Операция "Военторг": Секретная связь бронежилетов с айфонамиsamara.tsargrad.tvЧастичная мобилизация, объявленная 21 сентября Владимиром Путиным, вскрыла немало нарывов: стали очевидны недостатки системы призыва на воинскую службу, поголовная халатность на местах, проблемы со снабжением. Бронежилеты и иная армейская амуниция на фоне всплеска спроса подорожали почти в 20 раз. Значит ли это, что мобилизованным попросту не хватает экипировки? Куда смотрят ФАС и Минобороны? Почему люди, идущие защищать Россию, вынуждены экипировать себя сами, и как вообще у нас обстоят дела с производством бронежилетов? Ответы – в новом расследовании "Первого русского".Пора бить тревогу и искать виновных?Спустя почти месяц с начала частичной мобилизации, 19 октября, проблему с бронежилетами увидели в Совете Федерации. Спикер палаты Валентина Матвиенко поручила разобраться с ростом цен. Она заявила, например, что с начала частичной мобилизации они подорожали практически в 20 раз. По её словам, если в январе бронежилет стоил в среднем 7 тысяч рублей, то в октябре – уже 135 тысяч. Матвиенко также заявила, что обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), чтобы разобраться как с ростом цен на бронежилеты, так и с тем, что производители передают их в свободную продажу вместо того, чтобы отправлять на нужды армии. После этого проблему, конечно, признали и федеральные СМИ.
СКРИНШОТ СТАНИЦЫ САЙТА RIA.RUИ как было эту проблему не признать, когда и статистика свидетельствовала о том же. 29 сентября онлайн-сервис сравнения товаров и цен Price.ru опубликовал данные о росте за неделю в пять раз спроса на бронежилеты, универсальные складные наборы инструментов и рюкзаки.
Спрос на некоторые товары подскочил на несколько сотен процентов. Так, спрос на бронежилеты в онлайне вырос на 472%, активные наушники – на 132%, мультитулы – 457%, тактические перчатки и рюкзаки – на 441% и 319% соответственно, тактические очки – на 694%,– было сказано в исследовании.
Как это выглядит?Вам не нужно даже ходить в "Военторг" (хотя мы поговорим и об этом предприятии), чтобы убедиться в том, что в Совете Федерации не врали. Можно зайти на "Авито" и увидеть всё своими глазами. Приведём пример. Вот некая София из Ростова-на-Дону продаёт бронежилет 5-го класса защиты за 35 тысяч рублей.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА AVITO.RUВсего у Софии в продаже 13 товаров, включая военный шлем за 40 тысяч рублей, ещё один бронежилет "Модуль" за 15 тысяч, а также ремни, аптечки и другая армейская амуниция. При этом ранее эта дама торговала, например, айфонами.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА AVITO.RUПо всей видимости, сейчас бронежилеты и другая амуниция продаются гораздо лучше айфонов. Вообще, после взгляда на несколько десятков подобных объявлений возникает резонный вопрос – а откуда у этих частных продавцов такое количество новой военной экипировки? И ответа может быть только два: либо это спекулянты, скупившие ранее амуницию и перепродающие её дороже, либо это лица, имеющие отношение к военным складам или поставкам. Оба варианта крайне неутешительные, потому что говорят о поставленном на широкую ногу потоке этой экипировки налево.
От продавцов на "Авито" не отстают и маркетплейсы вроде "Озона" или Wildberries, где также можно встретить военную амуницию даже по совершенно космической цене около 100 тысяч рублей за один шлем.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА OZON.RUШлем производится на подмосковном предприятии "Армоком", и его цена у производителя неизвестна – на сайте нет никакой информации об этом. Последняя госпоставка "Армокомом" шлемов "Скат", которую нам удалось найти в открытых реестрах, датирована ещё 2016 годом – предприятие поставило 500 комплектов Федеральной таможенной службе. Цена одного шлема там составляла 14,8 тысячи рублей.
