Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 14:42:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Компьютерные, игровые и интернет-зависимости и способы их преодоления  (Прочитано 1963 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Ноября 2014, 11:34:06 »


Больше доминант, хороших и разных

Детские зависимости и способы их преодоления


Священник Владимир Сергачев


«Опасности современной действительности и наши дети» – так была сформулирована тема беседы родителей и педагогов со священником Владимиром Сергачевым. Отец Владимир говорил о волнующей многих родителей теме – компьютерной зависимости детей, – опираясь на теоретические достижения психофизиологии XX века.



Родители часто задают священнику очень конкретные вопросы: «Как приучить детей к выполнению домашних обязанностей?», «Как реагировать на грубость детей по отношению к родителям?», «Как отучить ребенка играть в компьютерные игры?»… Это, конечно, важные вопросы, но более правильно, с моей точки зрения, не просто отвечать на них исходя из своего личного опыта, а подготовить какие-то теоретические основы для своих размышлений. Если мы будем знать, как устроены наши дети, мы сможем более осознанно и самостоятельно решать конкретные вопросы воспитания.

Я бы хотел предложить вариант изложения христианской антропологии, крайне простой, в очень грубых штрихах, но в целом мы попробуем создать достаточно правомерную структуру для дальнейших рассуждений.

Христианская антропология и открытие Павлова

Итак, человек в христианстве понимается как единство тела и души или тела, души и духа. То, что у нас есть нечто помимо тела, – мы знаем точно, потому что оно у нас болит. Трехчастное деление человеческой сущности иногда бывает полезно, потому что душа является сложной структурой, и у нас бывают как более высокие, так и более низменные, близкие к животным движения души. Те движения, что связывают нас с Богом (или, наоборот, уводят от Бога), можно назвать духом. Однако принципиально двухчастное и трехчастное деление друг от друга мало отличаются, и спора как такового между святыми отцами на эту тему нет, как иногда полагают.

Теперь посмотрим, как устроена наша душа. Рассмотрим подробнее ту часть души, которая может быть исследована научными методами (физиологией, психофизиологией), оставив «духовный» уровень для отдельной беседы. Все со школьной скамьи знают великого физиолога Ивана Петровича Павлова, который изучал условные рефлексы на собаках. Но какое значение его открытие имело для понимания организации человеческой души?


Иван Петрович Павлов
    
Павлов ввел в научный оборот термин «сигнальная система», и обычно в связи с его именем мы вспоминаем о первой сигнальной системе, которую сам ученый определил так: «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Однако у человека есть и нечто другое: мы способны формировать образ, отвлеченный от обстоятельств, с помощью речи. Это вторая сигнальная система, система знаков, символов и образов. У животных ее не бывает – она дарована человеку Господом и развивается в процессе жизни в обществе. Учение Павлова было революцией в физиологии.

Две сигнальные системы у отдельного человека развиты по-разному – это закладывается от рождения. Павлов назвал художественным типом тех людей, у которых больше развита первая система: они очень впечатлительны, могут видеть красоту этого мира, могут творить, но часто не могут это анализировать, обдумывать. Второй тип людей – мыслительный – это те, кто видит в мире скорее не краски, а схему, им везде не хватает знака. Есть, конечно, и смешанный тип. Павлов предположил, а потом и доказал экспериментально, что и первую, и вторую сигнальную систему можно и нужно развивать, чтобы наиболее полноценно воспринимать внешний мир.

В настоящее время эту теорию часто упрощают, и людей художественного типа называют правополушарными, а мыслителей – левополушарными. Это не совсем правильно, и вот почему.

Сейчас стало возможно изучать активность мозга человека во время какой-то его деятельности, и было проведено очень интересное исследование работы человеческого мозга во время решения какой-либо задачи, в широком смысле этого слова. Оказалось, что схема, по которой человек решает любую задачу, примерно одинакова. Сначала он пытается найти в своей памяти, в знаковой области, какие-то аналоги тому, что он видит, – работает вторая сигнальная система. Когда ничего в памяти не находится, человек пытается догадаться с помощью интуиции – первая система. Затем снова включается вторая, и так две системы включаются по очереди. Но в момент озарения активируется весь мозг. Таким образом, при решении задачи любого характера у человека с любым складом ума активно работает весь мозг, а не только какое-то одно полушарие.

После озарения обязательно должна включиться вторая сигнальная система – нужно осмыслить результат. Этот момент очень важен для педагогов, которые пытаются чему-то детей научить: ребенок может до чего-то догадаться, на него снизойдет озарение, но если он не осмыслит этого решения, то в дальнейшем с подобной задачей он не справится, поскольку не занесет ее в свой запасник символов.

Однако даже если осмысления не произошло, сам момент озарения тоже очень важен, поскольку тот, кто хоть раз это чувство испытал, захочет это повторить и будет искать задачи снова и снова.

Теория доминанты и борьба с зависимостями


Алексей Алексеевич Ухтомский

Теперь давайте вспомним физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского, с именем которого связана так называемая теория доминанты. Очень важно с ней познакомиться всем педагогам и родителям.

В момент озарения при решении задачи схема активации всей коры головного мозга у человека сохраняется, и возникает доминанта – устойчивый очаг возбуждения нервных центров. Если в дальнейшем человек столкнется с чем-то таким, что хоть отдаленно напомнит ему об этом состоянии, активация в голове произойдет точно по той же схеме, и человек снова переживет то же самое сильное эмоциональное потрясение. Доминанты можно условно разделить на положительные и отрицательные. Положительные – это те, что прививают нам вкус к творчеству и решению жизненных задач. Отрицательные, паразитирующие доминанты вызывают у человека разнообразные зависимости: наркотические, психологические, игровые. Они возникают после того, как человек искусственным образом достиг этой активации мозга с помощью суррогатных средств, и у него возникает условный рефлекс, как у собаки Павлова, – ему снова хочется достичь этого состояния, и он его достигает, пользуясь теми же средствами.

   Отрицательную доминанту в лоб разрушать нельзя: в момент ее активации любое воздействие на человека идет только на подпитку доминанты.

И вот здесь мы переходим к нашим частым вопросам об игровых, компьютерных зависимостях. Как бороться с отрицательными доминантами? Во-первых, Ухтомский сразу сказал, и это очень важно знать, что в момент активации доминанты любое воздействие на человека – положительное или отрицательное, физическое или эмоциональное – идет только на подпитку доминанты, потому что мозг все свои резервы отправляет в этот активный центр, а во всей остальной части нервной системы происходит торможение. Поэтому если наш ребенок уже погрузился в какую-то зависимость, а мы этого вовремя не заметили и теперь начинаем ребенку за это выговаривать, возмущаться, то это только усиливает зависимость. То есть доминанту в лоб разрушать нельзя. Как же быть в такой ситуации?



Хорошо тем, у кого доминант много, кто в жизни накопил много таких положительных событий. Ребенок, погрузившийся в зависимость, обычно сам понимает, что ему уже плохо, или может осознать это с помощью родителей. Тогда он может перескочить на другую доминанту, положительную, и отрицательная начнет постепенно угасать. Например, если ребенок любит кататься на велосипеде, мы можем его от компьютера пересадить на велосипед, и ему будет хорошо, он вернется с прогулки счастливым человеком. То есть наша задача как родителей в том, чтобы помочь ребенку накопить как можно больше этих доминант, чтобы он был более свободен.

Есть и другой способ, стандартная психологическая методика работы с людьми, которые перенесли какие-то потрясения – приобрели отрицательную доминанту. Например, ребенок пережил пожар, его спасли, но он после этого боится любого огня. Психотерапевт предлагает ребенку нарисовать горящий дом, и он рисует охватившее дом огромное пламя. Потом он рисует дом, у которого огонь меньше, потом еще меньше, и еще. Потом зажигают спичку: «Дуй на спичку!» Ребенок дунул и победил огонь. То есть человек переживает свой страх и сам свою доминанту разрушает. Но это довольно сложно, и не у всех это получается. Так что лучше ребенку помочь создать резерв тех доминант, на которые можно переключиться.

