Священник Алексей Паркачев«Православие наднационально…»О служении в Тувинской епархииСовсем недавно жители Тувы отпраздновали юбилей обретения национальной государственности – столетие со дня создания Тувинской Народной Республики, образованной 15 августа 1921 года. Незадолго до юбилейной даты мы поговорили с иереем Алексием Паркачевым, который на протяжении трех лет служил в Тувинской епархии.– Отец Алексей, сколько лет вы жили в Туве?– Я в Туве жил три года: с 2017-го по 2020-й. Служил в Воскресенском кафедральном соборе г. Кызыла.
– Насколько там большая православная община?– Сама по себе Республика Тува маленькая – примерно триста двадцать тысяч населения. Это, можно сказать, небольшой областной городок или как два района нашего города Перми. Вся Республика по площади – это, по-моему, 170-180 тысяч квадратных километров. Расстояние с севера на юг – 400 километров, с запада на восток – 600. Средняя плотность населения – 2 человека на квадратный километр, соответственно, население маленькое. Что касается православных людей, то их, конечно, намного меньше. Вообще, русское население, согласно переписи населения 2010 года, – это 50 тысяч человек. Из них немалая часть – старообрядцы. Крещеного населения, тех, кто сами крещены и в детстве окрестили своих детей, достаточно много. Если брать атеистов, неверующих людей, то это, может быть, три сотни. Здесь надо также учитывать тот факт, что в храм ходят не только русские, но также и тувинцы. Среди тувинцев тоже есть верующие, их не так много, но они есть. Это и хакасы, и люди других национальностей. Из священников, которые в Туве служат, один по национальности чуваш, другой – бурят. Т.е. там живут и приходят в храмы люди разных национальностей. В принципе, можно говорить о том, что православные общины в самом городе Кызыле немаленькие.
– Значит, можно сказать о том, что у храма был свой приход? Это не какие-то случайные люди, захожане, которые ходят в храм, чтобы свечку поставить, а действительно приходская жизнь.– Конечно, приходская жизнь есть на каждом приходе, но в основном она концентрировалась и концентрируется в главных храмах республиканской столицы города Кызыла. Это Свято-Троицкий храм и кафедральный Воскресенский собор. В них концентрируется основная приходская жизнь, а остальные общины, в других города и селах, они малочисленны – это плюс-минус 10-15 человек, грубо говоря. Есть два более крупных прихода на периферии – в городе Туран и селе Сарыг-Сеп. Там чуть побольше людей – более двух десятков.
Что касаемо того храма, в котором я служил, то там есть хорошая община. Люди не только приходят на богослужения, люди принимают участие во многих других мероприятиях, когда, например, нужно помочь храму. Такой показательный пример: у нас в храме никогда не было штатных уборщиц, потому что всегда люди стремились храму помочь, люди приходили и прибирали в храме. Благоустройство территории храма – это всё возлагалось на прихожан. Еще такой пример – один прихожанин является специалистом по телерадиовещанию, ранее у него была своя телерадиокомпания. Свой талант, свои знания он применил в церковной сфере и наладил в Республике вещание православного радио «Вера». И вся радиоаппаратура находится сейчас на колокольне Воскресенского кафедрального собора. Примеров можно приводить много, каждый в меру своих возможностей, своих талантов пытается как-то храму помочь. Кроме богослужений, каждое воскресенье в храме проходят беседы, дети в воскресной школе находятся, взрослые – на вероучительной беседе. Проходят совместные чаепития, праздники, и все стараются в этом принимать участие. Вообще, менталитет тувинцев склонен к общинности. Как говорят в Сибири, тайга эгоистов не прощает. Хочешь выжить – ты должен объединяться, консолидироваться с другими людьми.
– Основная масса прихожан – это кто: молодёжь, бабушки, пенсионерки?– Сложно сказать, потому что Тува была долгое время первым регионом в России по темпам рождаемости, и многие семьи здесь многодетные. Я сейчас не знаю, как по 2020-му и 2021-му году, но по крайней мере раньше это была самая многодетная республика, самый многодетный регион Российской Федерации. Поэтому на приходе всегда было очень много детей.
– Высокая рождаемость характерна только для тувинцев или для русских, которые там живут, тоже?– Нет, для русских она не характерна, исключения, конечно, есть. Есть многодетные русские семьи, но, как правило, это многодетные тувинские семьи. Среднее количество семей в тувинской семье – это пять. Это среднее, у кого-то бывает и семь, и девять. Много случаев, когда тувинцы принимают крещение семьями. Каков средний возраст в семье – такой получается средний возраст и прихожан. Были, конечно, на приходе пожилые женщины тувинской национальности, которым уже за 80 лет, и самое интересное, что они составляли актив храма, были самыми боевыми прихожанками. Много людей среднего возраста – 40-50 лет. К сожалению, молодежи на приходах мало. Но это характерно и для всех других регионов.
