Русская беседа
 
29 Марта 2024, 19:42:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Четверток Третьей Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3161 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103279

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Марта 2008, 22:50:39 »

ЧЕТВЕРТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Мф. 5, 8



Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1 Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 
О чистоте сердца

Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какой-либо страстью, но не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы кто хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души – ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога. Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетано с Ним так, что не вспоминает ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя, как в зеркале.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Вместе с усерднейшей и частой молитвой очищению сердца служат воздержание и пост.

Святитель Иоанн Златоуст

Чистыми сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись так сказать, в едину добродетель.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Чистота души есть первоначальное дарование нашему естеству. Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха и не приобретает славы, утраченной преступлением.

Преподобный Исаак Сирин

Бог есть Око всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром, проникающее умными очами Своими в мысли и сердца людей, озаряющее всякую тварь. Душа наша – око от Ока, зрение от Зрения, свет от Света. Но ныне, по грехопадении, на нашем оке – душе болезни – грехи. Сними бельмо – и увидишь Солнце мысленное, Око бесконечное, неизмеримо светлейшее солнца вещественнаго.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Душе чистой свойственны: слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда (когда душа чиста) и ум верно устанавливает свои чаши (как устанавливаются на весах чаши весовые) и трезвением пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.

Блаженный Диадох

Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Кто хочет, чтобы его прозвали мудрым и разумным и другом Божиим, тот да печется усердно душу свою представить Господу такою, какою от Него приял ее: чистою, неуязвленною, и всю непорочною. За это увенчан будет он на небесах и ублажен Ангелами.

Преподобный Иоанн Карпафский
  
Средства к приобретению чистоты сердца

У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны.

1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа.

Именем Моим бесы ижденут (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти иой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11).

Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром.

2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших вое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению).

Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: « Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».

3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей.

«Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего».

4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте.

Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный».

5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца.

«Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются».

6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели.

Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов.

Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы (Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик).

Протоиерей Григорий Дьяченко

http://www.pravoslavie.ru/put/040311112140
« Последнее редактирование: 31 Марта 2021, 22:12:13 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 28 Марта 2019, 02:17:24 »


Святоотеческие толкования на ветхозаветные чтения.


Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава X

Притч. 10:2. Не пользуют сокровища беззаконных.

    Как же это? Разве не избегли многие смерти, благодаря богатству? Так; но не освободились от греха и выкупили жизнь, тягчайшую смерти. Будем же надеяться не на богатство, а на добродетель. Или — что праведность, привходя к грехам, ведущим к смерти, освобождает от нее. Как же принесут пользу сокровища, собранные на земле, «идеже червь и тля тлит и, идеже татие подкапывают и крадут» (Мф. 6:19)? A праведность не только спасает приобревших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию.

Притч. 10:3
. Не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит.

    Как могут терпеть голод имеющие небесный хлеб жизни? A нечестивым, хотя бы они пользовались изобилием, ничего больше не будет. Или и так (можно понимать): если жизнь нечестивых порочна, Господь «низвратит», то есть, нечестивые некогда перестанут быть нечестивыми. После такого изменения Господь «предаст царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:24, 28). A душу праведную, стремящуюся к знанию, премудрости и всему доброму, Господь не предаст голоду.

Притч. 10:6. Благословение Господне на главе праведнаго, уста же нечестивых покрыет плачь безвременный.

    Голова праведного спасается, увенчивается, а нечестивый, как употреблявший и свои уста для умножения грехов и через них совершающий грех, покроется преждевременной скорбью. Или — так: в уме мыслится благословение и разумение, а слово нечестивых побеждает в приложении великой печали (ὲν παραθέσει μεγάλου πένθους). Или так (можно понимать), что слово их хуже преждевременной печали; или — еще так, что уста их закроются, чтобы обнаружилась полнота наказания. «Имя же нечестивых угасает» (Притч. 10:7). Когда идет речь о праведнике, он прославляется и память его увековечивается, а нечестивый не только преждевременно умирает, но и имя (его) весьма скоро «угасает».

Притч. 10:8. Премудр сердцем приимет заповеди, непокровенный же устнама остроптевая запнется.

    «Премудрым» называет знающего и имещего природную способность, который руководится законом, а «непокровенным устнама» — глупого, не обуздывающего уст, говорящего обо всем, не умеющего молчать, который не знает того (как говорится): «слышал слово? Пусть оно умрет с тобой». Или (значат слова) то, что говоря то одно, то другое, такой полагает преткновения для своей жизни, за которые «запнется» вместо: падет.

