Русская беседа
 
23 Апреля 2021, 17:19:20  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Кухня Великого Поста  (Прочитано 23415 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86957

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 04 Марта 2020, 14:40:34 »

Игумен Нектарий (Морозов)

Воздержание, простое и сложное



Пост обязательно предполагает воздержание. И, хотя много уже было сказано и много, наверное, еще будет сказано о том, что «гастрономическая» составляющая поста не является главной и тем более единственной, она тем не менее наличествует. И практически неизменно вызывает те или иные преткновения. Кто-то усваивает ей некую абсолютную ценность – и ошибается. А кто-то, напротив, полагает, что она совсем не важна, и также совершает ошибку. Один, не рассчитывая силы и не сообразуясь с состоянием своего организма, стремится поститься максимально строго, стараясь исполнить предписания Типикона, и попадает в результате на больничную койку. Другой же, обладая отменным здоровьем и недюжинной телесной крепостью, искренне убежден, что без «разрешения на молочное» пост ему никак не пережить.

Необходимо, постясь, следовать царским путем: не брать на себя ноши непосильной, но не забывать, что пост требует подвига

Вне всякого сомнения, «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2, 23). И точно так же не человек для поста, а пост для человека. И потому необходимо, постясь, следовать царским, то есть средним путем: не брать на себя ноши непосильной, не поститься строже, чем позволяют возможности организма, но не забывать при этом о том, что пост требует подвига, утеснения плоти, и ощущаться это утеснение должно обязательно, иначе в чем же будет заключаться подвиг? И я уверен, что какими бы разумными людьми, какими бы здравомыслящими мы ни были, а правильнее все-таки, когда христианин, готовясь к посту, советуется с духовником обо всем, в том числе и о так называемой гастрономической его стороне.

Почему воздержание все же так важно? Человек по самой природе своей естественным образом стремится к благобытию. Но в состоянии падшем наши представления о том, что именно является этим благобытием, оказываются существенно искаженными, и чаще всего «благом» мы считаем удовлетворение своих страстей – пусть не грубых, очевидных, а тонких и прикровенных. Однако все взаимосвязано, и, не подвизаясь для того, чтобы отсечь одну какую-то страсть, мы закономерным образом оказываемся беззащитными и перед другой. А воздержание в еде становится как бы некой базой, первым и самым простым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие – не греховное, вполне невинное. Но именно этот отказ, добровольный, невынужденный, помогает нам хотя бы немного укрепить свою волю, дает, с одной стороны, представление о том, насколько мы в действительности зависимы от своей плоти и ее желаний, а с другой – позволяет эту зависимость существенно ослабить.

Воздержание в еде становится некой базой, первым опытом отказа от того, что доставляет нам удовольствие

Человек, постясь, отказывается ради Бога, ради своей душевной пользы от того, что ему самому нравится, отказывается от того, без чего в принципе может обойтись, но без чего обойтись ему вместе с тем трудно. И делает это не по собственному произволу, а из послушания Церкви, стараясь, насколько это для него возможно, приблизиться к исполнению требований Устава. Поступая так, он может, подобно Псалмопевцу, сказать в молитве: «Виждь смирение и труд мой и остави грехи моя» (Пс. 24, 18) – если, конечно, он не только смиряется перед предписаниями Типикона, но и мыслит о своем посте смиренно – не как о высокой добродетели, а как о том делании, которое естественно для кающегося грешника.

Однако можно ли думать, что все сказанное исчерпывает и закрывает тему воздержания? Что, определив меру телесного поста и приобретя правильное к нему отношение, мы исполнили все, что воздержания касается? Конечно же, нет.

Современный человек по преимуществу – человек потребляющий. Дух потребительства глубоко проник в наши сердца – настолько глубоко, что нам трудно не относиться потребительски не только к миру, в котором мы живем, к людям, но и к Богу: мы постоянно чего-то ожидаем от Господа, чего-то требуем, а не получая требуемого, обижаемся и ропщем на Него.

И воздержание – лучший способ, чтобы объявить войну потребителю в себе самом. Утеснение себя в пище носит, повторюсь, ограниченный характер. Мы все, наверное, помним ослика Ходжи Насреддина, которого он приучал к умерщвлению плоти: каждый день Ходжа уменьшал меру корма для него, пока, наконец, придя в хлев, не увидел, что ослик лежит на земле бездыханный. Но вот воздержание от того, что мы потребляем с излишком, от того, что отнюдь не является необходимым или же просто вредно для нас, – здесь у нас для подвига поле поистине необъятное.

Хотя бы несколько примеров. Мы все, даже если Господь не наделил нас даром красноречия, очень много согрешаем языком. И в особенности способствует этому наше обыкновение говорить, не думая, не остерегаясь, говорить больше необходимого. Если мы решимся постом хотя бы немного ограничить себя в беседах, в которых нет нужды, решимся не говорить, не подумав, решимся не произносить того, о чем совесть наша явно свидетельствует, что делать этого не нужно, – мы получим огромную пользу, и такое воздержание будет весьма похвальным.

