Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 12:42:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Почему Бог избрал Святую землю  (Прочитано 932 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Января 2021, 19:10:51 »

Евгений Абдуллаев

Почему Бог избрал Святую землю


По преданию, первой христианской паломницей на земле была Сама Пречистая Божья Матерь. Последние годы Своей земной жизни Она проживала в Иерусалиме, в Верхнем городе, в доме любимого ученика Господа, апостола Иоанна Богослова. Изо дня в день, иногда в одиночестве, а иногда в сопровождении жен иерусалимских, приходила Она молиться на Гроб Господень (храма тогда еще, разумеется, не было, это была просто пещера). Посещала и те места, которые Сын Её посещал в Своей земной жизни: Гефсиманский сад, где Он молился перед арестом, вершину горы Елеонской, где Она видела Его в последний раз перед Его Вознесеньем на небеса, дорогу скорби, по которой римские воины вели Его с крестом на Голгофу… Со слезами умиления целовала Пречистая Дева землю, по которой ступала нога Её Сына, с нежностью прикасалась к святым камням, хранящем память о Нем, молитвенно беседовала со Спасителем…

Прошло уже две тысячи лет, а святые камни всё омывают своими слезами христианские жены, а Святую землю, помнящую Христа, Его Пречистую Матерь, Его друзей и учеников, топчут христианские пилигримы. День сменяется ночью, а мир — войной, и вместо парусов кораблей с пилигримами то и дело падают на воды Средиземного моря тени черных крыльев ракет. И бросаются волны на берег, и заходит враг в укрепленные города; и слышится топот конский, и скрип телег, и львиный рык, и рев верблюжий, и лязг оружия; и разрушаются храмы, и потоками льется кровь; и на паломнических стежках-дорожках ставятся капища да Иродовы дворцы, да блокпосты, да бетонные заграждения… И снова приходит мир, и над Средиземным морем восходит солнце, и по волнам спешат корабли, а по небу, как белые птицы Рая, со всех земель слетаются гражданские самолеты. И паки, паки и паки бесконечными вереницами идут по Святой Земле христианские пилигримы: калики перехожие со своими клюками, паломники с ветками пальм да поклонники со своими поклонами…

Эдем и Иерусалим

«Святой» на языке Библии означает «особый», «оставленный для Бога», «посвященный Богу». Значит, Святая земля — земля, посвященная Богу, Божий удел. Когда Бог творил землю, в самом центре ее Он расположил Свой удел — будущую Святую землю с Иерусалимом. Об этом говорится у пророка Иезекииля ( Иез. 5, 5):

«Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли».

Святая земля — земля, посвященная Богу, Божий удел

А еще раньше святой царь Давид, пророчески предвидя крестную смерть Спасителя на Голгофе, восклицал:

«Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли» (Пс. 73, 12).

«Среди народов, посреди земли» — значит «в центре»[1]. До сих пор в храме Гроба Господня, в Кафоликоне, показывают паломникам «пуп земли», центр нашей Вселенной, расположенный между двумя главными точками спасения человечества: Голгофой, где Христос был распят на Кресте, и всеславным Гробом, где Христос воскрес…

Впрочем, тогда, до грехопадения, Земля была одним континентом, и вся она была Божьим уделом. Современные геологи говорят о дрейфе материков, составлявших некогда один материк, Пангею. Раскол этого массива суши произошел позже: или во время Потопа, или при разрушении Вавилонской башни.

Допотопная Земля была единой, и центром ее была будущая Святая земля. Впрочем, мы, православные, знаем, что есть у нашей Вселенной и другой, еще более важный «духовно-просветительский центр» (хотя, в отличие от Святой земли, он нынче, после грехопадения, закрыт для нашего чувственного восприятия). Это — Райский Сад, Эдем.

Сразу оговоримся: то, что мы назвали Эдемский Сад духовным центром мира, совсем не означает, что Рай, как считают некоторые либеральные толкователи Библии, — это лишь «состояние нашей души» или «чисто духовный символ», а не реально существующее во Вселенной место. Подобных толкователей опровергает великий отец Церкви, прп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые, конечно, представляли себе Рай чувственным, другие же — духовным. Однако мне по крайней мере кажется, что, подобно тому, как человек сотворен был состоящим вместе из чувственной и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте божественнейшем и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте»[2].