Однако сейчас очень часто бывает, что ребенку переключиться не на что, что он ничем не интересуется. А почему так происходит? Здесь можно вернуться к словам Павлова о том, что нужно развивать в ребенке обе сигнальные системы, чтобы он вырос гармоничной личностью. Сейчас педагоги в один голос жалуются, что все дети стали правополушарные и у них большие проблемы с точными науками и вообще с учебой. Но это всё идет из раннего детства. Нам некогда заниматься ребенком, и мы его в 2–3 года посадили перед телевизором, чтобы он за нами не бегал, не надоедал. Ребенок доволен, родители довольны, но ведь телевизор – это работа в чистом виде на первую сигнальную систему: там сплошные образы. Из таких людей, которые хорошо развили в себе первую сигнальную систему, получаются хорошие спортсмены. Мыслители обычно более заторможены, а этот человек может быстро действовать, например забить гол. Он может быть хорошим диспетчером: держать в поле зрения много объектов и быстро нажать какую-то кнопку – неизвестно зачем, главное, что быстро.

   Важно читать ребенку вслух. Ребенок слышит слово – знак – и должен это слово связать с каким-то образом.

Но если мы хотим другой судьбы для своего ребенка, то следует стараться развивать у него и вторую сигнальную систему, а на нее лучше всего работает чтение, особенно чтение вслух – слушание чтения родителей. Ребенок слышит слово – знак – и должен это слово связать с каким-то образом, в отличие от восприятия образов напрямую с экрана телевизора. Во время чтения ребенку вслух мы создаем ему такую доминанту – когда из слова появляется картинка. Дальше эта же самая доминанта будет его подталкивать читать самостоятельно – это уже методика обучения чтению через доминанту. Именно поэтому маленькие дети любят слушать много раз одну и ту же сказку: ему один раз понравилось, у него зародилась доминанта, и он к ней возвращается снова и снова – маленькому ведь многого не надо. Ему не надо много игрушек: он найдет какую-нибудь маленькую погремушечку, с которой у него связано что-то хорошее – мама дала ему, когда ему было плохо. Или мишка, пусть без лапы и без носа, но он будет любимым. Вот эти мелочи все мы знаем и понимаем, а оказывается, у них есть такое глубокое теоретическое основание.

Однако слишком ярко выраженные мыслители могут быть хоть и хорошими систематизаторами, но несчастными в жизни, эмоционально зажатыми, могут бояться действовать, стремиться к схеме во всём – это тоже перекос. Первую сигнальную систему развивают занятия творчеством, уроки красоты, физическая активность.

Конечно, когда у ребенка слишком много доминант, ему в более старшем возрасте может быть сложно выбрать что-то одно для более углубленного изучения, для выбора профессии, но не стоит слишком этого бояться. Ведь в чем преимущество ребенка, у которого много интересов? Во-первых, он очень хорошо развивается, потому что развитие при активной доминанте идет гораздо быстрее, чем если ребенок учится из-под палки. Ему всё нравится, нравится учиться, ребенок растет счастливым. Во-вторых, в настоящее время многие научные прорывы совершаются в области междисциплинарных исследований: биохимия, математическая лингвистика, психофизиология, психолингвистика – дисциплины, требующие от исследователя разностороннего развития. Узкий специалист с большой вероятностью пройдет мимо возможности сделать открытие и не сможет решить задачу. Поэтому не стоит слишком рано навязывать ребенку какую-то специализацию, заставлять его что-то выбирать искусственно. Нужно научить его многому, давать как можно больший диапазон. То, что ему не подходит, отпадет само собой или от недостатка времени. К тому же полноценное взаимодействие между первой и второй сигнальной системой у ребенка включается после 14 лет, только тогда он может полноценно рефлектировать и распоряжаться своей волей, а до этого он часто не может даже понять, чего он хочет.

   Удовольствие подросток получит не от самого занятия, а от того, что он сам это выбрал, а не мама навязала. Это для него будет важнее всего.

Нужно развивать в ребенке не только такие доминанты, которые касаются его лично, но и доминанты, связанные с общением. Если у ребенка будут интересы, связанные с созиданием, то в процессе этих занятий он будет взаимодействовать с другими детьми с таким же созидательным настроем. Тогда вероятность того, что ребенок попадет в «плохую компанию», существенно уменьшается. Если ребенок попал в плохую компанию, то это вина родителей. Однако не стоит формировать круг общения ребенка с помощью его изоляции, отсечения всего плохого. Иначе что делать ребенку, когда он захочет оторваться от родителей, отделиться от семьи (а в подростковом возрасте он этого обязательно захочет)? Дома родители хозяева, в православную гимназию тоже родители его поместили, друзей ему посадили рядышком за парту… Из всего этого ребенок обязательно захочет вырваться. Он сам найдет себе отдушину, которая нам с большой вероятностью очень не понравится. Скорее всего, это будет сделано в тайне от нас, и когда мы это заметим, это уже будет яркая доминанта, причем удовольствие будет заключаться именно в том, что он сам это сделал, а не мама сказала! Это для него будет важнее всего. Если же мы сразу начинаем с того, что формируем у ребенка интерес к какому-либо занятию, виду спорта, или он сам захотел чем-то заниматься, а мы только помогаем ему попасть туда, где его интерес будет реализован, то получается совсем другая мотивация: «Мне это интересно, и поэтому я там». Здесь нет никакого насилия и никакого отсечения – мы только направляем ребенка к его собственным желаниям. Мы помогаем ему выбрать то, что нужно ему, а не нам.

Бывает, правда, что ребенку понравится чем-то заниматься (например, такое часто случается с музыкой), но становится трудно, и ребенок говорит: «Я не хочу». Вот в этот момент надо ребенку помочь справиться с трудностью – иногда, может быть, заставить пойти. Здесь зарождается еще одна очень важная доминанта – удовлетворение от преодоления трудностей. К этому тоже нужно ребенка готовить, чтобы он не пасовал перед первой неудачей, – так ни одно серьезное дело невозможно закончить.

Очень важен, как в любой области, и личный пример: если вся семья трудится, то и ребенок с большой вероятностью будет понимать, что работать нужно, от этого никуда не денешься. И если он видит, что родители получают удовольствие от работы. Конечно, соблазнов в нашей жизни очень много, но нужно личным примером показывать, как с ними бороться.

Информационная революция и наши дети



В чем же специфические опасности современного мира? Прежде всего, в нашем обществе произошла информационная революция: доступность информации теперь на принципиально другом уровне. Когда раньше человеку нужно было найти какие-то сведения, он шел в библиотеку, записывался, перебирал какие-то справочники, словари, каталоги, находил книжку в 1200 страниц, в которой неизвестно что написано. А сейчас он набирает поисковый запрос, нажимает одну кнопку – и всё, вся информация перед ним. Такой резкий скачок доступности информации привел к тому, что люди оказались к этому не готовы. Даже довольно молодые люди продолжают жить прежними темпами: просто чисто психологически общество к этому не подошло.

И информационный шум раньше практически отсутствовал: человек открывал газету «Правда» и знал, что всё, что там написано, – действительно произошло. Доверие к печатному слову было полным. Теперь же нужно каждый раз проводить определенную работу, чтобы отсеять информационный шум и разобраться, где истина. А к этому мы совершенно не готовы: мы верим всему, что читаем.

Но особенно остро проблема информационной революции встала среди православных, потому что мы говорим: «Ну и пусть мир меняется! А мы будем с Богом». Мы заведомо себя исключаем из исторического процесса, а наши дети оказываются совершенно безоружными, ведь мы не можем их научить тому, чего сами не знаем и не понимаем.