Притч. 10:9. Иже ходит просто, ходит надеяся.

    Хотя обман представляется делом безопасным, а простота — ненадежным, но вопреки этому говорит, что живущий без хитрости пусть не унывает, так как делающий пути свои извилистыми «познан будет»; нельзя скрыться коварному. Или вместо этого: не устрояющий козней ближнему не подвергнется и со стороны другого. Кто втайне строит ковы, а в глаза хвалит, тот «будет познан», хотя бы казался до времени неизвестным (с этой стороны). Потом убеждает в том, что нужно делать все с надеждой. Действия праведника непрерывно руководимы бывают тем вечным Источником, Который сказал: «Аз есмь жизнь» (Ин. 14:6). А говорящий нечестиво умолкнет, постигнутый наказанием.

Притч. 10:13. Иже от yстен произносит премyдрость жезлом биет мужа безсердечна.

    Не подумай, что хочет мстить. не говорю, сказано, что оскорби, а скажи что-либо умное, и поразишь врага сильнее, чем если бы имел палку. Ненавидящего можно (ἴδιον) и ударить; если хочешь, делай так. Но поражает не надменность, а снисходительность.

Притч. 10:15
. Стяжание богатых град тверд: сокрушение же нечестивых нищета.

    Богатый не довлеет самому себе; если не обезопасит себя в городе, ненадежно его имущество. Затем порицает и бедность. А в иносказательном смысле (κατὰ διάνοιαν): ученики богатеющих в Бога — несокрушимы, а нечестивые, не имеющие ничего, достойного внимания, бывают бедны, поэтому и погибают. «Путями жизни» (Притч. 10:17) называет те, которые ведут к добродетели, «наказанием необличенным» (παιδείαν δὲ ἀωεξέλεγκτον) — худое расположение души, скрытно ведущее к заблуждению.


***


Толкования на книгу Бытия. (Быт. 7:11-24)





Лопухин А.П.

Ст. 11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились.

Начало, возрастание и продолжение потопа

«во второй месяц, в семнадцатый день месяца…» У евреев было два года: один - священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой - гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства (Исх. 12:2; Исх. 13:4; Исх. 23:15; Втор. 16:1), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

«источники великой бездны…» Этим именем, очевидно, обозначена вода, заключенная внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулканических сил в громадном количестве вышла на поверхность.

«окна небесные отворились…» Это - наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей (Быт. 1:7).


Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 12-16 И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.

Животные не собираются с принуждением, но сами входят в ковчег в желаемом порядке; сам Господь затворяет за ним дверь ковчега, дабы она была безопасна и от вод, и от утопающих.


Беда Достопочтенный

Ст. 17-24 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.


Читая историю святого Ноя, чудесно спасшегося в ковчеге вместе со всем, что было с ним, от потопа, который истребил нечестивых, все понимают, что это значит: Господь, заботясь о праведности и ненавидя нечестие, благочестивых сумеет избавить от искушения, а нечестивцев подвергнет справедливой каре… При духовном разумении этот же текст оказывается исполненным еще более священных тайн. Ибо ковчег означает вселенскую Церковь, воды потопа - крещение, чистые и нечистые животные - духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега - учителей, укрепленных благодатью веры...

О скинии.


Толкования на книгу Бытия. (Быт. 8:1-3)


Ст. 1 - 2. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. Изакрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.


Свт. Амвросий Медиоланский

И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода.

И навел Бог духа на землю, и воды остановились. Не думаю, что именем духа здесь назван ветер. Кроме того, ветер не способен высушить потоп: ведь в противном случае море, ежедневно волнуемое ветрами, высохло бы. Разве его не осушила бы сила ветра, коль скоро она остановила потоп, покрывший всю землю вплоть до Геркулесовых столпов, и высушила море, чьи волны бурлили над вершинами самых высоких гор? Так что нет сомнения, что потоп был остановлен не колебанием воздуха, но действием Неба - невидимой силой Духа Божиего.

