Русская беседа
 
19 Июля 2018, 23:27:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 11
  Печать  
Автор Тема: «Солженицын выступил в качестве разрушителя исторической России»  (Прочитано 23370 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #15 : 05 Августа 2008, 15:30:07 »

Цитировать
1. Ваше утверждение о том, что смерть человека используется исключительно для сообщения о собственных переживаниях, как мне кажется, ничем не обосновано. Автор просто с уважением относится к покойному.
Мое утверждение вытекает из сдедующего далее:"С летами я стала понимать, что и Солженицын в чем-то ошибался. Но для моего поколения весьма характерно, что подобное понимание пришло не сразу. Солженицын – неотъемлемая величина нашего детства и юности. Величина прежде всего нравственная, сыгравшая существенную роль в личностном становлении.

Детьми мы были свидетелями того, как родители – сквозь визг и треск глушилок – позднею порой слушали по радио отрывки из «Круга первого» и «Архипелага». Нас гнали, но не так-то это было просто – отогнать нас, балованных московских детей, успевших усвоить, что отчетливо слышные радиостанции не сулят ничего интересного."
Упомянут Александр Исаевич, а далее какие они все были дисиденты кухонные. Как в Америке хорошо жилось и тосковалось пророку (не менее) Солженицину и далее как она все ненавидела. А Вы тоже "балованный московский ребенок"?
Ну упомянут. Ну не любила официальное радио, ну и что? Где основания считать, что все эти годы она терпеливо ждала смерти А.И., только чтобы впарить читателям историю про свое детство, да еще и предполагая, что за это ей заплатят гонорар в солидном издании? И что плохого в том, чтобы слушать хорошую книгу по плохому радио? Тем более, что по расширительному толкованию советов проф. Преображенского, пользование тогдашних СМИ, было не только неинтересным, но и неполезным для здоровья.
А ребенком я действительно был именно московским. Это очень предосудительно - родиться в Москве?
Для Вас  я иностранец - бывший гражданин СССР, один из многих десятков миллионов русских стараниями московских и не только "штучек", оказавшийся вне Родины.
1. Полагаю все же, что решение о независимости Киргизии было принято не в Москве, а во Фрунзе.
2. В России сейчас, в результате экономического подъема, катастрофическая нехватка кадров. Подумайте - м.б. найдете возможность жить в России.
С уважением,
Александр.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6955


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #16 : 05 Августа 2008, 17:38:15 »

Искандер. Сейчас худо или бедно заработала программа возвращения соотечественников. Попробуйте обратиться в Посольство РФ ,если хотите переехать в Россию на место жительство.
Записан
Искандер
Ветеран
*****
Сообщений: 673


Просмотр профиля
Православный христианин
« Ответ #17 : 05 Августа 2008, 19:01:05 »


Цитировать
1. Полагаю все же, что решение о независимости Киргизии было принято не в Москве, а во Фрунзе.
О своей независимости от всех остальных объявили Россия, Украина и Белоруссия. Среднеазиатские республики просто выкинули за ненадобностью, местные элиты в шоке были.
Цитировать
2. В России сейчас, в результате экономического подъема, катастрофическая нехватка кадров. Подумайте - м.б. найдете возможность жить в России.
Давно думаю, но - "гладко только на бумаге".
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 05 Августа 2008, 21:40:30 »

То есть Вы позволили ветераном не быть всем поголовно сталинистами. Это уже хорошо. Я, с вышего дозволения, воспользуюсь выделенной Вами незначительной квотой для своих родственников.

Простите, Александр, считаю это вопиющим хамством в свой адрес и в адрес моих, воевавших за Родину родственников. Никаких квот я не устанавливал. Пройдитесь 9 Мая по местам празднования ветеранами Дня Победы. И поспрашивайте их. Мне приходилось с ними общаться. Из этого и делаю выводы. Кончно, если общаться на демократических тусовках, то получится, что все были против Сталина. Да и против Советского Союза. Сплошная власовщина получается...

