Искандер
|
|
« Ответ #255 : 03 Ноября 2011, 18:01:12 » |
|
Думаю, что Киргизия сможет выставить амеров, только тогда, когда Россия закроет транзитные коридоры. Мюнхенская речь Путина, то же очень яркая, и что же? В президенты был рекомендован очень даже проамериканский политик. Мне непонятна цель написания данной статьи. А это, в свою очередь, будет обозначать, что у Москвы сохраняется очень сильный экономический рычаг давления на Атамбаева. И в случае его многовекторных «трепыханий» этот рычаг может быть приведен в действие. Дави своих, что бы чужие боялись? Что-то уж явно по американски. И ещё добавлю: очень даже остерегаюсь вступления в ТС. По причине полного умерщвления производственной базы после вступления Кыргызстана в ВТО и перспективы взлёта цен на всё абсолютно до российского и казахского уровней.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #256 : 03 Ноября 2011, 18:11:33 » |
|
Все киргизские лидеры по-началу это обещали. А после общения с Вашингтоном сразу меняли свое мнение.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #257 : 03 Ноября 2011, 18:47:18 » |
|
И ещё добавлю: очень даже остерегаюсь вступления в ТС. Киргизии надо понять,что самостоятельно республика существовать не сможет. Придется искать себе доброго хозяина. Выбор невелик : Россия,Китай,США.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #258 : 04 Ноября 2011, 00:52:32 » |
|
За обучение киргизского спецназа взялись американские инструкторыВоенные инструкторы СШАВ киргизскую войсковую часть под Бишкеком в четверг, 3 ноября, прибыли 12 военных инструкторов из США во главе с капитаном Энтони Цинкутисом. В расположении части американские специалисты будут обучать бойцов местного спецназа. Как передает агентство «Росбалт» со ссылкой на Минобороны Киргизской Республики, 50 военнослужащих в теории и на практике будут отрабатывать навыки ведения боя в городских условиях. Их научат, как правильно освобождать заложников и действовать небольшими группами в составе крупных подразделений. Программа курсов также предусматривает занятия в полевых условиях и стрельбу из различных видов оружия. Планируется, что Киргизскую Республику американские инструкторы покинут 19 декабря этого года. В киргизском Минобороны отметили, что занятия проводятся в соответствии с планом двухстороннего сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран. Ранее сообщалось, что Вашингтон оказал вооруженным силам Киргизской Республики материально-техническую на сумму более 40 миллионов долларов. http://www.km.ru/bsssr/2011/11/03/ministerstvo-oborony-ssha-pentagon/za-obuchenie-kirgizskogo-spetsnaza-vzyalis-ameri
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав Р.
Новичок
Сообщений: 9
христианин
|
|
« Ответ #259 : 04 Ноября 2011, 07:49:48 » |
|
И ещё добавлю: очень даже остерегаюсь вступления в ТС. Киргизии надо понять,что самостоятельно республика существовать не сможет. Придется искать себе доброго хозяина. звучит оскорбительно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #260 : 04 Ноября 2011, 11:16:50 » |
|
звучит оскорбительно
Это правда. Чем правда может оскорбить? Я лишь предлагаю посмотреть на ситуацию реально.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #261 : 05 Ноября 2011, 02:20:11 » |
|
Леонид Ивашов: «Киргизии выгоднее быть союзником России, чем Америки» «Войска США будут выведены из Киргизии. Об этом заявил победитель президентских выборов Атамбаев. Я считаю, что на его позицию повлияло несколько причин. Во-первых, объявлено о том, что будет формироваться Евразийский союз, а это требует согласования позиций в том числе и по вопросам безопасности. Во-вторых, для Киргизии важно войти в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью, ведь это принесет солидные дивиденды для экономики, но с другой стороны, Киргизии придется платить штрафные санкции в ВТО. Так что, видимо, Атамбаеву необходимо выбирать, что выгоднее: заплатить в ВТО штрафы, убрать военную базу, ведь это рычаг давления на киргизское руководство, или нет. Далее идет и согласование позиций по линии ОДКБ, и здесь военная база не очень вписывается в ситуацию», - пишет в своем микроблоге президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. По мнению Ивашова, «произошел и учет мнения избирателей». «Полагаю, что точка зрения Атамбаева относительно судьбы базы в Киргизии способствовала его успеху на выборах. Говорят, что данное решение – это шаг в сторону России, а я бы сказал, что это шаг в сторону Киргизии. Киргизии выгоднее быть союзником России, чем Америки», - заключил Леонид Ивашов. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/leonid_ivashov_kirgizii_vygodnee_byt_soyuznikom_rossii_chem_ameriki/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #262 : 24 Февраля 2012, 09:35:54 » |
|
Александр ШУСТОВКиргизия: новая волна межэтнических столкновенийВ декабре 2011-го – январе 2012 гг. по Киргизии прокатилась новая волна межэтнических конфликтов. Республика, пережившая полтора года тому назад кровавые и самые крупные на территории Центральной Азии этнические стычки, вновь переживает сложный момент. Очередной всплеск межэтнических конфликтов в Киргизии произошёл 25 декабря в городе Кара-Суу Ошской области, когда во время соревнований по вольной борьбе в школьном спортивном зале была избита группа узбеков. Спортивные команды, как это нередко бывает в Центральной Азии, формировались по этническому признаку. Разногласия, возникшие в ходе соревнований между тренерами, привели к тому, что киргизская сторона вызвала на помощь профессиональных спортсменов из клуба по боям без правил, после чего присутствовавшие узбеки были избиты. По свидетельству директора Ошского правозащитного центра Равшана Гапирова, опубликовавшего в Интернете открытое письмо президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву, спортсмены были вооружены, а прибытие мэра города и начальника местного РОВД с двумя десятками сотрудников на ситуацию никак не повлияло. 26 декабря на новогоднем вечере произошла драка между учащимися киргизской национальности и представителями Кавказа, а по другим данным – между киргизами и русскими в расположенном под Бишкеком селе Маевка. Согласно «кавказской» версии конфликт был вызван поставленной на вечере лезгинкой, что вызвало недовольство киргизов и спровоцировало драку. По информации руководителя неправительственной организации «Развитие и мир» Яхмады Висаевой, проживающей в Маевке, подравшихся школьников выставили из школы. Однако ночью в селе произошла массовая драка. Причем за два дня до этого в Маевке произошло еще несколько драк. В соответствии с «русской» версией на вечере произошла перепалка между русскими и киргизами, которая, однако, закончилась мирно. При этом киргизское интернет-издание Gezitter.org обвиняет русских в избиении возвращавшихся домой киргизских школьников. Стоит напомнить, что весной-летом 2010 г., вскоре после «второй киргизской революции», Маевка уже являлась ареной межэтнических столкновений, вызванных самозахватами окрестных пахотных земель не имевшими собственного жилья киргизами из других регионов республики. 29 декабря произошел конфликт между таджиками и киргизами в селе Андарак Лейлекского района Баткенской области. Его причиной послужила драка между двумя группами подростков, в результате которой 16-летний киргиз с телесными повреждениями попал в больницу. Родители пострадавшего подали заявление в милицию, после чего милиционеры задержали троих подозреваемых, оказавшихся таджиками. Однако на их пути встала толпа из 150-200 таджиков, которая освободила задержанных и увела их с собой. Дальнейшее развитие ситуации привело к тому, что около 500 недовольных киргизов потребовала их выдачи, а таджики, собравшиеся в количестве примерно 1000 человек, попытались им воспрепятствовать. В ходе начавшихся столкновений киргизы сожгли два киоска, лепешечную, разбили машину и попытались сжечь жилой дом. По информации киргизских СМИ, на место прибыли губернатор области Арзыбек Бурканов, глава администрации района Нууман Сайдуллаев и замминистра внутренних дел Курсан Асанов, которым удалось уговорить собравшихся разойтись. Трое подозреваемых таджиков были выданы милиции и помещены в изолятор ОВД Лейлекского района. В январе столкновения между киргизами и кавказцами (даргинцами) произошли в селе Джаны-Жер Сокулукского района Чуйской области. Поводом стала случившаяся в новогоднюю ночь драка, в ходе которой трое возвращавшихся домой киргизских подростков были избиты в соседнем селе «20-ый хутор» четырьмя кавказцами. У избитых забрали сотовый телефон, деньги и повредили машину. 