Человек-любовьПамяти архимандрита Мефодия (Петрова; † 22.07.2021)Людмила КулешоваВчера, в воскресенье, на Валааме простились с великим молитвенником и утешителем столь многих сегодня потерянных, страждущих душ, – с архимандритом Мефодием (Петровым). Все у него были «наилюбимейшими», как батюшка говорил, и все отвечали ему взаимностью, точно подтягиваясь к этому чистейшему евангельскому образцу любви. Той любви, что так нужна этому миру и всем нам, чтобы жить и побеждать всё то темное, что восстает и на правду Божию беснуется.
Отца Мефодия вспоминает действительный Государственный советник Российской Федерации 3 класса, судья-секретарь Уставного суда Санкт-Петербурга в отставке, президент Фонда поддержки и развития исторического наследия А.Ф. Кони – генерал-майор юстиции Людмила Васильевна Кулешова.Архимандрит Мефодий (Петров)Взять да и очистить себя от всего, чтобы дать возможность действовать Любви Христовой– Людмила Васильевна, как давно вы знакомы с батюшкой? И какой его образ запечатлелся у вас в душе?– Знаю отца Мефодия уже более 20 лет. Мы много общались, переписывались. Батюшка – высокодуховный, добрейший человек. Никому и ни в чем не мог отказать. Его любовь к людям безгранична, поэтому, уверена, она из тех, что, по слову апостола, «никогда не перестаёт» (1 Кор. 13, 8 ). Он вообще всё создание Божие любил, – просто умилялся на каждую Божию тварь, всю землю обымал своей любовью, всех населяющих ее, саму эту жизнь любил, – у него было такое чувство восторга и благодарения перед чудом жизни! Просто необыкновенная любовь ко всему и всем, ты рядом с ним постоянно обновлялся душою. Как же его дети любили! Они его в этом созданном батюшкой центре «Свет Валаама» просто облепят всего его и не отпускают, так что ему вольно-невольно постоянно приходилось придумывать, чем бы их заинтересовать, занять.
Людмила Васильевна КулешоваЭто был уже человек, до того себя подвигом, молитвой, Словом Божиим, богослужением очистивший, что в каждом его поступке, слове, взгляде любовь проявлялась. Он и в каждом человеке видел именно человека, освобожденного от всего наносного. Это уже взгляд любви. А он всегда и в каждом образ Божий созерцает.
– «Для чистых всё чисто» (Тит. 1, 15)? Как откровение Божие переживал, что встретил именно этого человека
– Да, и он не был безразличен ни к кому. Радовался каждому, – прямо как откровение Божие переживал, что встретил именно этого человека. Хлопотал даже по мелочам: бегал, раздобывал, что кому надо. Или, помню, я как-то много лет назад, приехав на Валаам, пошла к 5 утра на службу, упала и сломала ногу, выехать я оттуда в таком состоянии никуда не могла, – отец Мефодий меня тогда просто каким-то облаком любви окружил. «Это я, – прямо причитал, – грешник, виноват! Это всё мои грехи!» Ты уж даже прямо смеяться начинаешь: «Батюшка, да какие ваши грехи?!» А он так всё близко к сердцу принимал, что тебя тут же любая боль отпускала, что физическая, что душевная. Тогда было уже такое чувство, будто это он ногу сломал, и тебе уже впору утешать его, – так он охал. Ты уже переключаешься на то, чтобы сделать такого, чтобы он так-то уж не переживал! Тебе резко становится лучше! Столько было в нем искренней, неподдельной сопричастности твоей беде. Редко у кого сегодня встретишь вот такую, подлинно христианскую глубину сострадания.