Цитировать
Что касается вашегоутверждения: "если убежденный - значит, точно уж не одурманенный". Я полагаю, Вам и самому будет несложно прийти к выводу об ошибочности этого утверждения, используя метод "доведение до абсурда".

Простите меня за мое скудоумие, уважаемый Александр, но аз, сирый, вижу абсурдность Вашего умозаключения.

Цитировать
Вы имели в виду: не пугайтесь, сгинуть на Беломорканале - это не страшно?

Нет, ОЧЕНЬ страшно. Но пришла новая беда - после жидов большевиков в Россию-матушку вторглись не менее страшные враги. И сыны того, кого сгноили на Беломор-канале бланки-бронштейны пошли защищать Родину и кричалаи "За Родину, за Сталина!". А не встали под знамена иуды Власова, или иуды Шухевича и не стали бороться с собственными братиями ради победы бесноватого фюрера. Хотя один из них оказался в плену и была возможность произнести слово "паляныця" и стать под бандеровские знамена. Но выдержал все соблазны и бежал из плена, опять встал в ряды Красной Армии и сражался "за Родину за Сталина". Простите, уважаемый Александр, не могу, не имею я права осудить своих родственников, живших не по лжи, не державших, простите дулю в кармане. Кстати, были они православными, сохранили Веру, да и в КПСС не состяли, хотя были весьма чуть ли не силою туда приглашаемы. Конечно обхамить, похулить память моего деда, кстати, сражавшегося под знаменами Государя Императора в Первую мировую войну, дело, конечно, плевое. Только вот не стыдно ли, уважаемый Александр? Боюсь, простите, вопрос риторический...

Цитировать
Или Вы имели в виду, что ныне Беломорканал невозможен вследствие отсутствия под рукой злодеев подходящего масштаба? Увы, устроить беломорканал на всю страну вполне возможно и тем, кто вовсе не чета нашему "отцу родному". Доказано какой-то мелочью, как их там? - Пол Пот и Йенг Сари. Да и не только ими.

Будет Беломор-канал непременно, если гайдары-новодворские-чубайсы-немцовы-хакамады - эти убежденные антисталинисты - придут к власти. Пол Поту такого не снилось, что задумали каспаровы-исраэлиты-кириенки-чубайсы. Про вмерзшего в пол ветерана войны, которому Чубайс отключил свет и тепло - читали? Или про умерших маладенцев новоржденных, умерших от холода, потому что Чубайс отключил роддома от электричества за неулату? А в то же время его соплеменник из руководства РАО ЕЭС за казенный счет гонял пустой самолет с собачкой в Америку, потому что его теща соскучилась по любимой собачке... Разницу ощущаете?

Цитировать
С уважением,
Александр.

Да нет у Вас, Александр, никакого уважения ни ко мне, ни к памяти моих родственников, сражавшихся за Родину. Ну не были они предателями - и все тут. И не могли быть иудами, даже если пухли с голоду, не брали от шухевичей-власовых белую паляныцю, чтобы выжить... Вечная им память (это я, простите, не к Вам, к их памяти, которую чту свято).

Во Христе Иисусе,
А.В.
« Последнее редактирование: 06 Августа 2008, 01:21:43 от Александр Васильевич » Записан
Игорь Шаукатович
Ветеран
*****
Сообщений: 572


Просмотр профиля
православный
« Ответ #19 : 05 Августа 2008, 22:37:55 »

Интересно, что власть с помпой хоронит Солженицына, а ведь последние годы почти никакой информации о нем не было, не любила власть его слова. Не принимал он наград от нашего демократического правительства, считал, что пока люди не получают зарплату, не имеет он права награды получать. Он также заметил, что Ельцин был первым правителаем России, у которого не было гражданской панихиды, побоялись, а то ведь и камнями могли закидать.
Записан

Игорь
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #20 : 06 Августа 2008, 12:26:20 »

То есть Вы позволили ветераном не быть всем поголовно сталинистами. Это уже хорошо. Я, с вышего дозволения, воспользуюсь выделенной Вами незначительной квотой для своих родственников.

