Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 12:45:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Кому могут отойти территории Украины?  (Прочитано 660 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Марта 2022, 09:10:48 »

КОМУ МОГУТ ОТОЙТИ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ?



Россия – единственная страна, способная обеспечить территориальную целостность бывшей Украины

Конфликт на Украине показал крайнюю слабость государства с центром в Киеве. Получившее независимость во многом в случайных границах, некогда бывших лишь административными, это государство после недели боевых действий приближается к своему коллапсу. Даже если боевые действия затянутся на неопределённый срок, поражение Украины – неизбежно. В последнем случае, следующий шаг – переформатирование политического пространства бывшей Украины.

В этом случае соседи Украины могут вспомнить о своих территориальных претензиях или сформулировать новые. Практически у всех стран, окружающих Украину, есть такая возможность.

Россия: вся территория Украины

Россия как наследница Древней Руси, Российской Империи и СССР может претендовать на всю территорию нынешней Украины, включая Киев и Галичину. Как отмечал президент России Владимир Путин,  «украинцы и русские  –  один народ, единое целое». А это означает отсутствие необходимости в существовании отдельного украинского государства.

При этом разные части нынешней Украины могут по-разному определить свою судьбу, так как имеют разную историю и этнический состав. Так, Черниговщина с начала XVI века входила в состав Русского государства, хотя этнически является «малороссийской» территорией. Слободская Украина – Харьковщина и Сумы – также является исторической территорией Русского государства, где в значительной степени проживает население, для которого русский язык является родным.

Согласно данным украинских социологов от 2017 года, большинство населения Харьковской, Луганской, Донецкой и Одесской областей Украины разговаривало в быту на русском языке.

Сумская, Днепропетровская, Николаевская, Запорожская, Кировоградская области и Киев – двуязычны. Эти территории вместе с Новороссией (Северным Причерноморьем) могут войти в состав непосредственно России, прежде всего – Харьковщина.



Так называемая Центральная Украина – Галичина, Волынь, Закарпатье, Подолье – могут сформировать новую украинскую конфедеративную государственность, максимально демилитаризованную и децентрализованную: в соответствии с чертами архаической селянской украинской идентичности. Это государство или государства смогут присоединиться к Союзу России и Белоруссии – или вместе с Москвой и Минском сформировать новое интеграционное образование.

Вопрос об независимости Донбасса – в конституционных границах Луганской и Донецкой народных республик – уже решен. Эти регионы уже не смогут принять участие ни в каком украинском государственном проекте.

Важно понимать, что в условиях нынешнего кризиса лишь Россия может гарантировать сохранение единства территории нынешней Украины: не обязательно в формате единого государства, но взаимопроницаемого пространства, где не будут обрезаны этнические, культурные, экономические и семейные связи. При подключении других соседних государств (за исключением Белоруссии) к решению судьбы Украины восточнославянское этническое пространство (и, более узко, «украинское» пространство) будет разделено барьерами военного и цивилизационного характера.

Белоруссия: Полесье

Северная часть территории Украины, значительная часть – Волынской, Ровненской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Сумской областей – Украинское Полесье, исторически и этнически тесно связанная с Полесьем белорусским. Полесье долгие века было относительно изолированным регионом, где сформировалась особая этническая, культурная и языковая общность «полещуков».



Один из основателей украинского политического движения в Российской Империи и один из авторов использования термина «украинцы» в качестве этнонима и политонима – историк Николай Костомаров в середине XIX века отделял «полещуков» от «украинцев». Первые, по его мнению, потомки восточнославянского племени древлян. Вторые – потомки полян.

Позже украинский националистический дискурс сдвинулся в сторону зачисления жителей этих территорий в «украинцев». В советское время полещуков, живших к северу от административной границы Белорусской и Украинской СССР, записали в белорусы, живших южнее – в украинцы. Однако на деле жители приграничных территорий пользовались угодьями по обе стороны границы.

В 1990-е и 2000-е встал вопрос о демаркации границы в Полесье. Начавшаяся после 2014 года, она встретила сопротивление нелегальных добытчиков янтаря с украинской стороны. Как отмечает белорусский политолог Петр Петровский, Беларусь бы могла «протянуть руку помощи, взять под гуманитарную и политическую защиту и опеку жителей украинского Полесья, Волыни и Подолья, тех, кто с нами был в одном государстве на протяжении многих веков. Те, с кем нас связывает общая история и ментальность».

