Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 10:07:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Предпразднство Богоявления  (Прочитано 479 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103574

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Января 2024, 04:14:02 »

Предпразднство Богоявления



Предпразднство Богоявления - с 15 января по 18 января
(продолжается 4 дня).


Праздник Богоявления, начинаясь сразу вслед за однодневным праздником Обрезания Господня.

В этот день в храмах проходит служба, читают молитвы.

"В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю).
Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним.
Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику, что подчеркивает значимость этого торжества.

Это один из самых древних праздников христианской Церкви.

Его установление относится еще ко временам апостолов.

Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление.

В православной традиции за праздником закрепились два названия – Богоявления и Крещения.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец с небес возгласил о приходе Своего Сына, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Издавна этот день назывался днем Просвещения и праздником Светов.

Это связано с евангельскими строками о том, что Бог есть Свет и явился просветить и спасти человечество, которое находится во тьме и тени смертной.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных вечером, накануне праздника Богоявления, так как Крещение является духовным просвещением людей.

В начале христианской эры крещение верующих совершали накануне праздника Богоявления.

В последний день предпраздненства - навечерие Богоявления или сочельник предписывается строгий пост.

https://ok.ru/verapra/topic/150909019587329

Тропарь предпразднства Богоявления, глас 4

Гото́вися, Завуло́не,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя́ обнови́ти.

Кондак предпразднства Богоявления, глас 4

Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

https://azbyka.ru/days/



« Последнее редактирование: 16 Января 2024, 04:25:33 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103574

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Января 2024, 04:23:32 »

Проповедь на предпразднство Богоявления (2006.01.15). Протоиерей Димитрий Смирнов



Продолжаются святки. Это особый период в жизни церковного года, когда мы, вся Церковь, празднуем пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа. В далёкой древности это был единый праздник, который по-гречески именовался Феофания, то есть Богоявление. Вот эти два события – и рождение Христа во плоти, и Его выход на проповедь после Своего Крещения – праздновались вместе. Потом они были разнесены, получился такой особый единый праздник, для церковного года уникальный, который начинается одним двунадесятым праздником и заканчивается другим.

С сегодняшнего дня уже начинает праздноваться Богоявление. В нашем современном понимании мы вкладываем в него смысл Крещения Господня на реках Иорданских, поэтому сегодня и Евангелие читали от Марка, где об этом и повествуется. Получается так, что в этот небольшой период, чуть больше недели, мы вместе со Христом проживаем всю Его жизнь от рождения до Его выхода на проповедь о Царствии Божьем. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1, 4-8). “Крестить” в переводе со славянского значит “погружать”. Проповедовал Иоанн таким образом, потому что многие, видя его святую жизнь, думали, что Иоанн и есть Мессия, но он не брал на себя функции, ему не свойственные, поэтому говорил, что после него придёт как раз Тот, Которого Израиль ждёт уже не одну сотню лет, что он при всём их к нему уважении и почитании, тем не мене недостоин даже, наклонившись, развязать обувь на Его ноге. Иоанн Предтеча первый, можно сказать, христианин на земле и последний ветхозаветный пророк израильский, стоит как бы на границе этих двух эпох. Он, как пророк, как носитель Духа Божия, очень много говорил, уже предвосхищая грядущую эру. В частности, проповедал крещение покаяния, потому что в каждой религии существуют некие ритуалы.

Например, сейчас прошёл праздник Курбан-байрам. Теперь с помощью телевидения мы можем очутиться и в Мекке, и в Медине, и в других святынях мусульманских и посмотреть, что там происходит. Тоже существуют обряды. Исповедующие ислам верят, что эти обряды действенные. Если бы они в это не верили, то вряд ли бы только из одного тщеславия два с половиной миллиона человек собрались бы в одном месте, подвергая свою жизнь реальной опасности, потому что с такой плотностью людской толпы вряд ли что-то может совладать. Как всегда, были жертвы, к сожалению, несколько сот человек затоптаны насмерть. Что же люди там делают? Например, в знак того, что они отрекаются от дьявола, от сатаны, или по-арабски шайтана, они кидают камни в такие специальные столбы, которые изображают нечистых духов. Это есть обряд, но каждый правоверный мусульманин верует, что таким образом он победит духи тьмы. Возможно ли это? Во многих религиях некоторые обряды бывают очень похожи, что даёт людям неверующим говорить о том, что все религии в общем одинаковы, разница только в каких-то культурных обрамлениях.