Мир живет и развивается по какой-то своей траектории, от нас это не зависит, нельзя с этим не считаться. Наша задача в том, чтобы помочь своему ребенку в этом мире устоять на ногах, жить в этом мире, как-то с ним мириться. Поэтому нельзя вести страусиную политику – мы должны сами во всем разобраться и подготовить ребенка. Вообще когда ребенок и взрослый вместе чего-то не понимают – это очень хорошая ситуация, потому что тогда ребенок видит перед собой не какого-то всезнающего гуру, а просто такого же человека, у которого чуть больше опыта. И ребенок смотрит, как этот человек решает задачу, – он учится учиться. Здесь очень большой педагогический простор, и не надо этого бояться. Мы же часто показываем ребенку, что мы пасуем перед тем, чего мы не знаем. Нужно чаще общаться с ребенком, обсуждать с ним то, что происходит, разбираться в чем-то вместе. Это укрепляет отношения с ребенком и радует его тем, что и он поучаствовал в решении проблемы.

Например, ребенок просит создать ему страничку в соцсети, потому что у всех одноклассников они есть. Нужно ценить, что ребенок подходит к вам, а не к другу, и пытаться его услышать, а не отталкивать. Нужно сесть и сделать это вместе с ним, тогда он и дальше будет подходить к вам со своими вопросами и проблемами. А иначе он всё равно найдет лазейку, а вы не будете знать, чем он занимается.

   Говорить ребенку, что все вокруг глупые, учебники безумные, компьютеры зло, а мы выше всего этого, – значит, воспитывать его снобом и гордецом.

Говорить ребенку, что учителя и одноклассники у него глупые, учебники безумные, компьютеры зло, а мы выше всего этого, – значит, воспитывать его снобом и гордецом. Человек, который считает, что он особенный, – пусть даже в глубине души он понимает, что это не так, – всю жизнь будет требовать к себе особого внимания, будет демонстративно вести себя не так, как все. В православной среде это сплошь и рядом. Вот один пример, который можно видеть в небольших храмах на каждой Литургии: священник служит один, начинается служба, и вдруг один человек приходит и начинает требовать исповедовать его или его детей. Служба останавливается, и 200 человек должны 15–20 минут стоять и ждать. Он что, смертельно больной? Он что, нуждается в соборной молитве? Нет. Он просто опоздал! И требует к себе такого внимания. А мы этого уже даже не замечаем, и это самый страшный момент: это значит, что мы привыкли к такому отношению.


Священник Владимир Сергачев
Записала Маргарита Коваленко

26 ноября 2014 года


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75432.htm
« Последнее редактирование: 10 Августа 2018, 14:53:59 от Дмитрий Н » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103615

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Июля 2018, 22:22:33 »

Док.Фильм "Лудомания - игровая зависимость"



Зависимость от различных видов игр получила название "лудомании"( от латинского слова "lud"- "игра"). По данным Национального научного центра наркологии Минздрава РФ, лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а ее социальные последствия могут быть не менее губительными". Точной статистики нет, но полагают, что в России лудоманов не меньше 300 тыс. человек.

"Основной признак — постоянное повторяющиеся участие в азартной игре, что продолжается и часто углубляется, несмотря на социальные последствия — обнищание, нарушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни," — говорит руководитель екатеринбургской клиники неврозов М. Перцель.

Для христианина - это вид страсти, делающий человека ее рабом, это - вид одержимости. Всем известно о людях, которые оставили в игральных салонах все свое состояние, но прекратить игру уже не могут.

Вот уже несколько лет Душепопечительский Православный центр святого праведного Иоанна Кронштадтского занимается исследованиями проблемы лудомании. В ходе реабилитации психологи Центра сталкиваются с целым рядом феноменов, касающихся взаимоотношений человека с современной игральной системой. Возникает вопрос: "почему раньше такого не было?".

Автоматы были и раньше. В большом количестве они появились в перестройку как развлечение для детей. Но такого, чтобы взрослые мужчины и женщины вдруг массово ринулись в них играть, а другие взрослые часами стояли за их спиной, напряженно вглядываясь в мелькающие изображения, ничего подобного не было и в помине!

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=uv80p6xjxmA

https://sevenangel.ru/dok-film-ludomaniya-igrovaya-zavisimost/.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 10 Августа 2018, 11:37:32 »


Влечение к Интернету и девайсам сильнее сексуального

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

   


Девайсы и повседневная жизнь

Это очень правильный, очень часто задаваемый, очень справедливый вопрос, но все же и очень общий. Для каждого тут свой ответ. Например, то, что мне приходит на ум: священнику, который мне сам об этом не говорил, но имел все признаки зависимости, было необходимо их пресечь, потому что случилось так: он находился в храме, в алтаре, с планшетом и забыл дать возглас. И плохо не то, что он забыл дать возглас, но то, что он служил, а сам был «вне службы», как бы «не служащий».

Зависимость от девайсов, судя по тому, что я читаю (сам я не являюсь их активным пользователем), сила устремления, тяготения, влечения к использованию этих устройств, в которых есть изображение, действие, возбуждение, сильнее сексуального влечения. И если человек в самом деле испытывает такую привязанность, ему нужно быть очень внимательным к своей привычке. Мы видим, что есть привыкание. И есть люди, и в Греции тоже, которых Интернет и девайсы поглотили настолько, что они не едят, они заболевают, у них колоссальные проблемы, и, я думаю, для них это подобно смерти, не знаю, может, я преувеличиваю, но ведь именно это происходит. И Церковь такой человек не услышит. Тому же, кто хочет бороться, и у кого еще нет полного привыкания, но он заходит в Интернет, в его грязные, отравленные уголки, нужно признаться самому себе: меня это затягивает. И вывод очевиден.

Наука и Интернет

Кто-то может спросить: а могу я использовать Интернет для подготовки к выступлению, для работы или для связи и общения с людьми, то есть для более разумных целей? Я бы сказал: да, но и тут нужно быть внимательным. Вот вам другой пример: я постоянно слушаю на конференциях доклады, в которых тысячи отсылок. И все – из Интернета. Это такие простенькие доклады: один сказал то-то, другой то-то, третий то-то. И лишь немногие предлагают что-то более личное и более глубокое. Большинство же – цитирование статей и доклады со сносками. Что это значит? То же, о чем мы сказали. Процесс познания становится поверхностным.

А ведь ты мог бы воспользоваться пятью-шестью ссылками, опереться на них, чтобы задуматься, сформулировать проблему и произвести на свет то, что имеешь внутри себя. Плохо, если работа становится слишком фрагментарной: у меня есть вопросы, я нахожу на них ответы и вам их предлагаю. Налицо механизация способности человека рождать, производить, создавать свой собственный продукт, вкладывать в него свое собственное выражение, свой собственный талант, свой собственный дар. Но и тут, конечно, все зависит от ситуации. Есть некие основы, но когда люди подходят к нам с конкретными вопросами, все зависит от ситуации.

Духовная жизнь и мобильный телефон

Я и сам борюсь. Поскольку я знал, что это такое, у меня не было мобильного еще недавно. Сейчас он у меня есть, а вместе с ним и вся митрополия у меня в ладони. Я совершенно не уверен в том, что это хорошо. Прежде всего, с телефоном на меня хлынуло огромное общение: я все время общаюсь. Мне приходят смс от капитана лайнера из Норвегии, а на следующий месяц с Карибских островов... и я не успеваю! Я получаю смс-ки из Вьетнама, из Мумбаи, из Америки, из Европы – отовсюду. Я не могу! Мы видели вас в Интернете, и поэтому... начинает излагать свой вопрос... Меня засыпают вопросами люди, которые нуждаются в общении, хотя бы в таком. Конечно, когда я знакомлюсь с кем-то из этих людей лично, то радость нашего общения и с его стороны, и с моей становится намного сильнее. На это Интернет не способен!

    В результате этого «пастырского общения» я лишаюсь общения с Небом

И неплохо, что мы знакомимся с человеком, вселяем в него надежду, но для меня лично это создает огромную проблему – поглощает массу времени. В результате этого «пастырского общения» я лишаюсь общения с Небом. Я сам не хотел бы, по правде сказать, находиться где-то и видеть, что мне посылает ответное смс без десяти двенадцать ночи митрополит Мезогейский. Я бы хотел, чтобы в этот час он молился, а не общался.



С другой стороны, когда я отправляю одно-другое сообщение, а человек мне не отвечает, потому что у него нет времени, я сетую на то, что он меня игнорирует. Посмотрите, какая еще существует проблема!

