Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 07:55:41  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Народ и его Закон. Пророк Моисей  (Прочитано 820 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 03 Сентября 2021, 15:43:10 »

Народ и его Закон. Пророк Моисей



В прошлый раз мы говорили о юности Моисея… о дальнейшем, а именно, о том, как он вывел своих соплеменников из Египта, знают, пожалуй, все – хотя бы из популярного мультфильма. Фараон сначала упрямился и не хотел отпускать евреев на свободу, но после того, как грозная сила Творца была явлена в чудесах и знамениях, у него, по сути, не осталось другого выбора. Так оно часто бывает и в менее драматических ситуациях: вопрос не в том, примем мы неизбежное, а скорее в том, как скоро мы его примем и как дорого заплатим за промедление.

Но библейская книга Исход повествует не о египтянах – это история появления на свет израильского народа. Потомки Иакова, получившего от Бога второе имя, Израиль, долгое время жили в Египте как рабы. Теперь они избавились от рабства и, перейдя через море, оставили пределы Египта. Но это еще никак не делало их народом. Да и вообще, если задуматься, почему Бог выбрал именно евреев? Только потому, что они были потомками Авраама?

Отчего бы не выбрать, египтян с их великолепной религией, глубокой мистикой и развитым богословием, где хорошо знали: после смерти человек даст отчет в своих земных поступках? Или жителей Междуречья – шумеров и аккадцев – которым принадлежало множество открытий в области науки и культуры? Или ассирийцев, которым предстояло создать непобедимую армию и покорить множество стран… Может быть, дело в том, что все эти народы могли бы приписать свои успехи себе самим, а евреям оставалось надеяться только на Бога. Без Него они были никем – даже не были народом.

Выйдя из Египта, евреи подошли к горе Синай, чтобы заключить с Богом Завет – двусторонний договор. Бог не просто приказывал евреям, ведь они уже не были рабами, Он ждал от них осознанного приятия этого союза: Он обещает им помощь и защиту, они Ему – послушание.

Гора окуталась дымом и пламенем, над ней раздавались раскаты грома… Древние люди очень остро ощущали величие Бога. Пройдут века, прежде, чем они привыкнут называть Его Отцом – а пока они видели в Нем прежде всего грозного Царя. Они не осмеливались подняться на дымящуюся гору, да и Сам Он не велел им этого делать – прежде, чем говорить Богу «Ты», надо научиться видеть дистанцию между Ним и собой. Только Моисей мог взойти на эту гору, и там Бог передал ему две скрижали – каменные таблицы, на которых было написано главное в Законе, десять заповедей – именно то, что обязывались соблюдать люди, если хотели состоять в союзе с Богом.

Сегодня десять заповедей кажутся нам банальными. Но так было не всегда, и эти заповеди до сих пор неизвестны народам, среди которых не проповедовали последователи великих мировых религий. У некоторых и до сих пор убийство чужака (иногда с последующим его поеданием) нередко считается делом доблести и геройства.

Бог передал Моисею две скрижали, и заповеди делятся на две группы. Первая регулирует отношения Бога и человека. В библейской картине мира человек есть образ Божий, и поэтому даже наши еженедельные выходные напоминают об отдыхе Бога после шести дней творения…

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».


Вторая группа заповедей регулирует отношения между людьми, но… разве могла бы она появиться без первой? И опыт двадцатого века показывает, что в странах, где поклонялись не Богу, а человеку или идеологии, последовательно отменяли и все заповеди «второй скрижали»… Вот они:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».


Именно Закон стал главным стержнем Завета. Уже в древние времена евреи излагали его суть предельно кратко: «люби Бога и своего ближнего, а всё остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, по которым должны были жить люди избранного народа. Это и была детализация общих принципов, изложенных в десяти заповедях.

Многие их положения были совершенно революционными: например, принцип равенства всех людей перед Законом или даже знаменитый принцип «око за око». На первый взгляд, он призывает калечить преступников, но на самом деле он ограничивает возмездие: ты не можешь причинить преступнику большее зло, чем он причинил тебе. За имущественные преступления (такие, как кража) Закон налагает только штраф и никогда не лишает за это жизни, как водилось в очень многих обществах, от вавилонского до советского…

Но пока Моисей пребывал на горе, израильтяне попросили его брата Аарона сделать им золотого тельца. Бог был далеко, Моисей тоже их покинул… Им так хотелось иметь простой и ясный символ Божества, как у прочих народов! Казалось бы, что в этом плохого? Они же не отказывались от Бога. Но они стремились «одомашнить» Его, приспособить Его к своим нуждам и представлениям. Бог на такое согласиться не мог.

