Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 22:24:23  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Токсичные. О необъявленной войне психологов против своего народа  (Прочитано 704 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103588

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Июня 2020, 14:23:03 »

Токсичные

О необъявленной войне психологов против своего народа



Вас не удивляет, что после «освобождения нашей страны из лап коммунистического "чудовища"» (режима) число психологов в нашей стране вдруг резко увеличилось и стало быстро расти, причём в геометрической прогрессии? В связи с падением экономики, повальным сокращением рабочих мест и возникшей в результате этого безработицей ушлые потомки Великого Комбинатора – разнообразные Бендеры и Бендерши – от невозможности занять себя каким-то необременительным, но достаточно хорошо оплачиваемым бездельем все тогда ринулись в психологи.

Они как вороньё слетелись в эту разрекламированную и быстро разросшуюся область человеческой деятельности, чуя лёгкую добычу, возможность поживиться, видя огромное количество трагически дезориентированных, не знающих, не понимающих, как теперь жить, и даже не жить, а выживать, людей – продукт разразившейся государственной и социальной катастрофы.

И вот мы теперь имеем возможность быть очевидцами того, как растёт, ширится и множится эта армия чародеев-чудесников, обещающих вам все ваши проблемы как рукой снять, естественно за ваши деньги, как будто вам их (ваши кровные) больше и деть-то некуда.    

Современные психологи по заказу резко народившейся нашей, если её можно назвать нашей, финансовой элиты, открыто занимаются модификацией поведения и сознания всего российского народа – перед ними поставлена задача в наикратчайшие сроки наших людей довести до того уровня модификации, на котором уже сейчас находится западное общество. Поэтому им предоставлены право и власть свободно экспериментировать с душами, мозгом и психикой нас с вами, всего нашего народа. Работа у них идёт и в прямом, и в переносном смысле адская: из людей, ничего не подозревающих об этом, они старательно выращивают на нашей российской почве некую новую и совершенно чуждую человеческой природе странноватую «культуру» – странноватую в плане причудливости и абсурдности её личных потребностей, жизненных установок и поведенческих проявлений. И присваивают этому чуду-юду наименование «индивид».

Социологи, первыми в своих научных текстах начавшие заменять понятие «человек» понятием «индивид», формируют общество, состоящее из массы ничем не связанных друг с другом индивидов, существующих в специально созданной с этой целью идеологической пустоте – при отсутствии общих целей и смыслов жизни.

Решая эту же стратегическую задачу, практические психологи переключают внимание каждого человека только на его узкие, сугубо личные интересы, чтобы в результате этой стимуляции эгоизма и индивидуализма единый ранее народ разрушился и вместо него образовалась толпа, которой будет достаточно просто управлять.

Формируется два типа индивида – массовый и управленец.

Массовый индивид – примитивный, умственно недоразвитый, поэтому не способный видеть причинно-следственные связи во всём, что происходит с ним и в жизни общества в целом, живущий эмоциями, чувствами; импульсивный, нетерпеливый, неспособный сам собой руководить, легко поддающийся внушению и внешнему управлению – нуждающийся в силу своего несовершенства во внешнем управлении.

И тип управленца – рациональный, обладающий логическим мышлением, волевой, безэмоциональный, не проявляющий чувств – не позволяющий себе чувствовать; вместо чувств вооружённый эмоциональным интеллектом - умением (навыком) понимать чувства других людей, выстраивать с ними отношения или манипулировать ими. Представители обеих этих социальных групп, как вы понимаете, неполноценны, потому что первые лишены воли и сознания, а вторые – человеческих чувств; в результате ни те, ни другие не способны быть гармоничными и счастливыми. Одних формируют в социальных учебных заведениях (ГБОУ СОШ), других – в престижных, элитных школах, закрытых для общего обозрения. Воспитанные таким образом, они никогда не смогут понять друг друга. У низших - по планам социальных инженеров –должно развиться рабское подобострастие перед высшими, а у высших ответное снисходительное презрение к низшим.

Программа на демонтаж нашего народа, на деформацию сознания наших людей и превращение их в серую массу разобщённых индивидов, легко поддающихся управлению и контролю, стартовала в России перед самым развалом Советского Союза.

Для осуществления этой цели с 1989 года в нашей стране срочно начал создаваться грандиозный по размерам (к 2005 году их уже насчитывалось 50 тысяч человек) аппарат практических психологов – психологов нового типа, воспитанных и выученных по западному образцу.

Перед ними была поставлена задача внедриться в наше общество и активно агитировать ещё не привычных к их работе людей на посещение психологических консультаций, прохождение психологических тренингов, курсов – на принятие всевозможной психологической помощи. Тогда же в срочном порядке начала публиковаться в виде небольших брошюр в бумажном переплёте первая у нас общедоступная литература по практической психологии.