Я радуюсь священникам, которые либо очень мало пользуются мобильным телефоном, либо совсем им не пользуются, и понимаю их. Но думаю, что для одних – одно, для других – другое. И в Церкви каждый имеет свой талант, и свою благодать, и свое призвание, и внутреннее извещение о том, как ему жить.

Чего не может Интернет?

Не знаю, у меня нет простого ответа, но одна часть моей мысли и моего сердца говорит, что через Интернет не обнять человека, не облобызать его. Невозможно, чтобы вы общались, и ты видел, как человек во время вашего общения плачет. Это очень сильно! И неосуществимо через Интернет, чтобы ты целовал экран и получал реальный «ответ», скажем, через скайп. С другой стороны, смотрите, совершенства не бывает, и если другого не дано, то в той ситуации, в которой мы находимся, мы можем общаться и так, и могут быть получены ответы на какие-то вопросы, и может быть просвещен наш путь, даже через Интернет. Только не стоит увлекаться чрезмерно.

Полное отсутствие при полном присутствии

    Ум этих людей отсутствует и находится в другом месте

Я сейчас стараюсь избегать участия во всех комитетах, национальных комиссиях, потому что больше им не верю. Но когда все же участвую, это что-то страшное. Ты находишься на заседании комитета, который занимается важнейшими вопросами, как, например, анамнез пациента и тем, что связано с этим. Присутствуют девять человек, шесть из них с мобильными телефонами, на которых что-то печатают; у председателя три мобильных телефона. Кто-то один выступает, секретарь ведет запись, все остальные «отсутствуют». Я предполагаю, что то же самое происходит на заседании Совета министров и на других подобных мероприятиях. Ум этих людей отсутствует и находится в другом месте. Кто-то шепотом разговаривает по телефону. Картина ужасная!

Трагедия в том, что то же самое я наблюдал и на встрече епископов. Это обезличивает. Это неладно.

Новость и 189 фото внизу

А еще неумеренность. Идёт постриг монаха на Святой Горе. Люди взбираются на стулья, верующие поднимают свои мобильники и не перестают щелкать ими. Один с видеокамерой, другие – с другими девайсами. Что мы отображаем? Таинство? Таинство нельзя отобразить! Оно переживается мистически внутри нас. Все эти вспышки и сами люди, которые фотографируют и попадают на церковные веб-сайты, и вы видите, что совершено Елеосвящение, Соборование, панигир... присутствовало несколько десятков человек... и 189 фотографий внизу. Зачем? Это заблуждение. Заблуждение и неумеренность.

К сожалению, мы к этому привыкли. И, по правде сказать, большинство из нас предпочтут зайти на такой веб-сайт и там провести время, вместо того чтобы взять в руки книгу, или помолиться, или даже войти в Интернет, но там найти то, что разбудит нашу душу, чтобы не только наши глаза и наши уши услышали (глаза тоже слышат, когда мы читаем), но и душа получила весть.

Это вопрос совсем не простой. И нужно устраивать на эту тему встречи ‒ не конференции с докладами, а обсуждения, ‒ задавать себе вопрос: а что же дальше?

Человеку необходима личная свобода

И одно дело использование всего этого взрослыми, другое – молодежью. Это другой язык. Лучше я скажу половину на греческом языке, чем все на суахили. На суахили греки меня вообще не поймут. Я это переживаю, общаясь со школьниками, которые приходят ко мне. Они мыслят иначе. И я должен максимально включиться, чтобы не они меня потянули за собой, а я бы смог их развернуть в другом направлении, не сбить с пути, нет. И не навязать что-то. Но сделать так, чтобы они поняли, что им нужна личная свобода. Чтобы они смогли ясно мыслить и тогда не соглашаться со мною. Чтобы они увидели проблему, задумались над ней ‒ и только после этого опровергли мою позицию или согласились с тем, что я им говорю.

Вопрос сложный, так как влечение очень сильно. И неудержимо развитие.


Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Перевела с новогреческого Александра Никифорова

9 августа 2018 г.


http://www.pravoslavie.ru/114967.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 10 Августа 2018, 12:13:55 »


«Путь героя»

Фильм о компьютерной зависимости и ее преодолении

Не играть в героя, а быть им

Фильм «Путь героя» Общероссийской общественной организации «Общее дело» посвящен теме зависимости от компьютерных игр. Основной девиз фильма: «Не играй в героя, а будь им». Фильм рассматривает разные аспекты жизни молодёжи в ключе зависимости от компьютерных игр и мотивирует молодых людей на развитие навыков и способностей, на установление отношений с целеустремленными и порядочными людьми, на постановку целей и задач в своей собственной жизни. Фильм «Путь героя» показывает, что самая интересная игра ‒ это реальная жизнь человека, и он и есть настоящий герой.



С каждым годом технологии в компьютерных играх выходят на новый и новый уровень, анимация становится все более правдоподобной, погружая людей в иллюзию реальности.

С другой стороны, новые компьютерные технологии открывают перед человеком множество возможностей: получать полезные знания, общаться с интересными людьми.

Часто компьютерные игры настолько затягивают людей в виртуальный мир, что они проводят там все свободное время, открывая новые локации, проходя квесты, развивая персонажа, ощущая себя героем.

Но почему мы забываем про самого себя? Ведь каждый человек уникален и приходит в этот мир со своими талантами и предназначением. И путь каждого человека неповторим.

Но готовы ли мы встать на этот путь?

Готовы ли мы встать на путь героя?

Сейчас видеоигры стали настолько популярны, что наверняка в окружении каждого найдется как минимум пара человек, которые проводят все свое свободное время за компьютером. Игрок может выступать мифическим воином, создавать города, уничтожать чудовищ.

День за днем, неделя за неделей он развивает навыки персонажа, но забывает про свои собственные. Он потратил уйму времени на развитие способностей своего компьютерного героя, но приобрел ли он навыки, которые пригодятся ему в реальной жизни?  


Матвей Северянин, Успешный предприниматель, писатель, троекратный обладатель престижной премии «Серебряная кнопка YouTube»:

‒ Из-за того, что я постоянно играл в игры, я перестал ходить в кружки, в секции и перестал заниматься чем-либо, кроме игр. У меня не было девушки, не было свободного времени, потому что всё оно уходило на прокачку персонажа. И не было времени, чтобы учиться, развиваться, вообще делать что-либо, кроме игры. Я был лидером гильдии, я водил людей в рейды ‒ я был очень уважаемым человеком в игре. Но в жизни я реально выходил на улицу ‒ у меня не было сильного тела, у меня не было прокачанного интеллекта, у меня не было абсолютно ничего.

В один прекрасный весенний день ничего не предвещало беды, но в дверь постучали, и на пороге стояла женщина, которая держала в руках повестку. Я понял, что меня выгнали из института, теперь мне придется идти в армию. И это вернуло меня в реальную жизнь.

Михаил Носов, Пятикратный «Ironman», 5-й Ultraman России, директор по аудиту в компании «Большой Четверки»:

‒ Я вот какое-то время не мог это осознать. Мне реально этот виртуальный мир был проще и ближе. Мне хотелось там оставаться как можно дольше. И в определенный момент я пришел к выбору такому: я реально чего-то хочу в жизни или нет? Я понимал, что в реальной жизни не то что топчусь на месте ‒ я просто потихонечку-потихонечку деградирую, потихонечку иду вниз.

   Мы можем использовать свое время на приобретение навыков, которые помогут реализовать себя

И ко мне пришло в институте осознание того, что все, что ты в жизни получаешь, зависит от тебя. Если ты хочешь реальной, интересной, красивой жизни в реальности, то ты должен больше времени проводить там.

Мы можем использовать свое время на приобретение полезных навыков, которые действительно помогут реализовать себя.

Например, речь: умение грамотно и интересно говорить пригодится в общении со сверстниками, поможет знакомиться с новыми людьми, уверенно чувствовать себя в любой компании. А один из лучших способов развития грамотной речи ‒ это чтение книг.

У персонажа может быть «прокачана» физическая сила, он с легкостью побеждает противников, но собственное физическое развитие игрока оставляет желать лучшего. Сможет ли он при необходимости защитить самого себя? Постоять за девушку?

