История русского Православия в ИранеИгумен Александр (Заркешев), настоятель Свято-Николаевского собора в г. Тегеран, Исламской Республики Иран, настоятель русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах в интервью порталу "Православная книга России" рассказывает об истории Русского Православия в этих странах. Отношения между Ираном и Русским государством, как дипломатические, так и торговые, начали развиваться со второй половины XVI века. До этого времени контакты между странами носили эпизодический характер. К событиям того периода относятся: знаменитое «хождение» тверского купца Афанасия Никитина в Иран и Индию в 1466-1474 годах, а также поездка в 1475 году Марка Росса – посла Великого князя Иоанна III (1462-1505) к Узун-Хасану – туркменскому правителю (1457-1477) государства Ак-Коюнлу (территория современного Ирана). До середины XVI века слабое развитие взаимоотношений между Россией и Ираном объяснялось, главным образом, значительной удаленностью государств друг от друга, а также наличием областей, населенные народами и племенами зависевшими от турецкого султана – врага Русского и Иранского государств.
С середины XVI века ситуация изменилась. В результате победоносных войн царя Иоанна Грозного к Русскому государству были присоединены Казанское ( 1552 г .) и Астраханское ( 1556 г .) ханства. Таким образом, русская держава получила кратчайший путь для торговли с Востоком по реке Волге, через Каспийское море. Граница Руси приблизилась вплотную к Ирану (хотя до первой четверти XVII века сухопутной границы между нашими странами еще не было).
Между Ираном и Россией установился более или менее регулярный обмен посольствами, завязалась дипломатическая переписка. Первое официальное русское посольство во главе с князем Григорием Борисовичем Васильчиковым было направлено в Иран в 1588 году.
А уже в третьем 1597 года русском посольстве, которое возглавил князь Василий Васильевич Тюфякин, состоял православный священник – иеромонах Никифор. Судьба данного посольства трагична: из 75 человек живыми на Русь вернулось лишь 30. Свирепствовавшее в Лахиджане моровое поветрие унесло жизни большей части посольства. И после гибели обоих послов дипломатическую миссию был вынужден возглавить иеромонах Никифор. Шах Аббас Великий предпочел вести переговоры именно с ним, причем шах усадил православного священника выше других послов на почетное место. Был православный священник и в посольстве князя Михайла Барятинского и дворянина Ивана Чичерина (предка советского министра иностранных дел), направленного в Иран в 1618 году.
Идея об учреждении в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Императору Всероссийскому Петру Великому (1682-1725). Впервые она была высказана в Его послании к персидскому шаху Султану Хоссейну (1694-1722). Обращение Петра Великого доставил в Иран подполковник Артемий Волынский, который возглавил Российское посольство в 1715-1718 годах. В состав Российской дипломатической миссии был включен и посольский священник – иеромонах Иларион (Рогулевский), известное духовное лицо, будущий архиепископ Казанский, а затем Черниговский.
Главной заслугой Волынского является то, что именно он, впервые в истории русско-персидских отношений, создал русскую консульскую службу в Иране и добился принятия при шахском дворе русского резидента (представителя). При консульствах были учреждены должности консульских священников для духовного окормления русских консулов, сотрудников и торговых людей.
С 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.
Во второй половине XIX века произошло численное увеличение русской колонии в Тегеране. К этому привело укрепление взаимовыгодных торговых связей между Ираном и Россией. В разных городах Ирана открывались русские лавки и магазины, русские товары все в большем количестве появлялись на иранском рынке.
В 1864 году по ходатайству 3-го Азиатского Департамента МИДа Император Александр II (1855-1881 гг.) своим указом повелел назначить в Тегеран постоянного посольского священника в Российскую императорскую миссию. Первый типовой православный храм в Тегеране был построен в 1886 году при посланнике А.А. Мельникове в загородной резиденции российского посольства в Зарганде и был посвящен Святому благоверному князю Александру Невскому.
В 1895 году при российском посланнике Е.К. Бюцове уже на территории самой Российской Императорской миссии (ныне – Торгпредство Российской Федерации) был освящен храм в честь Святителя Николая.
Какая участь постигла русские храмы в Иране после революции?К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.
6 февраля 1941 года на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь 21 августа 1944 года состоялась торжественная закладка храма, которую произвели архимандрит Виталий (Сергиев) и иеромонах Владимир (Малышев) при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. После Исламской революции 1979 года священноначалие Русской Зарубежной Церкви не направляло в Иран священников.
Как же удалось сохранить храм и возродить духовную жизнь прихода сегодня? К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить меня в Иран на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.
В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид – купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» – нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.
В августе–сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна – икона Святителя Николая – написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.
