Русская беседа
 
20 Апреля 2021, 10:31:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Сретения Господня!  (Прочитано 10205 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Cергей
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 742


Просмотр профиля
Православного вероисповедания.
« Ответ #30 : 15 Февраля 2019, 15:42:39 »

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Сретение Господне …



В праздник Сретения Церковь, подобно ангелам Рождественской ночи, возвещает о радости, которая будет всем людям. О том, что жизнь каждого человека призвана стать предощущением этой великой радости, предпразднством Сретения, встречи с Богом. И одновременно Церковь предупреждает, что этой радости мы можем лишиться. С одной стороны — ликование отходящего к смерти праведного старца Симеона, бессмертная песнь человечества: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей», с другой — напоминание, что смерть может быть страшна и трагична. Он видит Бога телесными глазами, он касается Его, он держит на руках Младенца, Победителя смерти, он с миром отходит — который Христос дает, «не так, как мир дает» — и в радости, которой никто не может отнять.

Старец Симеон жил в Иерусалиме. Ему было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Проходили годы, десятилетия, наступила глубокая старость. Но время чудесно длилось, снова шли десятилетия и годы — он так желал увидеть Христа, что смерть преодолевал этим желанием. Мы знаем, что нет больше благодати, чем умереть за Христа, как Христос умер за нас. Можно сказать, что праведный Симеон умер за Христа — такова была глубина его веры, которой он жил, — в молитве, в терпении, в смиренном, исполненном верности ожидании.

Вот смысл человеческой жизни — жить, чтобы увидеть Христа. Не так, как мы хотим, — как Он благоволит. Ждать дня, когда Бог утешит Свой народ не просто избавлением от исторических бед, но бесконечно большим утешением. Какое же может быть большее утешение, чем то, когда Сын Божий приходит к Своему народу?

Святые совершают свой подвиг ради всего народа и всего человечества. И праздник Сретения предупреждает: надо, чтобы прежде смерти было дано нам увидеть Христа, иначе там мы можем Его не увидеть. Много людей было в Храме, когда Божия Матерь принесла туда Своего Младенца, но никто, кроме праведного Симеона и Анны пророчицы, не увидел в Нем Бога. Мы должны так жить и так молиться, чтобы, как сказал один епископ, наше последнее «ныне отпущаеши» соединилось со словами Христа на Кресте: «Совершилось!» Но есть реальная опасность, что это может не произойти, — потому праведный Симеон пророчествует, обращаясь к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих, и в предмет пререканий», — и добавляет: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».

Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда — здесь решается все. И нет, не может быть ни для кого середины: мы или с Ним, или против Него. Это раскрылось у Креста, когда предан Он был позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества. Сколько грешников сделалось праведными и святыми — и доныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. Но для скольких Он явился на их пути камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали!

Откуда такая активная ненависть была у тех, кто стремился сжечь Его Церковь дотла, всех верующих, как свидетелей о Нем, — убить, и само имя Божие изгладить из памяти человеческой? Никому по отношению ко Христу не удается остаться нейтральным. Может быть, до времени можно таиться, но наступает неизбежно момент, когда дальнейшее молчание становится соучастием в преступлении. Тебе дела нет, что на твоих глазах убивают? Христа распинала не только толпа, которая злобно улюлюкала вокруг Него, но и те, кто равнодушно смотрел на происходящее. Самые жестокие тирании в истории опираются на такое равнодушие — иначе они бы не удержались. Тот, кто равнодушен к чужой жизни и смерти, тот равнодушен и к своей. Эти люди живут, как будто не живут — жизнь их как будто не касается. Раньше первой смерти, как говорит Откровение, к ним приходит смерть вторая — вечная смерть, которой наказываются самые страшные нераскаянные грешники. И не только во времена гонений узнается Христос, как это было недавно у нас, — на восстание миллионов в славе мученической и на падение миллионов в отступничестве от веры. И сегодня, среди культивирования безумного беззакония и безнравственности, не кончается война за каждую человеческую душу. Христос испытывает людей и находит, что многие из тех, кто говорит о любви к Нему, — лжецы. Подобно тому как многие из тех, кто как будто облечен священным саном, — как это происходит сегодня на Украине — не принадлежат Христовой Церкви, а враги ее.

Кажется, напряжение зла вокруг каждого христианина достигает предела, и потому сегодня особенно дорого, дороже, чем когда бы то ни было, в этом противостоянии не уступить. Представьте, что уступит каждый христианин — Церковь перестанет существовать. Представьте, что все православные на той же Украине перейдут в новую лже-церковь, — где тогда будет истинная Церковь? Праздник Сретения — зов ко всем встать на сторону Христа. Радость Церкви — о том, что спасение открылось пред лицем всех людей. Он всех пришел спасти, но спасутся только те, кто остается верным, когда всё стремится отвратить от верности.