Но если Эдем — реальность, а не просто «символ» или «состояние души», то где же он находится? Дадим слово священнику Даниилу Сысоеву, чей труд «Летопись начала» мы будем еще неоднократно цитировать. Вот что пишет о. Даниил:

«Где же находится это прекраснейшее место, куда стремится душа наша? Прот. Стефан Ляшевский считал, что Рай ныне под водою озера около Персидского залива. Некоторые ищут его в Армении и даже в Израиле. Но не так учат святые отцы. Боговидец Моисей указывает, что он находится на Востоке. И где бы ни находился христианин, Рай всегда будет на восток от него, поэтому на эту сторону света ориентированы наши храмы. Это прекраснейшее место находится ‟выше всей земли”. ‟Духовным оком воззрел я на Рай, — поет святой Ефрем Сирин. — Вершины всех гор низки пред его высотою. Едва пяты его касались высокие волны Потопа; благоговейно лобызали стопы его, и возвращались назад, подавить и попрать вершины гор и высот...”. Далек от взоров Рай, недосязаем для ока; поэтому можно отважиться изобразить его разве только в сравнениях… Моисей сделал венец на величественном жертвеннике (Исх. 27, 3); золотым венцем увенчал он жертвенник. Таков и Рай — этот прекрасный венец, увенчивающий собою Вселенную»[3].

Итак, Райский Сад сейчас закрыт и недосягаем и, как пишет о. Даниил,

«искать его земными способами бессмысленно. Для нас он ныне невидим, и это неудивительно для людей XX века, от которых только и слышишь разговоры об иных измерениях …».

Мы, правда, можем увидеть, потрогать руками, даже зайти в воды четырех великих рек, которые начинались там, в Раю: в воды Нила (евр. Геон, Гихон), питающего Африку, в воды священного для индусов Ганга (Фисон), в воды Тигра (Хиддекель) и в воды имеющей особое значение в Священной истории реки Евфрат, — но каким образом эти реки выходили из Райского Сада и орошали его, нам понять невозможно[4].

…А когда-то Рай не был закрыт для людей, и первые люди — Адам Первозданный и Ева, чье имя означает «Матерь Живущих» — наслаждались его красотами и прямым созерцанием Бога. И не было в Эдемском Саду ни плача, ни воздыхания, ни болезней, ни смерти, а была только жизнь бесконечная и бесконечная радость от общения напрямую с Создателем мира… Увы, Первозданный и Матерь Живущих тяжело согрешили, — и жизнь их, и мир вокруг них изменились до неузнаваемости. Земля, творение Божие, была проклята за грехи человека. А человек, творение Божие, узнал, что такое скорбь. И вот уже мир становится таким, как мы знаем его сейчас: проклятая из-за греха человека земля производит терние и волчцы, женщины в муках рождают детей своих, мужчины в поте лица добывают хлеб свой. И если в Раю хозяином земли был Адам, то после грехопадения князем мира сего становится обольстивший Адама дьявол. А вот и последствия этой дьявольской оккупации:

«весь мир захватили лукавые духи. В реках и озерах поселились водяные, в лесах — лешие. В воздухе стали заставы князей злобы поднебесных, не пропускавшие никого, кто желал бы подняться на небо, к Престолу Божию… »[5].

Основу этой дьявольской оккупации подорвет только смерть Христа на Древе Крестном (среди воздушной стихии). После Потопа Сим, сын Ноя, принесет череп Адама и похоронит его возле Иерусалима, а сверху насыплет холм, Голгофу[6]. А потом на этом холме, прямо над черепом того, кто когда-то протянул руку за запретным плодом, протянет руки распятый Спаситель мира…

Но ждать этого момента Адаму придется тысячелетья.

Рай: вход запрещен


Итак, катастрофа произошла,

«светозарный храм первозданного мира рухнул вскоре после постройки. И замковый камень из его свода выбил грех первых людей, Адама и Евы»[7].

И самое страшное в этом новом мире было даже не то, что к людям пришли плач, болезни и смерть (то есть ужасные, конечно, но всё-таки временные земные скорби), а то, что и после смерти люди не могли уже воссоединиться с Богом.

Так учит Православная Церковь: до того, как Сошедший во ад Спаситель сокрушил врата преисподней и вывел оттуда всех ожидающих Его праведников, всем людям после смерти приходилось сходить в мрачный Шеол, преисподнюю. Никто — ни праведники, ни грешники — не могли избежать этой ужасной участи. По-разному проживали свою жизнь древние люди, разные уровни могли быть у преисподней, но факт остается фактом: до явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела и поступки не спасали души людей от ада.

До явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела не спасали души людей от ада

Что такое преисподняя Ветхого Завета? Собственноשאול (Шео́л) по-еврейски означает «вопрошаемый», в смысле «таинственно молчащий», «не дающий ответа», «неисследимый». Вот так описывает ее отец Даниил, опираясь на Книги Иова, Иезекииля и Исайю:

«…это обиталище тоски и сени смертной… едва тронутое тусклым скользящим лучом не взошедшего пока Солнца, лучом надежд и упований, пока не исполненных… И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неисчезающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое… Как печально говорил Иов, ‟если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою” (Иов. 17, 13).

Цари земель восседают там на призрачных престолах, древние чудовища — допотопоные исполины — в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками. Под головами тиранов и воинов лежат мечи, обагренные кровью убитых. Все они лежат в гробах, и мечи положили себе под головы, напоминая себе о ярости, которой они наводили ужас на землю. Они дают место новоприбывшим в самых глубинах преисподней. А в самой глубине этой страшной долины, в грязи, вони и среди копошащихся червей, обитают самые лютые грешники. Души проклятых несут там позор свой, и злые духи издеваются над ними»[8].

Лучик надежды во тьме

Вот в такой ужасной ситуации оказался человек из-за своего непослушания Богу: полная скорбей жизнь, муки и томление в мрачном Шеоле после смерти… Но милосердный Бог, наказав первых людей изгнанием из Рая, дал им, Адаму и Еве, таинственное обетование (то есть обещание) будущего спасения. Мы можем прочесть об этом в третьей главе книги Бытия.

«И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты …», а дальше следует удивительное пророчество о том, что власть сатаны на земле не вечна, и что змей будет поражен Спасителем мира. Вот что еще сказал змею Всевышний:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).

Это первое в Библии пророчество о Христе, данное Самим Всевышним и записанное задолго до того, как были написаны четыре Евангелия, поэтому его еще иногда называют Первоевангелием.

Вдумайтесь, какое удивительное, загадочное обетованье! Придет время, обещает Всевышний, и Некто, Кого Писание называет Семенем Жены, поразит главу искусителя-змея, дьявола, и избавит человечество от его власти, в которую оно, человечество, добровольно попало! В чем же загадочность? А в том, что в обычном словоупотреблении семя — от мужа, а не от жены… Впрочем, для нас, людей, живущих уже после исполнения этого обетования Божьего, здесь ничего таинственного нет, мы понимаем, что это пророчество о приходе в мир Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Исидор Пелусиот писал об этом пророчестве:

«Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус. Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужеского и без умаления Её чистоты»[9].

В мир должен прийти Спаситель, Он должен победить зло, но победа эта не будет легкой. Та Его часть, которая ближе всего к этой земле, Его Тело, будет ужалена змеем, то есть умрет (недаром же сатана называется «имеющим державу смерти» (Евр. 2, 14).


Каин и Авель

Когда же явится этот обетованный Спаситель мира? Предание говорит, что когда у изгнанных из Рая людей родился первый ребенок, они в надежде, что это и есть тот самый, о ком говорил Всевышний, назвали его Каином, что значит «приобретение» (קין Ка́йин, евр. глагол «кана» значит «приобретать»). Но, увы, скоро родителям стало ясно, что из этого мальчика уж точно не вырастет Избавитель… И вот, находясь в печали, поняв, что лишь за пределами земной жизни сподобятся они увидеть Того, о Ком говорится в Первоевангелии, они называют второго ребенка Авелем.

(Продолжение следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Января 2021, 19:12:47 »

(Продолжение)

«Авель» (הבל Хе́вель), по-еврейски означает «пар», «дыхание», «суета». «Наша жизнь на этой земле, в печали, — наверное, думали Первозданный и Матерь Живущих, — лишь суета сует, пар, мгновенно тающее дыхание жизни, томительное ожиданье нескорого пришествия Избавителя»… И, действительно, Избавитель пришел не скоро… Пять с половиной тысяч лет лежит между ветхим Адамом, обольщенным змеем и протянувшим руку за запретным плодом, и новым Адамом (так апостол Павел называет Иисуса Христа (ср. 1 Кор. 15, 47), который победит искусителя-змея и протянет руки на Древе Крестном. Около 5500 года от Сотворения мира в истории человечества произошло это долгожданное событие, Рождество Иисуса Христа. Сколько потомков Адама и Евы к тому времени успели сойти в Шеол! Подумайте, когда на Святой земле, в городе Вифлееме, родился Спаситель, сколько людей, живых и уже спустившихся в преисподнюю, ожидали Его прихода…

