Русская беседа
 
29 Марта 2024, 19:41:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Музей «Айя-София» снова станет мечетью?  (Прочитано 2159 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Июня 2020, 15:10:47 »

Анатолий Степанов

Музей «Айя-София» снова станет мечетью?

Но нас, русских, это не должно особенно волновать



В понедельник, 15 июня, министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль заявил, что «цепи Святой Софии должны быть разорваны». Об этом он сказал в интервью государственному агентству «Anadolu», передаёт СПЖ со ссылкой на турецкий ресурс «АА.com».

Чиновник сообщил, что приближается день судебного разбирательства по делу открытия собора Святой Софии для поклонения, которое будет рассматриваться в Государственном совете. По его мнению, «Государственный совет может принять решение в рамках права по этому прецеденту, или принять другое решение, обосновав его». Определение статуса собора, считает он, — «это вопрос, который находится в ведении Турецкой Республики. Это вопрос суверенитета Турецкой Республики».

Напомним, на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попросил чиновников изучить возможность превращения Собора Святой Софии в мечеть, передаёт ФАН. А год назад, в марте 2019 года, Эрдоган прямо заявлял, что Собор Святой Софии не будет превращен в православный храм «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа».

Ситуацию комментирует главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов:


Мне не нравится та истерия, которую поднимают по поводу того, что турецкие власти хотят разместить в музее (бывшем соборе Святой Софии) мечеть.

Что, собственно, в этом неожиданного? Бывший православный собор в Константинополе был превращён турками в мечеть сразу же после завоевания столицы империи, и почти 600 лет был мечетью. Построенный святым императором Юстинианом собор Святой Софии просуществовал чуть больше 1000 лет, до захвата турками. Конечно, он был построен как собор, как главный собор Православия, однако нельзя делать вид, что речь идёт о том, что турки пытаются православный храм превратить в мечеть, мечетью хотят сделать музей.

Понятно, почему эту истерию поднимают греки. Она особенно ложится в русло неких пророчеств, которые широко распространяются как раз греками, о том, что русские захватят Константинополь, но, поскольку американцы не позволят русским там хозяйничать, то они передадут его грекам. Эти пророчества стали чуть ли не общепринятыми среди русских православных людей. Многие их совершенно бездумно повторяют, считая, что так и будет.

Возникает законный вопрос, а какой в этом смысл? Зачем нам, русским, воевать с турками и освобождать Константинополь? Зачем нам Второй Рим? Ведь Москва уже 500 лет назад объявлена Третьим Римом. Правда, греки не хотят признавать Москву Третьим Римом. Но нам-то какое дело до греков? Москва является Третьим Римом, центром мирового Православия, и нам нужно Москву сохранить, а не проливать русскую кровь за освобождение Константинополя.

В XIX веке многие русские интеллектуалы консервативного образа мысли бредили идеей освобождения Константинополя, восстановления Креста над Святой Софией. Это стало некой мечтой русских консерваторов. Но это была ложная мечта. Русские консерваторы XIX века совсем забыли про Третий Рим. В их трудах этой темы нет. Забыли про Третий Рим, мечтали о Константинополе. Вот и домечтались, что потеряли свою Империю. Мне об этом уже доводилось писать в статье «Зачем русским Константинополь?».

Поэтому я думаю, что нам надо сохранять трезвость. Нам, православным не стоит давить на наши власти, чтобы они помешали Турции превратить музей Святой Софии в мечеть. Конечно, было бы лучше, если бы турки всё-таки сохранили Софию как музей и не возвращали ей статус мечети. Музей - уже вековая традиция, и этот статус стал привычен и устраивает многих.

Но я не вижу никакой трагедии, если власти Турции решат вернуть Софии снова статус мечети. По крайней мере, для нас, русских православных людей, это не должно быть какой-то первостепенной темой, и уж, по крайней мере, было бы неразумно выдвигать какие-то ультиматумы Турции на сей счёт.

В этой связи мне вспоминается одна историческая аналогия. Совсем недавно мы вспоминали годовщину трагического события в нашей истории - битвы на Калке. В связи с этим я обратил внимание на предысторию этого сражения. Оказывается, монголо-татары воевали с половцами, считая половцев своими вассалами, и пытались подчинить их своему влиянию. Половцы обратились за помощью к русским, пользуясь тем, что галичский князь Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана. Пользуясь родственными связями, половцы начали агитировать русских, чтобы они вступили в войну с монголо-татарами за половцев. Князю Мстиславу удалось убедить целый ряд русских князей, что нужно пойти сражаться с монголо-татарами. Те предлагали русским сделку. Они прислали послов с предложением к русским не вступаться в защиту половцев, а ежели половцы к ним побегут, то русские могут отбирать их имущество и подчинять их себе. На этом конфликт мог бы быть исчерпан.

Однако некоторые князья решили иначе. Великий князь киевский велел убить послов, которых монголо-татары прислали на переговоры к русским князьям. И русские вступили в сражение за интересы половцев. Состоялось печально известное сражение на Калке. В самый разгар сражения половецкие войска не только дрогнули и побежали, оголив фронт, но они смяли своим бегством часть русских войск. В итоге, русские войска были разгромлены, некоторые князья были взяты в плен и подверглись истязаниям, а битва на Калке вошла в историю как очень печальное событие.

А ведь как знать, не поддайся русские на уговоры половцев, не вступись за их интересы, может быть, и не было бы монголо-татарского нашествия на Русь, которое началось через 15 лет после Калки.

История должна учить, как считали еще древние. Учить она в данном случае должна тому, что нам нет никакого смысла поддаваться агитации со стороны греков и активно включаться в борьбу против турок.

https://ruskline.ru/news_rl/2020/06/18/muzei_aiyasofiya_snova_stanet_mechetyu
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 06 Июля 2020, 14:25:20 »

«Мы пожинаем новые плоды раскола Православия»

Депутат Константин Затулин о попытке вернуть мечеть в Святую Софию



Верховный суд Турции предоставил Президенту Реджепу Эрдогану право изменить музейный статус собора Святой Софии в Стамбуле (бывшем Константинополе). Налицо, таким образом, негодная попытка поднять дух одних верующих (мусульман) над другими (христианами), напомнить вновь об ужасе погрома тысячелетней византийской цивилизации, чей архитектурный шедевр затем сотни лет использовался как доказательство победы над его создателями. Турция Кемаля Ататюрка, которой Советская Россия помогла выстоять и встать на ноги, сочла возможной перевернуть кровавую страницу прошлого, по крайней мере, по отношению к храму Святой Софии. Власти сегодняшней Турции, такое впечатление, хотят вернуть нас в Средние века.

