(Окончание)Несмотря ни на что, ряд пророссийских движений в стране сохранился, пусть и без официального (юридического) статуса. Сегодня эти движения и организации должны взять на себя основную ответственность за судьбу страны.
И в этом им должна помочь Россия. Руководство России должно соответствовать тем надеждам, что возлагают на него в Беларуси.
Задача России – не защищать режим Лукашенко от внутренних угроз, способствуя дальнейшей зачистке политического пространства. Лукашенко – не друг России, и в Кремле это должны осознавать.
Задача российской политики – вернуть пророссийские силы и информационные ресурсы в Беларуси в политическое пространство,
заставить сегодняшнюю власть страны легитимизировать пророссийское белорусское движение.
Сегодня много говорится о том, что президентскую власть Беларуси необходимо вовлечь в широкий общественный диалог – не важно, хочет того сама власть или нет, – со всеми общественными силами страны. Это верный тезис, но необходимо учитывать, что разные силы обладают разной степенью влияния и значения. Безусловно, путь к диалогу не закрыт почти ни для кого, но в интересах успешности такого диалога его нужно организовывать, в первую очередь, с теми, кто представляет интересы большинства белорусского народа, т.е. с движениями и гражданскими организациями, чьи программы ориентируются на дальнейшее развитие связей с Россией и на создание единого правового пространства Союзного государства России и Беларуси.
Россия должна заставить сегодняшнюю власть Беларуси сеть за стол переговоров с пророссийскими белорусскими организациями, а у российского руководства есть все ресурсы для решения этой, не самой трудной задачи.
В процессе таких переговоров должны сформироваться контуры новой политической конфигурации в стране – появится модель, сама структура которой делает какое-либо проявление русофобии невозможным.
Нельзя относится к сегодняшней белорусской политической системе как к чему-то исторически устойчивому и самоценному. В действительности, то, что можно назвать аналогом политической устойчивости, рухнуло летом 2020 года. Сегодняшние осколки белорусского государства могут лишь обеспечить – при соответствующей поддержке со стороны России – формирование принципиально новой политической системы в стране, способной обеспечить социальный мир, справедливость и устойчивое развитие.
Сегодняшний президент Беларуси стремительно теряет политическую субъектность. Настоящий политический диалог Россия должна вести не с Лукашенко, а с пророссийским большинством гражданского общества, и организациями, адекватно выражающими интересы этого большинства.
При этом российская политическая власть изначально должна строить такой диалог на условиях равноправия и взаимоуважения. Цель России – не в создании игрушечных политических инструментов, при помощи которых можно манипулировать общественными настроениями в стране и изображать всенародную поддержку московским начинаниям. Беларусь не нуждается в создании очередной «Единой России».
Главной технической задачей российской политики должно стать понимание позиций других участников диалога. И при организации такого диалога
необходимо ориентироваться на взаимодействие с политическими структурами, которые уже существуют в республике, а не пытаться создавать нечто новое, инородное для белорусов. Тем более что все попытки создания политических движений с «чистого листа» требуют достаточно большого времени, но именно этого времени ни у Беларуси, ни у России в данный момент нет.
6.
Пророссийское общественное большинство в Беларуси на данный момент не имеет чёткой политической программы. Оно, часто интуитивно, ориентируется на ряд принципов, не утруждая себя какими-либо теоретическими обоснованиями, что, кстати, не делает эти принципы ложными. – В обосновании нуждается неоднозначное и проблематичное, а подлинно истинное являет себя как ясное и очевидное.
Тем не менее, такие принципы максимально быстро должны превратиться в рациональные основания новой идеологии. И ответственность за её создание ложится на гражданское общество страны.
Основанием такой идеологии должно стать осознание того, что Беларусь является органичной и необходимой частью Русской Цивилизации, границы которой простираются шире границ входящих в неё государств и вне которой ни белорусская государственность, ни белорусский народ существовать не могут. В этом контексте формирование Союзного государства является своеобразной «инвестицией в будущее» – гарантией сохранения Беларуси как геополитической, культурной и социальной целостности. Россия также нуждается в братском белорусском народе, как в равноправном партнёре.
Поскольку такое понимание места и роли Беларуси в истории соответствует самосознанию общества, оно является важнейшим условием для формирования фундаментального социального согласия, на основе которого можно будет решать другие, более частные проблемы.