Простите, Александр, считаю это вопиющим хамством в свой адрес и в адрес моих, воевавших за Родину родственников. Никаких квот я не устанавливал.
Итак,
Ваши слова: "...вымирают наши старики-сталинисты, сломавшие с Божией помощью хребет оккультному Гитлеру..."
Комментарий:Т.е. первоначально Вы отдали заслугу Победы над Гитлером сталинистам (несталинистов Вы не посчитали нужным упомянуть).
Мои: "Не надо подбрасывать идейку о том, что все наши воевавшие старики обязательно были одурманенными сталинистами. Мои - воевали, но сталинистами не были."
Комментарий:Я обратил Ваше неблагосклонное внимание на тот факт, что все же не все из победителей были сталинистами.
Ваши: "Большинство (если не подавляющее большинство) ветеранов войны были ... сталинистами."
Комментарий: Вы согласились - не все. Но заявили, что таковых было большинство. Т.е. Вы согласились, что все же не только сталинисты могут именоваться ветеранами победителями.
Мои:"То есть Вы позволили ветераном не быть всем поголовно сталинистами. Это уже хорошо. Я, с вышего дозволения, воспользуюсь выделенной Вами незначительной квотой для своих родственников. "
Комментарий: не желая вдаваться в расчеты о процентном соотношении сталинистов/несталинистов, я выразил удовлетворение тем фактом, что мои родственики (несталинисты) получили от Вас право также считаться ветеранами-победителями.

Теперь Вы изволите именовать меня хамом.Потрудитесь объясниться. Я правильно понимаю, что Ваша нервозность вызвана тем обстоятельством, что Вы не можете вынести мысли о том, что в одних окопах с Вашими родствениками сражались и люди, которые не разделяли их политических воззрений?
Или укажите на конкретную ошибку в интерпретации вышеприведенного обмена мнениями.

Цитировать
Что касается вашегоутверждения: "если убежденный - значит, точно уж не одурманенный". Я полагаю, Вам и самому будет несложно прийти к выводу об ошибочности этого утверждения, используя метод "доведение до абсурда".

Простите меня за мое скудоумие, уважаемый Александр, но аз, сирый, вижу абсурдность Вашего умозаключения.
Вернемся к истории дилога:
Мои слова: "...были одурманенными сталинистами".
Ваши:"...были не одурманенными, а убежденными сталинистами".
Комментарий: Вам не понравился признак "одурманенный", примененный мною к множеству "сталинисты". Вы заявили, что правильным признаком этого множества является "убежденный". И решили, видимо, что таким образом сделали невозможным применение термина "одурманенный".  На самом деле признак "убежденный" не является антагонистом признака "одурманенный". Доказать это просто. Например, для Вас не будет (полагаю) выглядеть ложным утверждение "одурманенный лживой либерально-буржуазной пропагандой уч-к РБ Александр является убежденным антисталинистом". Здесь два признака вполне мирно соседствуют между собой.  Тоже касается и убежденных сталинистов, ставших таковыми в результате одурманивания большевистской пропагандой.
Цитировать
Вы имели в виду: не пугайтесь, сгинуть на Беломорканале - это не страшно?

Нет, ОЧЕНЬ страшно.
То - не бойтесь. То, все-таки, - страшно. Конечно, страшно. Поэтому и необходимо загнать осиновый кол в сталинизм.
Конечно обхамить, похулить память моего деда, кстати, сражавшегося под знаменами Государя Императора в Первую мировую войну, дело, конечно, плевое. Только вот не стыдно ли, уважаемый Александр? Боюсь, простите, вопрос риторический...
Соблаговолите указать на конкретное место в моих текстах, где я обхамил Вашего деда. Тогда и про стыд поговорим.

