Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 12:06:39  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Музей «Айя-София» снова станет мечетью?  (Прочитано 2196 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 20 Июля 2020, 15:23:01 »

Замурованный священник

Из журнала «Русскiй паломникъ». 1904. № 9.



Святая София снова стала мечетью. Дискуссия вокруг будущего собора Святой Софии в Стамбуле развернулась после того, как 29 мая, в очередную годовщину падения Константинополя, там состоялось чтение Корана. Государственный совет Турции – высший суд по административным делам – 10 июля отменил решение турецкого правительства и первого президента турецкой республики Ататюрка от 1934 года, которое дало собору Святой Софии в Стамбуле статус музея, а президент Турции Эрдоган подписал указ об изменении статуса Святой Софии. Таким образом, это судебное постановление открывает путь к превращению этого музейного памятника в мечеть. Богослужения для мусульман в соборе Святой Софии, который из музея преобразовали в мечеть, начнутся 24 июля.

 
* * *

Ночь миновала. Стало рассветать. По снежным вершинам малоазийского Олимпа — Ак-дага — скользнули нежные розовые тона... Синеватый туман, клубившийся по глубоким ущельям и над долинами, заколыхался, взвился, как занавес, и исчез в утреннем теплом воздухе. Из-за острых зубцов гор поднималось летучее солнце. Настал роковой день 29 мая 1453 года, день кровавой битвы изнеженной, дряхлой Византийской империи со свежими силами закаленных в боях фанатичных турок-османов. Это был последний день жизни для большинства константинопольских христиан.

Солнечные лучи скользнули по золотым крестам Святой Софии, позолотили вершины обелиска Феодосия Великого, скользнули по бронзовой колонне, гордо стоявшей на обширной площади ипподрома, застыли светлыми пятнами на колоннах и портиках многочисленных беломраморных дворцов.

Несмотря на ранний час, город не спал, как не спал он уже несколько ночей, ожидая рокового удара, последней схватки со стоявшим вокруг него неотразимым, беспощадным врагом. По улицам с визгом и скрипом тянулись обозы — целые караваны длинных телег, нагруженных мешками с песком, каменными ядрами, деревянными лестницами. Между ними беспорядочно сновали толпы вооруженных воинов и мирных граждан; с плачем и воплями бегали женщины и дети; с пением церковных стихир двигалось духовенство, обходя крестным ходом и кропя святой водою крепостные стены города.

В Святой Софии всю ночь шла божественная служба. Всю ночь молились о спасении христиан и города, об избавлении от грядущей смерти и мук. Императрица всю ночь простояла в церкви пред образом Богоматери и в смертельной тоске страхе и слезах молила о помощи и заступничестве Пресвятую Деву, зостани — при дворах византийских императоров так назывались самые почетные из женщин императорского двора — подруги императрицы. Они одни возводились в свой сан с особенными обрядами и получали из царских рук лору (пояс), прополаму — знаки их почетного звания — и белый омофор. Церковь была переполнена молящимися, и в ее полумраке четко раздавались под массивными каменными сводами и слова молитв, и рыдание, и плач.

Император уже несколько дней совсем не возвращается во дворец, проводя дни и ночи у бойниц городской стены, где, кроме его воинов, стояла наемная венецианская дружина. Логофет, префекты и все высшие сановники двора стоят на стене, как простые воины, решившись дорого отдать свою жизнь, дать отпор ненавистному врагу христианства. Во дворце, в пышном хризотриклиниуме — золотой зал Юстиниана — ходят оробелые придворные, с минуты на минуту ожидая смерти. А там, с северной стороны города, где стоит высокая Генуэзская башня, сквозь легкую дымку утреннего тумана видны какие-то белые пятна. Порой доносится оттуда какой-то неопределенный шум и гул. Как выпавший внезапно снег, пятна эти укрыли холмы и протянулись на громадное, необъятное пространство, обхватив полукругом северо-восточную часть византийской столицы. Это разбиты палатки османских таборов, жадных до наживы и крови полудиких кочевников. Здесь вырос целый город, и в центре сто раскинут ярко-зеленый шелковый шатер повелителя мусульман — Магомета II.

Кричит на десятках наречий разноязыкая и разноплеменная орда, составленная чуть не из всех представителей Востока. Здесь и широкоскулые татары из степей Средней Азии, и смуглые, стройные арабы-бедуины на своих быстрых, как ветер, лошадях, и туркмены в высоких бараньих шапках, с длинными копьями в руках, и черные негры с луками и ядовитыми стрелами в колчанах, и египтяне, и смуглые народы кавказских гор. Снуют в толпе дервиши и пением стихов Корана разжигают религиозное чувство экзальтированного войска. За палатками стоят ряды катапульт и стенобитных орудий, тянется длинный ряд телег, запряженных тяжеловесными, медлительными буйволами...



 Солнце уже поднялось высоко и залило своими лучами и Босфор, и горы. В турецком стане загремели литавры и бубны, завыли рога — и многотысячная толпа с громкими криками «Алла акбар!» двинулась на приступ к северным воротам города. Во главе войска на белой арабской лошади медленно ехал Магомет II. За ним двигалось широкое знамя, колыхались над толпой высокие черные бунчуки.

 Стремительно, как горный обвал, бросились турки к твердыням, лезли наверх по стенам, хватаясь за выступы камней, забрасывая железные крючья за зубцы стен. Целые тучи стрел темнили свет, стены дрожали от окованных железом бревен. Сверху лилась на врагов кипящая смола и вода, песок засыпал им глаза, скатывались на них огромные тяжелые камни.

 Бой закипел по всем стенам, стоны умирающих и раненых, рев верблюдов, резкие звуки рогов и треск барабанов — все слилось в один протяжный дикий вой. На Босфоре длинные турецкие галеры схватились на абордаж с греческими неповоротливыми триремами, резались грудь на грудь на палубах кораблей. На далекое пространство воды Босфора окрасились ярко-алой кровью. Император сам стоял в первых рядах на южной стене, и далеко были видны белые страусовые перья его золоченого шлема.

Какой-то арабский пращник вложил тяжелую каменную пулю в пращу, взмахнул пращой — и император упал. Крик ужаса огласил воздух. Весть о падении императора быстро облетела поредевшие ряды греков. Турки пробили брешь в стене и хлынули неудержимо в пролом, ворвались в город — и битва завязалась среди узких и кривых переулков старого Константинополя.

