishin-iran/

E-mail: rus-church-iran@mail.ru

Настоятель: архимандрит Александр (Заркешев)

___________________________

Елена Прокофьева, Галина Дигтяренко

фото Федора Дядичева

http://journalpp.ru/есть-ли-православие-в-иране/#sthash.DEZ3yLMB.dpbs
« Последнее редактирование: 10 Июля 2019, 05:40:52 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!