Как мы можем души ближних воскрешать– Так про Христа говорят, что Его Крестные муки были состраданием роду человеческому, и именно потому они для нас спасительны, а иначе мы бы никак не были с этим подвигом Любви соотнесены.– Вот у батюшки в сострадании была какая-то такая восставляющая тебя, целительная сила. Он явно отдавал тебе какую-то энергию жить дальше, бороться, преодолевать и внешние нестроения, и свои немощи – физические, духовные. Некоторые, бывает, и скажут что-то приличествующее моменту, вроде посочувствуют, но что несут собою эти слова? Иногда ведь и раздавить своей жалостью человека можно. Или просто какие-то дежурные фразы кто-то отпустит, но легче тем, кому плохо, от них вовсе не становится. А батюшкино слово всегда было со властью (ср. Мф. 7, 29). И это именно власть любви, побеждающей всё, что мучает тебя, освобождающей. Он как-то веру в тебя вселял, а «всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). Душу вкладывал во всё, что говорил, разумеется, и души именно на такое участие отзываются, – кто-то, может быть, впервые так жизнь своей души отчетливо и почувствовал.
– Святые отцы так и толкуют евангельское повествование, что вот, допустим, эпизод с Иаиром (ср. Лк. 8, 41–42), его дочь – это душа, и вот она при смерти, кто-то тебе уже назойливо внушает, что вообще умерла, а человек ищет: кто ее воскресит, и вот встречает Христа… Или сейчас уже – в лице одного из Его учеников?– Об отце Мефодии это всё без натяжки можно сказать, – он действительно прямо воскрешал души. Люди, знаю, видя эту его трепетную всегда о себе заботу, и сами становились как-то подлиннее, теплее в отношениях с другими, он, точно вектор, задавал уже непрестанное совершенствование душ.
– Даже самых, говорят, окамененных мог в чувство привести. А тогда человек и к святыне, разумеется, восприимчивее становится?– Так-то многие и могут обрести веру. Люди поэтому и стремятся на Валаам. Батюшка в самую душу каждому смотрел: светлая она или темная – это другой вопрос, он своим любвеобильным ко всем отношением взыскивал лучшее. Ни на какую шелуху страстей как будто бы не обращал внимания, хотя от его проницательного взора духовника ничего, конечно, не могло быть скрыто, – но, действуя именно так, он пробуждал совесть, и людям было уже проще там, говея, исповедуясь, в том числе и у самого батюшки, приобщаясь Святых Христовых Таин, так, в паломничестве, от всей этой внутренней накипи своих грехов и ошибок опростаться. Вот о чем отец Мефодий радел. А все внешние попечения – это было лишь обрамление этого сокровенного служения делу Христову – освобождения и спасения душ.
Родня всем– Есть даже такое святоотеческое рассуждение, что вообще все христиане, соблюдая заповеди Евангельские, призваны быть продолжателями дела Христова на земле, взыскивая своей любовью души даже тех, кто тебе причиняет или потенциально может доставить боль. Потому что Господь со Креста молится о Своих распинателях (Лк. 23, 34). И христиане так, во образ Учителя, и хранят любовь Христову на земле, преумножают ее в своем сердце и делятся с другими.– Поэтому-то у многих на этом святом острове просто внутренний переворот произошел, новая уже, другая жизнь началась. От встречи вот этой евангельской правды, так деятельно и просто воплощаемой в жизнь. Батюшка так и жил, причем не в какие-то исключительные моменты духовного подъема, а повседневно, – почти 30 лет встречая всех гостей на Валааме.
– Отец Сергий Мечев говорил, что от нас святых отличает постоянство. Своя брань у отца Мефодия, как валаамские отцы говорят, конечно, была, и особенно, свидетельствуют, усилилась уже незадолго до смерти, в больнице…– Но к людям уже ко всем батюшка ровно относился. Он же не просто встретит и тут же забудет человека, – нет: в сердце вмещал.