2 января во дворе школы № 1 села Джаны-Жер у машины, принадлежавшей одному из участвовавших в конфликте кавказцев, были проколоты шины. После этого во дворе школы собрались 50-60 киргизов и 70 кавказцев, причем обе стороны были вооружены «металлическими и другими предметами». Собравшиеся разошлись после того, как кто-то произвел в воздух несколько выстрелов из травматического пистолета. На следующий день в селе состоялось собрание местных жителей с участием главы Сокулукской районной администрации, представителей силовых структур и имама района, после чего ситуация нормализовалась. Однако в целом межэтническая обстановка в районе, где проживают 2,7 тыс. даргинцев, остаются сложными. По данным главы Джаны-Жерского сельского округа Николая Сарыоглы, за прошлый год между кавказцами и киргизами произошло 12 драк с участием молодежи сел Западное, Двадцатый хутор и Жаны-Жер. 15 января в чайхане села Араван, административном центре Араванского района Ошской области, произошла массовая драка, в ходе которой четверо узбеков были избиты двумя десятками киргизов. Еще более крупный конфликт в конце января произошел в поселке Айдаркен Баткенской области. 26 января 2012 года в сберкассе «РСК-банка» была убита 24-летняя женщина-кассир Камила Абдыкаарова. Задержанный по подозрению в этом преступлении оказался этническим таджиком. 28 и 29 января в поселке состоялось несколько митингов, на которых киргизы потребовали, чтобы семья подозреваемого немедленно уехала в Таджикистан. В результате Айдаркен были вынуждены покинуть четыре семьи таджиков общей численностью 14 человек. Для предотвращения беспорядков в Айдаркен были стянуты дополнительные силы милиции и спецназа, патрулировавшие улицы. Ситуация в Ошской области в целом остается неспокойной. По данным «Ферганы.ру», в январе на территории городского микрорайона Черемушки в Оше появились надписи: «Смерть сартам» (узбекам). Вскоре они были удалены, успев, однако, напугать местное население. Факт обострения межэтнических отношений в Киргизии на протяжении последних месяцев был вынужден признать и Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ). 16 января на заседании парламентского комитета по обороне и безопасности глава ГКНБ Шамиль Атаханов заявил, что в республике зафиксировано 147 очагов межэтнических конфликтов, 29 из которых – особо опасные. С аналогичной оценкой выступил заместитель министра внутренних дел Кыргызстана Бактыбек Алымбеков. В нагнетании межэтнической напряженности глава ГКНБ обвинил местные власти, которые, по его словам, не занимаются профилактикой конфликтов и слабо работают с местным населением. Ранее Ш. Атаханов высказывал претензии в адрес губернатора Баткенской области Арзыбека Бурханова, не предпринявшего, по его мнению, необходимых мер для урегулирования конфликта в селе Андарак Лейлекского района. Ответ А. Бурканова на эти обвинения: «Люди живут в крайне тяжелых условиях: земли нет, работы нет, семьи теснятся вдесятером и больше в маленьких хибарах, настроение у людей крайне раздраженное». Причем помимо бытовых драк молодежи в области, по словам А. Бурканова, есть и гораздо более серьезные проблемы: нехватка земли, воды, пастбищ, а также неразмежеванные границы с Таджикистаном и Узбекистаном. Обращает на себя внимание, что большая часть конфликтов последних двух месяцев локализована на юге Киргизии. Из шести конфликтов только два произошли в северной Чуйской области и четыре - в южных Баткенской и Ошской областях, последняя из которых в июне 2010 г. стала ареной ожесточенных столкновений между киргизами и узбеками. Опасно и то, что конфликты в южных областях Киргизии затрагивают узбеков и таджиков, а Узбекистан и Таджикистан непосредственно граничат с этой территорией, что способно сообщить противоречиям международный характер. Судя по всему, межэтническая напряжённость станет одним из главных вызовов, с которым Алмазбеку Атамбаеву придется столкнуться на посту президента Киргизии. И от ответа на этот вызов во многом зависит будущее киргизской государственности. http://www.fondsk.ru/news/2012/02/21/kirgizia-novaya-volna-mezhetnicheskih-stolknovenij.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #263 : 03 Марта 2012, 07:55:21 » |
|
Александр КНЯЗЕВ, доктор исторических наук, профессор, координатор региональных программ Института востоковедения РАН, действительный член Русского географического общества Киргизия, дежавюПо итогам своего состоявшегося 23-25 февраля рабочего визита в Москву президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что в ходе визита были найдены решения, которые устраивают обе стороны, достигнуты необходимые принципиальные договоренности, в том числе по вопросам внешнего долга, совместных стратегических проектов и общего будущего. Некоторый диссонанс в оптимистическое резюме внесли заявления А.Атамбаева «Эху Москвы» и «Коммерсанту». В первом случае президент Киргизии подверг сомнению существование российской военной авиабазы в г. Кант, во втором – целый список тех самых «совместных стратегических проектов»: отвергнуты договоренности о продаже «Газпрому» компаний «Киргизгаз» и «Киргизнефть», проекты строительства ГЭС «Камбарата-1» и «Камбарата-2», тянущаяся уже второе десятилетие передача 48% процентов акций ОАО «Дастан», включенного в цепочку российского ВПК. Сформированный не без участия российских СМИ (и в этом смысле выбор «Эха Москвы» и «Коммерсанта» для антироссийских «поправок» характерен) «пророссийский» имидж Атамбаева как-то сразу изменился на противоположный. Что лежит в основе столь стремительной, на первый взгляд, эволюции? Определенную поддержку Москвой кандидатуры Алмазбека Атамбаева на прошлогодних президентских выборах в Киргизии вряд ли можно считать сознательным выбором – это был скорее выбор «наименьшего из зол». А.Атамбаев быстро вошел в роль и выгодно смотрелся на фоне основных конкурентов, имеющих откровенно националистическую репутацию представителей южных киргизских кланов Камчибека Ташиева и Адахама Мадумарова, к тому же непосредственно связанных с не так давно свергнутым и не имеющим поддержки в республике экс-президентом Бакиевым. Именно голоса некиргизского электората и чуждой национализму части электората этнически киргизского и обеспечили, в общем-то, Алмазбеку Атамбаеву победу. Помимо деклараций о борьбе с национализмом, среди иных предвыборных лозунгов часто мелькали и слова о неминуемом выводе из Киргизии американской военной базы в аэропорту «Манас», именуемой «Центром транзитных перевозок», а также и судьбоносном вступлении республики в Таможенный союз и будущий Евразийский экономический союз. Всё стало явным в ходе президентской инаугурации, происходившей 1 декабря. Главными фигурами торжества были президент Грузии Михаил Саакашвили и помощник госсекретаря США Роберт Блейк. И если первый играл роль ньюсмейкера для местных СМИ, то цели и задачи бишкекского времяпровождения второго остались в тени. Затем наблюдателей несколько смутила политико-географическая ориентация А.Атамбаева – адресом первого официального визита в роли президента была вовсе не Москва, как того следовало вроде бы ожидать, а Анкара. Этот выбор помогает в некоторой мере понять ретроспективный взгляд на биографию киргизского президента – в 2000 году, занимаясь предпринимательством, содержание которого остается для всех в некотором роде загадкой, А.