Обезумевший от страха народ — старики, женщины и дети — собрался толпой в церкви Святой Софии, где старый иерей дрожащим голосом читал разрешительные молитвы, стоя со Святыми Дарами в руках. Молча, полные отчаяния, причащались обреченные на смерть, а крики слышались все ближе. Турки уже дрались на площади у самого храма. Вот уже на крыше дворца взвилось красное османское знамя, дрожат под ударами тяжелые двери храма. Прячутся, ища спасения на хорах, обезумевшие женщины и дети. Жарко молится старик священник, прося Бога защитить и не дать на поругание Святые Дары.

 Двери рухнули... Толпа турок с криком ворвалась во храм... кровь залила пол, забрызгала стены. Еще мгновение — и Святые Дары достанутся в руки османов, совершится кощунство, беспримерное в летописях христианского мира. Но в этот момент разошлись стены Святой Софии и скрыли священнослужителя, и пред глазами изумленных турок выросла непроницаемая белая стена.

 Дрогнули пораженные чудом мусульмане, страх охватил их ряды — но снова зазвенели кривые сабли и ятаганы, снова нещадно полилась кровь. И вот по телам мертвых и раненых при громких криках «Алла акбар!» в храм въехал Магомет. Окровавленной рукой, одетой в железную перчатку, он ударил по одной из колонн храма, и след от удара — отпечаток его ладони — виден и доныне на штукатурке.

 Гордо въехал в алтарь победитель и, подняв кверху руку с саблей, громко и троекратно произнес: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет Его пророк!»
 
 Прошли с тех пор целые века. Горят на куполе Святой Софии золотые полумесяцы, стоят около нее высокие стройные минареты, слышится с них ежедневно зазывание муэдзина. Живут в вечном страхе приниженные христиане, торжествует ислам. Обращена в городской арсенал когда-то роскошная церковь Святой Ирины. Замазаны известкой и покрыты вычурными надписями изречений Корана фрески-иконы на стенах Святой Софии. Но когда какой-нибудь мулла водит заезжего путешественника-туриста по храму, он укажет на нишу в стене и расскажет, что здесь, за этой стеной или в ней самой, спрятан со Святыми Дарами священник, прервавший служение божественной литургии в тот момент, когда пала Святая София и к алтарю подъехал султан Магомет. А христианин-грек добавит, что наступит время, когда снова на главе Софии будет крест вместо полумесяца и вместо мусульманского призыва раздадутся молитвы Православия. Тогда внезапно откроется таинственная дверь и выйдет из нее старик иерей со Святыми Дарами, докончит прерванное служение литургии и причастит собравшихся в храме воинов Христа. «Иншалла» (так Богу угодно), — скажет мулла и прибавит, что все в руках Аллаха: и жизнь и смерть, и поражение и победа.

https://ruskline.ru/opp/2020/07/19/zamurovannyi_svyawennik

http://www.blagogon.ru/digest/262/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 24 Июля 2020, 08:16:13 »

ДМИТРИЙ МИНИН

Геополитика храма Святой Софии в Стамбуле и необходимость его возрождения в Крыму

О религиозной «мягкой силе» и «Священном капитале»


фото: Twitter

Решение Эрдогана о переоборудовании в мечеть одной из величайших святынь христианского, прежде всего, православного мира – храма Святой Софии (в статусе музея) в бывшем Царьграде / Константинополе, а ныне Стамбуле имеет не только религиозное, но и важное геополитическое значение. В эпоху всеобщего кризиса турецкий президент зримо утверждает примат ревностно исповедуемого им ислама и бросает вызов всем остальным мировым конфессиям.



Не только хаос в мире позволил Эрдогану реализовать давно вынашиваемые им намерения, но и саморазрушительные действия ряда игроков мировой политической и религиозной сцены. Президент Турции в качестве основания для принятия данного решения чаще всего приводит факт признания Вашингтоном всего Иерусалима столицей Израиля и аннексии палестинских территорий. Ведь в этом случае вне контроля мусульман окажутся важнейшие исламские святыни на восточно-иерусалимской Храмовой горе – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Следовательно, по логике Эрдогана, он и сам вправе предпринять нечто похожее. Не случайно отклик на его действия в США – крайне вялый: осудили, но ни о каких санкциях, легко вводимых и по куда более мелким поводам, даже не заикнулись.


Р. Эрдоган объявляет о своём решении

А самая большая ответственность за то, что турецкому лидеру удалось осуществить задуманное, лежит на располагающемся в том же Стамбуле (квартал Фанар) экуменическом патриархе Варфоломее. Расколов мировое православие томосом на создание «Православной церкви Украины» (ПЦУ) под давлением Вашингтона и прямой корысти ради, Фанар оказался крайне ослабленным перед лицом не преминувшего воспользоваться таким шансом Эрдогана. Теперь Варфоломей и последовавшие за ним Элладская, Александрийская и иные греческие церкви стенают: «Восток и Запад снова нас продали». Лишь некоторые иерархи, как, например, митрополит Пирейский Серафим признают: «Надеюсь, теперь понятно, насколько трагической ошибкой было дарование автокефалии раскольникам и самочинному сборищу на Украине по велению евроатлантистов, ведь это событие, которое разрушило единство Православных Автокефальных Церквей».


Р. Эрдоган и экуменический патриарх Варфоломей

Казалось бы, самое время патриарху Варфоломею одуматься и отозвать, по крайней мере, опрометчиво выданный ПЦУ томос, но уж слишком он увяз в разверзшемся перед ним болоте. Экуменический патриарх дошёл до того, что несколько дней назад принял активное участие в праздновании 4-й годовщины подавления в Турции военного путча, в причастности к которому он сам же официально обвиняется.


Вдохновитель путча 2016 г. Ф. Гюлен и патриарх Варфоломей

Наиболее вероятный преемник Варфоломея, глава Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Элпидофор прочно следует в фарватере американской религиозной политики. На выборах в США он открыто поддерживает демократов и Джо Байдена, которые немало сделали для раскола православного мира в прошлом и рассчитывают достичь ещё большего в будущем.


Архиепископ Элпидофор

Тем же, кто не видит в случившемся ничего особенного, дескать, туристам будет даже лучше («за билеты платить не надо»), хочется указать на то, насколько серьёзно подходят к данному вопросу разработчики стратегического курса США.

