Статья Альберта Анатольевича Лиханова!
Помоги, Господи, детям России!Выступление на Всемирном Русском Народном Соборе 5 марта 2007 годаБратья и сестры!
В минувшую пятницу (2 марта) "Московский комсомолец" напечатал статью под названием "Божий промысел" с подзаголовком "Церковные приюты зарабатывают на детях-сиротах". На другой день вечером канал НТВ показал большую передачу о детях, брошенных в больницах, о маленьких инвалидах, от которых отказались матери и они очутились в специальных интернатах, путь из которых один - на кладбище, о детях с девиантным поведением, которых даже их собственные матери готовы спрятать в психушку, и о прочих неодолимых тупиках детской жизни.
Истинно неодолимых!
Беспощадный "Комсомолец", поддержанный, увы, местными правобдителями из прокуратуры, среди прочих приютов навалились на приют "Никита" при Храме Святого Никиты в деревне Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. Много чего наскребли "внезаконного" искатели истины: и приют-то не зарегистрирован, и в уставе-то написано не то и не так, и молодые матушки корыстны, потому как оформили над детьми опеку и попечительство и, значит, получают за детей деньги, а раз получают, то дети должны не в приюте находиться, но у них дома, - авторам без разницы, что дом монахини монастырь или храм, а деньги она если и получает за детей, то на них и тратит.
В суждениях же о судьбах детей сплошь и рядом слова "якобы", "как следует из заявления", "как следует из акта" - хочешь - не хочешь, возникает ощущение, что и дети-то здесь собраны без особой нужды, а лишь по прихоти настоятеля храма о. Амвросия.
Я бывал в этом деревенском храме и, конечно же, знаю его приют. Знаю и истории детей, там оказавшихся, и для меня эта работа о. Амвросия и молодых самоотверженных матушек не что иное как истинная борьба с беспризорностью, о которой сегодня столько слов изводится.
Я знаком с девочкой Женей. Ей, когда я там был, отметили шестой день рождения, и всего за несколько дней до того матушки "выбили" от властей свидетельство о рождении. Почти шесть лет она жила незаконно. И нашли-то ее возле умершей бабушки в другом районе. Мамаша у нее есть, пьет и пропадает, как есть и братишка, живет в казенном доме. Хотел бы я посмотреть на директора любого государственного заведения, если бы ему привели шестилетнего ребенка без свидетельства о рождении. Принимать таких детей нельзя! В Бывалино приняли, спасибо приюту, накормили, обогрели.
Другая девочка, уже девушка, пришла сюда в 17 с лишним лет. Она ни дня нигде не училась. С первых же недель ее пребывания в храме матушки обучили ее по программе начальной школы, и она сдала экзамен за 4 класса. А то ведь и расписаться не могла. Теперь учится дальше.
В Никитский храм детей приносят соседи, приводят люди совсем посторонние - добрая молва о здешних послушницах катится независимо от газет и прокуратур, да все неймется кому-то: приют надо непременно превратить в казенное, зарегистрированное учреждение. Никто не спорит, порядок надо соблюдать, особенно когда детей много.
Но вот есть такая форма воспитания и защиты брошенных детей, созданная 19 лет назад нашим фондом, - семейные детские дома. Все эти годы они также проходят жуткие испытания, хотя и результат потрясающий - из 3 с лишним тысяч детей только 20 не приняли любви и помощи, но три-то тысячи получили защиту, любовь, образование как в крепкой и любящей семье. По нашему представлению, такие семьи должны получать от государства просто элементарный социальный пакет - зарплату, стаж, отпускные. Ведь они принимают сразу не меньше пяти ребятишек. Но они не должны быть казенкой, учреждением. Такой же юридический статус, по нашему мнению, могли бы получить и церковные приюты, где принимают детей с проблемами, чаще всего неразрешимыми никакими казенками.
