Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 03:38:44  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Либералы проиграли президентские выборы в Аргентине  (Прочитано 862 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 31 Октября 2019, 09:39:12 »

ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ

Новый президент Аргентины предлагает народу социальный пакт

Вырвется ли Аргентина из порочного круга бесконечных дефолтов?



27 октября в Аргентине прошли президентские выборы. Убедительную победу одержал кандидат от перонистской оппозиции Альберто Фернандес. Он набрал около 48 процентов голосов, тогда как действующий президент, либерал Маурисио Макри – 40,4 процента. В голосовании приняли участие 80,86 процента избирателей.

Победа Фернандеса означает, что Кристина Киршнер, которая шла на выборы в связке с Фернандесом и восемь лет (2007-2015) занимавшая пост президента Аргентины, станет вице-президентом.



Главной причиной победы тандем Фернандес – Киршнер послужило то, что Аргентина стала быстро вползать в глубокий экономический кризис (macrisis), ставший следствием экономической политики Macrismo по имени Маурисио Макри. Идеология Macrismo основана на либертарианских идеях Айн Рэнд и предполагает сведение роли государства в экономике к крайнему минимуму.

Экономическая команда Макри состояла «из технократов с отличным западным образованием и опытом работы», – пишет Forbes. Однако удержаться у власти Маурисио Макри это не помогло.

Пытаясь объяснить провал либеральных реформаторов «с отличным западным образованием», Forbes выискивает в их действиях крупные и мелкие ошибки, забывая о коренной системной ошибке неолибералов – уповании на монетаризм и ставке на капиталовложения из-за рубежа. В условиях нарастания в мировой финансово-экономической системе кризисных тенденций такая политика обречена на провал.

Сейчас Аргентина в ещё более тяжелом положении, чем в начале президентства Макри. Аргентинский песо – одна из самых слабых в мире валют из-за взятого у МВФ займа в $57 млрд. Страна вряд ли сможет его выплатить. Внешний долг Аргентины вырос до $278 млрд (на 72,5% больше, чем в начале президентства Макри), стране грозит очередной дефолт (за последние 200 лет Аргентина объявляла дефолт восемь раз!). Инфляция по итогам 2018 года достигла 47% (в 2015 году была 23%) и продолжает расти. Уровень бедности вырос до 34% (это около 16 млн из 44 млн жителей Аргентины).

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1977 года Саймон Кузнец как-то иронично заметил, что «существует четыре вида стран: развитая, слаборазвитая, Япония и Аргентина», имея в виду стремительный экономический рывок Японии и катастрофический провал Аргентины, которая процветала до 1914 года, но после Первой мировой войны пережила «столетие упадка».

За 43 года, предшествовавших Первой мировой войне, экономика Аргентины росла быстрее всех в мире, на 6% ежегодно. «Страна была магнитом для европейских иммигрантов, которые стекались, чтобы найти работу в плодородных пампасах, где зерновые и скот стимулировали развитие Аргентины», – пишет The Economist. По доходу на душу населения страна входила в десятку самых богатых в мире после Австралии, Великобритании и США, опережая Францию, Германию и Италию.

До начала Первой мировой войны взрывной рост международной торговли бесконечно расширял рынки сбыта для аргентинской говядины и зерновых. От всего этого почти ничего не осталось.

Причина постоянных кризисов аргентинской экономики в ХХ веке – её критическая зависимость от сельского хозяйства, фактическая монокультурность. Сделав ставку на развитие аграрного сектора, экспортируя сою и говядину, Аргентина могла поддерживать уровень жизни граждан лишь за счёт вошедшего в поговорку «экономического маятника» (el péndulo de la economía) – шараханья от жёсткого протекционизма перонистов к не менее жёсткому (нео)либерализму.

Два президента-неолиберала Карлос Менем и Фернандо де ля Руа в 1990-е годы загнали страну в кабалу к МВФ, а монетаристские реформы министра экономики Доминго Кавальо сделали аргентинские товары неконкурентоспособными и вызвали дефолт 2001 года. Президент Нестор Киршнер (2003-2007), перонист левоцентристского толка, усилил государственный контроль над экономикой и поддержал отечественных производителей. В годы его президентства увеличился экспорт, правительство смогло погасить долги, в том числе перед МВФ. Нестор Киршнер увеличил расходы на социальные нужды и поставил своей задачей построение социального общества в духе идей бывшего президента Хуана Перона, основателя Хустисиалистской партии. Однако после смерти Нестора Киршнера и прихода к власти его вдовы Кристины Киршнер экономическая ситуация в стране вновь начала ухудшаться.