Я воспользовался этим примером, чтобы показать, что смысл не только во внешнем, но и во внутреннем. Это уже глубоко осознавал Иоанн Предтеча, ещё до того, как была создана Церковь Божия. Тот обряд, который он совершал на реке Иордан, не спасал человека. Религиозные омовения существуют и в других религиях, например, в индуизме и во многих других. Вообще вода – химики это знают – самый замечательный растворитель. Без воды мы и жить не можем, просто нуждаемся даже в гигиенических омовениях. Раньше, когда человек в основном обладал религиозным сознанием, он религиозные основы переносил в самые обычные вещи. В древней еврейской религии очень много предписаний, которые санкционированы Самим Богом через пророка Моисея, но которые носят исключительно гигиенический характер, потому что книги Пророков и книги Бытия, Исхода, Второзаконие были самым наивысшим авторитетом, хотя духовной ценности эти предписания, конечно, никак не имели. Как апостол в дальнейшем и говорит, что обрезание ничто и необрезание ничто (1 Кор. 7, 19). Ну не может духовная жизнь человека быть связана с кусочком кожи, это просто никак невозможно даже предположить, но древнее сознание было всё исполнено магизмом, поэтому очень многие обряды, идущие из древности, сейчас воспринимаются как проявление некой дикости, как человек может таким образом мыслить.

Но и в православной среде мы часто встречаемся с таким магическим проявлением. Некоторые умудряются свечки кверху ногами ставить, хотя ни один человек не определит, где у свечки ноги, это совершенно невозможно. Можно в Софрино съездить, увидеть, как вообще они изготавливаются. Это сплошной шнурок из воска, куда вложен фитиль, а потом это нарезается. Там ни верха, ни низа, ни головы, ни ног, просто абсурд. Это абсолютно такой червь из воска, тем не менее человек думает, что от того, каким образом ставится свеча, что-то меняется на небесах. Наделение какими-то магическими вещами самых обычных явлений сейчас выглядит как некая дикость. В силу того, что миллиарды людей благодаря своей неначитанности и неразвитости остаются именно в том сознании, абсолютно идентичном древнему человеку две тысячи лет назад, три тысячи лет назад, для всяких звездочётов, колдунов, магов, прорицателей на их жизнь и на их внуков всегда хлеба хватит. Заработать на этом сознании людей не представляет никакого труда. Немножко апломба, немножко дыма и каких-то предметов, с помощью которых человек очень легко попадается в такие сети, которые, конечно, к религии имеют очень косвенное отношение, только в том случае, что здесь включается религиозное сознание человека, но неразвитое, необработанное, не имеющее под собой никакой веры, примитивное. Каждый человек, психически нормальный, он, конечно, религиозен, но у тех людей, у которых вера стихийная, языческая, если человек непросвещённый, это сознание приобретает образ магизма. С помощью каких-то манипуляций человек хочет от высших сил достигнуть какого-то благорасположения. Тому человеку, который с апломбом ему вещает об этом, он охотно подчиняется и верит, что так и случится. Вот на этих механизмах все эти глупости и основаны.

Мы-то прекрасно знаем, что нельзя дьявола победить, бросая в него камешек, это совершенно нереально. Даже семь камушков. Почему? Да очень просто, дьявол – это дух. Любой камешек пройдёт сквозь дьявола, как дым проходит сквозь любые препятствия, как воздух, как радиация, гамма-лучи. Это просто смешно. Почему же миллионы взрослых людей этого не понимают? Дело в том, что это обряд, который выражает совсем другое. Обряд выражает само отношение человека к дьяволу. Как маленький мальчик бежит по улице, споткнулся о какой-то сучок, упал, разбил ножку, плачет. Нянька подходит, говорит: “Ох какой плохой сучок, давай его побьём”. Мальчик отвлекается этим действием и перестаёт плакать. Как будто сучок виноват в том, что маленький мальчик ещё плохо бегает. Конечно же нет, но происходит некое такое отвлечение. Поэтому в этом бросании камней выражается отношение человека к дьяволу, сродни тому, как при крещении готовящемуся принять спасительное просвещение человеку священник говорит: “И дуни, и плюни на него”, имея ввиду дьявола. То есть ты должен выразить своё отношение к дьяволу, что ты его презираешь и не боишься. Здесь действует то же самое, но спасителен не сам ритуал и обряд, потому что можно камней перекидать, вообще каждый день ездить, если денег не жалко, если ты такой рисковый человек. Можно каждый раз камушки кидать, но, если в душе нет покаяния, ничего не изменится. На этом настаивал и Предтеча, что можно в Иордан погружаться бесконечное число раз, уже кожа будет чистая, как после любых самых прекрасных очищающих бальзамов, но, если не будет покаяния, если не будет труда души, если человек не захочет очиститься от греха, если он не призовёт на помощь Бога, ничего не произойдёт.