«Беркли центр» Джорджтаунского университета, занимающийся исследованиями роли религии в мировой политике, в рамках совместного с Институтом Брукингса и Фондом Карнеги проекта «Геополитика религиозной мягкой силы» весной 2020 г. выпустил в высшей степени примечательный доклад «Государства, религии и власть: значение роли «Священного капитала» в мировой политике».

В докладе сказано, что в то время, как границы между более чем 190 государствами мира чётко определены, распространение религий имеет транснациональный характер без ясно очерченных границ. И остановить их воздействие на национальных рубежах может быть затруднительным.

При этом некоторые государства обладают более значительными религиозными ресурсами в силу размещения на их территории исторических, культурных и институциональных центров основных религиозных традиций и общин с мировым охватом. Доклад определяет эти религиозные ресурсы как «Священный капитал», разделённый на три типа – символический, культурный и сетевой, которые могут быть мобилизованы государствами для создания многочисленных форм влияния. Эти ресурсы включают святые места, священные реликвии, духовных лидеров, религиозные учебные и исследовательские центры, официальные институты и поддерживающие их влиятельные организации мирян. Как результат, государства, обладающие такими ресурсами, занимают особое положение среди других, играют центральную роль в духовном и геополитическом пространстве веры, наполняют религиозные традиции собственными нормами, знаниями и политическим содержанием. Они в состоянии распространять свой язык, на котором написаны религиозные тексты или ведутся диспуты, рассылать по всему миру миссионеров, принимать оттуда паломников, студентов, туристов.

Довольно цинично, но откровенно американские эксперты заявляют, что «Священный капитал» распространяется подобно экономическому капиталу как сам по себе, так и по воле государств, подчиняясь «рыночным закономерностям». При этом государства играют ключевую роль в распределении религиозных факторов своей политики. По мнению докладчиков, значительный «Священный капитал» имеют в своём распоряжении Индия, Иран, Израиль, Италия, Россия, Саудовская Аравия и США. Турция и византийское наследие в данном списке отсутствуют, очевидно, по причинам блокирования Анкарой этого драгоценного капитала, отчего его значение, хоть и в латентном виде, меньшим не становится. Вызывает вопросы присутствие в данном списке США. Всё просто: претензии американцев на «исключительность», «лидерство в свободном мире» и «защиту веры» носят, по сути, религиозный характер.

Представляют интерес рассуждения авторов, связанные с Россией. По их мнению, государства, враждебные религии, не ведая того, могут сами себя ослаблять, подрывая собственный «Священный капитал». Именно это происходило в России в советские времена. (1) С воссозданием Русской православной церкви статус Москвы как эпицентра православного христианства постепенно восстанавливается. Он также усиливается среди «религиозной и нерелигиозной консервативной аудитории» на Западе в результате защиты Россией «традиционных моральных ценностей». (2)

Как видим, никакого Варфоломея как «фактора» в православии, не говоря уже о его претензиях на «первенство», в экспертных оценках американцев нет. Варфоломей просто нужен для того, чтобы затормозить процесс накопления российского «Священного капитала».

На главных территориях бывшей Византии православный «Священный капитал» уже заблокирован Турцией. И экуменический патриарх Варфоломей с его возможными преемниками – добровольные ассистенты в этом. Поэтому российский «Священный капитал» может и должен быть активирован на других просторах. Примером может служить подмосковный Новоиерусалимский монастырь. Возникший в эпоху, когда доступ на Святую землю стал из-за османов невозможен, этот монастырь не только компенсировал верующим потерю, но и послужил зримым воплощением государственной идеологии «Москва – третий Рим».

Препятствий для посещения Храма Гроба Господня в Иерусалиме, если не считать временного карантина, уже не осталось. А вот «Второй Рим» – Царьград / Константинополь в сакральном смысле закрывается от нас всё больше.

Нужно быть реалистами. Раздающиеся призывы добиться передачи тамошних христианских храмов РПЦ неосуществимы. Однако в нашей стране есть место, восстановление в котором новой Святой Софии с полным воссозданием по известным зарисовкам и сохранившимся фрагментам её мозаик, а также топографии Царьграда вполне уместно. Это Крым, бывший в своё время частью Византии и принёсший через Херсонес христианство на Русь. Через Крым мы – правопреемники византийского наследия не только исторически, но и юридически. Что-то подсказывает, что турки препятствовать этому проекту не станут, поскольку никакой угрозы их территориальной целостности от него исходить не будет.


Одна из сохранившихся мозаик Святой Софии

Наиболее подходящим местом для постепенного созидания Нового Царьграда представляются монастырь Св. Климента и его окрестности в районе севастопольского Инкермана. Как известно, Св. Климент, ученик и сподвижник Апостола Петра, был сослан императором Траяном в Крым и там принял мученическую смерть. Его прославление в новой Святой Софии через цепь времён теснейшим образом свяжет русское православие с эпохой рождения Нового Завета. Рядом с этим храмом стоило бы восстановить и другие важнейшие византийские святыни. С учётом фактической потери Русской православной церковью двух великих лавр – Почаевской и Киево-Печерской, основание новой лавры в Крыму, где проповедовал Апостол Андрей Первозванный, видится делом промыслительным. И могла бы эта лавра зваться: Ново-Цареградская Свято-Андреево-Климентовская Лавра.'

Нетрудно понять, что, пользуясь лексикой американских стратегов, по своему совокупному «Священному капиталу» она явилась бы не только собирателем расколотого ныне православия, но и мощным центром «мягкой силы» мирового значения.


Свято-Климентовский монастырь и руины византийской крепости Каламита

Примечания

(1) Victoria Smolkin, A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism, (Princeton, NJ: Princeton University Press, 2018).
(2) Kristina Stoeckl, "The Russian Orthodox Church as Moral Norm Entrepreneur," Religion, State, and Society 44, no. 2 (2016): 132-151. See also Vincent Charles Keating, and Katarzyna Kaczmarska, "Conservative Soft Power: Liberal Soft Power Bias and the ‘Hidden’ Attraction of Russia," Journal of International Relations and Development 22, no. 1 (2019): 1-27.


https://www.fondsk.ru/news/2020/07/21/geopolitika-svjatoj-sofii-v-stambule-i-neobhodimost-ego-vozrozhdenia-v-krymu-51421.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 24 Июля 2020, 22:38:56 »

Протоиерей Владислав Цыпин

НОВЫЙ СТАТУС КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ СОФИИ



В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. В далеком прошлом ее превращение из православного храма в мечеть совпало с началом нового времени: из разных вариантов хронологической границы между Средневековьем и Новым временем самым убедительным и почти общепринятым является 1453 г., когда пал Константинополь, завоеванный османами. Столица православной империи стала резиденцией османского султана Мехмета Завоевателя. Кафедральный храм Константинопольской Патриархии был им обращен в мечеть. В 1934-м г. по воле основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка Святая София стала музеем, и вот, по указу президента Турции Э. Эрдогана, ей еще раз поменяли статус – она снова обращена в мечеть. Многочисленные протесты против этого несколько лет назад задуманного и заранее публично обещанного акта не возымели желаемого эффекта, были проигнорированы Анкарой.