Атамбаев стал фигурантом серьезного уголовного дела. Дабы избежать ареста и не ждать суда в камере, он, используя предстоящие президентские выборы, зарегистрировался кандидатом в президенты, ареста избег, выборы благополучно проиграл – с минимальным до неприличия результатом… и уехал в Турцию. Куда заодно вывел и все свои активы. Именно оттуда, из того времени, тянутся сегодняшние дела. В Киргизии имя Алмазбека Атамбаева вновь начинает звучать в начале 2005 года – идет подготовка «оранжевого» переворота, и Атамбаев – один из руководителей антиакаевского заговора. Один из, но далеко не главный. И после свержения Аскара Акаева ставший президентом Курманбек Бакиев предоставляет Атамбаеву не слишком престижный, но требующий немалых трудовых затрат пост министра промышленности, торговли и туризма. Этот этап карьеры был недолог, и Атамбаев вновь в оппозиции: к весне 2007 года он – один из лидеров тогдашнего «Объединенного народного фронта»… И в критический момент, за сутки до знакового митинга этой оппозиции, возглавляемой тогда Феликсом Куловым, Атамбаев принимает предложение Курманбека Бакиева и становится премьер-министром, попросту предав своих соратников, заодно публично оскорбив их и санкционировав разгон оппозиционеров силой. Но и эта строка биографии была короткой. Прервалась она уже не по инициативе самого Алмазбека Шаршеновича. Использовав его для раскола и нейтрализации оппозиции, уже в ноябре Бакиев отправляет Атамбаева в отставку. Он снова в оппозиции. В день свержения Бакиева, 7 апреля 2010 года, Атамбаев – в пятерке самоназначенных вице-премьеров самопровозглашенного же временного правительства. Последующий смутный период новейшей киргизской истории не отмечен какими-либо яркими событиями в биографии нынешнего президента, даже во время трагического межэтнического киргизско-узбекского конфликта в июне 2010 года Атамбаев отмолчался, не проявив себя на стороне националистического большинства киргизского политбомонда, но и не заявив о своей интернациональной позиции. Атамбаев не относится к числу сильных политических лидеров – в этом мнении сходятся многие наблюдатели. Фигур влияния немало, учитывая парламентский конституционный конструкт республики. В контексте нынешнего московского фиаско киргизского президента имеет смысл остановиться хотя бы на двух, хотя и не равновесных, но важных для понимания происходящего персонах. Чрезмерно гордящаяся «мирной передачей власти» Роза Отунбаева – человек, имеющий на Атамбаева влияние безусловное. Не преувеличивая, можно сказать, что именно она определяет сегодня курс киргизской внешней политики, пребывая при президенте в роли некой регентши. Проамериканская ориентация Отунбаевой хронологически превышает историю киргизской независимости и достойна отдельного рассмотрения. В дни инаугурации Атамбаева только ленивый из журналистов не приписал на ее счет приглашение Саакашвили. Спустя три месяца грузинские консультанты и грузинские «реформистские» идеи стали, помимо традиционной коррупции, сутью происходящего в коридорах администрации президента Киргизии. Один из главных грузино-американских лоббистов, не скрывающий этого, – председатель Государственного комитета национальной безопасности Киргизии Шамиль Атаханов, после визита в конце 2011 года в Тбилиси заявлявший: «Грузия – единственный достойный подражания пример на территории СНГ». «Мы многому учимся у Грузии», – публично подтверждает и сам Атамбаев. Именно возглавляемое Атахановым ведомство инициировало, прямо приурочив это к московскому визиту Атамбаева, уголовное преследование, получившее уже название «дела Фарафонова». Русский по происхождению, гражданин Киргизии Владимир Фарафонов доселе был не очень известным журналистом-блогером. Сочетая в себе гражданскую пассионарность и отсутствие журналистского опыта, он в своих комментариях в Интернете взялся за неблагодарную, как теперь выясняется, тему межэтнических отношений в Киргизии. Бедой Фарафонова стала излишняя зачастую резкость в суждениях, никак, впрочем, не подпадающая под уголовные статьи, а скорее вызывающая сомнения в целесообразности подобных выступлений. Аккурат перед визитом Атамбаева в Москву ГКНБ Киргизии предъявил Фарафонову обвинение в «возбуждении национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды». Тенденция к росту агрессивного национализма в отношении национальных меньшинств начала зримо проявляться в Киргизии после прихода в 2005 году к власти Курманбека Бакиева. После его свержения рост приобрел просто чрезвычайную динамику, кульминацией чего стал киргизско-узбекский конфликт на юге в июне 2010 года, квалифицируемый многими экспертами как близкий к геноциду по отношению к узбекской общине. Постбакиевский период «отметился» также конфликтом с человеческими жертвами в селе Маевка, где пострадали русские и турки-месхетинцы, потом были конфликты киргизов с выходцами с Северного Кавказа в селах Джанги-Джер и Петровка, совсем недавно – столкновение киргизов с таджиками в селе Андарак на юге. По официальным признаниям того же ГКНБ, за прошедший год в республике произошло около 140 локальных межэтнических конфликтов – между киргизами, с одной стороны, и представителями многих других этносов – с другой, достается и русскоязычным киргизам. При этом откровенно агрессивный национализм киргизскоязычных газет только поощряется. Националистический характер, к примеру, большого числа публикаций газеты «Форум», принадлежащей президенту Алмазбеку Атамбаеву, нельзя иначе оценить как выражение позиции самого избранного под «пророссийскими» лозунгами президента КР. Националистическая вакханалия, развернутая правоохранительными и судебными органами Киргизии вокруг деятельности Владимира Фарафонова на фоне провального визита Атамбаева в Москву сопровождается и блокированием нескольких российских интернет-ресурсов. Национализм всегда был одним из векторов общественно-политической жизни этой республики. Однако если в период более-менее сохранявшегося подобия государственности до 2005 года он носил преимущественно бытовой характер, в период Бакиева приобрел характер агрессивный, то сегодня этот агрессивный национализм - суть киргизской государственной политики. Киргизия – стратегический партнер России. Однако сегодня отношения Киргизии с Россией напоминают некое дежавю – они похожи на те, что были с Москвой у правительства Бакиева за месяц до его свержения. Хотя, конечно, история, повторяясь в своих формах, не обязательно повторяется буквально. Главное – это ее смыслы. http://www.fondsk.ru/news/2012/02/29/kirgizia-dezhavju.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #264 : 23 Апреля 2012, 09:37:35 » |
|
Александр ШУСТОВКиргизия - Китай: железнодорожная основа геополитикиОхлаждение российско-киргизских отношений, наступившее после последнего визита А. Атамбаева в Москву, сопровождалось ещё одной тенденцией - форсированием проекта по строительству железной дороги Китай – Киргизия - Узбекистан. Как и незадолго до падения режима К. Бакиева, руководство Киргизии пытается балансировать между крупными державами, используя КНР в качестве противовеса России. Идея строительства железной дороги, которая связала бы Китай, Киргизию и Узбекистан, обсуждается с середины 1990-х гг. Однако до недавнего времени дальше обсуждения такой возможности дело не шло. Проект был активизирован в последний период правления К. Бакиева. В октябре 2009 г. министр железных дорог КНР Лю Чжицзюн на встрече с тогдашним премьер-министром Киргизии Игорем Чудиновым заявил об огромном интересе к этому проекту, имеющему, по его словам, большое экономическое, инфраструктурное и транспортно-коммуникационное значение. В январе 2010 г. в Китае побывала представительная делегация во главе с руководителем Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям сыном президента Максимом Бакиевым. Отношения с Россией, которая предоставила Киргизии два из трех обещанных кредитов, не получив взамен вывода авиабазы США из республики, начали быстро портиться, и бакиевское руководство попыталось опереться на Пекин. Тогда же появилась информация о том, что в перспективе новая железная дорога может быть связана с железнодорожными сетями Ирана и Турции. Однако «вторая киргизская революция» (апрель 2010 г.) все эти планы перечеркнула и о строительстве дороги забыли. В следующий раз очередная реанимация проекта вновь совпала с ухудшением российско-киргизских отношений. 25-27 февраля состоялся визит А. Атамбаева в Москву, по итогам которого он сделал ряд резких заявлений в адрес России. Киргизский президент обвинил Москву в затягивании всех совместных проектов, включая согласование условий передачи России производящего торпеды завода «Дастан», покупку «Газпромом» «Кыргызнефти» и «Кыргызгаза», строительство камбаратинских ГЭС и четырех ГЭС на реке Нарын, а также невыплате арендной платы и коммунальных платежей за российские военные объекты. Причиной этого демарша, по мнению аналитиков, стало то, что Киргизия не получила у Антикризисного фонда ЕврАзЭС очередной кредит, необходимый для пополнения бюджета. В качестве альтернативы российским кредитам А. Атамбаев назвал Китай, который, по его словам, уже предоставил Киргизии кредит на строительство ЛЭП и планирует выделить еще 3 млрд. долл. на строительство железной дороги Китай – Киргизия - Узбекистан. Вернуть такой кредит Киргизии будет трудно, поэтому уже на стадии проекта началось обсуждение схемы «инвестиции в обмен на ресурсы». В обмен на строительство железной дороги китайцы потребовали у Киргизии доступ к ряду месторождений ценных, цветных и черных металлов. По данным информационного агентства «Регнум», администрация К. Бакиева обсуждала с китайцами возможность передачи нескольких алюминиевых, железорудных, угольных и золоторудных месторождений. Четыре золотоносных месторождения – «Талды-Булак Левобережный», «Терек», «Тереккан» и «Перевальное» – в 2009 г. распоряжением правительства были зарезервированы для финансирования проекта. Более детальная информация на этот счет отсутствует, так как сделка вызвала недовольство у населения, и переговоры были закрытыми. В настоящее время киргизские власти отвергают сам факт существования такой схемы. 