Иерей Тарасий Борозенец, иерей Вячеслав ФоминО СТРАСТИ ГНЕВАКрестьяне против испанцев. Художник: Питер Брейгель, XVI век.
Понятие гнева
Гнев (греч. ὀργὴ) в своём самом общем понимании есть агрессия, то есть негативное, отрицательное отношение, неприятие.
Гнев имеет как внутреннее, так и внешнее выражения. Внутри он выражается в агрессивных чувствах, мыслях, желаниях и намерениях, вовне – в агрессивном поведении.
Гнев – одна из самых сильных эмоций, высшая степень раздражения. Гнев универсален по своей направленности. Он всеяден и может быть направлен на что угодно – на вещи, идеи, чувства, желания, ценности; на самого гневающегося, других людей, человечество; на Бога и даже на самого себя. Поэтому он является психологическим источником, стихией и горючим веществом всевозможных конфликтов.
При кажущейся молниеносной спонтанности своего возникновения, гнев зависит от свободной воли человека. Разумно-свободный человек способен контролировать свой гнев, инициировать, направлять и определять его интенсивность.
Гнев является необходимой естественной составляющей психики и поведения животных. Агрессивное поведение необходимо животным для обеспечения защиты и выживания в опасной природной среде. В этом плане гнев является выражением поведенческого иммунитета животных.
Способность такого естественного гнева есть и в человеческой душе. Низшие способности или силы души, присущие ей изначально и по природе, святые отцы называют естественными страстями. Одной из таких естественных страстей является и гнев.
Гнев неправедный
Как свободное существо, человек способен направить свой гнев не во благо, но во зло, в деструктивную, разрушительную и противоестественную сторону; он может превратить гнев из инструмента защиты и выживания в инструмент вреда и самоуничтожения.
Именно поэтому в человеческом поведении, в отличие от животных, актуализируются противоестественные, патологические виды гнева. Извращенный, деструктивный способ существования естественных сил души святые отцы называют греховными страстями. Одной из таких греховных страстей является противоестественный гнев.
В отличие от животных, у человека встречается то, что называется преднамеренной агрессией. Она возникает даже в случае отсутствия какого-либо явного, объективно значимого внешнего стимула. Другими словами, только человек способен гневаться просто так, не из-за чего-то, не ради чего-то и не за что-то, но лишь потому, что ему так захотелось. Только человек способен причинять зло, исходя исключительно из собственных убеждений в необходимости его совершения. Только у человека бывает так называемый холодный, безэмоциональный, бесчувственный гнев. Только человек может продумать и реализовать преступление против другого человека, руководствуясь исключительно своим разумом, а не под воздействием эмоций.
Гнев является четвёртой из восьми главных греховных страстей. Гневная страсть порождается предыдущими тремя страстями – чревоугодием, блудом и сребролюбием, и является промежуточным итогом их последовательного развития. Сам же гнев выступает отцом печали, через которую влияет на генезис уныния, тщеславия и гнева. Гнев неправедный возникает из-за неудовлетворенности других страстей. Человек гневается, когда по каким-то причинам не получает того, чего так страстно желал – телесных и душевных наслаждений, материального богатства, власти, общественного признания и славы.
Как и любая греховная страсть, гнев может почти безраздельно завладеть человеком
Как и любая греховная страсть, гнев может почти безраздельно завладеть человеком. В этом состоянии одержимости греховной страстью человек уже не способен своими силами противостоять ей, контролировать её, – он уже находится в рабстве у неё.
В гневе человек зачастую полностью утрачивает контроль над собой, полностью открывается для действия злых духов. Поэтому разрушительное гневное состояние человека вполне точно обозначается таким словом, как «бешенство». «Бешеный» человек становиться совершенно невосприимчивым к вразумлениям, увещеваниям и уговорам.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обращает внимание на три вида неправедного гнева: внутренний гнев, внешний и злопамятство. Гнев может оставаться в душе человека, никак не проявляясь внешне, или же он может выражаться внешними действиями, например, рукоприкладством. Об этом говорит и современная психология.
В состоянии неправедного гнева человек способен совершить ужасные греховные действия, вплоть до насилия и убийства. Поэтому чрезвычайно важно контролировать раздражительную способность своей души, прилагая все усилия к тому, чтобы избавиться от страсти неправедного гнева.
Опасность этой греховной страсти заключается в том, что она может проявиться фактически мгновенно, не проходя последовательный путь развития от прилога до греховного действия. Достаточно доли секунды, чтобы человек, впавший в состояние гнева, перешёл к насильственным действиям или совершил убийство.
Греховная страсть гнева являются корнем таких грехов, как ненависть, сквернословие, памятозлобие, жестокосердие, мстительность, обман, зависть, вплоть до самых тяжких – убийства и самоубийства.
Почему мы гневаемся неправедно
Каждый из нас в течение жизни многократно испытывает состояние внутреннего раздражения, переходящего в гнев, который, в свою очередь, может дойти до бешеной ярости.
Мы можем гневаться как на что-то или кого-то вне нас, так и на самих себя, на черты своей внешности и характера, свои собственные способности и недостатки. Гнев человека по отношению к самому себе выражается в аутоагрессии.
