Русская беседа
 
15 Декабря 2019, 16:33:09  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
Автор Тема: Старец Паисий Святогорец - самый близкий святой нашего времени  (Прочитано 19844 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #60 : 07 Сентября 2016, 09:48:38 »


Киножитие Паисия Святогорца

Александр  Куприн, Покров


Сценарист, режиссер, оператор Александр Куприн рассказывает о работе над фильмом «Паисий Святогорец», который для многих зрителей стал откровением …



Работу над фильмом «Паисий Святогорец» мне назначили, можно сказать, как послушание. С игуменом Киприаном (Ященко) мы были знакомы еще до начала съемок. Отец Киприан предложил мне сделать эту картину под его руководством, потому что для него самого съемка фильма о старце Паисии - это послушание, которое назначил афонский старец Евфимий. Теперь, когда нас спрашивают: «Почему фильм такой длинный? Семь серий - это же более шести часов смотреть!...» - мы отвечаем: «Потому что так благословили: снять пробное киножитие».

Снимали в Греции. Встречались с таким количеством людей, как будто вся Греция хотела что-то рассказать о старце Паисии. Иногда даже казалось невероятным, как со всеми старец успел пообщаться...

В фильме много историй, рассказанных греческими иерархами. Интересно, когда владыки вспоминают, как они впервые встречались со старцем, будучи еще совсем мальчишками, даже не монахами, а еще школьниками. Уже тогда старец им предсказывал высокое служение, иногда весьма эксцентричным образом. Надевал, например, ведро на голову вместо митры. При этом сам старец Паисий не имел сана. Он говорил: «Мне много раз предлагали стать священником, я всегда отказывался. Я монах. Мой приход - весь мир».


Преподобный Паисий

Паисий Святогорец удивительным образом даже через этот фильм учит главному монашескому деланию - молитве. Отец Киприан рассказывал мне, как к нему после просмотра фильма в семинариях подходили будущие пастыри и говорили, что благодаря фильму действительно почувствовали, что такое молитва, по сути, научились молиться.

Теперь расскажу о важном случае, произошедшем во время съемок.

В женском монастыре Иоанна Богослова в Cуроти, основанном старцем Паисием, нам запретили снимать. Когда наступила ночь, я не удержался, взял в руки камеру. Дело в том, что в Суроти, где старец похоронен, на день его памяти съезжаются его чада и почитатели со всего мира - 80 тыс. человек и более. Представляете, весь монастырь, все окрестности, горы вокруг монастыря - все покрыто людьми. Они там спят, молятся, зажигают лампадки... Как было это не снять?

А потом к нам опять вышла монахиня и сказала: «Мы вам все же разрешаем произвести съемку, но только не сегодня. Вот когда все разъедутся, мы будем делать уборочку, тогда вы и приезжайте - будете снимать...» - «А что мы тогда будем снимать?» (сестер, кстати, по правилам тоже не должно быть в кадре) - «Ну не знаю, - ответила она, - будете снимать...» И назначили нам определенное время, в которое мы должны приехать. Мы посидели с отцом Киприаном, с другими участниками нашей поездки, посовещались: «Ну что, - говорю, - мы сюда приедем снимать? Ночью что-то мы все-таки засняли...» И мы поехали в другой монастырь.


Кадр из первой серии фильма

Поработали там, сидим за трапезой... Вдруг приходит монах, очень озадаченный, и спрашивает: «А вы слышали, что в Суроти произошло?!» - «Нет, - отвечаем мы, - что там могло произойти? Народ разъехался, уборку делают...» - «Какая-то женщина, - рассказывает он, - в определенный час, - и называет именно то время, которое было назначено нам! - приехала в Суроти. Ворота были закрыты, она постучала... Ей открыл сам старец Паисий и спросил: «В чем дело?» Она сказала, что сын сильно болен, у него расстраивается женитьба. Старец Паисий ей ответил: «У него все в порядке, иди домой». И она ушла. Все действительно оказалось так, как сказал старец». Вот видите, старец продолжает общаться даже с теми, кто, может быть, при жизни с ним пообщаться не успел. И среди таковых могли бы оказаться и мы. Мне потом все говорили: «Ну что же ты?! Старец тебе назначил время, а ты...»
Но это история о несостоявшейся встрече. А внутренняя встреча со старцем все же состоялась: пока фильм делали, было постоянное общение. А когда мы закончили съемки и монтаж, оно прервалось. Я не знаю почему.

Чем больше пытаешься самореализоваться, чем больше пытаешься сделать фильм таким, каким он тебе изначально представился, и вложить в картину себя самого, тем хуже получается результат. Когда же растворяешься в человеке, о котором снимаешь, и прислушиваешься к тому, что он тебе говорит, - тем интереснее работать. Открываются двери для соавторства с твоим героем. Соавтором может оказаться целый мир, а значит и Бог, его Создатель. А когда доверяешься Ему, начинают происходить замечательные случаи, и они постоянно корректируют съемки и даже монтаж. Меня спрашивали, что важнее всего для документалиста, я искренне отвечал: распахнутость души и ума той теме, за которую ты взялся, открытость тому человеку, о котором снимаешь, и вообще жизни. Важна чуткость к тому, что происходит. Надо ощущать, как сама тема хочет раскрыться в кадре. Творческие люди больше всего боятся потерять себя, а я теперь не боюсь.


Кадр из фильма

Нельзя сказать, что в работе всегда все было гладко и легко. Но чем серьезнее работа, тем лучше.

Бывали, правда, происшествия своеобразные, связанные с рабочей группой фильма. На работу порой устраивались люди столь странные... Как бы это сказать... Просто могли свести на нет все потраченные усилия. Мне постоянно казалось: это, наверное, меня Господь испытывает. Но огорчения, нервотрепка, конфликты заставляли мобилизовываться, усиливали понимание сокровенности выбранной темы и в итоге пошли фильму на пользу, способствовали появлению какого-то иного качества работы.

Конечно, в процессе съемок происходили чудеса... Для таких съемок это нормально. Когда мы поднимались на гору Синай, считаю, определенно случилось чудо. При температуре плюс 50° чудеса вообще случаются чаще. Отец Киприан, монах Нил, монахиня-гид, переводчица - все поднимались по склону на гору в келию Галактиона и Епистимии, где подвизался когда-то старец Паисий. А мне надо было бегать с камерой, снимать, еще и ракурсы просчитывать, думать, как все это встанет в фильм. Я решил, что надо пустой план снять, без людей - только ступеньки, раскаленный склон, горы... Я задерживался и остался один. Меня внезапно охватил страх. Я только что снимал кадры для сцен искушения Паисия диаволом - и даже на психосоматическом уровне это все переживалось с каким-то ужасом, было постоянно странное ощущение сдавливания в черепной коробке, в груди, я задыхался, переставал что-либо понимать... Нужно было помолиться. И я прочитал: Отче наш, Иисусову и другие молитвы, что пришли на память... Зашел за угол горы и вдруг увидел, что вот она - келия Галактиона и Епистимии! Мне сразу после молитвы легче стало.

Успокоился, устроился, а сам думаю: «А они-то куда все делись?» Отвлекся, что-то решил снять, камеру начал на камне пристраивать и вдруг вижу, что мои спутники далеко внизу, еще на скале... Первым пришел монах Нил и удивленно спрашивает: «А ты как здесь оказался?!»