При Кристине Киршнер госбюджет стал расходоваться на множество различных субсидий, в том числе даже на оборудование для трансляции футбольных матчей. Непосильная для бюджета социальная политика продолжалась даже в условиях замедления экономического роста, начиная с 2012 года, в связи с тем, что Китай стал закупать меньше аргентинской сои.

Президентство Макри усугубило экономический кризис и, в принципе, дало шанс перонистам учесть их прежние ошибки. Для выхода из кризиса Альберто Фернандес предлагает импортозамещение и стимулирование экспорта. Он хочет снизить налоги для малого бизнеса, содействовать возобновлению коллективных договоров в защиту работников, не повышать тарифы на ЖКХ, снизить ставки Центробанка и снова вернуться к государственному регулированию цен.

Главная задача – пересмотр соглашений с МВФ. Альберто Фернандес предлагает уругвайский рецепт: продлить сроки оплаты, снизить платежи, чтобы подстегнуть внутреннее потребление и дать аргентинской экономике вырасти. Предлагаются также «новый общественный договор об ответственном гражданстве», соглашение с промышленностью, аграриями и профсоюзами «в рамках социального пакта» (en el marco de un pacto social). Фернандес определил смысл социального пакта так: «Это общественный договор о том, что 180 дней мы можем увеличивать зарплаты, не увеличивая инфляцию».

Достаточно ли этого, чтобы экономические проблемы, от которых страдала Аргентина в XX веке и страдает сейчас, были преодолены? Удастся ли стране сломать «аргентинский маятник» и начать устойчивый экономический рост? Если нет, «формула Саймона Кузнеца» («есть четыре вида стран: развитая, слаборазвитая, Япония и Аргентина»), увы, сохранит своё значение и в будущем.

https://www.fondsk.ru/news/2019/10/30/novyj-prezident-argentiny-predlagaet-narodu-socialnyj-pakt-49344.html
« Последнее редактирование: 05 Ноября 2019, 01:17:39 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Ноября 2019, 01:17:01 »

Игорь Пшеничников, эксперт РИСИ

No pasaron: либералы проиграли президентские выборы в Аргентине

США исходом голосования в Аргентине недовольны: победа «перонистов» может снова изменить политический тренд Латинской Америки


Убедительную победу на президентских выборах в Аргентине одержали Альберто Фернандес в тандеме с бывшим президентом Кристиной Киршнер (стоят в центре).

Американские деньги ничего не решили

Состоявшиеся в Аргентине президентские выборы дают старт новому политическому циклу в этой стране. Как и ожидалось, убедительную победу на них одержали Альберто Фернандес в тандеме с бывшим президентом Кристиной Киршнер, которая станет вице-президентом. Они - «перонисты» (по имени президента Хуана Перона), сторонники левых взглядов и, соответственно, ставят во главу угла социальную справедливость. Свои голоса за них отдали 48 % избирателей. Стоящий на противоположном, либеральном фланге, действующий президент Маурисио Макри набрал 40,5 % голосов.


Маурисио Макри не переизбрали за отсутствие национальной гордости и... пособничество США.
© facebook.com/mauriciomacri


Аргентинцы проголосовали против неолиберального курса нынешних властей и лично против Макри, который был открытым сторонником США и проводил экономическую политику под диктовку Международного валютного фонда (МВФ).

Результаты выборов ещё раз показали несостоятельность этого пути. Гигантский кредит в 50 млрд долларов, выделенный Фондом правительству Макри, не помог стабилизировать экономику. Ни для кого не секрет, что эти гигантские деньги были выделены действующему президенту в расчёте на то, что это ослабит хронический экономический кризис в Аргентине, обуздает инфляцию и, следовательно, создаст образ Макри как «спасителя страны» в канун выборов.