Я отрицательно отношусь к ремейкам даже в кино: копия всегда ущербней оригинала. Но здесь дело не во вкусах. Собор Святой Софии, даже в музейном статусе, остается величайшей святыней Православного мира. Он особенно дорог православным христианам России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ, так как именно здесь приняла Крещение святая равноапостольная княгиня Ольга, здесь послы святого князя Владимира увидели «Небо на Земле», убедив его затем принять именно Православие.

Межпарламентская Ассамблея Православия, в которой я состою более 10 лет, опубликовала своё Заявление. Я присоединился к этому протесту, выраженному в весьма дипломатичной форме. Не могу, тем не менее, не отметить тот факт, что свою долю ответственности за развитие событий вокруг Святой Софии несет Константинопольский Патриархат, который, поощрив в 2018 году церковный раскол на Украине и придав ему видимость легитимности, вступил в жесточайший конфликт с крупнейшей в Православном мире Русской Православной Церковью. Теперь мы пожинаем новые плоды раскола Православия.

В сложившейся ситуации особая ответственность лежит на России как крупнейшей стране Православного мира, духовной и династической преемнице православной Византийской Империи. Хочется верить, что российско-турецким отношениям не будет нанесен вред из-за неумной попытки вновь присвоить христианское наследие VI века в веке XXI.

Константин Фёдорович Затулин, председатель Комиссии по международной политике Межпарламентской Ассамблеи Православия, депутат Государственной Думы РФ I, IV, V, VII созывов

https://ruskline.ru/news_rl/2020/07/06/my_pozhinaem_novye_plody_raskola_pravoslaviya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Июля 2020, 21:18:59 »

Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с ситуацией относительно Святой Софии



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением по вопросу статуса храма Святой Софии.

Глубоко обеспокоен призывами некоторых турецких политиков пересмотреть музейный статус храма Святой Софии, одного из величайших памятников христианской культуры.

Построенный в VI веке в честь Христа Спасителя, этот храм много значит для всего Православия. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию.

Через многие поколения было передано нам восхищение достижениями этой цивилизации, частью которой мы теперь являемся. И одним из ее благоговейно почитаемых символов была и остается Святая София. Ее образ прочно вошел в нашу культуру и историю. Он давал силу и вдохновение нашим зодчим в Киеве, Новгороде, Полоцке — во всех главных центрах духовного становления Древней Руси.

В истории отношений Руси и Константинополя были разные, порой весьма непростые периоды. Но любую попытку унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской Церкви русский народ — как раньше, так и сейчас — воспринимал и воспринимает с горечью и негодованием. Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит — и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София — это великая христианская святыня.

Долг всякого цивилизованного государства — сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их; способствовать объединению людей, а не разделению.

Сегодня отношения между Турцией и Россией динамично развиваются. При этом следует принимать во внимание, что Россия — страна с большинством православного населения. А потому то, что может произойти со Святой Софией, отзовется глубокой болью в русском народе.

Надеюсь на благоразумие государственного руководства Турции. Сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5659210.html

http://pravoslavie.ru/132358.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 06 Июля 2020, 21:25:36 »

Страсти вокруг Софии накаляются...

Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением в связи с намерением властей Турции превратить собор в мечеть



Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением в связи с ситуацией относительно Святой Софии, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил глубокую озабоченность звучащими со стороны ряда политических деятелей Турции призывами об изменении нынешнего статуса одного из величайших шедевров христианской культуры - храма Святой Софии.

«Глубоко обеспокоен призывами некоторых турецких политиков пересмотреть музейный статус храма Святой Софии, одного из величайших памятников христианской культуры, - заявил Святейший Патриарх Кирилл. - Построенный в VI веке в честь Христа Спасителя, этот храм много значит для всего Православия. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение - в христианскую цивилизацию».

«Через многие поколения было передано нам восхищение достижениями этой цивилизации, частью которой мы теперь являемся, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - И одним из её благоговейно почитаемых символов была и остается Святая София. Её образ прочно вошёл в нашу культуру и историю. Он давал силу и вдохновение нашим зодчим в Киеве, Новгороде, Полоцке - во всех главных центрах духовного становления Древней Руси».

«В истории отношений Руси и Константинополя были разные, порой весьма непростые периоды, - напомнил он. - Но любую попытку унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской Церкви русский народ - как раньше, так и сейчас - воспринимал и воспринимает с горечью и негодованием. Угроза Святой Софии - это угроза всей христианской цивилизации, а значит - и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София - это великая христианская святыня».

«Долг всякого цивилизованного государства - сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их; способствовать объединению людей, а не разделению», - призвал Первосвятитель.

«Сегодня отношения между Турцией и Россией динамично развиваются. При этом следует принимать во внимание, что Россия - страна с большинством православного населения. А потому то, что может произойти со Святой Софией, отзовется глубокой болью в русском народе», - не сомневается Первоиерарх.

Он выразил надежду на «благоразумие государственного руководства Турции. Сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия».

Тем временем председатель Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК) заявил, что «нельзя сейчас возвращаться к временам Средневековья. Мы живем в многополярном мире, мы живем в многоконфессиональном мире, и нужно с уважением относиться к чувствам верующих».

Признавая, что Турция в настоящий момент - это страна с преобладающим мусульманским населением, он в то же время отметил, что в Стамбуле «нет недостатка в мечетях» - например, прямо рядом с храмом Святой Софии находится Голубая мечеть, которая является действующей.

«И в чём необходимость именно сейчас превращать храм Святой Софии в мечеть, нам непонятно. То есть нам понятно, что это вызвано внутриполитической ситуацией в Турции, что президент Турции в данном случае становится на сторону тех, кто призывает к превращению храма в мечеть, но мы считаем, что этот акт в сегодняшних условиях является недопустимым нарушением свободы вероисповедания», - сказал митрополит.

По мнению представителя русской Церкви, статус собора Святой Софии - это не только внутреннее дело Турции, как говорят многие турецкие чиновники. «Это памятник общехристианского значения, общемирового значения, это мировой памятник культуры, и мы с большой скорбью воспринимаем то, что сейчас происходит вокруг этого христианского храма», - отметил митрополит.

Напомним, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 3 июля заявил, что «обвинения в адрес нашей страны из-за собора Святой Софии - это прямая атака на наше право на суверенитет».

