Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 14:38:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: В чём неправда «православных антисоветчиков»  (Прочитано 813 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Августа 2020, 14:42:20 »


В чём неправда «православных антисоветчиков»?

Анатолий Степанов


К полемике с Леонидом Решетниковым и Михаилом Смолиным



Думал, что пишу постскриптум к полемике с бывшим исполнительным директором общества «Двуглавый орел» Л.П.Решетниковым. Но тут появилась статья его зама по работе в РИСИ и моего давнего знакомца Михаила Борисовича Смолина. Статья внушительная по размеру и с претензией на разбор моих взглядов. Тут уже не ответить нельзя, поскольку, несмотря на личные выпады в мой адрес, Смолин пытается вести полемику в идейном ключе.

Стоит отметить, чтобы был понятен контекст дискуссии, – она возникла не вчера. Еще в 2016 году издательство «Символик» совместно с Российским институтом стратегических исследований, который возглавлял тогда Л.П.Решетников, издало книгу «"Православный" сталинизм. Вопросы и ответы». В этом сборнике статей главные объекты нападок «Изборский клуб» и «Русская народная линия». Так что необелогвардейцы и «православные антисоветчики» ведут против нас войну давно (это к тому, кто первым начал). Для сборника по две статьи написали сам Решетников, Петр Мультатули и Виктор Аксючиц (тут они совпали, хотя в отношении «екатеринбургских останков» так различаются!), а также Смолин, Андрей Мановцев, Дмитрий Володихин, священник Николай Лызлов и др. Мы тогда решили не вступать в полемику, хотя были готовы написать статьи многие авторы РНЛ и даже название для сборника придумали «Неправославные православные: анатомия антисталинизма. Антисоветизм и антисталинизм как орудие раскола русского народа». Название, думаю, актуальное и точное. Действительно, «православные антисоветчики», изображая из себя «просветителей», на самом деле, раскалывают русский народ.

А теперь о тезисах статьи Смолина <…> Каковы же теоретические и методологические заблуждения «православных антисоветчиков»? Так их, кстати, правильнее называть, поскольку термин «необелогвардейцы» менее удачен.

Первое. Основой системы взглядов «православных антисоветчиков» является представление, что советская эпоха есть нечто неизменное, советская система существенно не изменялась, поэтому они не делают никакой разницы не только между Сталиным и Лениным, но и даже между Сталиным и Троцким. Чем-то такой постулат напоминает тезис некоторых современных радикалов и коммунистов, которые утверждают, что Путин – верный наследник Ельцина и Собчака, и никакой разницы между политикой Ельцина и Путина нет. Аргументы – Путин не трогает «семью», не закрывает Ельцин-центр, государственная библиотека носит имя Ельцина, праздник День России отмечается в день провозглашения Ельциным суверенитета и т.д. и т.п. Схожая аргументация у «православных антисоветчиков» и в отношении Сталина: он постоянно цитирует Ленина, он не отрёкся от наследия ленинизма, а остальное, мол, для обмана народа. При этом, и сам Троцкий называл сталинские реформы термидором, и все серьёзные учёные и мыслители считали, что сталинизм – это нечто иное в сравнении не только с троцкизмом, но и с ленинизмом. Но это ничуть не убеждает «православных антисоветчиков». Они и слышать не хотят о русификации Сталиным марксизма-ленинизма, в лучшем случае готовы признать это временной уступкой, но никак не существенным изменением самой природы советского социализма. Примечательно, что своих критиков они обзывают сталинистами – словечком, придуманным Хрущёвым для наименования своих противников.

Второе. Как антитезу «совку» «православные антисоветчики» рисуют образ дореволюционной России как чего-то идеального и безпроблемного. Под видом «просвещения» русского народа, сознание которого, мол, искажено советским образованием, нам предлагают сусальный образ царской России. Царская Россия развивалась от успеха к успеху – росли экономика и население, развивалась культура и т.д. Но тут, откуда ни возьмись, появились большевики и всю эту идиллию уничтожили... Рисуя такую примитивную картинку под видом «исторического просвещения», «православные антисоветчики» даже не отдают себе отчёта в том, что они тем самым клевещут на святого Царя-Мученика Николая. Ведь сразу возникает мысль, что это Царь во всём виноват, это на нём лежит вина, он даже не смог нормально управлять такой развивавшейся от успеха к успеху страной. Собственно это то, в чём обвиняла Царя либеральная оппозиция («вовремя не отдал власть обществу»), составившая потом костяк эмиграции.

