Русская беседа
 
29 Марта 2024, 03:01:04  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 22-я по Пятидесятнице  (Прочитано 2103 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 09 Ноября 2014, 12:41:17 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 22-я по Пятидесятнице


Лк., 35 зач., 8, 5–15

Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!




Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).

У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, – узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек – кто слышит это и постигает.

«Вам дано, – говорит Господь, – знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому, что чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает, испытывая их в верности Божественной правде.

Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.

Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве – чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.

А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача – не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье – Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.

Сатана никогда не сдается, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем чтобы они не могли уверовать и спастись.

Кто не уверует, тот никогда не спасется – говорит нам сегодня слово Божие, и поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» – по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие – если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.

Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» – но не верят этому слову. Как рассказывал один молодой человек, который обратился к вере в советские годы. Когда ему случайно попалось на глаза где-то в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина) превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Он просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом его глупые и слепые невежды.

Но если даже блеснет вдруг истина человеку в слове Божием, то сатана постарается сделать все, чтобы человек забыл о ней. Даже еще из храма не вышел – сразу же разговоры с кем-то неизвестно о чем, и все уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из человека, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами – через телевидение, радио, рекламу. Входишь домой – включаешь сразу телевизор. Нет у тебя телевизора – открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. И вся атмосфера жизни направлена на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял только что от Господа.

Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идет попрание драгоценнейшей святыни – люди топчут то, что предлагает им Господь – тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы – бесы, которые налетая, из самого сердца склевывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.

Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия – это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине – и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть – думают они – можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?

Неизвестно, какое испытание – скорбями или благополучием – оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» – испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало большинство людей – во времена ли страшных гонений, когда Господь показал нам, что значит Его слово, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда многих целиком захватывают житейские наслаждения, необязательно даже греховные? Человек всегда предпочитает горькому сладкое. Но нельзя забывать, что он не достиг еще того, что ему принадлежит по его естеству, что путь к этому – через горечь. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому, как будто бы, не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано – «подавляют» – душат его, и оно не приносит плода.

Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.

Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие – говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко – сказано в Евангелии от Луки – и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – говорит Господь, – «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13).

Вся жизнь со всеми искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее – утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовет нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило. Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие – это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия.

Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

«Имеющий уши слышать, да слышит!» – возглашает Христос. Он возвышает Свой голос через все времена, через все века, через все поколения до конца времен. К каждому человеку без исключения, обращен Его голос. Господь говорит, что путь, который Он предлагает – трудный, узкий, крестный, но только этим путем – слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его – исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3729.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Октября 2015, 19:56:02 »

Смысл происходящего с нами

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 22-ю по Пятидесятнице



Притчи соединяют мысли и образы, они переводят мысли в образы и делают их более волнующими. Но есть в этом некая опасность. Ибо значение образов не соответствует в точности возвещаемой истине. Оно скорее уводит от нее, чем приводит к ней. Ибо образ живет собственной жизнью, он рождает новые мысли, он становится более интересным, чем истина, и перекрывает ее. Но в сегодняшнем Евангелии образ точно соответствует истине, которую он должен передать. Кто последует этому образу, тот с радостью узнает, что каждая подробность его открывает новую сторону евангельской истины.

Сеятель — Вестник Божий, Сам Христос. Сеяние — слово Благой Вести, и поле — человеческое сердце. Дорога, о которой прежде всего идет речь, — это те, кто слушает внешне, рассеянно и тотчас отворачивается. Для них слово Божие падает в пустоту, и ничего из него не всходит. Камни — это те, кто начинает интересоваться духовной жизнью, на мгновение загорается, но не имеет глубины. Действие слова в них непродолжительно. Тернии — те, кто захвачен красотами земной жизни, своими делами, своими радостями и печалями, своими увлечениями и сражениями. Они принимают слово, и это слово даже может укорениться в них, но оно не может развиваться, потому что слишком многое давит на него и заглушает его. «Добрая земля» — те, кто слушает слово внимательно, принимает в свое сердце и старается с терпением и твердостью исполнять его в жизни.

