Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 08:25:07  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме  (Прочитано 712 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Апреля 2022, 02:45:44 »


Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме

Беседа с архитектором Владимиром Козловым о Покровской церкви в Ясеневе

Алина Сергейчук


В преддверии Пасхи мы вновь переживаем события евангельской истории. Тексты церковных служб, убранство храмов – все помогает нам приблизиться к главным дням в истории мира. Дням, когда совершилось наше искупление, а время сомкнулось с вечностью. По-особому остро Страстная седмица и Пасха переживаются на Святой земле. Вероятно, в этом году там будет меньше наших соотечественников, чем обычно. Но не все знают, что в Москве есть место, где можно прикоснуться к благодати Иерусалима и Вифлеема.

«Пространственная икона Святой земли», «Новый Иерусалим» – эти слова напоминают нам о творении патриарха Никона, созданном в XVII столетии на Истре. В 2009 году появилась новая «икона Святой земли» – под московским небом. В нижней церкви храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе были обустроены символические Голгофа, Гроб Господень, темница Спасителя, Камень помазания, колонна Благодатного огня, Гробница Богоматери, Вифлеемский престол и даже водонос из Каны Галилейской. О том, как «писали» эту икону, рассказал архитектор Владимир Иванович Козлов, автор проекта Покровского храма в Ясеневе.






– Как возникла столь смелая мысль: создать свой «Новый Иерусалим»?

    Я за ночь в общих чертах нарисовал эскиз, в 6 утра отдал его батюшке, а вечером он привез его с подписью Патриарха

– Храм Покрова в Ясеневе уже строился, и по проекту он состоял из верхней и нижней церквей. В подземном храме планировалось не только совершать богослужения, но и проводить крещения, а также беседы с прихожанами. У настоятеля храма архимандрита Мелхиседека, человека, богатого идеями, возникла мысль: может быть, сделать в крестильном храме символическое место Рождества Христова? А потом мысль пошла дальше: если Рождество – то и Голгофу? И Гроб Господень, и Гробницу Пресвятой Богородицы… Я помню момент, когда отец Мелхиседек позвонил мне и сказал: завтра я еду к Патриарху, срочно нужен проект убранства нижнего храма! У нас уже был эскиз, были продуманы интерьеры. Но тут – новая идея, «Икона Святой земли». Я за ночь все нарисовал в общих чертах, в 6 утра отдал батюшке, а вечером он привез эскиз с подписью Святейшего Патриарха.

– Как же можно было все это уместить в одном помещении, сохранив при этом и каноны планировки храма?

– А вот тут произошло самое интересное! Оказалось, что все промыслительно сходится. У нас была подсказка: в храме изначально были сделаны арочные ниши. Мы померили одну из них, и ее размер в точности совпал с размером ниши, которая обрамляет грот на месте Рождества Христова в Вифлееме! Соседняя ниша оказалась примерно такого же размера, как ниша на Голгофе, где установлен Крест! Вот так все и сошлось.



Владимир Козлов, архитектор


– Сходство святынь Нового Иерусалима с Иерусалимом первым довольно символическое. В храме Покрова в Ясеневе (правильнее сказать, в церкви Архангела Михаила – в честь него освящен нижний храм) совпадение больше.

– А знаете, какая история произошла с Новым Иерусалимом? Патриарх Никон отправил на Святую землю своих зодчих, чтобы все обмерить, зарисовать и потом воспроизвести. Что и было сделано. А затем уже в Иерусалиме произошел пожар, купол храма Гроба Господня обвалился, и пришлось восстанавливать его по… русскому образцу! Но есть отличия. В Новом Иерусалиме сохранились некоторые детали более древней архитектуры. Например, придел Ангела там полукруглый – а в Иерусалиме его при реконструкции сделали прямоугольным. У нас в Ясенево он прямоугольный, как сегодня в Иерусалиме.

– Вы, как и древние зодчие, ездили снимать мерки со святынь Палестины?

– Да. Совершили две экспедиции. Сначала мы с отцом Мелхиседеком ездили по Святой земле, смотрели, молились. Нас пускали туда, куда закрыт вход обычным туристам. А потом была поездка на обмеры. Причем ради нас не стали перекрывать вход ко Гробу Господню, и нашей сотруднице Ольге пришлось слиться с толпой туристов. Она быстро заходила в Кувуклию, обмеряла, потом незамеченной оставалась в углу придела Ангела, а когда заходила новая партия паломников, продолжала делать обмеры.