Спустившись с горы, Моисей застал праздник поклонения золотому тельцу в самом разгаре. В гневе он разбил каменные скрижали: договор был нарушен прежде, чем заключен! Господь предложил Моисею: «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Но Моисей умолил Бога не уничтожать народ – ведь он Сам обещал ввести его в обетованную землю! Разве в радость ему будет жизнь, если окажется, что он вывел свой народ в пустыню на погибель?

Народ постигло суровое наказание, многие зачинщики были убиты, а Моисею предстояло новое восхождение на гору, за новыми скрижалями. Второе начало оказалось на сей раз возможным. А за ним последовало и третье, и четвертое… Не раз Моисею предстояло слышать жалобы народа на лишения в пути – как хорошо было в Египте, и зачем они только оттуда ушли! Израильтянам, которые могли бы войти обетованную землю уже тогда, предстояло странствовать по пустыне сорок еще лет, пока не умерли все, кто вырос в рабстве и не хотел учиться жить свободным.

Закон был дан народу на вырост – и вся дальнейшая история этого народа, описанная в библейских книгах, и показывает, как он рос, чтобы исполнить свое предназначение.

https://foma.ru/narod-i-ego-zakon.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 03 Сентября 2021, 15:46:29 »

Юность Моисея

Ветхий Завет – это прежде всего история Израиля, избранного Богом народа, с которым Он выстраивал особые отношения, который обучал и защищал, вскармливал и лелеял, а порой и наказывал, совсем как любящий отец обходится с единственным сыном. У народа, как и у человека, бывает свое рождение – и как первая книга Ветхого Завета, Бытие, говорит о происхождении всего мира и о жизни предков израильтян, так его вторая книга, Исход, говорит о рождении этого избранного народа.

Был и человек, принимавший роды – это величайший пророк Израиля по имени Моисей. Он вывел из Египта толпу перепуганных рабов, которой было суждено стать народом. Многие вожди и революционеры стремились к тому же, но немногим это удавалось. И прежде, чем рассказать об истории самого Исхода, книга Исход рассказывает о судьбе Моисея.



Сандро Боттичелли (Botticelli), (1445—1510). Юность Моисея. Фреска Сикстинской капеллы - cюжет фрески взят из Библии, книга Исход, и повествует о жизни Моисея. Фреска состоит из 7 сцен из жизни Моисея - от убийства египтянина до выхода их Египта еврейского народа

Итак, в конце жизни Иакова все его семейство спаслось от голода в Египте, где его сын Иосиф стал вторым человеком после фараона. Но часто бывает так, что решение одной проблемы приводит к еще большей проблеме – так случилось и с потомками Иакова, евреями. Через некоторое время они оказались в Египте на положении рабов, да и само их существование оказалось под вопросом.

Фараон, озабоченный ростом численности евреев, издал указ, согласно которому следовало убивать всех новорожденных мальчиков. Этнические чистки были хорошо известны и в древнем мире, но обычно убивали только взрослых мужчин, а неспособных к активному сопротивлению женщин и детей просто продавали в рабство, где уже никого не интересовала их племенная принадлежность. Так что фараон на этот раз превзошел пределы обычной для древних жестокости. Исполнение приказа было возложено на тех, кто помогал появлению новой жизни – на акушерок.

Они не исполняли жестокого приказа, и тогда фараон приказал бросать новорожденных в реку. Мать одного младенца поступила по-своему: осмолила корзинку и пустила малыша по реке, а старшая сестра наблюдала, куда попадет братик. Вышло так, что его подобрала дочь египетского фараона, и тогда сестра предложила привести кормилицу-еврейку. Надо ли говорить, что ей оказалась родная мать ребенка! Царевна назвала его Моисеем, потому что на древнееврейском это слово созвучно глаголу «вынимать» (из воды).

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? На это богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми или научить их дышать под водой? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом… Нет, Бог действует иначе: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в свое плавание, он так бы и оставался безвестным рабом. Но он вырос при дворце, приобрел умения и знания, которые пригодились ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ. Ему придется говорить с египетским царем, и это едва ли бы получилось у него, если бы он не знал всех ходов и выходов, всех правил поведения и обычаев, если бы не был когда-то своим при дворце.

