Валентина_КочероваАлександр Михайлович Сибиряков - купец и известный исследователь Сибири8 октября 1849 родился Александр Михайлович Сибиряков, Иркутский купец 1 гильдии, почетный гражданин, известный исследователь Сибири.
Александр Михайлович принадлежал к старинному купеческому роду Сибиряковых обосновавшемуся в Иркутске еще в начале XVIII века. Его родители - Михаил Александрович и Варвара Константиновна Сибиряковы. В семье было шестеро детей: Александр, Константин, Иннокентий, Ольга, Анна и Антонида.
Александр Михайлович Сибиряков успешно продолжил предпринимательскую деятельность отца, оставившего после себя около 5 миллионов рублей. Он получил право на участие в нескольких золотопромышленных компаниях, в том числе "Прибрежно-Витимской К°" и "К° промышленности..." и стал членом "К° Ленско-Витимского пароходства...", наиболее крупного пароходного предприятия в системе Лены. Определенный доход приносила продукция Алексадро-Невского стекло-делательного завода и писчебумажной фабрики, приобретенной им в начале 1870-х годов.
С конца 70-х в 80-е гг. XIX в. Сибиряковым были сделаны крупные вложения капиталов в водную транспортную сеть Сибири. Пароходовладение, наряду с золотопромышленностью, стало основной сферой его предпринимательской деятельности. В 1885 г. иркутский купец открывает "Ангарское пароходство": ему предстояло организовать буксирное пароходство по Ангаре от устья до Братского острога. Выполнение задачи было сопряжено с большими трудностями, но все же плавание пароходов в нижнем и среднем течении реки было освоено. Пороги же близ Братского острога оказались непроходимыми, и Александр Сибиряков в середине 1890-х гг. ликвидировал предприятие. С этого времени его внимание приковано к водным сообщениям Дальнего Востока. В августе 1894 года им совместно с Петровым А.И. был подписан контракт на учреждение "Амурского общества пароходства и торговли". Среди его акционеров значились крупные российские и сибирские фирмы, отдельные коммерсанты.
В начале XX в. Александр Михайлович отходит от активного предпринимательства: капиталы обращаются в процентные и гарантийные бумаги, облигации. Он покидает Иркутск и подолгу живет на юге России (в Батуме ему принадлежало имение "Ангара"), в Швейцарии и Франции.
Умер Александр Михайлович Сибиряков в Ницце, в больнице Пастера, 2 ноября 1933 года.
Однако не только и не столько предпринимательской деятельностью снискал А.М.Сибиряков внимание и память сибиряков. В 1893 году иркутский городской голова В.П.Сукачев, преподнося ему звание почетного гражданина, говорил на заседании Думы: "Александр Михайлович проявляет особую сердечную отзывчивость, как затратою личного почина и трудов своих, а равно громадными материальными жертвами в делах поднятия народного образования и религиозно-нравственного чувства в народе, а также в предприятиях, имеющих целью поднять и развить экономические силы на благо не только Иркутска, но и всего родного края - Сибири". Среди наиболее крупных пожертвований Сибирякова - взнос 100 000 рублей. в 1880 году на строительство Томского университета, 50 000 рублей - на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища (1882), 950 000 рублей - "на дела просвещения": открытие народных школ, обустройство Томского университета, на выдачу премии за лучшее сочинение о Сибири...
Еще большую известность снискал А.М.Сибиряков научно-практической деятельностью по изучению Сибири, главным образом, ее водных путей. "Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, - писал он, - они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль... Сибирь богата своими водными путями.., стало быть, естественно предполагать, что наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно; если это необходимо, создать систему сообщений, имеющую своим выходом море... Наступило время подумать об этом".
Интерес к водным путям Сибири был не случаен и во многом диктовался практическими нуждами сибирской буржуазии. Неразвитая сеть путей сообщения (как водных, так и сухопутных) при значительных расстояниях между рынками сбыта и закупками товаров создавали крайне неблагоприятные условия для ведения торговых операций, в значительной степени сдерживали рост товарооборота между Сибирью, европейской Россией, с одной стороны, и Востоком, с другой; отрицательно сказывались на общем экономическом развитии Сибири. В данном случае узкие интересы определенного класса объективно совпадали с общенациональными - необходимостью развития прогресса на восточных окраинах российской империи.
В 1880-х гг. правительство усилило внимание к водным путям Сибири, но реальные результаты были невелики. Даже представители речной администрации высказывались по поводу курса властей нередко очень критически. Главная инициатива в вопросе освоения новых, более выгодных путей сообщения сосредоточивалась в частных руках. В связи с этим деятельность А.М.Сибирякова по освоению сибирских рек носила, несомненно, позитивный характер.