Идолы вместо Бога

Когда мы с вами читаем книгу Бытия о размножении потомков Адама и Евы, нас не может не поразить долголетие древних. Вдумайтесь: Адам жил 930 лет, Мафусал — 969 лет, Ной — 950, Сим — 600… Существует целый ряд объяснений причин этого удивительного долголетия. Самым глубоким из них, по мнению многих богословов, является объяснение, согласно которому причиной этой необычной продолжительности жизни является особое действие Божие, целью которого было сохранение неповрежденного Предания среди людей. Действительно, если Адам жил чуть ли не тысячу лет, то он, конечно, успел поведать и о своем Создателе, и о прекрасном Райском Саде, и о Первоевангелии не только своим сыновьям, внукам и правнукам, но и своим пра-пра-пра-пра-правнукам!

«Ной общался с Мафусалом, лично знавшим Еноса, который, в свою очередь, вырос при ногах Адама и Сифа и созерцал вознесение Еноха. Кроме этого, Ной мог знать в течение 237 лет Малелеила, непосредственного современника Адама... Три сына Ноевых обучались и у Мафусала, и у Ламеха. Сим, в свою очередь, дожил до Евера. А тот общался с Серухом, жившим в течение 51 года вместе с Авраамом. Если мы вспомним, что у кочевников и вообще у многих древних народов принято запоминать наизусть наставления учителей, нет ничего необычного в том, что Предание дошло до Аврама неповрежденным, ибо в этой цепи всего семь звеньев (Адам — Малелеил — Ной — Сим — Евер — Серух — Авраам). Всё это стало возможным лишь благодаря долголетию патриархов»[10].

И всё же, несмотря на непрерывность Предания, люди в большинстве своем предают своего Создателя. Как же это происходило?


Капище. Художник: Нэлла Александровна Генкина

Попытаемся представить себе эту картину. Племена размножившихся потомков Адама и Евы заселяют землю, оккупированную дьяволом после первогреха. Они селятся возле рек и озер, где живут водяные, возле лесов, где обитают лешие, у подножия полных всяческой нечисти гор… И в каждом племени постепенно появляются особые люди — сегодня мы называем их «экстрасенсами», а раньше они назывались «колдунами», «шаманами», «ведьмами», которые, искусственно вызывая в себе экстаз (при помощи плясок, ритмической музыки, наркотических средств, радений) развивали в себе способность вырываться за пределы нашей реальности и вступать с этими бесами в контакт… Бесы могли помогать своим «поклонникам» на охоте, открывать им тайны тех или иных ремесел, целебные (а заодно, конечно, и наркотические!) свойства растений, могли быть полезными в поисках потерявшегося топора или заблудившейся в лесу коровы… Как сегодня многие из тех, кто на словах называет себя христианами, в случае какой-то беды идут не в храм Божий, а прямиком бегут к экстрасенсу или к гадалке, так и в те времена — люди не то что забыли Бога, они просто решили, что куда «практичней» обращаться за помощью к сатане. Возьмите любую языческую религию, и вы обнаружите удивительную закономерность: язычники знают о существовании Всевышнего Бога, Создателя небес и земли, но Ему не поклоняются. Ведь Он или «слишком добрый» (а зачем тогда ему поклоняться?) или «слишком слабый», в отличие от местных божков, то есть бесов, непрерывно требующих всё новых и новых жертв…

Люди не то что забыли Бога, они просто решили, что куда «практичней» обращаться за помощью к сатане

У о. Александра Меня есть целая книга, посвященная этому отступленью древних людей от Бога. В книге этой, с точки зрения православного мировоззрения, очень много, мягко говоря, спорного, но кое-что можно почерпнуть и из нее. Вот что пишет, в частности, отец Александр:

«Постепенно Бог в сознании первобытного человека начинает отступать на задний план, становится далеким и безличным. Характерно, что у большинства племен, даже сохранивших следы древнего единобожия, мы почти не видим культа Высшего Божества. О Нем знают, что Оно существует, но Оно бесконечно удалено от мира, от жизни людей, и кажется безразличным к их судьбам. У некоторых народов образ Бога еще больше расплывается и сохраняется лишь в виде смутного представления о некой мировой духовной силе. Она безлична, ибо человек уже утратил личный контакт с ней. К этой силе, в сущности, невозможно обращаться с молитвой, хотя в какой-то степени она всё же влияет на жизнь»[11].