Однако эта американская «припарка» не помогла. Большинство аргентинцев отдали свои голоса за Фернандеса даже несмотря на то, что победа левых сил весьма болезненно воспринимается крупными инвесторами и валютными спекулянтами, которые опасаются вмешательства новых властей в экономику и, в частности, введения ограничений на операции с валютой. Эти опасения грозят резкими обесцениванием национальной валюты, поскольку крупный капитал, спасая сбережения, пытается «уйти в доллар».

Так, по итогам праймериз (предварительных выборов) в августе, на которых победу одержал А.Фернандес, курс аргентинского песо резко обвалился - с 46 до 55 песо за доллар. Чтобы обуздать падение песо, правительство Макри было вынуждено выбросить на валютный рынок  22,8 млрд долларов - из тех самых средств, которые предоставил МВФ. Это выправило ситуацию лишь частично. В канун нынешних выборов инвесторы и спекулянты опять пытаются спасти свои средства, выводя их в доллар и разгоняя девальвацию песо. И непосредственно перед нынешними выборами доллар стоил уже 75 песо. Но несмотря на опасность резких девальвационных скачков, аргентинцы всё равно проголосовали за левых. Потому что ситуация в Аргентине на данный момент столь плачевна, что избиратели предпочли вероятную новую волну девальвации песо и частичную потерю своих и без того скудных средств продолжению экономического курса Макри. А к чему он привёл?


Аргентинцы протестуют против ухудшения жизни в стране при президенте Макри.
© flickr.com

 
«Самый большой позор Аргентины - это голод» её граждан

Головной болью нового президента станет не формирование благоприятного инвестиционного климата, не стимуляция экономики к созданию новых рабочих мест (хотя и это тоже важно), а борьба с... голодом. Спекулятивные страсти утихнут, и национальная валюта так или иначе стабилизируется в течение нескольких дней или пусть даже недель, а вот голод в одночасье не победишь. Примерно 14 миллионов из почти 45-миллионного населения Аргентины, то есть около 35 %, буквально голодают. Половина детей в возрасте до 15 лет не получает адекватного питания. И это при том, что страна производит продовольствие на экспорт. Цены на основные продукты питания, такие как хлеб и молоко, в Аргентине сравнительно выше, чем в других странах. Например, литр молока в Аргентине стоит так же, как и в Испании, где, однако, средний доход на душу населения в два раза выше, чем в Аргентине.   

Ещё в канун выборов А. Фернандес заявил, что «самый большой позор Аргентины - это голод» её граждан. И первоочередной задачей на посту президента он называет снижение цен на товары первой необходимости, что предполагает частичный контроль со стороны государства за ценообразованием. С этой целью А. Фернандес намерен создать Аргентинский федеральный совет против голода.

Кроме того, в планах повышение налога на «личную собственность» (прежде всего недвижимость), общая стоимость которой превышает два миллиона песо (33 тысячи долларов). Это коснётся богатых слоёв населения. Доходы пойдут на реализацию социальных программ. Фернандес намерен скорректировать деятельность Центрального банка Аргентины, который сегодня де-факто позволяет обогащаться частным банкам.


Голод вывел аргентинцев на улицу.
© twitter.com/alferdez

 
Бразилия напряглась

Между тем, Президентские выборы, состоявшиеся в Аргентине, могут положить начало новому «левому» политическому циклу не только в самой Аргентине, но и во всей Латинской Америке. В середине нулевых годов во многих странах региона у власти находились левые правительства. Затем политический маятник в регионе качнулся вправо. Победа «перонистов» в Аргентине может снова изменить политический тренд Латинской Америки. Особенно это чувствует президент соседней Бразилии Жаир Болсонару, которого называют «бразильским Трампом» в связи с его приверженностью политике Вашингтона. Болсонару не раз называл Макри своим союзником и другом, а тандем Фернандес-Киршнер поливал  грязью, не выбирая выражений.


По-американски предвыборные обещания Болсонару  не улучшили жизнь простых бразильцев.
© senado.leg.br


И понятно почему. Никто не гарантирует, что предвыборные обещания Болсонару, поклонника либеральной экономики по-американски, улучшат жизнь простых бразильцев. А потому к моменту новых президентских выборов в Бразилии её население может взять пример со своих соседей-аргентинцев. Тем более что в Бразилии позиции левых отнюдь не ослабли после победы Болсонару на президентских выборах год назад.

