http://www.sotnia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=210Для мыслящих людей не является секретом, что народное хозяйство РФ находится в жалком состоянии, несмотря на бравурные реляции с трибун и телеэкранов. Экономические же планы на будущее напоминают прожекты средневековых алхимиков.
Для мыслящих людей не является секретом, что народное хозяйство РФ находится в жалком состоянии, несмотря на бравурные реляции с трибун и телеэкранов. Экономические же планы на будущее напоминают прожекты средневековых алхимиков. Вот незадолго до своего ухода с президентского поста В.В. Путин объявил на всю страну «план», успевший ещё до своего оглашения обрасти такой интригой, словно это завещание Юлия Цезаря. Ну что же, что скажет президент?! В какую же сторону направит его перст огромную страну, куда следует рулить собственному преемнику?
Выступление Путина на заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года рисует нам весьма привлекательное будущее: «развитие базовых для нас секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов», «нам безусловно необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций». И всё в том же духе. Всё замечательно, ну а что же требуется взамен от нас, простых людей, за столь радужные перспективы? Да, собственно, не так уж и много. Во-первых, конечно поддержать президентский курс на выборах, прилежно проголосовав за преемника, что, безусловно, выполнено - правдами неправдами Д.Медведев получил свои 70,3% голосов. А во-вторых, (цитируем речь Президента дальше) «реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырёхкратный рост этого показателя за 12 лет». Речь идёт о 2020 годе, к которому и нужно повысить производительность труда в 4 раза, причём «как минимум в 4 раза». Иными словами, В. В. Путин объявил, что 2020 году каждый из нас должен работать в 4 раза эффективнее. Несложный расчёт показывает, что для повышения производительности труда в 4 раза в период с 2008 по 2020 годы необходимо ежегодное повышение производительности труда на 12,2% (если производительность труда будет расти в геометрической прогрессии от года к году). Здесь нелишним будет привести исторические аналогии из советских времён, не во всём хороших, но всё-таки времён, когда развитие страны было реальным, а не умозрительным. Возьмём в руки справочник «СССР в цифрах в 1987 году» (Москва, Финансы и статистика, 1988) и рассмотрим период 1960-1985 годов, т.е. 25 лет. Этот период можно назвать самым благополучным в истории СССР, когда удалось достигнуть уровня сверхдержавы, военного паритета с США, когда советская экономика была второй в мире после американской, а уровень жизни населения наивысшим в истории нашей страны. Так вот оказывается, что производительность общественного труда с 1960 по 1985 годы повысилась в 3,15 раза, в том числе в промышленности - в 3,0 раза, в сельском хозяйстве - в 2,3 раза, в строительстве - в 2,52 раза, на железнодорожном транспорте - в 2,24 раза. Это за 25 лет поступательного развития. А В.В. Путин собирается поднять производительность труда в 4 раза за 12 лет.
Ежегодный прирост производительности общественного труда в период 1965-1980 годов был неодинаковым. В 1961-1965 годах он составил 6,1% в год, в 1966-1970 годах - 6,8%, в 1971-1975 годах – 4,5%, в 1976-1980 - 3,3%, в 1981-1985 годах - 3,1%. Не будем утомлять читателя детализацией данных цифр по отраслям производства, скажем лишь, что ни разу в 1960-1985 годах годовой рост производительности труда ни в какой отрасли не был более 7,0%. А ведь по плану, начертанному с лёгкой руки ушедшего президента он должен составить 12,2%. Вот и спрашивается, с какой стати явится столь внезапное, почти волшебное благополучие?
Производительность труда - не безликая цифра и, разумеется, существует не сама по себе, а как следствие хорошей организации труда, высокой квалификации работающих, новых технологий, новых производств. Чем же характеризовалось экономическое развитие СССР в 1965-1980 годах? Ответ можно получить в упомянутом справочнике. За указанный период производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства увеличились в 6,8 раза, производство средств производства возросло в 5,3 раза, производство средств потребления - в 4,1 раза.
Приведём некоторые показатели производства важнейших видов промышленной продукции в 1960 и 1985 годах в натуральном выражении, относящихся более-менее к проблеме повышения производительности труда:
- турбины - 9,2 и 21,6 млн. кВт;
- металлорежущие станки - 156 тысяч и 182 тысяч штук;
- кузнечно-прессовые машины – 29,9 и 52,7 тысяч штук;
- автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки - 174 и 1 084 комплектов;
- очистные комбайны для добычи угля и руды - 881 и 1 231 штука;
- ткацкие станки - 16,5 и 21,3 тысяч штук;
- минеральные удобрения - 3,3 и 33,2 миллионов тонн.
Вводились в строй и новые производственные мощности. Так, в 1976-1980 годах введено в эксплуатацию электростанций на 54,0 миллионов кВт, мощностей по производству стали на 14,3 миллионов тонн в год, мощностей по производству электромашин крупных - на 8,1 тысяч штук, металлорежущих станков - на 12,8 тысяч штук, экскаваторов - на 13,6 тысяч штук, по производству цемента - на 11,0 миллионов тонн.
Этот список можно продолжать и продолжать, но и так видно, что в советские годы непрерывно что-то строилось, вводилось в эксплуатацию, реконструировалось, модернизировалось. Иными словами, создавалась производственная инфраструктура, которая служит созданию конечного продукта и способствует повышению производительности труда - ведь каким образом её повышать при отсутствии необходимого оборудования?
А вот за счёт чего предполагается сделать экономический рывок в 2008-2020 годах - это вопрос, на который не дают ответа ни президентское послание, ни так называемые «национальные проекты».