Занимаясь спортом, мы развиваем физическую силу, выносливость, поддерживаем в тонусе наше тело. Кроме этого, мы развиваем силу воли ‒ одно из важнейших качеств в жизни: способность делать то, что лень делать, но необходимо, например, идти на тренировку, когда хочется посмотреть телевизор.

Кто-то проводит все свое свободное время за игрой, пытаясь заполучить меч, которого даже не существует.

Он потратил на игру несколько месяцев, но за это время мог бы, например, научиться играть на гитаре.

Одним из заменителей виртуальной игры у меня стала гитара.

Очень долго обучался, ничего не получалось. Но чем меньше получалось, тем больше хотелось.

И в какой-то момент это начало приносить свои плоды. В компании, когда ты хоть как-то, но играешь на гитаре, ты становишься уже центром притяжения. Тебе гораздо проще общаться с девушками и со сверстниками.

Гораздо лучше прокачивать себя. Пускай это будет не гитара, пускай это будет всё, что тебе приносит удовольствие. Если ты находишь в жизни то, что тебе по душе, то, что тебя развивает, – это самое лучшее.

Злата Сергеева, студент НИУ Высшей школы экономики, младший сотрудник Энергетического центра бизнес-школы SKOLKOVO:

‒ Играя в компьютерные игры, человек тратит как минимум полчаса в день. И за полчаса в день, на самом деле, если заниматься какими-то вещами регулярно, например, тем же иностранным языком, если тратить на него хотя бы по полчаса в день, то за год, я знаю на собственном примере, за год я с нуля выучила французский язык и потом смогла поехать на стажировку в Париж. Я считаю, что это более приятное вложение сил и своего времени, которое потом реально окупается в плане знаний, в плане удовольствия, в плане новых впечатлений.

Надо сказать, что игрок, «прокачивая» персонажа, не просто теряет время ‒ он ухудшает свое здоровье, прежде всего, зрение, снижает свой творческий потенциал, привыкая действовать по шаблону.

Развитие способностей необходимо для раскрытия своего потенциала, для получения заслуженного уважения, Это даст возможность жить яркой жизнью, наполненной общением с интересными людьми.

К примеру, есть профессиональные навыки, которыми мы должны обладать, чтобы получить хорошую работу.

Матвей Северянин:

‒ Практически во всех современных играх есть счетчик.

Счетчик времени, сколько ты потратил на эту игру. Очень легко увидеть, сколько времени ты проиграл в «Доту», в «Варкрафт», в «Танки». Многие люди этим гордятся. Они говорят: «Я играл в ‟Доту” 5000 часов». Но если подумать, есть такая интересная статистика: чтобы стать мастером своего дела, надо 10000 часов. Так вот, за 5000 часов, хорошо, ты стал мастером «Доты», но как это поможет тебе в реальной жизни? За 5000 часов можно практически любой навык изучить. Да это будет не уровень профессионала, но это будет хороший средний уровень, который может позволить тебе зарабатывать деньги, кормить свою семью и делать вещи, которые тебе более интересны.

В игре для получения навыков или различных способностей, как правило, есть персонажи, которые могут научить чему-то новому.

Игроки знают, насколько важны такие встречи для развития их героя, и постоянно ищут их.

Но ведь в реальной жизни есть люди, которые могут научить нас чему-то по-настоящему ценному и полезному. Тому, что останется с нами на всю жизнь: как выстраивать отношения, как стать профессионалом в интересующей тебя области, как обеспечивать семью....

Окружение влияет на всю нашу жизнь, на то, кем мы станем. Есть те, кто тянет нас вниз, а есть те, кто помогает нам стать лучше, раскрыть свои таланты.

Михаил Носов:

‒ Я занимаюсь триатлоном ‒ это мое хобби, увлечение. В триатлоне одна из дисциплин – это велогонка. Когда ты на велосипеде едешь достаточно продолжительное время. И там есть такое понятие, как драфтинг.

Драфтинг – это когда кто-то «сидит у тебя на колесе», за тобой едет, и это позволяет человеку, который едет за тобой, экономить силы при такой же скорости. Человек, который едет впереди, преодолевает сопротивление воздуха, создает за собой шлейф, к которому человек подстраивается. Человек пятый, шестой ‒ он тратит 60% силы, в сравнении с лидером, сохраняя скорость лидера. Это такой важный принцип, и я, когда один раз съездил на длинную тренировку, вдруг осознал, что в жизни происходит то же самое. Когда мы находим компанию с ярко выраженными лидерами, с людьми, которые идут вперед, и пристраиваемся к этой компании, у нас вдруг неожиданно получается в жизни то, чего раньше не получалось. К нам приходят определенного рода успехи. Можем этого не осознавать, но влияние людей, которые впереди, огромно.

Поэтому не надо останавливаться. Сейчас у вас только несколько человек в круге общения, вы теряете в темпе. То есть найдите еще людей, расширяйте свой круг общения. Тянитесь за теми, кто преуспевает. Помогайте тем, кто сзади. И тогда у вас будет очень долгий путь наверх. Очень долгий успешный путь.

Матвей Северянин:

‒ Окружение ‒ это очень важный момент в жизни любого человека. Потому что если ты общаешься с людьми, которые выше тебя по уровню, добились чего-то, ‒ ты начинаешь становиться похожим на них. По большому счету, есть очень хорошая пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если ты общаешься с людьми, которые добились в жизни большего, у кого есть серьезные результаты в спорте, в бизнесе, в здоровье, в отношениях ‒ ты можешь прокачаться. Если ты общаешься с людьми, которые принимают наркотики, то рано или поздно кто-то предложит тебе дозу. Если все твои друзья играют в игры, рано или поздно ты тоже начнешь играть, тебя тоже пригласят в рейд, в гильдию, и всё твоё свободное время будет посвящено, по сути, убийству собственной жизни.

   Если мы общаемся с целеустремленными людьми, то это делает нас лучше

Если мы общаемся с целеустремленными и порядочными людьми, то это делает нас лучше и помогает достигать в жизни хороших результатов. К примеру, если твои друзья серьезно изучают иностранный язык, тебе будет гораздо легче им овладеть.

Если же в твоем окружении преобладают те, кто целей не имеет и предпочитает бессмысленно тратить время, сбегая от реальности с помощью алкоголя, курения и других наркотиков, то поддаться и встать на этот путь будет очень просто.

Известная мудрость гласит: скажи мне, кто твой друг ‒ и я скажу, кто ты.

Злата Сергеева:

‒ Прежде всего, надо понимать, что люди, которые смотрят на тебя со стороны, не могут заглянуть вовнутрь тебя, и они не могут увидеть, что ты можешь на самом деле, а что нет. Что ты можешь, знаешь только ты, да и то очень часто ты сам в себе этого не видишь. Но надо попытаться, сначала, может быть, наедине с самим собой или в совершенно другой компании, которая ещё не знает, что ты этого не можешь, надо попытаться преуспеть в том, в чем ты хочешь.

И, возможно, там ты посмотришь на себя по-другому и поймешь, что на самом деле тебя убеждают, навешивают на тебя ярлыки те, кто просто-напросто сам в чем-то не уверен и пытается за твой счет выглядеть лучше. Вот и всё, просто меняй окружение.

Михаил Носов:

‒ Надо максимально находить себя, находить компании, которые тебе интересны. У них находить людей, которыми ты восхищаешься и равняешься на них. Смотреть, почему именно этот человек тебя мотивирует и чем он занимается, в отличие от других людей, что в этом есть для меня, могу ли я этим самым тоже заниматься?

Вот у меня было несколько человек, которых я могу назвать своими наставниками, хотя они об этом не знают. Но я просто на них смотрел, я мысленно моделировал: если я буду этим человеком, как я буду жить в этой жизни. И когда я отвечал себе на вопрос «да, это круто», я занимался тем, чем занимались они, и находил свой путь. То есть я, в итоге, не чистая копия тех людей, на кого я равнялся, но я за счет этих примеров очень сильно для себя вырос.