Вот такие пироги. Вместо Отца Небесного — некая безличная сила…

Итак, дорогой читатель, печальная перед нашими глазами открылась картина: картина всеобщего человеческого падения, отступления падшего человека от своего Творца. Давайте теперь подумаем, мог ли явиться обещанный Богом Спаситель мира среди развращенных язычников? Какой из языческих народов мог дать миру Ту Единственную, «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», которая Своим послушанием Богу исправит преступное непослушание нашей праматери Евы? Ведь Дева Мария не в языческой семье родилась, а у праведных благочестивых родителей, Иоакима и Анны, и бабушкой Ее тоже была святая — праведная Мария... А могли ли в среде неверных вырасти верные Христовы апостолы? Помните, как говорит Писание: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33)?

И вот тут мы подходим к главному, ради чего мы и затеяли весь этот разговор. Для того, чтобы в мир пришел Избавитель, «необходимо» было (слово «необходимо» мы берем здесь в кавычки, потому что для Всемогущего Бога нет ничего необходимого, и все Его действия были не по необходимости, а по любви, мы просто употребляем по отношению к Богу наши несовершенные человеческие понятия) создать для Него особую среду: выделить из всех земель особую землю и поселить на ней особый, выделенный из всех других народов, народ. «Необходимы» были особая Божья земля и особый, избранный для служения Богу, народ.

Вы понимаете, что народа этого — народа, который бы поклонялся Богу, а не идолам — в доавраамовы времена еще просто не существовало, его еще предстояло произвести от праведного Авраама, и об этом мы с вами в дальнейшем поговорим подробнее.

А сейчас хотелось продолжить наш разговор о Святой земле…

Земля


Земля эта называлась в разные времена по-разному: «земля Ханаанская», «Иудея», «земля Израиля». Еще меньше столетья назад эту землю в России называли обычно Палестиной (помните рождественскую колядку «Ночь тиха над Палестиной»?), но в середине XX века на ее части было провозглашено еврейское государство Израиль. Из-за этого у паломников часто возникает путаница, ведь сегодня под «Палестиной» часто подразумевают не всю эту землю, как раньше, а только ту часть, которая не вошла в Государство Израиль, то есть Палестинскую автономию. Давайте же еще раз попытаемся разобраться в этих названиях.

Древнейшее библейское название этой территории — «Ханаан» (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» или «земля Хананеев» (Быт. 11, 31; Исх. 3, 17). Ведь еще до того, как эту землю захватил народ Божий, то есть сыны Израилевы, евреи, здесь обитали семь ханаанских народов, семь племен потомков проклятого сына Хамова, Ханаана. Двенадцать колен Израилевых землю эту захватили и между собой ее разделили, но, несмотря на это, долгое время так и продолжали называть эту землю землей Ханаанской.

Несколько позднее в Ветхом Завете эта земля называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11, 3) и «земля Господня» (Ос. 9, 3) или просто «земля» (Иер.). Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто «Эрец», или «Ха-арец» — «земля».

В Новом Завете она называется «землей Израилевой» и «землей Иудейской» (Мф. 2, 20; Ин. 3, 22), а также «землей обетованной» (то есть обещанной), которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога.

Что же касается названия Палестина, то оно означает «землю филистимлян», языческого народа, с которым в библейские времена народу Божьему пришлось много повоевать (само слово «филистимляне», «плиштим», на иврите означает «вторгшиеся», «чужаки», «захватчики»). Имя это трудно назвать удачным. Оно совсем не библейское, а «изобретенное» древними греками. Несколько филистимских городов занимали всего лишь сравнительно небольшую часть прибрежной полосы Святой земли, но мореплаватели-греки, которые хорошо знали лишь ее побережье, но не внутренние ее районы, распространили это название на всю страну. А утвердилось название «Палестина» с подачи римского императора Адриана. В 135-м году, то есть примерно через сто лет после распятия Господа, римлянами было подавлено крупное антиримское восстание под руководством еврейского лжемессии Бар Кохбы. Император Адриан решил окончательно расправиться с мятежной страной. Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, вход в него иудеям был запрещен, а Иудею (Эрец-Исраэль) переименовали в «Палестину» — так римляне решили стереть с исторической памяти само слово Иудея…

Когда в XX веке на эту землю вернулся еврейский народ, и страна была разделена на две части — еврейскую и арабскую, евреи долго не могли решить, как же назвать свое новое государство. Спор шел между двумя названиями: «Иудея» и «Израиль», и в конце концов «с небольшим отрывом» победило второе название.