Вчера Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Иероним выразил мнение, что Турция не посмеет превратить собор Св. Софии в Стамбуле в мечеть. Об этом он заявил греческому телеканалу Mesogeios TV, передаёт ТАСС. «Они [турки] играют в любые игры, которые попадают в их руки. Это тоже игра. Я считаю, что они не посмеют», - сказал архиепископ, отвечая на вопрос, пойдет ли Турция на то, чтобы превратить собор Святой Софии из музея в мечеть.

В четверг, 2 июля, официальный представитель греческого правительства Стелиос Пецас заявил на брифинге, что Греция призывает Турцию не превращать собор Св. Софии в Стамбуле в мечеть, считая, что этот памятник всемирного наследия ЮНЕСКО должен оставаться музеем. По его словам, проблема Святой Софии - не греко-турецкая, а всемирная. Собор Святой Софии является «памятником всемирного культурного наследия», напомнил Пецас, сказав, что очень многие страны, включая США, призывают Турцию не делать шаг, который создаст огромный психологический разрыв между Турцией и христианским миром. Пецас выразил надежду на то, что турецкое руководство примет это «серьезно во внимание».

В мае МИД Греции назвал недопустимым чтение суры корана в соборе Св. Софии в Стамбуле, выразив мнение, что эта акция оскорбляет международное сообщество и бросает вызов религиозным чувствам христиан во всем мире. Заявление МИД было распространено в связи с чтением корана в соборе на годовщину падения Константинополя в 1453 году. В июне Священный Синод Элладской Православной Церкви заявил, что превращение собора Святой Софии в Стамбуле из музея в мечеть вызвало бы сильный протест христиан во всем мире, и попросил правительство Турции проявить благоразумие, сохранив нынешний статус данного собора.

Ранее телеканал CNN Turk сообщил, что Государственный совет Турции 2 июля провел заседание для обсуждения вопроса о возможном изменении статуса собора Святой Софии. Обсуждение, по данным канала, продлилось всего 17 минут. По его итогам сообщалось, что решение Госсовета будет распространено в течение ближайших 15 дней. Поручение проработать вопрос об изменении статуса собора президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал на заседании главного совета Партии справедливости и развития, председателем которой является.

Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента, сообщает греческое издание Оrthodox Times.

Дискуссия вокруг будущего собора Святой Софии в Стамбуле развернулась в очередной раз после того, как 29 мая, в очередную годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. Спустя неделю президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Позже министр юстиции Абдулхамит Гюль высказался за то, чтобы собор снова стал мечетью, в пользу этого высказался и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. В свою очередь армянский патриарх Турции Саак II предложил, чтобы собор Святой Софии стал местом молитвы как для христиан, так и для мусульман. Против превращения Софии в мечеть высказывались представители Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты, в том числе госсекретарь США Майк Помпео.

Редакция «Русской народной линии»

https://ruskline.ru/news_rl/2020/07/06/strasti_vokrug_sofii_nakalyayutsya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 08 Июля 2020, 11:45:35 »

Госдума выступила с обращением к парламенту Турции по поводу статуса собора Святой Софии

Москва, 7 июля 2020 г.


Фото: pixabay   

Госдума призывает депутатов Великого национального собрания (парламента) Турции повлиять на власти страны при обсуждении изменения статуса собора Святой Софии в Стамбуле, а также не допустить возможное причинение ему ущерба. Текст соответствующего обращения нижняя палата российского парламента приняла на заседании во вторник единогласно, передает ТАСС.

"Депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации обращаются к своим коллегам, депутатам Великого национального собрания Турции, в связи с рассмотрением властями Турции чувствительного для наших граждан вопроса об изменении статуса храма-музея Святой Софии в Стамбуле", - говорится в тексте. В нем указано, что речь идет "о выдающемся памятнике византийской архитектуры, мировом шедевре, включенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО". Кроме того, отмечают депутаты, "этот храм-музей - одна из наиболее посещаемых российскими туристами достопримечательностей Стамбула".

"Депутаты Государственной думы убеждены, что необходимо предпринять все возможные шаги, чтобы предотвратить ущерб, который может быть нанесен поспешным изменением статуса музея всемирного масштаба", - говорится в обращении. В нем особо подчеркивается, что российские депутаты "глубоко ценят дружественный характер российско-турецких отношений, которые особенно важны для народов... [РФ и Турции] в сложное время нарастающих геополитических и других противоречий, осложненных пандемией COVID-19".

Российские парламентарии просят депутатов Великого национального собрания Турции "всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию" и призвать ответственных лиц "при принятии решения о статусе храма-музея Святой Софии в Стамбуле проявить мудрость и не подвергать ревизии решение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которое на долгие годы превратило Святую Софию в символ мира и межрелигиозного согласия".

Выступая на заседании Госдумы, глава профильного комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий отметил, что парламент Турции 7 июля, как ожидается, переизберет своим председателем Мустафу Шентопа, с которым российские парламентарии "теснейшим образом взаимодействуют и по двусторонней повестке дня, и в тех форматах, которые созданы в последние годы по инициативе Государственной думы". "Я уверен, что призывы депутатов Государственной думы прислушаться и сохранить в силе мудрое решение Мустафы Кемаля Ататюрка, тем самым сохранив Святую Софию как великий символ православного мира, будут услышаны в Анкаре", - резюмировал Слуцкий.

Обращение было поддержано всеми фракциями, при этом лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал документ мягким.

Ранее телеканал CNN Türk сообщил, что Государственный совет Турции провел 2 июля заседание для обсуждения вопроса о возможном изменении статуса собора Святой Софии. Обсуждение, по данным канала, продлилось всего 17 минут. По его итогам сообщалось, что решение Госсовета будет распространено в течение ближайших 15 дней. Поручение проработать вопрос об изменении статуса собора президент Турции Тайип Эрдоган дал на заседании главного совета Партии справедливости и развития, председателем которой является.

http://pravoslavie.ru/132435.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 09 Июля 2020, 10:36:36 »

Павел Шипилин

Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии

Если понимать, что собой представляют современные турки, что ими движет, можно научиться просчитывать его шаги и мотивы



Кремль устами Дмитрия Пескова обозначил свою позицию о возможном превращении собора Святой Софии в мечеть. Москва считает решение Анкары внутренним делом Турции, но надеется, что турецкие власти учтут «сакральную, духовную ценность» этой святыни.