С уважением,
Александр.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 71356

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 06 Августа 2008, 13:10:33 »

Простите, но не располагаю временем заниматься пустопорожней демагогией и словесным препирательством. Да и терпеть не могу это. Все что хотел сказать, я сказал. Мне больше добавить нечего.

Можете считать, что победили меня, если это Вам согревает душу.

Во Христе Иисусе
А.В.



Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #22 : 06 Августа 2008, 13:15:16 »

Теперь Вы изволите именовать меня хамом.Потрудитесь объясниться. Я правильно понимаю, что Ваша нервозность вызвана тем обстоятельством, что Вы не можете вынести мысли о том, что в одних окопах с Вашими родствениками сражались и люди, которые не разделяли их политических воззрений?
Или укажите на конкретную ошибку в интерпретации вышеприведенного обмена мнениями.

Зануда. Солдаты, сидевшие тогда в окопах, о своих политических убеждениях, я обсолютно уверен, думали в последнюю очередь, если вообще их вспоминали. Не надо сейчас выпячивать это. Это просто некрасиво и неуважительно по отношению к героям-фронтовикам (именно это и называется хамством по библейским канонам. Хам, как Вы помните, посмеялся над своим отцом, который впервые сделал вино и случайно напился). Подвиг фронтовиков общий и победа общая. А ковыряться сейчас в их политических убеждениях, на мой взгляд, действительно отдает цинизмом, пошлостью и современной кагальной вонью.
« Последнее редактирование: 06 Августа 2008, 13:23:21 от Михаил Филиппов » Записан
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #23 : 06 Августа 2008, 16:44:57 »

Теперь Вы изволите именовать меня хамом.Потрудитесь объясниться. Я правильно понимаю, что Ваша нервозность вызвана тем обстоятельством, что Вы не можете вынести мысли о том, что в одних окопах с Вашими родствениками сражались и люди, которые не разделяли их политических воззрений?
Или укажите на конкретную ошибку в интерпретации вышеприведенного обмена мнениями.

Зануда. Солдаты, сидевшие тогда в окопах, о своих политических убеждениях, я обсолютно уверен, думали в последнюю очередь, если вообще их вспоминали. Не надо сейчас выпячивать это. Это просто некрасиво и неуважительно по отношению к героям-фронтовикам (именно это и называется хамством по библейским канонам. Хам, как Вы помните, посмеялся над своим отцом, который впервые сделал вино и случайно напился). Подвиг фронтовиков общий и победа общая. А ковыряться сейчас в их политических убеждениях, на мой взгляд, действительно отдает цинизмом, пошлостью и современной кагальной вонью.
Влезаете в разговор - читайте внимательней ветку. Мой оппонент без какой-либо провокации с моей стороны обвиняет меня в хамстве. Внятных аргументов не предлагает. Я вынужден задавать ему наводящие вопросы: "Вы, глубокоуважаемый, меня, случайно, не по этому ли основанию в хамы записываете?" Приписывать оппоненту позицию, которую он не отстаивал, а потом ее опровергать - прием до такой же степени корректный, как и обзывание собеседника.
С ув.
Александр.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #24 : 06 Августа 2008, 18:35:59 »

Влезаете в разговор - читайте внимательней ветку. Мой оппонент без какой-либо провокации с моей стороны обвиняет меня в хамстве. Внятных аргументов не предлагает. Я вынужден задавать ему наводящие вопросы: "Вы, глубокоуважаемый, меня, случайно, не по этому ли основанию в хамы записываете?" Приписывать оппоненту позицию, которую он не отстаивал, а потом ее опровергать - прием до такой же степени корректный, как и обзывание собеседника.
С ув.
Александр.