И мы можем также извлечь еще нечто другое из этой притчи: сеятель не бросает семя в одно и то же место. Потому что не все семена взойдут, а те, что взойдут, заглушат друг друга. Речь идет здесь о тех, кто слушает слишком много и ничего не делает: одна мгновенная решимость у них ослабляет другую. Вот почему сеятель разбрасывает семена по всему полю, и каждое место получает то, что оно может там возрастить. Это те, кто принимает то, что может осуществить на деле, и те, кто исполняется решимости. Эта притча столь прозрачна, что нет в ней ничего требующего объяснения — и ничего другого не предлагает в ее объяснении Сам Христос. Но если мы хотим услышать ее с пользой, мы должны выделить в ней некоторые черты, приблизить их к нашей жизни, и увидеть, стало ли это приближение очевидным.

Благовестник Бога — сеятель, и то, что он приносит, — семя сеяния, нечто живое, что может пускать корни, развиваться, приносить плод. То, что дается нам от Бога, не есть нечто законченное, здесь — только начало. Семя может принимать самые различные формы. Оно может быть случайно брошенной фразой, серьезным размышлением в книге, радостным или печальным событием, нашим поведением в обыденной ситуации или просто интонацией нашего ответа. Такого рода семя сеяния может иметь самые разнообразные формы, даже забавные, иногда безумные. Речь идет о том, чтобы знать, принимает ли их человек, дает ли им в себе место. Но что-то начинает в его сердце работать, раскрываться день за днем. Требуется всегда принятие определяющего наш путь предложения свыше, в котором всегда начало новой жизни. Этот дар не есть что-то неподвижное, но он развивается, переходя из одного вида в другой. Тем не менее необходимо, чтобы мы готовили себя к тому, что должно придти, приняли смысл происходящего с нами и вошли в него до конца.

Так Божественный совершенный Промысл будет вести нас этап за этапом — через наши многие скорби и через нашу смерть — к великой жатве, к последнему Страшному Суду Господню.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/31/smysl_proishodyawego_s_nami/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 16 Ноября 2019, 22:51:43 »

Притча о богаче и Лазаре



Проповедь священника Константина Пархоменко.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=2ljbF988UIE

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 16 Ноября 2019, 22:56:48 »

Протоиерей Андрей Ткачёв

Богач и нищий. Притча о Лазаре



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=7hp_CF-QaK4
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 16 Ноября 2019, 23:07:14 »

Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отцы, братья и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке Господь дал нам притчу о богаче и Лазаре, которая, в общем-то, учит нас одному — прежде всего милосердию.

Был богач и был Лазарь, который находился около его имения у ворот. Богач каждый день пиршествовал, имел достаток, одевался в порфир и виссон. Это еще раз подчеркивает его богатство, потому что порфир это очень дорогая краска, получаемая из морских раковин, которой красили верхнюю одежду, а виссон — тончайшее такое полотно, которое проходило даже сквозь перстень. И в этом роскошестве богач пировал ежедневно блистательно, как сказано в Евангелии, или светло по церковнославянски. То есть каждый день он находился в пиршестве. А рядом с его имением находился вот этот бедный, имя которому Лазарь.

Не случайно в Евангелии Господь нам эту притчу дает и не упоминает имя богача. По ветхозаветному учению, да и по новозаветному тоже имя дается для вечности. Богач своим поведением как бы вычеркнул себя из вечности. Даже в наше время на восьмой день положено нарекать имя. Почему на восьмой день? Потому что это символ вечности.

Про богача ничего не сказано.

Находясь в таком тяжелом положении, однако, Лазарь не роптал. И в этом его великая добродетель. Именно за то, что он не осуждал богатого, не осуждал находящихся рядом, не имел ропота и не отчаивался, Господь удостоил его лона Авраамова. Ибо сказано, что в один из дней Лазарь почил и был отнесен ангелами, то есть с почестями, на лоно Авраамово. Умер и богач, сказано очень скромно. И похоронили его. Пришли и отдали определенные человеческие почести, разделили имение. И нет человека. И забыли его. Имя его в вечности стерто.