СКРИНШОТЫ СТРАНИЦ САЙТА ZAKUPKI.GOV.RUДаже если предположить, что с тех пор шлем подорожал в два или даже в три раза, всё равно он не стоил бы столько, сколько за него хотят получить на "Озоне".
Торговлей амуницией, включая шлемы, бронежилеты или целые комплекты "Ратник", "Модуль" и другими занимается, например, "Военторг". Если на сайте главного военного магазина (oaovoentorg.ru) перейти в интернет-магазин, то открывается сайт armrus.ru, где можно приобрести погоны, юбки, брюки, комплекты формы, но не каски и бронежилеты. Вообще сайт напоминает скорее магазин для модных фанатов армии, нежели для тех, кто уходит на фронт.
Есть в Сети и сайт военторг.рф, который тоже имеет отношение к АО "Военторг", хотя на главном портале организации прямой ссылки на него нет. На военторг.рф продаётся единственный вид касок – каска Красной армии времён Великой Отечественной войны. При этом ссылка на покупку приводит на ещё один сайт – военсбыт.рф, где и можно приобрести изделие (хотя сейчас "заказы на сайте временно не принимаются").
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА ВОЕНСБЫТ.РФДа и вряд ли мобилизованные захотят воевать в касках своих прадедов. Это первое. А второе – как мы видим, альтернатив "Авито", "Озону" и другим торговым площадкам в этом смысле нет. Не создали "Военторг" и Минобороны ничего подобного, поэтому и подняли голову многочисленные барыги (будем называть вещи своими именами) на маркетплейсах.
Мы связались с одной из точек "Военторга" в Москве, и нам сказали, что бронежилетов сейчас в наличии нет – только под заказ с ожиданием порядка двух месяцев. Отпускную цену на самые ходовые в армии виды четвёртого класса защиты также назвать отказались – не знают, по какой цене они придут на продажу.
Вот и получается, что прямо сейчас у мобилизованного или добровольца есть возможность купить себе бронежилет только у спекулянтов, например, на "Авито". И переплатить за него раз в десять. Пока нет ясности, связано ли изобилие бронежилетов у продавцов на "Авито" с вопросами непоставок этих средств защиты в армию. Нам не удалось найти прямых подтверждений этого. Однако военные телеграм-каналы многократно писали о десятках случаев непоставок бронежилетов мобилизованным, из-за чего те вынуждены были покупать их сами. Хотя очевидно, что такие ситуации не должны были возникать в принципе.
ГОЗ и ныне там?Для начала следует напомнить, что данные гособоронзаказа (ГОЗ) просто так проанализировать не получится. В 2020 году Госдума приняла закон об обязательном закрытии данных ГОЗ исполнителями. Ранее сведения размещались в открытом доступе – в единой информационной системе госзакупок.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА TASS.RUПо этой причине мы не сможем сообщить, как обстоят дела с ГОЗ, например, у "Военторга", а также с поставками в армию бронежилетов их производителями. Однако существуют косвенные признаки, которые указывают на недостаточность исполнения ГОЗ по экипировке в предыдущие месяцы.
К примеру, замгендиректора НПО "Специальные материалы" (производит бронежилеты "Модуль" и ряд другой экипировки) Олег Чикарёв
заявил 19 октября на круглом столе в Совете Федерации, что предприятие сейчас направляет Минобороны ежедневно 1,5 тысячи бронежилетов и бронешлемов. Надо полагать, раньше было меньше, и это число было признано недостаточным.
21 октября ЗАО "Кираса" (производит одноимённые бронежилеты "Кираса" разных видов)
объявило о наборе сотрудников для увеличения объёмов изготовления бронезащиты.