Для иллюстрации нынешнего положения не будем приводить обширных данных по всей экономике, ограничимся одной только отраслью, состояние которой напрямую влияет на производительность труда - на машиностроение. Интересные данные приведены в документе: Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О законодательном обеспечении технического перевооружения отраслей машиностроения в Российской Федерации» от 16 мая 2006 года, организатор - Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям - http://
www.duma.gov.ru/promstroykom/listen/tehperevoor.htm. Вот некоторые цитаты из этих рекомендаций:
«В своем сегодняшнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. В настоящее время по подавляющему большинству позиций доля России в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств составляет десятые и сотые доли процента. Относительное исключение представляет энергетическое оборудование - около 2,5%. В целом из 45 позиций машинотехнической продукции, учитываемых внешнеторговой статистикой ООН, лишь по 5 позициям Россия имеет превышение экспорта над импортом, а по 40 позициям выступает как нетто-импортер».
«Технологическое отставание России от передовых стран за последние годы всё более усиливается. Мировому уровню соответствует сегодня лишь четвёртая часть технологий…Средний возраст станочного оборудования более 30 лет. В большинстве случаев применяются технологии 60-70-х годов. По структуре и,прежде всего по наличию обрабатывающих центров с ЧПУ (с числовым программным управлением - ред.), доля которых в парке эксплуатируемого оборудования не превышает 5%, состав оборудования соответствует техническому уровню середины 1980-х годов. Для сравнения: за рубежом количество используемого высокотехнологичного оборудования с ЧПУ приближается к 50%, а для предприятий, производящих технологическую оснастку (прессформы, штампы, литейные формы и др.) достигает 85%... В итоге современное поколение станков с ЧПУ за рубежом по основным характеристикам (производительность, точность, чистота обработки) в многократно превосходит станки, эксплуатируемые на отечественных машиностроительных предприятиях, что ограничивает возможности последних производить конкурентоспособную продукцию».
«Объём выпуска станочного оборудования снизился по сравнению с дореформенным (1990 г.) периодом в 10-12 раз и тенденция сокращения производства сохраняется… Выпуск инструментальной продукции за 15 лет снизился в 3,3 раза. Особенно резко сократился выпуск станков с ЧПУ, обрабатывающих центров, специальных и агрегатных станков. В 2005 г. в России станков с ЧПУ произведено 261 штук. Для сравнения: в развитых странах производится в год станков с ЧПУ: Япония - 40 тысяч; Германия - 20 тысяч; Италия - 15 тысяч; США - 12 тысяч; Франция - 5 тысяч; Англия - 4 тысячи; Китай - 2 тысячи; Испания -1,5 тысячи».
И как резюме.
«Начатая в 2003 году реформа технического регулирования положительных результатов до настоящего времени не дала, напротив, сегодня фактически консервирует технологическое отставание…»
«Задача технического перевооружения и модернизации машиностроения наталкивается на проблему подготовки профессиональных кадров, значительная часть которых утрачена в 1990-е годы».
Ну и как тут можно говорить о каком-либо повышении производительности труда, если ведущая отрасль экономики в глубокой яме и выбраться из неё никак не может? Нет никаких оснований, что такое положение изменится в будущем, так как новый президент Д.А. Медведев подтвердил, что будет следовать курсом своего предшественника. В ночь с 2 на 3 марта на встрече с журналистами в своём избирательном штабе Медведев заявил: «Что же касается курса, который я бы предполагал проводить, то я считаю, что это путь, который выбран нашей страной 8 лет назад». А ещё раньше, поздно вечером 2 марта, когда ещё и все голоса-то не успели посчитать, Медведев на сцене, установленной на Васильевском спуске, провозгласил: «значит, мы можем сохранить тот курс, который предложил президент Путин. И я уверен, что у нас есть все шансы для этого. Вместе мы будем двигаться дальше. Вместе мы победим. Ура!»
«Ура-а-а!» - завопили в ответ тысячи юных глоток в восторженном экстазе. Трудно сказать, понимают ли они, чему радуются? Наверное, нет, как не понимали этого и те, кто собрался в августе 1991 года у бывшего Дома Советов, чтобы своими руками разрушить страну.
Многое с тех пор изменилось: вместо танка появилась красочно оформленная сцена на древней московской площади, да и кандидат помоложе и посвежее бывшего секретаря обкома. Но суть осталась одна - тотальное оболванивание народа, ведомого тёмными силами на заклание. А что ещё ждёт страну и её народ, когда здравую экономическую политику заменяют потуги «нацпроектов» и планы прокладки очередной трубы для выкачивания невосполнимых энергоресурсов вроде нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопроводов «балтийский поток», «южный поток». Очевидно, поэтому и даются несбыточные обещания, что никто их выполнять не собирается. Примерно, как в старой восточной притче про Ходжу Насреддина, который пообещал падишаху научить осла разговаривать человеческим голосом за 20 лет - а иначе можешь голову рубить. «Ты с ума сошёл! - говорили ему друзья, - научить ишака говорить?! Верная же смерть». А мудрец им спокойно ответил: «За 20 лет неизвестно что произойдёт: или я умру, или падишах умрёт, или ишак сдохнет». В нашем случае через 20 лет падишах, скорее всего, будет жив и здоров, а вот «ишак», т.е. российская экономика с большой вероятностью может скончаться. И уж совсем невероятно, чтобы осёл заговорил человеческим голосом через 12 или через 20 лет. Вероятность этого события не намного меньше, чем вероятность повышения производительности труда в 4 раза к 2020 году.
Этот "национальный проект" оказался пока самым удачным...
А.Ю. Пушкарёв