Митрополит Лимасольский Афанасий: модный термин "эмпатия" означает полюбить ближнего как самого себяСлово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешенииТолкование на 2 Кор. 7: 5–13Беседа с верующими в Лимасольской митрополии 28 сентября 2022 года.
Митрополит Лимасольский АфанасийВ прошлый раз мы говорили о переживаниях апостола Павла и его беспокойстве за свою паству в Коринфе, которая имела множество различных проблем. Поэтому он их ругал и наставлял, как отец, уча их любви Христовой, как быть со Христом и как сделать свое сердце домом Духа Святого. Далее он нам показывает, что и сами святые апостолы претерпевали различные человеческие невзгоды:
«Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне –
нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его,
но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности
по мне, так что я еще более обрадовался» (2 Кор. 7: 5–8).
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом
Итак, апостол Павел отправился в Македонию, но не нашел там никакого покоя, потому что везде он и его ученики встречали трудности и скорби, были «стеснены отовсюду». Куда бы они ни приходили – везде их находили скорби, и только Бог мог их утешить. Но, как вы видите, иногда в трудные часы Бог скрывает Свою благодать ‒ и человек остается один, чтобы потрудиться, побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом. Ведь очень часто мы сами не знаем своих возможностей, и только пройдя через искушения, нам становится понятно, сколько мы можем выдержать.
Многие люди имеют множество искушений и скорбей. И если спросить человека еще до того, как его посетит эта скорбь: «Смог бы ты ее выдержать?» – он ответит: «Это невозможно». Например, когда человек теряет своего близкого. Еще до того, только подумав, что это может случиться, человек говорит: «Я бы сошел с ума от такого горя». Но, когда эта скорбь приходит, он находит и терпение, и силу, перенести это, которые, конечно же даются ему от Господа. Но скорби остаются скорбями – не может человек претерпевать скорбь и не печалиться. И даже святые апостолы, как вы видите, были «стеснены отовсюду». Сам Господь попустил случиться этим скорбям, чтобы апостолы могли всегда иметь благодать Божию в своих сердцах. Когда мы слышим, что и апостолам приходилось терпеть скорби, это может стать нам утешением во время наших скорбей.
Далее он говорит: «Отвне – нападения, внутри – страхи». Здесь апостол Павел отмечает, что происходят нападения на Церковь извне, т.е. на нас нападают те, кто вне Церкви – еретики, иноверцы и многие другие темные силы. Но также, он говорит, есть и внутренние страхи, внутренние опасности, т.е. то, что происходит между нами, христианами. Ведь Церковь составляют не только священники и епископы, но все мы вместе – и миряне, и клирики – составляем Церковь. Таким образом, между нами существуют «страхи», которые нас терзают, нас огорчают, создают между нами проблемы. Часто мы спрашиваем: «Что происходит с Церковью? Что будет дальше?», ‒ но мы не можем ответить на этот вопрос, поэтому молчим и предаем все в руки Божии.
«Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита», ‒ говорит далее апостол. Бог нас утешает, а не люди. При всем этом, однако, люди тоже могут дать нам утешение. И вот здесь апостол говорит, что «Бог утешил нас прибытием Тита». Тит был любимым учеником апостола Павла, который в дальнейшем стал епископом на острове Крит. Он пошел и встретил апостола Павла, и тот ощутил большое утешение благодаря присутствию Тита. Кто-нибудь спросит, неужели такой великий апостол нуждался в человеческом утешении? И тем не менее, как видите, нуждался.
Недостаточно просто сказать: «Я молюсь за тебя». Необходимо посмотреть, как мы можем утешить этого человека практически
Человеческое утешение важно, оно необходимо. Мы, люди, нуждаемся в утешении от людей. Как Христос, когда был на Кресте и захотел пить, не нашелся ни один человек, который дал бы Ему это малое утешение. Мы должны помнить об этом вот по какой причине. В нашей жизни может настать такой момент, когда и мы сами будем нуждаться в человеческом утешении или кому-то понадобится наше утешение. Нам нужно знать, что недостаточно просто сказать: «Я молюсь за тебя», но необходимо посмотреть, как мы можем утешить этого человека практически. В одном из своих посланий апостол Павел говорит: если кто-нибудь придет к тебе и скажет, что он голодает, неужели ты просто скажешь ему: «Ладно, иди, я помолюсь за тебя, чтобы Бог тебя накормил»? Молитва, конечно, ‒ это хорошо, но одной молитвой человек сыт не будет, поэтому нужно утешить человека и на деле. Мы должны быть утешителями для своих братьев, и тогда Бог утешит и нас, когда мы будем в этом нуждаться. И даже когда утешения от людей нет (как бы жестоко это ни звучало, но такие ситуации могут случиться), тогда Бог утешает нас Своей силой и Своим присутствием.
Был один священник, к которому пришел другой священник и попросил его о помощи. Тот же сказал ему: «Слушай, отче, я не могу тебе помочь, но я отслужу молебен, чтобы тебе помог Господь, который больше, чем я, и у Него больше силы, чтобы тебя утешить». Священник, бывший в нужде, принял эти слова и молча ушел к себе. Прошло два года. Пришла нужда к иерею, который отслужил молебен. Пошел он к тому священнику и попросил о помощи. Он ему ответил: «Теперь я отслужу для тебя молебен». Молебен, конечно, дело хорошее, но утешение должно быть ощутимым. Если человек нуждается в помощи, эта помощь должна быть осязаемой. Недостаточно просто молитвы, которую видим только мы и Бог, но не видят другие люди. Конечно, так часто поступали святые, но они это делали, потому что у них не было возможности сделать что-то еще. Мы же, которые имеем возможность помочь другому человеку, должны это делать через практическое проявление помощи. Так и здесь, апостол Павел был утешен Богом через присутствие Тита.