Я побывал в приютах малоярославского Черно-Островского женского монастыря "Отрада" и Свято-Троицкого монастыря в Муроме у настоятельниц Николаи и Тавифы. Вот где если и не утешается, но все же утихает боль за брошенное детство. В отличие от казенного детского дома, судьбы девочек, выросших здесь, не будут забыты, если они, получив защиту, образование, житейские навыки и профессию, не свяжут себя далее с церковным служением, а выйдут в мир. В то время как сироты - выпускники госучреждений, в массе своей не готовые к жизни, не имеющие крыши над головой, без родни и профессии, в 90 из 100 случаев если и не погибают, то пропадают.
При таких образовательных победах надо всячески поощрять, а не уничтожать участие церкви в делах окормления сиротства, не только приют под закон подставлять, но и закон обращать не к букве своей, а к духу - к сердцу и разуму.
А теперь о страшных телевизионных сюжетах. Дети, покинутые матерями, месяцы и годы проводят в больнице. И это наш национальный позор - я подразумеваю под этим позор государственный и народный. Кто-то грех этот должен искупить. И здесь в пору снова помянуть семейные детские дома. Из 3 тысяч наших детей как минимум целая 1000 приходила в семьи, их принимавшие, с псевдодиагнозом - олигофрен, олигофрен в стадии дебильности. И в первые же месяц - три - полгода любящие взрослые эти диагнозы снимали полностью, ибо речь шла не о болезни, а о том, что детей просто в жизни никто не обнимал, не целовал, не прижимал к своей груди.
Множество истинных героев и героинь этот наш проект пробудил. Татьяна Васильевна Сорокина из Ростовской области, к примеру, вместе с мужем своим Михаилом Васильевичем, когда-то сиротой, в прошлом году забрали из местной больнички сначала двух, а чуть позже еще трех брошенных новорожденных младенцев. Поскольку опеки и попечительства на этих детей им местные чинуши не дали, они просто усыновили их - в суде! Всего же эта православная семья подняла на крыло 55 ребятишек!
Так вот о младенцах в больницах. Через короткое время в них формируется синдром госпитализма. Развитие резко отстает. Чтобы избавиться от такого контингента, специальная комиссия назначает их олигофренами. И у таких ребят путь один - в специнтернаты для дураков. Туда не всех пускают. Даже уполномоченный по правам человека прорывался с трудом, а общественные организации принимают только с подарками. Всякий, кто побывал там, выходит больным, разбитым, растерянным: руки опускаются, не знаешь, как такую беду - развести. Нянечки, медперсонал, врачи - все они (даже самые добросовестные, а таких негусто) в лучшем случае - знак присутствия власти, но не символ и не инструмент спасения.
С глубокой убежденностью смею утверждать, что заведения для детей с глубокими поражениями, которых предали родители, должны наполнить люди церкви - истинно сострадающие монахини, прежде всего, а государство должно отдать (постепенно, конечно же) под покров церкви эти богоугодные заведения, справиться с которыми мирская нравственность (сильно павшая) не в состоянии.
Только вера, истинная милосердность, христианская уверенность в правоте милости, способны что-то изменить в сложившейся ситуации.
Когда детский мир оказывается в беде, государство и граждане его должны, наконец, воссоединиться и признать: возгласа более страшного и громкого - дитя погибает! - нет. Но вот только несколько знаков погибели. В 2005 году (более свежих данных не существует) в стране было 740 тысяч детей-сирот, около 700 тысяч маленьких инвалидов. 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Из них 75 тысяч хронические уже алкоголики. 1200 детей совершили убийства, 3200 разбойные нападения, в 154 тысячах преступлений участвовали дети, 15 тысяч детей сидят в колониях, и на воле их никто не ждет, 150 тысяч детей каждый год привлекаются к уголовной ответственности, стали преступницами 13 тысяч девушек.
Это статистика МВД. Зеркало безупречное. Глянешь в это зеркало, и мороз на душе.
Помоги, Господи, детям России!