В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране ( 1945 г .). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.
В декабре 2008 года епископ Бакинский и Прикаспийский Александр освятил после строительства нового здания молитвенного дома в г. Энзелии. Об этом событии сообщали очень многие СМИ. Хотелось бы более подробно узнать об истории и этой православной святыни в мусульманской стране?
После победоносного завершения русско-персидской войны 1826-1828 года, согласно Туркманчайскому мирному договору, Персия не имела право иметь свой флот на Каспийском море.
В 70-х годах ХIХ века в персидском прибрежном городе Энзели русской стороной был оборудован порт со всеми необходимыми службами и установлено регулярное пароходное сообщение Баку-Энзели. Русскими инженерами и техниками прокладывается первая в Персии шоссейная дорога Энзели-Решт-Казвин-Тегеран. Все товары из России в Персию и обратно идут по этому маршруту. Позднее русские предприниматели братья Лианозовы открывают в Энзели рыбные промыслы, где девять месяцев в году работали полторы тысячи русских рабочих.
В 1913 году на промыслах была устроена православная Свято-Николаевская церковь. Иконостас, церковная утварь и все необходимое было доставлено из России. Богослужение в новом храме совершает настоятель Свято-Николаевской церкви в г. Астара, Ленкоранского уезда, Бакинской губернии, священник Павел Стеклов, приезжающий в Энзели наездами.
Свято-Николаевская церковь в Энзели просуществовала до 1921 года, когда рыбные промыслы были национализированы, а храм закрыт. Русская община в Энзели арендует дом и обустраивает в нем церковь. Пастырское попечение в Свято-Николаевском молитвенном доме берет на себя переехавший в Энзели священник Павел Стеклов. Приход подчиняется Архиерейскому синоду Зарубежной Русской Православной Церкви через настоятеля Свято-Николаевского храма в Тегеране. Домовый храм несколько раз менял адрес.
В 1929 году умирает протоиерей Павел Стеклов. Богослужение в храме совершают настоятели Свято-Николаевского храма в Тегеране, регулярно приезжающие в Энзели.
В 1949 году, с помощью русской православной общины в Тегеране, был приобретен земельный участок с домом, внутри которого была оборудована домовая русская церковь. Богослужения продолжают совершать приезжающие из Тегерана священники. После отъезда из Ирана последнего священника Зарубежной Церкви в 1978 году богослужения прекращаются. С моим приездом в 1995 году возобновляются регулярные богослужения в Свято-Николаевском молитвенном доме в Энзели. Время, отсутствие богослужений и надлежащего ухода привели здание в аварийное состояние. Приход принял решение снести старый дом и возвести новое здание Свято-Николаевского молитвенного дома.
Мы знаем, что недавно президент России В.В. Путин выступил с заявлением, что необходимо сохранять память о наших соотечественниках, похороненных за рубежом, тем более о воинских захоронениях. Расскажите о русских захоронениях в Иране?
Русское православное кладбище в Тегеране Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. При настоятеле русской посольской церкви архимандрите Харлампии в 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ. Необходимые для покупки средства в количестве трех тысяч туманов были изысканы путем сбора частных пожертвований служащими Российского Учетно-Ссудного банка в Персии.
Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года Святейший Синод рассмотрел отношение МИД о постройке и освящении храма на кладбище в Тегеране. Синод определил «предоставить преосвященному Экзарху Грузии разрешить построение храма во имя Святой Троицы на кладбище в Тегеране». Таким образом, Свято-Троицкая кладбищенская церковь становится третьим православным храмом в персидской столице.
3 июля 1909 года во время одного из мятежей Свято-Троицкий храм был ограблен шайкой некоего шейха Махмуда Варамини, о чем настоятель посольской церкви архимандрит Николай (Дробязгин) (1906-1912 гг.) рапортом доложил поверенному в делах Российской Императорской миссии в Персии Е.В. Саблину. Были похищены дорогие парчовые и бархатные священнические облачения, а также церковная серебряная утварь. Особенно обидным был тот факт, что шейх Варамини находился в это время под русским покровительством и до начала мятежа около двух лет просидел в бесте (убежище) при Российской Императорской Миссии.
В связи с разграблением Троицкой церкви русское посольство подало персидскому шаху протест с требованием возместить причиненный ущерб и наказать виновных. К протесту прилагался список украденных вещей с указанием их стоимости. Общий ущерб составил 2780 рублей. Но персидская сторона не спешила с выполнением российских требований, и в конце концов этот печальный инцидент был предан забвению.
Свято-Троицкая кладбищенская церковь – это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, совершается Божественная Литургия в этом старом, небольшом, но очень уютном доме Божием.
(Окончание следует)