О Ное.



https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanija-na-pritchi-solomona/
http://bible.optina.ru/old:gen:07:start
http://bible.optina.ru/old:gen:08:start
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 25 Марта 2022, 00:58:44 »


Четверг третьей седмицы

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)



Фарисей и мытарь

Надменная гордыня, осуждение ближних, настойчивое самооправдание и в конце концов упорное противление Богу будут причинами духовных поражений многих из тех, кто вначале уверовал во Христа. Обратим особое внимание: обман, воровство, блуд, убийства распространены по всему миру, и они ужасны. Но самая смертельная и тяжелее всего поддающаяся лечению покаянием болезнь — фарисейство — проявляется лишь внутри нашего общества — общества верующих в Бога людей.

***

Ни кротким, ни смиренным, ни победившим гордыню не будет человек, привыкший осуждать кого-либо, кроме себя. Это непреложный закон духовной жизни. Мы можем знать всю Псалтирь, всё Священное Писание, можем наизусть цитировать Типикон, но, если мы осуждаем ближнего, — в сердце нашем нет места для Христа.

***

Два человека принесли в храм Божий каждый свою правду и представили ее пред Богом — мытарь и фарисей. Фарисей представил свою правду: он строго исполняет всё, предписанное законом Моисея, до самых мелочей. И видит в этом смысл своей жизни. Мытарь тоже принес Богу свою правду. Она заключалась в словах, которые, подобно фарисейским, выражали дух и состояние сердца человека. Но эти слова стали глубочайшей и любимой молитвой всех учеников Господа Иисуса Христа. Их мы повторяем каждый день: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Эта искренняя и горькая, мудрая и спасительная правда о себе и стала святым приношением мытаря Богу. Какую правду несем мы в своих душах? Какую правду не на словах, а из своих сердец возносим Богу, знающему о нас всё самое сокровенное? Церковь из года в год терпеливо призывает нас учиться следовать правде мытаря.


24 марта 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145337.html
« Последнее редактирование: 25 Марта 2022, 01:02:49 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 16 Марта 2023, 01:18:59 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 10

В четверг третьей седмицы Великого поста. (Притч. Χ, 1–21.)



Сею паримиею начинается ряд приточных изречений до XXIX главы включительно, разнородного содержания, редко связанных общею мыслию, так что каждый из стихов, за немногими исключениями, есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая связи ни с предыдущими, ни с последующими. По содержанию своему эти приточные изречения относятся к всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, соответственно разнообразию этих условий и отношений, проходит богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и т. д.

Гл. X, 1. Сын премудр веселит отца, сын же безумен печаль матери.

Сей стих, состоящий из двух параллельных членов, принадлежит к разряду стихов, представляющих в одном полустишии обратную сторону истины, выражаемой в другом, но представляющих не полно, так что недосказанное в обоих полустишиях надобно восполнять одним из другого взаимно (παραλλαγή). Примеры подобного соотношения членов одного и того же стиха, требующих взаимного восполнения, мы увидим и в следующих стихах; но они встречаются нередко и в других книгах Св. Писания. Например в 1–м псалме (6) читаем: весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет, — это значит: Господь знает благоволительно путь праведных, а потому путь их не погибнет; напротив путь нечестивых, которого Господь не знает, не благоволит к нему, погибнет. Слова в книге Екклезиаст (II, 14): мудраго очи во главе его, а безумный во тме ходит, дают такой смысл: мудрый имеет зоркое зрение духовное, и потому не ходит во тьме (т. е. хорошо знает, что́ ему делать, ка́к поступать в разных обстоятельствах); напротив глупый (глаза которого как бы не в голове, а в пятках), ходит в потемках (не знает, как поступить в том или другом положении). — Ввиду необходимости, при изъяснении подобных двухчленных приточных изречений, восполнять одно полустишие из другого, мы можем первый стих рассматриваемой паримии изложить в следующем виде: сын умный радует отца и мать, а сын глупый огорчает отца и мать. Должно заметить, что идет речь о таком умном сыне, который есть вместе благочестивый сын, ибо начало премудрости — страх Господень и без страха Господня немыслима истинная мудрость, — равно под глупым сыном разумеется сын нехороший в умственном и вместе нравственном отношении.

2. Не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти.

