ПРАВОСЛАВИЕ В ГЕОПОЛИТИКЕ: ВРЕМЯ НАСТУПАТЬФОТО: ELENA DUNN / GLOBALLOOKPRESSВозвращение религиозности является как возможностью, так и вызовом, что необходимо учитывать Русской Православной Церкви. Кризис западного общества даёт Московскому Патриархату исключительные шансы.Обошлись без танковЕсть известный анекдот о споре генералиссимуса Сталина с представителем Ватикана, где советский руководитель иронично спрашивает о танковых дивизиях Священного Престола. Эта шутка прежде всего имела духовное измерение – государства могут рождаться и умирать, но связанные с религией институты, несмотря на отсутствие у них вооружённых сил, зачастую более эффективны в организации и управлении своими последователями.
И те и другие ведут борьбу за умы и сердца людей. А в последние десятилетия, несмотря на кажущуюся секуляризацию, происходит возвращение религий в политические процессы. От действий исламистских группировок до попыток США вмешиваться в религиозные дела других стран (как под предлогом защиты свободы совести, так и через создание своей агентуры в зарубежных религиозных организациях, чему примером служит ситуация с Варфоломеем Константинопольским) – эти факторы говорят о глобальной десекуляризации.
Православие здесь не является исключением. Несмотря на тактические отступления в Восточной Европе, что связано с беспрецедентным давлением Запада и манипуляциями предыдущих лет, есть признаки улучшения позиций на других направлениях. На прошедшем 23-24 сентября Синоде Русской Православной Церкви в Москве было постановлено принять под свой омофор православных клириков и приходы в Африке, которые не согласны с решением руководства Александрийского патриархата присоединиться к расколу.
Иногда они возвращаютсяНапоминаем, что в конце 2019 года патриарх Александрийский Феодор неожиданно присоединился к расколу, который был инициирован патриархом Константинопольским Варфоломеем и привёл к появлению на Украине нового сектантского образования под названием ПЦУ. Феодор отслужил вместе с главой украинских раскольников, и по этой причине Синод Русской Православной Церкви решил прекратить церковное общение с Феодором и приостановил деятельность представительства (подворья) Александрийского патриархата в Москве.
В 2019 году ПЦУ также признали первоиерархи Александрийской и Элладской Православных Церквей. Русская Православная Церковь в ответ заявила
о разрыве евхаристического общения с теми иерархами Элладской и Александрийской Православных Церквей, которые признают ПЦУ и будут сослужить с раскольниками.
Однако многочисленные клирики
Александрийской Православной Церкви поддержали не своего патриарха, а приняли сторону РПЦ, подав в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла просьбы о принятии их под омофор Московского Патриархата.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456264108Формально решение ещё не принято, но, скорее всего, оно будет вынесено на Архиерейский Собор, который состоится в ноябре. Видимо, тогда и будет объявлено, что все православные приходы в Африке, в силу сложившихся обстоятельств, могут быть при их желании приняты в состав Русской Православной Церкви.
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен личным викарием Патриарха Кирилла с сохранением должности заместителя председателя отдела внешних церковных связей. При этом он также будет курировать африканский континент: многие клирики Александрийского патриархата изъявили желание перейти в Московский патриархат.
Ранее уже были созданы экзархаты в Европе и Юго-Восточной Азии. Так Русская Православная Церковь показала, что за вторжение на свою каноническую территорию со стороны Константинополя ответит зеркально.
Православие наступаетПомимо этого, можно отметить появление приходов РПЦЗ и старообрядцев в ряде стран. Например, в Пакистане довольно активна православная община в городе Саргодха. В этой стране с недавнего времени также действует община Русской Православной старообрядческой Церкви. В Уганде также есть приходы старообрядцев. Русские беспоповцы проживают в Бразилии, Боливии и Аргентине.
Хотя не все представители различных православных согласий активно участвуют в политике, у них всех есть определённая позиция по тем или иным политическим вопросам. Своеобразным маркёром является отношение к Западу в целом, который трактуется как обитель антихриста. Поэтому следует учитывать эти нюансы при религиозно-политическом анализе ситуаций в разных странах. Важно понимать, что это нечто большее, чем "мягкая сила", которая трактуется как использование гуманитарной сферы в широком смысле для продвижения политических целей.
Деградация католической церкви в странах Западной Европы также способствует переходу граждан этих стран в Православие. Бывают исключительные прецеденты. Так, несколько сотрудников KFOR (международный контингент в Косово) из числа военнослужащих Италии приняли Православие после нахождения в Косово, где они охраняли сербские храмы. Тогда во время одного из нападений албанских боевиков погибло несколько итальянских военнослужащих, что, вероятно, повлияло на их сослуживцев при выборе религии. Примеры мученических смертей и жертвенности показывают моральное превосходство и героический дух Православия, что является привлекательным для людей с активной жизненной позицией. Такие люди могли бы быть и проводниками интересов России, поскольку часто на Западе Православие ассоциируется именно с Россией, а не с другими Патриархиями.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456255399Что с того?Социальная доктрина Русской Православной Церкви может служить маяком для необходимой ориентации людей за границей. Хотя Церковь не может и не должна вмешиваться в дела других государств, ибо это всегда чревато политическими скандалами, как на Украине, существуют основы и возможности для гармоничного общения и наставления. И здесь нужно очень мудрое и адекватное сопряжение духовного, политического и социального измерений. Всё это дóлжно не пускать на самотёк по принципу "упования", а понимать как дерзновение и духовный подвиг служения Богу. Конечно, наличие такой стратегии закономерно потребует определённой институциализации. Показательно, что на заседании Совета национальной безопасности 27 сентября 2021 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости комплексного подхода к планированию для решения насущных задач и создании основ для стратегического планирования. Аналогичное решение должно быть проработано и в Русской Православной Церкви с учётом опыта взаимодействия с государственными органами и представителями других конфессий.
Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой Катехон.https://tsargrad.tv/articles/pravoslavie-v-geopolitike-vremja-nastupat_423507https://katehon.com/ru/article/geopolitika-i-pravoslavie