Всё, что они вещали, всё, что так артистично и вдохновенно демонстрировали в своей работе, было ново и необычно, а поэтому для многих притягательно: уютные, душевные индивидуальные консультации как откровения – такие простые ответы на все сложные вопросы, такие конкретные и простые решения; таинственные и манящие к себе групповые психологические тренинги, создающие ощущение освобождения и полёта – ощущение лёгкости разрешения всех проблем и удивительной близости, возможности счастья. Наши соотечественники сначала осторожно, но с всё большим любопытством начинали знакомиться с деятельностью практических психологов, «пробовать её на вкус» и постепенно привыкать к их постоянному присутствию в своей жизни.. Нет, проблемы никуда не делись, наоборот стали возникать и проявляться всё новые и новые, до этого ещё не знакомые - лёгких путей к решению их не нашлось, и близость счастья тоже оказалась эфемерной.

Но тем не менее психологи постепенно стали неотъемлемой частью нашего бытия. И если в начале их общение с клиентами было осторожным, нежным, трепетным, то с течением времени их взгляд становился всё властнее, советы категоричнее, и в голосе стали появляться диктаторские ноты.

За последующие десятилетия мы настолько уже привыкли к ним, к их контролю и руководству во всех сферах нашей жизни, что совершенно забыли о том, что ещё недавно (всего каких-то тридцать лет назад) спокойно жили без них, даже не подозревая о необходимости их постоянного руководства: все сами решали свои проблемы, строили семьи, воспитывали детей и выпускали их в жизнь и всё это делали вполне успешно. На протяжении всех предыдущих эпох существования человечества возможность самостоятельно решать свои жизненные задачи и самому строить свою жизнь была нормой и естественным правом полноценного взрослого человека. Не заметив, как это произошло, мы распрощались со своим правом быть взрослыми , безропотно отдав психологам свои полномочия взрослого человека. И эта кардинальная перестройка нашего сознания произошла удивительно быстро, всего лишь за каких-то три десятилетия.

Вместо права быть взрослыми мы получили огромное количество развлекательных центров, ворующих время нашей жизни и захламляющих мусором наше сознание; ростовых кукол, клоунов и других костюмированных персонажей, встраиваемых в нашу реальность, нахально пристающих к прохожим на улицах, преследующих людей в различных общественных местах и фамильярно навязывающих им своё общение; взрослые книги с детскими картинками и минимумом текста; и наркотически действующие на наше сознание и весь наш организм компьютерные игры. Неужели вы не замечаете, что нас усиленно стараются задержать в инфантильном, детском состоянии, всевозможными способами вызывают ностальгию по детству, уводящую от реальности в мир сладкой печали и грёз.                        

А нашим детям ещё с пелёнок внушают, что они уже взрослые и требуют от нас (родителей) самостоятельно проводить сепарацию (отделение) от себя своих детей, начиная с трёхлетнего возраста, требуют от нас уважать их взрослость, считаться с их мнением, советоваться и договариваться с ними. Перевёртыш: искусственная инфантилизация взрослых, фальшивая взрослость детей — различия стиратся (принципиально игнорируются) и возникает формальная возможность поставить между ними знак равенства.

Создаётся общество без возраста, а значит без опыта, без мудрости. Они аннулируются — обнуляются. Передача знаний от старших к младшим, уважение старших младшими блокируются.

Параллельно с этим в наше сознание как естественные нормы внедряют то, что ранее было немыслимо, то, что нашими дедушками и бабушками и всеми предыдущими поколениями наших праотцов было бы с негодованием воспринято как провокация и диверсия: соблазнительные, с виду такие лёгкие, необременительные, на первый взгляд, жизненные установки и рекомендации, якобы ведущие прямой дорогой к счастью и успеху, освобождающие формируемого ими индивида от чувства долга, от чувства вины, от ответственности, от сострадания – от совести.

Эти лёгкие, приятные, «весёленькие» установки кардинально отличаются от наших прежних, традиционных. Те, прежние, кажущиеся непомерно тяжёлыми воображению современного расслабленного человека, требовали постоянной духовной и душевной работы, постоянной поверки всех своих жизненных решений и действий Православными в своей основе духовными ценностями. Они заставляли традиционного русского человека жёстко руководствоваться моральными и нравственными принципами, требовали от него непрерывного совершения волевых усилий каждый день своей земной жизни. Но именно они в то же самое время как раз и создавали из него Человека, являлись залогом его достойной, созидательной жизни – жизни в согласии со своей совестью.

Новые, пришедшие к нам с «цивилизованного» Запада установки на любовь к себе, на приоритет личного счастья и игнорирование интересов других людей, на постоянное удовлетворение своих желаний и прихотей, на необязательность выполнения всех своих долгов и обязанностей, на значимость и необходимость развлечений и удовольствий, на лёгкость встреч и расставаний, – освободили современного человека от бремени прежних ценностей.