Это наводит нас, конечно, на серьезные мысли о том, что необходимо помнить всегда, что мы находимся всегда в присутствии Божьем. Что то богатство, которое дано нам, это не наше. Господь дал. В этой же притче упоминается, что когда богач возмущается, Господь ему говорит, что тебе все дано было на земле, все пиршества, а Лазарь бедствовал. Поэтому ты получаешь одно, а Лазарь другое.

Казалось бы, можно подумать, что богач, находясь во аде, в огне, как-то изменился, покаялся. И он просит праведного Авраама, чтобы тот послал Лазаря к его родственникам, чтобы они вразумились, пришли в себя и не творили эти беззакония. Но многие толковники считают, что это не так, что даже здесь, находясь во аде, сердце богача уже прилепилось к злу. И он желает только одного, чтобы Лазарь покинул на время лоно Авраамово, спустился на землю. Его там никто не признает, изобьют, никто не поверит ему, что какой-то нищий, валяющийся в струпьях, не имеющий ничего, вдруг оказался у Бога выше, чем блистательно живущий человек, которому Господь вроде бы все дает.

Так и часто и мы с вами, много имея, вроде как благодарим Господа, говорим: вот, Господи, Ты нам дал все то, как фарисеи, забывая, что рядом лежит вот этот нищий в струпьях — Лазарь, которому требуется помощь. Поэтому братья и сестры, сегодняшнее Евангелие учит, прежде всего, открыть нам с вами глаза на окружающих и посмотреть, что, может быть, кто-то есть рядом, кто нуждается, кто может от нашего имения что-то получить. Потому что только вот эта помощь духовная или материальная идет в нашу небесную копилку, составляет наше имение на небесах. Мы ничего не теряем. Мы раздаем только то, что нам дано от Бога.

Другое, чему учит эта притча, это, конечно, великому терпению, такому, какое было у Лазаря, и надеянию на помощь Божию, поскольку само имя «Лазарь» переводится, как «помощь Божия». Лазарю не на кого было надеяться в этой жизни, только на Бога. Но эту надежду, судя по исходу его, он полностью использовал, судя по тому, что он именно ангелами был вознесен на лоно Авраамово.

Он не роптал, не осуждал, не озлоблялся. В восточных странах вообще остатки пищи выбрасывались на улицу. И вот эти крохи он делил чаще всего с собаками, судя по тому, как описано, что собаки лизали струпья его. Ему даже слуги господина ничего не выносили, потому что «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися». Поэтому даже слуги имели уже измененные сердца.

А нам с вами подобает учиться вот этому терпению. Наши старцы Оптинские они это тоже подчеркивали. Они писали: не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний. Все это посещение Божие тебе же на пользу, как сказал Анатолий Потапов. Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царство Небесное — говорил Амвросий Оптинский. Будем об этом помнить, что земное не пойдет с нами в Царство Небесное.

А спасаемся мы только исполнением заповедей Господних, когда заповеди Господни в наших сердцах становятся нашими, и исполнение их нам становится легко. Это приобретается не сразу, а длительным трудом, насаждением, отречением своей воли и послушанием воле Божьей. Как в сегодняшнем евангельском отрывке, помните тоже, Авраам отсылает богача к Моисею и пророкам и говорит, что если родственники богача не послушают их, то и воскресшего не станут слушать. Потому что, сердца-то их ожестели, если слово Божие не достигает их, то все остальное воспринимается как какое-то тоже нереальное, как событие воскресения из мертвых. Человек может на несколько дней даже об этом задуматься, но, не имея твердости, он опять же уйдет на свою блевотину.

Помоги, Господи, нам всем уподобиться Царства Небесного вместе с Лазарем.

Храни всех Господь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

https://www.optina.ru/sermon/ned22_po_pjatid17/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 13 Ноября 2022, 00:30:19 »


Как нам победить в этой войне

Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.»

