Менять нужно. Но не Церковь, а себяБлаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий В этом году Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий празднует сразу две значимые даты — свое 75-летие и 5-летие своего избрания на древнюю Киевскую кафедру. Накануне Дня Крещения Руси журналисты телеканала «Интер» поговорили с Его Блаженством о его пастырском служении, о современной Церкви и о Дне Крещения Руси.— Ваше Блаженство, поздравляю Вас с наступающим Днем Крещения Руси. Еще этот день называют днем рождения нашего народа. Скажите, Вы размышляли, думали ли над тем, что выбор святого Владимира мог быть иным? Другими словами, Крещение Руси было предопределено? Или же это стечение исторических обстоятельств?— Крещение Руси — это огромное событие, которое для нас имеет очень большое значение. Очень важное для нас. Но семена христианства на Руси были посеяны еще святым апостолом Андреем Первозванным. Это первый век по Рождеству Христовому. Святой Андрей Первозванный, мы знаем из истории, пришел на киевские горы и остановился на том месте, где мы находимся. Он благословил эти горы и сказал пророческие слова, что здесь будет великий город, будет много церквей и будет прославляться имя Божие. Естественно, что в то время здесь уже жили люди, апостолы ведь не ходили по пустынных местах. Они шли в народ. И здесь были люди, которые приняли эти семена христианства.
Потом история говорит о том, что он поднялся выше по Днепру, до Новгорода дошел, потом спустился вниз, пройдя через нынешнюю Румынию, Болгарию. И достиг нынешней Греции. Везде он сеял семена христианства. В Греции апостол Андрей мученически завершил свою земную жизнь. В городе Патры есть место, где он пострадал, там есть и фрагмент креста, на котором его распяли. Поэтому сказать, что святой князь Владимир просто нас ввел в христианство будет неправильно. И семя Христовой веры жило в нашем народе. Возможно, оно не давало таких обильных плодов, но оно жило. Ну, как семя сеют в землю. Оно не может сразу взрасти, когда сегодня посеют, завтра уже сразу ростки. Каждое семя растет по-своему. И семя христианства дало ростки на нашей земле.
Сказать, что наши люди были такие дикие, я бы оспорил это, потому что наши дикие, в кавычках, предки не сделали никакого зла апостолу Андрею. Он проповедовал, он говорил о Христе и его отпустили с миром. Он пошел дальше. Вернулся. Пришел к цивилизованному миру языческому, к грекам, они там его убили. Распяли. По дикости они были свирепее нас. Ну, а так случилось, что в силу каких-то политических, географических обстоятельств, та земля быстрее дала ростки христианства. У нас медленнее. Они как-то росли, но не так активно, не так обильно.
А святой князь Владимир, он сделал всплеск, огромный всплеск рассвета христианства. Вот весной, я просто сам наблюдал, что ложишься спать, — деревья в одном состоянии. Утром встал, они уже все покрыты листьями или цветами. Расцвели за одну ночь. Вот это такой был всплеск. Духовный всплеск был при святом князе Владимире. Его бабка Ольга была христианка. Но и до Ольги на нашей земле были христиане. И к ним относились хорошо у нас, не мучили, не преследовали. Но не было такого всплеска. А при нем получился всплеск.
И поскольку он был правителем, был руководителем огромного, сильного государства, то, приняв православную веру, и весь народ вслед за ним принял православную веру. Князь Владимир и сам крестился, и весь народ привел к этому крещению. Вот этот всплеск, который был при князе Владимире. Он обусловлен, во-первых, его внутренним желанием стать христианином. Ну и конечно, я думаю, что это не было чуждо для него, что он хотел также выстроить свое государство по образцу Византии. Потому что народ был сильный, государство было большое. Но, возможно, порядков таких вот, уже отшлифованности такой, которая была в Византии в то время, у нас не было. И он взял и то и другое.