Ну, а для нас, православных христиан, наверное, самое близкое название той земли, по которой ступала нога Спасителя, это — «Святая земля». Мы уже говорили, что «святой» на языке Библии означает «выделенный», «посвященный Богу». Дословно выражение «святая земля» встречается в Библии у пророка Захарии (ср. Зах. 2, 12) и в книге Премудрости Соломона ( ср. Прем. 12, 3), где она названа и «землей драгоценнейшей» для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12, 7).

Она, эта драгоценнейшая земля, воистину удивительна…

Посреди Земли

Для начала попытаемся разобраться — а в какой части света Святая земля находится? На Западе она, вообще, или на Востоке? Ну, конечно же, на Востоке, скажете вы, ведь тот регион так и называется — Ближний Восток. Совершенно верно, но Ближний Восток потому и назван был европейцами «ближним», что он, хоть и Восток, но очень уж близок к Западу! «Старушка Европа» отсюда недалеко, за Средиземным морем, а сам Израиль — это, конечно, Азия, а вот Египет, который граничит с Израилем и до которого из Иерусалима на автобусе примерно 4 часа езды — это уже Африка. То есть и море тут Средиземное (лежащее посреди Земли), и суша здесь тоже, в каком-то смысле, средиземная

Кстати, в Средние века часто изображали мир в виде трилистника, цветка с тремя лепестками: Европой, Азией, Африкой, а посередине — Святая земля. Почему же так важно было это ее серединное положение? А потому что, когда исполнятся сроки, отсюда, как из некоего средоточия мира, пошлет проповедовать Евангелие Своих учеников Воскресший Спаситель. Первоверховный апостол Петр будет проповедовать в Сицилии, Испании, Британии, его младший брат Андрей Первозванный — на Кавказе, в Крыму, на землях будущей Новороссии (она же Восточная Украина), он водрузит крест и на Киевских горах (Андреевская горка). Один из сыновей Зеведеевых, святой апостол Иаков, мученически погибнет в Европе, в Испании, а его брат, любимый ученик Господа, Иоанн Богослов, будет проповедовать в Малой Азии. На месте нынешней столицы Азербайджана, Баку, пострадает за Христа святой апостол Варфоломей, а в Араратской стране, в Армении, будет пронзен стрелами на кресте святой апостол Иуда Иаковлев. В Грузии, в Колхиде, будет учить святой апостол Матфий, избранный в число 12 вместо Иуды Искариота, а в Абхазии будет распят святой апостол Симон Зилот. Апостол Фома «неверующий» (вот бы нам всем быть такими «неверующими»!) будет миссионерствовать в Персии, и в Индии примет за свою проповедь смерть. Африку просветят светом Христовым святые апостолы Филипп (в Эфиопии) и уже упомянутый нами Симон Зилот (он будет учить в Египте, Мавритании, Ливии), в Эфиопии же, как считается, будет распят на земле и сожжен людоедами евангелист Матфей, а в Египте будет распят на кресте святой апостол Иаков Алфеев

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 05 Января 2021, 19:13:28 »

(Окончание)

Вот как замечательно описывает промыслительное расположение Святой земли знаменитый русский библеист А.П.Лопухин:

«…несмотря на свою внешнюю не­значительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире… Естественные преграды, отделявшие ее от ок­ружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденность и полную самостоятельность и само­бытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя час­тями тогдашнего света. Подле нее встречались между со­бой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из ко­торого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечива­лась самой природой: безводная пустыня на юге, непрохо­димые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприим­ное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирий­ской на востоке — делали ее, при некотором благоразумии и бдительности, почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, мог­ла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который, однако же, сам имел все средства входить в сно­шения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и рас­ходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира … то на­род, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в то же время делался на­следником всего исторического богатства старых народов Востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира — на Западе. Выгод­нее этого положения для народа, которому Промысл су­дил быть ‟светом для народов”, не могла представить ни одна еще страна на земном шаре»[12].

«Дивны дела Твои…»

Сразу скажем, что в нашу задачу не входит подробное углубление в эту тему. Мы не биологи и не ботаники, и для нас она — лишь повод воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом: «Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!» (Пс. 103, 1) Всю нашу землю Господь сотворил премудро — и к Святой земле это относится, наверное, больше всего!

Вот как говорит об ее уникальной природе А.П. Лопухин:

«Вследствие такого своеобразного устройства, Палести­на представляет особенности, каких еще нигде не встреча­ется на земном шаре. На занимаемом ею небольшом пространстве встречаются самые поразительные противоположности. Снеговые вершины Ливана и Ермона … смотрят на долины и пустыни юга, где палящий зной по временам сжигает всякую растительность. В близком соседстве растут самые разнородные деревья — стройная пальма, любящая зной, и величавый дуб, требующий бо­лее умеренного и влажного климата»[13].


