Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 01:03:39  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Беседа о духовной жизни митрополита Лимасольского Афанасия в тбилисском храме  (Прочитано 741 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Мая 2022, 00:56:42 »


Иисусова молитва, Евхаристия, духовник

Беседа о духовной жизни и подвижниках в тбилисском храме. Часть 1

Митрополит Лимасольский Афанасий





Недавно митрополит Лимасольский Афанасий встречался с протоиереем Феодором Гигнадзе и другими клириками Крестовоздвиженского храма Тбилиси. Представляем перевод этой встречи на русский язык.


– Расскажите о значении Иисусовой молитвы.

– Молитва есть тот подвиг и та деятельность, которой был занят человек до грехопадения.

Человек, находящийся в раю, имел непрестанную молитву, т. е. его ум и сердце были всегда направлены к Господу, – это было молитвенное общение с Отцом Небесным.

Поэтому человек, который постоянно пытается углубиться в непрестанную молитву, можно сказать, находится в ангельском состоянии, которое было до грехопадения.

Примерно в таком состоянии сейчас находятся святые ангелы; оно заключается в непрестанном памятовании о Боге и постоянном стремлении к [духовной] любви.

Таким образом, молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека.

    Молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека

Хотя, безусловно, молитва не стоит в духовной жизни особняком – вместе с молитвой подразумеваются и прочие добродетели жизни по Духу.

Для того чтобы человек мог молиться правильно, ему обязательно следует соблюдать заповеди Христовы и участвовать в таинствах Церкви.

– Насколько возможно мирянину искать Бога с помощью умной Иисусовой молитвы?

– Как мы знаем, существует много видов молитвы: псалмопение, различные молитвенные правила, молитвословия Божественной литургии... Всё из указанного является формами молитвы, просто умная молитва, как мы видим это у святых отцов, – это доступная и в большей степени практичная форма молитвы для каждого христианина, в том числе и для мирянина. Наша цель есть не какой-либо внешний метод, но – Сам Христос.

– Как часто следует причащаться?

– Христос нам сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Поскольку у нас есть такая обязанность, и необходимо, чтобы человек всегда помнил о Боге, это значит, что нам следует часто приближаться к этому святому таинству.

Божественная литургия – это самое важное дело, которое может человек совершить в этом мире.

Нам необходимо часто причащаться. Но, несомненно, после соответствующей подготовки...

– Как правильно выбрать духовного наставника?

– Прежде всего, он должен правильно веровать, быть православным. И иметь правильный образ жизни. Это самое важное.

И после этого наше сердце должно почувствовать, удостоверить нас, что это и есть человек, который будет нас наставлять и поможет нам приблизиться ко Христу.

Крайне важно, чтобы в нашей жизни был такой человек, который будет правильно наставлять нас в духовной жизни, но это есть величайшее таинство, во время которого Господь действует во спасение души человека, и эта благодать, конечно, действует в Церкви.

И когда человек, советуясь со своим духовником, во смирении спрашивает его, как ему поступить – Бог принимает это его смирение как жертву и являет ему Свою святую волю.

По правилам и канонам, духовник должен быть безошибочным духовным руководителем, безошибочным в том смысле, что в его жизни не должно быть таких изъянов, которые будут препятствием для его священнослужения и духовного наставничества.

Если ты видишь, что духовник, как духовный целитель, не может тебе помочь в исцелении твоей души, в этом случае тебе следует пойти и найти другого духовника.

Тебе надо молиться, искать, и Господь тебе обязательно поможет найти такого человека, который будет способствовать спасению твоей души.

И, что самое главное, – человек никогда не должен оставаться один, без духовника.

Если человек не сможет найти другого духовника, будет лучше остаться у прежнего, чтобы не быть совсем без наставника, поскольку это будет для него хуже и даже губительно.

К новому духовнику следует приходить не с тем настроем, что первый был плохим и сейчас мы переходим к лучшему.

Человек должен смириться и сказать: поскольку я такой грешный и так трудно меня исправить, мне нужен более сильный врач, и поэтому я иду к другому.


Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с грузинского Давид Таварткиладзе

19 мая 2022 г.


https://pravoslavie.ru/146206.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Мая 2022, 04:56:52 »


Духоносные старцы

Беседа о духовной жизни и подвижниках в тбилисском храме. Часть 2

Митрополит Лимасольский Афанасий


Недавно митрополит Лимасольский Афанасий встречался с протоиереем Феодором Гигнадзе и другими клириками Крестовоздвиженского храма Тбилиси. Представляем перевод этой встречи на русский язык.


Преподобный Иосиф Исихаст


Преподобный Иосиф Исихаст

Конечно, я лично не был знаком со святым Иосифом Исихастом. Я родился именно в том году, в котором он преставился... Хотя я знал всех отцов, которые с ним общались.

С 1973 года я нахожусь в братии монаха Иосифа Ватопедского, где мы, конечно же, часто слышали о святом Иосифе Исихасте и познакомились со всеми теми отцами, которые были с ним связаны и которые были его духовными чадами.