Но эти, такие вроде бы необременительные, «гуманные», комфортные и толерантные к его недостаткам новые основания жизни в отличие от тех обременительных и тяжёлых, такими же, как те, спасительными для человека, увы, не являются, поэтому большинство своих носителей рано или поздно приводят прямой дорогой к опустошению, одиночеству и депрессии. За всё в жизни приходится расплачиваться. За лёгкость убеждений и освобождение от ответственности тоже.

Таким образом, по мере увеличения количества психологов, освобождающих нас от «комплексов» и планомерно занимающихся перестройкой нашего сознания, поведения и образа жизни, количество проблем у людей только растёт, проблемы становятся глубже, а состояния психики, им сопутствующие, - мучительнее.

И психологи, уже не способные держать хорошую мину при плохой игре, начинают заявлять о том, что тяжёлое психологическое состояние человека – норма, человек по своей природе, в силу своего несовершенства обречён быть одиноким и несчастным, но ходить регулярно к психологу для профилактики всё равно должен.

Наступило странное время – время перевёртышей - когда хорошими, правильными, красивыми словами называются разрушительные процессы.

Мы все видим, что фабрикуется тип личности (индивид) в своих основах прямо противоположный тому, который был сформирован Православием, и, на удивление, несмотря ни на что, бережно сохранён социалистическим «режимом».

Производится срочная декоммунизация нашего сознания, ведь мы все, даже наши дети, родившиеся уже после 1991 года, родом из Советского Союза. Она осуществляется с той целью, чтобы такого – созидательной жизни человека (целого человеческого общества) в добре и дружбе, в трудовой увлечённости, с мечтой и устремлением в светлое будущее – в дальнейшей истории человечества больше никогда не повторилось; а то, что было, как можно быстрее забылось, превратилось в «небывшее», утопленное под потоками грязной лжи.

Тем, кто с девяностых годов присвоил себе право быть нашими хозяевами, распоряжаться нашей судьбой, необходимо, чтобы забылся великий эксперимент, произведённый в Советском Союзе, когда огромное количество людей из так называемых низов общества – из крестьян и рабочих - получив качественное бесплатное советское образование, стали учёными, изобретателями, врачами. писателями, деятелями искусства, уникальными высокопрофессиональными специалистами различных направлений, крупными руководителями, государственными деятелями.

Теперь нам опять стараются навязать биогенетическую концепцию, разделяющую общество на касты (страты) по якобы врождённым различиям, концепцию предопределения высших слоёв общества («материально и финансово одарённых») заниматься высшими видами деятельности и повелевать низшими, а низшим в силу их изначальной ущербности подчиняться этому и быть старательными исполнителями определённых им функций.         Психологи вместе с реформаторами нашего образования выполняют задачу за максимально короткий срок превратить наш высокодуховный и высокоинтеллектуальный народ в «псевдодебилов». Именно таким термином пользуется президент Высшей Школы Методологии, создатель проекта интеллектуального образования нового формата «Академия смысла», руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка и правая рука Германа Грефа в плане проектирования поведения всего будущего российского общества Андрей Курпатов.

Термин «псевдодебилы» звучит из его уст в те моменты его выступлений, когда он оповещает своих слушателей в «Академии смысла» о совершенно реальных, несмотря на их чудовищность, планах нашей олигархии и в частности своего патрона относительно будущего ментально-психического состояния нашего народа. (Видеозапись лекции Андрея Курпатова «Как быть крутым или про интеллектуальное меньшинство»).

Андрей Курпатов озвучивает цифры, характеризующие процентное соотношение людей в двух основных кастах создаваемого сейчас общества: планируется оставить 3% представителей интеллектуальной элиты, а все остальные 97% процентов нашего общества довести до состояния «псевдодебилов». 3% – интеллектуальная элита, 97% – дебилы!

Адресатами этой информации являются молодые, нацеленные на карьеру люди, пришедшие к нему учиться, чтобы суметь успешно встроиться в создаваемую социальную систему и занять в ней ключевые роли в области управления. Андрей Курпатов сразу же задаёт им как норму деление общества на дебилов и интеллектуальное меньшинство; с циничной иронией ставит их самих перед выбором – быть им дебилами или становиться интеллектуальным меньшинством (которому, по его мнению, очень трудно живётся, потому что приходится «работать мозгами»); так он формирует сознание этих людей, исподволь рекрутирует их, готовя кадры, которые и будут хладнокровно, рационально воплощать данную программу в жизнь. Чтобы человек, особенно молодой, был способен принять подобную установку на жизнь, он должен не иметь человеческих чувств – у него должна быть полностью атрофирована способность сопереживать, сочувствовать другим людям. В противном случае принятие этой программы для человека является невозможным. (Выложенное 13 июля 2019 года данное видео имеет на сегодняшний день уже более 2 млн. просмотров – это всё молодые деловые люди, нацеленные на успешность и, видимо, с атрофированной совестью, потому что сентенции, высказываемые самопровозглашённым методологом, возмущения у них не вызывают).