Сколько лишней информации потребляет современный человек! Она вливается в нас неконтролируемым потоком с телеэкранов, с компьютерных мониторов, из соцсетей, динамиков наших радиоприемников и автомагнитол. Мы перегружены ею, наша нервная система не выдерживает такого обилия раздражителей, а ум не в состоянии полноценно проанализировать и оценить все, что мы видим и слышим. И слово Божие, настолько необходимое нашей душе, скрывается во всем этом многообразии новостей, историй, слухов, в пестроте видео- и фоторяда, словно то самое семя из евангельской притчи – в терниях. Потому однозначно: ограничение информации, контроль в отношении ее, своего рода «информационный пост» – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы, без него никак и ни в чем не преуспеть.

Ограничение информации – обязательная составляющая подвига Четыредесятицы

Есть такое явление нынешней реальности, как шопинг. Что-то в жизни не так, замучили проблемы, на душе тяжело – что в такой ситуации нужно делать? Правильно – покупать! Покупка заставляет оживиться, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, помогает забыть о сложностях и противоречиях, человек радуется, надеется на лучшее, пока вновь не заунывает и не почувствует, что пришла пора непременно прогуляться по магазинам. И ладно, если бы этот «волшебный рецепт» был доступен лишь тем, у кого денег куры не клюют! Есть сегодня такая не менее волшебная вещь, как кредитная карта: денег не просто нет – ты на самом деле по уши в долгах, но у тебя сохраняется замечательная возможность – продолжать покупки, а затем, порадовавшись немного, погружаться в печаль оттого уже, что совершенно непонятно, как возмещать заимствованное и выплачивать в придачу к этому проценты. Воздержание от лишних, не обусловленных необходимостью покупок, от покупок как развлечения – важнейшее духовное упражнение для современного человека. Подвизаясь в нем, он укрепляет волю, избавляется от новых поводов к унынию (из-за очередной растраты), сберегает те средства, благодаря которым может приобрести в конечном итоге что-то действительно нужное или даже помочь нуждающемуся.

Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу

Я думаю, каждый сможет достроить этот ряд, если внимательно вглядится в свою жизнь, постарается понять, что в ней буквально просится в «корзину», от чего пришла пора ее освободить. Воздержание – такое, всестороннее – дает душе огромную силу и свободу, дарит возможность увидеть реальность совершенно иначе, не зацикливаясь на том, что буквально все в ней – объект для потребления.

И этого мало. Оно освобождает в нашем сердце для начала хотя бы маленький уголок для того, что в идеале должно его наполнять: для того духовного содержания, которое, собственно, и есть жизнь – в подлинном, не искаженном смысле.

Это первый, по-настоящему важный плод поста – правильного, в разуме проводимого.

http://pravoslavie.ru/128994.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86957

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 06 Марта 2020, 13:50:19 »

«Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛА ВРЕДА ОТ ВОЗДЕРЖАНИЯ»

Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения

Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Что может быть плохого в грибах или капусте? Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Об этих и других аспектах «постной темы» рассказывает терапевт Наталья Юрьевна Тарасова.

Вредное мясо



Беседу о посте хотелось бы начать словами святителя Василия Великого, говорившего, что пост охраняет младенца, уцеломудривает юного, делает более красивым старца.

С точки зрения медицины, здоровье человека определяется двумя важными факторами: образом жизни человека и рационом его питания. Поэтому, на мой взгляд, пост, каким бы он ни был, положительно сказывается на человеке. Ведь в его основе лежит отказ от самых вредоносных продуктов: животного белка и жиров.

Когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения, мы тем самым снижаем уровень холестерина в крови

Пост играет главенствующую роль, прежде всего, в профилактике таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, опухолевые и сердечно-сосудистые заболевания. В чем основная причина этих недугов? Это поражение сосудистых стенок, а также склеротические процессы. Атеросклероз – хроническое заболевание артерий, выражающееся в утолщении, уплотнении их стенок, в появлении так называемых атеросклеротических бляшек. Причиной развития этих бляшек является избыток холестерина, которого очень много в продуктах животного происхождения. Поэтому, когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения (к ним относится и молоко) и включаем больше растительных, мы опосредованно снижаем уровень холестерина в крови и, следовательно, замедляем или останавливаем процесс образования атеросклеротических бляшек. При этом не будем забывать, что в самой растительной пище содержится аминокислота, которая благотворно влияет на снижение холестерина.

Еще один важный фактор – соевые продукты, которые нередко употребляются во время поста. Они способствуют снижению секреции холестерина в печени, что ведет и к снижению общего уровня холестерина.

В нашей обычной жизни нам не хватает овощей, салатов, традиционной зелени: петрушки, укропа, зеленого лука… Мы стараемся больше есть мяса, колбасы, солений, копченостей – всё то, что усугубляет последствия нашего, как правило, пассивного образа жизни, сказывается на обмене веществ, приводит к развитию ожирения и атеросклеротического процесса. А значит, и к развитию таких грозных заболеваний, как инфаркты, инсульты. Пост хотя бы на какое-то время прерывает эти негативные процессы.

