«Из спасенных им — от самоубийства, от тюрьмы, сумы, — можно составить страну»21 октября 2020 года умер протоиерей Дмитрий Смирнов, известный всей стране священник, который был горяч, а не теплохладен.В мае 2020 года протоиерей Дмитрий Смирнов переболел COVID-19, прошел реабилитацию после пневмонии. До коронавируса батюшка перенес операцию на сердце. Здоровье было подорвано. В августе 2020-го отец Дмитрий написал прошение в Священный синод об освобождении от должности главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которую он занимал с октября 2013 года.
Об о. Дмитрии вспоминают лично знавшие его, их слова собрал портал «Милосердие.ru».
«Стихи-то пишешь?»Священник Константин Кравцов:…Наткнулся в ленте на фото, лучше всего выражающее суть моих, да и не только моих, взаимоотношений с батюшкой. Он обладал не только редчайшим среди духовенства даром слова, но и еще более редким даром — даром любви. Это сочетание и притягивало к нему.
…впервые я увидел его на всенощной 19 августа 90-го года — всенощной под престольный праздник свт. Митрофана Воронежского в незадолго до этого переданном Церкви полуразрушенном храме на 2-й Хуторской, которой о. Дмитрий вернул историческое название — Царская.
Больше всего поразило то, чего я не встречал ни в одном храме: дух общины. Все стоящие (храм был битком) составляли единое целое. И я решил, что с этих пор буду ходить именно сюда.
В гостях у отца Павла Груздева. Отец Дмитрий рядом с о. Павлом. Крестный ход на праздновании иконы «Достойно есть». Фото с сайта azbyka.ruБатюшка брал в свое сердце приходящего к нему, а точней — к Богу и — являл собой того самого Отца из притчи о блудном сыне. Иногда мог неожиданно открыть душу как близкому другу, часто в ответ на твои вопрошания и/или признания (на исповеди, но не только) находил неожиданные, переворачивавшие твои представления, нередко ошеломляющие и всегда утешающие слова.
Бывал и резок, иногда, казалось, слишком резок, реагируя на какую-то ситуацию, но всегда — искренен. Говорил, что думал, не идя на компромиссы с духом века сего — политкорректностью и прочими предписаниями «диктатуры черни» (Эдгар По о демократии), что не могло не сделать его объектом травли, свидетелями каковой мы и стали минувшей весной.
Многие сегодня высказались о нем как о воине — это так, но я бы уточнил: он был не только воином, но и полководцем. Другого такого я не вижу, что делает эту утрату поистине невосполнимой.
… Он мог не только разделить трапезу со своим чадом в его доме, но и прийти на презентацию его поэтической книги в прокуренный, полный богемы, подвал……помню, говорили как-то о происходящем и я спросил его:
— Батюшка, а где же выход?
— Выход? Только здесь — указал он на сердце. Еще помню разговор в алтаре о трудности совмещения священнического служения с творчеством. «Здесь ты у источника» — сказал он.В другой раз — о том, что талант может оказаться тем крючком, на котором тебя держит дьявол. Еще помню такой диалог при встрече через несколько лет моего священства в Ярославле:
— Стихи-то пишешь?
— Пишу.
— И как ты жив до сих пор….
Воспоминания — сегодня они, путаясь, наплывают одно на другое. 30 лет как-никак. Вся жизнь. Может, даст Бог, напишу что-то более связное, а пока — не могу: слишком многое воспоминаний…
«Отец Дмитрий — очень смелый»Епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, друг о. Дмитрия:«Протоиерей Димитрий Смирнов был бесстрашным человеком и говорил правду, что не всем нравилось. Отец Димитрий Смирнов был очень добрый и очень смелый человек — совершенно бесстрашный.
Он не боялся говорить правду, нравилась она кому-то или не нравилась. Он боролся за добро и делал это остро, ярко».При этом, заметил владыка Пантелеймон, зачастую в своих высказываниях отец Димитрий «имел в виду совсем не то, что из них выводили люди, которые его не понимали».