Мне в этом фильме пришлось много снимать самому. Изначально мы были настроены на камерную, предполагающую искренние личные разговоры съемку, поэтому следовали аскетическому принципу минимизации. Когда на съемочной площадке много людей, то появляются лишние, совершенно ненужные разговоры, мнения, эмоции, движения. Это все несовместимо с той тонкой, едва уловимой в кадре материей тихой молитвенной жизни, о которой снимался фильм. Потом то, что я не смог снять, доделывал по-настоящему талантливый художник компьютерной графики Дмитрий Леонтьев. А то, что уже мы все не смогли дотянуть, раскрыть, спасала точная музыка Антона Вискова.

В фильме много текста, произносимого от лица самого старца Паисия. Нужен был актер, который смог бы этот текст прочесть убедительно.

Подобрали актера быстро - мы с Алексеем Войтюком просто понравились друг другу, как-то сразу нашли общий язык. А вот потом началась очень тщательная совместная работа. У Алексея вообще-то совсем другой голос - не тот, который слышится за кадром. У него иные интонации, иная манера рассказывать. Я его долго уговаривал преобразиться. Сначала он сказал: «Я буду говорить стоя, тогда голос у меня будет четче», - попросили его все-таки сесть в кресло, искали подходящее кресло. Нам надо было, чтобы он расслабился... В конце концов, получился результат невероятный. Актер практически отказался от себя самого - отдал свой голос.

Часто бывает так, что сценарист пишет одно, режиссер «лепит» другое, актеры играют самих себя, оператор снимает так, как у него операторские рельсы положены, цветокорректор красит все в один свой любимый цвет - каждый работает сам по себе. А мы все делали вместе. И работали так, как для нас было, может быть, и непривычно. Мы стремились все вместе всматриваться и вслушиваться в саму тему, и она каждого из нас меняла в той мере, которую мы могли в себя вместить.

Киножитие - очень сложный жанр. Есть существенные отличия киножития от собственно кинокартины. Зритель привык к тому, что в современном фильме есть определенная драматургия. События подогнаны одно к другому так, что внимание зрителя направлено на них, ему интересно следить за сменой ситуаций, при этом постоянно подогревается предчувствие того, что что-то должно произойти. Эмоциональная температура отношений персонажей фильма меняется стремительно: от ровных до напряженных, пиковых. После снятия напряжения закручивается новый лабиринт из отношений и противоречий. В фильме обязателен какой-то парадокс, загадка, которую зритель пытается разрешить. А в житии всего этого нет! Живет себе человек и живет. Изо дня в день - все одно и то же: молитва, служба, труд. Все главное происходит внутри. Как это показать? Поэтому с точки зрения драматургии, житие - очень сложный материал.

Один светский режиссер рассказывал, как он однажды неожиданно попал на показ житийного фильма. «Три с половиной часа на экране практически ничего не происходило!» - рассказывал он, и с точки зрения привычной для нас драматургии это действительно так. Это кинофиаско. «Но потом, - сказал он, - входишь в определенный ритм, у тебя даже внутреннее состояние меняется. Начинаешь все это воспринимать, впитывать, и этот совершенно неизвестный опыт вдруг оказывается для тебя очень важным. Даже ощутимо врачует и исцеляет душу».

Восприятие у души другое - отличное от восприятия пятью телесными чувствами, то есть то, на которое ориентирует свой продукт масскульт. Восприятие души в полной мере не изучено в кинематографе, эта наука лучше известна святым отцам. В этом смысле современным кинематографистам есть чему поучиться у святых, старцев, духовников. Подобный опыт мог бы привести к появлению произведений неординарных, возможно, более интересных, нежели те, которые состоялись в нынешнем кинематографе. Думаю, у жанра киножития большое будущее. Уверен, что будет развиваться духовный кинематограф, ориентированный на светлое начало, и будет развиваться по своим особым законам. Здесь непосредственно дух творит формы.


Александр Куприн

05.09.2016

http://pokrov.pro/kinozhitie-paisiya-svyatogorca/
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/09/2016-09-05/kinozhitie_paisiya_svyatogorca/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77974

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #61 : 24 Декабря 2016, 19:10:17 »

Афонский старец рассказал о чудесах преподобного Паисия Святогорца

 Афон, 23 декабря 2016 г.

   

Афонский старец Анастасий (Топозиус) — насельник монастыря Кутлумуш, 20 лет жил и общался с преподобным Паисием Святогорцем. Отец Анастасий рассказал о своем опыте общения со святым, сообщает сайт Союза Православных журналистов.

Отец Анастасий вспомнил о том, что «когда кто-то приближался к отцу Паисию — всё проходило. Всё, что было в голове — уходило, и было достаточно просто лицезреть святого».

Он рассказал историю об одном художнике, которого спас святой Паисий. Художник из Салоник однажды привязал к себе камень и бросился в море, чтобы утонуть. Вдруг он оказался на берегу. Старец Паисий подошел к нему, постучал по спине и сказал: «Янис, зачем ты это делаешь?» На самом деле старец Паисий в этот момент был на Афоне, но оказался около Салоник и сказал Янису эту фразу.

Он также добавил, что святой Паисий обладал даром чтения мыслей. «Художник из Салоник приезжал к старцу несколько раз в год. Каждый раз старец, встречая его, говорил, что у Яниса было на уме. Мужчина решил в следующий раз думать о сложной геометрической фигуре. Янис думал, что старец не догадается. Он подошел к старцу Паисию, который стоял с палочкой и ковырялся в земле. Старец Паисий нарисовал геометрическую фигуру, которая была в голове у художника. Таким был старец Паисий», — сказал монах.

http://www.pravoslavie.ru/99700.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #62 : 22 Декабря 2017, 15:37:43 »


Профессия не делает человека человеком, или О том, как портовый грузчик человека воскресил

Старец Паисий Святогорец

Источник: Портал «Православная жизнь»


   



– Геронда, если во время работы человек испытывает беспокойство, то в чем причина этого?

– Может быть, он не относится к своей работе с добрыми помыслами? Если он относится к своему труду правильно, то работа, какой бы она ни была, будет для него праздником, торжеством.

– Геронда, а если человек расстраивается из-за того, что занимается тяжёлой или грязной работой? К примеру, трудится на стройке, моет котлы в столовой или занимается чем-то подобным? Как он должен себя расположить?

– Если он задумается о том, что Христос умыл ноги Своим ученикам (Ин. 13, 4–14), то расстраиваться перестанет. Христос сделал то, что Он сделал, как бы говоря нам: «Вы должны поступать так же» Чем бы ни занимался человек: моет ли котлы, чистит ли кастрюли, копает ли землю – он должен радоваться. Ведь кто-то и вовсе чистит канализацию, потому что иной работы найти не может. Весь день бедняга в грязи и микробах. А что он, не человек? Не образ Божий? Один глава семьи работал чистильщиком канализации и достиг высокого духовного устроения. Он заболел туберкулезом, и хотя мог уйти с этой работы, не захотел, чтобы на его месте мучился кто-то другой. Этот человек любил жизнь низкую, презираемую другими, и за это Бог исполнил его Благодатью.