Я достаточно хорошо знаю по интернету Александра Васильевича и его манеры. А Вы, простите, только изворачиваетесь. А фраза "наводящие вопросы" - это очередное неуважение с Вашей стороны к собеседнику. У Вашего собеседника за плечами МГИМО, ответственная работа и жизненный опыт вот иммено в тех самых вопросах, в которых Вы пытаетесь его запутать и закопать. Его компетенция у меня сомнений не вызывает. А Ваша - очень даже.
Записан
Сергей Ч
Постоялец
***
Сообщений: 197


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #25 : 06 Августа 2008, 22:29:45 »


Например, для Вас не будет (полагаю) выглядеть ложным утверждение "одурманенный лживой либерально-буржуазной пропагандой уч-к РБ Александр является убежденным антисталинистом". [/quote]

Вот именно. Утверждение это Ваше в самом деле не выглядит ложным.
Записан
СЕРГЕЙ С.
Ветеран
*****
Сообщений: 626



Просмотр профиля
Православный христианин
« Ответ #26 : 07 Августа 2008, 00:14:12 »

 не в тему
... посмотришь на новые порядки и вдруг внезапно на минутку почувствуешь себя сталинистом  .
Записан
Александр
Ветеран
*****
Сообщений: 684


Просмотр профиля
Православный мирянин. РПЦ МП.
« Ответ #27 : 07 Августа 2008, 12:52:29 »



Я достаточно хорошо знаю по интернету Александра Васильевича и его манеры. А Вы, простите, только изворачиваетесь. А фраза "наводящие вопросы" - это очередное неуважение с Вашей стороны к собеседнику. У Вашего собеседника за плечами МГИМО, ответственная работа и жизненный опыт вот иммено в тех самых вопросах, в которых Вы пытаетесь его запутать и закопать. Его компетенция у меня сомнений не вызывает. А Ваша - очень даже.
Конкретных аргументов, как я вижу, у Вас не нашлось. Жаль. Перевести разговор на изложение собственных ощущений о компетенции собеседника - это, пожалуй, хороший сигнал для прекращения беседы, начавшейся с сообщения о смерти православного брата.
Спаси Вас Господи.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #28 : 07 Августа 2008, 13:00:24 »



Я достаточно хорошо знаю по интернету Александра Васильевича и его манеры. А Вы, простите, только изворачиваетесь. А фраза "наводящие вопросы" - это очередное неуважение с Вашей стороны к собеседнику. У Вашего собеседника за плечами МГИМО, ответственная работа и жизненный опыт вот иммено в тех самых вопросах, в которых Вы пытаетесь его запутать и закопать. Его компетенция у меня сомнений не вызывает. А Ваша - очень даже.
Конкретных аргументов, как я вижу, у Вас не нашлось. Жаль. Перевести разговор на изложение собственных ощущений о компетенции собеседника - это, пожалуй, хороший сигнал для прекращения беседы, начавшейся с сообщения о смерти православного брата.
Спаси Вас Господи.

Мои аргументы - это элементарная вежливость и уважение к собсеседнику и ветеранам войны. А Вы нам тут какие-то идейки пропихиваете от том какой Вы и ещё какие-то люди чистюли и всегда были открыто против Сталина "не смотря ни на что". "Святой" Александр, не буду больше утруждать Вас своими высказываниями.
« Последнее редактирование: 07 Августа 2008, 17:21:48 от Михаил Филиппов » Записан
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #29 : 13 Августа 2008, 15:33:46 »

12 августа 2008 г.
Протоиерей Николай Чернышёв: «В Солженицыне был позитивный, жизнеутверждающий и светлый настрой христианина»
[ Интервью ]


Сегодня — девятый день после кончины А.И. Солженицына. Своими воспоминаниями о писателе с порталом Патриархия.ru поделился протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, на протяжении нескольких последних лет бывший духовником семьи Солженицыных.

***

— Александра Исаевича Солженицына провожали в последний путь в соответствии с православной традицией. Скажите, пожалуйста, каков был путь писателя к
— Александра Исаевича Солженицына провожали в последний путь в соо вере?