И когда ты это понимаешь, ты понимаешь, что у каждого из них ты можешь взять частичку: у кого-то ты можешь взять смелость, у кого-то ты можешь взять решительность, у кого-то можешь взять физические умения достигать результатов в спорте, у кого-то по работе. Чем больше у тебя таких людей будет, тем сильнее станешь ты.

В игре персонаж за наработанный опыт может получить новые способности, которые позволят выполнять ещё более сложные задачи, подняться на новый уровень.

Но представь, насколько важно общаться с профессионалами в настоящей жизни. С людьми, которые могут передать тебе свой опыт, практические навыки, знания в разных областях.

Матвей Северянин:

‒ Допустим, все твои друзья играют в игры. Если ты будешь действовать как они, что ты получишь в итоге? Я очень люблю задавать этот вопрос. То, что я сейчас делаю, ‒ что это мне даёт? Естественно, если все твои друзья играют в игры, если ты тоже будешь играть в игры, ты не будешь конкурентоспособен. Ты будешь таким же, как они. Возможно, ты будешь самым классным парнем на сервере. Но это не поможет тебе познакомиться с девушкой, построить успешные отношения, начать зарабатывать деньги, устроиться на хорошую работу или сделать свой бизнес. Все твои мечты и все твои планы и цели бьются о то, что ты сейчас делаешь не то, что ведет тебя к твоей цели.

Для людей, которые играют в компьютерные игры, как правило, интерес представляют разные задания, квесты, которые они получают по ходу игры.

Но оглянись вокруг, насколько интересен реальный мир. Например, путешествуя, можно встретить замечательных людей и открыть для себя потрясающие места.

Почему бы не стать настоящим героем в своей собственной жизни и достигать результатов в реальности, а не в иллюзии игры?

Ставить важные цели, результаты которых останутся с тобой на всю жизнь.

Миссии в играх уже кто-то придумал, запрограммировав, что и как человек должен сделать.

   Твоя жизнь ‒ путешествие, которое можешь пройти только ты

Но твоя жизнь ‒ это путешествие, которое можешь пройти только ты. Ведь каждый из нас уникален. И каждого ждут именно его свершения и победы, которые могут сделать этот мир лучше и добрее.

Цель в жизни – это не что-то простое и легкодостижимое. По сути, это понимание своего предназначения, того, зачем я пришел в этот мир.

Михаил Носов:

‒ Если ты зашел куда-то в очень глубокий минус, перебрал в каких-то сферах неблагоприятных, стал пробовать наркотики, алкоголь или курить, то в определенной черте ты уже не сможешь нажать на «репит» (repeat).

То есть если ты зайдешь очень далеко, свою жизнь очень потом сложно, гораздо сложнее, чем в игре, вернуть: не то что вперед продвинуться ‒ хотя бы вернуть на то, с чего ты начинал. Это примерно то же самое, что ты спустился с очень крутой горы, очень быстро. Ты получил от этого, за пять минут спуска, эмоцию радостную, но потом ты понимаешь, что все, что ты получил – это просто спустился вниз, а теперь тебе двигаться на своих двоих назад. Это очень тяжело.

Матвей Северянин:

‒ Возможно, сейчас у тебя нет какой-то определенной цели. Ты не знаешь, кем ты хочешь стать, не можешь выбрать профессию. Но тем не менее чем больше всего ты умеешь, тем больших результатов ты можешь достичь.

Игрок, двигаясь к поставленной цели, постоянно сверяется с картой. Правильно ли он идет.

Но в реальной жизни анализировать события, поступки, то, в какой точке ты сейчас находишься и куда направляешься – по-настоящему важно. Чтобы добиться серьезных результатов, необходимо осознавать и анализировать свои действия, к чему они тебя приведут.


(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 10 Августа 2018, 12:16:52 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 10 Августа 2018, 12:14:26 »

(Окончание)


Матвей Северянин:

‒ Я бы начал с того, что четко сел и прописал задачи на свою жизнь. Понятное дело, что это сложно, особенно если тебе 14‒16 лет. Сложно анализировать себя. Даже и в 18, и в 20. Людям бывает и в 28, и в 49 сложно анализировать себя. Но тем не менее если ты сядешь, пропишешь задачи, четко поймешь, чего ты хочешь добиться в жизни… Дальше тебе просто нужно начать строить план. Тебе самому решать, что дальше будет происходить в твоей жизни. Потому что те действия, которые ты делаешь сейчас, и формируют твоё будущее.

    Погружение в игру является попыткой убежать от реальности

Бывает так, что погружение в игру является попыткой скрыться от проблем, убежать от реальности. От реальности, в которой надо прилагать усилия, решать жизненные вопросы. А в игре все просто: персонаж прогрессирует, хотя в настоящей жизни человек ничего не достигает.

Честно задай себе вопрос: разве решаются твои проблемы, пока ты проводишь время в игре? Конечно, нет. Они только увеличиваются.

Пока ты бродишь по виртуальным мирам, твоя жизнь проходит мимо. Твоя жизнь, где ты мог бы строить отношения, путешествовать, открывать новое, – уходит безвозвратно.

И у тебя уже не будет возможности загрузить ее заново, или запустить «сейв» (save), как в игре.

Михаил Носов:

‒ Но практика показывает, моя, по крайней мере, что если есть какая-то проблема в реальной жизни ‒ в виртуальной она не решится. То есть если ты супернакачанный игрок какого-то уровня, ты закрываешь компьютер, игра заканчивается, и ты уходишь снова к нерешенным проблемам. Проблема в том, что они растут. Каждый твой день, прожитый за компьютером, ‒ он приумножает, он ни в коем случае не решает те проблемы, которые у тебя есть. А их рано или поздно придется решать.

Матвей Северянин:

‒ Современные игры устроены очень хитро. При их производстве привлекают профессиональных психологов. Что делают эти люди? Сначала дают тебе первую дозу бесплатно, а потом просят у тебя деньги за какие-то сундуки, достижения, красивого коня и т.д. По сути, ты тратишь деньги и время на пустоту ‒ на то, чего нет и не будет в реальной жизни. Почему бы не задумываться о том, чтобы получать удовольствие от того, что ты поставил цель и её добился. Ты получил какое-то поощрение ‒ может быть, заработал первые деньги, написал книгу, чего-то добился в жизни.

    Почему ты развиваешь компьютерного персонажа, но забываешь про себя?

Ты долгое время прокачивал силу персонажа в игре, только забыл про своё собственное тело.

Твой персонаж читал свитки и книги, слушал наставления мудрецов, но разве тебе самому интеллект не нужен?

Почему ты развиваешь компьютерного персонажа, но забываешь про себя?

Открываешь иллюзорные пространства, но боишься открыть настоящий мир?

Делаешь «апгрейд» (upgrade) в игре, но не в своей жизни? Стремишься к виртуальным достижениям, но не ценишь тех, кому ты дорог?

Пришло время поверить в себя и начать жить своей судьбой.

Ты и есть реальный герой, и тебя ждет твой неповторимый путь. Путь героя.


7 августа 2018 г.

http://www.pravoslavie.ru/114915.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 09 Июля 2020, 00:21:07 »


Не болейте цифровой зависимостью

Елена Дешко


Этот материал ни в коем случае не претендует на какую либо «научность», просто однажды очень захотелось прояснить (в первую очередь для себя) давно интересующий вопрос: как же на самом деле влияет на нашу жизнь, на наше сознание увлечение цифровыми технологиями и чрезмерное потребление информации? Пришлось зайти издалека, что вполне оправдало себя, поскольку на этом пути обнаружилось много интересного, неожиданного, но чаще всего – заставляющего крепко задуматься…

При подготовке материала были использованы лекции доктора А. Курпатова, популяризатора научных знаний о механизмах работы мозга, а также влияния агрессивной информационной среды и цифровых технологий на человеческое мышление.






Это проблемы

Ключевой проблемой нашего времени специалисты считают такие явления, как гиперинформационная среда и цифровые технологии, которые, в свою очередь, породили две чудовищные болезни – цифровое слабоумие и информационную псевдодебильность…

Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета.

    Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета

Родители, не препятствуя, а часто и поощряя это, даже не подозревают, что происходит с мозгом их ребенка, лишенного важнейшей составляющей развития – тактильного контакта с изучаемым предметом, взаимодействия с физическим миром. Все, что дети пытаются изучать и познавать с помощью гаджетов, проскальзывает мимо их сознания, не оставляя никакого интеллектуального багажа. Именно из этого фактора вытекает и такое распространенное явление наших дней, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, поскольку мозг в свое время не был обучен запоминать и концентрировать внимание. В недалеком будущем специалисты пророчат нам поколение взрослых людей, неспособных к концентрации внимания и выполнению осмысленной работы…


Хаос



Мозг младенца, как известно из школьных учебников анатомии и научно-популярной литературы, являет собой настоящий хаос: изначально это просто скопище отдельных нервных клеток. Если проводить некоторые аналогии, то можно, наверное, сравнить это с первым днем творения: «земля была безвидна и пуста» (Быт. 1, 2). И как Господь творил потом из этой «безвидности» сушу, моря, растения, рыб, животных и, наконец, человека, – подобно этому и мозг ребенка должен произвести совершенно уникальную, грандиозную работу, чтобы из хаоса клеток превратиться затем в слаженный аппарат, способный мыслить, принимать решения, строить планы, создавать зрительные образы, радоваться, печалиться, различать цвета и запахи… И еще много-много других жизненно важных функций, вплоть до поведения, координирует, регулирует и контролирует мозг.

В первые годы жизни процесс этот идет удивительными темпами. Ребенок впитывает впечатления, как губка воду: он смотрит, слушает, пытается дотянуться до всего, что попадает в поле его зрения, хочет все попробовать «на зуб», пощупать, узнать, отчего что-то ездит, говорит, мигает. Он ломает новые игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри. Он задает тысячи «почему», приводя в изнеможение всех взрослых вокруг. И умные родители, отличающие простое озорство от похвальной любознательности, никогда не убьют в ребенке эту великую жажду познания мира. Однако в наше время на этом благословенном, установленном Самим Богом пути превращения ребенка в гармоничную личность выросла препона в виде цифровых технологий и гиперинформационной среды.

Как показывают исследования, современный 7-летний ребенок уже провел у экрана гаджета целый год (астрономический, 24 часа в сутки!) своей короткой жизни, а 17-летний отрок – 4 года… То есть они оставались один на один с экраном ежедневно по 8 часов в сутки…

Есть расхожее мнение, что дети при этом «развиваются»: они быстро получают любую информацию, многому учатся за более короткое время, следовательно, станут более развитыми, умными, талантливыми. Но вот тест Торренса[1], признанный лучшим в области психодиагностики творческих способностей человека, говорит о совершенно противоположном.

Тест этот, охвативший на протяжении полувека сотни тысяч детей школьного возраста, показал, что с 1960-х годов шел рост интеллектуального и творческого развития школьников, затем он замедлился и в конце 1990-х... остановился. А с 1990-х годов во всем мире и вовсе наблюдается неуклонное снижение этих показателей. В 2008-м году у 85% тестируемых детей были получены существенно более низкие оценки, чем у их сверстников в 1984-м году. Причиной этого специалисты называют тот факт, что сегодня дети все больше и больше времени проводят у экранов компьютеров и с гаджетами в руках, а также буквально погребены под лавиной ненужной информации, блокирующей их умственные процессы.


Нехорошее слово «гаджет»



«Хорошее дело гаджетом не назовут» – ходила в свое время известная поговорка. Но затем голос разума был успешно заглушён, и теперь молодые (и не очень молодые) люди массово ложатся и встают с гаджетами в руках, а просыпаясь ночью, первым делом смотрят: что там за это время произошло у них в Фейсбуке? Родители одного, на первый взгляд, вполне благополучного семейства однажды с ужасом рассказали, что обнаружили вдруг у своей 17-летней дочери «дикую», как они выразились, привычку: она переписывалась с подружками и даже разговаривала по телефону со своим сердечным другом, сидя в туалете… Сегодня подобное явление уже имеет свой медицинский термин – «цифровая зависимость». Это официальный диагноз заболевания, проявляющегося в первую очередь уменьшением количества нервных связей между клетками головного мозга, 10–20% из которых перестают работать, и подавляющее количество гаджетозависимых людей, как утверждают специалисты, уже вряд ли смогут это перерасти…

Исследования выявили, что эти поражения идентичны наркотическому поражению, и именно поэтому у человека, лишившегося гаджета, начинается настоящая «ломка» – он впадает в истерику, ярость, перестает контролировать себя, иногда вплоть до суицида или убийства тех, кто забрал у него гаджет.

Весьма примечательно, что изобретатели этих гаджетов не позволяют своим детям до 9 лет даже прикасаться к ним, а с 9–10 лет разрешается пользоваться не более 30–50 минут в день. В самых престижных закрытых школах до старших классов нет никаких компьютеров, и дети пишут исключительно от руки. Обо всем этом многие из нас знают, но стараются почему-то упорно не обращать внимания на столь говорящие факты.

Сейчас существует уже огромное количество исследований, которые разъясняют, как на самом деле влияют на мозг человека, и, соответственно, на его поведение и жизнедеятельность, все эти гаджеты, где мы постоянно в соцсетях, постоянно на связи, постоянно подключены, – нам постоянно приходят какие-то уведомления, сообщения, электронные письма – мы почти круглосуточно под лавиной информации! Человек переключается с одного на другое, не имея времени и возможностей обдумывать, а ведь для того, чтобы сосредоточиться и начать думать над какой-то задачей, мозгу нужно в среднем 23 минуты! Если мы перегружаем мозг информацией, не давая ему времени на совершенно необходимую работу – на обдумывание, – мы не тренируем его, и в итоге мозг просто перестает работать. Он потребляет информацию, но мыслить и обрабатывать ее он уже не может, и происходит то, что в народе называется: в одно ухо влетело, а из другого вылетело.

Мы давно уже находимся в тесном взаимодействии с навигаторами, гуглами, википедиями, рекомендательными сервисами и тому подобными «удобствами», которые «успешно» отучают наш мозг работать правильно, – при пользовании которыми отмирают целые его зоны.

В конце XX века у лондонских таксистов, не имевших еще навигаторов и державших в уме колоссальные пласты информации, был выявлен самый большой в мире объем определенной части головного мозга. А в последнее время сканирование мозга водителей, пользующихся навигатором, обнаружило обратный процесс: эта часть мозга как бы съеживается, усыхает. Если этот отдел мозга перестает функционировать, то человек не может вспомнить, где он был, что делал, как зовут его родственников, как ему добраться до места назначения – и это уже явные признаки амнезии.

    Сайты, подобные Гуглу и Википедии, оказывают мозгу особую «медвежью услугу»

Сайты, подобные Гуглу и Википедии, заслуженно именуемые «симулякрами знаний», оказывают мозгу особую «медвежью услугу». Ведь если раньше знания нужно было «достать» из книги или лекции, обдумать, занести в свою память, то теперь достаточно уметь тыкать пальцем в кнопочки, и ты сразу получаешь готовую, уже кем-то «пережеванную» для тебя информацию, часто самым чудовищным образом подаваемую и даже недостоверную. Та же Википедия честно предупреждает, что она «не гарантирует истинность». Но главное, наш мозг при этом просто-напросто теряет способность мыслить, поскольку мышление – это навык, и если тренируешь его – оно у тебя есть, а если не тренируешь – его нет.

«Когда вы читаете, вы создаете интеллектуальные объекты и кладете их в специальную ‟копилочку” своей памяти, – говорит популяризатор научных знаний о работе мозга врач Андрей Курпатов. – Сталкиваясь с определенной ситуацией, мозг будет это использовать. Если же эти знания находятся где-то на другом ‟сервере” – в Гугле, Википедии, – то мозг не может использовать их – они оказываются бесполезными для нашего мышления».