Сокровища неполезные беззаконным, судя по тому, что во втором полустишии им противополагается правда, означают сокровища, нажитые беззакониями и неправдою. — Не пользуют, судя по связи с вторым полустишием, в том смысле, что не спасают от смерти. — Под правдою, которая спасает от смерти, разумеется правота в намерениях и поступках, соблюдаемая при стяжании сокровищ и употреблении их, равно при скудости. Под смертию, от которой спасает правда и не спасает неправда, должно разуметь здесь не лишение жизни, потому что люди праведные и неправедные равно умирают, но тяжкое, смертельное бедствие. В сем смысле слово смерть употребляется и в других местах Писания. Например фараон, прося Моисея и Аарона ходатайствовать пред Богом о прекращении бедствий от саранчи, выражается: помолитеся Господу, да отимет от мене смерть сию (Исход. XI, 17. Псал. ХХΧΙΙ. 19). Рассматриваемое приточное изречение с небольшим изменением повторяется в 4–м стихе ХІ-й главы Притчей: не пользуют имения в день ярости, правда же избавляет от смерти. Смерть или тяжкое, смертельное бедствие, здесь представляется действием ярости, т. е. гнева Божия. Таким образом в обоих стихах одна общая мысль: от гнева Божия не спасут сокровища, — а спасет одна правда.

3. Не убиет (не сгубит) Господь гладом душу праведную, живот же нечестивых низвратит (истребит).

Выражение: душу праведную, значит вообще человека праведного. В значении человека вообще слово — душа встречается и в других местах Писания. Например в книге Левит объявляется виноватою душа она, яже аще прикоснется ко всякой вещи нечистей, или мертвечине и т. д. (V, 2). — Живот же нечестивых — значит здесь средства жизни или пожитки (слич. Притч. ΧΧVIΙ, 28). Смысл стиха может быть так изложен: Господь, на Которого одного благочестивые возлагают свое упование, никогда не попустит им погибнуть от нищеты и голода. Подобное сему выражается в словах псалма (ХХХVI, 25): не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба. — Напротив нечестивые, которые разбогатев забывают Бога, наказываются от Него нищетою и гибнуть от нея, лишенные средств для поддержания жизни.

4. Нищета мужа смиряет, руце же мужественных обогащаются.

Здесь указываются плоды лености, уклонения от послушания общему для всех закону: в поте лица снеси хлеб твой (Быт. III, 10), и плоды трудолюбия. Последствием лености бывает нищета, которая смиряет, доводит до унизительного положения мужа ленивого, не прилагающего рук ни к какому полезному труду. Но кто без устали работает своими руками, мужественно, терпеливо несет тяжесть труда, борется с трудностями работы, тот обогащается.

5. Сын наказан (наученный) премудр будет, безумный же слугою употребится.

Здесь повторяется сказанное в 12 стихе предыдущей паримии.

— Спасется (не испытает вреда) от зноя сын разумный, ветротленен же (терпит вред от ветра) бывает на жатве сын беззаконный.

В похвалу благоразумного человека говорится здесь, что он не испытает вреда от знойного ветра на поле во время жатвы, тогда как сын беззаконный терпит вред от знойного ветра во время жатвы. Один не терпит вреда от знойного ветра потому, что своевременно принимается за уборку хлеба; а другой, проводя жизнь в беззакониях, в разгуле и пьянстве, пропускает время для уборки хлеба, и неубранный хлеб пропадает от того, что зерно в колосьях перезревает, делается крайне сухим и от дуновения знойного ветра выпадает. Таков буквальный смысл рассматриваемого стиха; но можно также думать, что под образом благовременной уборки хлеба выражается мысль вообще о благоразумном употреблении времени, о том, что надобно дорожить временем, не пропускать благоприятных случаев и обстоятельств к достижению успеха в том или другом деле, не отлагать на неопределенное время то, что́ можно сделать сейчас. Это правило нужно соблюдать не только в житейских делах, но и в нравственной жизни. Кто в раннюю пору своей жизни не стяжал навыка к добродетели и благочестию, в надежде исправиться в летах зрелых или в старости, тот обманется в своей надежде и под старость сделается еще хуже в нравственном отношении.

6. Благословение Господне на главе праведнаго: уста же нечестивых покрыет плачь безвременный.

На главе праведного — значит: на праведнике. Подобный смысл имеют слова Псалма (VII, 17): обратится болезнь его на главу его. — Покрыет, — закроет, — плач безвременный, т. е. вопль от бедствия, постигшего нечестивых неожиданно для них. Стих может быть изложен так: на благочестивых, преданных Богу и исполняющих Его заповеди, всегда почивает благословение или благоволение Божие, и потому они не знают горя, или переносят постигшее их горе благодушно. Напротив нечестивые лишаются благословения Божия и вместе с тем подвергаются неожиданным бедствиям, которые превращают их веселие и ликование в неутешный плач, — уста их закроются для смеха и для гнилых речей, — и наполнятся одним воплем.

