Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 16:44:29  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Иван Фёдоров и книгопечатание на белорусских землях  (Прочитано 803 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Июля 2019, 10:29:48 »

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ

Иван Фёдоров и книгопечатание на белорусских землях

К 450-летию издания «Евангелия учительного»



В Беларуси имя Франциска Скорины, доктора медицины, издателя и типографа из Полоцка, настолько заслонило собой других лиц, стоявших у истоков кириллического книгопечатания, что едва помнится имя человека, от которого ведет своё начало настоящая традиция славянского книгоиздания на белорусских землях. Между тем, именно с деятельностью Ивана Фёдоровича Москвина (Ивана Фёдорова) связано становление книгопечатания не только в России, но и в Беларуси, и на Украине.


Памятник Ивану Фёдорову в Москве

Отдавая должное Франциску Скорине, надо сказать, что он не был первым, кто стал печатать книги славянским шрифтом. Начало положил немецкий мастер Швайпольт Фиоль в польском Кракове. Здесь в 1491-1492 гг. он издал четыре богослужебные книги на церковнославянском языке: Октоих, Часослов, Постную и Цветную Триоди (есть ещё упоминание о пятой – Псалтири). Дело было остановлено из-за противодействия католических властей Кракова. Хотя эту попытку и нельзя начать удачной, вспомнить предприимчивого мастера, имевшего, возможно, славянские корни (Швайпольт – онемеченное имя Святополк), определённо стоит.

В конце XV в. действовали славянские типографии в Черногории, Румынии и Венеции, а в 1517-1519 гг. одна из типографий в Праге была использована Франциском Скориной для печатания первой Библии на церковнославянском языке. Своё дело Скорина продолжил в Вильно в 1522-1525 гг., когда издал несколько книг для церковного употребления. Однако его книги оказались невостребованными в православной среде. Сам Скорина был католиком, на что указывает его имя Франциск, и в своей издательской деятельности не следовал строго церковной традиции (отступал от правил церковнославянской орфографии, размещал в книгах свои портреты). Показательно, что у полоцкого типографа не было преемников, начатое им дело славянского книгопечатания в Вильно прервалось почти на пятьдесят лет.

В дальнейшем книгопечатанием на белорусских землях занимались протестанты. Первая типография на территории Беларуси была открыта в Бресте на средства канцлера Николая Радзивилла Чёрного в 1553 г. Здесь были печатниками прибывшие из Кракова Станислав Мурмелий и Киприан Базылик. Книг выходили десятки изданий, но только на польском и латинском языках. В 1563 г. брестской типографии была напечатана первая польская Библия. Впрочем, среди протестантских польско-латинских изданий есть три исключения. Антитринитарий (еретик, отвергающий Троичный догмат христианской веры) Симон Будный подготовил в 1562 г. две книги на местном западнорусском («старобелорусском») языке в Несвиже. И Василий Тяпинский около 1570 г. издал Евангелие на церковнославянском языке с параллельным «руским» текстом для «лепшого рассудку». Протестантские издания ходили только в узком кругу шляхты, увлекшейся европейской религиозной модой (реформацией).

Что же касается православных жителей Московской и Литовской Руси, то потребность в тиражировании богослужебной литературы ощущалась ими довольно остро. В 1551 г. в Москве состоялся собор, изложивший свои решения в ста пунктах («Стоглав»). Среди вопросов были и такие, которые касались книжного дела. Отмечалось, что традиционный способ воспроизведения текста с помощью переписывания порождает многочисленные ошибки и тиражирует погрешности, как в библейских, так и богослужебных книгах. Учитывая их священный характер, это было недопустимо и требовало исправления. Книгопечатание могло значительно улучшить саму постановку дела. И около 1560 г. в Москве появляется первая частная типография, основанная при участии священника Сильвестра, духовника царя Ивана IV Грозного. В этой опытной типографии и начал свою деятельность в качестве ученика Иван Фёдоров.

Нет точных сведений о времени и месте его рождения. Есть гипотеза о белорусском происхождении Фёдорова. Она основывается на сходстве его типографского знака с шляхетскими гербами «Шренява» и «Дружина». Кроме того, в метрике Краковского университета встречается упоминание об «Иване Федорове из Петковиц» и «Иване Федорове Москвитине». Эти косвенные указания, однако, следует сопоставить с тем, что Иван Фёдоров (Федоров – это отчество, т.е. сын Фёдора) в своих изданиях именовал себя только «Москвитином», «з Москвы». По традициям того времени это было обозначением места рождения. Так, сотрудник Ивана Фёдорова назывался Пётр Тимофеевич Мстиславец, т.е. из Мстиславля, и Скорина в своих изданиях называл Полоцк именно как место своего рождения. Наконец, оказавшись на территории Речи Посполитой, Иван Фёдоров вспоминал о Москве как своём отечестве (Послесловие к Апостолу 1574 г.).


