Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 13:31:31  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Слово в Неделю пред Рождеством Христовым  (Прочитано 1020 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 04 Января 2020, 19:49:14 »

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово в Неделю пред Рождеством Христовым



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предпразднуем людие Христово Рождество и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслию... - слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника.

Рождество ХристовоСобытие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в истории земли. "Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти".

Маленький безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные "скотии ясли" стали для всего мира центром внимания и точкой отсчета нового времени, ибо в них возлег Невместимый Христос Бог.

Бог - Властитель мира - явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ждал с начала своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф. 2, 6). И вот рождением Христа пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно.

Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых, но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.

Все в мире изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы безнадёжия.

Приведу весьма отдаленную аналогию: вот все мы с вами безошибочно узнаем действие Божией благодати на наши души, на наши сердца. Все меняется в нас - светлеют лица, радостию и светом лучатся глаза, благодатная тишина покоит сердце. И это не только в нас происходит. Благодать, коснувшись нас, преобразует и все вокруг нас - природа, вопреки законам естества, откликается на то, что происходит с нами.

И то же, и даже несравненно явственнее, ощутил мир с рождением Богомладенца Христа. И не могло быть иначе, дорогие мои, ведь Вечный явился во времени и Бестелесный - во плоти, и с Ним вошла в мир вечность. И все живое озарилось нетварным светом Божества и вечности. И Церковь поет: "Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста..."

Родился Христос - Бог и Человек, и рождением начался Его крестный путь - труд по спасению мира и созиданию нового человека - чада Божия.

А Вифлеемская пещера, вместившая смиренное величие Сына Божия и Сына человеческого, стала прообразом Святой Православной Церкви, где ежедневно при служении литургии, на проскомидии, как в яслях, на жертвеннике возлежит Богомладенец Христос, вмещающий в Себе всю жизнь от рождения до великой Голгофской жертвы -"...се Агнец Божий, вземляй грехи мира" (Ин. 1, 29).

И каждый год, и каждый день мир переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и рождается, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мир Собою. И пред лицом вечности все "дни плоти" Господа Иисуса Христа представляют собой один момент, в котором вочеловечение, и крестная смерть, и воскресение связаны воедино.

У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день, и это и есть вечность, вторгшаяся в земное время. И наши жизни тоже тому пример, ибо и они текут в вечность, стирая время. Оглянитесь на жизнь свою. Только начавшись, она уже стремительно движется к своему концу, и беспредельный океан вечности готов поглотить нас.

И человеческое сердце во мгновение своей жизни должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос - Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И "скоты" - наши человеческие страсти, живущие в нем,- бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести чистым сердцем Богу дар - свою любовь, соцарствуя ею Христу и Богу.

Сегодня, в преддверии Рождества Христова, когда земное время разделилось пополам, как церковная завеса, и мир стал "до" и "после" Рождества Христова, Святая Церковь вспоминает благодарной памятью тех, которые жили верой, ожиданием, и кто своей жизнью, своей плотью стали сродниками явившегося в мир Богочеловека Христа. Ведь Христос - Бог, приобщившийся человечеству, не новосотворенный Богом Человек, но и Его человечность уходит в историю человечества, жившего до Рождества Христова на земле.

Человечество сотворило в своих ложеснах, в своих недрах Ту, Которая стала Матерью Божией, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

И вот молитвенная память о тех, кто послужил приуготовлению человеческой природы Христа, возносится ныне в Церкви:"Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова..." - слышим мы слова Святого Евангелия сегодня (Мф. 1, 1-2). И далее длинный перечень имен и имен. И за каждым именем - конкретный человек, который своей жизнью участвовал в рождении Христа Спасителя. Из тысячелетия в тысячелетие ткалась плоть и человечество Христа.

И нельзя, други наши, не отметить одной отрадной для нас мысли.

В этой лествице человеческих имен сохранена для нас память не только тех, кто достиг жизнью своей святости, но и тех, кто шел сквозь грех, пробивался сквозь человеческую немощь и из тьмы искал света, правды и святости. И не всегда человек осуществлял в жизни свои искания и мечты, но он жил верой, шел к Богу, хотел жить Богом.