Да будет дано это всем нам, заступничеством Божией Матери, Которая посреди праздника Сретения молится о встрече всех людей с Господом. Как писал из концлагеря один священномученик: «Тебе, Божией Матери, молитву приносим, не за себя, а за всех. Тобою одною мы живем в эти страшные дни. Тебе Самой оружие проходит душу, Крест Христов, да откроется чистота Твоей души и помышления наших грешных сердец». Чистота души — это любовь к немощным, которые падают, говорит святой Исаак Сирин. Мы не знаем, какими скорбями еще придется вымаливать нам и всей России нашей, и всем покаяние, чудо восстания от падения. Только бы скорби эти, какие бы ни были они, даже до смерти, приближали нас на самом деле к встрече с Господом и Пречистой Матерью Его.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11117


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 16 Февраля 2019, 02:38:05 »


Патриарх Кирилл: «Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь»


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Сретения Господня и Дня православной молодежи.




«Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи. Ныне мы вспоминаем одно из важнейших событий евангельской истории. Носимый на херувимах и воспеваемый от серафимов Господь (стихиры праздника) днесь полагается на руки праведного Симеона, который получил обетование, что не вкусит смерти, доколе не увидит Христа», - отметил Его Святейшество.

«Эта удивительная встреча — человека, ищущего Бога, и Творца, желающего спасти Свое творение, — уже состоялась в сердце каждого из нас. Именно она привела нас в святой храм, наполнила нашу душу неизреченной радостью, даровала надежду на то, что мы будем со Христом и в блаженной вечности», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

«Встреча с Господом должна коренным образом изменить нашу жизнь, должна повлиять на наши поступки, ведь, как мы знаем из Евангелия, то, что мы сделали ближнему, мы сотворили и Богу (Мф. 25:40). Согретые любовью Христовой, мы призваны являть эту любовь другим людям, призваны творить дела милосердия. Это под силу каждому — напитать алчущего, помочь нуждающемуся, сказать слово ободрения унывающему, утешить плачущего, посетить больного. Особенно призываю к таким поступкам молодежь — энергичных, бодрых и полных жизнелюбия людей, проявляющих инициативу, готовых к активным действиям и трудам на пользу ближних», - продолжил Патриарх.

«Да ниспошлет вам Всемилостивый Господь крепость душевных и телесных сил, радость духовную и Свою щедрую помощь в добрых делах и начинаниях. Благословение Христово да пребывает со всеми вами», – заключил Его Святейшество.


15.02.2019

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/15/patriarh_kirill_vstrecha_s_gospodom_dolzhna_korennym_obrazom_izmenit_nashu_zhizn/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86893

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 17 Февраля 2019, 12:55:17 »

ЛАРИСА ФЕДОТОВА

Катамон – Сретение со Христом

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...»



В юго-западной части Иерусалима, рядом со старым городом, есть район, называемый Гонен – Защитники. Однако название это существует только в официальной топонимике. Местные жители называют это место по-старому: Катамон, а себя на греческий манер – катамонитами. Слово «катамонас» переводят как «монастырь», а еще как «пребывающий» или «отдельно живущий». Всё это относится к православному греческому монастырю святого праведного Симеона Богоприимца и связано с праздником Сретения Господня. Сегодня Катамон населён многими выходцами из республик бывшего Советского Союза.




Монастырь святого Симеона

История монастыря святого Симеона восходит к грузинским царям ХII века. Обитель и её насельники, пришедшие с Кавказа, разделили средневековую судьбу Иерусалима и были полностью истреблены османскими завоевателями. На протяжении нескольких веков монастырь лежал в руинах, но с 1859 года начинается его новая история – теперь во владении Иерусалимской православной церкви. Возрождение древней обители историки связывают с монахом Авраамием из Мадита, который выкупил землю и практически заново отстроил монастырь. Его трудами был устроен и близлежащий парк.

Монастырский храм освятили в 1881 г. при Иерусалимском патриархе Никодиме, который превратил монастырь праведного Симеона в одну из загородных патриарших резиденций. Русские паломники всегда любили приезжать сюда и приносили дары, многие из которых сохранились до сих пор.




Дары русских паломников

По обычаю архиерейское богослужение в монастыре Катамон совершается на следующий день после праздника Сретения Господня – 16 февраля, в день памяти святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны. Его возглавляет Иерусалимский патриарх, в последние годы это Его Блаженство Феофил III. Проходит служба торжественно, при многочисленном стечении паломников, в том числе из республик, охватываемых канонической территорией Русской православной церкви.