7. Память праведнаго с похвалами, имя же нечестивых погибнет.

Человека праведного уважают и любят не только при жизни, но и по смерти вспоминают о нем с похвалами и благословениями. Напротив нечестивые, Бога не боявшиеся и людей обижавшие при жизни, оставляют по себе худую славу, — имя их произносится не с похвалами, а с укоризнами и проклятиями, пока наконец совсем исчезнет из памяти людской.

8. Премудр сердцем приимет заповеди, непокровенный же устнама остроптевая (спотыкаясь) запнется.

Мудрый сердцем, т. е. истинно мудрый или благоразумный, а не кажущийся только таковым, противополагается непокровенному устнами, — человеку говорливому, но не имеющему истинной мудрости. Первый чужд гордости и самоуверенности; он всегда готов принимать от других заповеди, выслушивать наставления опытных людей и потому не споткнется и не замнется, — не потеряется в затруднительных обстоятельствах жизни, сумеет выпутаться из затруднений, выйдет из них с честию. Иначе ведет себя говорливый и глупый, инакова потому и участь его. По уверенности в своем благоразумии, он не любит выслушивать советы и предостережения от других, а сам без умолку сыплет словами, всем и каждому навязывая свои мнения, и почитая их непогрешительными, не терпит противоречия. Последствия такой самоуверенности и гордости выходят плачевные. Он спотыкается и запинается, — т. е. делает грубые и непоправимые ошибки, которых мог бы избежать, если бы меньше говорил, а больше слушал тех, которые умнее и опытнее его.

9. Иже ходит просто, ходит надеяся, развращаяй же (искривляющий) пути своя познан будет.

Кто поступает в простоте сердца, прямодушно, чужд хитрости и коварства, тот ходит надеяся, — поступает смело, с надеждою на свою безопасность, никого и ничего не боится; ибо никому не подает повода заподозрить его в злых умыслах. Напротив, кто искривляет свои пути, поступает коварно и злоумышленно, тот постоянно тревожится опасением, не открылись бы его злые умыслы, не обличили бы его в них, — и опасения его не напрасны: он действительно познан бывает, рано или поздно навлекает на себя обличение в злоумышленности и подвергается заслуженному наказанию.

10. Намизаяй оком с лестию собирает мужем (людям) печали, обличали же со дерзновением миротворит.

Есть люди, которые входят в доверие простодушных с тем, чтобы предательским миганием глаз выдать их своим соумышленникам. Ласковы и мягки речи этих предателей, но горьки последствия для обманутых этими речами. Гораздо лучше иметь дело с людьми, которые не льстят вам, а смело говорят в лице правду, резко обличают вас в грехах и заблуждениях. Горьки эти обличения, но сознание справедливости их мирит с обличителями.

11. Источник жизни в руце праведного, уста же нечестивого покрыет (прикрывает) пагуба.

Общение с человеком праведным также благотворно действует на душу, как благотворно действует на изнывающего от зноя и жажды путника вода, текущая из родника, освежающая и прохлаждающая. Напротив, опасно входить в сношения с нечестивым. Сладкие речи, выходящие из его уст, скрывают пагубу для увлекаемых ими неосторожных слушателей. «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда. Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Псал. LIV, 22).

12. Ненависть воздвизает распри, всех же нелюбопрительных (нелюбящих ссор) покрывает любовь.

Ненависть, таящаяся в сердце, обнаруживается в склонности к ссорам, — она пользуется всяким, даже маловажным поводом, чтобы затеять ссору, и возбуждает даже судебное преследование против ненавидимого человека. Но чье сердце исполнено любви к ближнему, тот не затеет ссоры и тяжбы даже по уважительным с законной точки зрения причинам. Теряет ли он что–нибудь вследствие этого? Не теряет, — любовь покрывает нелюбопрительных, — т. е. защищает их от ненависти, побеждает вражду терпением, обезоруживает незлобием.

13. Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа бессердечна.