По своему действию гнев охватывает все составляющие человеческого существа – дух, душу и тело. Поэтому по своему происхождению он имеет сложный, комплексный характер. Кроме внутренней группы духовно-душено-телесных причин, также следует выделить внешние, социальные причины.
Общей духовной причиной гнева является «первородный грех», то есть испорченность человеческой природы вследствие грехопадения прародителей рода человеческого. В результате отпадения от Бога человеческий дух лишился благодатного просвещения, впал в духовное невежество, вступил во вражду с низшими душевными и телесными силами, обратился к творению вместо Творца. Тем самым фокус духовного внимания был переориентирован со служения Богу на обслуживание земных потребностей человека. Выйдя из послушания Богу, люди внесли вражду в свою духовно-телесную жизнь, в свои отношения друг с другом и материальным миром. Поэтому страсть гнева, вместе с другими естественными страстями, стала орудием выживания человека во враждебном ему мире и обществе, стала направляться не столько против греха, сколько против тех, кого человек считает враждебными себе – других людей и творений Божьих.
Корневой духовной причиной гнева является гордыня. Гордый человек ставит себя выше других людей, презирает и унижает их, считает себя вправе поступать с другими так, как ему заблагорассудится, не сдерживаясь, не стесняясь, не стыдясь своих негативных эмоций и агрессивных действий. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – рассуждал об этом герой «Преступления и наказания» Родион Раскольников.
К душевным, или психическим, причинам возникновения гнева можно отнести характер, индивидуальный темперамент и состояние стресса.
Замечено, что жизненная модель поведения человека формируется на основании его характера, в соответствии с которым возникает уникальная комбинация страстей и добродетелей личности. Если флегматик будет более склонен к бездействию и лени, то холерик – к гневу.
Активный по своему темпераменту, экстравертный человек с большей вероятностью будет подвержен страсти гнева, чем пассивный. Спокойный и внешне уравновешенный человек интровертного склада зачастую малоинициативен и склонен к медлительности; его поведение в основном имеет реактивный, то есть реагирующий, а не инициирующий, характер. Это связано с тем, что раздражительная сила его души слабее. Тот, кто не склонен к активной деятельности, не склонен и к агрессии.
Однако, как гласит известная русская пословица, «в тихом омуте черти водятся». Речь о том, что и обычно спокойный человек неожиданно для окружающих может эмоционально сорваться, разгневаться и натворить дел, не выдержав физической и психической нагрузки.
Таким образом, каждый человек, независимо от присущего ему типа душевной организации, должен внимательно следить за действием раздражительной способности своей души, ни в коем случае этим не пренебрегать, дабы уберечь себя от неожиданных плачевных сюрпризов в виде гневных срывов. Всем нам нужно стремиться к исправлению своих недостатков, исходя из знания собственной душевной природы, черт своего характера и темперамента.
Всем нам нужно стремиться к исправлению своих недостатков, исходя из знания собственной душевной природы
Если темперамент и характер в значительной мере являются врожденными, то стресс является приобретённым фактором раздражения и гнева. Психологи различают отрицательный (дистресс) и положительный (эустресс) виды стресса. Если второй позитивно влияет на психическое состояние человека, то первый, напротив, разрушает душевное равновесие, тревожит, угнетает и раздражает человека. В состоянии дистресса человек переживает частые и по видимости беспричинные приступы раздражительности, злобы, гнева, недовольства всем и вся.
К телесным причинам гнева относятся наследственные и приобретённые физические патологии. Так, наследуя нервную систему своих родителей, человек усваивает особенности их нервной организации, например, импульсивность, вспыльчивость, нервозность, которые являются неотъемлемой составляющей агрессии.
Возникновению гнева могут также способствовать эндогенные факторы биологического характера. Зачастую гнев проявляется у людей, имеющих заболевания головного мозга. В частности, для больных с височной эпилепсией характерны выраженные эмоциональные нарушения в виде повышенной раздражительности. Однако при определенном оперативном вмешательстве, а именно при разрушении дорсомедиальной части миндалины, человек становится менее вспыльчивым и агрессивным.
Одним из важных факторов, влияющих на поведение человека, является биохимическая среда его организма. Значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека оказывают гормоны. Научные опыты показали, что при эмоциональных реакциях гнева и ярости происходит усиленное выделение норадреналина и адреналина. Именно эти гормоны вводят человека в состояние раздражительности, злобы, ярости и гнева. Кроме этого, состояние гнева может возникать по причине переизбытка в организме цинка и меди или недостатка магния и витамина B12.
Агрессия также может быть синдромом болезней печени, щитовидной железы, сахарного диабета и многих других.
В итоге, вопреки миролюбивым этическим и религиозным убеждениям и желаниям, вопреки своей сознательной воле, человек может испытывать раздражение и гнев, в силу наличия у него определенных психических и физических заболеваний, в связи с нарушениями биохимического баланса организма.