Мне кажется, не учтут. Но чтобы понять причины, побудившие Реджепа Тайипа Эрдогана инициировать этот процесс, придется углубиться в историю. Поделюсь тем, что знаю из бесед со знакомыми тюркологами.

В 1988 году президент Тургут Озал издал книгу «Турция в Европе». Согласно его теории, все цивилизации, которые когда-либо жили в Малой Азии, начиная с хеттов и заканчивая Византийской империей, — турецкое культурно-историческое наследие. Школьникам рассказывают, что Аристотель и Гомер — часть этого наследия, предки современных турок.

Помнится, когда я впервые об этом услышал, то испытал легкое замешательство, как, возможно, и некоторые из вас. Неужели они действительно так считают? Это же просто смешно!

Но это правда.

Кто такие турки, в России было известно еще в XIX веке. Вот что сказано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

«Первоначальная масса турок, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д. Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турок красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турок эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода — все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых».

Антропологически в современных турках собственно тюркского элемента — 2–3 процента. В жителях Стамбула и вообще западной части страны течет, в основном, славянская и греческая кровь, у жителей юга больше греческой и арабской, у восточных турок — армянской и курдской.

То есть современные турки — это потомки жителей православной Византийской (Ромейской) империи, принявших ислам.

Православные византийские императоры считали себя преемниками Цезаря, Августа и Диоклетиана, хотя те были язычниками. Так почему потомки жителей Византии, сотни лет живущие на одних и тех же землях и тоже сменившие веру, не могут считать себя потомками римлян и древних греков?

Имеют право.

Константинополь для мусульман-неофитов — греков, сербов, болгар, армян, арабов и т.д. примерно двести лет оставался их древней столицей, упорствующей в ошибочной вере — христианстве. И когда он все-таки был взят, султан Мехмед II первым делом распорядился превратить собор Святой Софии в мечеть. А сам к своему титулу добавил «Цезарь Рима», и эта добавка продержалась у османских султанов до 1918 года.

200-тысячный Константинополь в 1453 году, замечу, был населен теми же греками, сербами, болгарами, армянами, арабами и т.д., которые его осаждали и в конце концов захватили.

На мой взгляд, минареты вокруг тысячелетнего православного храма — это не глумление над христианством, не трофей османов, как выразился недавно один известный политолог. Это символ окончательной победы ислама в Византийской империи.

Нет ничего удивительного в убежденности современных турок в том, что собор Святой Софии в VI веке построили их предки. Это чистая правда.

Именно поэтому Анкара в ответ на протесты, доносящиеся со всего света, заявляет, что превращение храма в мечеть — внутреннее дело Турции. Полагаю, Реджеп Тайип Эрдоган в точности так же, как и Владимир Путин, озабочен возвращением бога в светскую страну. В которую мусульманскую империю превратил Ататюрк, как православную Россию превратил в светско-советскую империю Ленин.

Для греков, сербов, болгар, армян, арабов, перемешавшихся в плавильном котле Османской империи и ставших турками, превращение Святой Софии в мечеть имеет примерно то же символическое значение, что для нас — восстановление храма Христа Спасителя.

***

Возможно, кому-то показалось, что я оправдываю Эрдогана и даже где-то симпатизирую ему. Нет, это вовсе не так. К мусульманской Турции я отношусь с таким же подозрительным недоверием, как к католической, хотя и насквозь славянской Польше. Однако даже с бывшими непримиримыми врагами, согласитесь, лучше сотрудничать, а не воевать. Держа при этом на всякий случай порох сухим.

 
Но чтобы плодотворно сотрудничать, полезно избавляться от стереотипов. Мне кажутся слишком поверхностными заявления некоторых даже авторитетных экспертов, что Эрдоган (среди предков которого наверняка есть и болгары, и греки, а сельджуков, возможно, нет вообще) — всего лишь непредсказуемый психопат, примеряющий чалму султана. Если понимать, что собой представляют современные турки, что ими движет, можно научиться просчитывать его шаги и мотивы.

К счастью, один из ближайших помощников президента России — тюрколог Дмитрий Песков, которому все, что изложено выше, известно. Полагаю, Владимир Путин тоже неплохо осведомлен о положении вещей. Именно поэтому Кремль выработал такую позицию: Москва считает превращение собора Святой Софии внутренним делом Турции, хотя и сожалеет о решении Анкары.

https://ruskline.ru/opp/2020/07/09/zachem_erdoganu_mechet_v_svyatoi_sofii

https://pavel-shipilin.livejournal.com/1073479.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 10 Июля 2020, 12:50:42 »

Турки бросили вызов. Русские не должны смолчать



Лучше поздно, чем никогда. Депутаты Госдумы обратились к своим коллегам из турецкого парламента с призывом не менять статус музейного комплекса Собора Святой Софии на мечеть. Ведущий "Царьграда" Андрей Афанасьев предлагает поразмышлять на тему тонкой грани между "дорогими партнерами", идентичностью и национальными интересами.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=KWUw3Tls5WY&feature=emb_logo

https://youtu.be/KWUw3Tls5WY

https://tsargrad.tv/shows/turki-brosili-vyzov-russkie-ne-dolzhny-smolchat_265725
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 10 Июля 2020, 18:55:58 »

Собор Святой Софии стал мечетью



АНКАРА, 10 июл — РИА Новости. Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о музейном статусе собора Святой Софии в Стамбуле и зарегистрировал храм как мечеть, передает телеканал CNN Turk.
Президент страны Тайип Эрдоган сообщил, что подписал соответствующий указ. Таким образом, Айя-София стала мечетью и в ней можно будет проводить молитвы.

Происходящее вызвало большой резонанс. Ранее обеспокоенность выражали в ЮНЕСКО, Греции, России и других организациях и государствах. Однако глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подчеркивал, что Анкара вправе действовать без учета мнений других стран.

Айя-Софию основал христианский император Юстиниан, открытие состоялось в 537 году. Более тысячи лет собор был самым большим в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году его перестроили в мечеть, но с 1934-го здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем.

https://ria.ru/20200710/1574178675.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 10 Июля 2020, 19:03:53 »

В Греции придумали ответ на решение Турции по собору Святой Софии



Греция должна дать жесткий ответ на ситуацию вокруг собора Святой Софии в Стамбуле, заявил представитель по печати парламентской партии «Греческое решение» Танасис Милонас, предложив открыть в доме Кемаля Ататюрка в Салониках музей геноцида.