Моисей был воспитан во дворце, но не забыл о страданиях своего народа. Став взрослым, он пошел по пути всех революционеров и начал с террора: увидев, как один из египетских надсмотрщиков избивает раба-еврея, он просто убил его. Но уже на следующий день оказалось, что зло не истребляется так просто. На сей раз Моисею. попался на глаза еврей, которого избивал соплеменник, и на все упреки Моисея тот ответил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?» Оказалось, что граница между добром и злом не совпадает с границей между народами или социальными слоями.

Тогда Моисей, опасаясь преследования за убийство, бежал в пустынный Мадиам, к востоку от Египта. Как можно освободить этих несчастных, если они сами угнетают друг друга? Как привить им любовь к свободе, как организовать их, направить их волю на борьбу, чем их, наконец, вооружить? Моисей не задавался этими вопросами, как революционеры более поздних времен, он зажил тихой жизнью бедуина, которой жили его предки Авраам, Исаак и Иаков. Он женился на местной девушке Сепфоре и пас скот. Еще не раз в истории Израиля Бог призовет Свой народ к свободе устами простых пастухов и земледельцев, не обремененных грузом изысканной городской цивилизации.

Кстати, Моисей вовсе не был националистом: он не только вырос при египетском дворе, но и женился на иноземке. А его тесть Иофор и вовсе был местным жрецом, надо полагать, языческим – и тем не менее Моисей жил с ним в ладу и даже прислушивался к его советам. Если хочешь помочь своему народу, не стоит начинать с презрения к народам другим – лучше поучиться у них чему-нибудь полезному.

Но на этом бы и закончилась история Моисея, если бы не призыв свыше. Библия описывает это так: Моисей пас скот около горы Хорив (имя Синай, видимо, относится к той же горе), и вдруг увидел, как горит, не сгорая, терновый куст. По-славянски этот куст называют «неопалимая купина», и он символизирует схождение Бога в сотворенный Им мир: Бог есть «огнь поядающий», но, приходя в этот мир, Он не сжигает, а преобразует его. Не случайно «неопалимой купиной» впоследствии называли одну из икон Богородицы, носившей во чреве Христа.

Бог отправил Моисея к фараону, чтобы тот отпустил народ Израиля, но Моисей прекрасно осознавал, что эта задача ему не по силам. Он не был речист, да и с какой стати фараон станет его слушать? Но Бог ответил ему: «Я буду с тобой». Тогда Моисей спросил у Бога Его имя – ведь невозможно говорить от имени того, чье имя тебе неизвестно. Бог ответил ему: «Я Тот, Кто Я есть». Простота этой фразы смущала многих переводчиков, и они с древних времен передавали ее как «Я Сущий» или «Я Вечный», но это не совсем точно. Единственное, что по настоящему важно – реальное присутствие Бога в жизни людей, а не слово, которым они будут Его называть.

А на помощь неречистому Моисею Бог призвал его младшего брата Аарона, он говорил куда лучше. Как удивительно: Бог призывает того, кто явно не может справиться сам, и Бог при этом не наделяет его какими-то сверхспособностями, а отправляет на поиски брата. Он ведь тоже не справится без тебя!

Впрочем, только ли брат? Некогда повивальная бабка и мать сохранили младенцу Моисею жизнь. Египетская царевна подобрала его, а благодаря заботам сестры, он смог питаться материнским молоком. С самых первых его дней величайшего пророка спасали от гибели женщины. А когда он отправился обратно в Египет вместе со всей своей семьей, снова оказался на волосок от смерти. Господь решил наказать его за грубое нарушение заповеди, данной еще Аврааму: сын Моисея все еще не был обрезан! Возможно, так Он хотел показать Моисею, что Его заповедями нельзя пренебрегать, или хотел вытеснить в его душе страх перед фараоном страхом перед Тем, кто выше фараона. В любом случае, спасла положение его жена Сепфора. Она действовала инстинктивно, как и свойственно женщинам в минуту опасности: схватила кремневый ножи и сделала обрезание сыну (единственный раз во всей Библии это сделала женщина!).

Конечно, герои Библии жили в мире, где женщины и помыслить не могли о юридическом равенстве с мужчинами. Но в Священной Истории они играют ничуть не меньшую роль. Как Евангелие начинается с согласия Марии стать матерью Христа, и этот простой, неприметный подвиг юной Девушки становится самым основанием всей евангельской истории, так и Моисея не было бы без женщин, стоявших рядом с ним.

А потом был Исход… но это уже особая история!

https://foma.ru/yunost-moiseya.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!