И Христос соединился с человеческим родом, избрав в нем не только праведных и не только святых. Он Сам, будучи искушаем грехом, знал меру человеческой немощи и слабости и, быв подобен человеку во всем, кроме греха, Своей Божественной любовью всех воплотил в Себя и всех искупил Собою.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех: и тех, кто был Его плотью и кровью, и тех, кто родился от Него духом. И Ветхий Израиль, живший до Рождества Христова, и мы, Новый Израиль, явившийся в мир вместе с Рождеством Христовым под сенью Божией благодати, объединяемся одними чувствованиями, яже во Христе Иисусе. И вера, надежда и любовь - главные из них. И именно эти чувствования делают всех нас родными и близкими вопреки пространству и времени, разделяющим людей. Эти чувствования можно назвать одним словом - жаждой Бога.

Ветхозаветные святые отцы, "сидящие во тьме и сени смертной", верою в осуществление ожидаемого жили и творили чудеса: "...побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня... были побиваемы камнями... те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам... и ущельям земли" (Евр. 11, 33-34, 37, 38). Только вера в обетование Божие рождала надежду, и надежда питалась верой и терпеливым ожиданием.

Я не буду вспоминать подвиги веры ветхозаветных святых отцов. Напомню только, дорогие мои, что они не изнемогали в ожидании и жили терпением и надеждой не день, и не год, и не 100 лет, но 5508 лет. Сколько поколений кануло в вечность за эти тысячелетия.

Но это ожидание было их внутренней потребностью, ибо с ними был Бог. И "все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле" (Евр. 11, 13). Жизнью свидетельствуя об истинности веры своей, они искали и стремились к лучшему, то есть к Небесному Отечеству, которого Художник и Строитель Бог.

И вот исполнилось время - родился Христос Бог, и новый ряд святых Божиих начинает Он Собою, и мы, грешные, по благодати Господа состоим в этом ряду.

Святой апостол Павел называет Иисуса Христа новым Адамом, от которого произошло новое святое потомство, украшенное Его именем и предназначенное к вечному спасению. Это великое потомство составляют все христиане, принявшие Его учение, рожденные от воды и Духа во имя Его, питающиеся Божественным Телом Его и Кровию в Таинстве Святого Причастия, вскормленные и живущие в лоне Его Церкви.

Наше родство со Христом не плотское, но духовное, и оно требует постоянного сродства в мыслях, чувствах, желаниях, стремлениях. И имея по сравнению с ветхозаветным человечеством высшие преимущества - сыновнюю близость в отношении к Богу, дары Божией благодати, укрепляющие, и освещающие, и просвещающие всего человека, и несомненную веру в будущую жизнь, - мы все же должны быть внимательными к себе, чтобы быть едины духом со Христом не только по рождению, но и по жизни. Ибо немощь падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи, мы знаем, что с нами Бог! С нами живые примеры многих и многих святых Божиих, зовущих нас за собой по пути спасения.

Вот и сегодня нельзя умолчать о двух из них, чья память приходится на этот день.

Один - святой епископ, воспитавшийся "при ногу" сотаинника Христова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это святитель Игнатий Богоносец, живший в I веке христианства. Другой - святой праведный батюшка Иоанн Кронштадтский, чудотворец, прославленный в XX веке, всего три года назад. И оба они в такой полноте явили свою любовь к Богу, что растворились в ней.

Игнатий Богоносец был во время жизни Христа Спасителя ребенком, и Предание гласит, что это его обнял Господь Иисус Христос во время беседы с учениками, говоря: "...если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). И Божия благодать почила на мальчике Игнатии и повела его по пути спасения, вверив его сначала в научение Иоанну Богослову, а потом вручив ему и епископский жезл, чтобы править слово истины в только что нарождающемся народе Божием. И она же, Божия благодать, венчала его за имя Христово мученическим венцом.

И имя Богоносец, полученное им оттого, что Господь Иисус Христос держал его, еще ребенка, на Своих руках, утвердилось за ним и за его ревностную любовь к Богу, жажду Бога всей жизнью.