Любая идеология должна содержать в себе не только тип самопонимания, отсылающий к прошлому, но и ряд принципов, в соответствии с которыми она стремится формировать будущее. Триаду таких принципов можно сформулировать как «гражданское согласие, социальную справедливость и устойчивое развитие».
При том, что в первую очередь обращают на себя внимание два первых элемента этой триады, не меньшим значением обладает идея устойчивого развития, т.к. именно оно способно открыть обществу дверь в будущее. Консерватизм имеет право на существование только тогда, когда в нём присутствует творческий компонент, когда он является подлинным
творческим консерватизмом. Именно творческого отношения к действительности, основанного на безусловном доверии государства к обществу, не хватило сегодняшней политической власти. Режим Лукашенко сделал ту же ошибку, что сделала до него советская партийная элита, которая в глубине своего самосознания испытывала страх перед народом и сделала всё, чтобы минимизировать влияние общества на принятие политических решений.
Основой устойчивого развития страны является её народ и та экономическая инфраструктура, что создавалась в стране усилиями многих поколений. Эта инфраструктура не способна выжить в том случае, если местные неолибералы начнут вталкивать Беларусь в западное экономическое пространство. Нечто подобное уже происходило на Украине, что обернулось катастрофой для местной промышленности.
Белорусская промышленность может сохраниться только в рамках единой с Россией экономической структуры. Представления о том, что российские олигархи уничтожат белорусскую промышленность, ложно и является интеллектуальной диверсией. Россия нуждается в белорусской промышленности хотя бы потому, что эта промышленность высокотехнологична и способна не только существенно усилить безопасность Союзного государства, но и помочь Русской цивилизации обрести новые направления технического развития.
Для Беларуси важность сохранения собственного технического потенциала связана не только с решением проблем занятости, но и с возможностями сохранения высокого интеллектуального уровня белорусского общества: расширение высокотехнологичных производств неизбежно повлечёт за собой развитие образования, отразится на представлениях о качестве жизни.
Интересы дальнейшего технического развития неизбежно потребуют усиления влияния рабочих коллективов, что, в свою очередь, создаст предпосылки для формирования подлинного социального государства в стране. Первоочередной задачей на этом направлении является сохранение социальной медицины, образования, норм социальной защиты. Государство должно в первую очередь не контролировать общество, а защищать его. Это возможно только в том случае, если государственная политика будет соответствовать интересам социального большинства, а не узкой прослойки высшего класса.
7.
В качестве первоочередных задач, решения которых пророссийские силы должны добиваться в самое ближайшее время, необходимо отметить следующие: 1) постановка вопроса об изменении Конституции Республики Беларусь. Беларусь должна стать парламентской республикой. Такие изменения обеспечат более полное и адекватное волеизъявление большинства общества; 2) организация и последовательное проведение масштабной кадровой чистки государственного аппарата страны; всеми звеньями государственной машины должны руководить исключительно пророссийские кадры; 3) разрешение в полном объёме российского государственного вещания в Беларуси; 4) незамедлительная юридическая и политическая легитимация всех пророссийских организаций в Беларуси; 5) принятие Конституционного акта о Союзном государстве. Такой Акт не должен предусматривать существования какого-либо Госсовета президентов России и Беларуси, но в нём должна быть декларирована идея о необходимости создания единого союзного парламента, в который войдут представители России и Беларуси. В Акте также должна быть поставлена цель создания единого союзного правительства во главе с Председателем правительства Российской Федерации.
8.
Среди критиков идеи Союзного государства распространено мнение, что союз двух братских народов изначально имеет неравноправный характер. В России, в частности, сторонники такой точки зрения обращают внимание на очевидную разницу в экономическом потенциале двух стран и говорят о том, что союз сделает Россию донором Беларуси, ни принеся Российской Федерации никаких экономических бонусов.
Такая точка зрения так же является ложной. Безусловно, экономика России сильнее белорусской, но Беларусь способна многое дать России в сфере социальных отношений.
Белорусская социальная модель, при всей своей общей архаичности и множестве несовершенств, содержит ряд элементов более прогрессивных в сравнении с современной российской. В этой модели присутствует серьёзный антикапиталистический потенциал, благодаря которому возможно формирование качественно новых социальных отношений.
И если эта модель сохранится, опосредованно она окажет влияние и на Россию, будет способствовать возрождению российского социального государства.
Сергей Иванников, Алексей Кочетковhttps://ruskline.ru/opp/2020/08/17/moment_istinyhttp://teleskop-by.org/2020/08/17/sergej-ivannikov-aleksej-kochetkov-moment-istiny/