В течение 1870-90-х гг. Сибиряков предпринял ряд серьезных экспедиций, в ходе которых были исследованы устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура; побережья Карского моря и Охотского в районе Аяна; сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири.
Ход и результаты многочисленных путешествий Александр Михайлович изложил в ряде статей в отдельных книгах. Судя по ним, мечтою исследователя было связать все уголки восточной части России (Западную и Восточную Сибирь, Якутский край, Дальний Восток, Камчатку) посредством водных артерий (Оби, Иртыша, Печоры, Енисея, Ангары, Лены, Амура) в единый хозяйственный механизм; открыть новые порты для активизации внешней торговли Сибири. Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк имел знаки отличия французского и шведского правительств, серебряную медаль Русского Географического общества.
Своеобразным итогом деятельности А.М.Сибирякова стала его книга "О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами" (СПб., 1907). В ее основе лежат научные и публицистические работы ранних лет. Книга состоит из введения и семи глав, в которых представлены и детально описаны возможные в будущем маршруты путей сообщения Сибири ("О морских сношениях через Карское море и устье Печоры", "О сообщениях Тобольска с Печорой, устье Таза и о канале между Тазом и Туруханском", "О путях сообщения в Якутской области", "О внешних рынках Сибири", "О сношениях Приморской области с Китаем"). Написанная легко и интересно, эта книга мыслилась автором не только как исследовательская работа, она явилась как бы концентрированной формой выражения его мыслей по проблемам "современного состояния Сибири, ее нужд и потребностей", о которых Сибиряков писал и которые пытался частично претворить в жизнь в ходе своей активной благотворительной, исследовательской и предпринимательской деятельности.
Книга Сибирякова вышла в 1907 г. после окончания Русско-японской войны, показавшей отсталость России и тяжело сказавшейся на социально-экономическом и политическом положении страны, в том числе и ее восточных окраин. Книга стала в определенной степени реакцией сибирского предпринимателя на результаты войны, желанием в связи с этим привлечь в очередной раз внимание правительства к Сибири, требованием необходимости быстрейшего развития этого региона, укрепления его экономического потенциала не только в хозяйственных интересах, но и стратегических целях, учитывая увеличивающуюся мощь Японии и Китая.
Сибиряков мыслил масштабно: нужно улучшить и реорганизовывать не только экономическую базу Сибири, но и ее управление; предоставить сибирякам право самим решать многие жизненно важные вопросы. В данном случае он выступал сторонником региональной политики, децентрализации управления.
Немалую роль отводил иркутский меценат и росту культуры в Сибири как неотъемлемой части общего прогрессивного развития этой территории.
По материалам статьи Натальи Гавриловой, историка ИГУ.http://sibiriakov.sobspb.ru/sibnasledie/78_alsib_prom.htmСогласно данным 3-го издания Большой советской энциклопедии, Сибиряков умер в 1893 году. Однако известно, что в 1921 году правительство Швеции назначило Сибирякову, проживавшему в Ницце, пожизненную пенсию в размере 3000 крон ежегодно. Скончался Александр Михайлович 2 ноября 1933 года в больнице Пастера (г. Ницца) в возрасте 84 лет.
Сочинения:1. Очерк из Забайкальской жизни, 2 изд., СПБ, 1878
2. Плавание парохода «Оскар Диксон» к устьям Енисея в 1880, «Изв. Русского географического общества», 1881, т. 17, в. 1
3. К вопросу о внешних рынках Сибири, Тобольск, 1894
4. «О путях сообщения Сибири и морских сношений ее с другими странами». Спб., 1907
Награды:1. Крест ордена Полярной Звезды от короля Швеции за помощь в организации экспедиции Норденшельда.
2. Пальмовая ветвь от правительства Франции за содействие экспедиции Де Лонга.
3. Серебряная медаль Русского географического общества.
Память:Именем Сибирякова названы:1. Остров Сибирякова в Карском море
2. Остров Сибирякова в Японском море
3. Ледокол «Александр Сибиряков»
4. Ледокол «Сибиряков»
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Aleksandr-Sibiryakov/bio/Русский торгово-промышленный деятель, капиталист-золотопромышленник, один из наиболее активных сторонников освоения Северо-Восточного прохода, Северного морского пути.
Родился в Иркутске. Окончил политехникум в Цюрихе.
Сибиряков был европейски культурным человеком. Он являлся одним из лучших представителей характерного для Сибири слоя буржуазии, который «и сам живет, и дает средства для проведения в жизнь важных культурных начинаний, касающихся интересов Сибири, Родины».