– Если взять этнический состав прихода, то как он соответствует этническому составу Республики? Большинство прихожан – это русские?– Я бы даже не сказал, что большинство прихожан – это русские. Русских, наверное, половина. По крайней мере, когда я служил, то соотношение приближалось к 50 на 50. Но как я уже заметил, не только русские и тувинцы составляют православные общины Тувинской епархии. Это также люди других национальностей. Среди моих духовных чад были хакасы, православные татары. Мне кажется, не совсем правильно говорить о национальном составе прихода, потому что Православие – оно наднационально.
– Да, это понятно, но несколько лет назад я общался на православной ярмарке в Перми со священником из одного храма Тувы, и батюшка говорил, что очень тяжело идет воцерковление коренных тувинцев, что они агрессивно настроены к Церкви.– Я бы не сказал, что прямо все агрессивно настроены, но очень многие. Очень многие тувинцы относятся к Православной Церкви, как к чему-то чуждому. Прийти тувинцу в храм – это примерно тоже самое, что для нас русских людей зайти в мечеть. Как для нас мечеть – нечто чуждое и непонятное, так и большинство тувинцев относятся к православному храму как к чему-то инородному, что не свойственно данной среде. В свое время один мой хороший знакомый, тувинец, которые исповедует шаманизм, сказал, что до того, как он начал общаться со мной, он считал Православие некой скверной. Он говорил примерно так:
«Для меня зайти в православный храм означало – оскверниться. Теперь я могу спокойно зайти в православный храм, и я знаю, что ничего плохого в Православии нет, и его надо изучать, потому что Православие, христианство – это мировая религия».Постепенно отношение тувинцев к Православию меняется. Во-первых, сказывается то, что Православная Церковь – самая активная религиозная организация в Туве. Во-вторых, сказывается и то, что мы живем в условиях глобализации. И тувинцы свое отношение к Православной Церкви меняют, иначе бы они не принимали крещение. Пусть это небольшое количество людей по отношению к общей массе, но все-таки для Православной Церкви Тувинской и Кызыльской епархии – число большое. Я повторюсь, но на сегодняшний день примерное соотношение русских и тувинцев на православных приходах Республики – 50 на 50 процентов.
– Еще такой момент. Тува достаточно поздно вошла в состав России. Если не считать четыре года до Революции. Окончательно вошла в 44-м году. До 1991 года там, понятно, был атеизм. То есть правильно сказать, что православное просвещение тувинцев, катехизация началась только в 1991 году?– Я бы сказал, что даже в 91-м году никакой проповеди еще не было. История Тувы такова, что она вошла под протекторат Российской Империи в 1914-м году. Это было не присоединение, она не была частью Российской Империи. Просто Российская Империя брала на себя обязательства по покровительству, обеспечивала оборону, развитие инфраструктуры. Но какие-то внутренние вопросы тувинцы решали сами. Российское Правительство никоим образом не вмешивалось во внутренние дела Тувы. Этот протекторат продолжился в советскую эпоху, это была Тувинская народная республика, с 1921 по 1944 годы. Вроде как независимое государство. По факту это было государство, находящееся под протекторатом Советского Союза, советской власти, которая во многом определяла политику этого государства. И только в 1944 году окончательно произошло присоединение Тувы к Советскому Союзу, в частности, к России. И вот небольшой отрезок времени, с 1914-го по 1918-й год, три-четыре года какой-либо миссионерской работы не проводилось. Были православные храмы на территории Тувы, но они были ориентированы на русское население. Уже тогда было многочисленное русское население, оно появилось еще в XIX веке. Была так называемая народная колонизация, Тува еще была частью России, но русские ее активно осваивали.
– А местные жители тогда как к этому относились?– Были межнациональные конфликты. Не все были довольны. Но русские несли с собой определенные блага. Россия все-таки была очень развитым государством, в котором была промышленность. И когда вставал вопрос – к кому присоединяться – к Монголии или России, то доводом было то, что кроме продуктов сельского хозяйства, Монголия Туве ничего не может предложить. То же самое есть в самой Туве – мясо, молоко они производят сами. А вот какую-нибудь иголку для шитья Монголия предложить не может, а Россия может. Много полезных предметов быта, оружие, какие-то транспортные средства и другие изделия промышленности Россия предложить могла. Ну и ещё сказалось то, что большинство тюркских народов на тот момент находились в составе Российской империи. Тувинцы – это тюркский народ. Но речь не о том. Что касается миссии – то тогда не хватало у русской церкви ресурсов, чтобы проводить масштабную миссию и проводить ее в столь короткий период очень активно. И кроме того, миссию среди тувинцев не поддерживало Царское правительство, потому что в планах Российского правительства было расширение влияния на Монголию и Тибет. И таким образом, поддерживалось не православное духовенство, а буддистское.