Апостол Фёдорова

После частной типографии в Москве в 1562-1563 г. учреждается первая государственная типография. Иван Фёдоров становится во главе печатного дела. В 1564 г. он выпускает первую датированную книгу – «Апостол», а в 1565 г. вторую – «Часовник». После этого Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец покидают Москву и оказываются на территории Великого княжества Литовского. Причина этого до конца не ясна. Сам Фёдоров указывает на зависть, которая вылилась в обвинение в ереси «от многих начальников, священноначальников и учителей» (Послесловие к Апостолу 1574 г.). Сомнительно, что покинуть Москву издателей вынудил якобы устроенный завистниками пожар в типографии: Фёдоров в целости вывез шрифты и гравировальные доски. Не изменилась и государственная политика в отношении книгопечатания. После отъезда Федорова и Мстиславца издательское дело продолжил ученик Фёдорова Андроник.

В 1568 г. типографы из Москвы останавливаются в Заблудове (современная Польша), в имении Григория Ходкевича, гетмана Великого княжества Литовского. Род Ходкевичей был известен своим покровительством Православию. Отец Григория Александр был основателем известного монастыря в Супрасле (Польша). Григорий Ходкевич и ранее проявлял интерес к книгоизданию. Ещё в 1561 г. он направил монаха Исаию в Москву для собирания годных оригиналов Библии и других книг для печатания. Существует даже предположение, что сам отъезд Фёдорова из Москвы был ответом на прямое приглашение Ходкевича.


Учительное Евангелие

Так или иначе, но в 1569 г. Фёдоров и Мстиславец выпустили в Заблудове первую после значительного перерыва кириллическую книгу в Литовской Руси – «Евангелие учительное». Это сборник святоотеческих толкований на воскресные евангельские чтения. Ходкевич замышлял издать книгу на «простой молве», т.е. на простонародном языке. Однако после совещания с московскими типографами и ревнителем православного просвещения князем Андреем Курбским (московским беглецом) было решено печатать книгу на традиционном церковнославянском языке. В 1570 г. в Заблудово вышла богослужебная Псалтирь с часословом. На этом издательская деятельность Фёдорова в Заблудове прекращается. Слабое здоровье литовского гетмана вынуждает главного спонсора устраниться от дела. Типограф отклоняет предложение Ходкевича остаться в имении и заниматься спокойным трудом землевладельца. Он переезжает во Львов, где в 1574 г. издает «Апостол» – первую кириллическую книгу на территории Украины. Там же вышел и первый славянский учебник – «Азбука». Свою издательскую деятельность он продолжил затем в Остроге у известного православного магната князя Константина Острожского. Здесь Иван Фёдоров увенчал свои труды печатанием Библии (1581 г.), которая стала образцом для всех последующих изданий Священного Писания на церковнославянском языке. Скончался Иван Фёдоров во Львове в 1583 г. и был похоронен при Онуфриевском монастыре.


Острожская Библия

Заслуги Ивана Фёдорова Москвина для развития кириллического книгопечатания трудно переоценить. Его издательские подходы и шрифты стали типичными для печатного дела и в Москве, и во Львове, и в Остроге. Его сотрудник Пётр Мстиславец возродил кириллическое книгоиздание в Вильно. От Мстиславца печатное ремесло переняли братья Мамоничи, издавшие в столице Великого княжества Литовского Статут 1588 г. В типографии Мамоничей начало издательскую деятельность виленское церковное братство, основавшее затем собственные друкарни в Вильно и Евье (литовский Вевис). По образцу братских стали открываться православные типографии на белорусских землях. В частности, в Могилёве в 1616 г. вышел Служебник, а в 1619 г. – «Евангелие учительное». В 1630-е гг. книгопечатание в Кутейно, Могилёве и Буйничах организовал могилёвский уроженец и воспитанник киевского братского училища Спиридон Соболь. Таким образом, от Ивана Фёдорова ведет свое начало непрерывная традиция православного книгопечатания на территории России, Литвы, Украины и Беларуси. За это он заслуживает благодарной памяти далёких потомков.

https://www.fondsk.ru/news/2019/07/16/ivan-fedorov-i-knigopechatanie-na-belorusskih-zemljah-48605.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!