Он отметил, что позиция партии заключается в превращении дома-музея основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка в Салониках в музей геноцида понтийских греков.

«Мы считаем, что должна быть сильная реакция. Это аналогичное превращение дома Кемаля Ататюрка в Салониках – того, что считают его домом – в памятник понтийского эллинизма, в музей памяти геноцида понтийцев», – предает его слова РИА «Новости».

Он процитировал официальное заявление партии, в котором говорится, что только так «варвары смогут понять», а также, что власти Греции не дают жесткий ответ, чтобы не «травмировать» Турцию.

Как считают в Греции, жертвами геноцида стали более 350 тысяч понтийских греков. В Турции обвинения называют «фантастическими». Афины, по заявлению Анкары, искажают исторические события в политических целях.

 «[Тайип] Эрдоган политик неконтролируемый», – заявил Милонас в ответ на вопрос, может ли этот шаг остановить президента Турции.

«Позиция нашей партии состоит в том, что это [статус собора Святой Софии] не мировая проблема, это проблема чисто двусторонних отношений, это двусторонняя тема. Она касается православия, она касается греков. Ее изложил накануне председатель партии Кириакос Велопулос в парламенте», – отметил он.

«Мы считаем, что реакция Эрдогана идет в этом направлении – провокация против Греции», – добавил Милонас.

Напомним, еще в 2019 году турецкий лидер Тайип Эрдоган заявлял, что статус собора Святой Софии может быть изменен с музея на мечеть. По его словам, это будет ответом на признание США суверенитета Израиля над Голанскими высотами.

В июне Эрдоган посоветовал Греции «знать свое место» в вопросе изменения статуса собора, и заявил, что в Турции есть парламент для подобных решений.

На прошлой неделе госсовет Турции провел заседание по изменению статуса собора, итоговое решение планируется принять в течение 15 дней.

В понедельник Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением по вопросу статуса храма Святой Софии, выразив «глубокую обеспокоенность».

https://yandex.ru/turbo/s/vz.ru/news/2020/7/9/1049153.html?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 12 Июля 2020, 18:23:16 »

Александр Щипков: Вина за превращение Святой Софии в мечеть лежит на Вселенском Патриархате

Москва, 11 июля 2020 г.

   

«Политическое решение властей Турции о превращении собора Святой Софии в мечеть стало результатом действий Вселенского Патриарха Варфоломея, учинившего раскол в мировом Православии», — заявил в эфире авторской программы Сергея Михеева «Традиции» на радио «Вести-FM» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков, сообщает Патриархия.ru.

10 июля 2020 года Президент Турции Р.Т. Эрдоган сообщил, что подписал указ о превращении собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть и о начале там мусульманских богослужений. Собор, построенный при императоре Юстиниане в VI веке, многие века являлся символом Византии. После завоевания Константинополя турками в XV веке он был превращен в мечеть. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному первым президентом Турцекой Республики Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем.

А.В. Щипков полагает, что мотивы, побудившие политическое руководство Турции принять такое решение, находятся в рамках внешней политики турецких властей, которые продолжают доказывать европейским политическим элитам свою самостоятельность. «Тот факт, что Эрдоган выставил символ мирового Православия на политические торги, несомненно, отразится на отношениях Турции с Россией, Грецией и другими православными странами», — отметил аналитик.

По словам А.В. Щипкова, еще три года назад Эрдоган не решился бы на подобный шаг. «Считаю, что вина за это полностью лежит на Патриархе Варфоломее, который учинил раскол в мировом Православии. Выдача лжетомосов украинским раскольникам не осталась лишь событием внутренней жизни Украины, но привела к колоссальным проблемам во взаимоотношениях Православных Церквей и к существенному ослаблению мирового Православия, чем и воспользовался Эрдоган», — подчеркнул аналитик.

А.В. Щипков полагает, что на протяжении последнего столетия Константинопольский Патриархат претерпевает существенные богословские метаморфозы, активно двигаясь по пути протестантизации Православия. «Еще в начале ХХ века Вселенский Патриархат стал инициатором перехода на новый стиль. В 1920-х годах представитель Константинополя в Москве поддерживал обновленцев, интриговал и призывал низложить Святейшего Патриарха Тихона. Именно по этому пути и пошли обновленцы, но народ отшатнулся от них и не поддержал. Свою разрушительную миссию Вселенский Патриархат продолжил в XXI веке на канонической территории нашей Церкви — на Украине», — отметил аналитик.

По мнению эксперта, основной опорой для Вселенского Патриархата сегодня служит многочисленная греческая диаспора США, ее финансовые и политические возможности. «Этнические греки являются гражданами США, это их родина, они говорят и думают по-английски и, что существенно, находятся под сильным влиянием протестантского богословия. Будущее Вселенского Патриархата — это второбрачие белого духовенства, гей-браки, женское священство, внедрение в церковный организм либеральных республиканских управленческих конструкций, проникновение идеологии трансгуманизма и психоанализа, перелицовка православной антропологии и проч. Это влияние не ограничивается исключительно богословскими новациями, но имеет прямое отношение к политической, экономической и военной активности США. Патриарх Варфоломей сегодня превратился в активного игрока на площадке мирового протестантизма, в его политического контрагента. Это относительно новый феномен, ранее не детерминированный, и я назвал его "греко-протестантизмом", для того, чтобы его можно было исследовать и описывать в научной литературе», — заметил аналитик.

А.В. Щипков напомнил, что 6 июля Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением по вопросу статуса храма Святой Софии, в котором отметил, что «любую попытку унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской Церкви русский народ — как раньше, так и сейчас — воспринимал и воспринимает с горечью и негодованием». 7 июля депутаты Государственной Дума РФ приняли обращение к депутатам Великого Национального Собрания (парламента) Турции в связи с рассмотрением властями этой страны вопроса об изменении статуса храма-музея Святой Софии, в котором призвали «предпринять все возможные шаги для предотвращения ущерба, который может быть нанесен поспешным изменением статуса музея всемирного масштаба».

«Позиция Святейшего Патриарха Кирилла и председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина, которые возвысили голос в защиту величайшей святыни православного мира, коренным образом отличается от действий Вселенского Патриарха, который не сделал даже внятного заявления по этому вопросу», — заключил А.В. Щипков.