– А для этого как раз сердце должно быть очищено. Иначе, батюшка Иоанн (Крестьянкин) говорил, нельзя в сердце, полное греха, впускать никого, – это только приражение страстей будет.– А вот в отце Мефодии люди чувствовали чистоту, красоту его духа, и сразу же к нему проникались родственным прямо теплом, чувствовали в нем человека необычного…
Как научиться сопрягать свою жизнь с вечностью?– Не от мира сего?– Да, сказано же: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). И как-то хотелось быть поближе к тому, кто так живет. Паломники батюшке даже свои фотографии дарили, как вдруг ставшему самым близким и дорогим человеку. У него в записной книжке были записаны все дни рождения, именины, причем не только тех, с кем он сам лично общался, но и их сродников: родителей, супругов, детей, – знал, у кого какие проблемы, болезни, и всегда обзванивал, справлялся, да еще и какую-то весточку обязательно к праздникам и личным, и церковным посылал, так подчас и воцерковляя жизнь тех, кто, соприкоснувшись с верой на Валааме, еще только открывал для себя мир Церкви, ее богослужебный ритм: когда есть Великие дни Страстной Седмицы – этой кристально отрезвляющей от всего преходящего скорби, а когда радость Пасхи – уже полнота освобождения от смерти и необратимости греха. И человек сам уже, получая эти звоночки с Валаама, учился сопрягать свою личную жизнь с вечной, открытой нам Господом и непрестанно актуальной в церковном бытии здесь, на земле.
Помню, когда я праздновала 70-летие, батюшка передал мне Казанскую икону Божией Матери. Сам он тогда на Валааме находился, но в Питер с оказией послал подарок, и в день праздника позвонил, поздравил. «Ну как, получила?» – спросит, и у самого душа как-то по-детски взыграет весельем от отклика, будто это он сам сейчас какого-то невероятно важного для него подарка сподобился. Его-то блаженство было большим, иногда он цитировал эти дошедшие до нас в Деяниях апостолов слова Господа: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Так и комментировал: тот, кто получает, счастлив, но тот, кто дает, счастливее. Вообще считал, что не принять подарок будет проявлением гордости: ты прими, а если он тебе не нужен, отдай тому, кто в нем нуждается.
– Но это, скорее, про приношения от нас, грешных. А подарки духовных людей всегда с благословением – и лично адресным, – их нельзя передаривать.Кто живет по Евангелию, тот всегда в движении на вырост– А батюшка как-то менялся с годами? Вы все-таки его не одно десятилетие знаете.– Сколько помню, отец Мефодий всегда был настолько внимателен, будто сам себя превзойти старался.
– Мне нравится, говорят: «Евангелие учит сверхлюбви». Не просто любви, а именно сверхлюбви: «кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8 ); «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 40–41).– И батюшка так с каждым годом точно еще самоотверженнее и светлее становился, – расточая любовь другим, сам всё возрастающей радостью служения, самоотдачи преисполнялся. И он нам всем так пример этого самоотреченного, любвеобильного жития преподавал. Сколькие из нас, даже просто познакомившись с ним, хоть чуточку на него да становились похожи.
Сколькие из нас, просто познакомившись с ним, хоть чуточку на него да становились похожи
Батюшку, конечно, тоже если и не все, то многие из нас со всеми праздниками старалась поздравить, сама я отправляла хотя бы эсемэску. Последнюю – 12 июля, на праздник апостолов Петра и Павла. И батюшка, будучи уже даже болен, ответил, поблагодарил, взаимно прислал добрые пожелания. На этом наша переписка оборвалась. Я очень плакала. Это всегда была такая живая связь, – батюшка на все твои сообщения всегда отвечал!
