Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 08:47:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Необычные реликвии святых воинов и монахов  (Прочитано 743 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Сентября 2022, 00:40:52 »


Необычные реликвии святых воинов и монахов

Священник Алексий Веретельников


Вещественные святыни почитались верующими с момента основания Церкви Христовой. Из книги Деяний мы знаем, что даже платки и опоясания (Деян. 19, 12) апостолов несли целебную силу. Из жизнеописания угодников Божьих мы можем узнать, что не только их святые мощи, но и личные вещи становились проводниками благодати. Благодать Божья освящает все, что было сопряжено со святым угодником, стяжавшим ее при жизни. Так же, как вещи любимого человека становятся реликвией в руках любящего, так и вещи дорогого сердцу святого хранят добрую память о нем. Почитая вещественную святыню, мы прославляем Христа, даровавшего нам спасение, и освящающую и преображающую благодать Духа Святого.

В этой статье будут рассмотрены элементы защитного вооружения, которые приписываются или по факту принадлежали некоторым прославленным русским святым.


Святой благоверный князь Олег Рязанский

Как известно, благоверный князь Олег Иванович Рязанский (1338–1402 гг.) является ключевой фигурой в истории Рязанского княжества, да и в целом в истории Русского государства XIV–XV веков. Имя князя Олега Рязанского стоит в одном ряду с именами Димитрия Донского, Владимира Серпуховского Храброго и Сергия Радонежского.


Благоверный князь Олег Рязанский

Патриарх рязанского краеведения, архивист и историк Степан Дмитриевич Яхонтов, в своем докладе, посвященном 500-летию преставления князя Олега Ивановича, подчеркнул, что

«Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

    Веригами, добровольно возложенными на себя князем-иноком, стал его панцирь, который он носил под монашеским облачением

Последний год своей жизни князь Олег, принявший монашество с именем Иоаким (по другим источникам — Иона), провел в посте и молитве в основанной им Солотчинской обители. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-иноком, и стал его панцирь, который он постоянно носил под монашеским облачением.

Панцирь («пансырь») является разновидностью кольчатого доспеха. Главным отличием панциря от кольчуги было то, что его кольца скреплялись не заклепкой, а клином, так что внутренняя сторона кольца получалась совершенно гладкой. Вес доспеха составляет около 7 кг. Подол и рукава по краю отделаны кольцами из медного сплава. Вероятно, это был не единственный доспех князя, но именно эту кольчугу князь носил последнее время перед кончиной, усмиряя свою плоть.


Панцирь Олега Рязанского

Впрочем, существует прозаичная современная версия, согласно которой этот панцирь выполнял роль бронежилета, который мог бы защитить князя от покушения со стороны московских князей, желавших получить контроль над Рязанью.

Эта версия кажется маловероятной ввиду того, что современному неверующему человеку бывает трудно понять, что мотивацией верующего может быть отнюдь не корысть, не страх, не расчёт, а именно искренняя вера в Бога и осознание того, что однажды каждый предстанет на суд Христов. Князь Олег принимает монашеский постриг незадолго до своей кончины, и это было связано не с политикой, а с тем, что приблизилось время предстать перед Богом и дать отчет за свою земную жизнь.

Более реальной представляется версия, что князь использовал этот панцирь вместо власяницы. В жизнеописаниях святых мы можем встретить подобные примеры, когда доспехи использовались именно в качестве вериг, которые носились постоянно или во время бдения.

Почитание князя Олега в лике местночтимых рязанских святых сразу после его кончины не может не являться зримым свидетельством его духовно-нравственных качеств.

После смерти Олега Ивановича в 1402-м году «железная рубашка», как называли доспех паломники, длительное время хранилась на раке с его мощами в основанном им Солотчинском монастыре. Доспех почитался как святыня и являлся одной из главнейших достопримечательностей монастыря. Священник и краевед Рязанской губернии Николай Любомудров свидетельствует, что прикосновение к доспеху приносило почитателям Великого князя исцеление от различных недугов. Так, были зафиксированы случаи избавления от страсти пьянства и от женского бесплодия. После революции панцирь был передан в Рязанский краеведческий музей, и в настоящее время он экспонируется в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.


Преподобный Григорий Пельшемский

Преподобный Григорий Вологодский (1350-е – после 1449 г.) был основателем Пельшемского монастыря, ревностным подвижником и духовным наставником для многих своих современников. При этом преподобный Григорий заботился не только о насаждении благочестия в обители, но одновременно он принимал участие и в судьбах своего Отечества. Так в 1433-м году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Дмитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Князь Юрий послушался преподобного и, как повествует житие святого, был одарен князем большими дарами, в числе которых мог находиться и доспех. А в следующем 1434-м году сын Юрия Дмитрий Шемяка стал опустошать Вологодские земли. Преподобный Григорий отправился к Дмитрию и стал обличать князя, призывая его к миру. Но Шемяка приказал сбросить святого старца с моста. Святой выжил, и его мужество еще более усилило его прижизненное почитание.


Преподобный Григорий Пельшемский

После кончины почитание Григория продолжилось: в 1549-м году Московским Собором он был прославлен в лике святых для общецерковного почитания. При раке хранился доспех, в котором преподобный Григорий, по преданию, совершал всенощные бдения, используя его в качестве вериг.