Что такое обряд? Обряд – от слова обряжать, то есть надевать, это только одежда. Часто мы по одёжке встречаем человека, но всё-таки одежда – это не сам человек, даже кожа человека – это не сам человек, даже мышцы, которые эта кожа покрывает – и это не человек, даже скелет, который под этими мышцами – и это не человек. А что такое человек? А человек – это то, что есть его душа. Вот что такое человек. Понятно, никакими омовениями тела нельзя омыть душу. Это только некоторый знак, как человек, который надевает пиджак и хороший галстук, значит он идёт либо в гости, либо куда-то на приём, либо в театр. Это есть некий знак, хотя если он в джинсах пойдёт, тоже ничего не изменится. Это есть просто некие символы, которые, конечно, кое-что и обозначают, как бы готовность к этому человека. Подлинная религиозная жизнь, именно духовная, начинается именно с того момента, когда для человека начинаются усилия его души, когда проявляется подлинная духовная сущность того, что он делает. Обряд – это только необходимое обрамление, через которое это совершается.

Церковные обряды именуются в Церкви Таинствами, потому что под видом обряда происходит великое таинство. Внутри этого священнодействия прикровенно присутствует благодать Святаго Духа, которая действует и которую также может чувствовать наше сердце. Действует она только по нашей вере. Если без веры совершать какие-то обряды, они останутся какими-то простыми театральными действиями. Только вера наша даёт возможность этим священным церковным обрядам действовать на нас благотворно, то есть творя с нами благо, причём благо Божественное.

А что хочет Отец наш Небесный, чтобы с нами совершилось? Чтобы мы становились лучше, причём лучше не по нашему разумению, а лучше с точки зрения Его Отеческой, какими Он бы нас хотел видеть. Для этого Господь пришёл на землю, принял человеческую плоть, создал Церковь, крестился в водах Иорданских, чтобы каждый из нас имел возможность пройти тем же путём. Отец Небесный для каждого из нас, кто добровольно пошёл за Его Сыном, желает небесной жизни. Всё это было предпринято не для того, чтобы мы совершали какие-то очень красивые, старинные, благочестивые, насыщенные высочайшими символами обряды, нет, а чтобы внутри этих обрядов, в которых бы мы участвовали, кипела настоящая духовная жизнь, которая бы преображала нашу душу. Вот ради чего это и устроено.

Сам праздник, собраться всем вместе, петь, читать, молиться – это замечательно, это действительно нас объединяет и наполняет душу особенным настроением, но понятно, что это ничто, если мы не меняемся. Тогда это просто равносильно обычным застольям, которым все люди радуются. Пусть трапеза у нас с точки зрения материальной весьма скудна, один малый стол, здесь служители, которые для вас прислуживают. Каждый открывает рот и малую толику вкушает того, что здесь предлагается. Весьма мало, но в этой частичке есть то, что больше всей вселенной – Тело Христа Спасителя. Это уже не обряд, под этим обрядом, под этой одеждой содержится высочайшее Таинство, которого не имеют даже ангелы. Даже ангелы не имеют такой пищи, это нам, грешным, по неизреченной милости и любви к нам Господь Себя преподаёт нам. Для чего? Потому что Он хочет с нами быть в единении не только умственном, не только сердечном и душевном, Он хочет ещё, чтобы Его плоть сочеталась с нашей. В таком плотном общении Господь хочет пребывать с нами. Мы не можем удержать этой благодати в себе, что же нам мешает? Нам мешает грех, который разделят нас и Бога, поэтому для Бога грех так и ненавистен. Мы должны все силы своей души, которые у нас есть, благодаря благодати Божьей, которая нам даром предаётся, направить на то, чтобы грех побеждать, в чём нам Господь всегда будет помогать.

https://dzen.ru/a/ZaQkbOr8P2mqRnBG
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!