Патриаршее богослужение

Основной святыней храма является могила святого Симеона – кувуклия, небольшая часовня с беломраморной плитой, установленной на четырёх столбах, украшенных ажурной решеткой, а над ними высокая резная деревянная сень. Это символическое место, мощей праведного старца в ней нет.



Некогда они были перенесены в Константинополь, но после разграбления города крестоносцами оказались в хорватском городе Загорье. Позднее в Иерусалимский храм передали лишь частицы мощей. Здесь же расположена икона, состоящая из пяти частей, изображающих сцены жития святого Богоприимца.



О нём известно лишь то, что это был учёный человек, входивший в число семидесяти толковников, которые подготовили перевод Ветхого Завета на греческий язык по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа за 270 лет до Рождества Христова. Мы знаем этот перевод под названием Септуагинта. Согласно преданию, святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и когда прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», подумал, что это описка – вместо «Дева» должно стоять «Жена». Сименон посчитал своим долгом исправить текст, но ангел Господень остановил руку переводчика, сказав, что тот не умрёт, пока не убедится в истинности библейского пророчества.

Симеон поселился вблизи Иерусалима, там, где сегодня находится посвящённый ему монастырь. Здесь он ожидал прихода Спасителя более 300 лет; согласно житию святого Димитрия Ростовского, прожил праведный Симеон 360 лет. За эти годы умерли не только его родители, родственники, жена друзья, но и дети, внуки, правнуки… Дряхлый старец остался совершенно один, он устал жить, но продолжал ожидать обещанного Богом сретения со Спасителем мира. И наконец день настал. Святой Дух привел немощного старца в Иерусалимский храм, где он увидел Богоматерь с Младенцем в сопровождении праведного Иосифа, пришедших на 40-й день после рождения Первенца принести жертву в Иерусалимский храм – двух горлиц, жертву бедняков…

Так родился бессмертный гимн «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», без которого невозможно представить православное богослужение. Старец обратился к Пресвятой Деве со словами пророчества: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». На иконах поражают изображения праведного Симеона, с беспредельной любовью держащего на руках Богомладенца Христа...



Святой праведный Симеон отошел ко Господу сразу же после события, которое мы называем праздником Сретения – долгожданной встречи человечества в лице старца Симеона с Богом. У Бродского в стихотворении «Сретение» читаем:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою…
А в православных храмах звучит в этот день тропарь Сретения Господня:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

https://www.fondsk.ru/news/2019/02/15/katamon-sretenie-so-hristom-47618.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86893

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 14 Февраля 2020, 05:57:14 »

СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Сретение Господне

Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и делайте.

1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.

2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.

3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5, 8 ). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

Святитель Феофан Затворник

http://pravoslavie.ru/33974.html
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2020, 06:08:45 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86893

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 14 Февраля 2020, 06:07:51 »

Смысл праздника Сретения



Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать?» И она ответила: «За что на меня прогневался Господь? Почему Он меня не забирает?» Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.

«Ныне отпущаеши раба Твоего» — говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем!

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади

https://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie-gospodne.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11117


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #35 : 15 Февраля 2020, 01:16:58 »


Сретение — праздник встречи человека с Богом

Митрополит Калужский и Боровский Климент




Когда святой Симеон усомнился, может ли земная Дева родить предвечного Бога, ему было явлено откровение, что он не умрет, пока не встретит пришедшего в мир Спасителя.

Праведник долго ждал исполнения этого обетования. Он утомлен был жизнью, а встреча все не наступала. Однажды, давно уже став старым и немощным, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. Там он увидел Деву и на Ее руках — Богомладенца. Приняв Христа в свои объятия, старец вздохнул с облегчением: от его прежних сомнений не осталось и следа, ведь он воистину встретил Господа.

Всем понятна сущность праздников Пасхи и Рождества Христова. А что мы празднуем в день Сретения? Принесение Младенца Христа в храм, как это было положено по иудейскому обычаю? Но празднуется не «принесение в храм», иначе бы праздник так и назывался, а нечто иное. Да и Введение во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем, потому что Дева Мария не только пришла в храм и вошла во Святая Святых, но и осталась в нем и получила там воспитание, что в итоге сделало Ее способной послужить тайне боговоплощения и дать земную жизнь Богочеловеку Христу.

Сретение — праздник встречи человека со своим Спасителем. От лица всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…». Эти слова звучат в храмах за каждым вечерним богослужением. Чем так значимы они для нас?

