Русская беседа
 
07 Августа 2020, 04:04:54  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Роботы и спасение души  (Прочитано 209 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 10445


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Августа 2020, 23:10:34 »


Роботы и спасение души

Александр Тимофеев  Павел Тихомиров




Роботы начинают вытеснять представителей т.н. «умственного труда»: чиновников, банковских работников, журналистов…

В то же время, ректор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) Ирина Краева уверена, что робот никогда не сможет заменить переводчика. «Недавно на одном заседании в организации, объединяющей европейские университеты, где готовят переводчиков, выступала одна дама из Страсбурга. Она заведует документооборотом в Совете Европы и делала очень интересную презентацию, где показала, что примерно 50% документов они уже переводят, используя искусственный интеллект. Но это типовые договоры, различные формуляры. Речи не идет о том, чтобы, предположим, устные переводы в международных организациях делала машина. А художественный перевод по силам только человеку», - считает Краева.

По ее словам, дело не столько в языке, сколько в самом человеке, его опыте, интересах. При этом ректор все же признает, что машина могла бы заменить переводчика, но «только тогда, когда машины заменят людей вообще».

О том, как далеко может зайти этот процесс и каковы его последствия, размышляют заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.



Александр Тимофеев: Нас давно пугают тем, что в будущем роботы выиграют конкуренцию с человечеством, а люди займут подчинённое положение. Численность людей начнёт сокращаться вслед за сокращением рабочих мест и т.д. и т.п.

Этот прогноз уже не кажется маловероятным…

На твой взгляд, следует ли опасаться роботизации? Или этот процесс всё-таки не приведёт к самым негативным прогнозам антиутопистов?

Павел Тихомиров: Я полагаю, что мы не успеем попасть в рабство к машинам. Человечество прекратит своё существование значительно раньше, нежели будут сформированы условия реализации подобного сценария.

Поэтому тут вопрос можно разделить на несколько составляющих. То есть одно дело: вопрос о том, существует ли реальная необходимость в роботизации? И совсем иной вопрос: от чего, согласно логики эсхатологии, прекратит существование человеческая цивилизация?

Вначале о необходимости испльзования механизмов. Когда я был ещё студентом, довелось мне разрабатывать такой механизм, который моя покойная тётушка обозвала «роботом-художником». Нет, разумеется, речь не шла о некой компьютерной программе, которая была бы вшита в какой-нибудь сверхинтеллектуальный примус, что позволяло бы растровое изображение отсканирванного механическим "глазом" портрета красы-девицы трансформировать в векторы и т.д. Нет. Тогда ещё о таких чудесах речь не шла. Всё было значительно прозаичнее. Нужно было разработать приспособление для внутренней окраски баллонов и цистерн. Всего-навсего. Чтобы железная лапа с распылителем сделала бы то, что не сможет сделать человек. Нужен тут робот? Безусловно.

Станет ли облик нашей цивилизации более инфернальным от того, что часть работ будут выполнять механизмы? Не думаю.

А вот то, что российские молодые люди подрастают бестолковыми приставками к компьютерам и телефонам – вот это, пожалуй, вполне можно воспринимать как ступеньку вниз, к преисподней. Но этот процесс лишь косвенно связан с промышленной (и непромышленной) роботизацией.

А.Т.: А какова вероятность, что человечество выживет, но при этом выродится? Люди станут иными, чем сейчас. Произойдёт их обезличивание. Другими словами, люди уподобятся роботам, утратят индивидуальность, а роботы, напротив, очеловечатся.

Я не пророк, и не знаю будущего. Но не исключаю такого будущего, когда люди и роботы будут сосуществовать, например как в сериале «Мир Дикого Запада», где роботы так похожи на людей, что требуются особые познания, чтобы отличить человека от робота. Сейчас уже не кажутся фантастичными времена, когда женщина по ошибке может выйти замуж не за человека, а за робота…

П.Т.: Ну давайте смотреть на самих себя Очами Творца. Если мы всё-таки веруем в Него не только по воскресеньям, но пытаемся всё происходящее встроить в эсхатологический контекст. Даже если этот контекст кому-то кажется «избыточным».

Если исходить из самой эсхатологической логики (в православном осмыслении), то мы должны рассуждения о конце истории основывать на предположении, что Господь остановит колесо истории тогда и только тогда, когда человечество сформирует такую культурную среду, которая превратит жизнь на земле в конвейер, гарантированно поставляющий души в преисподнюю. Если невозможным будет даже в принципе придерживаться спасительного образа мыслей и образа действий, вот тогда, по всей вероятности, такое время и наступит.

И мешать делу спасения души для Жизни Вечной будут вовсе не андроиды, а тот образ мысли, который будет «вшит в головы людей уже с детского возраста». Так, что извращённой нормой станет пребывание несчастных наших потомков в том состоянии, которое святые отцы называли «возревнованием об образе зверином».

Короче говоря, мир накануне конца мне видится чем-то напоминающем мир антиутопий Брэдбери и Хаксли, а вовсе не таким, как он изображается в произведениях, пугающих нас бунтом машин.

А.Т.: Оптимистично, особенно для православных христиан!

То есть верующим не стоит беспокоиться по поводу дальнейшей роботизации нашей жизни?

П.Т.: Беспокоиться, на мой взгляд, стоит лишь в том смысле, что вследствие роботизации у народа будет больше праздного времени, которое человек имеет свойство заполнять процессами разложения своей личности. Такие получатся «бюджетные эллои». Гробящие, впрочем, свои единственные души без всяких морлоков.


27.07.2020

Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!