Учитель мудрости не всегда учит одними словами. В числе учеников его могут быть люди бессердечные, — бестолковые, нечувствительные, невосприимчивые к учению истины. Одними словами не вразумишь их. В отношении к ним иногда полезно употреблять жезл. Мудрый учитель не пренебрегает и этим способом учения, — подражая отцу, не щадящему жезла своего для вразумления сына глупого и упрямого.

14. Премудрии скрыют чувство (ведение), уста же продерзого (опрометчивого) приближаются сокрушению.

Мудрому свойственна осторожность в речах. Не всякому и не всегда говорит он, что́ знает. Многое, ему известное, он иди совсем скрывает, — не бросает бисера всякому, или выжидает удобного случая, соображаясь с обстоятельствами места, времени, с приемлемостию слушателей, чтобы поделиться с ними своими сведениями. Осторожности в слове противоположна опрометчивость. Опрометчивый говорит невпопад, предварительно не обдумав своих слов; прежде времени разглашает то, о чем следовало бы смолчать; из уст его часто сыплются слова тщеславия, самохвальства, дерзости, лжи. Все это не всегда безнаказанно для него проходит. Случается, что своими несдержанными речами он выводит из терпения слушателей, и подвергается опасности получить сокрушение болтливых уст своих.

15. Стяжание богатых град тверд, сокрушение же нечестивых (бедных) нищета.

Заключающаяся в сих словах истина дознана путем наблюдения над делами людскими. Опыт действительно показывает, что для богатых стяжание — град тверд, — они смотрят на свое богатство, как на несокрушимую крепость, в которой чувствуют себя огражденными от житейских невзгод. Были бы деньги, рассуждают они, всё будет. Обладание богатством поднимает дух обладателей, внушает им самонадеянность и уверенность в безопасности от бед и напастей. Напротив бедность и нищета принижает бедняка, служит для него сокрушением, т. е. ударом, под тяжестию которого он делается боязливым и мрачно смотрит на жизнь. — Так свидетельствует опыт; но это не значит, что та́к и должно быть, и Соломон, указывая на свидетельство опыта, не имел в виду хвалить богатых и порицать бедных, а хотел разве предостеречь одних от лености, приводящей к нищете и уничижению, а других от самонадеянности, к которой располагает пристрастие к богатству.

16. Дела праведных живот творят, плодове же нечестивых грехи.

Дела праведных, т. е. все, что́ приобретают праведные трудами своими, плоды их трудов, живот творят. — Они употребляются ими не для греха, а для добра, и потому животворны, т. е. споспешествуют их житейскому благополучию. Напротив плодове, прибытки нечестивых, употребляются ими только на грехи, на роскошь, на пьянство, на распутство, и потому не животворны, — расстраивают житейское их положение, приводят их к разорению и нищете.

17. Пути жизни хранит наказание (научение), наказанием же необличенный заблуждает.

Благо тому, кто смиренно принимает вразумления и обличения от мудрых и опытных людей: он не собьется с пути жизни, — усвоенное им учение сбережет эти пути, предостережет его от жизни неправильной и злополучной. Но горе необличенному научением, — не принявшему вразумления и обличения: лишенный правильного руководства, он заблуждает, сбивается с пути и гибнет.

18. Покрывают (скрывают) вражду устне правыя: износящии же укоризну безумнейшии суть.

Похваляется благоразумие тех, которые удерживают свои уста от слов вражды, — негодования и укоризны, хотя бы имели к тому справедливые причины; но признаются нерассудительными те, которые, быв обижены кем–нибудь несправедливо или вообще при виде бесчестно поступающих, поспешают произносить против таковых свои укоризны и ругательства. Самообладание первых предохраняет их от греха излишнего раздражения и дает им возможность наперед хорошенько обдумать свои слова, чтобы не сказать чего- нибудь лишнего и вредного. Нетерпеливость последних делает их виновными в последнем грехе.

19. От многословия не избежиши греха, щадяй же устне разумен будет.

К числу признаков благоразумия относится воздержность языка. Дело не в том, чтобы ничего не говорить, а в том, чтобы говорить немного, но обдуманно, с опасением проговориться, сказать слово праздное, лживое, гнилое. Если за всякое праздное слово грозит осуждение в день судный, тем паче — за слово лживое и гнилое. Итак, не многословь, — не давай воли языку, — будешь умнее.

20. Сребро разженное язык праведнаго, сердце же нечестиваго исчезнет.