В них заключена радость ветхозаветного человечества, страдавшего от последствий грехопадения Адама. До сошествия Христа в ад там удерживались все умершие, даже люди святой жизни. Да, в аду было «лоно Авраамово» (Лк. 16, 22), где обитали все праведники, но все равно это было место, лишенное Бога. Ведь человеческая природа, которая по свободному выбору прародителей отделилась от Творца, вновь соединилась с Ним только во Христе. Вне Его ни один человек, несмотря на все свои усилия, не может соединиться с Богом и наследовать Небесное Царство.

И вот вместе с праведным Симеоном человечество видит реальность своего спасения в воплотившемся предвечном Боге, покоящемся на руках Девы Марии. Теперь любой человек может обрести единство с Господом, если сам того захочет.

Как понять, произошла ли у нас личная встреча с Христом? Теоретически это трудно объяснить, потому что это опытное знание. Игумен Никон (Воробьев) говорил об этом образно: «Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем». При ярком солнечном свете отчетливо видны даже мельчайшие царапины и пыль на вещах, так в присутствии Бога душа отчетливо переживает свою греховность, она видит всю неправду в себе — ложь, ненависть, зависть, гордыню. Так что верным признаком встречи с Господом надо полагать видение своих грехов, которые неисчислимы, как морской песок. Так говорили священномученик Петр Дамаскин и многие святые подвижники, которые искренним покаянием и строгой аскезой многие годы очищали свое сердце от грехов.

Когда христианин видит свое духовное несовершенство и сознает, что, несмотря на всю свою греховность, он не отвергнут Спасителем, то есть по совету преподобного Силуана Афонского «держит свой ум во аде» и не отчаивается, то обретает во Христе источник радости. Преподобный Серафим Саровский приветствовал всех словами: «Радость моя», — потому что видел разных людей, которые приходят к Богу, и Бог каждому посылает наиболее подходящий способ наследовать вечное спасение, будь то в миру или монастыре.

А современный человек нередко воспринимает Бога, Его всемогущество сугубо прагматически и от встречи с Ним ожидает исполнения пожеланий или решения своих проблем. Это заблуждение. Даже если наши желания, как нам кажется, самые добрые и бескорыстные, их немедленное исполнение не всегда полезно. Сказочная золотая рыбка не захотела быть у человека «на посылках», хотя была обязана ему своей жизнью. А Бог нам ничем не обязан, в отличие от нас. Но люди упорно хотят видеть в Его Лице этакого «волшебника на голубом вертолете» и передают это восприятие детям, лишая их стремления к истинному Богу — Источнику жизни вечной.

Как-то посещая один из приходов епархии, я увидел на стенде детские «письма Богу». Вот выдержка из одного письма третьеклассника Ларика: «Я пишу Тебе, Господи, а ответа все нет. Ленив Ты, однако!» Это, конечно, наивные детские слова, но в них сквозит искаженное понимание отношений Бога и человека, которое мальчик перенял у взрослых. Хотелось бы ему сказать: «Дорогой Ларик, ты очень правильно делаешь, что обращаешься к Богу. Это самое главное дело. Но пойми, Бога нельзя упрекать, словно Он — твой приятель. Даже сверстник вряд ли захочет с тобой дружить, если будешь предъявлять ему претензии. Праведный Симеон 300 лет ждал встречи с Господом и не обижался на Него, но готовил себя к такому важному событию. Возможно, чтобы ответить тебе, Бог и от тебя чего-то ожидает: иного отношения, например чистой веры».

А вот выдержка из другого письма: «Господи, Ты придумал деньги, а у нас дома их нет!» Здесь вновь видим укор в адрес Бога. Что можно ответить этому ребенку? Во-первых, деньги придумал не Господь, а люди. Бог же любит одинаково и бедных, и богатых. Он хочет, чтобы все люди учились быть милосердными и помогали тем, кто нуждается. Если человек видит чужую беду и остается безучастным, то в этом нет воли Божией. Потому-то мир и радость не всегда царят там, где есть много денег. Во-вторых, в жизни тебя окружает столько благ, которые нельзя купить: ласковое утреннее солнышко, например, или бескорыстная дружба, или родительская забота… Кто всю жизнь проводит в сожалении о том, чего у него нет, тот никогда не узнает, что такое счастье. Если хочешь его обрести, то ищи тех, кому нужна твоя помощь, и помогай с любовью, а не ради похвалы, благодарности или другой награды. Твори добро ради Бога, потому что Он хочет, чтобы мы дарили окружающим добро и заботу. Так ты соберешь богатство души, которое у тебя никто и никогда не отнимет, не то что деньги.