Повторюсь: с медицинской точки зрения, если человек соблюдает наши традиционные святые посты, это очень положительно сказывается на его самочувствии, на его здоровье. И если бы мы в повседневной жизни как можно больше ели тех продуктов, что обычно употребляем в пост, это бы на 90% улучшило показатели здоровья и снизило бы риски развития опасных заболеваний.

Начнем с главного: с ограничений в питании



Понимая, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой и для своего физического состояния

Мы, врачи, знаем многих людей, которые на себе ощутили пользу воздержания. Я никогда еще не наблюдала вреда от поста. Пост нам во благо еще и потому, что это внутреннее духовное делание. Постясь, человек осознает, что этим он угождает Богу. А человек обязательно должен уяснить для себя, зачем и для чего он постится. Без веры пост будет труден и тягостен, если вообще будет возможен. Этим пост отличается от диет, которыми сегодня все так увлечены: у диет и поста разная цель. Понимая же, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой в том числе и для своего физического состояния.

Даже при таких тяжелых недугах, как онкологические заболевания, тяжелые инфекционные заболевания, тяжелые поражения печени (цирроз печени) я чаще видела реальное улучшение самочувствия у тех больных, которые прибегали к посту. Так, без всяких препаратов, только потому, что больной постился, уже спустя несколько недель мы наблюдали снижение ферментативной активности печени: приходили в норму показатели АЛТ, АСТ и холестеринового обмена. А ведь одним из факторов ожирения печени является нарушение именно обменных процессов.

У одной из моих пациенток был рак четвертой стадии. Несмотря на тяжесть заболевания, на то, что она проходила курсы химиотерапии, она всегда соблюдала пост, будучи очень верующим человеком. Никаких нарушений общего состояния у нее я при этом не наблюдала. Более того, врачи вынесли ей приговор, но она, благодаря своей духовной силе, жила долго с таким страшным диагнозом и дарила радость своим близким.

На приеме я всегда говорю пациентам: «Давайте начнем с самого главного: с ограничений в питании». У больных, которые исключают из рациона пищу с повышенным содержанием углеводов, мучную пищу, пищу с большим количеством животных жиров и переходят на вегетарианское питание, нормализуется уровень сахара, холестерин, давление. Таким больным мы также рекомендуем определенную физическую активность, потому что гиподинамия – страшнейший недуг. Вот и выходит, что возможно лечение в начальной стадии заболевания без применения какой-либо медикаментозной терапии! В моей практике таких случаев очень много.

Когда ко мне приходит больной с повышенным содержанием сахара в крови, я понимаю, что, с одной стороны, это могут быть минимальные изменения по типу нарушения толерантности углеводов, с другой стороны, это может быть впервые выявленный сахарный диабет. Я стараюсь не прибегать сразу к применению препаратов, которые снижают сахар. Выясняю, каков рацион этого человека, что он чаще всего употребляет в пищу, и предлагаю ему перейти на постное питание. Так мы добиваемся прекрасных результатов.

Благословение на пост

Мне непонятны те, кто, считая себя христианами, говорят о посте: «Не могу», «Не хочу». Мне кажется, это от маловерия.

Не согласна я и с подходом, когда люди (особенно с началом Великого поста) решают совместить пост с диетой, чтобы похудеть. Я абсолютно это не приветствую. Повторюсь: пост и диета принципиально разнятся! Надо разграничивать эти понятия.

Когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь

И еще важный момент: мы, верующие люди, должны вступать в пост с благословения. Приведу пример из моей жизни. После перенесенной операции я сомневалась: могу ли я понести пост, выдержу ли? Обратилась за благословением к нашему батюшке отцу Тихону: он благословил недельку поголодать. Вроде бы тяжелую болезнь перенесла, операцию, но батюшка благословил – и я попостилась. И оказалось, что этим облегчила себе послеоперационный период. Хотя чему же тут удивляться: когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь.

Мера во всем



В пост мы исключаем из своего рациона все мясное (а в определенные посты и рыбное), молочное, яйца. Употребляем пищу неживотного происхождения, то есть растительную, иногда позволяя себе рыбу. Но чтобы пост прошел с пользой для здоровья, надо помнить о мере. При употреблении в большом количестве зелени и овощей, особенно сырых, может развиться дискинезия желчевыводящих путей, возникнуть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта. Пищу надо принимать так, чтобы не возникало чувства переполнения желудка, чувства перенасыщения, какого-то дискомфорта. Даже растительная пища должна приниматься сбалансированно.

Нужно обязательно включать в постный рацион каши

Кроме того, нужно обязательно включать в рацион каши: овсяную, гречневую, рисовую, пшенную. Овсянка – очень полезная каша. Наши предки делали из овсяной муки закваску, которая справлялась с инфекциями безо всяких антибиотиков. Люди так лечились даже от столь грозной и тяжелой кишечной болезни, как дизентерия.

Если человек, подхватив инфекционное заболевание, правильно питается, то это на половину, если не на 90%, способствует реальному улучшению его самочувствия.