Андрей Курпатов заявляет, что всеобщее образование уже свою роль сыграло в выстраивании компьютерной цифровой системы управления обществом и в создании роботов, замещающих человека в большинстве областей трудовой деятельности.

Теперь такого количества образованных не нужно, поэтому властями предержащими принято решение о возвращении общества к тому уровню неграмотности и неразвитости, который был в досоветское время.

Осуществляется проект насильственной деградации всего нашего общества.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103588

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Июня 2020, 14:23:44 »

(Окончание)

Исподволь совершается циничная, как ржа проедающая душу, сковывающая её холодом и равнодушием, расхристианизация наших душ, нашего сознания. Происходит размывание духовной основы нашего народа, стирание тысячелетней Православной нашей истории – нашей исторической и психогенетической памяти для записи другой, чуждой нам, по-звериному чувственной, жестокой и примитивной картины мира, другой, чуждой нам прагматичной, расчётливой, индивидуалистической, эгоистичной, эгоцентричной, потребительской паразитической программы.

Инновационные прозападные психологи, отказавшиеся от своего с нами родства, от своей исторической памяти, от своей культуры, от своей Родины, предаюшие и продающие нас с вами – своих соотечественников, как профессиональные шулеры осуществляют подмену нашей человеческой сущности неким спроектированным их заграничными кураторами и опробованным уже на западном человеке суррогатом.

Происходит осквернение наших святынь – совершается взлом нашей с вами национальной идентичности. Они стараются выбить из-под наших ног некогда крепкие опоры родных традиций, норм и обычаев, оплевать и унизить всё, что дорого нашей душе, то, что составляет духовную основу нашей жизни, является сутью русского человека, человека русской культуры, русской цивилизации: Совесть, Веру, Целомудрие, Нравственность, крепкую Семью, уважение к Труду, Сострадание к людям, Общинное Справедливое устроение жизни, любовь к своему Отечеству, бережное отношение к своей истории, гордость за свою страну, за свой народ, наши национальные Честь и Достоинство – всё то, что необходимо для гармоничной жизни, для психического здоровья русского человека.

Предают осмеянию и уничтожают в наших глазах такие понятия, как Мужская Честь, Доблесть, Мужество, Бесстрашие и Отвага; женские: чистота, чуткость и сердечность, жертвенность и Верность. Упраздняют Дружбу. Заставляют людей выбрасывать как ненужный хлам жизненно необходимые качества характера: ответственность, терпение, трудолюбие. Отказывают человеку в наличии Воли. Стараются стереть из нашей памяти Бескорыстие, Самоотверженность, Самоотдачу, Созидание. Заставляют забыть о стыде.

Всё сокрытое от посторонних глаз, неприкосновенное, сакральное выворачивают наизнанку и грязно, мерзко в нём копошатся, глумясь над нами. Лишив спасительного очистительного целомудрия, навязывают секс и деньги, внушая, что именно они являются главными смыслами и целями в жизни. Дарят свободу свободно себя разрушать.

Они идут сквозь нас, прочёсывая наши души, выстужая их холодом цинизма и смрадом разложения. Ступают плечом к плечу, колонна к колонне с теми, кто пытается протолкнуть в наше законодательство ювенальные законы и внедрить в нашу жизнь ювенальные технологии, лишив родителей возможности и права воспитывать собственных детей: формировать их личностно, нравственно, закалять их волю; и с теми, кто крушит нашу ещё недавно лучшую в мире систему образования, оставляя наших детей интеллектуально недоразвитыми, неспособными аналитически мыслить. Все они делают одно общее дело, преследуют одну общую цель – не дать возможности человеку стать Человеком. Психологи стоят во главе этого процесса: контролируют и направляют – руководят им. Они одурманивают, лишают разума и сердца своими изощрёнными иезуитскими технологиями и детей, и подростков, и юношество, и уже взрослых, вроде бы сложившихся людей, и даже стариков – все становятся мишенями для их пристального внимания, прицельного огня.

Их социальные и психологические эксперименты наводят ужас на простых ничего не подозревающих об этом вражеском вторжении людей. Они ловко и умело разрывают человеческие привязанности, ломают родственные отношения. Надругаются над родительской – отцовской и материнской – любовью: уже сложившихся взрослых людей, сменив им убеждения и жизненные установки, натравливают на их собственных родителей, таким образом отбирая у старшего поколения уже выросших, выращенных ими сыновей и дочерей, их опору и защиту.

Сиротят детей, убеждая их пап и мам разрушать свои семьи, если там нет достаточного по их (психологов) понятиям секса.