5 марта 2007 года
Биография писателя Альберта Анатольевича Лиханова
Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове.
В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики.
Академик Российской академии образования (2001 г.), академик Российской академии естественных наук (1993 г.), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995 г.), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001)
1958-1961 гг. - литсотрудник газеты «Кировская правда»,
1961-1964 гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя»,
1964-1966 гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск),
1966-1968 гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ,
1968-1987 гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь (1968-1975), главный редактор (1975-1988),
1987-1991 гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина,
1991 - по н/в - Председатель Правления Российского детского фонда, Президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда (с 1988 г.).
Писатель, общественный деятель. В 1986-1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.
Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейный обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях.
Творческая и общественно-педагогическая деятельность А.А.Лиханова удостоена многочисленных отечественных и международных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия им. М.Горького, Международная премия им. Януша Корчака, Международная культурная премия им. Виктора Гюго, премии - им. Н.Островского, им. Б.Полевого, Большая литературная премия России, премия президенета РФ в области образования.
Награжден двумя медалями СССР, медалью К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, грузинским "Орденом Чести", медалями Белоруссии и Армении.
Сфера научных интересов А.А.Лиханова - права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной "тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей-сирот». Словарь-справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».
http://www.nikita-bywalino.ru/albertlih.htmВ Русской православной церкви просят прокуратуру не устраивать охоту в отношении подмосковного приюта "Никита"
Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС
В Московском патриархате просят прокуратуру Павлово-Посадского района Московской области проявить максимальную осторожность и внимательность в ситуации вокруг православного приюта "Никита" в деревне Бывалино.
Как сообщалось ранее, 2 февраля после проверки санэпидстанции райсуд, рассмотрев дело о нарушении санитарных правил, вынес директору "Никиты" игумену Амвросию (Шевчуку) предупреждение, после чего районная потребовала приостановить деятельность приюта.
"При рассмотрении проблем детских приютов требуется серьезный, вдумчивый, грамотный подход, в этой области не должно быть "охоты на ведьм", - заявил "Интерфаксу" в понедельник замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, комментируя данную ситуацию.
Он отметил, что опыт государственных приютов зачастую, "к сожалению, показывает их неспособность создать среду, которая напоминала бы среду семьи, в которой органично протекает процесс воспитания".
"Часто мы сталкиваемся с тем, что дети в государственных приютах сыты, обуты и одеты, даже порой на курево хватает уже выросшим воспитанникам. Но душа, к сожалению, не получает того необходимого воспитания и тепла, которое нужно для нормального душевного и духовного роста человека", - подчеркнул владыка Марк.
Поэтому тот поиск, который Церковь и православные благотворительные организации сегодня предпринимают в отношении организации жизни в приютах, ее соответствия всем необходимым нормам, является, по мнению собеседника агентства, очень важным и особо нуждается в государственной поддержке.
"В некоторых случаях какие-то перекосы, которые возникают в работе православных приютов, удается исправить за счет посещения детьми воскресных школ, их общения со священниками, настоящими педагогами, воспринимающими свой труд не как работу, но как служение", - сказал представитель Церкви.
Организаторы православных детских домов, по его словам, в своей деятельности "исходят из чувств милосердия и сострадания и стараются преодолеть какие-то негативные явления, имеющиеся в государственных приютах".
Владыка Марк призвал также учитывать тот факт, что санкции со стороны госорганов в отношении экономических объектов и детских домов, работающих с нарушениями, имеют совсем разные общественные последствия.
"Одно дело, когда порой неосторожные действия чиновников препятствуют развитию промышленности, сельского хозяйства, когда закрываются предприятия по тем или иным, зачастую надуманным, причинам. Но когда речь идет о судьбе детей, это свято, и здесь необходима крайняя осторожность, объективность и внимательность", - отметил он.
http://www.nikita-bywalino.ru/russkcerk.htmА также:
http://www.nikita-bywalino.ru/detkorp.htm