Обязательно надо употреблять продукты, богатые клетчаткой. При этом советую включать в рацион такие, в которых содержится клетчатка, более легкая для усвоения: брокколи, брюссельскую капусту – они очень полезны. А вот, к примеру, белокочанную капусту человеку с таким заболеванием, как язвенная болезнь желудка, надо поменьше есть, потому что особенно квашеная капуста в большом количестве может вызвать обострение этой болезни.

Молочные и грибные баталии



В период поста многие просят батюшек разрешить им пить молоко. О молоке сейчас много споров. С одной стороны, молоко полезно, с другой – всё-таки оно является одним из факторов образования и развития опухолевых процессов. Его рекомендуют использовать в рационе не так часто и в очень небольших количествах.

Если у кого-то обострение заболевания в период поста, значит, надо пересмотреть его рацион постных продуктов, уменьшить количество клетчатки, исключить квашения, частично – соленые овощи (особенно если у человека сопутствующая гипертоническая болезнь). Для достижения нормального уровня артериального давления рекомендуется включать в рацион не более 3 граммов соли.

Я всегда советую в период поста есть поменьше солений. Если есть возможность – лучше употреблять свежие овощи, во всяком случае печеные, и обязательно добавлять в рацион каши.

А как быть с грибами? Мы знаем, что часто грибы заменяют нам мясные продукты, поскольку грибы тяжело перевариваются – в течение 7–8 часов – и, когда человек их употребляет в пищу, он насыщается на долгое время. Но мы должны понимать, что грибы не всем разрешены. Искусственно выращенные грибы типа вешенок, шампиньонов хороши в небольших количествах. Они мягкие и хорошо переносятся, а вот в большом количестве – лучше не надо.

Витамины и споры вокруг сыроядения



Какие из постных продуктов содержат максимум витаминов и минералов? Они есть в том или ином количестве во всех фруктах и овощах. В бананах, например, большое количество калия, магния, кальция, что необходимо для сердечно-сосудистой системы. Очень полезна овсяная каша с небольшими ломтиками банана.

Все зеленые продукты растительного происхождения содержат такой важный компонент, как аргинин. В лимонах, квашеной капусте, черной смородине значительное количество аскорбиновой кислоты – важного компонента для поддержания иммунной системы. Клюква, брусника – продукты, которые обладают и мочегонным, и противовоспалительным эффектом и очень полезны в качестве противовоспалительного лечения при заболевании мочевыводящей системы и почек. Продукты типа киви, граната хороши для кроветворной системы.

Для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно

Не менее важен вопрос: как есть фрукты и овощи? надо ли их подвергать тепловой обработке? Модная тема сегодня — сыроядение. Могу сразу сказать, что для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно. Лучше всего продукты подвергать легкой обработке. Допустим, картофель полезнее есть печеным, другие овощи тоже лучше не варить, а запекать или тушить.

Такие продукты, как фасоль, чечевица, горох, богаты белком. Это азотистые активные продукты, они тоже очень полезны, но есть заболевания, при которых их рекомендуется есть в очень ограниченном количестве. Например, подагра.

Ну и общий совет: если у вас наличествуют какие-то заболевания, то прежде, чем начать пост, особенно если вы поститесь в первый раз, проконсультируйтесь о рационе с врачом.

Как быть с усталостью и недомоганием



Бывает, что человек постом чувствует общее недомогание, слабость. Люди, которые постятся постоянно, таких проблем не испытывают. Когда человек впервые с этим сталкивается, он может проконсультироваться с врачом, и лучше, если врач будет верующий, будет понимать, зачем нужен пост с духовной точки зрения и как поддержать пришедшего к нему за советом человека.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 06 Марта 2020, 15:31:42 от Cергей » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86957

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 06 Марта 2020, 13:52:13 »

(Окончание)

Состояние недомогания совершенно объяснимо, потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли. Даже если маленькому ребенку ты не захочешь купить игрушку, у него сразу испортится настроение. То же самое происходит и со взрослым человеком, когда перестаешь давать ему то, к чему он привык. Привык он есть мясо, да еще по килограмму за раз, а тут – нет мяса! У него сразу ухудшается настроение. Поэтому мы должны понимать, зачем мы постимся, к чему мы приходим. Если мы осознаем, что наша основная задача – духовно подрасти, духовно окрепнуть, мы поймем, что пост – это добродетель, и все свои немощи будем переносить абсолютно спокойно.

Еще одна проблема: некоторые, вспоминая о том, что скоро начнется пост, говорят себе: «Надо наесться перед постом!» – и начинают есть всё подряд. Это тоже плохо. Надо обязательно подготовиться: за неделю до начала поста желательно постепенно ограничивать себя в продуктах, а за день-два можно поголодать – немножко очистить организм. Можно принимать активированный уголь, он очень хорошо выводит шлаки и токсины.

Когда мы резко переключаемся на что-то, это всегда стресс для организма. А стресс ведет к вегето-сосудистой реакции, к усталости и т.д. Поэтому всё надо делать планомерно.

Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Другое дело, когда человек не готов к посту в принципе, но это дело не врача, а духовника.

Пост и беременность



Я несколько лет проработала в женской консультации и знаю, насколько это приятное для женщины состояние может быть и очень тяжелым. Особенно первые три месяца беременности, когда у многих женщин развивается токсикоз. В этот период возникают самые неприятные ощущения, вплоть до непрекращающихся рвот. Советовать беременным поститься в этот период надо, понимая, что с ними происходит. Если беременность проходит патологически, если появляются отклонения от нормы, то перед тем, как начать поститься, надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Если беременность большей частью проходит физиологически, то поститься вполне можно.

Кстати, сейчас я часто встречаюсь с тем, что будущие мамы к беременности относятся как к какой-то патологии. Для них это не радость, а безумный страх. Они начинают ходить к врачам чуть ли не каждый день, глотать пилюли… Они боятся, что не смогут доносить ребенка. Но беременность – это нормальный физиологический процесс, не надо об этом забывать. Но и помнить нужно, что всё зависит от воли Божией. Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Если суждено чему-то случиться, оно случится.

Надо с радостью принимать свою беременность, переносить ее с верой. Исповедоваться, причащаться, поститься, жить так, как жила раньше. Единственное, в чем можно себя ограничить, это в излишнем употреблении мяса, жареных блюд, соленых продуктов. Не есть, что хочется, а стараться разумно ограничивать себя, побольше находиться на свежем воздухе и радоваться жизни.

Чаще причащайтесь в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи

Многие батюшки советуют своим чадам почаще причащаться в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи. Пост всегда от Бога. Я категорически не согласна с тем, что во время беременности нельзя поститься. Другое дело, когда это состояние становится болезненным – в этом случае только вместе с акушером надо принимать решение.

Почему пост для всех возрастов


Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова

Хочется привести слова нашего всеми любимого батюшки отца Иова (Гумерова). Когда я спросила его о том, можно ли поститься детям, он сказал, что дети, как цветущие растения, орошаются водой поста.

Если детишки совсем маленькие, они не постятся, но с 7 лет дети уже осознанно, следуя примеру родителей, могут поститься. Я не раз спрашивала семинаристов, особенно из священнических многодетных семей, как у них решался «постный вопрос» для детей. Они рассказывали: матушка готовит постные блюда, все постятся, так что сам вопрос никогда не стоит. Конечно, если папа ест, как попало, и мама ест, как попало, а ребенка пытаются заставить поститься, ничего хорошего не выйдет. Ребенок должен обязательно брать пример с родителей.

Я сейчас своим малышам читаю жития святых. Когда они слышат, какие муки претерпевали Борис и Глеб за послушание Богу, то понимают, что пост – это маленькая добродетель, гораздо меньшая дань любви Господу, чем та, которую приносили святые. Я всегда говорю детям: не забывайте, что всё, что с нами происходит, – происходит только по милости Божией. Если мы научимся благодарить Бога, если мы научимся любить Бога, Он нам всегда поможет, Он всегда будет с нами.

У поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание

Так что мне кажется, у поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание. Если мы ходим в храм, молимся, причащаемся, а пост не в силах нести, мы не будем духовно расти. А расти мы должны так, как исконно наставляли наши святые. Но и одного поста для духовного роста недостаточно, а нужно, как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), и терпение, смиренное претерпевание немощей и страдания – нашего нездоровья, телесных недугов.

Сейчас значительно выросло число онкологических больных, безобразная экологическая обстановка, возникает очень много новых заболеваний, которые толерантны к современной терапии, в стране экономический кризис… Но, тем не менее, когда человек живет с Богом, соблюдая пост, молитву, причащение, он всё может пережить, даже самые тяжелые времена.

Как правильно войти в пост и выйти из него



Очень часто мы сталкиваемся с тем, что люди перед постом наедаются и первые 10 дней поста просто страдают: начинается тошнота, упадок сил, головокружение, какие-то сосудистые катаклизмы. В состояние воздержания лучше входить постепенно, спокойно, за несколько дней до начала поста ограничить себя в животных белках, отказаться от мяса, постепенно отказываться от молочных продуктов. Постарайтесь больше включать в свой рацион каш, супов и вторых блюд из овощей. Людям, которые в обыденной жизни соблюдают пост в среду и пятницу (а многие и в понедельник), вхождение в длительные посты дается легко.

Как входить в пост надо постепенно, так и выходить из поста – не сразу наедаться скоромным

Так же постепенно надо и выходить из поста. Наш батюшка советует (обычно это касается жестких постов, особенно Великого, когда мы можем несколько дней первой недели практически ничего не вкушать), выходя из поста, сначала выпивать полкружки овощного бульона, а потом уже понемногу есть и скоромное.

Вступившим в Рождественский пост я хотела бы пожелать, чтобы они хорошо пост перенесли, чтобы почаще ходили в храм, исповедовались, причащались. Это должно быть праздником для человека – попоститься, особенно когда постится вся семья. Каждый из нас проходит свою жизнь суетно, а в пост ты укрепляешься в духовном делании.