Программу «Судьба собора Святой Софии в Турции: зачем все это Эрдогану» с участием А.В. Щипкова можно прослушать на сайте радиостанции «Вести-FM» по указанной ссылке: https://radiovesti.ru/person/318660/ .

http://pravoslavie.ru/132549.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 13 Июля 2020, 16:37:06 »

Антихристианская пощёчина Эрдогана: зачем президенту Турции менять статус собора Святой Софии



Весь мир негодует: Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить главнейшую туристическую достопримечательность Собор Святой Софии в мечеть. 10 июля огласили решение Госсовета Турции о новом статусе культурного наследия.

Мечта Эрдогана провозгласить себя не президентом, но султаном — уже ни для кого не новость. Одни только территориальные интересы турецких властей в разных странах Ближнего Востока говорят о намерении президента вернуть «старые добрые времена Османской империи».

В то же время в ЮНЕСКО уверены, что глава Турции не имел права менять статус или облик мирового культурного памятника без согласия ООН.

Хотя, когда это Эрдогану было интересно мнение организации, к которой у самопровозглашенного султана никогда не было и толики уважения?

Сам президент Турции считает, что в столь «религиозном» вопросе для него важнее позиция граждан, а не мировых объединений. Все потому, что мнение этих горожан никак не могло не совпадать с президентским: если кто-то вдруг выступит против изменения статуса — сразу же получит клеймо предателя и прозападного шпиона.

Большинство экспертов считают, что Эрдоган не только своим решением откинул страну на шесть веков назад, но и, скорее всего, стимулировал «турецких экстремистов» устроить беспорядки.

В Турции начнутся большие волнения, если в городах захватят и другие христианские памятники, причем с молчаливого одобрения Анкары.



Казалось бы, какое России дело до страстного желания Эрдогана превратить мировой культурный памятник в мечеть? Однако здесь дело даже не в защите музея, а в попытке унизить духовное наследие православной Византийской империи.

Для каждого православного человека Святая София была великой христианской святыней.

Кроме того, Эрдоган наверняка захочет скрыть за новыми слоями штукатурки (как это уже делали несколько веков назад) древнейшие средневековые мозаики, что сильно беспокоит специалистов по сохранению древностей и историков.

Российские власти и глава РПЦ патриарх Кириллом подняли вопрос о защите христианских ценностях.

Мир ждёт, когда кто-то поставит на место самопровозглашенного султана, который успел наделать немало бед во многих странах.

Евгения Лето, для «Русской Весны»


https://rusvesna.su/news/1594573996
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 13 Июля 2020, 19:06:55 »

Дмитрий Стешин

Святая София и пламя новой ближневосточной войны



Эрдоган не сдал назад в истории с превращением православной и христианской святыни в мечеть и демонстративно не стал обращать внимание на оказанное на него политическое давление. Леонид Слуцкий, один из инициаторов реакции Госдумы, перечисляет принятые дипломатические меры и последствия. Список обратившихся к Эрдогану заслуживает внимания:

«Проигнорировав обращения ЮНЕСКО, Государственной Думы ФС РФ, горькие и остерегающие призывы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предстоятелей других Поместных православных церквей, заявления многих мировых политических лидеров, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган все-таки подписал указ о присвоении Собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети и возобновлении там мусульманских богослужений...».

Самое любопытное, что Слуцкий указывает первопричину манифестации турецкой стороны. О ней, кстати, все давным-давно позабыли и никак не увязывали произошедшее с судьбой Святой Софии:

«Год спустя после обещания отомстить президенту США Дональду Трампу за признание Иерусалима столицей Израиля и его суверенитета над Голанскими высотами. Тогда это казалось невероятным, несоразмерным, несимметричным, как принято говорить в дипломатии, но, увы, воплотилось в реальность».

То есть, отличились евреи и американцы, а пострадали христиане. Резюмируя содеянное турками, Леонид Слуцкий надеется, что «подобная позиция турецких властей не приведет к росту межконфессионального разобщения и нарушению хрупкого баланса».

В переводе с дипломатического на общегражданский, фраза звучит так «тебя ждут тяжелые времена, Эрдоган и ты этого еще не понял».

Эрдоган, конечно поражает способностью плохо играть сразу на множестве шахматных досок, причем стоя на голове. А в самые ответственные моменты Эрдоган еще просит погасить свет в комнате, где идет игра. Достаточно просто перечислить конфликты, в которые за последние годы влезла в Турция. Кроме традиционных курдов, с которыми «региональная держава» ничего поделать не может уже лет 50, наверное, Турция сцепилась с Сирией, а теперь влезла в Ливию, чем страшно огорчила французов. Ровно неделю назад, Макрон публично отчитал Турцию, обвинив ее в том, что она «накачивает Ливию джихадистами», а ее вмешательство в ливийские дела назвал «преступным». Следом, Турцию отчитал МИД Франции – уже за Святую Софию. Причем так изысканно показав, что с нынешней Турцией говорить о чем-то просто западло. Мол, эта не та Турция, которую любили и принимали на равных в Европе:

«Эти решения ставят под сомнение один из самых символических актов современной и светской Турции». Жан-Ив Ле Дриан так намекнул на растраченные европейские авансы, которые давались Ататюрку и самой Турции. Можно, конечно, посмеяться над недовольством Франции, но я видел, кто и как поставил на колени Ливию в 2011 году, без наземного вмешательства. Видел колонну сожженной бронетехники длиной в 100 километров – от Бенгази до Адждаби. Видел воинские части – у них имелся целый бетонный забор, будка КПП с целенькими зеркальными стеклами, на клумбе еще бьет фонтан, а дальше – все было сметено ракетами и трупный запах стоял в такой концентрации, что от одежды не отстирывался.

Франции, при всех ее интересах в регионе, не нужен абсолютно игиловский зверинец ни в Сирии, ни в Ливии, ни в самой Турции. А Турция… Турция сейчас немного напоминает Польшу конца 30-х годов. Польшу, проводящую самостоятельную политику. Самостоятельную до такой степени, что били Польшу всей Европой, а кто не бил – тот аплодировал.

https://ruskline.ru/opp/2020/07/13/svyataya_sofiya_i_plamya_novoi_blizhnevostochnoi_voiny

https://vk.com/wall189477881_19180
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 14 Июля 2020, 17:45:36 »

«Тут действуют люди, зараженные сатанизмом»

Собор Святой Софии в центре внимания российской общественности



Вчера архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон в интервью «Интерфакс-Религия» прокомментировал решение Анкары отменить статус музея для комплекса Святой Софии в Стамбуле и вновь сделать его мечетью.