Сибиряков принимал участие в организации и финансировании целого ряда полярных экспедиций. Вместе с М. К. Сидоровым (см.) он субсидировал шведскую экспедицию Н. А. Э. Норденшельда (см.) на судне «Вега» в 1878–1879 гг., осуществившую первое сквозное плавание Северо-Восточным проходом, и ряд других экспедиций через Карское море в устья Оби и Енисея. В 1879 году для розыска экспедиции Норденшельда он послал в устье Енисея свой пароход и дал средства для исследования прилегающих к этому региону областей Северного Ледовитого океана.
Ранее он обратился в ИРГО с предложением по изучению водных путей Сибири, пожертвовав на это 7000 рублей. Было исследовано течение Ангары и водораздел рек Оби и Енисея. В 1880 году Сибиряков сам сделал попытку пройти в устье Енисея через Карское море. Его собственный пароход «Оскар Диксон» вышел из Норвегии, прошел Баренцево море, Карские ворота, но у п-ова Явай встретил непроходимые льды и вынужден был зазимовать. На следующий год в июле судно было раздавлено льдами и затонуло со всем грузом. Постепенно интерес Сибирякова к Карскому морскому пути угас. Он использовал идею К. Д. Носилова (см.) о создании сухопутного пути через Урал. В 1884 году Сибиряков на пароходе «Норденшельд» прошел до устья Печоры, далее на речном пароходе вверх по реке, а затем перевалил через Урал на оленях и по реке Тоболу достиг Тобольска, открыв, таким образом, важный торговый путь, получивший название «Сибиряковский тракт на север». Уже в 1887–1888 гг. этим путем было перевезено 210 тыс. пудов различных грузов.
В разное время Сибиряков пожертвовал Восточно-Сибирскому отделу ИРГО свыше 10000 рублей, давал средства на издание сочинений по истории Сибири, много сделал для открытия Томского университета, пожертвовал в АН 10000 рублей на выплату премий за оригинальные исторические сочинения на русском языке о Сибири.
Сибирякову принадлежат немногочисленные, но ценные работы по различным сибирским вопросам. Он неоднократно объезжал Сибирь и ее окраины, изучая главным образом вопросы коммуникаций. Многие из его идей и предложений были реализованы, что сделало имя его очень популярным в Сибири.
Храм на о. Вайгач, построенный на средства А.М.Сибирякова
Худ. А.А.БорисовИзвестным меценатом был и его младший брат, Иннокентий Михайлович Сибиряков.
Много доброго и полезного сделал Александр Михайлович и для своего родного Иркутска. Он пожертвовал 800 тыс. руб. на создание и содержание четырех начальных училищ им. А. М. Кладищевой (своей сестры, умершей в возрасте 22 лет), 50 тыс. руб. – на учреждение Высшего технического училища, 12 тыс. руб. – на устройство типографии газеты «Сибирь». Иркутской гимназии он подарил скульптуру М. М. Антокольского и три пейзажа И. К. Айвазовского, публичной библиотеке – много ценных изданий на русском и иностранных языках (в том числе «Полное собрание летописей» и «Известия Географического общества» за несколько лет). Он передал городу две пожарные машины, заново отстроил разрушенное пожаром здание приюта для бедных, созданного его отцом, участвовал в сборе средств для строительства нового театра взамен сгоревшего. Сибиряков много помогал учащейся молодежи: был почетным членом Общества для оказания пособий учащимся в Восточной Сибири и членом Общества для содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. На Высших женских курсах в Петербурге существовало десять стипендий имени А. М., К. М., И. М. Сибиряковых и А. М. Кладищевой.
Еще одна сфера благотворительной деятельности Александра Михайловича – строительство и благоустройство церквей. В Иркутске, в Ремесленной слободе, он построил храм во имя иконы Казанской Божьей матери, сохранившийся до сих пор; в Вознесенском монастыре благоустроил главный храм; подарил землю под строительство богадельни для вдов и сирот духовного звания. За заслуги перед городом Сибирякову в 1893 году было присвоено звание почетного гражданина Иркутска.
Миллионные затраты значительно сократили состояние Сибирякова. В начале ХХ в. он отошел от активной предпринимательской деятельности, передал дела сыну и уехал из Иркутска. Жил в Ницце, Батуми, Париже, Цюрихе. В 1920 году шведский консул в Ницце разыскал Сибирякова, жившего в глубокой бедности. Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3000 крон ежегодно.
Умер Сибиряков во Франции, в Ницце, похоронен на кладбище Кокад.
http://www.gpavet.narod.ru/sibirjakov.htmhttp://pogudin-oleg.ru/forum/6-389-1