– Говорят, один из принципов духовных людей: старайтесь, чтобы, по возможности, ни одно обращение к вам не осталось неотвеченным. То, как ты к людям относишься, как их слышишь, так ты Богу угождаешь, а Господь – Сама Любовь – взаимен: как ты других, так и Он тебя слышит. А уж за это пожертвовать своим временем, вниманием – невелика цена. Просто не все об этом указанном нам в Евангелии (ср. Мф. 25, 40) маневре помнят.На Россию у Бога большие планы– Это же было очевидно, что батюшка не только с людьми, но и с Господом постоянно на связи?– Батюшка – величайший молитвенник наших дней, и его молитва была именно действенной. Его Господь действительно слышал, и ты это на своей жизни при его молитвенном попечении о тебе ощущал. Господь его, думаю, и сейчас так рано, по меркам нашей земной жизни, призвал, чтобы он уже там молился за мир, за Матушку Россию, которую он, сам будучи родом из Македонии, любил беззаветно. Он даже как-то благоговел перед русским народом.
Батюшка – величайший молитвенник наших дней, и его молитва была именно действенной
Когда в 2012-м году он поцеловал руку приехавшему на Валаам В.В. Путину, он же это искренне сделал, так это на Балканах принято, батюшка потом прокомментировал: «Я поцеловал руку Президента России в знак признания маленьким народом великого русского народа». Отец Мефодий с большим уважением о Владимире Владимировиче отзывался. Знал его лично. Говорил: «Это великий патриот своей страны, он очень заботится о России». Считал, что этот Президент послан нам Самим Господом, чтобы удержать страну от распада.
Батюшка постоянно подчеркивал: Россия – это страна-хранительница Духа, истины Православия в современном мире, на русский народ другие народы должны равняться, но это и огромная ответственность для всех нас. Россия, говорил, ведущая держава – на нее у Бога большие планы именно касательно спасения всего нынешнего человечества. А то, что столько нападок на Россию, – это именно на Дух Господень воюют.
Счастье участвовать в осуществлении Божественного замысла– А христиане и признаны Дух Христов, Любовь Божию хранить на земле, являть в этот мир.– Вот в присутствии отца Мефодия ты точно перед Самим Господом находился. В свое время, когда я создавала Фонд им. А.Ф. Кони, то обратилась к батюшке. «У вас всё получится, – тут же отчеканил он, – поскольку цели Фонда правильные, богоугодные, вы будете работать много с молодежью, и мысли у вас чистые. Я вас благословляю», – и сказано это было с такой любовью, с такой силой веры, что эта фраза меня очень укрепила, даже дала какой-то заряд преодоления всех преград.
Ощущение было, как будто Сам Бог с тобой говорит. И всё, что ты теперь будешь делать, это соработничество с Ним в осуществлении Его Божественного замысла об этом мироздании. Не каких-то там наших целей с примесью амбиций… А вот именно в служение домостроительству Божию отец Мефодий мог нас всех так органично и просто включить. И это ни с чем несравнимая радость – жить и работать вот так.
Ощущение было, как будто Сам Бог с тобой говорит
Помню, в тот момент, когда меня батюшка благословлял, я видела точно не самого отца Мефодия, а как Николай Мотовилов когда-то на опушке зимнего леса уставился на преподобного Серафима, а лицезрел какое-то облако несказанного света, – вот что-то такое я в этот миг пережила. И именно это благословение меня все эти годы очень поддерживало.
При создании нашего Фонда мы смогли объединить в Питере всех ведущих юристов города и области. Наш Фонд занимается программами, ориентированными на духовно-нравственное развитие молодежи. Потому что именно Дух Божий животворит всё, и Его отрицание грозит только бессмыслицей и разорением.
Все эти дни, как стало известно о смерти батюшки, я просто плачу. Но это слезы очищения, – надрыва нет, на душе тихо и спокойно, а слезы идут и идут. И душа в эти дни просто перерождается, – в этом тоже уже явственно подаваемая с того света помощь батюшки нам. Господь уже, видимо, эту рать молитвенников на Небе и собирает, чтобы тем действеннее по их молитвам и ходатайству помогать России.
(Продолжение следует.)
C Людмилой Кулешовой
беседовала Ольга Орлова
26 июля 2021 г.https://pravoslavie.ru/140756.html