— Я бы хотел отослать к книге Людмилы Сараскиной, посвященной Александру Солженицыну, которая недавно вышла в серии «Жизнь замечательных людей». В этой книге биография писателя описана наиболее полно и трезвенно.

Александр Исаевич рос в православной, глубоко верующей семье и с самого начала осознавал себя православным христианином. Это были годы воинствующего атеизма, поэтому в школе у него были проблемы с одноклассниками и учителями. Естественно, ни в пионерию, ни в комсомол он не вступал. Пионеры срывали с него крестик, но он каждый раз надевал его заново.

В то время в Ростовской области (Ростов-на-Дону), где родился и жил в то время писатель, один за другим закрывались храмы. К моменту его взросления в округе уже не осталось действующих храмов на сотни верст от Ростова. В то время идеи марксизма и ленинизма навязывались, как мы знаем, не просто активно, а агрессивно. В учебных заведениях было необходимо изучать «диамат». Молодой человек, Саша Солженицын увлекся марксизмом, диалектическим материализмом, и это вошло в противоречие с его детским верованием. На неокрепшую душу было взвалено что-то непосильное. В то время многие под этой ношей ломались.

Как рассказывал Александр Исаевич, это был период мучительных сомнений, отвержения детских верований и боли. Он видел, что не было правды в том, что творилось вокруг него. Но теория, гладко выраженная в книгах, прельщала.

По-настоящему возвращение к Богу и переосмысление произошло даже не на фронте, а уже в лагерях, после войны. В эти самые тягостные моменты его жизни вспомнилась та «закваска», которая была дана матерью, в семье. Поэтому нельзя говорить, что его приход к вере был резким и неожиданным. Вера передавалась в его семье из поколения в поколение, и она оказалась сильнее.

Ту перемену, которая произошла с Александром Исаевичем в лагерях, он описал в своем стихотворении 1952 года «Акафист». В искренней, поэтической форме он рассказывает о той ломке, о том, что происходило в его душе в период этой перемены:

Да когда ж я так допуста, дочиста
Всё развеял из зёрен благих?
Ведь провел же и я отрочество
В светлом пении храмов Твоих!

Рассверкалась премудрость книжная,
Мой надменный пронзая мозг,
Тайны мира явились — постижными,
Жребий жизни — податлив как воск.

Кровь бурлила — и каждый выполоск
Иноцветно бурлил впереди, —
И, без грохота, тихо, рассыпалось
Зданье веры в моей груди.

Но пройдя между быти и небыти,
Упадав и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожитую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием
Освящён её каждый излом —
Смысла Высшего ровным сиянием,
Объяснившимся мне лишь потом.

И теперь, возвращенной мерою
Надчерпнувши воды живой, —
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отрекшимся был Ты со мной…

— Сам Александр Исаевич говорил о себе, что он «не специалист в церковных вопросах». Какие стороны церковной жизни его интересовали?

— Он, конечно, не был «церковным человеком» в том смысле, что не интересовался канонами церковными, строем богослужения, устройством той или иной внешней стороны церковной жизни. Это была жизнь души. Жизнь как молитва и как исполнение Евангелия. Но о чем он страдал и переживал, если говорить о сторонах жизни Русской Церкви, — так это о том, что Церковь находится в подавленном состоянии. Это для него было открыто, явно, обнажено и болезненно. Начиная богослужениями, все более и более становящихся непонятными и совершающимися отдельно от народа, и заканчивая все меньшим участием Церкви в жизни общества, в окормлении молодежи и людей старшего возраста. Его интересовало, как должна строиться жизнь Церкви в соответствии с Евангелием.

Его волновала проблема единства Церкви. Это то, о чем не может не болеть сердце верующего человека. Александром Исаевичем это было прочувствованно как личная боль. Он видел, что церковные разделения, конечно, сказываются и на обществе. Раскол XVII века он воспринимал как неизжитую проблему. Он относился чрезвычайно уважительно к старообрядцам, видел, как много правды и в них. И переживал, что нет настоящего единства, хотя каноническое общение соблюдено.