– А тувинцы в большинстве своём религиозному составу кто – буддисты или местные шаманисты?– Скорее всего, это синкретические верования. У них органично сочетались и буддистские верования, и шаманские верования. Если Лама не помог, то обращаются к шаману. К шаманам обычно обращаются, когда какие-то болезни у людей появляются. К Ламе обращаются, например, за благословением, когда родился ребенок, или когда необходимо бракосочетание. Когда необходимо разобраться в каких-то жизненных вопросах, то как правило тоже обращаются к ламам. Если надо кому-то напакостить, то обращаются к шаманам.
– Получается, что ни в буддизме, ни в шаманизме как такового понятия Бога нет? Т.е. когда в Церкви идет проповедь, они вообще не понимают о чем это?– Нет, они понимают, о чем говорят. Есть тувинское слово «бурган», которое переводится на русский язык как «Бог». Есть ещё одно слово «кудай», оно тоже переводится как «Бог». В шаманских верованиях есть представление о том, что есть верховный бог, который создал этот мир. И этого бога называют «кудай». Что касается буддизма, то тувинцы обожествляют Будду. В Туве господствует традиция махаяны. В традиции буддизма существует понятие небесного тела Будды. Будда – это не просто личность, это, можно сказать, сущность всего сущего. И соответственно личность Гаутамы тувинцы начинают обожествлять и воспринимать его как сущность всего сущего. Это, конечно, не совпадает с христианским пониманием Бога, но тем не менее представление о том, что есть высшая сила, у тувинцев, независимо от того, буддисты они или шаманисты, присутствует.
– А не бывает такого, что они ходят к буддистам, ходят к Ламе и еще будут в православный храм ходить?– Конечно, бывает и такое явление, среди крещеных даже возникает. Бывает, что недостаточно человека подготовили ко крещению, и человек ищет каких-то своих выгод. В итоге, получается, что человек ходит и к шаманам, и в православный храм. Это исключение, это не правило. Такие случаи бывают, и мы от того не застрахованы.
– А со стороны властей Республики есть какая-то поддержка для епархии – материальная, организационная, может быть?– Прямой материальной поддержки нет, но, с властями Республики сложились дружественные отношения. Например, когда епархия получала субсидию из федерального бюджета для строительства духовно-просветительского центра, то необходимо было письменное согласие Главы Республики Шолбана Кара-оола. Глава поддержал наш проект, духовно-просветительский центр был построен. Сейчас в нем размещается воскресная школа, библиотека, проводятся огласительные беседы. Там же размещен гуманитарный склад, есть гостиница для паломников и миссионеров. Поэтому в целом власти относятся положительно к Православной Церкви, так как они часть Российской Федерации, где господствующая религия – Православие.
– Глава Республики, представители власти, депутаты приходили на богослужения в большие праздники?– Глава Республики регулярно посещал рождественские и пасхальные богослужения, чтобы поздравить верующих. Его сопровождали и другие представители власти. В день рождения владыки Феофана Шолбан Валерьевич всегда приезжал в епархиальное управление, чтобы его поздравить. День рождения владыки - 19 января, в день Крещения Господня. Однажды глава Республики предложил вместе окунуться в проруби. На удивление всех владыка согласился, они вместе окунулись в ледяной воде Енисея.
– А языковой барьер у вас был какой-то? При совершении богослужений, в проповедях, просто при общении с людьми?– Языковой барьер был, но небольшой. Тувинцы знают русский язык, они учат его в школе, каждый день слышат, но иногда не хватает разговорной практики, потому что в Туве мало русских, в некоторых районах их вообще нет или их единицы. Возникали ситуации, когда мне сложно было понять, что говорит человек. Я не могу упрекать некоторых тувинцев за плохой русский, ведь я не знаю тувинский язык. Хотя, если служишь в Туве, то надо стремиться к тому, чтобы выучить язык коренного народа, ключевые слова и фразы надо обязательно выучить. Путь к сердцу народа лежит через его язык.