«Я так устал от жизни. Учусь, учусь, учусь. Как дурак», — сетует еще один малолетний автор «писем к Богу» третьеклассник Сеня. Отрадно, что Господу он открывает самую главную проблему — отсутствие смысла в своей жизни. Ребенок не видит того ценного, ради чего стоит тратить свои силы, к чему стремиться. Что же сказать на это? Обещать, что когда-нибудь будет легко, никто не может. У каждого человека на земле есть трудности, проблемы и труды, соответствующие его возрасту. Но они не бессмысленны, через них можно стать ближе к Богу, найти то счастье, ради которого каждый пришел в этот мир. Например, ученичество — это действительно нелегкий, утомительный труд. Но только так можно приобрести знания и умения, чтобы потом быть полезным многим людям. К тому же усердная учеба открывает массу интересного, а в будущем позволяет найти в жизни занятие по душе, которое будет в радость, а не только в тягость.

Богу ничего не стоит сотворить чудо. Но смысл жизни не в том, чтобы мы получали желаемое, а в том, чтобы из состояния ненормального и неестественного — жизни во власти страстей и греховных привычек — мы пришли в должное состояние, для которого создан человек, — к единству с Богом.

Когда подобно святому Симеону Богоприимцу человек встретится с Христом, он испытает безмерность Его любви ко всем людям, и никаких вопросов или претензий к Богу у человека не останется. Но помимо помощи Божией нужны вера и усилия самого человека, чтобы самое главное событие в его жизни — встреча с Богом — состоялось.


14 февраля 2020 г.

https://pravoslavie.ru/128088.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86893

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #36 : 14 Февраля 2021, 21:12:27 »

РАДОСТЬ ВСТРЕЧИ

Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня

15 февраля Церковь празднует двунадесятый праздник Сретения Господня. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря праздника.


Сретение Господне

Вскоре после Крещения Христова Церковь вспоминает важное событие в жизни Господа Иисуса Христа – принесение Богомладенца в Иерусалимский храм и Сретение Его старцем Симеоном.

Пресвятая Дева с праведным Иосифом в сороковой день по Рождении принесли Богомладенца Христа в Иерусалимский храм для принесения благодарственной и очистительной жертвы, по закону Моисееву[1]. Надо сказать, что Сама Богородица не нуждалась в очищении, так как зачала без порока[2]. Однако Она проявила смирение и подчинилась предписанию закона. В иерусалимском храме святое семейство встретил праведный старец Симеон, прибывший в храм по внушению свыше для исполнения законного обряда[3].

Сам праздник, можно сказать, завершает собой цикл, посвященный явлению в этот мир Спасителя. Само слово сретение в переводе с церковнославянского означает «встреча»[4]. Настоящее торжество ознаменовывает собой встречу Господа с человечеством в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Происходит встреча не только Бога и человека, но и встреча Ветхого Завета с Новым.

Происходит встреча не только Бога и человека, но и встреча Ветхого Завета с Новым

Первое зафиксированное упоминание и описание праздника относят к концу IV века[5]. Общегосударственное празднование начало осуществляться в Византии в VI веке[6]. После традиция торжественного празднования Сретения начала распространяться по всему христианскому миру.

Богослужебный текст тропаря праздника Сретения Господня на церковнославянском языке звучит следующим образом:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение»[7].

Стоит обратиться и к тексту тропаря на греческом языке:

«Χαῖρεκεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, φωτίζων τοὺς ἐν σκότει. Εὐφραίνου καὶ σὺ Πρεσβύτα δίκαιε, δεξάμενος ἐν ἀγκάλαις τὸν ἐλευθερωτὴν τῶν ψυχῶν ἡμῶν, χαριζόμενον ἡμῖν καὶ τὴνἈνάστασιν»[8].

Протоиерей Владимир Успенский:

«Радуйся, Благодатная, Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (неверия и грехов). Веселись и ты, праведный старец, принявший на свои руки Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение»[9].

Священник Михаил Асмус:

«Радуйся, Облагодатствованная (Богом) Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности – Христос (Помазанник), Бог наш. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение (восстание от греховной жизни)»[10].

Радуйся, Благодатная Богородице Дево

Тропарь Сретения Господня начинается с приветственного обращения ко Пресвятой Богородице: «Радуйся». Помимо праздничного тропаря, мы часто встретим это слово в различных акафистах. Но прежде оно есть в евангельском повествовании о Благовещении: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1, 28).

«Радуйся», или же греческое «χαίρε» («приветствие, добродушное расположение, пожелание радоваться»[11]), – привычная форма приветствия в древнем мире[12]. Обращаясь таким образом к Богородице, мы уподобляемся архангелу Гавриилу, который приветствовал Ее, принеся весть о будущем Рождении от Нее Мессии.

Именование Богородицы «благодатной» в тропаре святитель Николай Сербский объясняет следующим образом:

«Душа Ее, как храм, была исполнена животворящими дарами Духа Святого, небесным благоуханием и небесной чистотой»[13].