Отец Дмитрий Смирнов с другом, владыкой Пантелеймоном«Отец Дмитрий был очень добрый: создал три детских дома, гимназию, организовал одно из первых (в новейшей истории страны — ред.) сестричеств милосердия, собрал огромную общину талантливых, любящих людей. Его все уважали: и православные, и иноверцы. Он многое сделал для многих людей. Для меня он сделал очень много.
С ним всегда было очень радостно, он никогда не унывал, несмотря на пережитые болезни, смерть родителей и гонения.
Я верю, что Господь примет его в свои селения, потому что у него была простая, искренняя вера».Отпевание новопреставленного протоиерея Димитрия Смирнова пройдет 23 октября 2020 г. в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его совершит управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Воскресенский Дионисий, сообщает официальный сайт Московского Патриархата.
Начало Литургии в 8.30, отпевание предварительно назначено на 10.00.«В последнее время о. Дмитрий был уже на колясочке, но совершенно спокоен и благодушен»Протоиерей Александр Ильяшенко, друг о. Дмитрия:— В последний раз мы с ним виделись и служили 18 сентября, в день 70-летнего юбилея владыки Пантелеймона (Шатова). Мы служили в храме, отец Дмитрий был уже на колясочке, но всю службу молился в алтаре и причащался.
Он был, как всегда, в хорошем настроении. Никаких уныний и горестных вздохов после того, как его состояние резко ухудшилось, у о. Дмитрия не было.А было внутреннее спокойствие, уравновешенность, радость и глубокая покорность воле Божией: «Господь так судил, значит, так тому и быть». Его тело стало немощным, а дух бодрым по-прежнему.
Отец Дмитрий на протяжении своего священнического служения вел очень напряженный образ жизни. Он выкладывался полностью, служил Богу, Церкви и людям. Поэтому у него накопился целый букет заболеваний. Весной он заболел неким вирусом, который на фоне тех болезней, которыми болел отец Дмитрий, дал осложнение.
Тут можно отметить некую его прозорливость. Он почувствовал, что это последняя его болезнь.Сам попросил, чтобы Святейший Патриарх Кирилл снял с него послушание председательства в Патриаршей комиссии по семье, а также послушания настоятеля в тех храмах, которые он воссоздал, и которые благодаря ему наполнились множеством людей.
Я не знаю, могу только предполагать, но думаю, что он понимал, что уже не сможет вернуться к активному служению. Он готовился к смерти. Он, здесь на Земле, завершил дела и передал часть своей огромной нагрузки нескольким людям.
Ту нагрузку, которую он в одном лице соединял, — председателя двух патриарших комиссий и настоятеля девяти храмов — теперь будут нести несколько человек. Это еще больше подчеркивает его значимость для Церкви.
Познакомились мы с отцом Дмитрием в конце 1970-х — начале 80-х. Тогда по Москве прошел слух, что два молодых человека с высшим образованием пошли в санитары, чтобы потом поступить в семинарию, — это в те-то времена.Один из них был отец Дмитрий, второй — владыка Пантелеймон (Шатов). Они дружили с юности.
Потом в течение ряда лет несколько приходов со своими священниками ездили в день св. Димитрия Солунского в подмосковный храм Димитрия Солунского на престольный праздник. Один из этих священников был отец Дмитрий Смирнов. Там я с ним и познакомился.
Патриарх Пимен (Извеков) вручает о. Дмитрию диплом об окончании Московской духовной семинарии, 1980 год. Фото с сайта azbyka.ruОн привлекал внимание любого человека: физически очень крупный, жизнь в нем кипела, он заряжал своей радостью, своим юмором окружающих.
Когда его назначили настоятелем храма Митрофания Воронежского, мы были на освящении храма. Я помню, с какой пламенной глубокой молитвой он молился. Когда освещается храм, то вкладывают частицу мощей святого в престол. Он нес эту частицу мощей крестным ходом, потом поднялся, прошел через святые врата в алтарь и укрепил мощи в основании престола с таким чувством, благоговением.