Семьи, которые строились годами и десятилетиями, под действием словесных манипуляций этих виртуозов нейролингвистического программирования раскалываются как грецкие орехи, и растёт ширится по всей стране эпидемия разводов, стремительно приближая нас к западному, как они уже себя сами позиционируют, постсемейному обществу.

Режут по живому, отрывают, отдирают людей друг от друга, разрывая на куски их души, заставляя отупевать от страшной душевной боли, которая при расставаниях обязательно пронзает. Боли, которую сами не сознают, не ведают, потому что души уже не имеют. Там, где должна быть душа – у них карьера, успех и деньги, деньги ,деньги – жажда денег, комфорта, фешенебельности и всего оттуда проистекающего: элитных тусовок, дорогих машин, отдыха на модных курортах, загородных домов (желательно не в России)… И ради этих побрякушек делово, рационально, хладнокровно нас расчеловечивают, атомизируют, аутизируют и… утилизируют.

С духовной точки зрения всё понятно – их руками сатана пытается осуществить свою плановую сатанизацию общества.

…Они выстраивают всю нашу жизнь, контролируя и направляя деятельность всех людей. Современная уродливая российская реальность сконструирована и выстроена по их лекалам. Двуликие Янусы, они в тайне создают нам проблемы, а в общении с нами якобы стараются помогать нам их решать.

Они лукавы, лживы и корыстны... А ещё страшно порочны и безжалостны. Их тьмы, и тьмы, и тьмы – они дислоцированы в каждой школе, в каждом офисе, на каждом предприятии, в каждом учреждении и, конечно же, в каждой психологической консультации.

Масштабы этой армии нашествия не ощущаются, потому что они в кабинетах или в онлайн режиме работают с клиентами один на один, ведут групповые тренинги в основном при закрытых дверях, проводят вебинары и онлайн курсы также в закрытом режиме, осуществляют скрытые для посторонних глаз выездные сессии.

Видим мы только вершину этого айсберга: множество их книг на полках магазинов, выступления на телеэкране, видеопрезентации, статьи в интернете, посты в соцсетях. Видим и покупаемся на их профессиональное обаяние, внешние открытость и доброжелательность, показную готовность решать все наши проблемы, учить жизни. Нас покоряет, очаровывает их уверенность в себе, их ощущение своей компетентности и высокой эффективности. Профессиональные гипнологи и энелписты, они гипнотизируют и программируют нас на восторженное и абсолютное подчинение себе.

Видят их и общаются с ними те, у кого на это есть время, остальные все равно вынуждены вариться в этом кипящем авантюрными проектами психологов насыщенном бульоне сплошных переустановок, переформатирований, не очень осознавая, что происходит, но, морщась от боли полученных ожогов и ран…

…На протяжении веков и тысячелетий идёт борьба культур за выживание. Чтобы какая-то культура смогла выжить, нужно достаточное количество её представителей, готовых за неё бороться, её отстаивать. Когда представители культуры перестают её защищать, она гибнет. Наша русская цивилизация, наша русская культура своими достижениями, своими духовными исканиями уже доказала право на своё существование. Многие представители того самого «цивилизованного» Запада приезжали и приезжают к нам, чтобы духовно очиститься и душевно отогреться. Они даже сейчас, несмотря на диверсионную работу, совершаемую над нами психологами, продолжают жадно подпитываться от нас нашим теплом.

Мы – великий наш народ – не раз переживали, преодолевали казалось бы непреодолимые трудности, вероломные вражеские нападения и из всех этих злоключений выходили победителями.

Сейчас наступило время, когда нам опять надо всем миром встать, поднять свой голос против совершающегося зла и, самое главное, защитить от тлетворного влияния психологов наших с вами детей и внуков, спасти их от гнили разложения.

Нам есть, что терять. Неужели мы можем позволить себе и своим детям в ласковых и властных руках психологов, под действием их советов и рекомендаций незаметно стать одинокой одичалой нелюдью?

Глубокий свет верных – на всю жизнь – любящих глаз жены (мужа), уважение и преданная благодарная любовь своих детей, ощущение надёжности дружеского плеча, глубокое чувство Родины, ощущение вечности… присутствие Бога.

Нам есть за что бороться, и что возвращать себе обратно, украденное у нас психологами. Наш долг это вернуть! Вернуть и передать нашим детям и внукам! Чтобы их жизнь смогла стать по-человечески высокой. Чтобы они смогли поверить в надёжность человеческих отношений, иметь возможность строить крепкие семьи и достойно воспитывать своих детей. Мы должны вернуть обратно себе право жить по совести – право быть счастливыми – ради своих детей, ради их будущего!

Что нам эти современные инновационные психологи прозападного типа с их фальшивой манипуляторской психологией? Справимся и с этой напастью.

Происходит битва на территории наших душ за наши души и мы должны быть в ней сильными!

«Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет,
Нас разя.
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя».

Эти стихи принадлежат перу замечательного русского поэта Дмитрия Фёдорова, написаны им в 1956 году.