Многочисленные протесты были проигнорированы Анкарой

Это событие воспринято православным миром, христианами разных конфессий, культурным сообществом с горечью. Для православных русских людей Святая София особенно дорога – и потому, что посещение ее посланцами Великого князя Руси равноапостольного Владимира, их рассказ о том, что они видели и что пережили, пребывая в этом храме: «Мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог», – послужили князю толчком к принятию решения о собственном Крещении и Крещении своего народа.

В сложившейся ныне ситуации необходимо трезво и адекватно оценить характер и масштаб понесенной утраты. Непревзойденное творение великих архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета не было разрушено президентским указом. Сохранились и софийские мозаики, и среди них шедевры, представляющие высшие достижения христианского искусства. А с другой стороны, и в ту пору, когда Софийский храм имел статус музея, в нем все равно не было места для общественной молитвы, для православного богослужения, молиться же сердечной и умной молитвой в этой святыне ничто не мешало христианским паломникам и в те времена, когда она была мечетью.

Ради справедливости следует напомнить о том, что османские турки не первыми дерзнули покуситься на эту святыню. В VIII столетии храм пережил натиск иконоборцев, сбивавших с его стен мозаику. В начале XIII века собор ограбили крестоносцы. Вообразив, по своему дикому невежеству, что мозаичная смальта сделана из золота, они вырубали ее топорами. И, наконец, два столетия спустя, когда церковь стала мечетью, многострадальные мозаичные панно, покрывавшие ее стены, соскребались либо закрывались штукатуркой. Сохранившиеся под ней мозаичные изображения открыты реставраторами в музейный период истории храма.

Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека

Несмотря на понесенные утраты, Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека, она по-прежнему несет на себе отблеск горнего мира, видимые знаки прикосновенности к Божественному совершенству. Русский художник М. Нестеров, побывавший в Софийском храме в бытность его мечетью, под впечатлением от увиденного писал:

«Святая София, не кажущаяся грандиозной с моря, вблизи огромна. Куча позднейших мусульманских пристроек исказила первоначальные формы. Однако стоило войти внутрь храма, как все изменилось... Почти от самого входа... виден почти весь свод купола, столь схожего со сводом небесным. Необъятность его – необъятность неба, чего, конечно, нельзя сказать про купол римского Петра, такой тяжелый, давящий... Простор купола, его как бы безграничность, – поразительна».

Горечь христиан по поводу акта президента Турции естественна, но реакция православного мира на перемену статуса Софии не может совпадать с той, которая выражена была в заявлении по этому поводу руководства Всемирного совета Церквей. В нем этот акт Э. Эрдогана охарактеризован как «удар по делу объединения религий». Возможно, что это только неудачное выражение, что в виду имелась солидарность людей, принадлежащих к разным религиозным общинам, но отстаивающих при этом некоторые общие ценности. А вот «объединение религий» – это вредоносная утопия, к реализации которой могут сознательно стремиться лишь люди, лишенные религиозной веры.

Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными».

Главная обеспокоенность ныне – о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше – до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу – там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, – но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно – пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г., будет неукоснительно соблюдаться и впредь, а этот режим исключает не только уничтожение, но и всякое повреждение охраняемых шедевров мирового значения. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана.

Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила

Есть мудрая народная поговорка – после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора.

Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни – внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, – в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться. Интегральный Запад, при том, что и там нет недостатка в критически мыслящих людях, убежден в собственном превосходстве над иными цивилизациями и в своей непреодолимой притягательности для остального мира. Но на самом деле у этой притягательности есть предел. Соблазн этот не всем по вкусу. Если бы Турция окончательно стала постмусульманским обществом, подобно постхристианскому Западу, – ее бы приняли в ЕС, но этого не произошло, и в результате позиция принципиальных противников вестернизации укрепилась, получив поддержку со стороны тех турок, кто разочарован былыми иллюзиями братания с Западом. Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу, ошибочным образом часто отождествляемому в исламском мире с христианством, колыбель которого в действительности не на Западе, а на Востоке – в Палестине. Под властью «Запада» – крестоносцев – Святая София находилась всего лишь чуть более полувека.

Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу

Другой фактор, послуживший толчком к принятию решения об обращении Софийского храма в мечеть в настоящий момент, – это кризис во взаимоотношениях внутри православного мира. Фанар противопоставил себя Русской Православной Церкви, совершив акт юрисдикционной агрессии. Одно из последствий учиненного раскола мы и наблюдаем ныне. При реальной солидарности православного мира Анкаре было бы труднее решиться на предпринятый ею ныне шаг. Дело в том, что до недавних пор Патриарх Константинопольский, при согласии с ним Предстоятелей и епископата других Поместных Православных Церквей, мог выступать с обращениями от лица 300 миллионов православных. Кого представляет он после того, как в результате его действий стало невозможным сохранение канонического общения с ним Русской Православной Церкви? В Турции насчитывается от силы несколько тысяч человек, принадлежащих Константинопольскому Патриархату, и голос Вселенского Патриарха, имеющего кафедру в Константинополе, не был расслышан государственной властью страны, на территорию которой простирается его юрисдикция.

За поддержку раскола приходится платить немалую цену, и со временем она станет более высокой

А иные и подчас действительно авторитетные голоса, поданные за сохранение прежнего статуса Святой Софии из-за границы, были проигнорированы в Анкаре под предлогом незыблемости национального суверенитета. За поддержку раскола приходится платить немалую цену, и со временем она, возможно, станет более высокой. Немощь Фанара может спровоцировать и другие, может быть, более чувствительные акции. Возьмут ли для их предотвращения Константинопольскую Патриархию под свою охрану те силы, в чьих геополитических играх она так охотно решила поиграть на территории Украины, – посмотрим. Но на сей день у них и своих проблем немало.

http://pravoslavie.ru/132781.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 06 Августа 2020, 11:12:47 »

В Сети появилось видео с флагом талибов в Святой Софии



Неизвестные развернули флаг «Талибана» (организация запрещена в России)* в соборе Святой Софии в Стамбуле, передает греческое интернет-издание Vima Orthodoxias.