Он наш отец и учитель. И мы стараемся всё, что ни делаем в нашей духовной жизни, всё исполнять согласно его учению и с его благословения. И я убеждён, что всё, что мы смогли сделать, и на Кипре в том числе, идёт от святого Иосифа Исихаста – всё совершилось по его молитвам.

Как и все святые, так и святой Иосиф Исихаст своим учением и житием просветил как свою собственную душу, так и всю Церковь. В особенности же тех людей, которые любят Иисусову молитву, монашество, и желают всем сердцем возлюбить Христа. Для них отец Иосиф – это сияющая звезда, которая освещает и показывает им путь.


Старец Ефрем Аризонский


Старец Ефрем Аризонский

С отцом Ефремом Аризонским я познакомился в 1976-м году в монастыре Филофей.

И, исходя из того, что он был духовным братом отца Иосифа Ватопедского, мы с ним тоже очень близко общались. Можно прямо сказать, что мы много лет жили рядом с ним.

За месяц до его кончины я приехал в Аризону, и можно сказать, что наша последняя встреча была для меня самой важной. Именно тогда я особенно почувствовал и понял, насколько великий святой этот человек. Он был олицетворением непрестанной молитвы; он постоянно молился, указывал нам путь непрестанной молитвы.

Он был очень тёплым и благодатным человеком. Он был исполнен духом самопожертвования и любви к каждому человеку. Вместе с тем он был поразительным духовным целителем: там, где нужна была духовная«операция», он без всяких сомнений делал её.


Старец Иосиф Ватопедский


Старец Иосиф Ватопедский

Монах Иосиф Ватопедский был моим духовником, и я прожил рядом с ним множество лет, с 15 лет общаюсь с ним. Сначала я писал ему письма, и он мне отвечал. А с 18 лет я уже жил с ним вместе в монастыре на горе Афон.

Он был человеком, который очень любил своего духовника, своего геронду. Он смог взрастить в себе удивительные слёзы, или способность к покаянию, что происходило от большой любви ко Христу... А также у него был поразительный дар богословия.

Во время его исхода Господь даровал ему большую благодать и прославил его удивительным состоянием при кончине. При жизни он претерпел многие искушения и клевету. Всю свою жизнь он провёл в плаче, но после кончины он улыбнулся, по слову Спасителя: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).


Преподобный Ефрем Катунакский и его предстояние перед Богом во время литургии


Преподобный Ефрем Катунакский

Невозможно описать отца Ефрема Катунакского – он весьма великая личность. Только ангелы могут его охарактеризовать. Могу лишь сказать, что наш духовник, Иосиф Ватопедский, его очень любил, и у нас тоже было очень живое общение с его братией.

Можно прямо сказать, что отец Ефрем был пророком. Но пророком не в том понимании, что он мог предсказывать будущее, а в том смысле, что он постоянно ощущал Божественную благодать, видел Христа и ангелов. Он величайший святой нашей Церкви.

И наши отцы считали его прямым преемником святого Иосифа Исихаста.

Когда отец Ефрем служил, и я присутствовал на его службе, или я служил, а он присутствовал, я всегда ощущал большой трепет перед этим человеком.

У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.

Когда он литургисал, у меня было явственное ощущение того, что были только он и Христос друг перед другом, больше никого.

   Господа я никогда не видел, но видел человека, который был подобен Христу

Он был очень простым человеком, но всех, кто бывал на его службах, охватывало чувство, что этот человек был величайшим святым и удивительным молитвенником. Передать подобные вещи словами невозможно. Я столько лет смотрел, как он служит, но моё впечатление от него никогда не становилось более простым.

Пока он был жив, мы почти каждый день встречались друг с другом, много раз я ему сослужил, много раз мы беседовали... Бывало даже, что он писал мне письма, я шёл к нему, и он исповедовался мне. И, несмотря на такое живое и близкое общение, у меня всегда был особый трепет по отношению к этому человеку – это не был психологический страх. Мне никогда не казалась простой и обыкновенной личность этого человека – у меня прямо было ощущение, что я стою перед Христом. Господа я никогда не видел, но видел человека, который был подобен Христу.


Преподобный Паисий Афонский


Преподобный Паисий Афонский

Можно сказать, что святой Паисий был особым цветком горы Афон, имеющим особое благоухание. У современных нам отцов, у каждого из них, было какое-то особое, отличающееся от других благоухание. Святой Паисий являлся одним из величайших подвижников, аскетом, пустынником и исихастом.

Он был человеком, который через свой величайший подвиг обрёл Бога и своей святой жизнью прославил Его. В результате и Господь щедро наградил его великими духовными дарами. Он укреплял и утешал множество людей: как монахов, так и мирян, которые его ежедневно посещали.


Преподобный Порфирий Кавсокаливит


Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Со святым Порфирием я виделся около десяти раз.

Впервые это было в Кавсокаливии, в 1985–1986-м гг., впоследствии же – в Афинах.