Так вспомним же наши лозунги Великой Отечественной войны: Мы ПОБЕДИМ! Враг будет разбит! ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!

Анна Павловна Быстрова – психолог, практикующий на основе традиционных православных морали и нравственности, актриса, режиссёр, педагог по сценической речи и актёрскому мастерству.    

Специально для «Столетия»

http://www.stoletie.ru/obschestvo/toksichnyje_404.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 14 Июля 2020, 00:12:13 »


О мировоззренческих основаниях практической психологии

Марина Миронова


Данная статья была прислана Мариной Николаевной Мироновой, канд. псих. наук, доцентом и преподавателем психологии Калужской духовной семинарии с 25-летним стажем, в рамках объявленной дискуссии о современных проблемах церковной жизни.


Марина Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, доцент и преподаватель психологии Калужской духовной семинарии

В развернувшейся дискуссии между двумя уважаемыми отцами-преподавателями Сретенской семинарии о. Вадимом Леоновым[1] и о. Павлом Великановым[2] речь шла о качественном изменении процесса обучения семинаристов. В результате него предполагалось, что будущий пастырь овладеет навыками практической психологии (в том числе – психотерапии), то есть будет готов выполнять функции психолога и психотерапевта.

Дискуссию об этом можно было бы уже свернуть в виду того, что редакция портала «Православие.ru» опубликовала четко выраженную патриархом позицию по поводу возможности совмещения психотерапии и пастырского служения[3]. В частности, потому, что

   «существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством: психотерапия – это
   терапевтическое воздействие на сознание человека, а духовничество – это воздействие на душу с
   мировоззренческой позиции».

Несомненно, Святейший Патриарх, когда говорил о воздействии священника на душу, имел в виду не любое мировоззрение, а православное.

Если данная позиция была высказана еще в 2010 году, а соблазн использования возможностей практической психологии в служении священника возник сегодня, то он может возникать в будущем вновь и вновь, пока не будут обозначены все его последствия. Дерзну поэтому продолжить разговор на дискуссионную тему, чтобы раскрыть аспект, который никем в ходе полемики не был затронут, но является крайне важным в данном контексте. В частности, отразится ли предложенная инновация на православном мировоззрении[4] будущего священника, и если да, то как именно. Для чего, в свою очередь, необходимо ответить на вопрос о мировоззренческих основаниях практической психологии.

Вы удивитесь, уважаемый читатель, но сегодня большинство моих коллег ответить на этот вопрос не смогут!

Чтобы не создалось впечатление, что это только мое частное мнение, предлагаю обратиться к материалам весьма авторитетного и самого последнего мероприятия, на котором были представлены достижения отечественной психологии, – Санкт-Петербургского саммита психологов. Среди обсуждаемых там проблем я бы выделила одну.

Это проблема неотрефлексированности[5] мировоззренческих оснований психологии, обозначенная в ходе панельной дискуссии «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?». Ее поднял М.М. Решетников, ректор Восточно-Европейского института психоанализа. В своем выступлении он как раз и говорил о том, что сегодня сами психологи далеко не всегда отдают себе отчет в том, какая идеология лежит в основе того или иного направления психологии. И что назрела необходимость осознания того, каким идеалам психолог-профессионал служит на самом деле. В результате после обмена мнениями другой участник саммита подвел черту обсуждению:

   «Идея, что психология всех спасет, подразумевает, что мы знаем, от чего спасаем конкретного человека, человечество. Но на
   самом деле это такая иллюзия знания».

   Идея, что психология всех спасет, подразумевает, что мы знаем, от чего спасаем. Но это знание – иллюзия

Обратимся и к методологии психологии, где известен статический аспект, который направлен на анализ структуры знания. Он выделяет четыре вертикальных уровня:

  -  философской методологии

  -  общенаучных принципов и форм исследования

  -  конкретно-научной методологии

  -  методики и техники исследования.

Уровень философской методологии включает в себя философские теории и дает мировоззренческую интерпретацию различных направлений психологии с точки зрения той или иной картины мира, поэтому далее из всех перечисленных рассмотрим именно этот уровень. Он представлен сегодня самыми разными, подчас противоречивыми мировоззрениями.

Современное состояние психологии расценивается как методологический плюрализм. В ней легализованы ориентировки на разные типы рациональности, в том числе и «вненаучные»: мифологические, религиозные, житейские. С одной стороны, такое положение открыло дорогу направлениям, ранее остававшимся «за бортом» классической науки, к которым относилась, например, христианская психология. Но с другой – принцип плюрализма создает анархию и всеядность в сфере мировоззрения, вносит негативный вклад в легализацию различных заимствований из эзотерических практик, языческих культов, восточных религий.