– Насколько я знаю, святыни создавались из аутентичных материалов?

    В каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок…

– Да. Например, Гроб Господень в Иерусалиме сделан из камня с красными прожилками, который словно пропитан кровью. Это мраморовидный известняк, его добывают в окрестностях Иерусалима. Мы сделали Кувуклию из такого же камня. И в каждую «пространственную икону» заложили реликвию со Святой земли: камень, песок… Работали с максимальной точностью. Начали мы с Вифлеемского престола. Я лепил макет из пластилина, а потом каменщики изготавливали все из камня. Воспроизвели даже трещину, которая возникла на Голгофе в момент смерти Спасителя, когда земля поколебалась. Отличия, конечно, есть, но они оправданы.

– Например?

– Надписи в храме Гроба Господня на древнегреческом – даже не все греки могут их прочитать, а мы воспроизвели их на церковнославянском языке, чтобы люди могли прочесть. Там очень глубокие тексты.





– Гробница Пресвятой Богородицы в Ясеневе, кажется, не очень похожа на то, как она выглядит в Иерусалиме…

– Как раз Гробница Богородицы у нас воспроизведена один к одному: свод, полы, стены. Но если вы приедете в Иерусалим и придете в храм Успения, то увидите, что она практически полностью скрыта под разнообразными иконами. А у нас Гробница открыта, поэтому вы и заметили разницу. Чтобы воспроизвести ее, мы отыскивали старые фотографии, запечатлевшие кладку, фрагменты резьбы, и работали на их основе. Гробница Богоматери имеет сложную архитектуру, ведь на протяжении истории она многократно разрушалась, в том числе из-за землетрясений, и снова восстанавливалась. Интересная была работа, сложная. Все ложе, на котором лежало Тело Пречистой, покрыто сколами, трещинками. Но они поздние: паломники умудрялись откалывать куски камня, чтобы увезти с собой. Конечно, эти дефекты мы не стали воспроизводить. Камень Помазания тоже имеет такие сколы.

– Говорят, недавно вы дополнили «Икону Святой земли».

– Да, совсем недавно, в 2021 году, в «Гефсиманском саду» при храме Покрова мы сделали символический Колодец самарянки. Образцом для него стали старинные колодцы Средиземноморья. Его нижняя часть выполнена в виде капители: возможно, в древности при создании колодцев использовали капители огромных колонн. В Константинополе (Стамбуле) и сегодня в некоторых дворах можно увидеть остатки таких гигантов. Теперь у Колодца самарянки в теплое время года совершается освящение воды.



Покровский храм в Ясеневе


– При храме Покрова в Ясеневе есть Гефсиманский сад?

– Территория храма разбита на два уровня. Снизу вверх ведет широкая парадная лестница. Она состоит из 33-х ступеней – по числу лет земной жизни Христа. Причем сначала идут 30, а потом еще 3 – выделены 3 года общественного служения Спасителя. Об этом сообщает надпись внизу лестницы. А наверху вокруг храма у нас разбит Гефсиманский сад с часовней Моления о чаше. Там посадили лох серебристый – это растение напоминает оливковое дерево, у него даже плоды напоминают оливки, только они поменьше и несъедобные. В этом саду мы и установили колодец.

– Многие москвичи любят храм Покрова в Ясеневе, радуются возможности прикоснуться к его святыням – ведь по вере Церкви образ несет благодать первообраза. А еще очень радостно, что принять участие в создании этих святынь мог каждый.

    Строительство храма осуществлялось на народные пожертвования

– Да, строительство храма осуществлялось на народные пожертвования. Их собирал Фонд Архангела Михаила, который основали активные прихожане, помогавшие строить храм. Они очень творчески и с любовью подошли к делу. Возродили традицию именных кирпичей – и действительно написали на каждом кирпиче имя жертвователя. Каждому, кто внес лепту, дали сертификат о пожертвовании. Мне было доверено вручную нарисовать картинки для сертификатов. Людям понравились эти рисунки, а главное – сама идея. Можно было сделать вклад конкретно на Гроб Господень, на Рождественский вертеп, и сертификат оставался памятью об этом. Теперь Фонд помогает в строительстве и возрождении других храмов.


С Владимиром Козловым
беседовала Алина Сергейчук

22 апреля 2022 г.


https://pravoslavie.ru/145820.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!