Профессия не делает человека человеком. Я был знаком с портовым грузчиком, который воскресил мёртвого. Когда я был дикеосом в Иверском скиту, однажды ко мне пришёл человек лет пятидесяти пяти. Придя поздно вечером, он не постучал в дверь, не желая беспокоить отцов, но лёг спать на улице. Когда братья скита это увидели, они завели его внутрь и известили об этом меня. «Что же ты не позвонил в колокольчик? – спросил я его, – мы бы открыли тебе дверь и дали комнату в гостинице». – «Что ты такое говоришь, отец? – ответил он, – Как же я могу посметь побеспокоить братьев?» Увидев на его лице сияние, я понял, что он жил очень духовно.

Потом этот человек рассказал мне о том, что в детском возрасте он остался без отца и поэтому, женившись, очень любил своего тестя. После работы он сначала заходил домой к тестю и тёще, а потом уже шёл к себе. Однако он очень расстраивался, потому что его тесть был большой сквернослов. Много раз он просил тестя перестать сквернословить, однако тот не унимался. Однажды тесть тяжело заболел. Его отвезли в больницу, и через несколько дней он умер. Когда тесть умирал, грузчик не был рядом с ним, потому что в это время он разгружал в порту корабль. Когда он пришёл в больницу и ему сказали, что тесть умер, он пошел в морг и со многой болью стал молиться так: «Боже мой, прошу Тебя, воскреси его чтобы он покаялся, и потом забери обратно».

Тут же мёртвый открыл глаза и стал шевелить руками. Работники морга, увидев происходящее, в ужасе убежали. Грузчик забрал своего тестя домой, и тот совершенно поправился. После этого он прожил в покаянии еще пять лет. «Отче мой, – рассказывал мне грузчик, – я благодарю Бога за то, что Он оказал мне эту милость. А кто я такой, чтобы Бог оказывал мне такую милость?».

У этого человека было много простоты. И при этом у него было такое смирение, что ему даже в голову не приходило, что он воскресил мёртвого. Он буквально рассыпался в прах от благодарности Богу за то, что Тот для него сделал.

Многие люди мучаются из-за того, что им не удаётся прославиться суетными славами или обогатиться суетными вещами. Они не задумываются о том, что от всех этих слав и богатств в жизни иной – то есть в жизни настоящей – не будет никакого толка. Да ведь и перенести-то их в ту иную, настоящую, жизнь будет нельзя. Туда мы перенесём только те из наших дел, с помощью которых здесь, на земле, получим соответствующий «заграничный паспорт» для предстоящего нам великого и вечного путешествия.


Из книги прп. Паисия Святогорца

«Слова». Том IV
«Семейная жизнь»


22 декабря 2017 г.


http://www.pravoslavie.ru/109417.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #63 : 11 Июля 2018, 22:42:44 »


Старец Паисий Святогорец: Обращение к современной молодежи

Иеромонах Ириней (Пиковский)




Чего хочет современная молодежь? На этот риторический вопрос есть множество различных точек зрения. Изучение ценностных ориентаций и интересов современной студенческой молодежи – сейчас как никогда в фокусе внимания различных социологов. Кто-то считает, что линейка ценностей состоит из Интернета, моды, клубов, кинотеатров, спорта, денег и секса[1]. Кто-то считает, что в последние годы на первое место вырвались такие ценности, как помощь и милосердие к людям, желание, чтобы тебя уважали и считались с твоим мнением[2]. Но есть и скептики, которые не верят в молодежь, полагая, что «наше подрастающее поколение все чаще хочет выделиться за счет пагубных привычек, насилия и превосходства»[3].

Так или иначе, проблема недопонимания поколений не ушла в прошлое. Но это, скорее, не конфликт поколений, а разные подходы к тому, что мы называем «проблемой». Если сами школьники среди «проблем молодежи» отмечают наркотики, алкоголь и курение, то для взрослых людей в круг «проблем» современной молодежи входит безработица, низкий уровень жизни, коммерциализация образования и потраченное впустую свободное время[4].

Рискнем предположить, что, пожалуй, не совсем верно оценивать современное состояние молодежи как «лучшее» или «худшее», чем прежде. Технический прогресс и социально-экономические проблемы общества во многом обусловили то безразличие молодежи к глобальным проблемам и ту замкнутость на себе, которую мы наблюдаем. Хотя большинство студентов любят свою родину и гордятся её историей, но при этом понятие «патриотизм» каждый трактует по-своему[5]. Молодежь стала более свободно относиться к сексу, но при этом ценность семьи и друзей по-прежнему высока[6]. Да, жанровое разнообразие в читательских интересах снизилось. Но такие произведения, как «Война и мир» или «Мастер и Маргарита», по-прежнему находятся в сфере читательских интересов, вне зависимости от включенности их в школьную программу[7]. Какими бы экстравагантными ни казались примеры молодежной субкультуры, но большинство молодежи не принадлежит ни к скинхедам, ни к готам, ни к геймерам.

Вопросы, которые задают на встречах с Президентом[8], Премьер-министром[9], Патриархом[10], чаще всего касаются качества работы аппарата государственного управления, самовыражения в рамках закона, системы сдачи ЕГЭ, трудоустройства выпускников вузов, прозрачности деятельности Церкви и внешнеполитических процессов. Наиболее частые запросы молодежи в поисковых системах Интернет: где найти друга, как найти свою настоящую любовь.

    Нынешнее поколение – не пропащее, а одинокое, обманутое несбывшимися обещаниями

Следовательно, нынешнее поколение – не пропащее, а одинокое, обманутое несбывшимися обещаниями. Тебе обещают варианты карьерного роста, а ты не можешь найти даже временную подработку. Ты больше общаешься со сверстниками, чем предыдущие поколения, но не можешь разобраться в своих чувствах. У тебя есть масса контактов в соцсетях и смартфоне, но нет настоящих друзей. И даже в духовной сфере – ты интуитивно чувствуешь, где правда Божия, но не можешь справиться с самим собой и потому грешишь.

Мы видим, что сейчас в одном и том же человеке могут сочетаться вспыльчивость и замкнутость, гиперактивность и безразличие. Ты все время куда-то бежишь, но ничего не успеваешь. Внешняя и внутренняя нестабильность жизни ведут к унынию, депрессии, попыткам реализовать себя не в реальном, а в виртуальном мире.

Поэтому настоящей «проблемой» молодого поколения, на наш взгляд, является не экстравагантное самовыражение, а выгорание, упадок внутренних сил, то состояние, когда ты понимаешь, что надо заставлять себя двигаться вперед, а сил на это не хватает. Чтобы помочь молодому человеку, находящемуся в таком состоянии, нужна не критика, а поддержка, способность старшего поколения выслушать, понять, простить, дать какую-то точку опоры, чтобы двигаться вперед. Если ответ на этот вопрос не находится в семье, значит, нужен кто-то еще, кто может вселить в тебя надежду на будущее, веру в свои силы, кто научит радоваться и находить выход при любых обстоятельствах.

    Настоящей проблемой молодого поколения является выгорание, упадок сил

Одним из таких людей, которые могут своим примером жизни и словами воодушевить современного человека, является старец Паисий Святогорец. Он был одним из самых уважаемых духовников греческого народа XX века, известен своими наставлениями и подвижнической жизнью. Слова старца Паисия стали одними из самых цитируемых в пространстве русскоязычных веб-сайтов о духовности в XXI веке.

Будущий старец Паисий родился в турецкой Каппадокии в 1924-м году, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией. Вскоре его семья переехала в Грецию, где Паисий вырос и после окончания школы получил профессию плотника.