Исходящее из сердца праведного человека слово драгоценно, как очищенное чрез огонь от негодной примеси серебро, и потому не исчезнет, — оно сохранится в умах и памяти слушателей, как драгоценность. Но сердце нечестивого есть источник греховных помышлений и слов, никуда негодных, как изгарь отделяющаяся от серебра, и потому это сердце, т. е. слово исходящее от него, исчезнет, — будет пренебрежено, как изгарь, обрекаемая на уничтожение. Действие его на душу будет уничтожено благим словом праведного.

21. Устне праведных ведят высокая, безумнии же в скудости скончаваются.

Праведным людям свойственно знание и разумение возвышенных истин. Этим сокровищем они делятся с ближними своими, изрекая устами то, что́ они знают, обнаруживая пред всеми свой возвышенный образ мыслей. За сие они достойно и праведно пользуются уважением от людей и благословением от Бога и умирают в благоденствии. Промысл Божий не допускает их до того уничижения по внешнему состоянию, до которого доходят люди неразумные и нечестивые, умирающие в скудости в наказание за то, что они ничего возвышенного не проявляли в своей жизни. От них ничему хорошему нельзя было научиться, уста их высказывали лишь низкий образ мыслей. Каковы у них мысли, таковы же и слова.

22. Благословение Господне на главе праведнаго, сие обогащает, и не имать приложитися ему печаль в сердцы.

Милосердый Господь, ущедряющий праведных, не лишает иногда своего благословения и неправедных, не лишает их сил и средств к обогащению. Но есть и разность между теми и другими в этом отношении. Праведнику не приложится печаль в сердцы. Он, как и неправедный, в поте лица снедает хлеб, много работает для обеспечения себя в средствах жизни, но он не испытывает мучительных скорбей и беспокойств среди своих трудов. Господь благословляет его не только успехом в его житейских делах, но еще благодушием, веселым душевным расположением в награду за то, что он уповает на Него, предан Ему, уверен в Его благоволении к нему. Его не смущает опасение потерь и неудач в житейских делах, — ибо он благоговеет пред судьбами Божиими, благими и премудрыми. Не таково положение нечестивых. Стремясь к обогащению, они ждут успеха не от благословения Божия, а от одних собственных усилий и трудов и потому радость обладания богатством отравляется в них постоянным опасением потери его, мучительными заботами о сохранении и увеличении его. С умножением богатства прилагается или умножается в сердцах их скорбь.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 16 Марта 2023, 01:19:13 »


Четверг третьей седмицы Великого Поста

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Мф. 5, 8



Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1 Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 

О чистоте сердца

Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какой-либо страстью, но не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы кто хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души – ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога. Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетано с Ним так, что не вспоминает ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя, как в зеркале.

Преподобный Симеон Новый Богослов


Вместе с усерднейшей и частой молитвой очищению сердца служат воздержание и пост.

Святитель Иоанн Златоуст


Чистыми сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст


Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись так сказать, в едину добродетель.

Преподобный Симеон Новый Богослов


Чистота души есть первоначальное дарование нашему естеству. Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха и не приобретает славы, утраченной преступлением.

Преподобный Исаак Сирин


Бог есть Око всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром, проникающее умными очами Своими в мысли и сердца людей, озаряющее всякую тварь. Душа наша – око от Ока, зрение от Зрения, свет от Света. Но ныне, по грехопадении, на нашем оке – душе болезни – грехи. Сними бельмо – и увидишь Солнце мысленное, Око бесконечное, неизмеримо светлейшее солнца вещественнаго.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Душе чистой свойственны: слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда (когда душа чиста) и ум верно устанавливает свои чаши (как устанавливаются на весах чаши весовые) и трезвением пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.

Блаженный Диадох


Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Кто хочет, чтобы его прозвали мудрым и разумным и другом Божиим, тот да печется усердно душу свою представить Господу такою, какою от Него приял ее: чистою, неуязвленною, и всю непорочною. За это увенчан будет он на небесах и ублажен Ангелами.

Преподобный Иоанн Карпафский
  




Средства к приобретению чистоты сердца

У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны.

1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа.

Именем Моим бесы ижденут (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти иой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11).

Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром.

2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших вое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению).

Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: « Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».

3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей.

«Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего».

4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте.

Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный».

5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца.

«Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются».

6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели.

Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов.

Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы (Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик).

Протоиерей Григорий Дьяченко


https://pravoslavie.ru/1639.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!