28 сентября компания "Техинком", которая называет себя производителем части экипировки системы "Ратник",
сообщила своим покупателям невесёлую новость:
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА FRONTKIT.RUЗагруженность производственных мощностей предприятия может объясняться как раз увеличением поставок продукции по ГОЗ. Ну или (в худшем случае) массовой скупкой средств защиты спекулянтами для последующей перепродажи на том же "Авито". Однако пусть это останется лишь нашим смелым предположением, так как доказать этот факт всё равно не представляется возможным.
Московское НПП "КлАСС" (производит бронежилеты "Топаз", "Тактика", "Калан") заявляет на своём сайте, что выпускает в год порядка 85 тысяч единиц средств индивидуальной бронезащиты – бронежилетов, шлемов, очков, щитов, костюмов. Если хотя бы 1/5 приходится на бронежилеты (17 тысяч штук в год), то в месяц (делим на 12) получается порядка 1,4 тысячи штук.
15 октября стало известно, что подмосковный "Армоком" (бронежилеты СК-ПР, СК-ЕК, СК-В, СК-ПЛ и другие)
планирует открыть в ноябре 2022 года в Хотьково ещё один производственный комплекс. На новом заводе будет налажен выпуск шлемов, бронежилетов, бронещитов и защитных комплексов для военной техники.
Анализ можно продолжать и дальше, но уже очевидно главное – такой резкий всплеск заявлений о наращивании производства, поставок по ГОЗ и одновременно с этим появление информации о дефиците в свободной продаже говорят сразу о нескольких вещах:
* после объявления частичной мобилизации бронежилетов в достаточном количестве в армии не было;
* спекулянты могли начать стремительную скупку оставшихся запасов для перепродажи. Ведь на сайтах производителей и в официальной продаже бронежилетов нет, а на "Авито" – сколько душе угодно и даже ещё немного;
* производители амуниции "проснулись" почти одновременно – в сентябре–октябре, потому что получили "пинок" свыше в виде заявления Владимира Путина о необходимости нарастить производство и поставки, а также после внимания со стороны контролирующих органов (например, ФАС) и попросту невозможности дальше скрывать вопиющие случаи недопоставок средств защиты мобилизованным.А что бронепластины?Самый главный элемент любого бронежилета – это бронированная пластина. Стальная или из керамики. Говоря о дефиците бронежилетов, следует понимать, что речь идёт о дефиците этого элемента. В целом можно сказать, что бронежилеты делятся на представляющие собой готовое изделие (например, бронежилет 6Б45 – единый общевойсковой бронежилет Вооружённых сил Российской Федерации, который входит в состав экипировки "Ратник") и так называемые плитники – модульные системы, состоящие из чехла, в который можно вставлять элементы по своему выбору (бронеплиты, КАПы – климатико-амортизационные подпоры, а также упоры для распределения нагрузки и многое другое).
Так вот, если мы говорим про самый типичный жилет 6Б45, то он оснащается бронеплитами "Гранит 5А" (также производства уже упомянутого нами питерского "Техинкома"). И таких плит сейчас в наличии на сайте производителя просто нет.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА FRONTKIT.RUЗато они, конечно, есть на "Авито". И, конечно, по завышенным ценам.
Самое интересное начинается, если подбирать экипировку для плитника. И тут у нас традиционно полнейший разгул импорта, а именно – торжество амуниции американского и европейского ОПК. Сам плитник как чехол можно купить на "Авито" за 10-20 тысяч рублей, а вот подходящая для него плита типа ESAPI обойдётся уже, к примеру, в 90 тысяч рублей за две шутки.
СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА AVITO.RUВариантов можно найти множество и сформировать себе индивидуальный модульный комплект – сам плитник, бронеспластины (включая боковые), КАПы (если нет штатных), упоры на пояс для снятия нагрузки с позвоночника. Всё вместе обойдётся в сумму от 100–120 тысяч рублей и до бесконечности.