«Я выражу моё личное мнение: я этим решением возмущен. И возмущен, в том числе недостаточной, на мой взгляд, реакцией христианского мира. Даже по российским каналам телевидения довелось услышать высказывания, что храм возвращается к его первоначальному назначению, то есть чтобы в нём молились. Но первоначальная-то молитва там была христианская, константинопольская!» - заявил архиепископ в Брюсселе.

«Там начинала молиться Православная Церковь, - продолжил иерарх. - Я с уважением отношусь к исламу, и ясно, что мусульмане составляют в Турции большинство. Но там станут молиться не те верующие, для которых изначально создавался этот храм».

Он считает, что статус храма-музея Святой Софии как памятника всемирного наследия ЮНЕСКО был нейтральным вариантом: и православные, и католики, и мусульмане могли туда приходить.

«И, кроме того, я вижу в этом первый удар по православным на территории Константинополя, Турции. В Турции, насколько мне известно, число православных константинопольских храмов должно соответствовать определенному количеству верующих. Не будет ли следующим шагом заявление, что православных верующих в стране меньше, чем необходимо, и им не должно принадлежать столько храмов?» - поставил вопрос архиепископ.

«В этом решении, мне кажется, выражено не только отношение к Православию, но также и известное отношение к Константинопольскому патриарху, вселенский статус которого Турция не желает признавать. За этим шагом могут последовать другие, и что будет дальше, трудно даже представить», - полагает он.

На вопрос, как решение турецких властей воспринимается в христианском сообществе Европы в целом, иерарх ответил: «Воспринимается в основном исходя из того, что их это пока не коснулось. В этом самое страшное - что начинают что-то делать, только когда их коснётся. А это касается всех христиан».

«И когда здесь говоришь им, что в Святой Софии будет мусульманская мечеть, многие воспринимают это как естественное явление, мол, это исламская страна, и храм "возвращается к мусульманам". А то, что его воздвигли православные, это будто бы уже ничего не значит!» - заявил архиепископ.

Он убежден, что превращение Святой Софии в музей было приемлемым для всех. «Люди приходили туда, и многие там молились», - добавил архиепископ.

«А теперь как? Прийти в мечеть и креститься там? Какие будут последствия? Я возмущен этим шагом!» - сказал архиепископ Брюссельский и Бельгийский.

О решении Эрдогана высказался в эфире радио «Радонеж» заслуженный профессор МДА Алексей Ильич Осипов.

Профессор отметил, что «этот поступок Эрдогана вызывает недоумение».

По его мнению, «сделан принципиальный шаг, который затрагивает межрелигиозные отношения. А в наше время, когда они являются серьезной и возбуждающей людей проблемой, такой акт сделать – это просто опрометчиво и, я бы сказал, нецелесообразно. Какие мотивы были у него - мы до конца не знаем, но и с религиозной, и с политической точки зрения этот шаг может вызывать только глубокое недоумение».

«Одно дело заявление о себе как о светском государстве, а с другой стороны такой поступок, который противоречит изначальному направлению политической жизни этой страны. Поэтому нам остается только выразить недоумение тем, что тут происходит и что кроется за этим. Дело в том, что, как у нас сейчас принято говорить, существуют "некие силы", уже не только в Турции, а международные, чрезвычайно мощные, цель которых возмутить всюду, где только можно, обстановку. Всюду. Если Бог есть Бог мира и любви, то ясно, что такие идеи, такие поступки, такие акции, которые нарушают мир, являются действием противников Бога. У меня впечатление, что в духовном плане тут действуют люди, зараженные сатанизмом. Я не знаю в какой степени принадлежит к таким людям Эрдоган, но, по крайней мере, сейчас он оказался слугой, инструментом этих сил», - полагает Алексей Ильич.

«Мы выражаем сожаление по поводу акции Эрдогана. По поводу Константинопольского патриарха скажу следующее: мы все никак не можем поверить, что духовные законы незыблемы и существуют, и действуют в нашей жизни. И это может служить еще одним указанием на то, что такие вещи, которые сейчас совершает патриарх Варфоломей, не проходят бесследно, и одним из знаков его антиканонической деятельности является и то, что происходит со Святой Софией. Я думаю, что Русская Церковь уже отреагировала на это и будет еще реакция», – не сомневается профессор МДА.

«Нам говорят: посмотрите, это же явный взрыв мирной, нейтральной обстановки, которая ещё недавно была. Кому это надо? Кому нужно, чтобы по телевидению крутили только всякую пакость – насилие, измены, убийства, кровь? Кому это нужно? И зачем? Мы все возмущаемся и говорим, но никто не думает, какие люди это делают, какая у них цель? Зачем? Вот то же самое происходит сейчас с Собором Святой Софии. То же самое будет – ура, будет опять взрыв, вражда, негодование, а то и война, да все, что угодно. Но то, видимо и требуется», - сказал Алексей Ильич.

Тем временем пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что в Москве с удовлетворением восприняли заявления турецкой стороны о том, что доступ в Собор Святой Софии после придания ему статуса мечети будет оставаться открытым, передаёт «Интерфакс-Религия».

«Мы слышали заявления наших турецких коллег, и президента Турции в первую очередь, о том, что Святая София будет сохранена и что доступ туда будет оставаться открытым. Это вызывает удовлетворение», - сказал Песков.

Он подчеркнул, что общественный резонанс среди православных в России был очень эмоциональным в связи с тем, что собор Святой Софии «имеет сакральное значение для всех православных».

«Вместе с тем в официальном плане мы повторяли: это внутреннее дело Турецкой Республики, мы не можем и не собираемся в него вмешиваться. Для нас важно, чтобы Айя-София как памятник всемирного наследия ЮНЕСКО был сохранен в том виде, в котором он есть сейчас, и чтобы допуск в него был открыт для всех, кто приезжает в Турцию», - добавил пресс-секретарь Президента.

В свою очередь официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в дипломатическом ведомстве «с сожалением восприняли решение руководства Турецкой Республики о преобразовании храма-музея Святой Софии в мечеть и возобновлении в нем мусульманских богослужений», сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства.

«Постановление о статусе музея, принятое по инициативе основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка в 1934 г., на долгие десятилетия превратило Св.Софию в символ мира и межрелигиозного согласия, сыграло важную роль в укреплении атмосферы веротерпимости и диалога между народами», - подчеркнула Мария Захарова.