Святой Порфирий был большим солнцем, которое сияло на все Афины. Такие святые встречаются довольно редко в нашей Церкви.

Я даже спрашивал несколько раз у святого Паисия: отче, откуда же у отца Порфирия такие удивительные дары? А он мне говорил, что у него величайшая чистота души и смирение, и Господь ему дал эти духовные дары для того, чтобы он служил другим людям.

Можно сказать, что всё, что мы видели собственными глазами во время общения с ним или слышали от других, совершенно невероятно для человеческой логики.

Его слова, которые были изданы в книгах, он сам не записывал, они составлены на основе аудиозаписей его бесед и проповедей. Его поучения наилучшим образом подходят для современных людей, живущих в миру.


Отцы Харалампий Дионисиатский и Арсений Пещерник


Харалампий Дионисиатский

Они тоже были из нашей братии. О них многие могут не знать, но они были великими отцами.

Отец Арсений был сподвижником святого Иосифа Исихаста. Он действительно был величайшим аскетом. Он имел удивительное смирение, детскую простоту, и в сердце у него была непрестанная молитва. Его ум и сердце были всегда со Христом и с герондой Иосифом.

Отец Харалампий был племянником отца Арсения и отличался самопонуждением в духовной жизни, в подвиге. Вместе с этим он был очень силён физически. Это был человек, который прилежно трудился в умной молитве. Он на самом деле любил умный подвиг и до смерти понуждал себя в духовной жизни. Немного есть подвижников, подобных ему. Да поможет нам их молитва.


Преподобный Софроний (Сахаров)


Преподобный Софроний (Сахаров)

Мы любим каждого из этих отцов, поскольку они современные святые.

В 1990-м г. мы приехали и повидали его вместе с отцом Иосифом Ватопедским.

Если память мне не изменяет, мы остановились у него в монастыре на 3 дня.

Я могу сказать, что в его лице я увидел совершенного человека во Христе.

Встреча с ним дала мне живо испытать, как Христос очищает и исцеляет человека. Он был примером духовно исцелённого человека. Он был человеком удивительного благородства, поразительной мудрости, в его сердце всегда обитала Божественная благодать.


Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис) и архимандрит Эмилиан из Симонопетра (Вафидис)


Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис)

К святому Иакову, в 1990-м г., я тоже пришёл вместе с отцом Иосифом. Был я у него несколько раз и после этого.

Он был человеком удивительной благодати и радости. Он всегда был преисполнен Божественной благодати. И с детской простотой скрывал это своё состояние.

Находясь с ним, все исполнялись радости, и чувствовали, насколько обильно он был награждён Божественными дарами. У меня было благословение от отца Иосифа исповедаться у отца Иакова. Однажды, когда я пришёл к нему на Исповедь и преклонил колени, прежде, чем я что-либо сказал, он мне рассказал всю мою жизнь. Все мои немощи и страсти он открыл передо мной. Потом спросил меня: ты что-то ещё хочешь? Я говорю: нет, отче, чего же мне ещё хотеть.

Что касается отца Эмилиана, то и он был удивительным солнцем, воссиявшим на Афоне.

Я много раз встречался с ним и вместе с отцом Иосифом, и один. У нас были очень хорошие взаимоотношения. Он был удивительно мудрым и благородным человеком.

    Он мне рассказал всю мою жизнь. Все мои немощи и страсти он открыл передо мной

Он имел очень большой внутренний подвиг, который он всячески скрывал и всё делал без шума. Внешне по нему ничего не было заметно, со стороны он был похож на аристократа.

Можно сказать, что внутренне отец Эмилиан был носителем духа святого Иосифа Исихаста. Отец Эмилиан стяжал дар трезвения. Он был очень большим аскетом, который жил в киновии (общежительном монастыре), но как будто пребывал в уединении, в пустыне. Он был преисполнен постоянной внутренней радостью и Христом.


Архимандрит Эмилиан (Вафидис)

А мы из того, о чём я с вами сейчас говорил, ничего подобного не сделали.

За последний год мы обнаружили и архимандрита Георгия (Капсаниса), и вот сейчас рисуем его портрет тоже... Он был удивительным человеком – тёплый геронда, смиренный, исполненный слезами, мудростью и благоразумием. Он точно исповедовал догматы нашей веры, досконально осмыслил суть экклесиологии и с большим смирением и удивительным благородством нёс те традиции, которые передали нам святые отцы в Церкви. Кроме этих добродетелей, он был великим богословом с академической точки зрения. Можно сказать, что архимандрит Георгий был мерилом православной веры.

Удивительно облечённым благодатью и великим пастырем он был. Да споспешествуют нам его молитвы!

Я желаю, чтобы Господь вас сохранил и покрыл, поскольку «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3, 12).

Пусть Бог вам дарует терпение в искушениях, сохранит и покроет тот духовный подвиг, который исполняется на вашем приходе.


Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с грузинского Давид Таварткиладзе

20 мая 2022 г.


https://pravoslavie.ru/146226.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!