— Сейчас уже традиционным стало такое по-настоящему народное празднование Дня Крещения Руси, ежегодно и в молебне на Владимирской горке, и в крестном ходе в Киево-Печерскую лавру принимает участие все большее количество людей. Вот в прошлом году по подсчетам организаторов крестного хода в нем приняли участие 250 000 человек. То есть из года в год количество верующих увеличивается. Почему так происходит?— Ну, во-первых, это день нашего духовного всплеска. Он для нас очень дорог, потому что в этот день многие люди пришли ко Христу. Это великая радость, великий праздник, что человек нашел Истину. Он пришел ко Христу, он принял крещение, он стал сыном Божиим и сыном вечного спасения. И мы в этот день поэтому так чтим и празднуем, а люди приходят на Крестный ход. Мы совершаем каждый год крестный ход с Владимирской горки в Киево-Печерскую лавру, и приходит много людей. Люди хотят духовного общения. Эти крестные хода не преследуют никаких политических целей. Это просто духовный молитвенный крестный ход.
— Количество людей, которые желают вот этого общения духовного, увеличивается?— Это говорит о том, что люди имеют жажду духовного. Нас кормят очень много там с утра до ночи политическими какими-то там лозунгами, идеями и выражениями. Ну да, где-то в какую-то меру, возможно, человеку интересно узнать, что творится. Но запрос души человеческой не в том, где там землетрясение, где потопы, где там еще что-то, где какая-то революция. А запрос человеческой души — узнать о Боге. Узнать свое будущее, узнать о том, для чего он создан, его предназначение. И поэтому люди собираются на крестные хода, и они друг с другом общаются, и при этом общении человек духовно обогащается. Они друг друга поддерживают.
— Очевидно, эти самые важные вопросы, о которых Вы говорите, все чаще и чаще предстают перед людьми.— Да, они вот идут и здесь, на крестных ходах, утоляют свою духовную жажду, жажду слово Божиего, жажду молитвы, жажду общения с Богом.
— Мне по роду моей работы на телевидении приходится общаться с огромным количеством людей, самых разных людей. И многие из тех, кто далек от церковной жизни, не понимают, что такое каноническая церковь и что Украинская Православная Церковь — каноническая. Объясните, пожалуйста, почему в канонической Церкви есть благодать, а у раскольнических конфессий нету?— Каноническая церковь — это само слово «каноническая», от слова «канон». Это группа верующих, которая живет по канонам Церкви. У каждого государства есть свои законы, своя конституция. И все граждане государства должны жить согласно своей конституции. Если человек живет по Конституции, значит, у него все хорошо, все гладко, все нормально. Если он нарушает конституцию, то его действия называются антиконституционными, и за это человека, осуждают, или штрафуют, или садят в тюрьму.
Церковь имеет свою конституцию, эти каноны. Если мы живем по канонам, то мы называемся каноническая Церковь, а если мы нарушаем каноны, мы называемся антиканоническая Церковь. Если человек нарушает каноны церковные, то мы за это не штрафуем и не сажаем в тюрьму. Это не наши меры. Но у нас есть такая мера, когда мы присекаем молитвенное и евхаристическое общение с такими людьми. И таким образом отсекаем их от себя, отделяем себя от них. И наша каноническая Церковь в этих непростых условиях старается не нарушать никакие церковные каноны.
Вот, если кто хочет детально узнать, в чем каноны Церкви состоят, есть такая книга, которая называется «Правила и каноны церковные». Можно открыть и почитать эту книгу и посмотреть, как христиане, как Церковь должна себя вести, как жить, чтобы она была в пределах канонов. Эти каноны, они написаны людьми, но под вдохновением Духа Святого. Поэтому, кто содержит эти духовные каноны, тот сам наполняется благодатью Святого Духа. Кто нарушает эти каноны, тот лишается этой благодати Святого Духа, который передается через эти каноны.