В МИД России рассчитывают, что «управление Собором Святой Софии, до недавнего времени носившего статус музея и являющегося святыней для всего христианства, достоянием мировой культуры и евразийской цивилизации, будет в полной мере соответствовать статусу объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО» и ожидают, что «любые действия в отношении этого уникального памятника будут учитывать его исключительное значение для верующих всего мира».

https://ruskline.ru/news_rl/2020/07/14/tut_deistvuyut_lyudi_zarazhennye_satanizmom
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #13 : 16 Июля 2020, 20:04:07 »

ГЕОРГ ГАЛТАКЯН

Изменение статуса Святой Софии – внутритурецкий контекст

Станет ли Турция вторым изданием Османской империи?



Решение турецких властей об исламизации ставшего в середине 1930-х годов музеем собора Святой Софии в Стамбуле вызвало широкий резонанс в Турции и за её пределами.

https://www.fondsk.ru/images/myfls/2020/as14072001.jpg



Относительно религиозно-исторического значения смены статуса музея на мечеть надо заметить, что последнее христианское богослужение в соборе Святой Софии – Премудрости Божией православные греки совершили в ночь на 29 мая 1453 года. На следующий день Константинополь был захвачен турками-османами. В том же году православный Софийский собор был обращён в мечеть. В 1935 году Ататюрк, проводя политику секуляризации, подписал декрет о создании музея Айя-София и выселении оттуда мечети. А 10 июля 2020 года президент Турции Эрдоган совершил обратный ход – подписал указ, отменяющий музейный статус бывшего собора и превращающий музей снова в мечеть.





В связи с очередной сменой статуса выдающегося культурно-исторического памятника имеет смысл взглянуть на это событие не только в религиозно-историческом аспекте, но и в свете текущей общественной обстановки в Турции.

Согласно официальной статистике, на 31 марта 2020 года государственный долг Турции составлял 431 миллиард долларов. Этот огромный груз для турецкой экономики не смогли облегчить ни 12 миллиардов, полученные от контрабандной торговли с режимом Фаиза Сараджа в Триполитании, ни финансовое сотрудничество с Катаром. Контролировать инфляцию турецкой лиры становится все сложнее. Эпидемия коронавируса лишь обострила социально-экономический кризис. Рост цен на продовольствие и практически на все виды товаров в Турции таков, что вызывает озабоченность и властей, и широких общественных кругов.



В Турции нет оппозиции, способной консолидировать недовольных. Кроме того, проведенная президентом после неудачной попытки переворота в 2016 году чистка военно-полицейского аппарата, государственных служб, университетов, а также постоянная борьба с инакомыслием свели к минимуму вероятность повторения попыток путча.

Нельзя не отметить и изменения социокультурного характера, происходящие в турецком обществе. В стране уже не одно десятилетие осуществляется посткемалистский идеологический проект, призванный воспитать поколение, которое видит себя «внуками османов». Представления турецких властей о предпочтительном морально-идеологическом климате в обществе исходят из того, что это должен быть синтез тюркизма (турецкого национализма) и исламизма. Причём кемалисты, последователи создателя турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка, достаточно спокойно смотрят на идущий в стране процесс перемен, а кандидат в президенты Турции от кемалистов, набравший на предыдущих выборах более 15 миллионов голосов (30%), в своё время заявил, что с радостью согласился бы совершить намаз в соборе Святой Софии, «если ему отправят приглашение».



Кемалисты в Турции, они же сторонники светского образа жизни, имеют свои культурно-бытовые особенности. Они придерживаются более свободного стиля поведения, живут фактически кластерами, не ограничивают себя в употреблении алкоголя (особенно традиционной анисовой водки ракы). В Измире, например, или стамбульском районе Кадыкёй, где концентрация кемалистов довольно высока, они имеют заметное политическое и культурное влияние. Жизнь кластерами – это способ уменьшить идеологическое напряжение. Однако даже с учётом того, что давление на сторонников светского образа жизни  растёт, они не выступают открыто оппонентами правящего режима. Националистический фон – данность современной Турции. И если в стране наблюдаются политические противостояния, то, как правило, между разными видами национализма. В таком общественном климате самым сложным оказывается положение религиозных и национальных меньшинств.

…Выбранная для начала намазов в бывшем соборе Святой Софии дата 24 июля – это очередная привязка к исторической символике: именно в этот день в 1923 году был подписан Лозаннский договор, установивший новые границы Турции, проигравшей в Первой мировой войне, и юридически оформивший распад Османской империи. Такую привязку можно рассматривать как указание на то, что принцип «Турция – для турок» если и трансформируется, то только в «Турцию – для турок-суннитов».

Можно сказать, что выверенная государственная идеология, если считать таковой неоосманизм, оправдала себя. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако остаётся вопрос: как долго слабеющая экономика будет способна выдерживать усилия, предпринимаемые Анкарой с целью нарастить политическое влияние Турции в странах, ранее входивших в состав Османской империи? И что произойдёт, когда противоречия между политикой и экономикой в Турции достигнут критической точки? Как сложится общественно-политическая ситуация? Ну а если у турецкого лидера всё-таки получится превратить Турцию во второе издание Османской империи, то крупных геополитических потрясений, похоже, не избежать.

https://www.fondsk.ru/news/2020/07/15/izmenenie-statusa-svjatoj-sofii-vnutritureckij-kontekst-51380.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #14 : 17 Июля 2020, 23:19:37 »

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии



На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16-17 июля 2020 года, было принято публикуемое ниже Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии.

Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокое сожаление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общины.

Означенное решение принято без учета ходатайств и ясно выраженной позиции Предстоятелей и иерархов Православных Поместных Церквей, представителей иностранных государств, многочисленных международных общественных и правозащитных организаций, духовных лиц различных конфессий и религиозных традиций. Оно задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах.

В условиях, когда христианство является гонимой религией во многих местах на планете, когда продолжается исход христиан из стран Ближнего Востока, данное решение турецких властей приносит особую боль. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение.

Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде. Мы призываем братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса.

Надеемся, что турецкие власти приложат необходимые усилия к сохранению чудом уцелевших бесценных христианских мозаик и будут обеспечивать доступ к ним христианских паломников.

Выражая надежду на дальнейшее сохранение и укрепление взаимного уважения и взаимопонимания между верующими различных мировых религий, обращаемся и к мировому сообществу с призывом оказать всемерное содействие в сохранении особого статуса храма Святой Софии, имеющего непреходящее значение для всех христиан.

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/5664215.html

http://pravoslavie.ru/132722.html
Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!