Тем же, кто решил держать пост аскетически, нужно взять на это благословение духовника. Когда есть благословение, любое деяние – добродетель!

Пост – это укрепление в вере. Пост – это великая сила, помогающая нам оставить свои привычки, похоти, свои желания без разбора кушать всё подряд и в какой-то степени способствующая исцелению.

http://pravoslavie.ru/88505.html
« Последнее редактирование: 06 Марта 2020, 15:32:10 от Cергей » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86957

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 21 Марта 2020, 09:49:09 »

Невкусно, но полезно: Самый "советский" продукт поможет защититься от коронавируса


Фото: Aleksandr Schemlyaev/Globallookpress

Врачи рассказали, что нужно есть в период пандемии COVID-19, чтобы защитить свой организм от инфекции. Оказалось, что обычная ламинария, или морская капуста, которой были завалены полки советских магазинов, обладает мощным иммуностимулирующим действием, а также антибактериальным эффектом.

О пользе морской капусты для иммунитета рассказал журналистам доктор медицинских наук, диетолог Михаил Гинзбург. Он пояснил, что в сезон любых вирусных эпидемий ламинария может стать прекрасным источником защиты от инфекции.

Гинзбург подчеркнул, что морская капуста ни в коем случае не лечит COVID-19, но здоровым людям она поможет укрепить иммунитет и уменьшит вероятность развития заболевания. К тому же ламинария сама по себе имеет антибактериальный эффект.

Кроме того, эта водоросль богата йодом, а потому способна покрыть дефицит этого вещества в организме. Его не хватает всем, кто живёт далеко от моря, пояснил Гинзбург. Такая нехватка выражается прежде всего в хронической усталости.

Врач добавил, что ламинария полезна в любом виде - и в консервированном, и в сушёном. Употреблять её достаточно несколько раз в неделю.

Кроме того, редакция Царьграда попросила известного врача-терапевта Алексея Хухрева дать совет тем, кто подозревает у себя наличие коронавируса. Мы узнали у доктора, нужно ли при первых же симптомах идти в поликлинику и можно ли заниматься самолечением.

Если у вас есть основания реально думать, что вы могли где-то заразиться коронавирусной инфекцией: если вы были за границей, если у вас в ближайшем окружении кто-то появился, у кого доказана инфекция, и при этом у вас поднялась температура и сухой кашель, боль в мышцах, то вам не надо идти к врачу, вам надо позвонить на телефон 103, описать это, к вам приедут на дом и сделают анализ. Это единственный официально одобренный путь на сегодня,

- объяснил Хухрев.

https://tsargrad.tv/news/nevkusno-no-polezno-samyj-sovetskij-produkt-pomozhet-zashhititsja-ot-koronavirusa_243910
Записан
Людмила Пед.
Новичок
*
Сообщений: 14


Просмотр профиля
православие
« Ответ #49 : 13 Апреля 2020, 12:05:13 »

Мне нравится турецкий салат из белой фасоли.
Горячий салат из батата и фасоли

Этот горячий салат из батата и фасоли можно подать как самостоятельное овощное блюдо, а можно на гарнир.
Продукты
(на 4 порции)
Батат (резаный кубиками 1 см) - 3 стакана (300 г)
Фасоль черная консервированная (промытая) - 320 г
Перец болгарский красный, мелкий (резаный полосками) - 0,5 шт.
Лук зеленый, только белая часть (резаная) - 0,5 стакана

Масло сливочное - 1 ст. л. - масло СЛИВОЧНОЕ уже относится к ПОСТНЫМ продуктам???

*
Для соуса:
Майонез из оливкового масла - 1 стакан - в состав майонезов входят ЯЙЦА и другие СКОРОМНЫЕ продукты...

Кинза свежая (рубленая) - 1 стакан
Сок лайма - 1 ст. л.

Дальнейшее удалено Администрацией. Не понимаю, зачем Вы, уважаемая Людмила, размещаете здесь в рецептах ПОСТНОЙ кухни. Вы православный человек или преследуете здесь ПРОВОКАЦИОННЫЕ цели? Объясните, пожалуйста. В противном случае придётся Вам объявить БАН. Ранее я уже удалял Ваше сообщение, когда Вы делились рецептом новогодних блюд (это было в Рождественский Пост) с курочкой (постной, вероятно, по Вашему разумению).

Простите.

Модератор Русской Беседы
А.В.

 
« Последнее редактирование: 29 Июля 2020, 22:17:55 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86957

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 15 Апреля 2020, 06:21:26 »

Игумен Нектарий (Морозов)

Благоприятное оскудение

О духовном смысле поста

Великий пост — один из важнейших периодов церковного года, значение которого для души православного христианина трудно переоценить. Вместе с тем подлинный смысл, духовное содержание поста очень часто ускользает от понимания постящегося человека, оттесняется на задний план его внешней, телесной составляющей. Мы попросили нашего постоянного автора игумена Нектария (Морозова) поделиться своими размышлениями над текстом известной стихиры:

«Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:
истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложение,
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение
пост истинный есть и благоприятный»

Ниже представлена завершающая часть этих размышлений.