В этих случаях мы имеем дело с так называемой немотивированной агрессией, которую подверженный ей человек не в состоянии контролировать. Соматические заболевания, психические расстройства или психологические кризисы зачастую вызывают вспышки немотивированного гнева, доходящие до состояния аффекта. В этом состоянии рассудочная деятельность не просто ослабляется, но блокируется, так что человек фактически утрачивает контроль над собственным поведением, как говорят, не владеет собой.
Занимающиеся своей духовной жизнью верующие, кроме собственно духовных, должны учитывать также психические и биологические факторы возникновения гнева и других греховных страстей. В связи с этим необходимо прибегать к церковным (молитва, духовные беседы, таинства), но и не пренебрегать медицинскими средствами исцеления.
Следует подчеркнуть, что и при наличии объективных психических и биофизических причин это не даёт нам право вести себя агрессивно, никак нас не оправдывает, если мы позволяем себе неправедно гневаться. Как бы ни было тяжело, мы должны противиться гневной страсти и не сдаваться. Человек всегда в ответе за своё поведение, в силу неотъемлемого дара богообразной природной свободы. Противостоять гневу можно и нужно – с помощью разумного осознания и анализа происходящего, свободного противления ему, молитвы и благодатной помощи свыше. Как разумно-свободные существа, мы в состоянии не подчиняться гневу и другим греховным страстям.
Как разумно-свободные существа, мы в состоянии не подчиняться гневу и другим греховным страстям
Важнейшим фактором появления раздражительности и гнева является та социальная среда, в которой человек находится и реализует себя. Наше поведение во многом обусловлено нашим окружением – семьёй, учебным и рабочим коллективом, компанией знакомых и друзей.
Среди общественных групп, в которых происходит становление человеческой личности, наиболее влиятельной является семья. Именно в семье приобретаются и формируются наш темперамент и характер, именно здесь мы наследуем основные поведенческие стереотипы и алгоритмы.
Степень раздражительности, гневливости личности в основном определяется степенью раздражения в отношениях между ближайшими членами семьи – родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками. Чем больше в семейных отношениях мира и любви, тем больше их будет в жизни личности, тем лучше она сможет переносить жизненные трудности, решать возникающие конфликты. И напротив, чем больше в семье нервозности, вражды, ругани и насилия, тем более психически неуравновешенным, агрессивным вырастет человек.
Группы риска
Среди социальных коллективов выделяются те, принадлежность к которым в силу специфики их деятельности способствует агрессивности человека. Сюда, главным образом, относятся спортивные и силовые объединения.
Известно, что спорт, особенно контактные единоборства, является тем видом деятельности, при котором человек находится в состоянии постоянного стресса и готовности к совершению агрессивных действий. Зачастую это приводит к бытовому насилию.
Отдельно следует обратить внимание на спортсменов, употребляющих анаболические стероиды, которые ещё больше усиливают поведенческую агрессивность человека. К сожалению, современная индустрия спорта жертвует здоровьем человека ради достижения высоких спортивных результатов.
К этой же группе риска относятся и представители силовых структур, сотрудники полиции, Росгвардии и военнослужащие. В силу того, что они ощущают постоянную опасность для своей жизни и здоровья, степень их агрессивности значительно выше, чем у представителей «мирных» профессий.
Силовики, спортсмены и люди, которые оказываются в чрезвычайной опасной ситуации, переживают то состояние, которое Карл Ясперс назвал «пограничной ситуацией». У человека, находящегося в опасности, меняется не только психическое, но и физическое состояние. Тело испытывает постоянное воздействие гормонов. Организм начинает работать в экстремальном режиме: учащается сердцебиение и повышается давление, дыхание становиться частым, повышается потоотделение, отключаются второстепенные функции, меняется работа желудка, кишечника, мозга, что явно сказывается на когнитивных способностях человека.
Поэтому для представителей «агрессивных» профессий крайне важно уметь снимать психическое напряжение, возвращаясь к обычной жизни. Когда опасность прошла, нужно уметь «разрядиться», чтобы не причинить вреда окружающим своим немотивированно агрессивным поведением.
Как гнев овладевает человеком
Греховная страсть гнева может действовать внутри и вовне гневающегося. Внутри она проявляется в мысленном осуждении и оскорблении предмета раздражения, незаметных для окружающих. Внешне гнев может иметь вербальное и активное выражение. Словесно гнев проявляется в устных и письменных оскорблениях, угрозах, проклятьях ближнего. Обычно гнев направлен на внешние источники раздражения – других людей, организации, государства. Однако гнев может быть направлен и на самого гневающегося в акте аутоагрессии.
Если человек не пытается контролировать, умерять, подавлять свой гнев и даёт ему полную волю над собой, тогда его сознание, нервная система и весь организм претерпевают значительные изменения. С каждой вспышкой гнева они постепенно перестраиваются так, что человек фактически утрачивает контроль над своим поведением. Как говорят об этом нейрофизиологи, дофаминергическая система, которая, кроме прочего, отвечает за физическую деятельность, активизируется, тогда как серотонергическая система, отвечающая за осуществление тормозного контроля агрессивного поведения, фактически блокируется.
(Окончание следует)