— Я хотел бы Вас сейчас спросить о последних событиях в нашей стране. А точнее о том периоде, когда была создана новая религиозная организация, которую назвали «Православной церковью Украины». Многие ее сторонники после создания этой новообразованной структуры то ли при поддержке, то ли с молчаливого соглашения властей начали захватывать храмы. Кроме того, есть факты случаев избиения священников, верующих, гонения священнослужителей. На данный момент захвачены уже десятки храмов, в Верховной Раде на рассмотрении лежат законопроекты, которые Церковь называет дискриминационными. Так вот, я хочу спросить, какая ситуация сейчас на самом деле? Спрашиваю, потому что есть ощущение, что ситуация меняется. Соответствует ли это действительности и что в принципе необходимо сейчас делать, чтобы эти современные гонения, нападки на Церковь, полностью прекратились?— Вы знаете, что когда человек находит свое место в жизни, он успокаивается. Вот человек, которого Бог создал для того, чтобы быть учителем. И пока он еще не стал учителем, он все время чувствует какой-то дискомфорт. Вот он не исполнит предназначение Божие. Когда он стал учителем, он успокоился. Другому Бог дал талант врача. И пока он не достигнет этой цели, он не может успокоиться. Когда достиг — он находит себя. Все у него умиротворяется в душе.
Агрессия, которая проявляется со стороны ПЦУ на нас, сама свидетельствует о том, что они не нашли себя, что они не находятся в Истине. Агрессия говорит о том, что там нет благодати Святого Духа. Потому что там, где есть благодать Святого Духа, там есть мир, есть радость, спокойствие, есть такие природные чувства, как счастье, блаженство, а где этого нет, человек мечется и думает как бы себя успокоить тем, чтобы захватить один храм, другой, третий. Всех сделают подобными себе, и это их успокоит.
Но, поверьте, это никогда не успокоит человека, пока он не познает истины, пока он не придет к Богу и не смирится перед Богом, он никогда не сможет успокоиться. Даже если весь мир пойдет за ним, и будет его слушать, и будет делать, как он говорит. Диавол, он в таком же положении находится. Ему плохо, у него внутренний дискомфорт, и он думает, что если всех людей я к себе переманю, то я найду себе успокоение какое-то для себя. Но такого не бывает, он переманивает к себе многих людей, но покоя он не находит, потому что он не живет с Богом. И чтобы найти покой, надо жить с Богом. Поэтому наша Церковь никогда не проявляла никакой агрессии ни к кому, никогда не захватывала никакие храмы.
Есть у нас примеры, когда в некоторых районах, ну я не буду говорить где, приходили власти и давали ключи там от греко-католического храма, давали от филаретовского храма, тогда еще не было ПЦУ. Вот берите, владейте. А епископ сказал: «Мне чужого не надо». Вот это отношение настоящей Церкви к этому вопросу, а сама агрессия, насилие говорит о том, что эти люди сбиты с правильного пути. Сегодня этот процесс рейдерского захвата храмов идет на спад. Он идет уже, думаю, по инерции. Всегда все вещи имеют инерцию. Даже человеческий ум инертный. Господь когда-то сказал, что вы медлительны и косны сердцем. То есть человек медлительный и косный сердцем, он не может понять сразу какою-то истину. И вот эта инерция, она продолжается еще в некоторых регионах, но она уже потеряла подпитку из центра. Потому что отсюда шла инициатива и всякие там стимуляторы. Стимул шел отсюда. И когда все это потерялось, там идет по инерции.
Так что сегодня, слава Богу, ситуация успокаивается. Мы просим власть, и я просил нынешнего президента, что мы не хотим для себя никаких преференций, никаких каких-то особенных исключительных отношений, преимуществ. Мы просим, чтобы все были равны перед законом. Чтобы не было законов, которые есть для одной элиты, и законы, которые для нас существуют. В том числе и те законы, которые сегодня стоят на повестке дня против нашей Церкви. А так не должно быть. Должны быть все равны перед законом. Наверное, в этом суть демократического государства, что оно, его искусство должно не в том быть, чтобы всех обратить в единомыслие, то есть все должны думать, как я. А искусство заключается в том, чтобы всех разномыслящих объединить, разумно объединить, не нарушая их свободу слова, свободу воли. Настроить их так, настроить, чтобы они работали на пользу государства.