После закрытия и разорения в 1926-м году Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря доспех поступил в музей. В настоящее время он находится в экспозиции Вологодского государственного музея-заповедника.


Бахтерец преподобного Григория Пельшемского

По типологии кольчато-пластинчатого защитного снаряжения доспех преподобного Григория Пельшемского определяется как бахтерец. Бахтерец является одним из типов кольчато-пластинчатых доспехов, в котором металлические пластины особым образом соединяются кольчужными кольцами. Бахтерец (или бехтерец) — от персидского «begter» — род доспеха. Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами так, что пластины, находя друг на друга, составляли двойной или даже тройной нахлест. Бахтерец преподобного Григория состоит из 18 рядов пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего в доспехе около 750–800 пластин.


Бахтерец преподобного Григория. Дыра, заделанная пластинкой для крепления подола

Ввиду наличия следов музейного ремонта доспеха, можно сделать предположение о том, что оригинальная конструкция бахтерца была частично изменена. На первом левом от центра спинном ряду — неумело залатанная дыра. Дыру заделали пластинкой для крепления подола. Об этом свидетельствуют 5 отверстий для колец на нижнем краю пластинки, аналогично остальным пластинкам, к которым крепится подол. Примечательно, что бахтерец застегивается на плечах и боку. Это является характерной чертой бахтерца московской работы.


Преподобный Далмат Исетский

Преподобный Далмат Исетский (1594–1697 гг.) был основателем Далматовского Успенского мужского монастыря.


Преподобный Далмат Исетский

    Подвижник до принятия пострига и сам был воином — казачьим атаманом из сословия детей боярских

По преданию, шлем и кольчатый панцирь являются подарками Далмату от тюменского ясачного татарина Илигея, хозяина земель, на которых поселился преподобный. Илигей дважды пытался изгнать Далмата со своих земель. Во второй раз Илигей вместе с отрядом прибыл на Белое Городище, где Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства.

Однако в сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запретив причинять какой-либо вред монаху и повелев отдать ему землю для устроения будущей обители. Что и исполнил Илигей. Воинские доспехи стали знаком его уважения к безоружному подвижнику, который, как сообщает жизнеописание, до принятия монашеского пострига и сам был воином — казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в г. Тобольске.


Панцирь и шлем преподобного Далмата Исетского в Далматово, Шадринский уезд Пермской губернии, 1912 год. Фото С.М. Прокудина-Горского

Существует мнение, что настоящий шлем на самом деле был более поздним вкладом русского воина из рейтарских полков на помин души в Исетский монастырь и долгое время хранился в арсенале монастыря-крепости, который был форпостом и первым принимал удары с юга, а также был перевалочной базой во время походов в Южное Зауралье, где можно было пополнить запасы и оставить раненых. В статьях А. П. Зыкова и И. Л. Маньковой дан подробный анализ «шлема Илигея» и показано, что наиболее вероятным временем появления шлема в монастыре являются 1663–1667 годы, а сам шлем представляет собой рейтарский шишак. Как утверждают авторы, «легенда о передаче Илигеем своих доспехов Далмату появилась довольно поздно — во второй половине XVIII–XIX в., в связи с завершением оформления культа праведного Далмата необходимыми атрибутами». Тем не менее датировка шлема и панциря соотносится с жизненными годами преподобного Далмата, а житийное повествование для верующих людей не является чем-то сомнительным.

    На Урале Далмат считался покровителем воинов: молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного

После кончины преподобного Далмата шлем и панцирь хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал:

«…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак – от головной боли…».

На Урале Далмат считался покровителем воинов: молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного и в качестве благословения на ратное дело надевали его доспехи.


Панцирь и шлем преподобного Далмата в Успенском Далматовском мужском монастыре

После закрытия монастыря в 1930-е годы реликвии были переданы в Свердловский областной краеведческий музей.

В 2019-м году кольчатый панцирь и шлем преподобного Далмата были возвращены в Успенский Далматовский мужской монастырь для длительного экспонирования, что является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью.



Шлем из собрания Оружейной палаты, приписываемый благоверному князю Димитрию Донскому

Приведенный нами перечень реликвий является далеко не исчерпывающим. Известно, например, о кольчуге преподобного Ионы Печерского, который использовал ее как вериги и которая впоследствии была похищена во время одного из набегов рыцарей Тевтонского ордена на Печерский монастырь. Что-то из реликвий святых благоверных князей до сих пор находится в запасниках музеев. Что-то находится в экспозиции, как, например, шлем из собрания Оружейной палаты, который современные исследователи приписывают благоверному князю Димитрию Донскому. Но на примере вышеупомянутых предметов вооружения мы можем сделать вывод, что величие и богатство святых — это не только их деятельный пример одухотворенной преображающей жизни и благодать, которая действует даже через внешние предметы. Но и культурный аспект, который является сокровищем нашей истории и культуры, свидетельствуя о подвиге и мужестве наших святых предков.


29 августа 2022 г.

https://pravoslavie.ru/147927.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!