Нередко можно услышать мнение, что ветераны Афганистана и чеченских войн высказываются в пользу плитников. Такие бронежилеты, действительно, удобны из-за возможности максимально подогнать экипировку под себя. Вот только получается, что из-за дефицита бронепластин для штатной армейской экипировки в России мы снова вынуждены говорить о зависимости от импорта – американских или европейских бронепластин для плитников, да и самих плитников.
То есть ситуация выглядит таким образом, что пока существовали известные проблемы с поставками бронежилетов по ГОЗ, мобилизованные самостоятельно покупали себе амуницию, включая бронежилеты. И нередко покупать приходилось именно плитник и пластины к нему (всё – импортное), так как уже готовый бронежилет от "Ратника" было либо не найти, либо он стоил невозможно дорого. И добавим сюда остальное – фонари, мультитулы, сумки-разгрузки и, конечно, шлемы. О ценах на шлемы мы уже писали выше.
Из первых устДля прояснения ряда вопросов, связанных с дефицитом бронежилетов и бронеплит в России, Царьград связался с совершенно уникальным донецким предпринимателем Михаилом Кондрусем. Михаил с июля начал заниматься производством бронежилетов – прямо в Донецке, под обстрелами. Это поражает.
Я говорю с вами из подвала, а наверху есть дополнительная защита. Только сегодня в 30 метрах от этого места был очередной "прилёт",– спокойно, как о чём-то обыденном, говорит Кондрусь.
Причём производство у Михаила – полного цикла. У его предприятия сейчас четыре небольшие фабрики в Донецке с объёмом производства до 1000 бронежилетов в месяц, и он планирует масштабировать производство и выйти на выполнение ГОЗ от Минобороны России.
На данный момент, к сожалению, я – единственный производитель бронежилетов в полном цикле на территории двух республик – ДНР и ЛНР. Мы делаем и баллистические панели, и мягкие баллистические пакеты. И швейка – у нас всё своё. Стараемся максимально покупать сырьё отечественного производства. Ткань для этих нужд покупаем в Балашихе, а на предприятии рядом с "Северсталью" покупаем сертифицированный стальной лист, раскраиваем сами этот лист, штампуем, красим, нумеруем каждую плиту, делаем на неё противорикошетный чехол. Это становится баллистической плитой – основой нашего жилета,– рассказал Царьграду Михаил Кондрусь.
В начале ноября предпринимателя пригласили в Минпромторг, откуда направили в Минобороны – заинтересовались производимыми на предприятии бронежилетами. В ЦНИИмаш в Подольске жилеты прошли испытания. По его словам, вскоре на изделие будет получен сертификат, но уже сейчас есть ряд необходимых допусков.
Наши жилеты людям понравились. В Минпромторге у меня спросили: сколько можете сделать? Сейчас я могу делать 1 тысячу штук в месяц, на конец ноября выхожу на 2 тысячи в месяц. Но я планирую и готов выйти в ближайшие три месяца на 10 тысяч штук в месяц. Я говорю Минпрому: а сколько их нужно, ставьте задачу. Они отвечают: их нужно просто бесконечное количество, вы просто не сможете столько сделать. То есть речь идёт не только о нехватке жилетов на 100 тысяч человек, а о потребности в бесконечном количестве, потому что, кроме мобилизованных, есть ещё добровольцы, а кроме этого, изделие со временем выходит из строя, нуждается в обновлении и у тех, у кого бронежилеты уже есть,– пояснил Кондрусь.
Отвечая на вопрос о причинах ажиотажа, дефиците бронежилетов и росте спроса, он отметил, например, что государственные производители, вероятно, не были готовы к взрывному росту потребностей армии и росту спроса. Частные производители, по его словам, тоже не имели нужного количества экипировки. Вместе с тем Кондрусь недоумевает – почему частники не масштабируют своё производство? Он полагает, что это можно было делать ещё летом, ведь его собственное предприятие с тех пор разрослось из одной небольшой фабрики в центре Донецка уже в четыре, а раз в неделю производится закупка трёх новых швейных машин.
(Окончание следует)