***



«Ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».

Что главное в этом ряду, связывающее между собой все, о чем упоминается здесь? Мне кажется – похоти, от которых призываемся мы «отлучиться». Похоти – то есть страстные желания наши или – иначе – похотения. Ведь именно они – та страшная и дремучая чаща, которая встает у нас на пути, когда мы хотим идти к Богу; в ней мы блуждаем, в ее мраке теряемся. Благодаря им враг буквально, как ему угодно, вертит и крутит нас, сбивает с толку и морочит.

Похоти – страстные желания наши – та дремучая чаща, что встает у нас на пути, когда мы хотим идти к Богу

Они – те рычаги, кнопки, за которые он тянет, на которые нажимает, чтобы вызвать реакцию, вожделенную для него.

Например, ту же самую ярость. Ведь что обычно провоцирует ее, отчего человек приходит в такое состояние, что на него и смотреть становится страшно, и слушать его дико, и хочется сбежать от него скорее, пока не напал он на тебя и не покалечил? Ярость – следствие неисполненных желаний, столкновение нашей воли с людьми или обстоятельствами, которые ее реализации более или менее решительно препятствуют. И чем больше порабощен человек своими страстями, чем более привык он к тому, что ему всегда и все можно, что желание его – закон, тем пламеннее ярость, тем разрушительнее – и для него, и для окружающих – ее действие. Иногда и бедствие стихийное такого вреда не причинит, как вспышка ярости. Вот пример из сегодняшней или вчерашней новостной ленты: сидел человек дома, а за стеной веселились соседи и их гости. И так они его раздражали, так ему хотелось, чтобы замолчали они, что взял он ружье, пошел к ним и застрелил на месте пятерых. Совсем. Насмерть. Вот что такое ярость…

Или – оглаголание. Оглаголание – обвинение, причем очень часто ложное, то есть клевета, возведение напраслины на ближнего, укорение его в глаза или за глаза в том, что действительности не соответствует. Оглаголание очень часто превращает людей, имевших лишь частные разногласия, в самых настоящих врагов – ожесточенных и непримиримых. Сказано слово осуждающее, произнесен приговор, и все – не воротишь уже сделанного, и начинается очередная повесть о том, «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Зачем, для чего, по какой причине – неважно уже: обидные слова уязвляют сердце, словно острые копья, ранят, лишают покоя, а память о них никак не дает примириться. И рождается оглаголание это от тех же страстей, что и ярость, потому что страстью же – той или иной – приводится в движение наш язык, и страсти заставляют произносить слова жестокие и несправедливые.

И ложь… Лжем мы оттого, что хотим настоять на своем и приводим доводы, с реальностью расходящиеся, реализуя таким образом страсть властолюбия. Или же потому решаемся на обман, что стремимся избежать ответственности, позора, чего требует наша гордыня. Или ради того врем, чтобы показаться лучше, чтобы похвалили нас, воздали честь либо хотя бы позавидовали нам, как угодно это нашему тщеславию. Врем из страха, врем ради корысти, врем по невнимательности, поскольку увлечены чем-то другим и неважно уже для нас – правду мы говорим или так, болтаем что ни попадя. И здесь опять в основе всего похоти, за которыми мы следуем, которые ослепляют нас, да и сами слепы, которые неминуемо увлекают нас, по слову евангельскому, в яму – то в одну, то в другую, еще более глубокую.

И более глубокая яма, чем ложь, не яма даже, а бездна настоящая – клятвопреступление. «Не клянись», – сказано Спасителем (Мф. 5: 34), потому что не твое то, чем ты клянешься. И здравый смысл подсказывает то же: мы ведь знаем, как часто преступает человек клятвы, как изменчиво его намерение, как обращается сказанное им ему в осуждение, как чувствует он потом, что разрушила данная и нарушенная клятва что-то важное в его жизни, а порой и саму жизнь. И что же заставляет клясться? Наверное, более всего пламенное желание, чтобы тебе поверили, чтобы никто не смел оспаривать твоей правоты, не думал даже противоречить тебе. А еще – уверенность в том, что истина – не что иное, как твое мнение, твои взгляды, твое слово. И клятва как бы печатлеет собой эту убежденность.

Худшее же, на что решается в этом смысле человек, – это клятва ложная, когда произносит он заведомую неправду – в личном общении, в общественном пространстве или даже на суде – и подкрепляет сказанное клятвой, становясь посему преступником не только перед людьми, которых обманывает он, но и перед Богом, Которого обмануть невозможно. Ради чего это, зачем?.. Да просто потому, что так – хочется…

Мы можем считать, что пост прошел не напрасно, если не нарушили его ни разу, если воздерживались по мере сил и отказывались от пищи, возбраняемой Типиконом.

Можем полагать, что достойно прошли это поприще, если неукоснительно выполняли свое молитвенное правило, не выходили без молитвы из дома и голову на подушку не опускали, не положив перед тем изрядного количества поклонов.