А не так, что была создана ПЦУ, чтобы всех покорить этой Церкви, в кавычках, и эта Церковь должна служить какой-то политической партии. Церковь не может служить партии. Церковь внепартийная. Если мы будем служить партии, мы станем такой же политической организацией, как та партия, которой мы служим. Церковь служит всем. Всем людям из всех партий. И в нашей Церкви и люди из разных партий, с разными политическими взглядами, с разными образовательными и социальными уровнями. У нас все перед Богом одинаковы, все равны. Это все дети Божии.
— Да, но, к сожалению, за последние годы церковная тематика стала слишком политизированной. Вот что Вы можете сказать тем, кто слово «Церковь» воспринимает вот исключительно лишь в политическом контексте?— Я хотел сказать, чтобы те люди, которые не понимают природы Церкви, пусть они не вмешиваются в жизнь Церкви. Это не угроза. Я сам боюсь переступить какие-то правила Церкви, потому что я знаю, что это потом обернентся для меня трагедией, личной трагедией. Поэтому я бы советовал таким людям, если не понимаешь — не вмешивайся, не давай советы. Лучше, если хочешь объединить, я говорю это политикам, если хотите объединить — объедините сами себя сначала. А мы посмотрим, как это делается. Может, и мы объединимся по такому же сценарию.
На протяжении всей истории политики старались как-то завладеть Церковью. В основном те, которые не знают природы Церкви, не видят Христа, Который в Церкви, Который ее возглавляет. Они видят, что идет корабль, а капитана не видят, и они думают: давай я сяду, возьмусь за штурвал, тоже поуправляю Церковью, а тут не так просто. Тем кто взялся за штурвал, руки поотсыхали. Вот кто полез Церковью управлять, все кончили трагически. Вот поэтому не надо. Не надо лезть в дела Церкви. Церковь сама разберется в своих проблемах. У политиков есть свои проблемы, у Церкви есть свои проблемы. И каждый должен заниматься своими проблемами.
— Скажите, если этот вопрос глобализировать, есть мнение, что сейчас в мире идет полномасштабная борьба с христианством. И справедливо ли утверждать, что те нападки, о которых мы говорим, нападки и гонения на Церковь, которые осуществляются в нашей стране, что это не просто борьба с Украинской Православной Церковью. А это в той или иной форме такая глобальная борьба с христианством?— Согласен, абсолютно согласен с этим. Мы просто являемся фрагментом этой общей большой борьбы против Христа. Идет борьба против Христа. Да. Идет глобализация, выстраивается большой мир, общий мировой дом, в котором должны все люди жить. Где не будет политических границ. С исчезновением политических границ исчезают многие проблемы, которые порождают эти границы. И сегодня вопрос для Церкви стоит в том, чтобы в этом огромном мире, в новом мировом пространстве, найти себе место. Потому что, к сожалению, для христианства там места не отведено. И мы сейчас занимаемся тем, чтобы выбороть себе законное место в этом пространстве. В этой борьбе у нас и появились эти всякие там томосы и так далее, и так далее. Все это связано с этой борьбой за пространство в этом мировом порядке.
Мы, конечно, хотим, чтобы мы имели в этом новом государстве большом свое законное место, юридическое место, но не хотим за это платить чистотой своей веры. Потому что нам косвенным образом предлагают: ты оставайся христианином, прими тот закон, тот закон, который Бог осуждает. Бог запрещает так делать. Ну какой я буду христианин, если я буду делать то, что Христос запрещает делать? Я уже не буду христианин, а буду мыльный пузырь, пустой, который только вид имеет масштаба такого, пространства я не буду иметь. Поэтому мы в этом мире занимаемся тем, чтобы найти себе место в этом пространстве и выработать какой-то юридический, административный механизм управления Церковью.
(Окончание следует)