Помню, как однажды, будучи в Катунках, мы общались со святым Ефремом Катунакским, и он сказал: «Я устал, мне бы хотелось пойти в келью Моноксилит, сменить немного обстановку, сменить картинку, а то здесь я вижу только скалы». Тогда это произвело на меня сильное впечатление: такой великий святой, исихаст, образец умной молитвы, хочет пойти и увидеть что-то другое… И тем не менее в таких людях также присутствовали обычные человеческие желания.
Был у меня один друг, пустынник, ушедший жить в пустыню Капсалы, где пребывал в совершенном одиночестве. Как-то зимой, когда выпало очень много снега, возникли трудности в передвижениях ‒ и все пустынники оказались абсолютно изолированными от других людей. Так вот этот пустынник сказал: «Если бы тут со мной был хотя бы маленький котик, это было бы мне утешением». И через некоторое время он услышал мяуканье за дверью. Так Господь утешил его. Как мы видим, обычные человеческие желания не чужды даже святым и другим великим церковным личностям. Все они так же нуждаются в простом человеческом утешении, чтобы, когда другие люди обратятся к ним за помощью, они могли понять этих людей и помочь им.
«И не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о
вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался».
Наши духовные отцы радуются, когда мы их любим, не потому что им нужно, чтобы мы их любили, а потому что мы́ от этого получаем духовную пользу
Апостол Павел говорит, что они были утешены не только тем, что Тит был рядом, но еще и тем, что Тит принес хорошие новости. Он сказал, что у христиан из Коринфа теперь все хорошо и что они были в большом волнении за апостола. Они плакали и просили Бога, чтобы Он помог ему. Апостол Павел сказал им, что он рад тому усердию, которое они проявили в молитве за него. Святой апостол Павел, конечно же, не нуждался в этом усердии со стороны коринфян, но сами христиане нуждались в этом, чтобы сохранить связь со своим духовным отцом. Наши духовные отцы радуются, когда видят, что мы их любим, не потому что им нужно, чтобы мы их любили, а потому что видят, что мы от этого получаем духовную пользу.
«Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было». Апостол Павел написал некое послание к коринфянам, где поругал их, а потом расстроился, что поругал. Скорее всего, это письмо не сохранилось, или, возможно, речь идет о 1-м послании к коринфянам. Апостол говорит, что не жалеет, что огорчил их, ведь он относился к ним по-отечески. Отец или учитель может огорчить своих детей, ограничивая их, чтобы они стали хорошими учениками, хорошими детьми, хорошими людьми для общества. Но, как бы там ни было, огорчаются и те, кто это огорчение принес.
«…Ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время». Апостол говорит, что его послание к коринфянам огорчило их всех лишь на время, а не навечно, ведь все временное проходит. Мы можем огорчаться ненадолго, но потом радоваться вечно. Или можем радоваться, находясь в грехе, временном и преходящем, а потом будем скорбеть вечно, потому что окажемся в разлуке с Богом.
«Теперь радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию». Такова печаль, приводящая к Богу. В этом заключается разница печали этого мира от печали, которая приближает человека к Богу, приводит человека к жизни вечной. Мирская печаль убивает нас. Она рождается от нашего эгоизма, от бесконечных вопросов «почему?». В то время как смиренный человек скажет: «Ладно, я совершил столько ошибок, я немощен, грешен и ничтожен, ничего хорошего я от себя не жду и прошу лишь у Бога прощения, смирения и покаяния». Такой человек, даже если скорбит, будет иметь внутри себя утешение, тогда как мирская печаль приведет нас к отчаянию, унынию и нервозному состоянию. В такой печали нет радости. Как-то мы спросили у старца Паисия, в чем разница, и он нам ответил: «Мирская печаль заключает в себе тьму, а печаль от Бога имеет внутри свет». Это может быть большая скорбь, но в ней будет свет и утешение, она принесет человеку мир.
«…ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Эти слова вам нужно хорошо запомнить. Печаль ради Бога приносит человеку радость, покаяние, спасение, избавление, мир, спокойствие. Человек плачет, скорбит, печалится и страдает из-за своего положения и из-за своих грехов, но внутри имеет радость. Это то, что святые отцы называют «радостопечалие»: радость и печаль вместе. Тогда как «печаль мирская производит смерть». Мирская печаль убивает душу человека, поэтому человек заболевает, его нервная система истощается, он теряет разум и начинает творить нехорошие вещи. Поэтому мы должны с осторожностью относиться к мирской печали, ведь она заводит нас в тупик и не дает никакого утешения. Есть люди, которые причинили себе много вреда и много измучались из-за этой мирской печали. Я сейчас не имею ввиду людей с медицинскими проблемами, но тех, кто страдает от своего эгоизма, кто не принимает того факта, что они просто люди и могут совершать ошибки. Это большое дело ‒ суметь сказать: «Я всего лишь человек и совершаю ошибки, но я каюсь в них и прошу Бога простить меня».
Это большое дело ‒ суметь сказать: «Я всего лишь человек и совершаю ошибки, но я каюсь в них и прошу Бога простить меня»
(Окончание следует)