22 марта генеральный директор «Киргизских железных дорог» Аргынбек Малабаев заявил: «Информация о том, что правительство Киргизии ведёт переговоры по обмену ряда месторождений на инвестиции в проект, не соответствует действительности так же, как и информация о наличии текста предложений китайской стороны». Однако сам проект в последнее время сдвинулся с мертвой точки. По словам А. Малабаева, сегодня ведутся переговоры о его финансировании, в которых с киргизской стороны участвуют руководители соответствующих министерств и ведомств, а с китайской - экспертная группа министерства торговли. В средине апреля министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали меморандум о сотрудничестве, предусматривающий проведение в течение года полного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта за счёт КНР. Детальный план строительства дороги будет подготовлен после проведения ТЭО. Ранее CRBC заявила о намерении привлечь средства не только для проведения ТЭО, но и для финансирования самого строительства. Учитывая, что у КНР уже есть успешный опыт реализации в Центральной Азии крупных инфраструктурных проектов, таких как запущенный в 2009 г. трансконтинентальный газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, сомневаться в технических и финансовых возможностях Пекина не приходится. Еще одним источником финансирования может стать Всемирный банк. 30 марта глава офиса ВБ в республике Александр Кремер заявил, что банк может частично профинансировать строительство новой железной дороги. «Правительство страны обратилось к нам с просьбой помочь в проведении финансового анализа и технической осуществимости проекта по строительству железной дороги Китай - Киргизия – Узбекистан, - сообщил он, - и мы надеемся, что сможем оказать содействие». Общая сумма инвестиций, по его данным, составит 1,2 млрд. долл., что однозначно потребует привлечения финансирования из нескольких источников. Всемирный банк уже профинансировал в республике ряд инфраструктурных проектов, таких как реабилитация дороги Ош - Баткен - Исфана, а также ремонт дорог в Оше. Что касается железнодорожного маршрута Иран - Центральная Азия, который должен обеспечить странам региона выход к портам Персидского залива и железнодорожной сети Турции, то его финансирование планирует взять на себя Исламский банк развития (ИБР). Об этом на встрече с министром экономики и финансов Ирана Шамсаддином Хусейни в начале апреля заявил генеральный директор ИБР Ахмад Мухаммад Али. Причем в качестве перспективного варианта маршрута рассматриваются не Узбекистан и Туркмения, а Таджикистан и Афганистан. Меморандум о строительстве железной дороги между Таджикистаном, Афганистаном и Ираном был подписан 24 марта в Душанбе президентами Эмомали Рахмоном, Хамидом Карзаем и Махмудом Ахмадинежадом. Таджикистан рассчитывает тем самым преодолеть транспортную изоляцию и пустить железнодорожные составы в обход Узбекистана. Киргизии же будет достаточно просто состыковать новую дорогу на юге республики с железнодорожной сетью Таджикистана. Ключевым является вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для этой дороги. Ранее Китай настаивал на колее шириной 1435 мм, которая принята также в Иране и Турции. Это позволило бы избежать перегрузки товаров на границах и сократить время доставки грузов. Однако Киргизия и Таджикистан в наследство от СССР получили колею шириной 1520 мм, и отказ от нее создаст проблемы со стыковкой железнодорожных линий. Фактически на территории обеих республик будут действовать две разных железных дороги, одна из которых будет ориентирована на страны СНГ, а другая – на Китай и страны Среднего и Ближнего Востока. Учитывая проблемы с железнодорожным сообщением между Таджикистаном и Узбекистаном, а также сложные отношения России с Киргизией, нетрудно предположить, что форсирование строительства новой железной дороги имеет целью транспортно-коммуникационную переориентацию двух республик Центральной Азии на другие регионы. Изменение транспортных маршрутов приведёт к перестройке экономических связей, за чем неизбежно последуют перемены геополитического характера.http://www.fondsk.ru/news/2012/04/22/kirgizia-china-zheleznodorozhnaja-osnova-geopolitiki.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #265 : 26 Апреля 2012, 08:27:00 » |
|
В Киргизии осквернено православное кладбищеБИШКЕК. В Киргизии на одном из православных кладбищ разбиты памятники, сломаны кресты и оградки, осквернены несколько десятков могил, сообщили во вторник "Интерфаксу" в партии "Замандаш-Современник". Инцидент произошел на кладбище в селе Жаны-Пахта Сокулукского района Чуйской области на севере республики. "Надругательства над захоронениями предков - один из величайших грехов. Поистине верующий человек, вне зависимости от религиозной принадлежности, никогда не посмеет покуситься на святое. Вандалы заслуживают не только всеобщего презрения, но и сурового наказания в соответствии с действующими в Киргизии законами", - отметили в партии. Авторы документа считают, что, пока это преступление не раскрыто, "несмываемое пятно позора лежит не только на отморозках", но и на всем киргизском обществе и государстве. http://www.sedmitza.ru/news/2936965.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #266 : 31 Мая 2012, 08:14:46 » |
|
Александр ШУСТОВКиргизия как объект геополитики СШАКиргизия имеет шанс превратиться в «горячую точку» российско-американских отношений. Выступление посла США в России М. Макфола, обвинившего Москву в том, что она «подкупила Киргизию», чтобы та «вышвырнула» американских военных с авиабазы в бишкекском аэропорту «Манас», встретило жёсткий отпор - последовало заявление МИД России, в котором американскому дипломату было указано со всей определённостью на его непрофессионализм. Соединенные Штаты, по словам Макфола, тоже «предложили взятку (Киргизии), но в десять раз меньше». В итоге проблему пребывания американцев в бишкекском аэропорту удалось урегулировать только после «отдельных переговоров» президентов России и США. «В МИД России с крайним недоумением восприняли высказывания посла США, - говорится в заявлении МИД РФ от 28 мая. - Прозвучавшие оценки взаимодействия России и США по форме выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога». Руководство РФ никогда не использовало понятие «сфер влияния», укоренившееся у американцев в практической политике, в том числе и в отношении Киргизии, а говорит лишь о странах, с которыми Россию связывают взаимные привилегированные интересы. Что касается взяток, то послу США, отмечается в заявлении МИД РФ, виднее, кому и какие взятки давал Вашингтон. Вопрос о присутствии базы США на территории Киргизии МИД РФ прокомментировал отдельно. Администрация Буша-младшего десять лет назад обещала, что база в «Манасе» будет задействована на год-два. «Понимаем, что у власти в Вашингтоне уже другая администрация, - говорится в заявлении, - но это не снимает проблему предсказуемости и транспарентности американских действий в Центральной Азии. Посол должен быть в состоянии как минимум объяснить расхождение между словом и делом». Российский МИД отверг и домыслы М. Макфола об «увязках», которые якобы предлагает Россия при обсуждении острых международных проблем. Среди упомянутых послом США «увязок» – предложение разменять «Иран на Грузию», а «права человека в России – на Северную Корею». «Принципиальные вопросы, - утверждается в заявлении, - включая нераспространение ядерного оружия, являются безусловным приоритетом и не подлежат никакому торгу». Отношение российского руководства к военному присутствию американцев в Центральной Азии стало меняться со второй половине 2000-х гг., когда стало совершенно ясно, что базы нужны Соединённым Штатам отнюдь не только для обеспечения военной кампании в Афганистане, что ослаблять свою хватку на «мягком подбрюшье» России американцы не спешат. После того как в 2005 г. они были вынуждены покинуть узбекский Ханабад, «Манас» остался единственной крупной авиабазой США в Центральной Азии. К концу правления К. Бакиева (2005-2010 гг.) своего отрицательного отношения к сохранению этой базы Москва не скрывала, неоднократно призывая определить сроки её эвакуации. В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и еще один кредит в сумме 1,7 млрд. долл. на строительство одной из крупнейших в регионе Камбаратинской ГЭС-1. По мнению аналитиков, одновременно с предоставлением кредитов предполагалось, что функционирование базы США в «Манасе» будет прекращено. Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил сохранить американскую военную базу, переименовал ее в «Центр транзитных перевозок» и начал получать за это от американцев почти в три раза большую арендную плату – 60 млн. долл. в год (надо полагать, это и было, пользуясь лексикой Макфола, «американской взяткой»). В апреле 2010 г. режим К. Бакиева пал. Пришедшее к власти временное правительство Киргизии во главе с Р. Отунбаевой выводить американскую базу также не торопилось. В октябре 2010 г. новое руководство республики договорилось с Вашингтоном продлить пребывание базы еще как минимум на три года. Одновременно вскоре после «второй киргизской революции» выяснилось, что часть денег первых двух российских кредитов, полученных Киргизией, бесследно пропали с банковских счетов, а Киргизии теперь приходится платить по ним проценты. В то же время вопрос о военном присутствии американцев в аэропорту «Манас» до сих пор не решен. Президент Киргизии А. Атамбаев в ходе предвыборной кампании в августе 2011 года заявил, что американские военные должны покинуть Киргизию в 2014 г. Затем, во время визита в Турцию в январе 2012 года, А. Атамбаев изменил свою позицию, заявив, что базу в «Манасе» ликвидировать не обязательно. Достаточно, мол, преобразовать ее в «Центр гражданских транзитных перевозок» с участием США, России и Турции. 2 апреля на встрече с помощником Госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Робертом Блейком в Бишкеке А. Атамбаев высказался в том смысле, что военные США должны покинуть «Манас» до конца лета 2014 г., а база может быть сохранена как центр по перевозке гражданских грузов. Однако ни малейшей уверенности в том, что США после 2014 г. уйдут из «Манаса», нет. Напротив – они постараются оттуда не уходить. И агрессивное выступление М. Макфола в Высшей школе экономики это только подчёркивает. Сворачивать свои позиции в Афганистане американцам ни к чему – ведь при них прибыльное производство и экспорт афганских наркотиков достигли рекордных показателей. Говорят, что и «Манас» играет в этом бизнесе свою роль. Ну а если договориться с Бишкеком Вашингтону всё же не удастся, США попытаются открыть свою военную базу в одной из соседних стран. Среди кандидатов на эту роль фигурируют Таджикистан, Узбекистан и Туркмения, которые в отличие от Киргизии имеют с Афганистаном общую границу. США уже заявили о планах создания в регионе для национальных армий сети «тренировочных центров», которые могут брать на себя функции военных баз. Так что надо ожидать новых «американских взяток». http://www.fondsk.ru/news/2012/05/30/kirgizia-kak-obekt-geopolitiki-usa.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #267 : 20 Сентября 2012, 09:31:48 » |
|
Дмитрий СЕДОВЦентральная Азия: войны за водные ресурсы не будет Не так давно президент Узбекистана Ислам Каримов сделал заявление, которое многие сочли сенсационным. «Водные ресурсы могут завтра стать проблемой, вокруг которой будут обостряться отношения. И не только в нашем регионе. Всё может усугубиться настолько, что это может вызвать серьёзное не просто противостояние, а даже войны».У узбекского президента, несомненно, есть основания для опасений. Тревожный знак - учащающиеся стычки между пограничниками Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Толкуют о возможности военного столкновения между странами Центральной Азии западные аналитики. Президент Международной кризисной группы Луиза Арбор, опубликовавшая в декабре 2011 года в Foreign Policy свой прогноз «10 войн 2012 года», войной №6 назвала прогнозируемое вооружённое столкновение в Центральной Азии. Наиболее уязвимыми она считает Таджикистан, Узбекистан и Киргизию, а самым опасным - конфликт по поводу распределения водных ресурсов. Центром тугого узла проблем в этом треугольнике служит разделенная между тремя новыми независимыми государствами - Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией - Ферганская долина. Не последнюю роль в создании напряженности играют пограничные проблемы, возникающие из-за незаконного пересечения государственной границы, к которой люди, живущие здесь, не привыкли и за 20 лет (и вряд ли когда привыкнут, ведь для них это, как и для поколений их предков, – единое пространство жизни). Беспокоит проблема анклавов. Наиболее крупными являются узбекские анклавы Сох и Шахимардан с населением 40-50 тыс. человек, окруженные территорией Киргизии. В Узбекистане находится входящее в состав Киргизии село Барак с населением около 600 чел. А в Киргизии есть таджикский анклав Ворух, где проживает более 20 тыс. человек, в большинстве своём - таджики. В советское время границы союзных республик Средней Азии, можно было пересекать свободно. Теперь жители анклавов ощущают себя на положении осаждённых. И самая острая проблема на сегодня - конфликт Узбекистана на «два фронта»: с Таджикистаном из-за строительства Рогунской ГЭС на реке Вахш, которая, сливаясь с Пянджем, превращается в Амударью, и с Кыргызстаном - из-за возведения на реке Нарын (протекает по территории Киргизии и Узбекистана, образуя при слиянии с Карадарьёй Сырдарью) Камбаратинских ГЭС (ГЭС-1 и ГЭС-2). Об Узбекистане надо сказать особо. Это государство имеет самое многочисленное и наиболее однородное население в Центральной Азии (25 млн. чел.) и самый высокий уровень исламизации. З. Бжезинский, размышляя о возможностях геостратегического овладения Соединёнными Штатами постсоветской Евразией, писал в «Великой шахматной доске»: «Узбекистан фактически является главным кандидатом на роль регионального лидера в Средней Азии. У страны есть история, чувство самоидентификации, вполне обоснованная концепция региональной безопасности. Именно Узбекистан является важнейшей страной этого региона». В отличие от большинства стран Центральной Азии, политическая элита Узбекистана имеет собственный геополитический проект, считая своё новое государство преемником империи Тамерлана (1336–1404), столица которой Самарканд был когда-то центром великой цивилизации. Представление о «естественном» преобладании узбеков в Центральной Азии - одно из характерных черт мышления политического класса Узбекистана. Президент Ислам Каримов не может игнорировать эти настроения в узбекской элите - это опасно для его власти. За годы независимости Узбекистан заявил о себе как о государстве, проводящем особую линию в СНГ, подтверждением чему стало многолетнее игнорирование Ташкентом Межпарламентской ассамблеи, Таможенного союза, совместных оборонных проектов, приостановка членства Узбекистана в ОДКБ, а также резкое неприятие идеи и практики российско-белорусского союза. На протяжении ряда лет Узбекистан крепил партнерские отношения с НАТО, искал маршруты экспорта углеводородов «в обход России», входил в объединение ГУУАМ... З.Бжезинский, поощряя это направление политики Ташкента, указывал: «Узбекистан и США имеют схожие позиции в области укрепления региональной безопасности. Наши позиции также сходятся в том, что Центральная Азия не должна быть под влиянием какой-либо колониальной державы». В 90-е годы Москва в какой-то степени сама подыграла такому ходу мысли. Демонстрируя незаинтересованность в развитии взаимовыгодного экономического и иного сотрудничества с Узбекистаном, российское руководство при Ельцине довело дело до того, что основные ниши внутреннего узбекистанского рынка оказались заняты американским, европейским и восточноазиатским капиталом. Американский капитал преобладал в нефтегазовой и золотодобывающей отраслях, на рынке мобильной связи и телеуслуг, турецкий — в легкой промышленности, германский и южнокорейский — в банковском деле и автомобилестроении. Однако надежды Ташкента на стратегический альянс с Соединёнными Штатами не оправдались. События в Андижане в мае 2005 г. и отношение к этим событиям официального Вашингтона заставили Ислама Каримова многое переосмыслить. Принятые тогда президентом Узбекистана решения были хорошо просчитанными и политически точными. Узбекистан вышел из ГУУАМ, попросил (и получил) статус наблюдателя в ШОС, ввёл ограничения на полеты самолетов ВВС США над территорией страны, поставил вопрос об ограничении срока пребывания американских военной базы в Карши-Ханабаде. Затем были закрыты прозападные НПО, установлен контроль над некоторыми бизнес-структурами, действующими в Узбекистане… Сейчас нет нужды анализировать обстоятельства последовавшего разворота Ташкента в противоположную сторону, достаточно сказать, что разворот этот произошёл, и красноречиво свидетельствуют об этом, хотя официально и опровергаемые, но не прекращающиеся слухи о строительстве на территории Узбекистана крупнейшей военной базы США (её решили назвать «Центром оперативного реагирования»). Вероятно, предоставляя часть территории страны под объекты американской военной инфраструктуры, Ташкент надеется усилить этим позиции в отношениях с соседями в спорах по поводу «водной проблемы». Хотя, может быть, такого расчёта у узбекского руководства и нет – ведь уроки Андижана-2005 из памяти ещё не изгладились. Россия тем временем укрепляет свои позиции в соседних с Узбекистаном Кыргызстане и Таджикистане. 