(Евангелие от Луки 8, 26-39)




Мы живем в мире, где все более ощущается присутствие диавола. И потому сегодняшнее Евангелие об исцелении гадаринского бесноватого представляет для нас особый интерес. Этот человек был во власти злых духов, и он был безумен. Замысел врага рода человеческого — установить на земле такую власть над всеми людьми.

Мы не можем не удивляться силе гадаринского бесноватого. Никто не мог связать его — он разрывал не только веревки, но и железные цепи, и разбивал оковы. Именно так нужно диаволу свести с ума всех, и прежде всего молодежь. Как этого достигнуть? Он знает, что избирающие путь ничем не ограниченного греха избирают путь добровольного безумия. Диавол хочет, чтобы заповеди Божии, законы совести и стыда люди ощущали как цепи и оковы, которые мешают им свободно жить. И пусть они разбивают их. Пусть они свободно берут от жизни все, что можно.

Но не зря сказано о гадаринском бесноватом, что он мог жить только в гробах. Для него это стало единственной, естественной средой обитания, так как ему невыносимо было прикосновение к нормальной человеческой жизни.

Мы видим, что Христос, спасая души от власти сатаны, спасает живых от власти смерти. Евангелие говорит, что гадаринский бесноватый был ужасом и мучением для себя и для окружающих. Какая жуткая картина ада на земле предстает перед нами! Всегда, днем и ночью, в горах и гробах этот человек кричал и бился о камни. Диавол — жестокий господин. Жестокость — вот что в предельной степени определяет отпадение от Бога.

Что есть человек, когда свергнут его разум, и на месте разума утверждает свой престол сатана? Что стало бы с родом человеческим, если бы не спас его Господь от насильства греха, смерти и диавола?

Но как ни страшны в своей жестокости и гнусности бесы, мы не должны их бояться, потому что они трепещут от одного приближения Христа. Гадаринский бесноватый, издалека увидев Господа, прибежал и поклонился Ему. К другим людям он бежал, чтобы наброситься на них. А здесь — бежит с ужасом и покорностью, потому что в присутствии Христа в одно мгновение вся его власть и сила исчезают.

«Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего», — кричит диавол голосом этого человека. Диавол исповедует Христа Сыном Божиим, и мы не должны удивляться, когда святейшие истины исходят из нечестивейших уст. Чем ближе время «человека беззакония», тем чаще мы можем наблюдать благочестие только на словах. И верхом лжи будет исповедовать Христа Сыном Божиим, откровенно воюя против Него.

Перед нами пророчество о последнем времени — покоряясь Господу, диавол не может скрыть своей вражды к Нему. «Что Тебе до меня, — говорит он, — не трогай моей свободы. Не Ты ли Сам мне ее дал?»

В Евангелии от Марка Христос спрашивает бесноватого: «Как тебе имя?» И тот отвечает, вернее, бесы за него отвечают: «Легион имя мне, потому что нас много». Легион — это огромное войско. Бесы воюют против Бога и человека. И в сегодняшней войне против православия и нравственных устоев легионы бесов вторгаются в нашу Россию. Особенность последней, третьей мировой войны — соединение войны земной и войны небесной. Одновременно организуются легионы враждебных России формирований, чтобы уничтожить ее. И для подавления всякого сопротивления сатанинская власть будет готова использовать легионы, в буквальном смысле, мировой военной силы.

«Нас много», — хвастаются бесы, и в этих их словах вдруг начинает звучать как бы вызов Самому Христу. «Нас слишком много, чтобы кто-то мог нас одолеть. Нас много, и мы едины». Бесов много, но они — один легион, направленный на осуществление единой цели. Сколь зловещим может быть единство без добра, без истины, без Христа! И мир, мы знаем, все более устремляется к такому единству. Какая это грозная сила! Кто устоит перед таким легионом? Какой человек, какой народ, какое человечество?

Мы не можем сказать, что у нас достаточно сил, чтобы отразить нашествие наших врагов, видимых и невидимых. Но в Господе и с силой Его мы можем победить.