Можем успокаивать себя мыслью о том, на скольких богослужениях побывали за Четыредесятницу и сколько раз приступили к Святым Христовым Тайнам.

Стихира объясняет нам: оскудение страстей – вот истинный плод поста, благоприятный его исход

Но все это лишь необходимые делания или же дары, данные нам от Бога, чтобы укрепить нашу немощь и просветить помраченные грехом очи сердечные. А то, не вхолостую ли трудились мы, не пренебрегли ли дарами, показывает лишь результат, плод поста, который либо есть, либо же отсутствует.

И что это такое, прекрасно объясняет нам эта удивительная стихира:

«Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный».

Сих – то есть всего того, что перечислили и объяснили мы выше. Что превращает нашу жизнь из радости в мучение, что отравляет ее, словно самый страшный яд. И оскудение чего воспринимается душой как освобождение. Как та легкость и ясность, та чистота, с которыми мы и должны прийти к торжеству Пасхи.

http://pravoslavie.ru/130276.html
Записан
Людмила Пед.
Новичок
*
Сообщений: 14


Просмотр профиля
православие
« Ответ #51 : 06 Июля 2020, 14:45:32 »

Вкусный  рецепт икра из свеклы.
Свекольная икра

Свекольная икра - простое и бюджетное овощное блюдо. Полезное и вкусное.
Продукты
(на 8 порций)
Свекла - 1 кг
Морковь - 200 г
Лук репчатый - 1-2 шт.
Чеснок - 2-4 зубчика (по вкусу)
Масло растительное - 3-4 ст. ложки
Соль - 1 ч. ложка (по вкусу)
Перец чёрный молотый - 0,25 ч. ложки (по вкусу)

Продукты перед вами.
Отварите свеклу до полуготовности на небольшом огне - около 30 минут.
Свеклу остудите, очистите, натрите на крупной терке.
Морковь очистите, натрите на крупной терке.
Хорошо разогрейте сковороду с растительным маслом (2 ст. ложки). Обжарьте морковь на среднем огне, помешивая, 2-3 минуты.
Затем добавьте подготовленную свеклу.
Тушите овощи, помешивая, на небольшом огне в течение 40 минут.
Чеснок очистите, мелко нарежьте.
Лук репчатый очистите, мелко нарежьте.
Разогрейте другую сковороду с маслом (1-2 ст. ложки). Обжарьте лук на среднем огне, помешивая, 2-3 минуты.
Свёклу с морковью посолите, поперчите, добавьте поджаренный лук и нарезанный чеснок.
Хорошо перемешайте свекольную икру и охладите.
Свекольная икра готова.
Приятного аппетита!
Записан
Людмила Пед.
Новичок
*
Сообщений: 14


Просмотр профиля
православие
« Ответ #52 : 29 Июля 2020, 20:58:50 »

Я люблю рецепт лобио.
Лобио

Люблю остренькие блюда на обед. Предложу простой рецепт лобио из фасоли красной, самый быстрый рецепт, который я знаю. Но все равно это очень вкусно. Замечательный вегетарианский рецепт.
Продукты
(на 4 порции)
Фасоль красная - 1 стакан
Лук репчатый - 1 шт.
Морковь - 1 шт.
Томатная паста - 2-3 ст. ложки
или свежие помидоры - 2-3 шт.
Мука пшеничная - 1 ст. ложка
Растительное масло - по вкусу
Специи (хмели-сунели, набор специй) - по вкусу
Соль - по вкусу
Сахар (по желанию) - 1-2 щепотки
Перец - по вкусу
Чеснок - 1-3 зубчика
Зелень (укроп, петрушка, кинза) - по вкусу

Продукты для лобио перед вами.
Как приготовить лобио из фасоли красной:

Фасоль промыть. Залить холодной водой на пару часов. Воду слить, залить свежую. Сварить фасоль в несоленой воде до готовности (чтобы фасоль варилась быстрее - подливать холодную воду). Варить около 30-60 минут. Когда фасоль готова - слить отвар в отдельную посуду, а фасоль охладить.
Почистить и помыть лук репчатый и морковь. Лук нарезать кубиками, а морковь натереть на крупной терке.
Разогреть сковороду, налить растительное масло. В горячее масло выложить подготовленные лук и морковь. Обжарить овощи на среднем огне, помешивая, 3-4 минуты.
Затем добавить муку, перемешать.
Потом добавить томатную пасту.
Немного обжарить, помешивая, 1 минутку.
Затем добавить специи, соль и сахар. Залить отваром от фасоли до состояния жидкой сметаны. Получился соус.
Выложить в соус фасоль.
Перемешать все и тушить лобио из фасоли красной на самом маленьком огне 10-15 минут. Снять с огня.
Помыть и мелко нарезать зелень. Чеснок очистить и мелко нарубить ножом.
Когда фасоль будет комнатной температуры, добавить зелень и чеснок. Хорошо перемешать.
Лобио из фасоли красной готово. Приятного аппетита!
Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!