При языческом императоре Траяне святой епископ был представлен на суд за проповедь имени Христова и приговорен к страшной казни - съедению дикими зверями.

Во время путешествия из Антиохии в Рим, к месту казни, святитель Игнатий пишет семь посланий к своей пастве, которые раскрывают его душу, объятую пламенем любви ко Христу: "Теперь пишу я, полный жизни, объятый желанием любви умереть за Христа. Я - пшеница Божия; да измолот буду зубами зверей, чтобы мне быть чистым хлебом для Бога. Ныне начинаю быть Христовым учеником,- ныне, когда не желаю ничего ни из видимого, ни из невидимого, а чтобы только достигнуть мне Христа".

Слыша, что он беспрестанно повторяет имя Иисуса Христа, ведущие его на казнь спросили об этом. И святитель Игнатий отвечал, что в его сердце написано имя Иисуса, и потому уста постоянно исповедуют Того, Кого он в сердце всегда носит. Бог даровал святителю Игнатию безбоязненно встретить ужасную смерть. А на сердце святого мученика, оставшемся целым, увидели запечатленными начальные буквы имени любимого им Иисуса Христа.

Мужественная смерть мученика и сила его молитвы прекратила на время гонения на христиан. Император Траян издал особый указ о том, чтобы прекратить на христиан всякое гонение.

И мы, немощные грехом, не имеем сами дерзновения и сил, но помощью святых идем ко Христу.

Вот и великий, живой столп нашего времени, соединяющий небо с землею,- святой праведный Иоанн Кронштадтский - яркое свидетельство истинности православного христианства. Удивительный молитвенник пред Престолом Божиим при жизни, он получил венец святости задолго до своего прославления от людей за то сияние Божией благодати, которое излучал, за те неисчислимые чудеса, которые являл и являет по сей день.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский примером своей жизни учит нас, как надо жить вечными истинами в наше время, достигая совершенства духовного горением духа к Ходатаю Нового Завета Иисусу.

Он видимо не совершал подвигов, он просто жил как все люди, но жил в Боге и все делал ради Него и во имя Его. Главным делом жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского - доброго пастыря - были пламенное служение литургии и такая же пламенная молитва. И вся его жизнь и деятельность всецело питались и вдохновлялись священническим предстоянием у святого престола в алтаре. Молитва его была увенчана многочисленными чудесными исцелениями, и он не скрывал этих чудес, но источником своей молитвенной силы указывал Святые Таинства.

Святой праведный Иоанн показал нам совершенную жизнь, он принес свою жизнь в жертву Богу и людям. И всемогущество Божией любви самовластно проявлялось чрез него, превращая его в жертву живую, благоприятную Богу. Христос, с младенческих лет войдя в его сердце, взрастил его в полную меру возраста Христова, и он теперь предстоит за нас и за Россию пред лицем Божиим в Царстве Небесном. И оттуда зовет нас: "Россия, будь такой, какой ты нужна Христу!"

"Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне". Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле.

И не забывайте, чадца Божии, - бессильно зло, мы вечны, с нами Бог! Аминь.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/04/slovo_v_nedelyu_pred_rozhdestvom_hristovym_svyatyh_otec
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Января 2020, 15:17:11 »

Протоиерей Владимир Долгих

Грозные обличения святого Иоанна Кронштадтского в канун Рождества Христова


Святой праведный Иоанн Кронштадский. Фото: miloserdie.ru

В день памяти сваятого праведного Иоанна Кронштадского, давайте посмотрим, какие мысли он нам оставил об одном таинственном событии истории спасения человечества.

2 января Православная Церковь празднует день памяти праведного Иоанна Кронштадтского. Вряд ли в нашем народе найдется даже просто знакомый с христианством человек, не слышавший об этом замечательном святом. Об отце Иоанне говорят и пишут много, но, находясь сегодня в преддверии Рождества Христова, давайте посмотрим, какие мысли он нам оставил об этом таинственном событии истории спасения человечества.