Будущий старец Паисий

Ему было всего 17 лет, когда его застала Вторая мировая война и оккупация Греции гитлеровскими войсками. В оккупации он опытно ощутил, что такой страх смерти, что значит жизнь, когда в любую минуту ты можешь умереть. Однажды, когда его братья обрабатывали кукурузу на огороде, в деревню вошли немцы. Всем, кто не успел спрятаться, угрожала смерть. Несмотря на уговоры матери, Паисий вышел из укрытия и побежал, чтобы предупредить братьев. По пути он потерял обувь и бежал босиком по колючей траве, от которой на ногах появились кровоточивые раны. От волнения он не чувствовал боли, ибо спешил спасти своих братьев. Немцы прошли мимо. Когда опасность миновала, Паисий почувствовал жгучую боль в ногах. Но эта боль была смешана с чувством радости, радости от того, что он не струсил, но решился отдать свою жизнь за жизнь близких сердцу людей[11].

В 1945-м году в Греции началась гражданская война. Паисий был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Воины полубатальона, в котором он служил, спали в палатках. Зимой за ночь их палатки превращались в сугробы. Кто-то просыпался живым, а кто-то во сне умирал от обморожения. В жару воины мучились от жажды и были вынуждены утолять ее грязной водой, застоявшейся в следах от лошадиных копыт. Несмотря на все жестокости войны, когда некоторые из солдат докатились до мародерства, Паисий не стал угрюм и не ожесточился. Напротив, он стал говорить, что варварство – это признак слабости. Злые и трусливые люди свой страх прикрывают наглостью и поэтому стреляют в других без остановки. А «те, в ком есть отвага, имеют доброту и не убивают других[людей], потому что в отваге нет варварства. Такие люди стреляют не во врага, а вокруг него и вынуждают его сдаться»[12].

    Мужество и отвага – то, что изгоняет страх и делает человека бессмертным

Мужество и отвага – это то, что изгоняет страх и делает человека бессмертным. Когда Паисий узнавал, что кто-то из товарищей женат и имеет детей, то старался вызваться на спецоперацию вместо семейного сослуживца. Когда надо было рисковать жизнью, он говорил такие слова: «Когда ты решился на смерть, тебе ничего не страшно. Решимость на смерть равна по своей силе тысяче телохранителей… Тот, кто ради блага другого человека или ради общего блага забывает о самом себе, приемлет Божественную силу. И посмотрите, если человеком движет жертвенность, то Бог покрывает его»[13].

Однажды отряд Паисия попал в окружение. Нападающие приблизились почти вплотную, и уже была слышна их ругань. Все ополченцы бросились отстреливаться от нападающих. Они понуждали и радиста браться за винтовку, но тот упорно пытался связаться со штабом. Наконец ему повезло. Штаб ответил. Прилетела штурмовая авиация и разбила мятежников в пух и прах. Через много лет старец приводил этот случай в пример тем, кто спрашивал его: «Какую пользу приносят монахи, сидящие в пустыне и не желающие выйти в мир, чтобы помочь людям?» «Монахи, – отвечал старец, – это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает [всем людям] более действенно. [Когда мы были в окружении,] лишний одиночный выстрел погоды не сделал бы, а вот когда прилетела авиация — это решило судьбу сражения»[14].

    Старец становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом

После войны Паисий всю свою жизнь посвятил служению Богу. Он стал монахом. Но, несмотря на все его желание молиться за весь мир в уединении, к нему в келию на Святую Гору Афон стали стекаться люди со всего мира. Монахи и миряне, старые и молодые шли к нему за советом и просьбой о молитве. В каждом конкретном случае старец становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. «Видя пожилого человека, – говорил старец, – я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других – больно. Тебе знакомо подобное состояние?»[15]. Старец сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался с Паисием Святогорцем, измениться в лучшую сторону.

Впоследствии его слова, беседы и письма были собраны, рассортированы по темам и изданы в виде тематических книг. В одной из книг его «Слов» под названием «Семейная жизнь» старец Паисий размышляет о том, как создать крепкую семью, о родителях и их обязанностях, о детях, их радостях и трудностях, о том, как могут сочетаться работа и духовная жизнь, о болезнях и духовных законах.

Старец считал очень важным, чтобы молодые люди в юности определили для себя вектор жизненного пути. Это их право и свобода выбора. «Бог не выстраивает всех в одну шеренгу по законам казарменной дисциплины»[16]. Поэтому и родители, и учителя, и духовники могут только помочь выявить призвание человека, но они не должны ни в коем случае молодого человека ломать или подстраивать его жизнь под свои рамки.

Для того чтобы научиться самостоятельно принимать решения, молодым людям необходимо немного повзрослеть, стать внимательными и не принимать поспешных решений. Особенно если юноша или девушка подвержены восторженности, легко чем-то увлекаются. Для тех, кто не решил для себя в школьные годы, каким путем ему пойти, старец советовал не суетиться, заканчивать университет и служить в армии.

Однажды к нему подошла одна девушка и спросила: «Я задумываюсь о монашестве, но постоянно меняю своё мнение». «А в каком ты классе учишься?» – спросил ее старец. «Во втором классе лицея (это соответствует одиннадцатому классу российской школы), – ответила она, – но дальше учиться не хочу». «Не хочешь учиться? – улыбнулся старец. – Тогда я скажу твоему отцу, чтобы он купил тебе коз, пастушью собаку и дудочку. Собака будет охранять стадо, а ты – играть на дудочке и его пасти. Ну как, нравится? Вот что: давай-ка постарайся получить высшее образование или приобрести какую-то практическую специальность»[17].

Чтобы добиться результата, нужно упорство, преодоление своей лености. Настойчивость помогает и слабому школьнику с отличием закончить университет и найти хорошую работу. Трудолюбивый человек может преуспеть и в карьере, и в духовной жизни, а ленивый – потерять и те таланты, которые были даны ему при рождении.

Конечно, бывает такое, что притяжение к противоположному полу настолько сильно, что все остальное забывается. В таком состоянии даже учиться бывает тяжело. «Тяга женского пола к мужскому и наоборот свойственна человеческой природе, – говорил на этот счет старец. – Но юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, ‟нажимают на кнопку”, не дожидаясь, когда придёт подходящий для этого час. А потом, когда благоприятный час приходит, их ‟кнопка” уже нажата и они не способны пережить радость, потому что пережили её раньше – в неподходящее время. А вот те юные, которые внимательны к себе в этом отношении, дождавшись благоприятного времени, радуются больше, и пока это время не придёт, они пребывают в душевном покое. Погляди на тех матерей, которые до брака жили в целомудрии. Они умиротворены, несмотря на то что обременены кучей хлопот…»[18].

Несмотря на то что старец Паисий не советовал торопиться с принятием жизненно важных решений, все же в отношении женитьбы он рекомендовал сделать своей выбор, пока ты еще молодой. С годами человек все более полагается на свой рассудок. И чем больше мирского опыта он приобретает, тем труднее ему довериться чувствам. К 25–30 годам холостяк привыкает к одинокому образу жизни, и ему уже трудно подстроиться под потенциального супруга. «Замечено, что если юноша или девушка постоянно откладывают свою женитьбу или замужество ‟на потом”, то, после того как годы ушли, он или она ищут себе пару и не находят. В юности выбирали они сами, но вот годы ушли, и их теперь выбирают другие. Поэтому я и говорю, – замечал старец, – что в создании семьи иногда необходимо немножко сумасбродства. На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется»[19].