Пресвятая Дева приняла и усвоила в Себе дары Духа Святого, благодаря чему через Нее и пришел в мир Спаситель, поэтому и мы обращаемся к ней в молитве: «Благодатная».

Солнце правды

В тропаре Господь олицетворяется с солнцем, которое освещает все, на что падают его лучи. И в песнопении мы видим неразрывную связь с недавним праздником Рождества Христова. Церковнославянское причастие «возсия», имеющее значение «начать сиять, воссиять, засиять»[14], показывает, что именно благодаря Богородице Спаситель пришел в наш мир. Неслучайно один из авторов русского перевода – священник Михаил Асмус – передает церковнославянское «возсия» как «взошло на небосклон».

Наименование Спасителя Солнцем правды берет свое начало в книге пророка Малахии: «Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2). Именование Господа солнцем дает нам понять, что Он являет Собой свет, освещающий все. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1, 5).

Именование Господа солнцем дает нам понять, что Он являет Собой свет, освещающий все

Стоит обратить внимание и на существительное «правды». Слово «правда» в церковнославянском языке имеет достаточно широкое значение: праведность, истина, закон, справедливость[15].

Господь пришел в наш мир, чтобы избавить нас от рабства греха и власти дьявола, чтобы восстановить некогда падший образ Божий в каждом человеке Своей благодатью, своим нетварным светом. Пророк Исайя пишет: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2). Но освещение Божиим светом является не просто внешним освещением, как обычный свет освещает предметы, но особым светом, возвращающим нам духовное зрение.

На это указывает церковнославянское причастие «просвещаяй» от глагола «просвещати» – «озарять, давать свет, возвращать зрение, совершенствовать»[16].

Веселись, праведный старец!

Далее в тропаре идет обращение к еще одной ключевой личности праздника – блаженному старцу Симеону.

Все человечество в лице одного человека – Адама – отпало от Бога после своего грехопадения: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 19). Эта разлука продолжалась на протяжении тысячелетий. Люди ожидали и чаяли Спасителя, грядущего в мир. И в этот самый момент человечество в лице старца Симеона вновь встречается со своим Творцом.

Люди ожидали и чаяли Спасителя. И в этот самый момент человечество в лице старца Симеона вновь встречается со своим Творцом

По-иному воспринимается обращение «веселися и ты». Греческое εὐφραίνω – «радоваться, веселиться, доставлять удовольствие, быть довольным»[17]– передает нам то ликование, которое охватило сердце старца, принявшего в свои руки Того, Кто пришел спасти мир. В лице старца подразумевается и весь человеческий род, так долго ожидавший Пришествия Мессии. Тропарь и нас призывает к веселию и радости от этой по-настоящему долгожданной встречи.

Благодарное объятие и Воскресение

Праведный Симеон не просто берет Младенца на руки – в тропаре подчеркивается: «во объятия». Так автор тропаря передает радость, восторг и желанность этого события. Мы не обнимаем каждого встречного, но обнимаем любимого человека, которого встречаем после долгой разлуки.

Эти «объятия» свидетельствуют о благодарности Симеона, ведь Сам Господь сошел на землю ради спасения рода человеческого. Не зря здесь употреблено церковнославянское существительное «Свободитель» – «освободитель, избавитель, спаситель»[18]. Господь пришел освободить нас от греха, тем самым спасти от вечной смерти. Конечно, Христос, как избавитель от греха, от вечных мук, подает нам бесценный дар вечной жизни, ничего не прося взамен. Апостол Павел подтверждает это в своем послании: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8 ). Поэтому и мы в тропаре мысленно благодарим Бога за Пришествие и с радостью встречаем Его в своих сердцах.

Господь не просто дарует нам возможность получить вечную жизнь, но приносит в дар Самого Себя

Этот Свободитель – источник нашего воскресения. Именно так заканчивается тропарь праздника. Господь не просто дарует нам возможность получить вечную жизнь, но приносит в дар Самого Себя. Воскресение невозможно без соединения со Христом, а достигнуть этого соединения мы можем в таинстве Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Господь принес не просто дар воскресения, а принес всего Себя, чтобы мы через соединение с Ним достигли Царства Небесного.

Мы призваны в этот день радоваться, ибо Спаситель открыл путь к жизни с Богом, к которой призван каждый

Тропарь Сретения Господня повествует нам о встрече двух эпох, двух Заветов – Ветхого и Нового. В песнопении праздника мы не только обращаемся ко Пресвятой Богородице, но совместно с Симеоном Богоприимцем встречаем Спасителя, идущего в мир и посещающего нас, находящихся во тьме прегрешений. И мы призваны в этот день радоваться, ибо Спаситель открыл путь к жизни с Богом, к которой призван каждый. И теперь, когда проповедана Благая весть, нам остается сделать лишь шаг навстречу Христу и, изменив свою жизнь, достигнуть Царствия Божия.