На опубликованных кадрах группа людей развертывает белое полотнище с шахадой (свидетельством веры в исламе), которое признано флагом движения. Они несколько раз меняют свое местоположение – вначале полотнище оказывается развернуто при входе в собор, позднее – в центре молельного зала.

Как сообщается, при этом группа людей, развернувших полотнище, выкрикивала «Аллах акбар». Один из активистов, глядя в камеру, поднял вверх указательный палец. Такой жест часто используют исламские террористы.

Турецкое издание Yenicag Gazetesi накануне сообщало, что сторонники группировки в этот день развертывали флаг движения и в других местах Стамбула, в том числе на набережной. Активистов издание называет выходцами из Афганистана.

Собор Святой Софии, построенный в VI веке, долгое время был символом христианства на Востоке и крупнейшим христианским храмом в мире. В 1453 году после захвата Константинополя Османской империей храм был превращен в мечеть. Однако в 1934 году власти Турецкой Республики лишили его религиозного статуса и признали здание музеем. В июле 2020 года Госсовет Турции отменил решение, превратившее Святую Софию в музей, а президент страны Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении музею статуса мечети.

24 июля в Святой Софии впервые с 1934 года прошел намаз. Для проведения мусульманских богослужений христианские мозаики на стенах храма закрыли шторами, а в интерьер добавили ковры.

ЮНЕСКО выразило сожаление из-за решения Анкары изменить статус собора и призвало турецкие власти сохранить «универсальную ценность объекта». Против изменения статуса собора выступали власти ряда стран, в том числе Греции, Франции и США. В Российской православной церкви (РПЦ) превращение Святой Софии в мечеть назвали «пощечиной всему мировому христианству».

_____________________________________________________

* Террористическая группировка, запрещена в России

По материалам РБК, телеканала «360», Газета.ру.

http://www.stoletie.ru/lenta/v_seti_pojavilos_video_s_flagom_talibov_v_svatoj_sofii_335.htm



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://twitter.com/dahrinoor2/status/1290137672015478784?s=20
« Последнее редактирование: 06 Августа 2020, 11:14:57 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 06 Августа 2020, 19:38:57 »

Велислава Дырева (Болгария)

Исламистская мечта султана Эрдогана

Зачем президент Турции вновь превратил христианский храм в мечеть?



Стамбул, 24 июля 2020, пятница. Начинается первая после 86 лет мусульманская служба в храме Святой Софии. Эрдоган приезжает со своей свитой. Но на этот раз без своих «гвардейцев», переодетых в янычаров, которые сопровождают его везде на официальных мероприятиях. Мы видели их и на его пышной президентской инаугурации.

    В храме – 500 высокопоставленных особ. Снаружи разостлали свои коврики 350000 молящихся. Некоторые в запрещенных еще Кемалем Ататюрком фесах. Большинство приехали на автобусах со всех концов страны и переночевали перед храмом.

     Над христианскими фресками и мозаиками – какие-то покрывала, мраморный пол покрыт специально изготовленным огромным ковром бирюзового цвета.

     Эрдоган в молитвенной шапочке читает первые две суры из Корана – Аль Фатиха (Откровение), 7 аята (стихов) и Аль Бакара (Кравата), 286 аята. В Аль Бакара есть ясное предписание – какая судьба уготовлена «неверным»…

      Али Эрбаш, глава Дирекции по вероисповеданию, поднимается к амвону. Останавливается на каждой ступеньке. Опирается на что-то. Это не посох. Это ятаган! И проповедует с ятаганом! Как Мехмед II Фатих (Завоеватель). «Такая традиция в мечетях, они символ завоевания, – говорит Эрбаш и добавляет, – мечеть «Святая София» – один из символов завоевания».

Не просто один из. Самый важный.

     Голоса четырех муэдзинов с четырех минаретов оглашают площадь «Султанахмет». Прямая трансляция службы продолжается четыре часа. После этого Эрдоган отправляется к гробнице Мехмеда II.

     Мехмед II осаждал Константинополь 15 месяцев. Решающие сражения продолжались около двух месяцев. 150000 турок против 12000 византийцев. 29 мая 1453 г. Великий город пал под ударом ятагана. Христианский мир сокрушен. Последнее православное богослужение, по сути – заупокойная молитва, прошла в ночь с 28 на 29 мая. Император и его свита последний раз причащаются. Потом…Потом всех, кто был в храме, закололи – сановников, монахов, монахинь, мужчин, женщин и детей, но перед смертью их подвергли самым гнусным издевательствам. Завоеватели ходят по колено в крови…Величественный храм разграблен, осквернен и поруган, иконы и мозаики – уничтожены.

Константинополь горит. Константинополь в руинах, кровь рекой течет по улицам, отрезанные головы около храмов, по площадям – посаженные на кол, повешенные, распятые. За несколько часов изнасилованы 4000 монахинь. Более 30 тысяч девушек и юношей обращены в рабов. Церкви превращены в мечети или базары, колокола переплавлены. Мехмед II проповедует с ятаганом в руке. Так Константинополь стал Стамбулом.

     Храм Святая София – Премудрость Божия построен в 537 г. при императоре Юстиниане. Архитекторами были физик – Исидор из Милета и математик – Антимий из Траля. Купол высотой 52 м, диаметром 32 м. Легенда говорит, что колонны высечены из скал Эльбруса, а императорские врата из Ноева ковчега. На построение храма израсходованы три годовых бюджета Византийской империи. На украшение пошло 250000 кг золота, серебра, слоновой кости, изумрудов, рубинов, сапфиров, яшмы, оникса. Храм освящен 22 декабря 537 г. Патриархом Миной. В храме служили более 500 человек: 60 священников, 100 дьяконов, 40 дьяконисс, 90 иподьяконов, 110 чтецов, 25 певцов и 100 стражников.