    Любовь к Богу и ближнему – это то, что сделало святого Паисия светильником миру

Как видно, старец Паисий Святогорец не чуждался размышлений о том, что такое любовь и чем она отличается от влюбленности, как разобраться в себе и в своем будущем призвании. Он трезво смотрел на жизнь, на желание иметь хорошую работу и признание в обществе. В беседах с молодыми людьми он умело шутил и использовал примеры из службы радиста в армии для описания тонкостей духовной жизни.

Однако все это старец Паисий сообразовывал с верой в Бога. Верующий человек – это тот, у которого есть любочестие, у которого сердце горит любовью к добру. Такой человек готов отдать себя ради счастья другого человека. С ним легко жить и дружить, потому что он отзывчив, и помощь друзьям приносит ему много радости. Такой человек хочет жить, но ему не страшно рисковать, и потому он неожиданно для всех добивается хорошего результата. Он побеждает страх перед трудностями, боязнь экзаменов, не паникует в запутанных ситуациях. Ему не грозит проблема выгорания, он не спешит убежать в виртуальную реальность. Он дышит полной грудью, и все, что он делает, ведет его к успеху.

Как разобраться в себе? Как обрести свою целостность и начать жить? На эти очень актуальные для современной молодежи вопросы в ларце у старца Паисия есть много изумрудных и бриллиантовых ответов. Учение святого Паисия Святогорца не было проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию, и его поучения проистекали из собственной жизни, отличительным признаком которой являлась любовь. «Бог, – говорил старец, – творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека»[20]. Любовь к Богу и ближнему – это то, что сделало святого Паисия светильником миру, это то, что через него укрепило сотни тысяч людей. Любовь – это то, что сподвигает и нас верить в современную молодежь, верить в то, что после поисков своего места в жизни наши юноши и девушки обретут себя, и мы вместе построим светлое будущее.


Иеромонах Ириней (Пиковский)

21 марта 2018 г.



[1] Меньшикова Н.А. Ценностные ориентации и интересы студенческой молодежи // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2015. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1232/13233 (дата обращения: 28.11.2016).

[2] Рябова А. Н. Ценности современной молодёжи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. – Новосибирск, 2013. URL: sibac.info/archive/social/13.pdf (дата обращения: 28.11.2016).

[3] Проблемы современной молодежи. URL: http://love-mother.ru/problemy-sovremennoj-molodezhi.html (дата публикации: 17.04.2015, дата обращения: 28.11.2016).

[4] Наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается молодежь // Открытый опрос Института Сравнительных Социальных Исследований «CESSI». URL: http://www.cessi.ru/index.php?id=60 (дата обращения: 28.11.2016).

[5] Рябова А. Н. Ценности современной молодёжи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. – Новосибирск, 2013. URL: sibac.info/archive/social/13.pdf (дата обращения: 28.11.2016).

[6] Там же.

[7] Дорохина С.В. Читательские интересы современной молодежи: проблемы формирования и регулирования в информационном обществе // Вестник МГУКИ. №5(49), 2012. С. 195.

[8] Президент В. Путин на Селигере-2013. URL: http://ru-an.info/news_content_print.php?id=2458 (дата публикации: 4.08.2013, дата обращения: 28.11.2016).

[9] Дмитрий Медведев ответил на вопросы молодежи. URL: http://www.stoletie.ru/print.php?ID=213423 (дата публикации: 19.08.2013, дата обращения: 28.11.2016).

[10] Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы представителей Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/4295958.html (дата публикации 13.12.2015, дата обращения: 28.11.2016).

[11] Старец Паисий Святогорец. Слово о военной службе. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2011. С. 27.

[12] Там же. С. 34.

[13] Там же. С. 31.

[14] Исаак, иеромонах. Житие старца Паисия Святогорца. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-startsa-paisija-svjatogortsa/ (дата обращения: 28.11.2016).

[15] Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 4. Семейная жизнь. – М.: «Святая Гора», 2007. С. 10.

[16] Там же. С. 23.

[17] Там же. С. 30.

[18] Там же. С. 35.

[19] Там же. С. 26.

[20] Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. – М.: «Святая Гора», 2003. С. 11.



https://pravoslavie.ru/111608.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #64 : 11 Июля 2018, 22:50:02 »


Вся его жизнь была свята

Воспоминания о преподобном Паисии Святогорце

Архимандрит Арсений (Катерелос)





«Старец Паисий был тем, кто знал мою подлинную духовную жизнь, и потому я чувствую к его личности великое благоговение и остаюсь в духовном смысле по отношению к нему неоплатным должником…

В возрасте 17 лет, в июле 1979 г., в компании трех человек я первый раз в жизни поехал к блаженному старцу. Впоследствии из трех человек двое стали иеромонахами…

В тот день старец сказал, что нам необходимо приобрести благое духовное рачение, для того чтобы впоследствии испытать и духовные радости.

Он подчеркнул, что в первую очередь христианину необходимо опытно познать православие, дабы не подвергнуться опасности заразиться массой духовных микробов, которые и тогда были распространены, а сейчас тем более.

Старец говорил, что если кто-либо изучает разного толка философию, читает книги иных конфессий, не познав опытно, а не академически православие, то тогда, сам того не понимая, при содействии страстей и диавола, приобретает духовные микробы, которые помрачают его ум и препятствуют духовному росту. Поэтому требуется на тот промежуток времени, пока посредством Церкви христианин не познает опытно православие, чтобы он поместил свой мозг, или лучше сказать свой ум (так как разум отвечает за все ошибки, которые мы допускаем), – «в холодильник». Старец сказал еще лучше, «в морозильную камеру», чтобы после очищения и освящения, что произойдет непременно, мы извлекли его оттуда освященным.


Иконы в келье старца Паисия
   
Многое он сказал нам, но важнейшим было то, что, не прикладывая особых усилий, он передал мне живую уверенность в присутствии Божием, что было на тот момент для меня духовным прорывом. Он дал нам уверенность в возможности обладания благами Божиими еще в этой жизни. Мы ощутили трезвое опьянение старца, его ненасытное пресыщение, глубокую тоску по миру горнему, его желание жить интенсивней с Богом, интенсивней переживать божественное, переживать это ненасытное пресыщение Богом. Это было здравое явление и, разумеется, не относящееся ни к какому виду уныния. Это была чистая божественная любовь, которая означала, что старец Паисий в высшей степени восприял залог Царствия Небесного еще в этой жизни…
Следующий раз я посетил старца Паисия через год, по окончании средней школы. На меня произвел впечатление тот факт, что он нас помнил, несмотря на то что ежедневно его посещало огромное количество людей. Будучи уже студентом, я периодически приезжал к старцу. Разумеется, я посещал и другие монастыри Святой Горы Афон…»

Когда я в очередной раз приехал к старцу Паисию, то сказал ему:

– Геронда, мне хотелось бы поступить на послушание к кому-то из ваших духовных чад, чтобы я смог беспрепятственно к вам приезжать.

Я был прямолинеен. На это отец Паисий ответил мне:

– Но у меня нет послушников.