В психологии философский уровень обычно спрятан. Но именно он играет главную роль с точки зрения применения психологического знания в различных психотехниках и практических направлениях психологии – он отвечает на вопрос: «ради чего» будет оказываться психологическая помощь? Лишь потом должен выстраиваться пласт конкретно-научной методологии, то есть «что именно» должно быть ее предметом; затем и методический пласт – совокупность конкретных приемов и процедур, отвечающих на вопрос, «как» эту помощь оказывать. Но обычно психолог, особенно практик, умеет отвечать на вопросы: «что именно?» и «как?». Вопрос «ради чего?» или не задается вовсе, а если и задается, то правильный ответ приходит в результате долгих и мучительных самостоятельных поисков. Практических психологов этот вопрос зачастую мало интересует даже в тех случаях, когда они по личным убеждениям являются православными.

   Психолог, особенно практик, умеет отвечать на вопросы: «что именно?» и «как?». Вопрос «ради чего?» не задается вовсе

Поэтому и разобраться с тем, какие из направлений психологии, особенно практической, являются доброкачественными с мировоззренческой точки зрения и для священника, и для его паствы, а какие – вредными, сегодня очень сложно.

Имеется и субъективный аспект проблемы. Известно, что в таких профессиях, как учитель или психолог, хорошие знания, владение методиками, технологиями – только половина дела. Вторая половина – это личность профессионала, его ценности, его идеалы, потому что смыслы и ценности транслируются:

   «Мы транслируем смыслы ежедневно и без этой трансляции просто не можем существовать»[6].

И особенно это важно, когда речь идет о психотерапевте.

Большинство моих коллег являются проводниками гуманистического мировоззрения. По моим наблюдениям, это относится даже ко многим из тех, кто являются верующими, посещают церковные богослужения. Но и они гораздо более привержены гуманистическому мировоззрению, чем христиански-православному. Этому есть несколько объяснений.

Главная из причин связана с профессиональной подготовкой. Гуманистические положения были закреплены официально в образовании с начала 1990-х годов, и любая вузовская программа обязывала формировать у студентов гуманистические идеалы. Для психологических специальностей это положение до сих пор является базовым и неукоснительно выполняется. Оно усугубляется еще и установкой на воспитание «конкурентоспособных, успешных и эффективных лидеров».

Преобладанию гуманистического мировоззрения способствует и профессиональная установка на необходимость разведения профессиональной и личностной позиции. Поэтому бывает так, что даже психолог, который считает себя православием, работая в профессиональном поле, использует не только гуманистические техники, но иногда и практики, заимствованные из оккультизма, магии, языческих культов или восточных религий (если этого требует профессиональная позиция), а по воскресеньям посещает храм, живет религиозной жизнью. Это признаётся в профессиональной среде нормой, а противоположное считается – якобы – уделом маргиналов. Тогда как истинной нормой должно быть снятие обусловленного профессией гуманистического мировоззрения православным (снятие – это не уничтожение, а иерархическое подчинение более низкого более высокому).

Кто-то может возразить: а что же плохого в гуманизме? Гуманизм – совокупность идей, взглядов, выдвигающих на передний план человека, его права и интересы; гуманизм ставит своей целью создание условий для всестороннего развития человека.

Но гуманизм провозглашает высочайшей ценностью земную жизнь человека. Даже более того – гуманистический идеал отнюдь не подразумевает ориентацию на Божественные заповеди. В таком международном документе, как «Второй гуманистический манифест» (1973), отстаиваются права человека на самоубийство, аборты, эвтаназию и сексуальную распущенность. Уместно вспомнить и совершенно антихристианское положение этого манифеста: «Никакое Божество не спасет нас, мы должны спасти себя сами».

Итак, гуманистические и православные идеалы не просто не совпадают, но в самом главном они противоречат друг другу.

И когда речь идет о практических методах психотерапии, то именно те смыслы и ценности, которые у психолога на самом деле в сознании, «на душе», а не те, что он декларирует, интенсивно передаются, транслируются тем, с кем он работает практически.

Гуманистический подход привнес в психологию много важного, полезного: целостное принятие человека, стремление к развитию и независимости. Но вместе с тем – и много того, что явно противоречит православному мировоззрению.

Например, гуманист прежде всего любит себя, а христианин должен любить ближнего как самого себя. Кстати, и такого понятия, как «должен», для гуманиста не существует. Для гуманиста важно ориентироваться на свои собственные убеждения. Христианин же живет, имея Божественные установления (заповеди Ветхозаветные и Новозаветные) и чувство Божественного благоволения. У христианина есть такое понятие, как «совесть», обличающая всякую неправду внутри человека; она возможна (если это чувство воспитано и ему представлен определенный «закон» – что «плохо» и что «хорошо»). А у человека неверующего эти понятия с легкостью подвергаются коррекции (недаром есть понятие «сожженная совесть»). И такой преграды, как Высший Суд за гробом, и постоянное Божественное всеприсутствие для него не существуют. Гуманист горд собой и имеет высокое самомнение, а христианин смиряется. Гуманист устремлен к осуществлению чисто земных целей: успеху, прибыли, победе в конкурентной борьбе, наслаждению, а христианин – ко спасению. Гуманист толерантно относится ко греху как таковому, а христианин старается грехи искоренить. Кроме того, гуманисту нет потребности обращать внимание на различие христианских конфессий (его глубинное равнодушие к вере проявляется в утверждении: «главное – верить»), а для православного человека их различение важно, особенно для священника (семинаристы в виду важности этого момента изучают сравнительное богословие).