О. Дмитрий всегда старался поднять настроение собеседника. Говорил мудро и весело. Это очень важно, особенно для человека, который пришел на исповедь.Ему и трудно, и страшновато, он может бояться, что священник его осудит. Отец Дмитрий отлично умел разряжать обстановку. И вообще был человеком экспромта.
Но мог быть и резким: чтобы пробить толщу греха, самодовольствия, ограниченности, когда мягкость будет не услышана.
Это приводило к тому, что кто-то задумывался, почему священник так сказал? У кого-то вызывало бурю протеста, возмущение. Но важно не только то, какие именно слова человек сказал, но и то, какое впечатление он произвел.
Пасха в Алтуфьево. Фото с сайта azbyka.ruО. Дмитрий производил очень сильное впечатление. Феномен его личности, ее масштаб еще нуждается в осмыслении, которое может прийти только со временем. К нему никто не относился равнодушно. К нему невозможно было относиться равнодушно. Он один из тех немногих людей, которые смогли глубоко коснуться души людей. Кто вошел в историю Русской Православной Церкви конца ХХ и начала XXI века.
Один из священников сегодня так прокомментировал сообщение о смерти отца Дмитрия, где были слова: «Умер на 69-м году жизни, а сделал лет на 200».Чтобы оценить жизнь христианина, можно задать один простой вопрос: «Что такое любовь?» Любовь — это стремление подвигнуть человека ко спасению души. Вот то главное, что мы можем сделать для других. Если ты способствуешь тому, чтобы люди рядом с тобой спасались, значит ты проявляешь любовь, о которой говорит Господь наш Иисус Христос.
Посмотрите, сколько людей вокруг о. Дмитрия спасалось. Скольких он сумел наставить на спасительный, благодатный, полноценной жизненный путь. Скольких уберег, отвратил от греха, сколько маленьких жизней спас, уберегая женщин от горьких ошибок.Скольким детям он помог, опекая приюты. Шутка сказать: брать детей, от которых отказались родители, которые никому не нужны. А вот ему были нужны. Организовывал воспитателей, искал финансирование…
А сколько высших генералов и других военных чинов, которые занимали высокие посты в армии, благодаря о. Дмитрию изменили свое отношение к Церкви, стали ее чадами? Скольким рядовым солдатикам он помог и лично, и тем, что способствовал появлению в воинских частях военных священников — капелланов. Да всего, что он сделал, невозможно перечислить. Выдающийся человек.
«И мне помогал, и многим, кого я знаю»Священник Михаил Дудко:— Ревностный пастырь. Оригинальный проповедник. Герой деятельного милосердия.
Даже те, кого возмущали его высказывания «на грани фола», свидетельствовали о его постоянной и искренней готовности помочь в самых различных нуждах, и о многочисленных фактах такой помощи.И мне помогал, и многим, кого я знаю.
На пороге храма во имя Святой Троицы села Голочелово. Слева в первом ряду протоиерей Аркадий Шатов с дочерью Машей, справа — мать протоиерея Димитрия Смирнова — Людмила Александровна. В центре — отец Дмитрий. Фото с сайта azbyka.ruЧеловек с отличным чувством юмора, которое в диалоге с ним слишком часто изменяло его оппонентам. Личность с редким умением оставаться собой и в царских, и в больничных палатах. Мог быть умным или юродивым, в зависимости от обстоятельств. Несгибаемый.
Я не со всем соглашался, что он говорил, но всегда глубоко уважал о. Дмитрия. Таким, как он, быть непросто.
«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох».Прими, Господи, душу его.
Даст Бог, еще увидимся, отец Димитрий! Царство небесное.
«Он грел собой этот ледяной мир, сколько мог, пока мог»Майя Кучерская, профессор в НИУ ВШЭ:— Когда мы познакомились, ему было чуть за сорок. Лучезарный, всех любящий батюшка, который хотел только одного: всех обогреть, всем помочь, всех спасти.
Он отдавал себя все 24 часа в сутки. Несчастным теткам, неприкаянным девицам, философствующим молодым людям, одиноким старушкам, мальчикам-сиротам (он создал и поддерживал 3 детских дома), безумцам — всем, кто к нему приходил.
(Окончание следует)