Парадокс в том, что «православные антисоветчики» при этом считают себя «ревнителями памяти Николая Второго», пытаются выставить себя чуть ли не главными интерпретаторами его личности и царствования. Но как раз главного в подвиге Государя они не понимают: величие подвига Государя как раз заключалось в том, что он до последнего держал на своих плечах разваливавшуюся и трещавшую по швам страну. И как только вырвали у него власть, Россия покатилась в пропасть, препятствий не оказалось, никакие самые выдающиеся генералы ничего не смогли сделать. Но «православные антисоветчики» своими сусальными восхвалениями Царя – «великий реформатор», «великий полководец» – настраивают всех здравомыслящих и грамотных людей против памяти Царя. Выскажу парадоксальную мысль: потому у нас не почитают должным образом Царя-Страстотерпца, что вот такие люди возглавляли общество исторического просвещения «Двуглавый орёл». Почитать сусальный, далёкий от истины образ Царя, народ не хочет. А врагам такое «почитание» даёт дополнительную пищу для очернения Государя.

Третье. Главное в системе взглядов «православных антисоветчиков» – ненависть к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Ленина и Троцкого они не так ненавидят, как Сталина. На него стараются навесить всех собак. Вот и Смолин пишет: «Степанов не понимает, что Творец искал для вразумления России, отказавшейся от Помазанника и Страстотерпца Николая Александровича, – наихудших правителей. Но хуже Ленина со Сталиным сыскать не мог». Ведь глупость явная. Были хуже – Свердлов, Троцкий, Зиновьев, Урицкий. Но их Смолин не поминает (они ему ближе?), зато пинает русского (по самосознанию) Ульянова и грузина Джугашвили.

Для меня явление Сталина – милость Божия к русскому народу. Среди всей этой банды захвативших власть в России преступников, ненавидевших всё русское, причастных к преступлениям против представителей власти, Господь нашёл одного, чьё сердце не было окаменевшим, как сердце египетского фараона. И Сталин остановил погром России, восстановил традиционное русское образование, вернул патриотическое воспитание молодёжи, возобновил традиции русской культуры, вновь заставил гордиться Пушкиным и Гоголем, Суворовым и Кутузовым, Александром Невским и Фёдором Ушаковым. Главная незадача для «православных антисоветчиков», конечно, победа в Великой Отечественной войне, победа Красной армии, которой командовал Сталин. И «православные антисоветчики» не находят ничего лучше, как использовать идею «вопрекизма», рождённую в либеральной среде (при этом они обвиняют в либерализме своих критиков!). Мол, мы победили в войне не благодаря, а вопреки Сталину, в войне победил не Сталин, а народ. Во всех войнах побеждали главнокомандующие, которые стояли во главе армии, и только в Великой Отечественной победила армия ... без главнокомандующего. А всё потому, что Сталина надо выбросить из русской истории.

Четвёртое. Отдельная тема – спекуляции на Новомучениках и Исповедниках Российских. Постоянно звучит: если вы хвалите Сталина, вы отрекаетесь от Новомучеников; либо вы за Сталина, либо за Царя-Мученика Николая. А вот есть такое предание, что один будущий монах встретил на ступенях рейхстага полковника, похожего, как он потом понял, на Николая Александровича. Но преданиями антисоветчиков не проймёшь, им в таком случае подавай документ с печатью, удостоверяющий чудо. Эта и другие истории – про облёт Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери, про встречу Сталина с Матроной Московской, про митрополита Гор Ливанских Илию, про молитву Сталина в Успенском соборе – для них «сказки, сочинённые сталинистами».

А вот Новомученики – реальность. Но разве Новомученики боролись с режимом? Разве они были антисоветчиками? Антисоветчиками их представляли те чекисты, которые им «шили дела», поскольку судить можно было не за веру, а только за антигосударственные преступления, т.е. за антисоветизм. И, как это ни парадоксально, антисоветчиками Новомучеников представляли эмигранты, которые поднимали шум в зарубежной прессе, а власти вымещали свою злобу на тех, кто не убежал за границу от своей паствы, а остался в Отечестве и испил с народом горькую чашу страданий. Нынешние «православные антисоветчики» выставляют Новомучеников антисоветчиками, чтобы себя оправдать. А Новомученики Христа исповедовали, а не с режимом боролись. И устами митрополита Сергия признали советскую Россию своей Родиной, успехи которой – успехи и православных. Церковь тогда понимала, что изменить (излечить) общество можно только молитвой, смирением и терпением.