Побережье Мертвого моря

Здесь мы прервем цитату из Лопухина и уже от себя добавим: действительно, и природа, и климат этой земли поражают своим разнообразием. Государство Израиль и Палестинская автономия — это несколько климатических зон: на севере, в горах, есть районы с умеренным климатом, на прибрежной равнине и во внутренних долинах — субтропический влажный климат, в горных пустынях на востоке и в южной части страны — тропический сухой климат

У геологов есть такое понятие — «террейн», это такая геологическая единица. Скажем, весь остров Кипр, хотя там есть и равнинная часть, и горы — это один террейн. Россия — четыре террейна. А вот Святая Земля — это семь террейнов, словно семь разных земель кто-то «склеил» в одно единое целое[14].

А вот некоторые данные о животном мире этой страны:

Количество видов млекопитающих в Израиле — 100 , а в России — 300 (при том, что территория России больше территории Израиля в 3 тысячи раз! Соответственно, и количество млекопитающих на несколько порядков выше, чем в Израиле. Но вот по разнообразию видов огромная Россия «обогнала» маленький Израиль не так уж намного).

* Птиц в Израиле 500 видов (правда, это с учетом перелетных, тех же, кто в Израиле «на постоянной основе» — 200) , в России — 700 видов.

* Насекомых в Израиле 80–100 тысяч видов. В России — 50 тысяч видов.

* Рептилий в Израиле 80 видов, в России 70 видов.

И так далее.

Более подробные данные вы можете легко найти в Интернете, мы же просто хотели отметить, что животный мир Израиля поистине уникален, ведь здесь можно встретить и европейских, и африканских, и азиатских животных!

Животный мир Израиля уникален, здесь можно встретить и европейских, и африканских, и азиатских животных

Говоря о климате Святой земли, отметим главное. Здесь два основных времени года: «мокрое» и «сухое». Вернемся к Лопухину:

«В начале осени на­ступают так называемые ранние дожди, которые падают с такою правильностью, что в случае их замедления населе­ние начинает серьезно беспокоиться о будущем урожае. В течение нескольких месяцев дождливые дни перемежают­ся с солнечными; гром и молния возвещают и сопровож­дают выпадение дождя, который иногда обращается в снежные хлопья и град. К концу сырого времени дождь начинает идти еще обильнее и получает название поздних дождей, которые иногда восполняют недостаточность ран­них... В сухое время года, т.е. летом, продолжающимся от апреля до октября, небо делается совершенно безоблач­ным, и не выпадает ни одной капли дождя для освежения земли и человека. Но растительность не погибает, так как богатые росы, образующиеся по ночам, с достаточностью возмещают отсутствие дождя, и северо-западный ветер, в течение всего лета дующий с моря, значительно умеряет дневной зной. Изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим) (сейчас в Израиле чаще употребляют арабское название этого ветра — хамсин, а есть еще и русский эквивалент — суховей — Е.А.), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер в Палестине не имеет та­кой губительности, какою отличается африканский самум. Вследствие господствующей правильности, климат Палес­тины весьма здоровый и способствует высокому росту и телесной силе населения. В ней совершенно нет каких-либо гнилых болот, отравляющих атмосферу. Болезни вооб­ще редки, а те, которые иногда свирепствуют в ней, боль­шею частью заносного свойства»[15].

Кстати, ветер, если речь идет не о песчаном суховее-хамсине, а о том благодатном ветре, который приносит дождь, практически не меняет своего направления. Он всегда приходит с запада, со стороны Средиземного моря. Посмотрите на карту мира. Средиземное море напоминает некий кармашек или водный коридор, по которому ветер несет тучи-облака. И вот он достигает равнинного побережья Страны Израиля, несет облака над приморской долиной к Святому граду Иерусалиму… В районе Иерусалима есть три высоких вершины (самая высокая из них — гора Елеонская, или Масличная), тучи цепляются за них и обильно проливаются на Святой город.

Москва и Иерусалим находятся почти на одном меридиане. В Москве солнечных дней до обидного мало, в Иерусалиме — до необычного много. Но при этом, как это ни удивительно, годовое количество осадков в Москве и в Иерусалиме почти одинаковое! Дело в том, что дожди в Израиле бывают хоть и редко, но обильно: ливни могут быть такой интенсивности, что москвичам мало не покажется. Кстати, поскольку тучи-облака проходят над Средиземным морем и там очищаются, дожди здесь — чистые, под кислотный дождь попасть невозможно… В иерусалимских горах полно источников: дождевая вода проходит сквозь известняк, достигает водонепроходимого слоя и дальше вглубь уже не идет, а стремится вырваться наружу — так появляются родники (родники, «источники водные», — это особая тема, ведь родник в Библии — символ благодати Божией!).