Классический пример, многократно описанный в художественной литературе: врач, закончивший учение с отличием и думающий, что знает все. Наконец он встречается лицом к лицу со своим первым больным и впадает в ступор: он вдруг понимает, что не знает ничего! Совсем другое дело – врач с большим опытом, потому что все его знания стали достоянием мозга, а не сознания.

    Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота терпеть рядом другого человека

Здесь хотелось бы отойти немного в сторону и коротко отметить еще одну болезнь – цифровую аутизацию, потерю навыков социальности. Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота «тратить себя» на выстраивание отношений с другими людьми, терпеть рядом другого человека, потому что я уже могу справиться без него – и я начинаю его игнорировать… Люди как носители опыта и знаний нам больше не нужны. Зачем мне спрашивать тетю Олю, как вылечить насморк или как приготовить утку, если есть Интернет? Да и сама она может сказать: «У тебя что, сломался телефон, отключился Гугл?» Она тоже уже предпочитает не понимать, что тебе, может быть, просто хочется услышать живой ответ от живого человека… Даже среди православных людей распространился в последнее время обычай: вместо поздравления с праздником сбросить в один клик уже присланную кем-то картинку – без единого слова приветствия. Ведь для того, чтобы составить предложение и подписать эту открыточку, нужно напрячь мозг, а он уже не хочет этого делать, противится…

«Цифровые технологии блокируют умственный и интеллектуальный процесс. Человеку кажется, что он очень умный, раз может все нужное тут же узнать в Гугле, – иронично констатирует доктор Курпатов, – но мозг играет с ним злую шутку. Деградация мозговой деятельности современного человека очень заметна на эволюции соцсетей – от ЖЖ с его длинными текстами до Инстаграма, где только картинки. Информационно псевдодебильный мозг уже не способен к большим текстам… Существует известный медицинский диагноз ‟умственная отсталость”, но это органические поражения мозга, вызывающие такие состояния, как идиотия, олигофрения, дебильность. Псевдодебильность – это научный термин состояния здоровых мозгов, которые работают как мозги идиота».

В это состояние сейчас, похоже, стремительно скатывается наше поколение – поколение гаджетов и цифровых технологий. Конечно, странно было бы в наше время всерьез рассуждать о возможности полного отказа от использования этих технологий, но если мы хотим оставаться в здравом уме и твердой памяти, то существенно ограничить их влияние на наш мозг мы, похоже, просто обязаны.


Друг не оставит в беде



Старшее поколение еще, наверное, помнит непременные атрибуты любой библиотеки – красочно оформленные плакаты со словами: «Книга – твой лучший друг!» И вот сейчас, в такой, как выяснилось, непростой ситуации, этот проверенный временем друг, как никто другой, может прийти на помощь. Что за способы предпримет он, борясь за наш здоровый мозг, узнаем чуть позже, а вначале сразу возникает вопрос: в каком же виде следует читать книги? В электронном, приводя как довод пресловутое удобство, или же в классическом, «бумажном»? И на этот счет тоже есть очень интересные научные исследования.

Набрали две группы людей, и одна из них читала определенный рассказ с помощью ридера (электронной книги), а другая тот же рассказ – в традиционной, бумажной книге. Люди из первой группы прочитывали рассказ быстрее, но быстрее его и забывали. Через некоторое время они не могли сложить в единое целое смысловую картинку прочитанного – упускали значимые детали, не могли припомнить всех персонажей и даже выстроить представленный им список событий из рассказа в определенном порядке.

Вторая группа, читавшая по книге, намного легче справлялась с этими задачами. Люди отдавали себе больший отчет о прочитанном, легко могли восстановить последовательность событий, глубже вникали в суть повествования, ярче и точнее формулировали образы действующих лиц, были способны представить всю структуру взаимоотношений героев, больше им сопереживали.


Чем же обусловлена такая разница восприятия?

То, как глаз человека просматривает текст на экране, очень доходчиво показывают так называемые «скроллинг-исследования». Если представить себе карту американского континента, то суша и островки – это будет то, что наши глаза «выхватывают», читая текст на экране, а обширная водная гладь вокруг – то, мимо чего они проскальзывают, не останавливаясь, не замечая. Глаза читают что-то вначале текста, затем «проматывают» пару абзацев, скользят дальше, ищут – ведь должен же какой-то смысл появиться… смотрят… опять возвращаются, чтобы понять, что же такое они сейчас прочитали. Не могут вникнуть, и человеку кажется, что все это бессодержательно, скучно – что тут вообще можно читать…

Совсем другой механизм чтения и восприятия текста в классическом варианте книги. Человек берет в руки книгу и, в отличие от электронной версии, сразу видит абсолютно структурированную вещь. Он ощущает твердость и фактуру обложки, ее оформление, видит форму, объем книги, толщину страниц, сразу понимает, каким образом текст разделен на части, главы, где помещено содержание. Общий вид книги дает довольно точное представление, сколько времени потребуется для ознакомления с ней. Все это очень способствует спокойному, вдумчивому чтению.

Линейному, то есть последовательному восприятию текста очень помогает физическое перелистывание страниц с их характерным шуршанием и ощущение того, что толщина книги при этом справа уменьшается, а слева увеличивается, давая реальную оценку проделанной работе. Описание событий твердо фиксируется в памяти тем, на правой или левой странице, в начале, середине или конце книги они происходили. У читателя есть удобная возможность вернуться назад, чтобы уточнить непонятое, не боясь потерять место, на котором он остановился, или же свериться с оглавлением. Все это особым образом задействует зрительную и тактильную память, дает важнейшие наметки для мозга, чтобы он мог правильно собирать ментальную модель того, с чем знакомится.

Кроме того, книга, как вещь структурированная, без труда приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего.

    Книга приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего

Чтение книги в классическом, «бумажном» варианте – особая интеллектуальная и творческая работа, тренирующая мозг, а значит, и мышление в самых разных его проявлениях. Вследствие этого, например, у пожилых людей, читающих традиционные книги, в три раза реже обнаруживается болезнь Альцгеймера.

Экраносмотрение, наоборот, – фактор риска, поскольку мозг в этом случае не задействует многие свои важнейшие функции, и они просто атрофируются.

«Вот многие говорят, что электронные книги очень удобны, так как занимают мало места. Да, они также и в вашем мозгу мало места занимают», – весьма остроумно замечает А. Курпатов.

Несмотря на то, что при чтении традиционной книги мозг постоянно тренируется, работает, тем не менее это доставляет ему настоящую радость и удовольствие: психологическое состояние читающего быстро приходит в равновесие, и уже через 6 минут после начала чтения уровень стресса падает на целых 68%! Оказывается, классическая книга не только наш друг, но еще и настоящий домашний доктор.


Пишите письма мелким почерком



Удивительные вещи происходят с мозгом человека также и при письме от руки. Уже было сказано, что в закрытых элитных школах, куда сверхбогатые родители определяют своих отпрысков, до самых старших классов принято писать исключительно от руки. И поверьте: эти люди очень хорошо знают, зачем их детям это необходимо!

    Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью

Исследования показали, что люди, которые испытывали стресс на работе и несколько дней вели дневник, вскоре чувствовали себя намного лучше, и их продуктивность выросла на 29%.

Были исследованы две группы инженеров. Те, которые вели дневник, записывая туда свои мысли и чувства по поводу потери работы, испытывали меньше гнева и враждебности, меньше скатывались в алкоголизм. Восемь месяцев спустя 52% испытуемых нашли новую работу по специальности. Из тех, которые не вели дневник, работу нашли только 19%...

Письмо от руки помогает легко усваивать новую информацию, структурировать ее, успешно переходить к новым идеям, так как мозг особым образом закрепляет в памяти то, что выписано на бумаге, и может затем думать о чем-то новом, оригинальном.

Записывая мысли, мы более четко понимаем, о чем думаем, обнаруживаем новые мотивации. Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью! И если мы действительно хотим сохранить себя, нам нужно возвращаться в реальный мир – реальное общение с реальными людьми и реальными предметами.


8 июля 2020 г.

[1] Тест Е. Торренса предназначен для подбора сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения; позволяет прогнозировать школьную адаптацию одаренных детей.


https://pravoslavie.ru/132428.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!