– Геронда, как же это возможно? Я ведь знаю людей, которые к вам приходят, знаю что вы связаны с близлежащими келиями, их насельники вас почитают и советуются с вами.

– Послушай, что я тебе скажу, – сказал он мне. – Я вынужден быть здесь послушником всего мира и оказывать послушание каждому, чтобы попытаться исправить помыслы людей и духовно исцелить их, чтобы молиться о них и выслушивать их многочисленные проблемы.

Он с болью и любовью произнес эти слова и затем сразу перевел разговор в милую шутку:

– Куда же я возьму послушника? Окотились все кошки, келья битком набита котятами, больше никто не поместится!


Наместник Келии Святителя Николая на Святой Горе Афон отец Арсений
   
То, как много он молился обо всем мире, обо всей вселенной и о моем недостоинстве, приоткрылось однажды, когда я спросил его: «Геронда, вы молитесь обо мне?» – по поводу какой-то моей проблемы, о которой он был осведомлен. А он мне ответил: «У меня скоро четки порвутся, узелки рассыплются в труху, так много я молюсь о тебе, а ты спрашиваешь, молюсь ли я». Вот поэтому я нахожусь в неоплатном долгу перед старцем.

Потом, когда я пошел в армию и при первой же возможности посетил его на Святой Горе, он ласково посетовал, говоря: «Столько времени прошло – два, три месяца, а ты не послал мне ни одного письма, чтобы я узнал, как там живешь».

После армии я уже официально поступил послушником к отцу Исааку Ливанскому в келию (келиями на Святой Горе называются не только комнаты для монашествующих, но и отдельно стоящие строения, обычно с храмом внутри, являющиеся собственностью какого-либо монастыря).

Воскресения на Капсале. Там на Капсале в Панагуде, по соседству у старца Георгия Хаджиэммануила и в других ближайших келиях мы со старцем Паисием совершили много Божественных Литургий. Часто мы разглядывали старца Паисия и непосредственно, и исподтишка, жаждали видеть его лицо, дивились ему, чувствовали его покровительство и ощущали радость…

Когда его долго не было на Капсале, а нам необходимо было посоветоваться с ним по каким-либо вопросам, и мы слышали на улице чьи-то шаги, то бежали со всех ног и, как воробушки, выглядывали в окошко, не пришел ли старец. Такой трепет и такое волнение было у нас, так как старец излучал духовное сияние, Божественную Благодать, святость. А также потому, что, когда мы говорили с ним, он одним своим единственным словом попадал в яблочко, видел тебя насквозь и говорил с тобой на твоем языке. С каждым из нас он по-разному разговаривал на одну и ту же тему. Действительно, это был великий святой. Мы в этом убеждались снова и снова, будучи участниками и свидетелями многочисленных и удивительных событий. Вся его жизнь была свята.


Святой Паисий Святогорец
   
Безусловно, будем реалистами, он пережил многие искушения от демонов и здесь, в монастыре Стомион, где у него были первые вражеские нападения повсюду, куда бы он ни направился. Он сталкивался с разными людьми, подвергался испытаниям, отовсюду терпел несправедливости. Но все вынес терпеливо, в святости, с чувством, что Господь его испытывает, чтобы он «расплатился за некоторые грехи», как он сам говорил смирения ради. С рассуждением, много раз он брал вину на себя, не будучи виноват. Он это делал либо для того, чтобы вышло большое добро, либо чтобы избежать большого зла.

Как-то он рассказал мне об одном серьезном конфликте, который произошел в его жизни. Он сказал мне дословно такие слова: «Чадо, мое сердце стало фаршем». От сильной душевной боли было истерзано его сердце, изрублено на кусочки.

Однажды, будучи еще послушником, я посетил его в день целителя Пантелеимона, и он подарил мне кондо. На монашеском языке «кондо» – это одежда, похожая на длинную жилетку. Примечательным было то, что эта одежда была очень старой и изношенной. Старец годами носил ее, и она освятилась его духовными трудами. Он дал мне ее со словами: «Возьми ее, она твоя. И если тебя спросит твой старец, отец Исаак, «кто тебе ее дал? где ты ее нашел?» – скажешь ему: «Мне дал ее святой Пантелеимон». И смотри, нет благословения передавать ее кому-либо, пусть она будет у тебя».

Это одеяние сохранилось у меня, в моем скромном монастыре… Я, недостойный, получил от старца и много других вещей в качестве благословения. Он подарил также эту монашескую скуфейку, которую я сейчас ношу. У старца была такая любовь, что он всем раздавал не только четки, но и свою одежду. Помню, как однажды отец Паисий вместе с моим другом, отцом Лукой (Кипурос) из монастыря Панорама города Салоники, долго искал в лесу подходящее дерево, чтобы, спилив его, соорудить мне подпорку.

Подпорка – это такая палка, напоминающая букву «Т», на которую мы, монахи, стоя, опираемся грудью и поддерживаемся ею, чтобы нам было легче стоять во время молитвы по четкам. Кто-то называет ее «ленивой палкой», но отец Паисий расстраивался, слыша такое название, поскольку эта палка является большим подспорьем при молитве, и это определение здесь совершенно неуместно.

В течение 15 лет, которые я знал старца, он многократно и удивительным образом раскрывал мои сердечные помыслы. Невероятно, но это были не совпадения, он говорил то, что никому и на ум не пришло бы, поскольку действительно имел дар прозорливости. Этот дар он всегда скрывал…

Он рассказал мне о некоторых событиях, которые сбылись через много лет, в отдаленном будущем от того момента, когда они были предсказаны. Например, у меня была одна проблема и он сказал, что она разрешится, но в ближайшем будущем произошло прямо противоположное, и я очень сильно переживал это. Однако по прошествии многих лет произошло и исполнилось в точности то, что предсказал мне старец. И конечно, все это исполнилось совсем не так, как я себе это представлял, но лучшим и невероятным образом… Он действительно обладал даром предвидения.

Однажды я написал икону Ангела, а старец удивительным образом раскрыл мне, кому именно я решил ее подарить в качестве благословения. До того момента я никому об этом не говорил. Я спросил его:

– Геронда, как вы догадались?

Он ответил:

– Ты что не видишь? Глаза Ангела похожи на глаза того, кому ты собираешься ее подарить.

Пользуясь тем, что я ездил на учебу в Салоники, в 1993 и 1994 гг., я периодически приезжал в Суроти, встречался там с отцом Паисием и совершал много Божественных Литургий, молебнов.

Помню, как во время соборования, в тот момент, когда я, недостойный, помазывал старца Паисия, тот по смирению своему, и поскольку я имел священный сан, наклонился и поцеловал мою грешную руку. Я покраснел, растерялся, и единственное, что я смог законно сделать в ответ, поскольку передо мной стоял святой, это одновременно схватить его руку и тоже поцеловать. Но в тот момент, когда я спонтанно наклонялся и пытался схватить его руку, мы ударились головами!..