Одной из распространенных проблем духовной жизни является привыкание к святыне. Бывает так, что находясь в Церковной ограде на протяжении нескольких лет, мы привыкаем к определенному бытийственному ритму, и острота событий праздника как-то отходит на задний план. Поэтому, в одной из своих проповедей, отец Иоанн и призывает проснуться от греховного сна и просто подумать, что означает лично для каждого это пришествие в мир Сына Божия, Его истощание ради нас и постараться откликнуться на любвеобильный Господень голос, Который говорит: «Я пришел взыскать и спасти тебя, погибшего» (Мф. 18,11).

Если отдельно взять события Рождества, то по своему величию, уникальности и спасительности не было в истории человечества ничего подобного.

Вот, что важно: мы уже находимся в состоянии погибели, не в процессе падения, когда еще можно подхватить и избежать самого страшного, но самое страшное уже случилось – мы лежим на «дне». Мы оторваны от своего Творца и Источника жизни, мы подпали под проклятие, между нами и любящим нас Отцом пролегла непреодолимая для человека пропасть. И вот рождается Богомладенец, Сын Божий, Логос, воплотившись и вочеловечившись, избавляет нас от этого страшного проклятия.

«Полный – истощил Себя, богатый – обнищал, неприкосновенный существом – сделался прикосновенным нам ради нашего спасения. Какая благость! Какое милосердие, какое снисхождение крайнее! Какое обнищание добровольное!», – восклицает святой Иоанн Кронштадтский.

Однако ж бывает и так, что даже самые величественные слова остаются для нас просто величественными словами, когда за признанием их крайней важности сердце остается безучастным и мертвенным. Наверное, поэтому отец Иоанн особенно останавливается на самых первых евангельских словах, где апостол Матфей говорит, что Христос является потомком Давида и Авраама (Мф. 1,1).  Он призывает нас подражать этим великим предкам Спасителя. Аврааму – в простоте и гостеприимстве, в вере и послушании Богу, в дружелюбности и долготерпении; Давиду же – в незлобии и кротости, покаянии и горячности любви.

«Он возобновляет союз с кающимися грешниками неизреченно любвеобильным образом, подавая нам вкушать плоть и кровь Свою».

Отец Иоанн еще и напоминает, что, в том числе благодаря этим удивительным людям, Господь вступает с каждым из нас в близкое родство, становится не только нашим Спасителем и Богом, но еще и «Братом по человечеству… Он стал нам единокровным и стелесным, – продолжает кронштадский святой, – и, когда мы отчуждаемся от Него грехами своими, Он снова приглашает нас восстановить единение с Ним, призывая нас к покаянию… Он возобновляет союз с кающимися грешниками неизреченно любвеобильным образом, подавая нам вкушать плоть и кровь Свою».


Святой праведный Иоанн Кронштадский в окружении народа Фото: rg.ru

Таким образом, отец Иоанн напоминает нам, что ношение имени христианина означает родство с воплотившимся Сыном Божиим, что коль мы уж взяли на себя этот крест, то и жизнь наша должна быть достойной такого звания, и наполнена ревностью о святости. В продолжении этого разговора он задается вопросом относительно современной ему интеллигенции, который сегодня имеет отношение как к каждому из нас, так и к обществу именующему себя православным.

Можно говорить о том, что существует огромная разница в том, чтоб знать Христа и знать о Христе.

Кронштадтский праведник спрашивает: «Кто из христиан, интеллигентов называемых, живо интересуется, с духовной точки зрения, нынешним великим праздником Рождества Христова?». Можно говорить о том, что существует огромная разница в том, чтоб знать Христа и знать о Христе, но сегодня приходится говорить, что большинство «христиан» даже о Христе ничего не знают. А ведь если отдельно взять события Рождества, то по своему величию, уникальности и спасительности не было в истории человечества ничего подобного. И как тогда сосредоточенность и беспокойство о повседневных заботах уживается в «христианской» душе часто с полным безразличием к столь важному событию, имеющему прямые последствия для ожидающей нас вечности?