С одной стороны от Святой Земли простираются земли Египта, орошение которых зависит от разливов Нила, с другой стороны — Междуречье, с великими реками Тигр и Ефрат. Урожаи в Египте и Междуречье всегда зависели от каторжного труда многих тысяч рабов, роющих каналы, от ума инженеров, от мощной государственной машины, организующей и контролирующей этот труд. А Святая земля напоялась только «дождем небесным» (сейчас, правда, еще и водоводом, несущим пресную воду из Галилейского моря почти до Эйлата — впрочем, уровень воды в Галилейском море тоже напрямую зависит от количества дождей…).

Итак, Господь пока еще не лишил эту землю Своего особого попечения — но не надо думать, что страна, которую вы уже посетили или которую вам с Божьей помощью, может быть, еще предстоит увидеть — это та самая земля, где течет «молоко и мед» (Исх. 3, 8 ), где под Хевроном растут виноградные гроздья, которые с трудом могут унести несколько сильных мужчин-соглядатаев, где жители Ездрилонской долины, так сказать, утопают в оливковом масле, где холмы вокруг Иерусалима буквально кишат львами, а леса такие густые, что римским отрядам приходится в буквальном смысле прорубать себе дорогу…

Всё-таки эта земля, уже встретившая своего Спасителя и ждущая теперь Апокалипсиса и Второго Пришествия, сильно изменилась с библейских времен и продолжает меняться, — но об этом, если Господь сподобит, мы поговорим подробнее уже в других статьях.

Евгений Абдуллаев

5 января 2021 г.

______________________________________

[1] Об Иерусалиме как географическом центре Земли говорится и в апокрифической Книге Еноха (гл. 26, 1), на которую ссылались не только многие отцы Церкви, но даже и авторы Нового Завета. См. Fr. Stephen De Young. The Book of Enoch.

[2] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. II, 11.

[3] Сысоев Даниил, иерей. Летопись начала.

[4] «По вине праотцев изменились физические законы во вселенной. Нам трудно вообразить, живя в мире после грехопадения, какими они были прежде. Мы не можем даже представить себе, как текли реки в Райском саду. Библия сообщает: «Река же исходит из Едема напаяти Рай, оттуду разлучается в четыри начала» (в синодальном переводе: « и потом разделялась на четыре реки») (Быт. 2, 10). Земные реки обычно не разделяются (не разлучаются), а соединяются в единый поток. Как правило, воды различных притоков вливаются в русло одной большой реки. Лишь иногда в устьях рек, в так называемых дельтах (как у Нила), один поток расходится на несколько рукавов. Но сопоставить это с библейским описанием райских рек никак невозможно – тем более что две из названных рек (Евфрат и Тигр) в нашей географической реальности не разделяются, а сливаются друг с другом. Это свидетельствует об изменении физико-географических условий на земле после грехопадения» (Буфеев Константин, прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции).

[5] Сысоев Даниил, иерей. Летопись начала.

[6] У современных археологов есть другая версия возникновения Голгофской горки сразу за городскими стенами древнего Иерусалима. Во времена Иудейского царства в этих местах находились каменоломни. Рабочие, углубляясь в каменную породу, якобы оставили часть породы, видя, что она непригодна для строительства... Не отбрасывая полностью этой версии, мы всё же предпочитаем с доверием относиться к устойчивому преданию о Голгофе, как месте захоронения Адама (или, как вариант, — только его главы), на которое ссылался Ориген, владевший ивритом и хорошо знакомый с еврейской устной традицией, а также святители Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие.

[7] Сысоев Даниил, иерей. Летопись начала.

[8] Сысоев Даниил, иерей. Летопись начала.

[9] Цит. по Егоров Г., иерей. Священное Писание Ветхого Завета.

[10] Сысоев Даниил, иерей. Летопись начала.

[11] Мень Александр, протоиерей. Магизм и единобожие.

[12] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета.

[13] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета.

[14] Данные о террейнах и приведенные ниже данные о разнообразии животного мира Израиля взяты из лекций Евгения Резницкого, директора иерусалимского Музея природы.

[15] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета.


___________________________________

https://pravoslavie.ru/136499.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!