Интересная деталь. Почти все мечети, построенные Мимаром Синаном, самым выдающимся архитектором Османской империи, являются копиями Святой Софии. Но ни одна из них не превосходит ее ни по высоте, ни по диаметру. И это неслучайно. Мы не знаем настоящее имя Мимара Синана. Известно, что в десятилетнем возрасте он попал в янычарский корпус. По одной версии он грек, по другой – армянин, по третьей – болгарский мальчик из Родоп, точнее из Устово. Думаю, что он нарочно повторял облик Святой Софии не только из-за гениальной архитектуры, а чтобы не исчезла память о христианстве.

     Более 900 лет Святая София – православный храм. Около 500 лет – мечеть. И 85 лет – музей и часть мирового культурного наследия (объект 356 ЮНЕСКО). До того самого дня. 15 месяцев Мехмед II осаждал Константинополь. За 17 минут Государственный совет (Верховный суд) Турции перечеркнул величественную тысячелетнюю историю. И объявил подпись Ататюрка поддельной.

     С каким посланием обращается к миру новый султан?

а) Храм Святая София может и является культурным наследием, как мы считаем, но для Эрдогана это прежде всего военный трофей, добыча: «Кто завоевал храм мечом, тому он и принадлежит».

б) Превращение храма в мечеть отменяет «несправедливое решение», «акт предательства страны», «позор», и «восстанавливает суверенитет Турции», «разрывая рабские цепи Запада», – говорит Эрдоган.   Таким образом получается, что своим решением Мустафа Кемаль Ататюрк ущемил суверенитет Турции, совершил предательство, опозорил Турцию, сделал ее пленницей Запада и заковал в светские цепи. В течение многих лет (а особенно после 2016 г.) Ататюрк – лишь досадная формальность, фальшивый фасад в политике Эрдогана, который лицемерно подносит венки к мавзолею Ататюрка, а сам уничтожает его памятники.

в) Это конец светской Турции, светского турецкого общества, которое Эрдоган подменяет «исламистским обществом». Конец мечты Ататюрка. И осуществление исламистской мечты Эрдогана. Но политические игры со Святой Софией – не только его фишка. Еще в 1965 г. Сулейман Демирель сказал, что если победит на выборах, то превратит храм в мечеть. Он победил на выборах, но не превратил храм в мечеть.

г) Неоосманизм, политический ислам, националистический ислам, исламистский популизм – последний политический инструмент Эрдогана. Другого оружия у него нет. После «переворота» 2016 г. было арестовано свыше 120000 представителей турецкой интеллигенции, более 300 СМИ закрыты, лира рухнула, экономика забуксовала, репрессии не стихают, страх растет, люди исчезают. И что делает Эрдоган? Он строит импозантную мечеть, вмещающую 64000 молящихся! Как компенсацию… И этим привлекает на свою сторону общество. 90% правящей Партии справедливости и развития и ее союзник – Партия националистического действия, плюс 70% оппозиционнной партии Мераля Акшенера, плюс 40% основной оппозиционной силы – Республиканской народной партии Кемаля Кылычдароглу поддерживают превращение храма в мечеть.

д) Отмена статуса Святой Софии – это скандальная провокация и для Востока, и для Запада.

Последовала какая-то реакция? Нет. Тихое всхлипывание. И на Востоке, и на Западе. На вопрос, почему он поступает так, Эрдоган ответил с вызовом: «Потому что могу».

Ватикан («Страдаю!» – говорит папа Франциск) должен искупить страшный грех – в 1204 г. папа отправляет крестоносцев якобы освободить Святую землю, однако вместо этого они захватывают Константинополь и после разграбления Святой Софии коронуют там первого короля Латинской империи Балдуина Фландрского. Напрасно болгарский царь Калоян предупреждал папу Иннокентия III: «Держи своих латинян подальше от моей земли!» В ответ из Рима – презрительное молчание. Безрадостна судьба Балдуина – заточение в башне, скала и смерть в ущелье. Кто слышал, тот знает.

е) Это начало османской реконкисты, повторного завоевания Константинополя. И не только. Это стремление, амбиция Эрдогана утвердить, навязать Турцию как предводителя всего Ислама – «от Андалузии до Бухары». И не важно, что Османская империя не простиралась ни до Андалузии, ни до Бухары! Возникают новые династии, и кто знает, как оно обернется! Очевидно, Эрдоган, который полностью узурпировал власть и вступил в должность ну точно, как Сулейман Великолепный под звуки зурны и барабаны янычарских маршей, уже чувствует себя халифом.

ж) Провокации не прекращаются. С 2009 по 2019 гг. министерство образования периодически распространяет в качестве учебного пособия географические карты Турции.

Из этих карт турецкие первоклассники узнают, что в пределах нынешней Турции находятся: Южная и Юго-Восточная Болгария – области Бургас, Сливен, Ямбол, Стара Загора, Кырджали, Хасково и Пловдив (Смолян пропущен по недосмотру), богатые нефтью районы в Северном Ираке (Мосул и Киркук), Армения и Грузия, Кипр, Крит и Родос. И Сирия.

     Посмотрите карту Османской империи. Она простиралась (полностью или частично, в течение более длительного или короткого времени) на территории таких современных государств как Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Босния и Герцеговина, Болгария, Грузия, Греция, Джибути, Египет, Эритрея, Эфиопия, Израиль, Ирак, Иран, Италия, Йемен, Иордания, Кипр, Косово, Кувейт, Ливия, Ливан, Молдавия, Северная Македония, Румыния, Россия (Крым), Саудовская Аравия, Сирия, Словакия, Словения, Сомали, Судан, Сербия, Тунис, Украина, Венгрия, Хорватия и Черногория. К этим 40 государствам Турция имеет «исторические претензии». И не только к ним. Давутоглу нашел на карте Анкару, воткнул циркуль в эту точку и очертил круг с радиусом 3000 км. То есть претензии Турции включают еще 32 государства, но Давутоглу не называет их. А в радиусе 3000 км (плюс-минус 500 км) находятся столицы России, Германии, Франции, Англии, Ирландии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Люксембурга, Монако, Польши, Чехии, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Ближе всего Москва, Киев, Минск, Прага, Варшава; дальше всех Астана, Ташкент, Мадрид, Лиссабон, Дублин. Если посмотреть карту с претензиями ИГИЛ (запрещена в РФ – Ред.), то хорошо видно, как ИГИЛ и Турция соперничают в разделе мира. Турция претендует на всю Европу, Балканы, Кавказ и Ближний Восток, Северную Африку. Террористы ИГИЛ – на Испанию и Португалию, Балканы и Австрию, Кавказ и Ближний Восток, всю Северную Африку до Конго, и на территорию от азиатских республик бывшего СССР до Китая. Эти 72 государства, очерченных циркулем Давутоглу, являются Hinterland неоосманской империи. Давутоглу некоторым образом запутался в хитросплетениях политики, но его «Стратегическая глубина» стала бездной, которая хочет поглотить весь мир.       