– Мы с вами уже затронули межнациональный вопрос. В последнее время какой-то всплеск интереса к Туве. Туда Илья Варламов ездил, может, видели его репортаж. Он собрал несколько миллионов просмотров. И ещё несколько крупных изданий сделали репортажи из Тувы. И в частности, один из них был заточен на то, чтобы показать, что в Туве есть какой-то конфликт между русской общиной и тувинской. Насколько это справедливо?– Репортаж Варламова видел, он показал правдивую картину, но очень многое преувеличено. В любом регионе есть недостатки и достоинства. Насчет межнационального конфликта… В 90-е годы, как мне рассказывали русские жители Тувы, конфликт был, очень ожесточенный. Сейчас можно на бытовом уровне встретить неприязнь на национальной почве, но это зависит от культуры поведения. У культурных людей нет претензий к людям другой национальности. Я не сталкивался с негативным отношением к себе по признаку национальности. Я могу сказать, что в тувинцах меньше шовинизма, чем в русских. Русский человек в Туве, чувствует себя лучше, чем таджик в Москве. В других частях России можно часто встретить объявления типа: «Сдам квартиру только русским». В Туве будет скандал, если кто-то захочет сдавать квартиру только тувинцам.
– То есть вы не чувствовали какую-то агрессию со стороны тувинских националистов или просто обывателей?– Однажды только пьяный тувинец у моей матушки на территории храма просил денег, она отказала, и услышала в свой адрес оскорбления: «Ты, русская, топчешь нашу землю!». Надо заметить, человек был пьяный.
– И ещё в этих фильмах, документальных репортажах Республика была показана как такой депрессивный регион с высоким уровнем криминала и алкоголизма.– Да, такие проблемы есть. Регион очень бедный, очень много алкоголиков, очень много совершается преступлений, особенно убийств, но, как правило, преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Когда я прилетел в Кызыл, то в первый же день меня предупредили, что после 21.00 выходить на улицу нельзя. Когда я освоился в Кызыле, стал чувствовать себя местным, то осмелел и стал выходить на улицу в ночное время. Жив, здоров.
– А уровень алкоголизации он с чем связан – с какими-то генетическими особенностями тувинцев или какими-то социальными факторами?– У тувинцев, как и у северных народов, нет в организме фермента, который расщепляет алкоголь. Проблема алкоголизма в большей мере связана с социальными проблемами. Сказывается низкий уровень жизни, безработица и цивилизационный надлом, произошедший в XX веке, когда тувинцы перешли от кочевого к оседлому образу жизни. А раньше, согласно тувинским обычаям, женщине запрещалось употреблять алкоголь, мужчина мог употреблять алкоголь только по достижении 40 лет. И алкоголь был слабый, молочная водка – арака.
– А ношение холодного оружия – это у них часть их местной культуры?– Нож – это неотъемлемый предмет кочевника. Когда животному внезапно стало плохо, например, сломало ногу, то лучше его заколоть, чем лечить. И во многих других ситуациях нож может пригодиться. У каждого тувинца есть нож, или складной ножик в кармане, или нож за поясом, в голенище, – это часть культуры. К сожалению, сегодня нож часто становится орудием преступлений, последним аргументом в споре.
– Ну и в завершение. У нас есть министр обороны Сергей Шойгу. Он уроженец Тувы. Говорят, что в республике создан чуть ли не культ личности. Как это проявляется?– В Туве портреты Шойгу вы встретите чаще, чем портреты Путина. Шойгу – самый известный уроженец Тувы, для своей родины он сделал много хорошего. Культа личности нет, есть народная любовь. Благодаря Шойгу в Кызыле появилась воинская часть, которая дает много рабочих мест. Благодаря ему в Кызыле был построен лучший в России кадетский корпус, тувинские дети получили возможность стать элитой российских вооруженных сил. В проекте – строительство силами Минобороны первой в Туве железной дороги.
– Тува – это достаточно молодой регион в составе Российской Федерации. Местные жители как это воспринимают? Они уже ощутили себя частью большой страны?– У тувинцев есть выражение «За Саянами». Есть Тува, а есть другой мир. Изоляционизм был всегда свойственен тувинцам. Они осознают, что живут в РФ, живут по российским законам, русский язык официальный, но у них совсем другая культура. Попадая в Туву, чувствуешь себя как за границей, в другой стране, видишь людей другой расы, говорящих на непонятном языке, исповедующих буддизм, употребляющих в пищу другую еду и т.д. Тува лишь в 1944 году стала частью России. Надо 100, 200 или даже 300 лет, чтобы между Тувой и Россией была прочная связь, духовная близость.
Интервью взял Денис Лунёв, Пермьhttps://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/pravoslavie_nadnacionalno