Популярность левых сил концентрируется в личности абсолютно харизматичного политика Лулы да Силвы, бывшего президента Бразилии. Не без «подсказки» со стороны США местная Фемида упекла Лулу в тюрьму по недоказанному обвинению в коррупции - и всё ради того, чтобы выбить его из предвыборного марафона, поскольку его победа, останься он кандидатом в президенты, была бы гарантирована. Это же касается и других стран Латинской Америки, где экономическое положение уже десятилетиями традиционно схоже и особенно схоже положение беднейших слоев населения, которые несут на себе всю тяжесть либеральных рецептов МВФ.

«Короли и капуста»

Победа «перонистов» может внести серьёзные коррективы в отношения Аргентины с США. Совершенно очевидно, что новая власть может поставить под вопрос создание трёх американских военных баз в Аргентине, о планах строительства которых осенью прошлого сообщил ряд информационных ресурсов Латинской Америки. Отмечалось, что это был тайный сговор М. Макри с администрацией США вопреки аргентинскому законодательству, согласно которому в подобных случаях необходима специальная резолюция парламента. Некоторые аргентинские депутаты требовали от президента Макри разъяснить информацию о планах строительства баз, однако исполнительная власть ничего существенного не сообщила. Трудно считать совпадением то обстоятельство, что информация о сговоре Макри с США относительно американских баз на аргентинской земле всплыла в тот момент, когда стало известно, что США пролоббировали для Аргентины тот самый кредит МВФ в 50 млрд долларов. Плата за лояльность. Но, как видим, Макри это не помогло.


Информация о сговоре Макри с США относительно американских баз на аргентинской земле всплыла в тот момент, когда стало известно, что США пролоббировали для Аргентины тот самый кредит МВФ в 50 млрд долларов.
© whitehouse.gov


Все три базы - тоже случайно? - планируется расположить в стратегически важных районах Аргентины.

Первая из них должна быть размещена в провинции Мисьонес, на севере страны, там, где сходятся границы Аргентины, Бразилии и Парагвая. Именно там находится гигантский водоносный горизонт, известный под названием «Гуарани». Он простирается более чем на 1,2 млн квадратных километров, что в три раза больше площади Каспийского моря, и хранит более 37.000 кубических километров пресной воды. Это почти половина всех мировых запасов пресной воды, - пожалуй, самой большой ценности сегодняшнего мира. Вторая военная база США должна быть размещена в провинции Неукен в центре Аргентины. Этот район известен богатыми месторождениями нефти и сланцевого газа. Комментарии тут излишни.

Третью базу США намерены разместить в районе городка Ушуайя, на архипелаге Огненная Земля, откуда можно контролировать судоходство в Магеллановом проливе и в проливе Дрейка, отделяющем Южную Америку от Антарктиды. Нефтяные супертанкеры и американские авианосцы не могут ходить через Панамский канал, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический, из-за своих габаритов и потому обходят Южную Америку через Магелланов пролив. В этом контексте интерес США к югу Аргентины тоже вполне понятен.


Места создания трёх американских военных баз в Аргентине.
© Google map


Но есть и другая ценность базы в Ушуайя. Дело в том, что Антарктида хранит в себе богатейшие запасы углеводородов и других полезных ископаемых. Но главное - это богатейшее хранилище той же пресной воды. И кто может гарантировать, что действующий с 1961 года Договор об Антарктике, запрещающий милитаризацию континента, будет в силе по истечении срока своего действия в 2048 году? Кто может гарантировать, что США, пытающиеся сегодня застолбить своё место у порога Антарктиды, не воспользуются в будущем своим военным преимуществом и не объявят южный континент зоной своих «жизненных интересов»?

Приход к власти «перонистов» никак не вписывается в планы США в отношении Аргентины. Не исключено, что будущее правительство Аргентины и лично президент А. Фернандес и вице-президент К. Киршнер подвергнутся обструкции со стороны Соединённых Штатов.

Вашингтону будет выгодно углубить аргентинский экономический кризис и возложить всю ответственность на новое руководство страны. Очень вероятно, в перспективе Аргентина станет объектом разноплановых нападок со стороны Вашингтона, единственной целью которого будет не допустить долгого пребывания «левых» у власти Аргентине, а может быть, и скинуть их досрочно тем или иным способом. ■

https://zvezdaweekly.ru/news/t/201910291030-QCkQ2.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!