Но пускай нехристианский мир живет своими идеалами и устремлениями, однако же, и мы должны четко понимать, что же дает нам пришествие в мир Сына Божия. Поэтому-то отец Иоанн и говорит, что каждый из нас, искренне верующий во Христа и пользующийся спасительными плодами Его подвига должен пробуждать и воскрешать высочайший интерес веры к событиям Рождества. И пускай тотальное людское неверие окружающих, которое «пробуждает в нас безмерное удивление к неверным и безконечную жалость о их легкомыслии, тупоумии, безхарактерности и развращении», не поколеблет нашей ревности, а та сладость, которую мы почувствовали, однажды переступив порог храма лишь только укрепляет.

Безмерная нищета и безмерное смирение Святого Семейства стали обличением человеческой гордости, возведенной сегодня чуть ли не в ранг добродетели.

Сами условия пришествия Сына Божия в мир противостоят современным устремлениям и идеалам. По слову отца Иоанна безмерная нищета и безмерное смирение Святого Семейства стали обличением человеческой гордости, возведенной сегодня чуть ли не в ранг добродетели. Но гордости хватает и в каждом из нас, потому он напоминает, что гордостью пал Денница, а также Адам и Ева, как и враг человеческого рода, возмечтавшие быть богами. Но кроткий Богомладенец Христос «как всемогущий Врач падшаго гордыней человеческаго рода, чрез самыя обстоятельства своего рождения в убогих яслях, от чистой, но бедной Девы, царскаго рода, хочет исцелить нас от недуга гордости и преподать урок смирения».

Интересно, что в куполе Ахенского собора – кафедральном храме Карла Великого, в котором столетиями короновались императоры Священной Римской империи германской нации, изображен сюжет, где перед единым Владыкой и Царем Христом все земные цари стоят в простых белых рубахах со снятыми коронами. Это было напоминанием всякому земному правителю о том, Кто является первоисточником всякой власти.

Вот и отец Иоанн в своей проповеди призывает всех владык, окруженных блеском, наклонить свои венценосные головы перед Вифлеемскими яслями, вспомнить, что сложены они из земного праха и в этот прах и возвратятся, что они лишь помощники Христа и Им держатся земные престолы. Ученым, разглагольствующим с высоких кафедр, всем учащим и учащимся кронштадтский праведник напоминает о недопустимости всякого мятежа и непокорности властям и их призывает прийти в Вифлеем, отбросить свою спесь и надменность перед Единственным истинным Учителем, принесшим в мир Отца Небесного: «К вам обращаю мою священническую речь, хотите слушайте, хотите не слушайте, – но я говорю вам, как искренно верующий собрат. Перестаньте безумствовать. Довольно!».

И если кронштадтский святой столь грозно обличал жизнь его современников, то можно лишь только догадываться какой была бы его речь сегодня.

Эти грозные слова отца Иоанна не просто обличение. На примере событий с избиением вифлеемских младенцев он напоминает, к чему может привести гордость, тщеславие и славолюбие. И не нужно думать, что к нам это не относится, ведь всякая страсть – это «черная дыра» не знающая меры насыщения и если ее не «тормозить», то последствия могут быть самым печальными.

«Да и вообще говоря, какими злодеяниями не исполнена земля, это обиталище человеческого рода в продолжении почти восьми тысячелетнeго еe существования! История раскрывает перед нами ужасныe картины страшных злодеяний в древнем и новом времени», – говорит отец Иоанн и добавляет, что в духовных убийствах виновен каждый из нас, в том числе носящих Имя Христово.

«Это убийство каждым из нас души своей, а часто и тела своего грехами своими, – или убийство душ ближних наших посредством соблазна, или научения других греху».

Только вот страшно становится от того, что вина за такое убийство тяжелее вины убийства телесного, ведь последствия его простираются в вечность. По слову отца Иоанна – это ужасное знамение нынешнего века – времени разврата, безверия и отпадения от Бога. И если кронштадтский святой столь грозно обличал жизнь его современников, то можно лишь только догадываться какой была бы его речь сегодня.

Что ж, таковы мысли отца Иоанна относительно грядущих событий Рождества Христова и дай Бог нам душевных сил и мудрости воспринять их не только умом, но и сердцем, дабы с радостью и трепетом припасти в вифлеемским яслям пришедшего в мир Спасителя.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/67544-groznyje-oblichenija-svyatogo-ioanna-kronshtadtskogo-v-kanun-rozhdestva-khristova
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!