«У нас сложилась уникальная форма церковно-государственных отношений»Сегодня Русская Церковь — на переднем крае борьбы за сохранение веры Христовой и христианских ценностей, за сохранение той системы нравственных ориентиров, которые были предопределены словом Божиим, Священным Преданием, великой традицией христианства и которые сегодня просто уничтожаются. Причем удивительно — уничтожаются в странах, где христианство, казалось бы, достигло очень большого влияния на жизнь общества и государства. Ведь влияние католического епископата на жизнь западного общества было несравнимо с влиянием православных архиереев на христианском Востоке. Но сила, с которой западное христианство пыталось установить свой контроль над обществом, обернулась, как мы знаем, таким страшным явлением, как антиклерикализм. Последний подпитывал и все революционные идеи, которые были направлены не только на борьбу с абсолютизмом, но и на борьбу с Церковью.
У нас ничего подобного не было, потому что Церковь никогда не стремилась к власти. Идеалами в церковной жизни были не политики типа Феофана (Прокоповича), а старцы, такие как преподобный Серафим Саровский. И эта отрешенность Церкви от политической борьбы, при том, что Церковь воспитывала в народе любовь к Отечеству, готовность душу положить за ближних своих, и заложила основы совершенно особой системы отношений Церкви и государства в России.
Однако наша Церковь выдержала такие испытания, как ни одна другая в мире. Гонения, притеснения, репрессии, физическое уничтожение епископата, духовенства, верующих людей — наша Церковь через все это прошла, и поэтому наше ви́дение истории и наше самопонимание очень отличаются сегодня от ви́дения истории на Западе.
На Россию смотрят очень внимательно и с Востока, и с Запада. И если нам удастся сохранить нынешний уровень взаимодействия Церкви и государства, сохранить достигнутое сейчас положение Церкви в обществе, если нам удастся сохранить и развить соработничество Церкви и органов власти, то и страна наша, и народ наш будут действительно непобедимы. И народ наш, сохраняя веру православную, одновременно сохранит и силу воздействия на весь мир, который сегодня, к сожалению, отступает от всякой веры и поглощается безбожными и антихристианскими силами.
Возрождение церковной жизни было бы невозможно без добрых отношений, которые сложились между Церковью и государством в Российской Федерации. Такого не было никогда — ни при государе императоре, ни при Временном правительстве, тем более при советской власти. Никакого вмешательства, только поддержка! У нас действительно сложилась уникальная форма церковно-государственных отношений, и надо благодарить Господа за тот исторический путь, которым мы прошли, и за ту систему церковно-государственных отношений, которая характеризуется полным единомыслием Церкви и государства по самым важным, судьбоносным вопросам, связанным с жизнью нашей страны и нашего общества.
Конечно, не могу не отметить роль нашего Президента — православного человека. Православного не ради того, чтобы стяжать некую популярность, не ради того, чтобы за него голосовали, а по-настоящему православного, который приобщается Святых Христовых Таин, который живет церковной жизнью. Действительно, во главе Российского государства — православный христианин. Не всегда цари были такими православными, как сейчас наш Президент.
Говорю так, потому что нас не ждут впереди легкие времена. И самая главная наша борьба — это борьба за нашу независимость, действительно полную независимость от влияния мировых центров политической власти, под которыми находится большая часть мира. А Россия остается, как я уже сегодня сказал, островом свободы, и Церковь наша наслаждается этой свободой и сама определяет свой курс.
Хотел бы искренне, от всего сердца выразить благодарность нашему Президенту, нашим властям и политическим силам, которые содействовали формированию такой модели взаимоотношений Церкви и государства.
Святейший Патриарх Кирилл
02.02.2023Источник