Профессор Лариса Маршева, Николай Александров

12 февраля 2021 г.


____________________________________

[1] Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М., 2011. С. 85.

[2] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие: Учебное пособие. М., 2017. С. 391.

[3] Битбунов Г. С.Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М., 2011. С. 85.

[4] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 27. М., 2006. С. 147

[5] Рубан Ю. И. Сретение Господне (опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994. С. 41.

[6] Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М., 2011. С. 88.

[7] Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // Минея февраль. М., 2002. С. 23.

[8] Ἡ ὙπαπαντὴτοῦΚυρίου, καὶ Θεοῦ καὶ ΣωτῆροςἡμῶνἸησοῦΧριστοῦ// Μηναίον τοῦΦεβρουαρίου. EnBenetia, 1863. Р. 9.

[9] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 141.

[10] Асмус И., священник. Перевод тропаря Сретения Господня // URL: https://www.pravmir.ru/tropar-sretenija-gospodnja/ (дата обращения: 03.02.2021 года).

[11] Liddell H. G., Scott R. Greek-EnglishLexicon. Oxford, 1996. Р. 1703.

[12] Дятлева Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета., 2006. С. 21.

[13] Николай Сербский, святитель. Сердце всех добродетелей: Толкование молитвы Отче наш, Символа веры и Богородице Дево. Крагуевац, 2011. С. 25.

[14] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 56.

[15] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 99.

[16] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 20. М., 1995. С. 213.

[17] Liddell H. G., Scott R. Greek-EnglishLexicon. Oxford, 1996. Р. 619.

[18] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 23. М., 1996. С. 172.


_______________________________

https://pravoslavie.ru/137308.html
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2021, 23:43:45 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 86893

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #37 : 14 Февраля 2021, 23:52:49 »

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Лк. 2: 22-40). Протоиерей Олег Стеняев



В сегодняшнем видео отец Олег Стеняев подробно рассказывает о двунадесятом празднике — Сретении Господнем.

Он даёт объяснение следующим темам:

🔸 Принесение Иисуса Младенца во храм.
🔸 Сохранение девства Пресвятой Девы.
🔸 Предписание в законе.
🔸 Жертва за младенцев.
🔸 Присутствие Бога в Иерусалимском храме.
🔸 Имянаречение.
🔸 Обрезание младенцев.
🔸 Дух святой на Симеоне Богоприимце.
🔸 Долголетие старца.
🔸 Благословение младенца.
🔸 Отпущение праведника Симеона.
🔸 Пророчество в отношение языческих народах.
🔸 Встреча пророчицы Анны с младенцем Иисусом Христом.
🔸 Ожидание иудеями воинственного Мессии.
🔸 Пророческий дар праведной Анны.
🔸 Предвечный Бог во плоти.
🔸 Этапы возрастания Сына Божьего.
🔸 Освещение всего рода человеческого.
🔸 Важность Таинства Святого Причастия.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=QiqdQmoJlCY
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 11117


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #38 : 15 Февраля 2021, 10:41:24 »


Храм Божий - высшее, что есть на земле

Проповедь на Сретение Господне

Протоиерей Валериан Кречетов





Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалимском храме встретили Его святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Историю святого праведного Симеона Богоприимца, наверное, многие знают. Он был одним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда переписывал книгу пророка Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмманýил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. И есть даже в Третьяковской галерее картина, запечатлевшая, как он собирается соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но ангел остановил его и сказал: «Все, что здесь написано, - истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». И Симеон прожил триста лет, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, вы слышали в сегодняшнем Евангелии.

Второе из действующих лиц сегодняшнего празднества -пророчица Анна, вдовица чистая, при храме в посте и молитве подвизалась, и она тоже сподобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенца.

Этот праздник Сретения, так же, как праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, призывает всех к посещению храма Божия.

Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, - это храм Божий. В нем пребывает благодать Божия, в нем совершаются все таинства, в нем пребывает невидимый горний мiр. Церковь во всей полноте своей все время находится прежде всего в храме Божием.

Есть видения, которые были во время богослужений. Вы знаете, наш храм Покрова Пресвятой Богородицы - свидетельство этой истины. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божия покрывает своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней - ангелы, апостолы, пророки и все святые.

Ангел явился пророку Захарии в алтаре, когда возвестил ему о рождении Иоанна Предтечи.

Ангелы-хранители всегда находятся у престола Божия в храмах, и это - свидетельство того, что здесь особое место пребывания безплотных сил и вообще святых. Поэтому Церковь воспевает так: В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним.