Поэтому можно уверенно говорить о том, что излишне психологизированные программы, особенно со сдвигом в практику, будут способствовать созданию мировоззренческого конфликта как у будущих священников, так и у их паствы.

Еще важно сказать о том, что в наше время гуманизм деформировался и превратился в искаженный либерализм. И гуманистические высокие идеалы – счастье всех людей и тому подобное – легко трансформируются, поскольку выбор между пользой абстрактного человечества и удовлетворением своих желаний чаще всего склоняется к собственной выгоде. В гуманизме декларируется, что главной ценностью является жизнь человека, но в результате деформации оказывается, что ради утверждения и требований своего «эго», тот, кто декларирует себя как гуманист, охотно решается принести в жертву жизни других людей.

   Не стоит забывать, что в наше время гуманизм деформировался и превратился в искаженный либерализм

В искаженном либерализме нормы морали и поведения, сложившиеся за многие века господства Евангельской истины в обществе, зачастую опрокидываются полностью, становятся своими антиподами. То, что является грехом с христианской точки зрения, становится нормой, охраняемой законами. В «общечеловеческие ценности» теперь входят однополые браки, изменение своего пола, доносы на родителей, сокращение населения ради спокойной жизни оставшихся, «всеядность» культуры, культ насилия и прочие мерзости. И трансформация, о которой идет речь, также не является в достаточной степени осознанной психологами.

Но не всё так безнадежно в психологии. Сегодня в ней есть и такое направление, идеологическое основание которого отрефлексировано и не противоречит православному мировоззрению. Это психология, разрабатываемая в Московской школе христианской психологии, или вариант православной психологии, разрабатываемый в Санкт-Петербурге, о котором сообщила Л.Ф. Шеховцова[7]. Новая психология не только выдержала муки рождения, но и развивается. Для христианской психологии роль уровня философской методологии играет православное богословие, прежде всего – православная антропология, которые и определяют мировоззрение.

Последнее не означает того, что православному психологу нужно выбросить все достижения классической психологии, но в ней введен принцип приоритета православно-антропологических знаний над психологическими. Поэтому всё, что взято из обычной психологии, должно испытываться и соотноситься с православным богословием. Однако работа эта длительная и кропотливая, а отечественная христианская психология очень молода; такая работа ведется, но она пока в самом начале. И в ней уже есть свои направления практической психологии, например об одном из них рассказывала на страницах портала «Православие.ru» генеральный директор психологической службы «Семейное благо» И.Н. Мошкова[8]. Хотя собственных техник и методик пока еще очень мало.

Несмотря на трудности роста, у христианской психологии есть и свой, четко сформулированный ответ по существу дискуссии:

  «Серьезный христианский психолог <…> не может и не должен прямо переносить методы богословия в научную психологию, равно
   как и кощунственно (скажем прямо – неправомерно) прямо переносить психологические методы и эксперимент в религиозные
   сферы»[9].

Поэтому и преподавать в духовной семинарии целесообразнее всего именно христианскую православно-ориентированную психологию.


Марина Миронова, к.псих.н., доцент, преподаватель психологии
Калужской духовной семинарии, стаж работы в КДС – 25 лет

10 июля 2020 г.



[1] Леонов Вадим, прот. Православное пастырство и попытки его обновления // https://pravoslavie.ru/131595.html.

[2] Великанов Павел, прот., Домусчи Стефан, свящ. Православное пастырство – это живая традиция // https://pravoslavie.ru/131732.html.

[3] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Психотерапевт должен идти своим путем // https://pravoslavie.ru/132289.html.

[4] Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения в отличие от других систем знания. Оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не просто о человеке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий вопрос – о том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она (реальность) находится к человеку.

[5] От «рефлексия» – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

[6] Братусь Б.С. Деятельность и вершинные уровни опосредствования // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 4. С. 105.

[7] Шеховцова Лариса. К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах // https://pravoslavie.ru/132202.html.

[8] «Приблизить современную науку к пониманию человеческой души»: беседа с психологом Ириной Мошковой // https://pravoslavie.ru/35898.html.

[9] Христианская психология в контексте научного знания. М.: Никея, 2017, 2020. С. 205–206.



https://pravoslavie.ru/132482.html
« Последнее редактирование: 10 Октября 2020, 12:32:21 от Дмитрий Н » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!