Однако мир снова и снова оказывается свидетелем того, как люди отрицаются Христа, несмотря на явное чудо Его любви. Целый народ, только что избавленный от власти бесов, уныло выходит навстречу Христу и просит Его отойти от их пределов, как бы повторяя слова бесноватого: «Что Тебе до нас! Зачем Ты раньше времени пришел к нам! Не отнимай от нас свободы быть во власти бесов».

Господь показывает, что на войне, в которой так или иначе участвуют все, необходимо чем-то жертвовать. Нам хорошо знакома психология гадаринского народа, внезапно потерпевшего ощутимый урон. Сколько раз мы слышали: «Мы ничего не имеем против вашего Христа. Да, Он исцелил этого безумного человека. Но разве этого достаточно, чтобы восполнить нашу потерю, которую нельзя не связать с Его приходом? Вероятно, Он действительно велик. За исцеленного можно порадоваться, но кто вернет нам наших свиней, откормленных, приготовленных на продажу?» На продажу — потому что сами они, как предписывает закон, ни за что не будут есть свинину.

Как бы обращаясь к каждому из тех, кто стоит в недоумении перед этим событием, Господь говорит: «Ваше свинолюбие, не ужасайтесь всему этому, потому что то, что происходит с вами и вокруг вас, не менее страшно». Они не хотят понять, что Господь поступил так намеренно, чтобы коснуться самой глубины их душ, где гнездится диавол. Корень всех зол, всех грехов, власть диавола над душами человеческими — в любви к материальным ценностям, к миру и тому, что в нем. Если бы люди исполнились подлинной решимости рассчитаться со своими грехами, Господь тотчас же даровал бы им жизнь и радость. У Него всегда есть, что нам предложить взамен нашего убожества. Но вот, поставленные перед необходимостью отказаться от своих грехов и от своего мнимого богатства, люди предпочитают оставить своего Спасителя.

Однако Господь никогда никого не оставляет. Прежде чем наступит полное торжество зла, можно сказать, всеобщее беснование перед кончиной мира, Он дает надежду спасения всякому, кто не утратил еще главный признак человека — способность жить по стыду и совести, и потому способность к покаянию. Мы часто повторяем, что сейчас стоит вопрос не о том, существует ли Бог, а существует ли человек. И угроза расчеловечивания человека, судя по официальным заявлениям тех, кто ведет сегодня войну против России, — реальна.

Но разве у нас в стране все благополучно? Разве мало у нас несчастных, искалеченных грехом, который в течение последних десятилетий старательно насаждали в нашем Отечестве алчные «торговцы свиньями»? Очень точно сказал стихотворец: «Не победив врага внутри, не победить его снаружи». И как вовремя подписан на днях нашим президентом указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»! Это не просто запрет пропаганды ЛГБТ и всякого рода деструктивной деятельности в культуре, в образовании и в СМИ. Это преграда сатанинскому разгулу. Это должно стать знаменем в нынешнем противостоянии России нашествию освобожденных от стыда, совести и разума постхристианских западных ценностей, уничтожающих человека. Но ничего не переменится, если эта программа останется только знаменем и не начнет решительно осуществляться. Не так ли произошло в 1996 году со всеми призывами к власти общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», в котором принимали активное участие такие известные личности как Валентин Распутин, Игорь Шафаревич, Василий Белов, Александр Недоступ, Валентин Непомнящий и многие другие достойнейшие люди? Но ведь сейчас сам президент, причем когда идет война, ясно обозначает, что угроза, исходящая от внутренних врагов, растлевающих душу народа, не менее опасна, чем от внешних.

Как никогда явлена сегодня жестокость диавола. Как никогда мучим им род человеческий. И Господь милосердием Своим обращается к последним нашим глубинам: кто отзовется на всемирную людскую беду, у кого дрогнет душа, кто обратится с верой ко Господу? Потому что здесь уже начинается тайна Страшного Суда, последнего испытания каждого человека.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

12.11.2022


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!