Покушение на храм Святой Софии это не покушение на строительный объект. Этот храм носит имя Премудрости Божией , которая безначальна и бескрайна и является другим именем Господа Бога Иисуса Христа. Это очередное покушение на Святое Православие. И на весь христианский мир. А христианский мир молчит. Как молчал в 1453 г.

Возможно, заговорит. Завтра, когда Эрдоган Завоеватель начнет читать Коран с ятаганом в руке. Но будет поздно.

Перевод О. Н. Решетниковой

Специально для "Столетия"


http://www.stoletie.ru/vzglyad/islamistskaja_mechta_sultana_erdogana_415.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 07 Сентября 2020, 23:44:07 »

Кирилл Александров

Мечеть в храмах Святой Софии и монастыря в Хоре: что дальше?


Мечеть в храме монастыря в Хоре - очередная "жертва" продвижения неоосманской идеологии турецкой власти. Фото: СПЖ

Вслед за Святой Софией власти Турции превращают в мечеть еще одну древнюю святыню Православия - храм Христа Спасителя монастыря в Хоре. Чего ждать дальше?

Прошло всего несколько недель после того, как храм Святой Софии был превращен в мечеть. И вот опять правительство Турции заявило о том, что такая же участь постигнет один из самых древних христианских храмов в Стамбуле, церковь Христа Спасителя монастыря в Хоре.


Храм Христа Спасителя в Хоре

История храма

Историки предполагают, что изначально монастырь Хора был построен в 534 году, то есть даже раньше, чем храм Святой Софии. Название Хора, т.е. «в поле», означает, что во времена своего основания он находился вне городских стен. Первоначальное строение до наших дней не сохранилось, а то, которое существует, было построено в эпоху императорской династии Комнинов, а точнее в 1077–1081 гг. во времена правления императора Алексея Комнина. Впоследствии эта церковь несколько раз разрушалась и перестраивалась. В 1315–1321 гг. великий логофет Феодор Метохит значительно перестроил храм Христа Спасителя в Хоре и украсил его мозаиками и фресками, которые сохранились до наших дней.


Мозаика: Феодор Метохит подносит в дар Христу обновлённый храм Хора

Феодор Метохит считался одним из самых ученых людей своего времени. Он оставил после себя несколько сочинений по вопросам астрономии, философии, истории и литературы. Самым известным его учеником является святитель Григорий Палама, который под его руководством изучал светские дисциплины и философию.

После захвата Константинополя турками в 1453 г. храм Христа Спасителя в Хоре был превращен в мечеть Кахрие-джами, а фрески и мозаики – покрыты слоем штукатурки. В 1945 г. монастырь Хора стал музеем, а в 1948 г. в нем были проведены значительные реставрационные работы, в результате которых были открыты древние изображения. С обращением храма снова в мечеть они, вероятно, будут задрапированы.

Зачем Эрдогану новая христианская «жертва»?

Если в случае с храмом Святой Софии все более-менее понятно, то с монастырем Хора все сложнее. Мечеть Айя-София – это символ той политики, которую проводит Р. Эрдоган, и которая именуется нео-османизмом. Решение превратить Святую Софию в мечеть должно было сплотить сторонников Р. Эрдогана внутри Турции и повысить его рейтинг у населения. Частично это удалось, хотя далеко не в той мере, на которую рассчитывал Р. Эрдоган. Что касается внешней политики, то в этой сфере решение по Святой Софии призвано было обозначить лидерство Турции в исламском мире. Здесь существуют значительные риски, на которые сознательно пошел турецкий президент.

Турецкие власти решили, что политические дивиденды от превращения Святой Софии в мечеть перевешивают возможные риски.

С одной стороны, это заявка на лидерство в мусульманском мире, где Турция конкурирует с Саудовской Аравией, Ираном и Египтом. С другой – превращение Святой Софии в мечеть вызвало резко негативную реакцию в европейских странах и США, что чревато ухудшением их и так довольно сложных отношений. Но турецкие власти решили, что политические дивиденды от превращения Святой Софии в мечеть перевешивают возможные риски.

Однако, в отличие от Софии, превращение в мечеть храма Христа Спасителя в Хоре вряд ли принесет Р. Эрдогану внутриполитические дивиденды, зато может еще более обострить его отношения с Европой и США. Не стоит забывать о том, что сейчас наблюдается довольно напряженная ситуация в акватории Черного и Средиземного морей. 21 августа 2020 г. Р. Эрдоган заявил о том, что Турция обнаружила месторождение газа в 320 млрд. кубометров и назвал это событие историческим. Но подобные действия Турции вызывают резко негативную реакцию Греции (которая также претендует на освоение морского шельфа), Франции и других стран. Боевые корабли Турции, Греции и Франции находятся в непосредственной близости друг от друга в Средиземном море, и любая провокация или неосторожность может вызвать вооруженный конфликт между ними. Зачем же Р. Эрдогану еще больше нагнетать обстановку из-за превращения в мечеть еще одного православного храма, который имел до того статус музея? Объяснение подобных действий может заключаться в следующем.

О мотивах антихристианских действий президента Турции

Во-первых, политика нео-османизма, которую проводят нынешние власти Турции. Напомним, принципы государственного устройства основателя Турецкого государства Кемаля Ататюрка сводились к тому, что Турция должна отказаться от имперских амбиций, отказаться от территориальных претензий к странам, входившим некогда в Османскую империю, развивать сотрудничество с Европой, а также стать светским государством. Именно поэтому множество православных храмов, включая собор Святой Софии, обращенных во времена империи в мечети, приобрели при Кемале Ататюрке статус музеев. Сам Кемаль занимает в турецком обществе место отца нации и государства, его авторитет непререкаем.

Нынешние власти Турции пока не могут вслух заявить об отказе от политического наследия Кемаля Ататюрка. Поэтому они используют тактику «мелких шагов», меняя внутреннюю и внешнюю политику Турции постепенно. И превращение бывших православных храмов, ставших при Ататюрке музеями, обратно в мечети является плодом реализации такой тактики.