Все проблемы любых разделений в церковной жизни переживались Александром Исаевичем чрезвычайно болезненно.

— Сейчас многие вспоминают знаменитое «Великопостное письмо» писателя Патриарху Пимену (1972 г.) и говорят о том, что Солженицын ждал и требовал от Церкви более активного участия в жизни общества. Каковы были его взгляды на этот счет в конце жизни?

— Александр Исаевич сам был из тех людей, кто не мог молчать, его голос постоянно был слышен. И конечно, он был убежден в том, что слова Спасителя «Идите проповедуйте Евангелие всей твари» должны исполняться. Одно из его убеждений, его идея была в том, что Церковь, с одной стороны, безусловно, должна быть отделена от государства, но при этом ни в коем случае не отделена от общества.

Он считал, что это совсем другое, что это — прямо противоположные вещи. Неотделенность от общества должна проявляться все более и более. И здесь обнадеживающие перемены последних лет он не мог не видеть. Он с радостью и благодарностью воспринимал все позитивное, что происходит в России и в Церкви, но был далек от успокоенности, потому что за годы советской власти все общество стало искореженным и больным.

Он понимал, что если больной будет вести больного или хромой хромого, добра не жди. Та активность, к которой он призывал, та неотделенность от общества ни в коем случае не должны выражаться в насильственном, подавляющем строе мыслей и действий, привычных для советского времени.

Церковь, считал он, с одной стороны, призвана вести общество и более активно влиять на общественную жизнь, но это ни в коем случае в наши дни не должно выражаться в тех формах, которые были приняты в идеологической машине, которая ломала и корежила людей. Ситуация изменялась в последние годы. И он не мог не чувствовать новых опасностей.

Однажды его спросили о том, что он думает о той свободе, ради которой он боролся, как он относится к тому, что происходит. Он ответил одной чеканной фразой: «Свободы много, правды мало». Эту опасность подмены он прекрасно чувствовал и поэтому был далек от успокоения.

Когда он вернулся на Родину и стал путешествовать по России, ему открылось все ее бедственное положение. И это касалось не только экономической стороны, но и ее духовного состояния.

Он, конечно, видел принципиальную разницу между тем, что было в 30-е, 50-е года, и сегодняшним положением вещей. Он не был диссидентом, который все время ко всему в конфронтации. Это не так. Есть люди, которые пытаются его таким представить. Но он таким не был. Всегда, несмотря на обнажение им вот этих ужасных ран общества, видна могучая жизнеутверждающая сила в том, что он писал и делал. В нем был позитивный, жизнеутверждающий и светлый настрой христианина.

— А.И. Солженицын был одним из выдающихся мыслителей прошлого века в России. Скажите, не возникало ли в его душе противоречия между разумом и религиозным чувством?

— Противоречие имело место в годы его юности, начиная со старших классов школы, во фронтовые годы. Это было время, когда все храмы были закрыты, и посоветоваться было не с кем, когда церковная жизнь была почти абсолютно уничтожена большевистской машиной репрессий. Тогда противоречие было. В лагерях началось именно возвращение к истокам веры, возрождение чувства ответственности за каждый шаг и каждое решение.

Конечно, Александр Исаевич был неоднозначным человеком. О нем будут спорить и должны спорить. С личностью такого масштаба и такой величины иначе и быть не может. Этот человек не просто повторял за кем-то заученные мысли, но шел к евангельской правде путем собственного поиска.

Святейший Патриарх в слове, которым он почтил Александра Исаевича на отпевании, процитировал евангельскую заповедь из Нагорной проповеди: «Блаженны изгнанные правды ради». Это касается долгих и тягостных страниц жизни Александра Исаевича. Ко всей его жизни — от школьных лет до последних дней относятся также слова Спасителя: «Блаженны алчущие и жаждущие правды яко тии насытятся». Конечно, мы делаем акцент на первой части этой фразы. Но я видел, что он испытывал блаженство и духовное насыщение, возможное в этой земной жизни, и радость в его последние дни приходила к нему за исполнение им своего призвания.