Иногда Сталина сравнивают с Диоклетианом. Думаю, это не вполне корректно. Диоклетиан сознательно гнал Церковь Христову как идеологического конкурента языческой Империи, это было гонение именно против христианства. Сталинские репрессии имели иную мотивацию. Конечно, «воинствующие безбожники» пытались придать репрессиям также и антицерковный характер. Со всем этим ещё нужно разбираться. Может, вот тут и уместно будет использовать идею «вопрекизма». Репрессии против православных были вопреки воле Сталина. А почему бы и нет?! Ведь в ходе репрессий пострадали и сторонники Сталина, неслучайно после «большого террора» Сталин провёл серьёзную чистку НКВД, который, похоже, играл в собственную игру.

Пятое. С улыбкой я воспринял попытки Решетникова и Смолина представить меня союзником либералов, а их подлинными консерваторами. Что это: проблемы с логикой или аберрация зрения? «Православный антисоветизм», как видно, тяготеет к русскому этническому национализму, который является если не родным, то двоюродным братом либерализма. Так что тут связь очевидная.

Сталин восстановил в коммунистическом обличье русскую империю, именно это не могут простить ему либералы, националисты и «православные антисоветчики». Либеральная западная интеллигенция долгое время позитивно относилась к Советскому Союзу, даже репрессии пыталась оправдать (Р.Ролан, Л.Фейхтвангер, А.Жид). Отношение изменилось в худшую сторону после Великой Победы и создания Сталиным мощной империи. Как тут не вспомнить рассказ сербского коммуниста Джиласа, которому Сталин говорил, показывая на окрашенную в красный цвет Восточную Европу: «Никогда они нам этого не простят». После войны к нападению на Советскую Россию призывали не только Черчилль и Трумэн, но и некоторые представители русской эмиграции (все сплошь «православные антисоветчики»), которые одобряли идею сбросить на СССР атомную бомбу. Так что нынешним «православным антисоветчикам» могу только посоветовать перечитать дедушку Крылова и в поиске либералов взглянуть в зеркало.

Шестое. «Православный антисоветизм» неизбежно ведёт к апологии власовщины. Оправдание борьбы против Сталина и сталинизма вольно или невольно приводит к попыткам оправдания предателя Власова. Разумеется, Решетников и Смолин тщательно открещиваются от оправдания власовщины. Но в этом видна их логическая непоследовательность. Их единомышленники из среды русской эмиграции (напр., супруги Кривошеины, недавно скончавшийся епископ Агапит и другие), а также такой матёрый антисоветчик и антисталинист как протоиерей Георгий Митрофанов и его сподвижник историк Кирилл Александров в этом отношении честнее. Они Власова оправдывают, а прот. Митрофанов даже называет себя «церковным власовцем».

Седьмое. Больше того, «православный антисоветизм» должен логично привести его адептов и к оправданию такого врага Сталина, как Степан Бандера. И к поддержке нынешнего украинского национализма. Я вспоминаю, когда начался на Украине необандеровский «ленинопад», многие единомышленники Решетникова и Смолина это приветствовали и говорили: вот бы и у нас такое повторить. Разумеется, Решетников и Смолин, вопреки логике, открещиваются от симпатий к Бандере, и такой шаг не делают. Но и это является следствием их логической непоследовательности.

В целом могу только повторить, что писал в предыдущей статье. Советский период не является только лишь катастрофой русской истории и его нельзя вычеркнуть из нашей истории. Пытающиеся так сделать фактически бунтуют против Бога. По сути, «православные антисоветчики» отказываются видеть действие Промысла Божия в русской истории советского периода. Им проще вычеркнуть его из истории, как некую «ошибку Бога». Поэтому они и зовут нас «вернуться туда, чего нет», что умерло или растворилось в жизни русских людей советского времени, да и в политике тоже (ведь Сталин восстановил многое из того, что было в дореволюционной России). Это, действительно, больше напоминает популярные сегодня исторические реконструкции, чем реальную и позитивную программу, и вполне вписывается в модную сегодня постмодернистскую модель мира.


И в заключение о будущем «Двуглавого орла». Хочется надеяться, что Константин Малофеев, будучи успешным бизнесменом, будет реалистом и в политике, и попытается превратить «Двуглавый орёл» из бутафорской в реальную общественно-политическую организацию, и «Двуглавый орёл» сможет заниматься реальными делами, которые волнуют реальных русских людей, а не только ходить в жёлтых майках на публичных мероприятиях.

Я адресую эту статью не Решетникову и Смолину. Их я ни в чём не смогу убедить, тем паче в ненависти к Степанову у них много личного, личных обид (у Смолина особенно, и многие знают, по какой причине). Я адресую эту статью тем монархистам, которые не утратили способности самостоятельно мыслить, кто стремится разобраться в сложных перипетиях русской истории.


Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

12.08.2020


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!