Нынешние власти Турции пока не могут вслух заявить об отказе от политического наследия Кемаля Ататюрка. Поэтому они используют тактику «мелких шагов»

Во-вторых, причиной последних решений турецкого президента являются его личные убеждения и то, кем он себя видит в истории. А видит он себя, не больше не меньше, новым Мехмедом-завоевателем, который не только взял в 1453 г. Константинополь, но и завоевал территории нынешних Сербии, Албании, Греции и других стран.

Р. Эрдоган не может, конечно, похвастаться подобным размахом, но он видит себя лидером мусульманского мира в контексте формирующихся новых геополитических реалий. Он вмешался в военные конфликты в Сирии, Ливии и Ираке. Его войска сейчас незаконно занимают часть территорий этих стран. Он находится в нескольких шагах от войны с Грецией за месторождения полезных ископаемых на морском шельфе. Он испортил отношения практически со всеми своими странами-соседями. И несмотря на то, что экономическое положение Турции в настоящее время оставляет желать лучшего, Р. Эрдоган не останавливается ни перед чем в продвижении своей политики нео-османизма. И, конечно, он не остановится перед разжиганием межрелигиозного конфликта, превращая христианские храмы в мечети. Это разжигание межрелигиозной розни ему не впервой. В 1994 г., занимая пост мэра Стамбула, Реджеп Эрдоган был признан виновным и приговорен к десяти месяцам тюремного заключения за «подстрекательство к насилию и религиозной или расовой ненависти».

В-третьих, это удар по авторитету патриарха Варфоломея.

Глава Фанара, по заявлениям турецких СМИ, замешан в неудачной попытке госпереворота в 2016 г. и дружеских отношениях с опальным турецким деятелем Абдуллах Гюлем, проживающим в США. Также властям Турции очень не по нраву то, что патриарх Варфоломей сильно зависит от администрации США и принимает в угоду американцам решения, которые не соответствуют политике, проводимой Турцией.

Превращение церквей в мечети — это сигналы патриарху Варфоломею о том, что он должен проявлять гораздо большую лояльность турецким властям, чем он делал это до сих пор.

Патриарх Варфоломей сам поставил себя в такую позицию, когда у него не осталось защитников перед турецкими властями. Американские власти сейчас не могут ему оказать существенной поддержки потому, что сами находятся в конфронтации с Р. Эрдоганом. Само давление на Фанар со стороны властей Турции – это реализация принципа отношения к Константинопольскому патриархату, суть которого заключается в том, что турецкие власти рассматривают Фанар как сугубо внутреннюю структуру Турции и не признают за ним международного значения. Таким образом, превращение церквей в мечети — это сигналы патриарху Варфоломею о том, что он должен проявлять гораздо большую лояльность турецким властям, чем он делал это до сих пор.

Чего же следует ожидать от турецких властей дальше?

Можно предположить, что те церкви, которые имеют на сегодня статус музеев, будут и дальше превращаться в мечети. Однако маловероятно, чтобы Р. Эрдоган решился бы так же поступить с действующими храмами. Также не просматривается пока возобновление требований турецких властей к Константинопольскому патриарху, чтобы он перебрался с территории Турции куда-нибудь на Афон или в США. Подобные идеи уже проговаривались несколько десятилетий назад, но сейчас они не стоят на повестке дня, хотя, учитывая характер Р. Эрдогана, такой поворот событий также не исключается.

Что касается реакции европейских стран на превращение храма Христа Спасителя в Хоре в мечеть, то она ожидаемо значительно менее резкая, чем в аналогичном случае с храмом Святой Софии. Русская Православная Церковь, устами заместителя главы Отдела внешних церковных связей протоиерея Николая Балашова отметила, что «турецкое руководство готово и далее последовательно игнорировать чуждую его пониманию мировую ценность наследия покоренной Византии, демонстрировать человечеству презрительное равнодушие к христианским культурным ценностям. Всё это отнюдь не способствует пониманию, сотрудничеству и дружбе между нашими народами, миру и взаимоуважению между последователями различных религий».

А турецкое руководство и не скрывает того, что «наследие покоренной Византии» не является для него ценностью. Турецкое руководство и не стремится достичь «понимания, сотрудничества, мира и взаимоуважения». Турки прекрасно осознают, что мира между мусульманской и европейской цивилизациями быть не может. Вернее, он может быть, но основываться исключительно на балансе сил. Другими словами, турецкое руководство уважает только силу, что вообще традиционно для Ближнего Востока. А Европа, перестав себя осознавать христианской, отказавшись от христианской морали и взяв на себя расходы на содержание миллионов нелегальных мигрантов из мусульманских стран показала свою слабость. И не только слабость политическую.

* * *

Европейскую, и в целом западную, цивилизацию сейчас называют «постхристианской». Мы видим, что с каждым десятилетием европейцы все больше отказываются от веры. Христианские храмы закрываются, превращаются в рестораны и спортзалы, а то и просто сносятся бульдозерами по причине своей ненужности. В то же время в западной цивилизации активно внедряется идеология ЛГБТ и гендера. Как это могут воспринимать десятки тысяч мусульманских мигрантов в самой Европе, да и те мусульмане, которые смотрят на это все из Турции? Как явный сигнал духовной слабости – христианам христианские храмы не нужны. И хотя постхристианская Европа – это территория, в основном, католическая, мусульмане не утруждают себя поиском разницы между католиками и православными.

Со скорбью, но все же необходимо признать, что мусульманская цивилизация не только вытесняет христианство из своих стран, но еще и очень успешно осуществляет экспансию в страны европейские. И нам приходится с горечью осознавать, что и Украина не является исключением в этой тенденции. За примерами далеко ходить не нужно. Совсем недавно власти Украины приняли решение построить мечеть на 5000 человек в центре Киева, а также присвоить исламским религиозным праздникам Курбан-Байрам и Ураза-Байрам статус государственных. Причем строить эту мечеть будет Турция на свои деньги, а куратором строительства является посол Турции в Украине Ягмур Ахмет Гюльдере. Вот так протестуют европейские страны, в том числе и Украина, против антихристианских действий Р. Эрдогана. Поэтому, несмотря на протесты, Турция продвигает и будет продвигать мусульманство на территориях христиан. И Украина – тоже в ареале ее интересов.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/74052-mechety-v-khramah-svyatoj-sofii-i-monastyrya-v-khore-chto-dalyshe
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!