Система опеки или создание временной зоны безопасности под контролем Белоруссии могла бы декриминализировать этот район, который в противном случае стал бы местом сосредоточения «бандеровских и никому не подконтрольных банд, сбежавших с левобережной Украины на Подолье, Волынь и Полесье». Теоретически, жители приграничных районов также могли бы выбрать, оставаться им в составе нового украинского государственного образования или присоединиться к Белоруссии.

Польша: интеграция Галичины

Современное руководство Польши не выдвигает территориальных претензий к Украине. Концепция ULB, которая лежит в основании внешней политики Варшавы на восточном направлении, предполагает полный контроль и опеку над бывшими восточными землями Речи Посполитой (Литвой, Украиной и Белоруссией) со стороны Варшавы.

Однако в случае военного поражения киевского режима и отката его в Западную Украину, Польша может вспомнить об особом отношении к землям, входившим в состав ее территории менее ста лет тому назад. На Украине – это Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области (Галичина) и Волынская и Ровненская области (Волынь). При этом, если Белоруссия займет Волынь, то в распоряжении поляков останется лишь Галичина.



Польские СМИ считают, что не стоит ожидать наступления России «на бывшие восточные пограничные земли Республики Польша (Kresy Wschodnie), или, другими словами, западные области современной Украины. Русские знают, что там они встретят наибольшее сопротивление и даже регулярную партизанскую войну».

В польских националистических кругах можно до сих пор встретить претензии на возвращение «Восточных кресов», несмотря на то, что на этих землях почти не осталось поляков. Аргументация сводится к цивилизационной польскости этих территорий  – «Gentre Ruthenus (Lithuanus) Natione Polonus» (Русское (Литовское) племя – польская нация – лат.)  – то есть к необходимости ассимилировать западноукраинское население.

После успешного наступления российской армии, Польша может теоретически выступить в защиту остатков украинского политического проекта на западе страны или использовать предлог защиты немногочисленных поляков, еще проживающих на Западной Украине, для размещения своего контингента. По польским оценкам, на Украине около 144 тыс. поляков. В этом случае, возможны два сценария:

1) Регион выступит ядром провокаций и вооруженного терроризма в отношении России. Однако поддержка украинского национал-терроризма может вылиться в дальнейшем в вооруженные провокации против самой Польши. Украинский, особенно галицкий национализм, исторически имеет антипольскую направленность.

2) Польша закрепляется на северных и западных рубежах Галичины, создается демилитаризованная зона. В дальнейшем, Польша использует остатки «Украины» как источник рабочей силы, стремясь максимально ассимилировать население, навязав ему лояльную Польше идентичность.

Венгрия и Словакия: Закарпатье

Венгерское меньшинство на Украине проживает относительно компактно в Закарпатской области (151, 5 тыс. из 156,6 тыс. всех венгров на Украине). Исторически эта территория была частью Венгерского королевства, затем после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне стала частью Чехословакии. В 1945 году Карпатская Русь стала Закарпатской областью Советской Украины.

Венгры в Закарпатье проживают с IX века от Р. Х. Основной ареал их расселения – приграничные районы Закарпатской области, что облегчает введение войск с целью возможной защиты со стороны официального Будапешта. В Береговском районе венгры составляют большинство населения.



Ещё 23 февраля Венгрия усилила военную группировку на границе с Украиной в Закарпатье. Официально, цель – оказание помощи беженцам и венгерским гражданам.

Как сообщает «Федеральное агентство новостей», «на имя премьер-министра Венгрии Виктора Орбана было направлено обращение от этнических венгров, проживающих на Украине, с просьбой защитить их от действий киевских властей. В ряде пограничных районов Закарпатья с большими венгерскими диаспорами планируют провести референдум о выходе из состава Украины».

Занятие территорий с преимущественно венгерским населением в условиях коллапса украинской государственности вряд ли получит неодобрение Брюсселя и Вашингтона.

Теоретически, на часть Закарпатья может претендовать и Словакия. В Словакии проживает значительное русинское меньшинство, родственное русинам Закарпатья (после 1945 года в рамках советской национальной политики переименованное в украинцев). Русинский язык не признается на Украине, тогда как в Словакии русинское меньшинство существует без всяких притеснений. Однако, из-за отсутствия в Словакии национально ориентированного правительства, этот сценарий исключен.

Румыния: Северная Буковина, Герца, Северная и Южная Бессарабия, остров Змеиный

Для Румынии интерес традиционно представляют территории, отошедшие УССР после 1940 года. Тогда в состав Советского Союза вошли территория Бессарабии, с 1812 года входившая в состав Российской Империи, и территория Северной Буковины, большая часть которой до вхождения в состав Румынии была частью Австро-Венгрии.