20 сентября, в ходе официального визита президента РФ Владимира Путина в Бишкек, будет подписано соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизской Республики, в Оше. Достигнута договоренность о том, что 201-я российская военная база в Таджикистане (это крупнейшая военная база за пределами России и одно из самых мощных военных объектов в Центральной Азии) останется на территории этой республики ещё на 20-30 лет. 20 сентября, во время пребывания В.Путина в Бишкеке, Киргизия и Россия подпишут, помимо соглашения о российской военной базе в Оше, важное соглашение о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 (с участием Интер РАО ЕЭС») и Верхне-Нарынского каскада (с участием «РусГидро»). Тем самым электрогенерация Киргизии и Таджикистана будет консолидирована, что, по мнению некоторых наблюдателей, скорее всего, ляжет в основу присоединения Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана… В дальнейшем любое решение, снимающее напряжение в «конфликтном треугольнике» Узбекистан – Киргизия – Таджикистан по поводу распределения водных ресурсов, может лежать только в плоскости переговоров. Важнейшее условие их успеха - соблюдение государствами региона Соглашения между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (Алматы, 18 февраля 1992 г.), а также Конвенций ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года (Нью-Йорк). http://www.fondsk.ru/news/2012/09/20/centralnaja-azia-vojny-za-vodnye-resursy-ne-budet.html
|
|
« Последнее редактирование: 24 Сентября 2012, 18:00:34 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #268 : 20 Сентября 2012, 10:02:13 » |
|
Станислав ЕпифанцевСредняя Азия: политика без иллюзийЗаметки обозревателя накануне визита президента России в страны регионаПокорение Средней Азии Россией, как известно, произошло только в первой трети XX в., но уже к концу этого же столетия покоренные территории тихо-мирно от нее отпали от России. Однако не будем забывать, что связи метрополии с этим регионом имеют тысячелетнюю историю.По крайней мере, еще по документам персов и арабов VIII в. известно, что именно через Среднюю Азию в тогдашнюю Россию шли караваны с оружием, скакунами, коврами и драгоценностями. Да и русские купцы издавна были нередкими гостями на базарах Самарканда. Не будем к тому же забывать и тот факт, что во времена Золотой Орды Россия и Средняя Азия были в ее составе, иными словами существовали как бы в пределах одного государства. Так что, история точно развивается по спирали. Окажемся ли мы еще раз в составе одного государства? Поживем, как говорится, увидим… Между тем подводных камней у этой проблемы гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Да, Путин объявил интеграцию приоритетом номер один в политике России. Да, достаточно прозрачна идея создания нового конгломерата из осколков Советской империи. Да, на Западе и в среде региональных националистов истерия по этому поводу носит перманентный, но одновременно и патологический характер. Однако несомненно также и то, что при любом варианте развития событий «реинкарнации» Российской империи в формате Советского Союза не может быть по определению. И тот, кто упорно утверждает иное - или злонамеренно лжет или добросовестно заблуждается. Вполне вероятно, что имперская парадигма, как единственно возможная для эффективного существования России, по состоянию на сегодняшний день является единственно верной. По крайней мере, двадцатилетний роман с либеральной идеей развития России не принес государству и народу ничего, кроме разорения, неправедного разграбления страны и десятков миллионов русских, брошенных за пределами России на произвол судьбы. Представляется очевидным, что интеграционный проект Путина вполне сопрягается с неоимперской идеей. Понятно, что интерес России к странам Центральной Азии диктуется не просто некоей ностальгией по дням минувшим. Этот регион, безусловно, является стратегически важным для безопасности России. Именно из этого региона исходит уже совсем не гипотетическая угроза исламского радикализма, который в состоянии расчленить Россию. Мрачные футуристические пророчества, вызывавшие еще совсем недавно лишь скептические ухмылки, ныне, в свете последних событий в Казахстане, Татарстане, других странах Центральной Азии – уже не кажутся столь невозможными… Другая угроза безопасности России – это военные базы США и НАТО на территории стран региона. И опять-таки эти тревоги отнюдь не беспочвенны. Мантрические заклинания о вечной дружбе братских народов, давно уже ничего, кроме раздражения не вызывают. Живущим в России порой трудно представить, как далеко разошлись суверенные корабли-государства. Основная масса населения – а средний возраст титульного населения составляет 25–26 лет, а где-то и меньше – имеет достаточно слабое представление о временах былых, да и Россия не сказать, чтобы была им так близка. Тут уж адепты национализма постарались. Так что, наиболее реальной политикой России в регионе была бы политика без иллюзий. В духе королевы Виктории. В конце концов, не грех и поучиться у старушки Британии. Давно вроде бы рухнула былая могущественная империя, но по- прежнему Великобритания обладает громадным влиянием в британском содружестве наций. Даже декоративное признание власти королевы в бывших колониях по-своему символично. Думается, не в последнюю очередь и потому, что Великобритания по-прежнему сильна и богата. К тому же, видать, и дороги получше, и дураков поменьше… Что касается стран региона Центральной Азии, то именно здесь наглядно видно, что интересы действительно правят миром. И, к большому сожалению, Россия проводит достаточно невнятную политику в регионе. Даже в Казахстане, который позиционируется другом и союзником России номер один, фактическое влияние России достаточно мало. Чего уж тут говорить о других странах региона… После развала Союза Россия на долгие годы ушла из Средней Азии. Как следствие, в том же Казахстане практически все углеводороды принадлежат западным компаниям или Китаю. И в целом по региону позиции России в экономике весьма слабы, если не сказать более. Создается впечатление, что политика России строится в определенной мере по советским лекалам, то есть преобладает сюсюканье в духе «дружбы братских народов» и море разливанное елея и сиропа. А ведь местные элиты давно уже не советского разлива. Во всех странах региона элиты безмерно богаты и это касается в том числе и первых семейств. Элиты отхлебнули из рога изобилия сполна, и хмель безмерного богатства и всевластия ударил им в головы. В принципе, региональным элитам наплевать на то, что народ бедствует, а государства, по существу, несостоятельны. Ни для кого уже не секрет, что чем беднее страна, тем богаче элита. Этому способствует и возврат титульных сообществ к архаическим социальным форматам. Однако проблема заключается в том, что сложившееся статус-кво бесконечно существовать не может. В глобальном мире невозможно бесконечно долго удерживать страну и народ в таком состоянии. По свидетельству одного из лидеров казахских националистов Мухтара Тайжана, совершившего в этом году автопутешествие по казахской глубинке, положение простого народа ужасающее. Вся советская инфраструктура приказала долго жить, люди пьют непригодную для питья воду, далеко не везде есть электричество, об интернете понятия не имеют… И это в Казахстане, который позиционирует себя лидером региона, что же говорить о других странах-соседях? Достаточно привести