Исходя из этого, и все святые прежде всего стремились в храм Божий. И если они не находились в глубокой пустыне, как преподобные Антоний Великий или Марк Фраческий, Павел Фивейский или Мария Египетская, то все они прежде всего всегда пребывали в храме Божием.

Так что наши праздники, памяти святых говорят о необходимости посещения храма Божия.

Одна из наших русских святых, благоверная княгиня, подвизалась в домашней молитве, в посте, дела милосердия совершала, благотворила много, старалась больных посещать. И вот некоему рабу Божиему было такое явление. Ему было сказано: «Скажи ей, что добре она подвизается, все это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обязательно все-таки в храм приходила».

То есть, хотя она и вела жизнь праведную и милосердную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обязательно посещать. Вот ответ на многочисленные возражения: «Главное, мол, - в душе, а в храм Божий ходить - неважно».

Если воспитание Матери Божией - Той, Которая стала честнейшей херувим и слáвнейшей без сравнения серафим, - происходило в храме Божием, если Господь был принесен Матерью Божией в храм и здесь Его встретил Симеон Богоприимец, который узрел в этом исполнение того, что ему было предсказано: ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь своими глазами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? - то что еще нужно говорить о значении храма Божия в нашей жизни?

И здесь Симеон Богоприимец говорит замечательные слова, обращаясь к Спасителю: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

В этих словах заключен глубочайший смысл, который Церковь вложила в песнопения сегодняшнего праздника. Подтверждая и утверждая эти слова Симеона Богоприимца, от лица Господня воспевает Церковь: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Внешне Младенца держит на руках Симеон Богоприимец, но он держит Того, Кто держит всё творение в Своей руке.

В этих словах заключен глубочайший смысл. Когда в нашей жизни иногда возникают такие мысли, что мы что-то там делаем, как говорят, для созидания, для поддержания Церкви, что мы защищаем, отстаиваем Церковь, - на самом деле Церковь нас защищает, и отстаивает, и созидает нас.

Когда еще в Ветхом Завете люди приносили дары в церковь, то Господь говорил им: «То, что вы Мне приносите, не Мое ли это? Поэтому приносите мне свою душу». Даждь ми, сыне, твое сердце (Прит. 23, 26) - так говорит Господь. Нужно помнить эту истину: что когда мы что-то совершаем, как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совершаем, а Господь сподобляет нас это совершать или принимать в этом участие. Ибо невидимо совершается всё благодатью Божией. Всё творит Господь.

Было такое видение: там была некая трапеза, пир, и все участвуют, каждый что-то делает, но участвует и Господь тоже. И Господь трудится больше всех.

Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Господь дал нам силы, дал разумение, и мы можем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, - что ты сможешь делать? Если ты делаешь что-то, то потому, что тебе дано. И тот, кто делает, и делает так, как подобает, совершает то, что должен. Вот если он не делает, то совершает преступление.

Святой апостол Павел, получив благодать апостольства, говорит: Аще... благовествýю, несть ми похвалы: нýжда бо ми належит: горе же мне, аще не благовествую (1 Кор. 9, 16).

Такие слова можно сказать обо всем. Если ты что-то делаешь ради Бога - я уж не говорю, для храма, для Церкви, а вообще что-то делаешь доброго, - то ты делаешь то, что должен делать, и горе тебе, если ты этого не делаешь. А то, что делаешь, ты делаешь потому, что тебе дано. Ты не сможешь ничего сделать, если в тебе не будет этого дарования.

Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было такое долголетие. Господь дал ему и держал его: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека. Помнить нужно, что всё - от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что приносим, то Божие.

Вот простейший пример: детей растят, воспитывают, учат. А потом этот ребенок, выращенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в подарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?

Восточная мудрость гласит, что если ты на ладони своей изжаришь яичницу для своей матери, ты ничего еще для нее не сделал. То есть, держать на огне руку так, чтобы там зажарилась яичница - такое самопожертвование, - и то еще это ничто из того, что ты должен был бы для нее сделать. Если, как говорит земная мудрость человеческая, которая тоже всё черпает от Бога, мы в таком долгу перед своими родителями, от которых получили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от которого имеем всё ? И что мы приносим Ему из того, что нам дано?

Поэтому Господь, явив Свое неизреченное смирение, сказал: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе бóльшую часть, не взял половину, ни третью часть - а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это по‑настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш - Богу. Потому что, вырываясь из круговерти суеты, мы приходим в храм Божий, получаем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. И очищается душа, и обновляется.

Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот безценный дар, дар милости Божией: веры истинной, храм Божий. Будем ценить это и по возможности посещать храм Божий и смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь сподобил нас вступить в это святое место. Аминь.


Источник
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!