Благодаря моей учебе на богословском факультете я был приглашен послужить Пасхальную службу в монастыре Суроти, в 1994 г., последнюю Пасху в земной жизни старца… В церквушке Архангелов присутствовали только старец и сестры. Меня умиляло то, каким образом отец Паисий принимал Священный Огонь, его тихое пение, исходящее из самого сердца. В то время, когда он пел тихо, казалось, что он вопиет ко Господу…

Было очень трогательно слышать, как он восклицал: «Христос Воскресе!» Меня поражало все: его благоговение, его крестные знамения, его вид, его движения, то, как он приобщался из рук моего недостоинства, его терпение в боли, весь его мужественный настрой, расположение духа в крайне мучительных обстоятельствах, когда плоть его из-за болезни весила всего 25–30 кг…

Незабываемой осталась наша последняя встреча, когда он рассказал мне о том, что сказали ему врачи, поскольку он хотел знать правду. Рак может дать метастазы и перейти из одного органа в другой, третий… Помню, отец Паисий радостно, торжественно и весело сказал: «Рак пусть идет, куда ему вздумается, достаточно того, что сюда не дойдет» и показал на голову…

Он говорил мне: «Не имеет значения, когда именно мы уйдем из этой жизни. Значение имеет лишь то, чтобы мы были всегда готовы к смерти». Потом он сказал врачам: «В этой кислородной маске, которую вы на меня надели, я похож на космонавта! Но сейчас ваша миссия окончена, дальше будет действовать Бог».

Однажды весной, когда на дворе вовсю пели птицы, отец Паисий спросил меня:

– О чем сейчас птицы поют?

– Откуда я знаю, геронда?

– Благословенный, они восклицают «Христос Воскресе!»


Архимандрит Арсений (Катерелос)
Перевод с греческого Ольги Собко

Источник: Журнал "Покров"

16 марта 2018 г.



https://pravoslavie.ru/111514.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #65 : 26 Июля 2018, 00:42:52 »


Паисий Святогорец

1 серия




Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца - рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.

Ссылка на фильм


Александр Куприн

Источник: Канал Александра Куприна

6 июля 2018 г.



https://pravoslavie.ru/114196.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #66 : 12 Июля 2019, 02:09:44 »


Изречения преподобного Паисия Святогорца


29 июня (12 июля) Церковь чтит память старца Паисия Святогорца – пожалуй, самого уважаемого и известного из подвижников XX века, духовного наставника не только греческого народа, но и всех православных христиан. Старца Паисия любят в России, знают его труды, учатся на его книгах, утешаются и укрепляются в вере его наставлениями.

Читателям предлагается подборка поучений и рассуждений прославленного афонского подвижника.






О Боге

Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности.

***

Бог ждет, чтобы мы попросили Его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу.

***

Нам надо не говорить, что мы хотим полюбить Христа. Надо стремиться Его не огорчать. Ничего самому не делать и просить в молитве, чтобы Бог дал нам любви к Нему – это дерзость.

***

Человек должен отдавать свою любовь Богу и ближнему, а то, что остается, – остальному творению. Но экологи (друзья животных) любят только Божиих тварей, а не Самого Бога и созданного по Его образу и подобию человека.

О покаянии

Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и однако Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

***

Когда человек перестает молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.

О посте

Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.

Об общественной ответственности Церкви

Пришел ко мне в каливу один атеист до мозга костей. Наговорил всякого, а потом заявляет: «Я иконоборец». Вот так: начал с того, что ни во что не верил, а дошел аж до иконоборчества! «Ах ты, – говорю, – безбожник! Да коли ты ни во что не веришь, тогда зачем говоришь мне, что ты иконоборец? Во времена иконоборчества некоторые христиане от чрезмерной ревности впали в прелесть, дошли до другой крайности, и потом Церковь расставила всё по своим местам. Не было такого, чтобы они не верили». И, между прочим, этот атеист одобрял всё сегодняшнее положение вещей. Поругались мы с ним. «Да, хорошо, – говорю, – что же это за дела? Судьи боятся судить. Люди подают иски на преступников, но потом истцам угрожают, и им приходится брать иски назад. И кто, в конце концов, всем этим заправляет? Тебе, что, нравится такое? Одобряешь их? Да ты сам преступник! За этим ты пришел? А ну давай отсюда!» Выгнал я его.

– Геронда, не боитесь вы, что так говорите?

– Чего мне бояться? Могилу я себе уже выкопал. Если бы не выкопал, то меня беспокоило бы, что кому-то другому придется тратить силы и копать. А сейчас надо будет только несколько жестянок земли бросить…

Знаю еще одного безбожника, хулителя, которому дают выступать по телевидению, несмотря на то, что он произнес самые хульные слова на Христа и на Матерь Божию. И Церковь молчит и не отлучает этих богохульников. Церкви надо было бы отлучать таких. Отлучения, что ли, жалко?

– Геронда, а что, они поймут, если их отлучат, раз они все равно ничего не признают?

– По крайней мере будет видно, что Церковь выражает свое мнение.

О любви

Духовная любовь выше, чем та, которую имеют братья по плоти, потому что делает людей родственниками по Христу, а не по матери. Те, которые имеют такую чистую (благородную) любовь, исполнены доброты, потому что в них пребывает Христос и в их лицах отображается Божество. Конечно, Христова любовь не может войти в нас, если прежде мы не исключим из своей любви самих себя, не отдадим ее полностью Богу и Его образам и если не будем всегда отдавать себя другим, не желая при этом, чтобы другие отдавали себя нам.

***

Христианин должен терпеть всякую несправедливость от других людей. Христианин должен не только с радостью претерпевать всякую несправедливость, но и жертвовать собой ради ближнего. Тогда он становится совершенным, тогда он становится милостивым, тогда он становится святым.

О грехе гордости

Кто сегодня заботится о других? Никто. Только о себе. За это мы дадим ответ. Поэтому перед Богом, Который есть Любовь, мы ответим за это равнодушие.

***

Гордость – это нехватка любви.

***

Если эгоизм умрет, то душа воскреснет.

***

Внутренняя гордость распознаётся с трудом. Один из ее явных признаков – то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный – Бог дает ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием, лишен Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает. Если примешь похвалу за добродетель, которая у тебя действительно есть, – это еще «пол греха». Если за то, чего не заслуживаешь, – «полтора». У человека нет ничего хорошего от себя, всё – дар Божий. Можно обманывать свой помысл, но свою совесть (если она еще жива) не обманешь.

О вере



Верующие люди должны пребывать непоколебимыми в жизненных испытаниях. Верующие и благочестивые люди становятся настоящими христоносцами, когда достойно причащаются Святых Христовых Таин. И внутри них пребывает Бог и дарует им все блага для их спасения. Человеку верующему и благочестивому нечего бояться: ни плохих людей, ни трудных обстоятельств. Потому что он возлагает свои надежды на Господа, и это становится источником силы, которая преображает, совершенствует и исцеляет человека.

***

Страх Божий – начало всякой добродетели. Страх Божий рождается от веры. Начало добродетельной жизни – это непрестанное пребывание ума человека в изучении Слова Божия. Слово Божие принуждает нас осознать наши личные обязанности, взять для себя примером Его святую жизнь и подражать всем Его добродетелям. Учение Господа Иисуса Христа – это свет! Человек, который желает понять учение Господа во всей полноте, должен верить в Иисуса и должен сообразовывать свою жизнь с жизнью Иисуса Христа. Также он должен искренне каяться в каждом своем проступке.

О смирении и неосуждении

У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы.

***

Нужно смотреть на всех других людей как на святых. И только себя самого, только себя видеть грешным и хуже всех, несмотря на то, что другие люди могут быть грешниками. Мы не имеем права видеть других грешными. Мы не имеем права осуждать их. Мы не имеем права говорить против грешного. Человек должен говорить только тогда, когда это необходимо. Говорить, сколько необходимо, и говорить, как должно.