пример другого путешествия уже киргизских журналистов Улугбека Бабакулова и Эгамберды Кабулова к афганским киргизам на Памир, которые живут, казалось бы, в жутких условиях и, тем не менее, не собираются перебираться в Киргизию. Так вот, даже эти нищие, обездоленные киргизы имеют какие- никакие телевизоры, интернет, спутниковый телефон, общаются с родственниками в Китае и Турции по скайпу. Выводы делайте сами. Так что, неудивительно, что и внутри и вне стран региона всегда найдутся желающие изменить состояние вещей. Будет ли этот срок ожидания 5 лет, как в Киргизии – от одной революции до очередной, или 25 лет (срок жизни какого-нибудь диктатора), но конец, без сомнения, неизбежен. События последнего времени в арабском мире весьма убедительны. И события эти страшны элитам не сами по себе, а тем, что все эти «мубараки и каддафи» потеряли и власть, и деньги. Деньги – вот главное слово! Вопрос сохранения, спасения личных состояний – вот одна из ключевых причин, по которой местные элиты, рано или поздно, добровольно или вынужденно придут к интеграции. И произойдет это отнюдь не по причине любви друг к другу или к России и Путину. Причиной послужат те самые интересы, о которых говорила королева Виктория. И события последнего времени подтверждают такой вывод. Взять, к примеру, последний визит Каримова в Казахстан. Ведь стареющий узбекский вождь находится в патовой ситуации. Всем ясно, что с уходом Каримова страну ждут тяжелые времена. Еще большие угрозы существуют для его семьи и состояния. Похоже, до Каримова дошло, что приближается час икс, и вот мы видим, как он приехал в Астану, и визит завершается в духе пресловутой «братской дружбы и любви». А ведь еще вчера Каримов и Назарбаев на дух не переносили друг друга, также известно, что вражда между узбеками и казахами имеет вековые корни. Вряд ли мы ошибемся, предположив, что за этим визитом стоит российская дипломатия, а скорее всего, сам Путин. Надо сказать, что в регионе помимо исторических набрали силу и новые конфликты времен независимости, которые страны не в состоянии разрешить самостоятельно. Источник самых острых противоречий – вода. По прихоти судьбы, самые нищие и обездоленные страны региона – Киргизия и Таджикистан – контролируют сток всех рек региона, а вода для Казахстана и особенно Узбекистана – это, в буквальном смысле слова, жизнь. Узбекистан, все земледелие которого практически поливное, без воды, конечно, обречен на зависимость от того, как эти стоки будут регулироваться. Неудивительно, что разговор вполне серьезно идет о войне за эти стоки рек, о чем недвусмысленно дал понять Каримов. Однако несмотря на то, что дело дошло до взаимных угроз, решение этого и других вопросов невозможно без России. Ни одно государство региона не обладает сколько-нибудь боеспособной армией. События последнего времени в Казахстане наглядно продемонстрировали, что боеготовность армии носит, скорее, ритуально-виртуальный характер, а реальными являются крайний непрофессионализм и коррупция. Наверняка, не лучше дела обстоят и в узбекской армии. О других же и говорить не стоит. Блицкриг не получится, но столкновение всколыхнет темные глубины исторической вражды всех со всеми. Поэтому гипотетическая война, начавшись, превратит весь регион в кошмар, почище афганского. Кроме того, надо полагать, не только у Каримова, но и у Назарбаева, как и Казахстана в целом, стало наступать отрезвление от «успехов». Репутация «процветающего Казахстана», созданная продуманной пропагандой, стала осыпаться, как карточный домик. Беспрерывные социальные конфликты типа Жанаозена и теракты, следующие один за другим, уже невозможно скрыть. И несмотря на то, что именно Казахстан как будто бы выступает лидером интеграции, именно он, в наибольшей мере, способен стать камнем преткновения на этом пути. Дело в том, что титульное сообщество в Казахстане, а вернее, казахская интеллигенция, и не только националистического толка, выступает в массе своей против интеграции, расценивая ее, среди прочего, как угрозу своей независимости. И если до недавнего времени речь шла, скорее, о постназарбаевском периоде, то сегодня вместо «интеллигентских обсуждений» националистический актив переходит к конкретной организационной работе, направленной против интеграции. В частности, делается попытка инициировать всенародный референдум по отношению к этому вопросу. Проблема еще и в том, что борьба против интеграции стала элементом политической борьбы против режима Назарбаева. Вполне резонно предполагается, что интеграция будет способствовать укреплению режима личной власти Ел Басы (Главы народа). Как будет дальше развиваться процесс интеграции в Казахстане предсказать трудно, особенно на фоне тех деструктивных процессов, которые наметились в стране. Сможет ли Ел Басы удержать бразды правления? Сможет ли Путин реализовать свои планы в регионе?.. Проще, и одновременно, сложнее обстоят дела с Таджикистаном и Киргизией. Таджикистан – живая иллюстрация несостоявшегося государства. Практически народ живет за счет гастарбайтеров, работающих в основном в России и в незначительном количестве в иных странах. Страна сегодня – сплошная головная боль, да еще с реальной угрозой гражданской войны. Мифическое месторождение нефти, якобы обнаруженное канадцами, вряд ли хоть как-то способно изменить ситуацию. Тем не менее, страна представляет интерес, как ключ к афганскому наркотрафику в Россию. Именно здесь начинаются наркопотоки и наркотропы и крышуются они на самых высоких уровнях. Безусловный интерес представляют, конечно, гидроресурсы Таджикистана и Киргизии, ставшие предметом напряженности стран региона. Сами по себе Киргизия и Таджикистан не имеют ни финансовых, ни технических возможностей для их освоения. Вопрос осложняется тем, что сроки окупаемости такого бизнеса весьма длительные, то есть этот бизнес нуждается в стабильности и солидных гарантиях. Что касается Киргизии, то народ в большинстве своем тяготеет к России и пока еще именно в ней видит надежду на будущее. Как стало известно, Россией обещано списание почти полумиллиардного долга, то есть тех самых недавних кредитов, успешно разворованных предыдущим режимом. Будут ли учтены уроки прошлого или списание пройдет «по-старинке» мы скоро узнаем, поскольку Путин намерен посетить эту страну. Думается, что, несмотря на многие привходящие факторы, именно Киргизия представляет для России наибольший интерес, как точка опоры в регионе. Характерным примером отношения к России может служить открытие русской школы киргизским бизнесменом. Причем он намерен построить 30 русских школ для киргизских детей на свои средства и при этом преподавателей намеревается пригласить из России. Пока Киргизия – единственная страна региона с такого рода начинанием. Между тем необходимо учитывать фактор интереса к региону и других игроков. В первую очередь, конечно, Запада. Здесь ситуация неоднозначная. И вот почему. Западу, на сегодняшний день, прямо или опосредовано принадлежит большая часть богатства Казахстана. В регионе действуют тысячи неправительственных организаций, финансируемых США и европейскими странами. С учетом того, что в современном глобальном мире вовсе не обязательно физическое присутствие, а достаточно и огромной армии агентов влияния, – можно утверждать, что Запад практически доминирует на региональной политплощадке. Однако не все так просто с этим влиянием. Показательным можно считать откровение Бжезинского в последней его книге. Этот давний и последовательный враг России, создавший теорию вытеснения России из бывших сфер влияния, в том числе и из Средней Азии, вдруг признал, что без союза с Россией Америке грозит не слишком комфортное будущее. В свете этого откровения, вполне может оказаться правдой, что между США и Россией существует негласное соглашение о разделении сфер влияния, и регион Средней Азии относится именно к российской зоне. Понятно, что это – всего лишь предположение, но оно вполне реалистичное. По крайней мере, подобного рода соглашения всегда были обычной международной практикой. На примере сегодняшнего Китая мы видим, как резко и решительно Пекин готов отстаивать свои зоны интересов. Разумеется, Россия должна быть сильной, и эту силу должны видеть и чувствовать в регионе. Слабому игроку нет места на региональном политическом поле. Здесь всегда боялись и уважали силу и сильных. Недаром память об Александре Македонском, великом и жестоком завоевателе, жива в этих краях до сих пор, и мальчиков нередко называют Искандерами (вспомним хотя бы российского миллиардера