Большая часть Бессарабии в итоге стала Молдавской Советской Социалистической Республикой, получив в придачу часть территории Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР), с 1924 года входившей в состав Украины, на левобережье Днестра.

Однако, южная часть Бессарабии – Буджак – вопреки пожеланиям советского молдавского руководства вошла в состав Советской Украины как Аккерманская область (ныне часть Одесской области Украины).

Северная Бессарабия также была включена в состав Украины. Это бывший Хотинский уезд Российской Империи, ныне большая его часть входит в Черновицкую область Украины.

То, что в российской историографии называется «Северной Буковиной», румыны делят на три исторических региона:



1. Северная Бессарабия с г. Хотин.

2. Уезд Герца (Герцаевский район Черновицкой области) – часть Молдавского княжества, которая не вошла в состав Российской Империи в 1918 году и после 1856-го входила в состав Румынии.

3. Северная Буковина в узком смысле слова – регион с центром в Черновцах, с 1774 по 1918 годы входивший в состав Австро-Венгрии.

Притязания на эти районы имеют исторический характер (принадлежность Молдавскому княжеству) и позже Румынии, а также характер этнический. В Черновицкой области проживает основная часть румынской диаспоры Украины: более 180 тыс. человек.

Карта: Румынское и молдавское население Украины (на момент 2003 года)



Наиболее крупные области, где проживает преимущественно румынское население – область Герца и примыкающие к ней приграничные районы.



В Одесской области, преимущественно на территориях бывшей Аккерманской области, проживает более 120 тыс. молдаван (Румыния считает это население румынским). Однако, даже без учета Одессы, молдавское население в регионе не составляет большинства.



 В румынских СМИ можно встретить заявления о необходимости оккупации Буджака с целью не допустить выхода российской армии к границе Румынии и стратегически важному устья Дуная. Такое развитие событий может привести к оккупации региона Румынией.

Несмотря на признание Румынией нынешних границ Украины, существует документ – декларация парламента страны от 28 ноября 1991 года, в которой парламент Румынии заявляет о недействительности итогов референдума о независимости Украины в «Северной Буковине, уезде Герца и уезде Хотин» как и в «уездах юга Бессарабии». Эти территории были официально объявлены историческими румынскими землями.

Румыния также ранее выдвигала претензии на остров Змеиный – небольшой участок суши в Черном море, имеющий значение для разграничения континентального шельфа, в этих местах богатого углеводородами.

Молдавия: Южная и Северная Бессарабия

Республика Молдова приблизительно на тех же основаниях, что и Румыния, теоретически могла бы выдвинуть территориальные претензии на Южную и Северную Бессарабию. С этими территориями Республика Молдова связана историческими узами (нахождение в рамках единой территориальное единицы в Российской Империи). В обоих регионах – существенная доля населения, считающего себя молдаванами.

Провозглашённая в декабре 1917 года и объединившаяся с Румынией в феврале 1918‑го, Молдавская Демократическая Республика вошла в состав Румынии вместе с Хотином и Буджаком. Однако в нынешних условиях маловероятно, чтобы Молдова выдвинула какие-либо территориальные претензии к Украине.



Приднестровье: Север Одесской области

Приднестровская Молдавская Республика как наследница Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в случае дефрагментации Украины также может претендовать на контроль над частью территорий, когда-то входивших в состав МАССР – севера Одесской области с г. Подольск (Котовск), Балта, Ананьев. Многоэтничный характер этих территорий и исторические связи более соответствуют государственной традиции ПМР, нежели шовинистической идеологии «Украины».



Возможные изменения на карте контроля над различными регионами нынешней Украины будут зависеть от того, как будет протекать военная операция России и от реакции Запада и соседних стран. Временный контроль или территориальные изменения в пользу России, Белоруссии и ПМР были бы желательным вариантом, восстанавливая как историческую справедливость, так и вычленяя территории из потенциально чреватого национализмом украинского проекта.

Страны НАТО также могут воспользоваться ситуацией и взять под контроль часть ныне украинских территорий, обосновывая это защитой своих соотечественников (Венгрия и Румыния) либо самой «Украины» (Польша). В крайнем случае, такое продвижение НАТО чревато военным столкновением блока с Россией.

Военный контроль России (и, теоретически, Белоруссии) – единственный в случае коллапса Украины поможет спасти территориальное единство (хотя и в изменившихся границах) регионов, ныне составляющих это государство.

https://katehon.com/ru/article/komu-mogut-otoyti-territorii-ukrainy
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!