***

Я хочу открыть, дорогие мои братья, мои уста и сказать что-то на тему смиренномудрия, но я боюсь, как боится человек, который собирается говорить о Боге посредством человеческих рассуждений. Смиренномудрие – это одеяние Божества. Сын и Слово Божие, наш Иисус Христос, это одеяние носил, когда пришел и жил здесь, на земле, и общался с людьми. Он носил одеяние смиренномудрия, таким было Его одеяние. Вся Его жизнь была смирением. Смирением Он покрыл Свою Божественность, смирением Он покрыл Свою славу.

***

Тот из людей, кто наденет одеяние смиренномудрия, уподобляется Иисусу. Потому что через смирение он облачается в Иисуса. Смиренного человека, как нам известно, все любят. Смиренному человеку поклоняются как святому. Перед ним благоговеют все, даже дикие звери не трогают смиренного. Сколько есть примеров святых людей! Каждый человек, каким бы он ни был, особенно уважает смиренномудрие. Нет такого человека, который бы ненавидел смиренного человека. Смиренного человека никто не обличает, никто не презирает, потому что его любит Господь. Люди находят покой особенно у тех, кто их любит. Господь упокаивается в душах смиренных людей. К сожалению, люди не любят смирение, не хотят смиряться. Не хотят смиряться, чтобы их любил Господь. Но люди любят гордыню и становятся подобными сатане.

О Кресте

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизни иной получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам еще и духовные проценты.

О едином на потребу

Если мы отдадим свое сердце пустым, ничтожным вещам, то как оно сможет возрадоваться о Христе? Если в нашем сердце Христос, то освящено и дело рук наших, а мы в полноте сохраняем душевные силы и имеем подлинную радость. Не прилагайте своего сердца к бесполезным предметам, не растрачивайте его по пустякам. Сердце, израсходованное на мелочи, не может болеть о том, что на самом деле заслуживает боли.


***


Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, – много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще… Если попадешь в колесики этого механизма – ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.

О молитве

Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может, последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать.

***

Вера усиливается молитвой. Человек, не возделавший в себе веру измлада, но расположенный к этому, может возделать ее молитвой, прося у Христа прибавить ему веру. Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? «Приложи нам веру». Если ты говоришь «приложи», это значит, что ты вверяешь себя Богу. Ведь если человек не вверит себя Богу, то что Он приложит этому человеку? Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить.

О болезнях, несчастьях и терпении



Болезнь всегда приносит человеку огромную пользу. Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию. Здоровье – это хорошее дело, но той пользы, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может. Болезнь приносит человеку духовную прибыль. Болезнь – это величайшее благодеяние. Она омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние. Если душу человека уподобить золоту, то болезнь подобна огню, это золото очищающему. Ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9). Чем больше страданий причиняет болезнь человеку, тем сильнее он очищается и освящается, надо только переносить это испытание без ропота и с радостью.

***

Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу.

***

Нашествия саранчи, войны, засухи, болезни – это бич. И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья – следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий – для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя, до какой степени дойдет злоба людей, и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью – для их вразумления. Это не значит, что Бог устраивает все это Сам.

***

Немного терпения – это единственное, что от нас требуется. Бог дает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую награду, и с помощью болезни искореняет его недостатки. Ведь телесная болезнь исцеляет болезни духовные. Телесная болезнь смиряет человека и таким образом ослабляет болезни его души. Бог все обращает во благо человеку, все, что Он попускает, приносит пользу нашей душе. Он видит, в чем мы нуждаемся, и, соответственно, посылает нам болезнь: или чтобы мы получили за нее награду, или чтобы рассчитались за какие-то грехи.

***

Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нем святой оптимизм.

***

Если мы не молимся за больного, то болезнь развивается.

О мужестве

Живя духовно, даже малодушный и трусливый человек может стать очень мужественным, если только предаст всего себя Христу и будет полагаться лишь на помощь Божию. Он сможет даже отправиться на войну и одержать победу. Те же безумцы, которые пытаются причинить людям вред, в душе трепещут, даже если они смелые люди, потому что подспудно они ощущают свою вину и опираются только на собственную злобу. Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы, к тому же на его стороне правда. Смотрите, волк убегает, услышав лай маленькой собачонки, ведь в доме ее хозяина справедливость на ее стороне, и он чувствует за собой вину. Тем более будет бояться человек, который хочет причинить вред тому, кто близок ко Христу! Поэтому надо страшиться только Бога, но не людей, какими бы плохими они ни были. Обретая страх Божий, даже очень несмелый человек делается мужественным. В какой мере мы приближаемся к Богу, в такой мере мы перестаем бояться чего-либо, потому что в трудных ситуациях полагаемся на помощь Божию.

***

Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай, сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9781


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #67 : 12 Июля 2019, 02:10:43 »

(Окончание)


О супругах



Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи – найти будущим супругам хорошего духовника. Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор. Когда супруги не найдут между собой согласия, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Иначе же семья разрушается: вмешиваются родители жены, родители мужа – и все вместе стараются настоять на своем и губят семью. Когда же супруги согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не будет таких запутанных ситуаций.

Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой.

***

Некий брат, только что женившийся, приехал на Святую Гору, к старцу. Между ними состоялся следующий диалог:

– Батюшка, я женился.

– Живите и преуспевайте. Красивую ли жену взял?

– Красивую, батюшка.

– Э, не будешь иметь награды от Бога. Э, бедный-бедный, Бог устраивает весь мир и не устроил тебя! Христиане должны жениться на некрасивых женах, дабы утешились и они. Не имея внешней, телесной красоты, они, некрасивые, имеют великую красоту внутреннюю. Они, бедняжки, видят, что не пристраиваются, плачут и отчаиваются и склоняются к худшему. Если их не возьмете в жены вы, крепкие христиане, кто их возьмет?

О детях

Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

***

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

***

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

***

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

***



Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

О монашестве

Монах не имеет права себя оправдывать даже когда прав. Самооправдание делает душу человека жилищем бесов.

***

Монах должен учиться практическому, а не университетскому богословию.

***



Монах уходит далеко от мира не потому, что ненавидит мир, но потому, что любит мир и этим способом может больше помочь ему своей молитвой в делах, которые не могут совершиться благодаря человеческим усилиям, но только при божественном вмешательстве. Так Бог спасает мир. Монах никогда не говорит: «Я спасу мир», но молится о спасении всего мира так же, как и о своем собственном. Когда Благий Бог услышит его молитву и поможет миру, он опять-таки не говорит: «Я спас мир», но – «Бог».

Итак, если говорить коротко, монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от «радиопомех» мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру.

***

Новоначальному монаху полезнее следить за богослужением, чем во время службы творить Иисусову молитву. Пусть сначала выучит Устав, молитвы, Праздники – а потом уже сосредоточится на умном делании.

***

Если хочешь испортить духовного монаха – поручи ему управленческие дела.

***

Однажды старец Паисий сказал одному министру: «Не оказывайте Афону материальной помощи, а то монахи оставят духовное делание и станут прорабами».

***

Даже преуспевшим в духовной жизни полезно отсекать свою волю.



Подготовил Юрий Пущаев


https://pravoslavie.ru/114336.html
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!