Искандера Махмудова). В то же время, на мой взгляд, стратегия России должна строиться на иных принципах, нежели западная. Быть может, главный козырь России – это русская культура и русский язык. По крайней мере, изнутри ситуация видится так. Взять снова на содержание среднеазиатские республики для России неподъемно, да и вообще, это тупиковый путь. Пример с киргизским предпринимателем, который строит русские школы, как раз убеждает в том, что ставка на цивилизационную составляющую должна делаться не в меньшей степени, чем на военную и экономическую. Другими сильными игроками в Центральной Азии являются Китай и Турция. Китаю уже принадлежит почти треть нефтяного сектора Казахстана. Китайцы протянули нефте- и газопроводы, охотно предоставляют солидные кредиты и умеют получать за них адекватное возмещение. То есть не только скупают месторождения, но и смело инвестируют инфраструктуру. Китайская экспансия – это весьма серьезно. Активно ведут себя в регионе и турки. Их усилиями реанимирована идея пантюркизма. Турки усиленно проталкивают пантюркистские идеи в регионе, они строят мечети и школы, выделяют гранты на обучение в своих исламских университетах. Результаты этой деятельности в полной мере проявились в последние годы вспышкой исламского радикализма и террористическими угрозами. Все страны региона стали спешно отказываться от такого сотрудничества, но не поздно ли?.. Впрочем, есть в китайской и турецкой экспансии нечто общее. Чем очевиднее успехи китайцев и турок, тем более тревожные настроения в обществе. Дело в том, что отношение к ним всех титульных народов региона, кроме туркмен, исторически настороженное. Туркмения здесь несколько на особицу. От Китая туркмены всегда были дальше всех, а с турками – очевидная общность. Недаром Бердымухамедов провозгласил: «две страны – один народ». Таким образом, резюмируя, следует признать, что все далеко не так просто с интеграцией. Но в то же время альтернативы, по крайней мере, разумной, ей просто нет. http://www.stoletie.ru/vzglyad/srednaja_azija_politika_bez_illuzij_820.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106510
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #269 : 23 Сентября 2012, 01:26:31 » |
|
Александр ШУСТОВДеньги, военная база и ГЭС: Россия и Киргизия договорились Официальный визит в Кыргызскую Республику В. Путина, состоявшийся 19-20 сентября, был во всех отношениях удачен. Стороны договорились по большинству вопросов, которые долгое время вызывали разногласия. Благодаря достигнутым договоренностям Киргизия сможет укрепить свою экономику и повысить политический вес в отношениях с соседями, а Россия – укрепить позиции в геополитически чувствительном для неё районе Центральной Азии… Главных документов, подписанных по итогам визита В. Путина в Киргизию, три: об урегулировании задолженности перед Россией, о пребывании в республике объединенной российской военной базы, о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. То, что соглашения эти подписаны одновременно, свидетельствует о комплексном характере договорённостей, о тесной увязке вопросов политики, экономики и безопасности. Соглашение по урегулированию долгов предусматривает списание двух довольно значительных задолженностей, возникших в последнее время у Киргизии перед Россией. Долг в размере 189 млн. долл. от 5 сентября 2005 г. будет списан единовременно с момента вступления соглашения в силу. 300-милионная задолженность от 3 февраля 2009 года будет списываться с 2016 года равными долями в течение десяти лет. Соглашение по объединенной военной базе, которого Москва добивалась в течение нескольких лет, предусматривает, что база будет находиться на территории республики в течение 15 лет с возможностью продления этого срока на пятилетний период. Действовать соглашение начнет с 2017 г. Наконец, соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС предусматривает строительство Россией в Киргизии крупных гидроэнергетических объектов, о котором республика после распада СССР мечтала не один год. Значение договоренностей о строительстве ГЭС и создании объединенной российской военной базы выходит далеко за пределы Киргизии. Против строительства новых ГЭС активно выступал Ташкент, усматривая здесь угрозу своей экономической и продовольственной безопасности. 7 сентября президент Узбекистана, находясь с визитом в Астане, заявил, что строительство ГЭС в Киргизии и Таджикистане может обострить межгосударственные отношения в Центральной Азии и «вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Поэтому позиции соседних государств было уделено особое внимание на переговорах в Бишкеке. В. Путин на пресс-конференции заявил, что Россия и Киргизия выступают за привлечение к участию в гидроэнергетических проектах Казахстана и Узбекистана, включая управление строящимися предприятиями. По мнению президента Киргизии А. Атамбаева, опасения Узбекистана, считающего, что после постройки ГЭС ему не хватит воды, не имеют под собой оснований. Постройка Камбаратинской ГЭС улучшит систему водопользования. Увеличив выработку электроэнергии в зимний период, Киргизия сможет аккумулировать воду в расположенных ниже по течению водохранилищах Шамалды-Сайской, Учкурганской и Токтогульской ГЭС. Летом это позволит дать больше воды Узбекистану и Казахстану. Общерегиональное значение имеет и соглашение о создании в Киргизии объединенной российской военной базы. На территории республики расположены четыре российских военных объекта: аваибаза в г. Кант, база подводных испытаний оружия в Караколе, центр военной связи в Кара-Балте и радиосейсмическая лаборатория в Майлуу-Суу. Авиабаза в Канте, как напомнил на пресс-конференции В. Путин, была создана для защиты республики после Баткенских событий 1999-2000 гг., когда боевики Исламского движения Узбекистана дважды вторгались в Киргизию с территории Таджикистана. Теперь все эти объекты будут объединены в составе единой военной базы, которая в соответствии с подписанными соглашениями останется на территории Киргизии еще на четверть века. За рамками переговоров остался вопрос о размещении на юге Киргизии учебно-тренировочного центра ОДКБ, или еще одной военной базы, против чего выступает Узбекистан. Между тем вопрос этот не теряет актуальности. Южные области Киргизии, соединенные с северными только автодорогой Бишкек - Ош, слабо контролируются центральными властями, а киргизские силовые структуры, как показали июньские события 2010 г., не могут справиться даже с внутренними беспорядками. В то же время юг Киргизии является узловым пунктом афганского наркотрафика – одной из главных угроз национальной безопасности России. Прояснилась и судьба американской авиабазы в Манасе. Несмотря на то, что вопрос этот в ходе переговоров не обсуждался, А. Атамабаев сообщил, что с 2014 г. в Манасе будет «нормальный гражданский аэропорт», в рамках которого будут действовать гражданский и грузовой хаб. В. Путин же, упомянув, что размещение иностранных военных объектов является суверенным правом самой Киргизии, отметил, что, в случае ухода американских военных, Россия готова подключиться к решению вопросов дальнейшего развития аэропорта и «наполнить его конкретным экономическим содержанием». Несмотря на торгово-экономическую экспансию КНР в регионе, Россия остаётся крупнейшим торговым партнером Киргизии. В прошлом году российский экспорт в Киргизию составил 1160,3 млн. долл., это треть от общего импорта Киргизии. За первое полугодие 2012 г. внешнеторговый оборот достиг 782,4 млн. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,5%. В Киргизии работают 11 крупных предприятий с участием российского капитала, включая ОАО «Газпромнефть-Азия», ОАО «Карабалтинский горнорудный комбинат», ООО «Тянь-Шань – Олово», АО «Орловский химико-металлургический завод», ОАО Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт» и другие. На территории России трудятся около 700 тыс. граждан Киргизии, которые только за первое полугодие 2012 г. перевели на родину около 1 млрд. долл., что составляет около 16% ВВП республики. Дальнейшая перспектива сотрудничества – присоединение Кыргызской Республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, которое, как отмечено в подписанном по итогам визита совместном заявлении, Россия будет активно поддерживать. По словам А. Атамбаева, визит В. Путина в Киргизию знаменует начало нового этапа двухсторонних отношений. http://www.fondsk.ru/news/2012/09/21/dengi-voennaya-baza-i-ges-rossia-i-kirgizia-dogovorilis.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|