Он говорил: «Если бы я сам выстраивал свою жизнь по собственному плану, то она вся бы состояла из ужасных ошибок. Сейчас мне это видно. Но Господь все время поправлял и перестраивал мою жизнь, иногда незримым, иногда очевидным образом. Сейчас я вижу, что все сложилось так, что лучше и быть не могло». Это слова глубоко верующего человека, благодарного Богу и принимающего с благодарностью все то, что Господь ему посылает.

— Можно ли было назвать Александра Исаевича прихожанином какого-либо храма? Часто ли он бывал в церкви?

— Когда мы познакомились с Александром Исаевичем, он уже болел и почти не выходил из дома. Когда семья Солженицыных вернулась в Россию, Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна пришли к нам в храм, познакомились с духовенством и прихожанами. После этого Наталья Дмитриевна стала часто приезжать и просить приехать поисповедовать, пособоровать и причастить ее супруга в их доме в Троице-Лыково.

Такая наша форма общения была связана только с тем, что у Александра Исаевича уже не было сил и возможности самому приезжать на службы. Надо сказать, что я бывал у них регулярно, а не от случая к случаю.

— Какие у Вас как у священника и духовника останутся воспоминания об усопшем?

— Больше всего в нем поражала простота и безыскусственность. В их семье всегда царила удивительная нежность и забота друг о друге. Это тоже является проявлением его христианского отношения к близким, выстраивание дома малой Церкви. Вот это по-настоящему поражало. Безыскусственность, простота, чуткость, бережность, внимательное отношение — все это было свойственно Александру Исаевичу.

В то время, когда мы с ним познакомились, он задавал вопрос самому себе — вопрос, ответ на который раньше был для него очевиден: что надлежит ему делать. Он говорил: мне кажется, я исполнил все, мне кажется, что мое призвание исполнено; я не понимаю, зачем я оставлен. Все то, что считал для себя необходимым сказать и написать, — все сделано, все труды опубликованы.  Что дальше? Дети выросли, он дал им настоящее воспитание, в семье присутствует устроенность, какой она должна быть. И в этой ситуации пришлось напомнить ему, что если оставляет Вас в этом мире Господь — значит, в этом есть некий смысл, и Вы, пожалуйста, молитесь об этом, о том, чтобы понять, зачем даровано это время. И потом, когда прошло некоторое время, он сказал: «Да, я понял, это время было дано мне для себя самого — не для работы внешней, но для всматривания в самого себя».

Об этом он говорил в одном из своих интервью: старость дана человеку для того чтобы всмотреться в самого себя, чтобы оценивать, переосмысливать и все более строго относиться к каждому мигу своей жизни.

При этом подобные мысли были не бесплодным самокопанием, они служили основанием для посильного служения даже в последнее время. Будучи уже немощным человеком, он, тем не менее, не позволял себе никакой расслабленности или беспечности. Он строго планировал свое расписание до последнего времени. Вместе с таким строгим графиком работы он старался принимать людей. Многих и многих, совершенно из разных кругов. И старался не оставлять без ответа — в личной беседе или письменно — каждого, кто к нему обращался.

Его многие называли и называют сейчас затворником, говорят о том, что якобы он уединился и ни в чем не участвовал. Это не совсем так. К нему приходило множество людей, многие обращались за помощью.

То, что его отпевали по православному чину, не есть просто дань традиции. Это свидетельство того, что свою земную жизнь завершил человек, по-настоящему служивший Христу и Его Церкви.

Беседовала Мария Моисеева

http://www.patriarchia.ru/db/text/447029.html
« Последнее редактирование: 13 Августа 2008, 15:36:45 от Олег Борисович » Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 11
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!